«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
История святых захватывает и заслуживает особого внимания. Ведь от части именно с этого начиналась история человечества. Библия описывает особую историю Иссака и Ревекки. Она произошла в далеком прошлом и ее должен знать каждый православный человек.
Сотворение мира.
Вы знаете, как всё погружается во мрак в ночное время, когда выключены все лампы. В такой темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Однако Бог не хотел, чтобы все оставалось так, и Он сотворил этот чудесный мир. Мы знаем, что само собой ничего не создается. Окружающий нас мир, наполненный гармонией и красотой, свидетельствует о его великом и мудром Творце. В Священной Книге Библии описано сотворение мира по Слову Бога: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною: и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер. и было Утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево. приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер. и было утро: день третий».
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер. и было Утро: день четвертый. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо». Вся земля. сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире и имели общение со своим Творцом.
> Все книги >
«
ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ
«
5 Ревекка
Авраам не хотел, чтобы его сын Исаак женился на девушке из хананеев, идолопоклоннице, поэтому он послал своего верного слугу (Елиезера) из Дамаска найти жену ему среди родственников в Месопотамии и дал ему предписание: «Господь, Бог неба… Он пошлёт ангела своего перед тобою, и ты возмёшь жену сыну моему оттуда» (Быт 24:7). Женщина, избранная таким путём, в самом деле должна обладать редкими качествами. Проделав долгий путь из Ханаана, Елиезер взмолил Бога указать ему жену для Исаака из тех девушек, у которых он попросит воды, и которая из них также предложит воды и для его верблюдов. Ответ не замедлил: «…ещё не перестал он говорить», как девушка «прекрасная видом» подошла (к клодцу) и наполнила кувшин водой. Раб попросил воды, которую она торопилась унести. Мы можем представить себе состояние нетерпеливого ожидания старика. Но оно было недолгим. Ревекка предложила начерпать воды и для его верблюдов тоже. Этот человек был для неё незнакомым чужестранцем, но она не напускала на себя искусственной застенчивости, а вела себя просто и естественно, сказав с добрым рассуждением: «Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются» (Быт 24:19), и поспешила сделать это. Эти несколько слов указывают на её отзывчивость и добрый нрав. Маловероятно, что кто-то будет рассуждать о том, чем было вызвано её предложение. Наносить достаточное количество воды, чтобы утолить жажду верблюдов после долгого путешествия по пустыне было работой не из легких. Но Ревекка сделала это и Елиезер должен был быть довольным. Теперь ему нужно было только подтверждение, что она является родственницей Авраама, но он был так уверен на этот счёт, что заранее показал ей дары, предназначенные для обручения и спросил её имя. Услышав, что она дочь племянника Авраама Вафуила, Елиезер излил Богу свою благодарность. Когда Ревекка узнала, что он пришел от Авраама, она с естественной радостью «побежала и рассказала об этом в доме матери своей». Другая девушка пошла бы домой с заученным достоинством, а Ревекка просто побежала домой сообщить новость. Теперь мы представим семью Ревекки. У неё были отец, мать и, по крайней мере, два брата, из которых только один назван по имени. Даже беглое чтение этой главы показывает, что властью доме обладал её брат Лаван. Отец же её, Вафуил, упомянут во вторую очередь и потому занимает второе место после своего сына: «И отвечали Лаван и Вафуил…» (Быт 24:50). В Быт 24:28 её дом описан как «дом матери» её. Возможно, что Вафуил в то время был болен. В Писании часто открываются особенности характера в имени тех или иных лиц. В случае с Лаваном, который впервые упоминается в Быт 24:30, это показано впечатляюще: «И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей… и сказал: войди, благословенный Господом». О характере этого проницательного, хваткого и беспринципного человека мы можем судить по его поступкам с Яковом в последующие годы.
Божий выбор
Семья Вафуила с интересом выслушала рассказ Елиезера. Узнав о большом богатстве, которое унаследует Исаак, естественно они благосклонно отнеслись к свадьбе, а когда они узнали, каким чудесным образом его выбор пал на Ревекку, они поняли, что всё это определено Богом. Нам, людям с западным мышлением, кажется странным, что вся семья обсуждала будущее Ревекки, не спрашивая её собственного мнения. «Вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди». Вероятно, она тоже понимала, что всё это от Бога, ибо мы не услышали от неё ни слова протеста. С искренной покорностью она приняла решение семьи, и подчинилась воле Бога. Только об одном с ней посоветовались, когда ей предложили выбор – отправитья ли в дорогу с Елиезером сразу, или немного погодя. Просто и без притворства она решает отправиться сразу, понимая какая необычная судьба ждет её впереди. Её выбор не есть ли пример готовности, с которым невеста Христа, оставив все свои мирские дела, должна безотлагательно следовать за Господом, когда он зовёт её?
