Суть богадельни
Фото: Cultinfo.ru
В целом, богадельня и есть дом престарелых и отличается от него не столько организационно, сколько по внутреннему содержанию. Современные богадельни стремятся стать обителью христианского духа, местом, где царит любовь в том понятии, как ее завещал нам Спаситель.
Именно здесь, под конец своих дней, люди стремятся к тому, на что у них всю жизнь не было времени – подумать о своей душе, обеспечить ей вечную жизнь и спасение. Поздно это или рано, людям знать не дано. На все есть высший суд, который и решит, кто достоин спасения. Но именно в богадельне для этого созданы все условия.
Обычно это заведение создается при храме и располагается в непосредственной близости от него – вот и второе отличие от дома престарелых.
И формальные отличия также наблюдаются – здесь престарелых называют насельницами, матушками. Комнаты – кельи, столовая – трапезная.
Но главный, кто живет в богадельне – это не ее заведующий, и не насельницы, а Святой Христианский дух, который помогает всем живущим и работающим в этом заведении рано или поздно осознать, что такое христианские отношения, что такое истинная любовь к Богу.
История развития
Как и все богоугодные заведения, богадельни появились вместе с христианством и изначально создавались при больницах или даже сливались с ними. Первая богадельня была создана христианской церковью в 542 г.. В г.. Лионе. В Польше богадельни с давних времен существовали в основном под названием «приходских госпиталей», и только в 1843 году, когда на основании указа от 18 марта (2 марта) 1842 проведения было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений в соответствии с целями их функционирования, они были переименованы в «дома приюта для престарелых и немощных». Некоторые из этих домов были очень старинного происхождения. Так, например, Дом убежища в Люблине был открыт в 1342, в Варшаве дом Святого Духа и Девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневице в 1530
Во Франции в XIX в. приюты для престарелых, немощных и калек под названием фр. hospices составляли вместе с больницами для излечимых больных (фр. hôpitaux) одно ведомство госпиталей; учреждения, в которых удерживаемые обоих разрядов, назывались фр. hospices-hôpitaux. Любая община должна была принимать в свои богаделен своих членов, стали неспособными к труду; для таких общин, не имели богаделен, генеральный совет департамента назначала определенное количество богаделен, привлекая эти общины к участию в расходах на содержание таких богаделен.
В Англии после реформы 1834 богадельни являются отделениями работных домов (англ. Workhouse), положенных в основу английской системы общественного призрения.
Появление богаделен на Руси.
На территорию Руси богадельни вместе с христианством перешли из Византии. Уже церковный устав Святого Владимира вспоминает о них и заведование ими поручает церкви. На содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц определялась десятину. В течение многих веков церковь и монастыри на Руси оставались центрами социальной помощи старым, убогим и больным.
По греческим образцам при монастырях и больших церквях, прежде всего в Киево-Печерском монастыре, устраиваются приюты для больных и инвалидов. Среди монахов выделяются лица, специально посвящают себя заботе о больных и лечению их. Можно сказать, что в древней Руси практически при каждой приходской церкви была богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих.
Князь Черниговский Николай Святоша, который был монахом Киево-Печерского монастыря, построил Троицкую надвратную церковь (1108) и больницу, на базе которой позже образовано Больничный Свято-Троицкий монастырь, где собирали «слепых, хромых …». В Переяславе на Днепре в том же XI в. была «строение банная и лечебная», где всем, кто приходил, подавали бесплатно медицинскую помощь. Монастыри целом не стали центрами предоставления такой помощи, хотя на эти цели уже в первых законодательных актах Руси после принятия христианства принадлежало выделять церкви часть из всех государственных доходов.
По татарского нашествия на Руси количество искалеченных, больных, вообще человек, требовавших опеки, значительно увеличилось. Но глубокий общий упадок экономической и культурной жизни народа тормозил развитие лечебного дела. Прекращаются также связи с Византией, южными и западными славянскими народами.
В середине IV в. русские земли оказываются под властью Великого княжества Литовского, а с середины XVI в. — В составе Речи Посполитой. Уже под 1377 в городских актах Львова находим сведения об учреждении в городе госпиталя для больных и бедных. В XVI в. в Остроге также функционировал большой госпиталь с годовым бюджетом 4 000 злотых — сумма по тем временам значительная.
