Мы получили такое электронное письмо: «Привет! Я упёртый сторонник эволюции. Я всегда говорю своим религиозным друзьям, что Библия – это, может быть, такая же легенда, как рассказы про короля Артура и рыцарей Круглого Стола… Хотя я, как мне кажется, привожу неплохие аргументы против креационизма, они всё же со мной не соглашаются. Это нормально, но есть один вопрос, который их, кажется, сбивает с толку: «Если Адам и Ева были первыми людьми нашей планете, то как же она населилась без инцеста? Разве в Библии не сказано, что браки между родственниками не дозволительны…?» Искренне Ваш, Йондри. |
Мы даже не знаем, как её звали, но о ней говорили на процессе Скоупса, она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство»[1] а также в книге и фильме «Контакт»,[2] её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?
Скептики вновь и вновь использовали жену Каина пытаясь дискредитировать Книгу Бытие как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.
Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный [3] Кларенсом Дэрроу – юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.[4]
Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор – христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!
Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт» [5] (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.
В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.[6]
Саган умело использовал обычные вопросы – такие как «Кем была жена Каина?» – вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.
К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики[7] особенно в том, что касается Книги Бытие, большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» (1 Петра 3:15).
Почему это важно?
Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от Адама и Евы. Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины – рассказа, от которого зависят многие ветхо- и новозаветные доктрины.
Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) – поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является Бытие 4:1-5:5.)
Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.
Первый человек
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).
1 Коринфянам 15:45 мы читаем, что Адам был «первым человеком». Бог не начинал с создания группы людей.
Библия ясно говорит, что спасены могут быть только потомки Адама. Римлянам 5 учит, что мы грешим из-за того, что согрешил Адам. Смертный приговор, который Адам получил в наказание за свой грех богоборчества, перешёл и ко всем его потомкам.
Поскольку Адам был главой человеческого рода, когда он «пал», мы, будучи в чреслах Адама, также «пали». Таким образом, все мы отделены от Бога. Окончательным последствием греха было бы отделение нас от Бога в греховном состоянии навеки. Однако благая весть состоит в том, что мы можем вернуться к Богу!
Из-за того, что человек внёс в мир грех и смерть, всем потомкам Адама нужен безгрешный человек, который понёс бы взыскание за грех и претерпел происходящую от него смерть за нас. Однако Библия говорит, что «все согрешили» (Римлянам 3:23). Как же решить эту проблему?
Последний Адам
Бог нашёл решение – способ избавления человека от его несчастного положения. Павел в 1 Коринфянам 15 объясняет, что Бог дал нам другого Адама! Сын Божий принял вдобавок к своей полной божественности ещё и человеческую природу, став совершенным Богочеловеком – Иисусом Христом. Как человек, Он был потомком Адама (через Ноя, Авраама и Давида)—таким образом, Он стал нашим родственником! Он назван «последним Адамом (1 Коринфянам 15:45), потому что он занял место первого Адама. Он стал новым главой и, поскольку был безгрешным, Он смог понести взыскании за грех:
Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. (1 Коринфянам 15:21-22) [8] |
Христос претерпел смерть (наказание за грех) на кресте, пролив свою кровь («без пролития крови не бывает прощения» Евреям 9:22) чтобы все раскаявшиеся в своём грехе богоборчества и доверившиеся тому, что Он совершил на кресте, могли примириться с Богом.
Поскольку Библия говорит, что все люди, кроме Богочеловека Иисуса, грешны, и все мы находимся друг с другом в родстве («От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» Деяния 17:26), евангелие имеет смысл, только если все ныне живущие и когда-либо жившие на земле люди произошли от первого человека Адама.[9] Если бы это было не так, то евангелие нельзя было бы объяснить или защитить.
The Послание к Евреям подробно останавливается на том, что Иисус усвоил человеческую природу, чтобы спасти человечество (Евреям 2:11-18).
Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.