Неизбежная разлука
Разлука с смьей была реальной и необратимой, без утешительных писем и посещений. Все связи с домом для Ревекки рвались, последовало долгое путешествие, о котором Писание нам ничего не говорит. В конце этого путешествия она должна была выйти замуж за мужчину, которого никогда прежде не видела. И только одна ниточка, связывающая её с домом, осталась непорванной – её верная кормилица пошла с нею ( Быт 24:59). В конце путешествия в отдалении показался человек, который «при наступлении вечера вышел в поле поразмыслить». Узнав, что это Исаак, Ревекка заранее сошла с верблюда и покрылась. Считалось неприличным спрыгивать (с верблюда) при приближении важной персоны. Еврейские жены считали мужей своими господами и правителями и оказывали им должное уважение. Не обязательно было для женщины покрываться в присутствии слуг. И только при приближении Исаака Ревекка покрылась. В последнем стихе Быт 24 содержатся странные для нас мысли: «(Исаак) взял Ревекку и она сделалась его женой, и он возлюбил её». Мы бы ожидали прочитать: «И он возлюбил её, и он взял её, и она сделалась его женой». Раби Хирш (Rabbi Hirsch ) по этому поводу сделал интересное замечание. Он сказал: «Как ни важно, чтобы любовь предшествовала свадьбе, ещё более важно, чтобы она продолжалась и после свадьбы. Современные взгляды возносят романтичность, предшествующую свадьбе; но старые еврейские взгляды предпочитают привязанность и близость после свадьбы на всю жизнь». Ревекка принесла утешение Исааку после смерти его матери, предвещая славный день, когда женитьба Агнца на его невесте принесут вечное утешение после долгого правления смерти. В Быт 25 показаны изменения в положении Ревекки. Она больше не девочка хозяйстве её властительного брата, но почтенная жена преуспевающего Исаака. Мы можем быть уверенны в том, что она сохранила свои добрые качества при обретенном богатстве и положении. Прочитаем стих 21: «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его». Эти слова быстро прочитываются, но как оценивается их значение? Исааку было 40 лет, когда он женился (ст. 20) и 60 лет, когда родились близнецы (ст. 26). Итак, около двадцати лет Ревекка пребывала в печали и одиночестве бездетной женщины. Помните, когда Сарра была в таком положении, ангелы принесли ей уверяющее послание, но Ревекке не было такого ободрения. Сарра, став нетерпеливой из-за промедления, даже склонила Авраама родить ребенка от Агари. О бездетной Рахили сказано, что она завидовала сестре» и поднимала гнев Якова своими требованиями : «Дай мне дитя или я умру» (Быт 30:1,2). Но о каком-либо нетерпении Ревекки в Писании упоминания нет. В течение долгих лет она должна была утешаться ожиданием, помня обещание Аврааму, о котором ей должно было быть известно: «В Исааке будет семя твоё умножено».
Женская молитва
В вере она ожидала Божьего проявления около двадцати лет. Это подчеркивает тот факт, что сыновья, которые были рождены, были посланы Богом, во исполнение Его намерения. Стих 22 содержит первую записанную в Библии молитву женщины. «Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла попросить Господа. И на её молитву был ответ, что в её чреве два племени (два сына), и что больший из них будет служить меньшему. Двое сыновей, рожденных Ревеккой, были названы Исав (косматый) и Иаков, что означает хитрый, держащий за пяту, из-за обстоятельств своего рождения. Исав был искуссный охотник, тогда как Иаков был простой человек (Быт 25:27). Но надо иметь в виду, что слово переведенное с еврейского языка как «простой» в разных местах Библии переводится по-разному: «прямой» (один раз), «неиспорченный» (дважды), и «безупречный» 9 раз. Этим словом Иаков характеризуется, как честный и совершенный человек. С интересом наблюдала Ревекка как росли её сыновья. Особенно её интересовало развитие Иакова, зная, что Бог предсказал великое будущее её младшему сыну. Когда Исав продал своё первородство Иакову всего за чашку похлёбки, Ревекка должна была увидеть в этом начало исполнения обещания: «…больший будет служить меньшему» (Быт 25:23). Возможно, ей было приятно, что с помощью этой сделки первородство теперь легально принадлежало Иакову. Хотя, как мать, она должна бы скорбеть, что Исав так легко расстался с таким драгоценным преимуществом — «пренебрег своё пер- вородство» (Быт 25:34).