Развитие госпиталей на украинских землях в XV-XVIII вв.
Братские госпитале
В истории богаделен-госпиталей Украины нельзя обойти братств — организации украинского мещанства, которые в XV-XVIII вв. имели играли огромную роль в жизни народа. Они занимались разнообразной религиозно-благотворительной и образовательной деятельностью, помогали обедневшим и больным членам своего прихода и тому подобное. В описании Павла Алеппского, из антиохийским патриархом путешествовал через Украину в Москву в 1654 p., Читаем: «Знай, что по всей земле казацкой, в каждом городе, в каждом селе для их убогих, немощных и сирот построен по краю или в середине населенного места дома, в которых они имеют убежище ». Братские приюты уже в XVI в. получают название госпиталей (от лат. hospitalis — гостеприимный).
Одним из значительных на Украине было Львовское братство. Древнейшие письменные упоминания о нем известны с 1439 При Онуфриевском монастыре братство устраивает в 1522 госпиталь, для которого позже получает материальную помощь от московского царя Федора Иоанновича. В пригородах Львова при украинских церквях было открыто еще четыре небольшие госпитале.
Киевское братство основано позже — в 1615 Оно имело свою школу и госпиталь «для людей бедных, старых, уломних и духовных, яко и свецких и людей рыцарски», как отмечается в его засновни грамоте.
Братские госпитале, школы содержались на средства прихожан. В городах крупные цеха удерживали свои госпитале. Меньшие цеха объединены и имели один госпиталь. В некоторых местах госпитале удерживались на таможенные средства, которые брали за пользование городскими весами, за переезд через мосты, переправу на пароме. Кроме госпиталей, которые содержались на общественные средства, были в Украине госпитале, существование которых обеспечивалось заветам состоятельных лиц, отписывали для этого села, мельницы и даже ветчины.
Казацкие госпитале
Во времена казачества сеть богаделен-госпиталей еще больше развилась. С походов запорожские казаки возвращались с большим количеством раненых, часть которых оставалась навсегда инвалидами. По этим причинам казаки вынуждены были иметь свои госпитале.
Первый такой госпиталь был основан в дубовом лесу на острове между реками Старой и Новой Самарой. Там был построен дома и церковь, окруженные защитными рвами. По просьбе казаков из Киева в этот госпиталь был приглашен иеромонаха Паисия, на которого кроме духовных обязанностей полагался также обязанность лечить инвалидов и раненых. В конце XVI в. главным госпиталем казаков становится госпиталь в Трахтемировском монастыре на Днепре, ниже Канева.
Военные госпитали были в монастырях Лебединском у Чигирина, Левковской у Овруча, Межигирскому у Вышгорода. Монастыри охотно принимали на себя заботу о казаках, поскольку имели от этого материальную прибыль. В казацких госпиталях, в противовес гражданским в городах и селах, находили приют не только инвалиды, здесь также лечили раненых и искалеченных в боях запорожцев счет Сечи. Это были своеобразные первые военные лечебные заведения в Украине. Госпиталь в Межигорье при Межигирскому монастыре после 1755 предполагалось превратить в инвалидную общественный дом. Однако такой дом был устроен в Кирилловском монастыре в Киеве, а в Межигорье приказано открыть военный госпиталь, который в 1787 в день намеченного посещения Межигорья Екатериной II по неизвестным причинам сгорел.
О количестве госпиталей в Украине в XVII и XVIII вв. можно составить представление сведений ревизских книг Левобережной Украины архива Малороссийской коллегии. По этим книгам, в 1732 в Черниговском полку было 118 госпиталей, Лубенском — 107, Миргородском — 29 Нежинском — 138, Полтавском — 42, Переяславском — 52. Все эти госпитале имели опикувальну цель.
Развитие богаделен под властью Российской империи
После присоединения украинских земель к Российской империи вопросы функционирования богаделен решались на имперском уровне. Так, Петр I, который, преследуя попрошайничество и запрещая частную благотворительность, повелел в 1712 завести по всем губерниям богадельни для престарелых и увечных, способных к работе, и в такие монастырские и церковные богадельни прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и калек военных чинов, а для удержания их приказал давать им пожертвования и денежное жалованье; на построение при церквях богаделен для побираясь больных предписано направлять свечные сборы. Калек и немощных, неспособных к труду людей, которые выявлялись при составлении ревизий, было велено в 1723 г.. В оклад не писать, а отправлять в богадельне. Данное распоряжение при всей своей полезности оказалось невозможным из-за недостаточного количества богаделен. Церковные средства оказывались недостаточными для образования и содержания богаделен, а надежды, которые Петр возлагал в этом деле на созданные им городские магистраты, не оправдались.