Первая женщина
В Бытие 3:20мы читаем: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих».[10] Другими словами, все люди являются потомками Адама и Евы – она была первой женщиной.
Ева была создана из ребра Адама (или его бока) (Бытие 2:21-24)—Это было единственным в своём роде событием. Иисус (от Матфея 19:4-6) и Павел (Ефесянам 5:31) использует это историческое и однократное событие как доктринальное обоснование единобрачия.
В Бытие 2:20, нам говорится также, что когда Адам осматривал животных, он не смог найти себе напарника – не было никого, подобного ему.
Всё это делает очевидным, что в начале была только одна женщина, жена Адама. Никогда не было никаких других женщин, которые не происходили бы от Евы.
Если христиане не могут защитить того тезиса, что все люди (включая жену Каина) могут проследить своё родословие вплоть до Адама и Евы, то как же они могут понимать и объяснять евангелие? Как они могут оправдать отправку миссионеров ко всем племенам и народам? Поэтому надо уметь отвечать на вопрос о жене Каина, чтобы показать, что христиане могут защитить евангелие и всё, чему оно учит.
Дети Адама и Евы
Согласно каноническому ветхозаветному тексту, только после изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы начали рождаться дети. Но утверждение, что способность к размножению стала следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, она называлась лишь словом «жена». Адам нарек ее Евой (евр. Хавва — жизнь,), и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель стал пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного – первых людей (Адама и Евы) — во множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь: Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину, во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя — Сиф; ибо он сказал: “Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его”. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру».
Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.
В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.
Братья и сёстры Каина
Каин был первым сыном Адама и Евы, о котором сказано в Писании (Бытие 4:1). Его братья, Авель (Бытие 4:2) и Сиф (Бытие 4:25), были частью первого поколения детей, когда-либо рождавшихся на нашей планете.
Хотя по именам названы только эти три сына, у Адама и Евы были и другие дети. Фраза в Бытие 5:4 подводит итог жизни Адама и Евы – «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей». Здесь не сказано, когда они родились. Многие могли родиться и в течение 130 лет (Бытие 5:3) до рождения Сифа.
В течение своей жизни у Адама и Евы родилось много детей разного пола. Иудейский историк Иосиф Флавий писал, что «Детей у Адама, как говорит древнее предание, было тридцать три сына и двадцать три дочери».[11]
Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет—Бытие 5:5), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Genesis 1:28).
Кто на самом деле была жена Каина
Возможно, ни одна женщина, упомянутая в Писании, не вызвала больше путаницы среди христиан. Вопрос о жене Каина является один из самых распространенных.
Адам, Ева и их двое детей, Каин и Авель. За убийство младшего брата Каина был сослан с родной земли. Теоретически это снизило бы население мира с четырех до трех. В Бытие 4 рассказывается, что Каин поселяется в земле Нод и имеет детей с женой. На ком женился Каин?
Логические ответы основаны на информации, что Ева не только родила еще одного сына по имени Сиф, но и имела «других сыновей и дочерей». Получается, жена Каина была его очень близким родственником.
Информация о том, когда именно Каин убил Авеля, не сообщается. Библия просто говорит, что это произошло в конце дней. Нет необходимости предполагать, что они были подростками или молодыми людьми. Если допустить, что каждому из них было более пятидесяти лет, то к тому времени население Земли значительно увеличилось. По консервативным подсчетам до 32 000 человек. Библия говорит, что Адаму было 130 лет, когда родился Сиф. Затем он прожил еще восемьсот лет, и «родил» много детей.
В Бытие 5 записаны длительные периоды жизни потомков Адама. Если предположить, что пары производили на свет детей хотя бы половину своей жизни, то население к моменту смерти Адама могло быть очень большим. Бытие 5 сообщает, что у каждого потомка Адама до Ламеха были другие сыновья и дочери, которые рождались у мужчин не старше ста восьмидесяти семи лет. Учитывая эти факты, почти не возникает проблем найти жену для Каина.