Такие рзные сыновья
В книге Евр 12:16 есть ещё одно затруднительное место, написанное строгим языком: «наблюдайте… чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства». Ревекка, наверно, очень хотела бы понять, почему Исаак предпочел Исава, с его прискорбными дефектами характера; это предпочтение Исааком Исава ещё более усиливало её любовь к Иакову, которого любил Бог. В связи с этим, мы должны остерегаться влияния популярных писателей, чьё мнение редко основано на Писании. В своем труде «Женщины в Библии» Г. В. Мортон пишет о Ревекке: «Наверно нам трудно понять как, любящая мать могла предпочесть избалованного Иакова честному косматому Исаву». Но нетрудно понять почему писатели предпочитают слабовольного Исава «любителю своего собственного мира». Теперь прервем историю сыновей Ревекки, чтобы рассказать о голоде в Ханаане. Исааку пришлось пойти в землю Филистимлян и здесь Ревека болезненно обеспокоилась за себя. Исаак, не доверяя Божьему заверению о защите, данному ему перед тем, как он отправился в путь: «Странствуй по сей земле; и Я буду с тобою и благословлю тебя» (Быт 26:3), применил ту же уловку, что и его отец, объявив, что Ревекка его сестра. Спрведливости ради надо сказать, что слово, переведенное как сестра, может также означать любую родственницу и жён родственников. Библия ничего не говорит нам о чувствах Ревекки и мы можем только догадываться о её горе, когда она узнала, что Исаак ценит свою жизнь выше её чести. Божья забота была с ней и с ней ничего не случилось, а честный Авимелех даже упрекнул Исаака. Такие случаи помогают нам осознать, что патриархи обладали кроме всего и человеческими качествами. В дальнейшем Ревекку ожидали лишения, когда филистимляне прогнали Исаака, испугавшись его растущего процветания. Когда в Гераре филистимляне засыпали и завалили его колодцы, от которых зависела жизнь, Исаак выказал покорность и податливость, удалившись из тех мест и выкопав новые колодцы. Бог, наконец, благословил его, когда был закончен колодец Реховоф, что значит «прстор». Далее Авимелех, который сперва изгнал Исаака, теперь пришёл к нему, чтобы заключить с ним договор. Здесь нет упоминания о Ревекке, но мы можем быть уверены, что и тогда она разделяла с Исааком все тяготы.
Боль сердца
Из того, что мы знаем о Ревекке, мы понимаем, что никакие материальные лишения не могли угнетать её так, как сердечная боль при виде новых нежелательных черт в характере Исава. А вскоре ей пришлось узнать скорбь матери, чей сын нашёл партнера в чужом мире. Нас не покидает желание узнать, как она отреагировала, когда Исав взял в жены двух женщин ханаанских, что было, как нам сказано, большим огорчением для Исаака и Ревекки. У неё-то самой было благословенное Богом замужество, и поэтому можно понять её скорбь, когда сын избрал в жены идолопоклонниц ханаанских. Когда Ревекка в первый раз появилась в Библии, она была приятной бескорыстной девочкой. Замужество принесло ей много испытаний, её характер развивался в школе страданий. Она отважно переносила невзгоды. Никогда не жаловалась и не выказывала нетерпения. Изумительный пример! Кто-то может подумать, что характер Ревекки подвергся внезапному изменению после того, как Иаков получил благословение Исаака, но мы будем беспристрастно опираться только на те факты, которые открывает нам Писание. Исаак понимал, что смерть неизбежна, и он жил в надежде, что Исав, как старший сын, получит главное благословение. Такое кажется непостижимым. Чувства Ревекки должны были прийти в смятение, когда она подслушала беседу Исаака и Исава. Она понимала, что Исаак действовал по личному предпочтению, несмотря на то, что Бог объявил: «Старший будет служить младшему» и что простодушный Исав ещё раньше уступил своё первородство Иакову.