Вот почему при преемниках Петра I с Постановлениями о губернии постоянно повторяются указы как о преследовании попрошайничества, так и о создании богаделен. В постановлении о губерниях 1775 содержалась попытка устроить это дело на совершенно новых началах, которая оказалась почти несбыточной. Устройство и заведование богадельни было поручено созданному в каждой губернии Приказа общественного попечительства. Приказам поручалось основывать в городах и поселках богадельни, отдельные для мужчин и для женщин. Кроме калек и престарелых до сих богаделен предписывалось помещать: бродяг и преступников, сосланных в Сибирь, если по старости и болезням они не могут туда следовать, калек отставных нижних чинов, захваченных при нищенстве, людей, которые исключаются за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости способны трудом зарабатывать на жизнь и тому подобное.
При таком «контингенте» и при плохой администрации большинство богаделен до передачи их в ведение земств (1864) и городов (1870) находилась в весьма неудовлетворительном состоянии. Для улучшения положения дел земские собрания прежде всего стали заботиться об отправке в богаделен только беспомощных бедных, некоторые из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного отправки в земских богаделен бродяг. В то же время земства стали заботиться о сиротах в богадельнях, о расширении категорий людей, которые могли бы находиться там, об устройстве новых богаделен, и многим из них удалось привести эти учреждения в совершенно другой вид.
После Октябрьского переворота 1917 г.. Начался процесс исчезновения понятия «богадельня». Это связано, в первую очередь, с закрытием ликвидацией церквей, монастырей, при которых много таких заведений было. Также, были отменены земства, а учреждения, которые были в их ведении, в том числе и богадельни, перешли в ведение советских органов и или закрывались, или перепрофильовувалися в «Дома престарелых», «интернаты», «приюты» и др
Чем отличается от дома престарелых?
Фото: Miloserdie.ru
Как же сразу отличить церковное заведение от светского? Внешние отличия, конечно, есть – в богадельне всюду встречаются иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они – не обязательный ее атрибут.
Нельзя сказать, что в богадельне всегда хорошо, а в заведении социальной защиты всегда плохо. И светские дома престарелых могут обеспечить своим клиентам хороший уход, вежливое, корректное отношение и замечательные бытовые условия. Если близких людей нет, или они не могут дать комфорт и уход старикам, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем все равно главным является материальная часть жизни – питание, чистое белье, медицинский уход.
То есть перед уходом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, как у них спокойно и легко на душе, а то, какая была каша на завтрак, да скоро ли им пододеяльники поменяют… Не о вечном думают, а о бренном. И помочь направить им мысли в нужное русло некому, вот пустота и заполняется суетой, которая завтра уже никому не будет нужна. Вот главное отличие, и оно в корне меняет представление о том, как нужно провести последние годы своей жизни.
Цель создания богаделен
Фото: Nne.ru
Отсюда понятна цель – создать такие условия, когда старички могут прийти к глубокой, непоколебимой вере и в ней подготовиться к вечности. Обдумать, вспомнить то, что мешает им стать перед Судом, не склоняя скорбно голову под тяжестью грехов. Успеть покаяться, потрудиться на благо своей души. Духовые труды никак не легче физических, а порой и много тяжелее.
Но забота о душе не может быть отделена от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянная ухоженность – вот то, что является неотъемлемой частью богадельни. Ведь тело – это вместилище души и за ним также нужно следить, хранить его, но не забывать при этом, что оно вторично.
Кто работает в этом заведении?
Фото: Miloserdie.ru
Разумеется, контингент в богоугодном заведении самый разный. Все люди приходят сюда с определенным багажом жизненных привычек, опыта и своими сформировавшимися характерами. Но те, кто работает здесь, обращаются друг к Другу «матушка, сестра, батюшка», определяя тем самым круг этой Христовой семьи.