Хотя Бытие осуждает союз между детьми и родителями — это не запрещает мужчине вступать в брак с его сестрой или племянницей. В Библии приводятся другие примеры смешанных браков внутри семей. Авраам, например, женился на своей сводной сестре по отцу Саре, в то время как отец Моисея Амрам женился на сестре своего отца тете Иохебед.
Однако Бог запретил смешанные браки со времен Моисея, чтобы предостеречь увеличивающийся шанс деформированного потомства в результате такого союза. Кроме того, заповедь против такого рода практики укрепила структуру семьи.
Сегодня риск генетического повреждения высок среди вступающих в брак родственников. Однако вначале не было обычных генетических дефектов, возникающих в результате смешанных союзов между членами семьи. Почему? — Адам и Ева были созданы совершенными с идеальным генофондом, который начал вырождаться после грехопадения. У Каина и Авеля практически отсутствовали несовершенные гены. Таким образом, опасность кровосмешения тогда не была проблемой.
В итоге — жена Каина была потомком Евы, рожденной в неизвестную дату, а Ветхий Завет описывает ее просто как «одного из потомков Адама».
Если вам понравилась статья, нажмите поделиться. Спасибо!
Жена
Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!
Нам не сказано, когда Каин женился, и не сообщается никаких подробностей о других браках и детях, но мы можем наверняка сказать, что некоторым братьям на заре истории человечества приходилось жениться на своих сёстрах.
А как же Закон Божий?
Многие сразу же отвергают вывод о том, что дети Адама и Евы женились друг на друге, апеллируя к закону против браков между братьями и сёстрами. Некоторые говорят, что нельзя жениться на родственнице. Но в сущности, если вы женитесь не на родственнице, вы женитесь не на человеке! Жена находится в родстве с мужем ещё до того, как вступают в брак, потому что все люди происходят от Адама и Евы – все они «одной крови». Закон, запрещающий браки между близкими родственниками был дан только во времена Моисея (Левит 18-20). При условии, что один мужчина вступал на всю жизнь в брак только с одной женщиной (на основании Бытие 1 и ), первоначально, когда близкие родственники (даже братья и сёстры) женились друг на друге, это не было ослушанием закона Божия.
Помните, что Авраам был женат на своей сводной сестре (Бытие 20:12). Бог благословил их союз на то, чтобы произвести на свет, через Исаака и Иакова, еврейский народ. Только через 400 лет после этого Бог дал Моисею законы, запрещавшие такие браки.
Кто были женами Каина, Сифа и их потомков
Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен и человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.
Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и в цивилизованных странах такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась бы выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой-близнецом, либо же с сестрой-близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин, пожелав жениться на ней, пошел на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются точки зрения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событии в становлении человечества – переходу от кочевого к оседлому образу жизни.
Потомки Каина, скорее всего, также женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, тоже мог жениться на одной из своих сестер — Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса».
Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия: «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета – мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин, и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические экзегеты видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии трактования, которой придерживаются большинство отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми — потомки каинитов.
Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, представляется вполне допустимым.
Биологические искажения
Сегодня братьям и сёстрам (а также сводным братьям и сёстрам и т.д.) не разрешается вступать в брак, потому что их дети подвергаются недопустимо большому риску уродства. Чем ближе родители родственны между собой, тем больше вероятность того, что их потомство будет ненормальным.
Для таких законов есть очень лёгкая для понимания и очень серьёзная генетическая причина. Каждый человек имеет два набора генов, причём есть примерно 130 000 их пар, определяющих, как устроено и функционирует тело человека. Каждый человек наследует по одному гену из каждой пары от каждого из родителей. К сожалению, сегодня в генах (из-за греха и Проклятия) содержится много ошибок, и эти ошибки проявляются разными путями. Например, некоторые люди отпускают волосы так, что они закрывают уши, чтобы скрыть то, что одно ухо у них ниже другого, или чей-то нос может быть не точно посередине лица, а у кого-то слегка неправильной формы челюсть, и т.д. Давайте честно признаем, что главная причина, по которой мы называем друг друга нормальными, заключается в том, что мы так условились!