Изобретенный план
Позволительно ли было Исааку игнорировать Бога? Ревекка соображала быстро и мы знаем какой план она придумала. Иаков не склонен был участвовать в этом плане, и Ревекка взяла всю ответственность на себя. Она хотела, чтобы благословение отца коснулось божьего избранника. Иакову, кроме того, хотелось ещё и Божьего благословения, к чему простак Исав никогда и не стремился. И хотя в этом плане были рискованные моменты, в целом он удался – шаткое намерение Исаака было расстроено и Иаков, как это и было предсказано, получил благословение. Драма усиливается прибытим Исава, полного надежд, но неожиданно узнавшего о своём поражение. Порицал ли Исаак Ревекку и Иакова, когда истина постепенно прояснилась для него? Нет, вероятно, хотя и «вострепетал весьма великим трепетом». Фактически ведь он сказал Иакову, полагая, что это Исав, «…да поклонятся тебе сыны матери твоей» т.е., повторил Божий завет: «старший будет служить младшему». Поэтому Исаак не упрекал Ревекку. Вместо того он признался Исаву, что невольно благословил его младшего брата, добавив убежденно: «Он и будет благословен». А Исаву было дано второстепенное благословение по его праву. Этичен ли поступок Ревекки? Была ли она права, воспользовавшись слабым зрением Исаака, чтобы обеспечить благословение Иакову? Большинство людей упрекнут её и скажут: если б она подождала, Бог сам нашел бы способ благословить Иакова. Но нет тому свидетельства. Она ведь годами ждала изменеий в отношениях Исаака к её второму сыну. Вероятно, она чувствовала, что-то повелевает ей действовать немедленно. Её критики указывают на то, что впоследствии мать и сын были разлучены навсегда и Иаков много пострадал от рук Лавана, и что эти страдания были ему посланы как наказание за его грех. Есть ли тут ещё вопрос? Страдания часто посылаются нам в наказание, но иногда и с другой целью. Друзья Иова используют этот аргумент. Мы знаем также, что и господь Иисус Христос «страданиями совершенствовался».
Кого Бог не порицает
Как видим, Бог не осудил Ревекку или Иакова. Писания рассказывают о многих грешных делах, но грешники всегда наказывались Богом. Можем вспомнить Адама, Каина, Аарона, Моисея, Давида и Соломона. Когда они делали неугодное Богу – следовало наказание. И разве не лучше было бы воздержаться от порицани тех, кого Бог не упрекает? Когда Мариам и Аарон упрекнули Моисея за жену эфиоплянку, они были отчитаны словами: «Как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Числа 12:8). Очевидно, Божья оценка наших поступков отличается от человеческой. Только Бог знает важнейшие мотивы наших поступков. Человек не может знать о мотивах поступков другого человека, и поэтому он не может объективно судить о них. Мы можем упрекнуть Раав за ослушание приказу царских послов выдать шпионов, скрывавшихся в её доме. Ведь это же ложь с её стороны, скажем мы. Но каков же Божий вердикт? Она включена в число верных (Евр 11)! Похвала Павла ещё яснее: «Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путём), не погибла с неверными» (Евр 12:31). Тот факт, что она хотела служить только Божьим людям с Божьей точки зрения более важен, чем её ложные слова. Один Бог читает наши побуждения. Пример Раав, восхваленный Богом, должен заставить нас более осторожно судить и о поступке Ревекки, которую Бог не упрекнул. Вдохновенные слова Валаама во многом приложимы сюда: «Как прокляну я? Бог не проклинает его» (Числа 23:8). В самом деле, как? Возвращаясь к Ревекке находим, что её заботы и опасения после получения благословения для Иакова ни коим образом не кончились и даже не уменьшились. Обиженный Исав в сердце своём замыслил убийство своего брата. Он жаждал отомстить ему и ждал лишь смерти Исаака. Поэтому Ревекка говорила с болью: «Для чего мне в один день лишиться обоих вас (Исаака и Иакова)?» (Быт 27:45). Очевидно Ревекке не хотелось отягощать новой заботой умирающего мужа, и вместо того она досадовала на Хеттейских жён Исава, говоря: «Если Иаков возмёт жену из дочерей Хеттейских,.. то к чему мне и жизнь?» Исаак воспринял намёк Ревекки и послал Иакова в Мессопотамию искать жену. Последовательность мыслей может быть слегка нарушена в Быт 27 и 28. Перед отбытием Иакова Исаак повторил своё благословение, на этот раз уже с полным осознанием и искренностью.