Главное качество, поэтому, для работников, персонала богадельни – это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил, как испытание истинной веры. Работающим в этом заведении приходится трудно. Ведь не всегда финансовое благополучие позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ущемлять себя во многих вещах, кажется порой, что упираешься в стену. Но если перетерпеть, то потом вдруг все разрешается само собой, по Воле Божьей. Это приходит вознаграждение за то, что испытание выдержано.
Нелегко мириться и с неблагодарностью, непримиримостью тех, кто начинает жизнь в богадельне. Не все насельники сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по мановению волшебной палочки. Они себя перевоспитывают, отрываясь от корнями проросших грехов, но процесс это длительный и, даже не у всех успевающий завершиться.
Как попасть в богадельню для проживания?
Фото: Vrataby.com
Человек, который стремится закончить свои дни в духе православной веры и под сенью храма, может найти для себя такое заведение неподалеку от своего места жительства. Для этого лучше всего обратиться за помощью в ближайший храм, а там уже помогут определиться с направлением поисков. При богадельне есть специальный сотрудник, который занимается отбором, заселением новых членов семьи. Он же поможет оформить все документы, помочь с переездом и устройством. У многих богаделен есть свой сайт, поэтому с помощью знакомых или самостоятельно можно найти такое заведение.
дальнейшее чтение
- Кэффри, Хелен (2006). Богадельни в Западном Йоркшире 1600-1900
. Кингз Линн: Наследие. ISBN 1-905223-21-8 . - Клей, Ротта Мэри (1909). Средневековые больницы Англии
. — Текст, являющийся общественным достоянием, включая повседневную жизнь, уход и «Офис при изоляции прокаженного» - Гусь, Найджел; Кэффри, Хелен; Лэнгли, Энн, ред. (2016). Британская богадельня: новые взгляды на благотворительность ок. 1400-1914 гг.
. Милтон Кейнс: Общество исторических исследований семьи и сообщества (FACHRS). ISBN 978-0-954-81802-9 . - Хит, Сидни (1910). Староанглийские милостыни: иллюстрированная запись с архитектурными и историческими примечаниями
. Лондон: Ф. Гриффитс. - Хоупвелл, Питер (1995). Святой Крест: старейшая богадельня Англии
. Чичестер, Англия: Филлимор. - Ротман, Дэвид Дж., Изд. (1971). Богадельня Опыт
. Бедность США: Исторические записи. Арно Пресс. ISBN 0-405-03092-4 . - «История жизни пожилых людей». SeniorLiving.org
.
Современные российские богадельни
Фото: Stdimitry.ru
Следует рассказать о нескольких заведениях, которые существуют в наше время.
Свято-Спиридоньевская богадельня
Изначально представляла собой маленький приют, состоящий всего из двух квартир в жилом доме. Сейчас богадельня располагается уже в новом, отдельном здании на набережной реки Яузы. Здесь уход за жильцами ведут монашенки Свято-Дмитриевского сестричества. Многие из насельников с тяжелыми заболеваниями. Дело в том, что этому сестричеству лицензированы медицинские сестринские услуги, поэтому они могут лечить болезни. Но главное, что лечение тел они ведут одновременно с лечением душ. Они помогают морально, разговаривают с людьми, искренне интересуются их душевным состоянием, разделяют с ними их боли, сопереживая их немощам и укрепляя насельников, способствуют им в исцелении.
Екатеринбургская богадельня
Подобная богадельня в обычном жилом доме есть и в Екатеринбурге. Она носит имя Великой княгини Елизаветы Федоровны. В ней работают немного сотрудников, а медицинское обслуживание ведется через местную поликлинику, а также добровольцами.
Галерея
- Богадельни в Льер, Бельгия
- Богадельни при приходской церкви св. Иоанна в Thaxted, Англия
- Богадельня в Woburn, Бедфордшир, Англия
- Богадельни Святой Марии (северное крыло), Черч-лейн, Godstone, Англия
- Коттеджи богадельни, построенные в начале 1900-х гг. Whiteley Village, Англия
- Куинс-колледж, Кембридж, Англия, богадельни в 1912 году
- Royal Albert Homes, Кембридж, Англия
- Boshuisengasthuis
в Леуварден, Нидерланды
- Ньив Синт-Энтони Гастуис
в Леуварден, Нидерланды
- Swanenburghshof
в Гауда, Южная Голландия