Разлука
Как, вероятно, горевала Ревекка, расставаясь со своим любимым сыном при таких обстоятельствах. Знай она, что ему предстоит быть в изгнании более 20 лет, и что они больше никогда не увидятся друг с другом, ей могло быть намного больнее. Но она думала, что он скоро вернётся и посоветовала ему переждать у Лавана «несколько времени, пока утолится ярость брата твоего». Поскольку Ревекка не могла сопровождать Иакова сама, она сделала лучшее, что могла сделать, послав с ним человека, которому она всегда полностью доверяла, и который мог бы заботиться о нём – свою старую няньку. В рассказе об отбытии Иакова об этом не упоминается, но это понятно из Быт 35:8 – главы, где описано возвращение его из долгого пребывания у Лавана. Это всего лишь второе упоминание о ней с тех пор как она сопровождала девочку Ревекку к Исааку. И вот, спустя 117 лет, престарелая кормилица опять путешествует в том же направлени теперь с Иаковом. Очень вероятно, что она была с ним и тогда, когда он бежал от Исава. Когда Иаков достиг Луза (Вефиля), мы читаем: «И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача». В названии, данном им месту захоронения Деворы – «Дуб плача» — мы видим его искреннюю любовь к своей служанке. После спасительного бегства Иакова о Ревекке в Писании больше нет упоминаний вплоть до того момента, когда она была погребена в пещере Махпела. И там она, достойный пример терпения в бедствии, остается до воскрешения.
1. Ева | 10. Иохаведа |
2. Сарра | 11. Мариам |
3. Агарь | 12. Рахаб |
4. Жена Лота | 13. Девора |
5. Ревекка | 14. Мать Самсона |
6. Лия | 15. Далила |
7. Рахиль | 16. Руфь и Ноеминь |
8. Фамарь | 17. Анна |
9. Жена Потифара | 18. Авигея |
19 Вирсавия | 31 Женщина, коснувщаяся одежды Иисуса |
20 Царица Савская | 32 Xанеянка |
21 Иезавель | 33 Марфа и Мария |
22 Вдова из Сарепты | 34 Мария Магдалина |
23 Маленькая пленная служанка | 35 Тавифа |
24 Гофолия | 36 Лидия |
25 Жена Иезекииля | 37 Прискилла |
26 Есфирь | 38 Фива |
27 Елизавета | 39 Лоида и Евника |
28 Мария — мать Иисуса | 40 Добродетельная женщина |
29 Анна | |
30 Женщина у колодца |
Сотворение первых людей.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.» Имя мужчины было Адам, а женщины — Ева. Господь создал их красивыми и счастливыми. Они очень любили своего Творца, и Бог любил их. Господь отдал им всю созданную тварь. чтобы они заботились о ней. Благословив Адама и Еву, «посадил Господь рай в Едеме, на востоке; и поместил там человека, которого создал». Господь поручил им возделывать и хранить этот сад. Адам и Ева постоянно пребывали в общении со своим Создателем. На картинке вы видите, что их глаза обращены к Богу — поэтому они счастливы. Когда наши глаза и сердца устремляются к Господу, мы тоже становимся счастливыми. —— *Почему Бог сказал: «Сотворим?» Потому что Бог един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Поэтому в Первой книге Моисеевой, при сотворении человека, Бог говорит во множественном числе: «Coтворим».
— Страница 1 —
- В начало
- Назад
- 1
- Вперед
- В конец
Исаак и Ревекка
Поделиться
«Ревекка увидела Исаака». Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Даже в самом прочном браке возможны противоречия между супругами. Ведь подлинная любовь соединяет свободных людей, которые желают видеть во второй половине не копию, не отражение себя, а иную, уникальную личность. Любовь Исаака и его супруги Ревекки — это вечный образец идеального супружества. И хотя каждый из них по-своему понимал семейное благо, по-разному видел будущее своих детей, общее упование на Господа снимало все противоречия.
Они полюбили друг друга еще до того, как встретились. Может быть, потому что полностью доверяли своим благочестивым и практичным родителям. А может быть потому, что знали, что их ведёт к браку сам Промысл, сам Господь. Исаак беспрекословно принял выбранную родителями невесту. А Ревекка, когда её спросили, покинет ли она родную Месопотамию ради неведомого Ханаана, ответила решительным «да».
Однажды вечером Исаак вышел из дому, чтобы помолиться. И уже издали увидел приближающийся караван, своего раба Елиезера, который был отправлен в Месопотамию за невестой, и саму Ревекку. Она сразу поразила его красотой, а ещё больше тем сочетанием внутреннего достоинства и благоговения перед будущим супругом, с которым Ревекка встретила его. Первое свидание жениха и невесты, влюблённость, радость общения были наградой за доверие к Богу и за смирение перед его волей. Исаак полюбил Ревекку так сильно, что смог притупить печаль, которая терзала его после смерти матери.
Брак Исаака и Ревекки не был безоблачным. Долгих двадцать лет у них не было детей. Но супруги помнили, что и сам Исаак родился тогда, когда его родители Авраам и Сарра уже были в преклонном возрасте. Поэтому Исаак молился Богу о своей жене, и случилось чудо — Ревекка родила близнецов Исава и Иакова. Супруга Исаака нередко думала о том, какое будущее уготовано ее сыновьям. Она спрашивала об этом Господа и получила однажды ответ: от близнецов произойдут великие народы, и хотя Исав родился первым, ему суждено подчиниться Иакову.
Братья росли очень разными и ссорились с самого детства. Старший, охотник Исав, был больше по душе Исааку. Мать, Ревекка, души не чаяла в тихом и благочестивом Иакове. Но дело было, конечно, не только в родительских чувствах. Именно Исаву Исаак собирался дать свое благословение, сделать его наследником не только имущества, но и божественного завета, по которому многочисленным потомкам Иакова должны были достаться земли Палестины. У Ревекки было другое мнение. Она решилась на обман и, воспользовавшись старческой слепотой Исаака, устроила дело так, что вместо Исава благословение получил Иаков.
Когда обман вскрылся, когда отгремел гнев буйного Исава, Исаак ни в чем не упрекнул Ревекку и принятого под её влиянием решения не отменил. Он был мудрым мужем и решил, что если они столько лет хранили мир в семье и ни разу не ссорились, значит и в этом поступке осуществилась Божья воля. Наверно, он помнил и о том, что воспитание детей легло в первую очередь на плечи Ревекки. А значит она лучше знала их душевные качества, понимала, к чему больше лежит сердце Исава и Иакова. И муж склонил седую голову перед умом и прозорливостью супруги.
Дети Исаака и Ревекки помирились спустя 20 лет на похоронах отца. Каждый пошел своим путём, приняв свою роль в божественном замысле. Выходит, Ревекка в своем непослушании и Исаак в своем смирении оказались правы. Их семейный спор не перерос в конфликт и потому принёс добрые плоды. Из доверия к Богу родилось доверие между супругами. А из семейного согласия — благополучное будущее.
Глава III. Патриархальный Период
Быт. 11–12
В южной части Месопотамии, в так называемой Халдее, на правом берегу Евфрата, верстах в десяти от него, археологи раскопали остатки древнего города. Город этот, как видно по надписям, был Ур, называвшийся по месту своего положения Халдейским. Отсутствие в Библии каких-либо сведений об этом городе можно восполнить тем, что известно нам из археологии и истории.
Город Ур – столица древнего Шумера, к тому времени существовал уже более тысячи лет. В древности он находился гораздо ближе к берегу Персидского залива, от которого теперь его отделяет большая полоса наносной земли, и вел обширную морскую торговлю. Земля здесь была плодородная, так что окрестности Ура в ту пору походили на цветущий сад. Население, занимавшееся земледелием, скотоводством и различным ремеслом, жило в материальном достатке и стояло на высокой ступени цивилизации. Особенно было развито у них строительное искусство. Остатки больших сооружений и теперь удивляют ученых своей грандиозностью. Необычайная прозрачность воздуха, в которой звезды скорей пылают, чем светят, способствовала раннему наблюдению над небесными светилами. Вместе с астрологией развивалась математика. Письменность здесь уже хорошо была известна, и даже существовали целые библиотеки, хотя вместо книг были глиняные таблички с изображенными на них письменами.
Но, к несчастью, вся эта богатая цивилизация была насквозь пропитана самым грубым идолопоклонством. Вместо жертвенников истинному Богу повсюду возвышались храмы и капища идолам, служение которым часто принимало грубо чувственный и безнравственный характер. Главными божествами считались солнце и луна, за которыми следовали другие, второстепенные божества. Им строились храмы, посвящались города, делались с них изображения, получившие значение домашних богов (терафимы), которым вверялась охрана благосостояния отдельных семейств. В эту-то страну идолопоклонства переселился один из послепотопных патриархов, по имени Фарра. Отдаленным его предком был Евер, который происходил по прямой линии от Сима, сына Ноя. Происходя от такого славного рода и будучи прямым его представителем, Фарра сначала твердо держался отеческих преданий: хранил не только истинную веру в Бога и связанное с нею обетование, но все законы патриарха Ноя. Неизвестно, что именно побудило его переселиться в Халдею; но во всяком случае известно, что он поселился в Уре и жил там значительное время. Здесь у него родилось три сына – Аврам, Нахор и Аран, которые поженились, и у последних двух были дети, а жена Аврама – Сара (сестра ему по отцу, но не по матери) была бесплодна. Положение этого семейства в этой идолопоклоннической стране, несомненно, было тяжелым. Кругом царило самое омерзительное идолослужение.
Сам город Ур Халдейский был даже центром местного идолопоклонства и славился своими храмами идолам, среди которых самым почитаемым была луна. Все это не могло не оказать дурного влияния на благочестивое семейство, так что сам Фарра к концу. своей жизни изменил своей вере и стал идолопоклонником (Нав. 24:2). Но сын его Аврам не последовал примеру своего отца, ничтожность идолов еще больше укрепила в нем веру в истинного Бога. За стойкость в вере и пламенную любовь к единому истинному Богу Господь избирает его носителем и хранителем этой веры.
Чтобы отдалить этого праведника от идолопоклоннической среды, Господь повелевает Авраму переселиться из Халдеи в Ханаанскую землю, которую Бог обещает отдать ему и его потомству на вечные времена. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего
[и иди]
в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя…, и благословятся в тебе все племена земные»
(Быт. 12:1–3). Авраму в это время было 75 лет, он был женатым человеком и хотя не имел детей, все-таки вполне устроился на своей родине, и требовалась большая вера, чтобы оставить все и идти в неизвестную землю. Но у Аврама была крепкая вера, в доме отца своего он боролся с идолопоклонством, и теперь, слыша такое великое обетование, он
«Верою повиновался. призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет»
(Евр. 11:8). Узнав, что его сын Аврам желает переселиться из г. Ура в Ханаанскую землю, Фарра решил не разлучаться со своим старшим сыном и пошел вместе с ним в обетованную землю. Но Господь не допустил идолопоклонника Фарру в обещанную Авраму землю. Фарра умер в Харране, на севере Месопотамии. В этом городе остался жить Нахор, брат Аврама.
Взяв жену, племянника Лота (оставшегося сиротою после смерти своего отца Арана) и всех своих слуг, Аврам с многочисленным скотом вышел из Харрана, переправился на правый берег Евфрата и направился по Сирийской пустыне в Дамаск, где нашел себе верного слугу Елиезера. Затем, перейдя реку Иордан, вошел в землю Ханаанскую и раскинул свой шатер у дубравы Море, близ Сихема, в одном из самых прекрасных мест страны. Там вторично явился Господь Авраму и подтвердил, что отдаст эту землю его потомству. В благодарность Богу Аврам соорудил здесь жертвенник и совершил жертвоприношение. Но вскоре в обетованной земле наступил голод, и Аврам в поисках хороших пастбищ для скота решил без благословения Божия переселиться в Египет – житницу древнего мира.
Женитьба Исаака
Ничего не случится с человеком без соизволения и попущения Божия. Святитель Игнатий Брянчанинов
Сарра, жена Авраама, умерла, когда ей было 127 лет. Сам же Авраам почувствовал слабость здоровья и решил женить сына своего Исаака, но только не на хананеянке, а на девушке из своего народа. Исааку исполнилось тогда сорок лет. Авраам призвал старшего раба своего Елеазара и сказал ему: “Клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и там возьмешь жену сыну моему Исааку”. Елеазар дал клятву и тотчас отправился в путь. Тогда был обычай, чтобы жених давал родителям дары за невесту. Чем богаче была невеста, тем богаче были и дары. Елеазар взял с собой для подарков разные дорогие вещи, десять верблюдов и отправился в Месопотамию, в город Харран, где жил Нахор, брат Авраама. Подойдя к городу, Елеазар остановился у колодца. День склонялся к вечеру, когда женщины обычно приходили набирать воду. Елеазар стал молиться Богу: “Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим”. Не успел окончить молитву Елеазар, как к колодцу спустилась с кувшином на плече прекрасная видом девица, почерпнула воды и пошла вверх. Елеазар подбежал к ней и сказал: “Дай мне испить немного воды из кувшина твоего”. Она сказала: “Пей, господин мой”. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: “Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются”. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодцу почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его. Елеазар смотрел на нее с изумлением и молчанием. Когда верблюды перестали пить, Елеазар взял золотую серьгу и два запястья на руки и подарил ей, и спросил ее: “Чья ты дочь? Скажи мне, есть ли в доме отца твоего место для ночлега?” Девицу эту звали Ревекка. Она ответила ему: “Я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору. У нас много соломы и корму, и есть место для ночлега”. Елеазар стал на колени и возблагодарил Бога, что Он услышал молитву его. Ревека побежала в дом свой и обо всем рассказала матери и всем своим домашним. У Ревекки был брат Лаван, он тотчас побежал к источнику и сказал Елеазару: “Войди, благословенный Господом. Зачем ты стоишь здесь? Я приготовил дом и место для верблюдов”. Елеазар вошел в дом. Лаван расседлал верблюдов, дал им соломы и корму. Сразу же принесли воды умыть ноги Елеазару и людям, которые были с ним, и предложили им пищу. Но Елеазар сказал: “Я раб Авраамов. Не стану есть, пока не скажу дела своего”. И рассказал Елеазар подробно, зачем он пришел, и как по его молитве Господь дал знамение о Ревекке. Когда он все рассказал, то спросил: “Ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет?” Лаван и Вафуил ответили: “От Господа пришло это дело, мы не можем прекословить тебе. Вот Ревекка пред тобой; возьми и пойди; пусть будет она женой сыну господина твоего, как сказал Господь”. Когда Елеазар услышал такие слова их, то с благодарностью поклонился Господу до земли. Затем вынул золотые и серебряные вещи и одежды, и одарил ими невесту, брата ее и мать. На другой день Елеазар попросил, чтобы их отпустили домой. Но брат и мать Ревекки стали уговаривать его остаться хотя бы на десять дней. Елеазар ответил: “Не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой”. Тогда родители призвали Ревекку и спросили ее: “Пойдешь ли с этим человеком?” Ревека сказала: “Пойду”. Тогда родители благословили ее и отпустили в путь. Когда же Елеазар с Ревеккой и спутниками подъезжали на верблюдах к шатрам Авраама, Исаак встретил их. И стала Ревекка женой Исаака. Любовь к Ревекке утешила Исаака в печали о смерти матери его, Сарры.
Все, что ни случится принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего. Преподобный Симеон Новый Богослов
Божье благословение
Девушка сильно была похожа на мать Сарре. Иссаак очень сильно полюбил ее. Несмотря на то, что в свои 20 лет девушка была бесплодна, благодаря молитвам на свет появились близнецы Исаака и Ревекки.
Спустя некоторое время после рождения малышей на страшу нашел голод. Исаак отправился в город и допустил такую же ошибку, как и когда то его отец, представив свою супругу сестрой. Но несмотря на это, Господь был снисходительным к нему и сделал его богатым. У него появился:
- крупный рогатый скот;
- мелкий рогатый скот;
- овцы;
- козы и другие животные.
В результате проделанной им большой работы по копанию колодцев Исааку начали много завидовать людей и царей, не имеющих таких достатков. Но и здесь явился Бог и благословил его. В результате с ним заключил союз царь герарский.
Исаак умер в возрасте 180 лет. Его похоронили в пещере Махпел. Когда умерла Ревеекка в истории не сказано. Как сказано в Библии, Исаак и Ревекка погребены вместе в склепе.
Лучшая статья для Вас, переходите: Последние дни Иисуса Христа
Пусть хранит Вас Господь!