Чем дальше родство родителей, тем вероятнее, что ошибки в их генах будут различаться. Дети, унаследовавшие по одному набору генов от каждого из родителей, в итоге могут получить максимум по одному порченому гену в каждой паре. Хороший ген имеет тенденцию пересиливать порченый с тем, чтобы искажения организма (по крайней мере, серьёзного) не произошло. Вместо полностью искажённых ушей, например, у человека могут появиться кривые! (Хотя в целом человеческий род поколение за поколением, по мере накопления ошибок, вырождается).
Однако чем более близкими родственниками являются родители, тем больше вероятность, что в их генах будут содержаться одинаковые ошибки, поскольку они унаследованы от одних и тех же родителей. Следовательно, у брата и сестры больше риска иметь в своих генах одинаковые ошибки. Ребёнок от брака между кровным братом и сестрой мог бы унаследовать один и тот же порченый ген в одной и той же паре генов от обоих, что в результате даст две порченые копии гена и приведёт к серьёзным дефектам.
У Адама и Евы ещё не накопилось генетических ошибок. Когда была создана первая пара людей, они были в физическом отношении совершенными. Всё созданное Богом было «хорошо весьма» (Бытие 1:31), так что и их гены были совершенными – безо всяких ошибок! Но когда в мир вошёл грех (из-за Адама—Бытие 3:6, Римлянам 5:12), Бог проклял мир, и совершенное творение стало распадаться, то есть, претерпевать смерть и разложение (Римлянам 8:22). За тысячи лет этот распад произвёл всякие генетические ошибки в живых организмах.
Каин принадлежал к первому поколению рождённых детей. Он (как и его братья и сёстры) практически не могли унаследовать от Адама и Евы несовершенных генов, поскольку в начале последствия греха и проклятия должны были быть минимальными (для накопления ошибок при копировании требуется время). В этой ситуации брат и сестра могли вступить в брак с одобрения Божия без риска произвести на свет уродов.
Ко времени Моисея (за несколько тысяч лет) дегенеративные ошибки могли накопиться среди людей в такой степени, что Богу было необходимо запретить кровнородственные браки (Левит 18-20).[12] (К тому же, тогда на земле уже было достаточно много людей, и не было причин, вынуждающих их жениться на близких родственниках).
Каин и земля Нод
Некоторые утверждают, что текст в Бытие 4:16-17 значит, будто Каин пошёл в землю Нод и там нашёл себе жену. Таким образом, они могут сделать вывод, что на земле был другой род людей, которые не происходили от Адама, и из него-то Каин и взял себе жену.
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха: И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. |
Из сказанного ранее ясно, что все люди, включая жену Каина, происходят от Адама. Однако в этом отрывке не говорится, что Каин пошёл в землю Нод и нашёл себе жену. Жан Кальвин, комментируя эти стихи, говорит так:
По контексту мы можем предположить, что Каин, прежде, чем он убил своего брата, уже взял себе жену; иначе Моисей в этом месте сказал бы что-нибудь относительно этого брака. [13] |
Каин женился прежде чем он отправился в землю Нод. Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)[14]
Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. [15] Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти Авеля на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).
Библия не сообщает конкретно, кем была жена Каина. Единственным возможным ответом является, что жена Каина была его сестрой или племянницей. В Библии не указан возраст Каина в момент убийства Авеля (Бытие 4:8). А так как они оба возделывали землю, то, скорее всего, уже были взрослыми мужчинами и, возможно, имели собственные семьи.
Адам и Ева имели и других детей кроме Каина и Авеля.
Бытие 5:4
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
Тот факт, что после убийства Авеля Каин опасался за свою жизнь, указывает, что в это время были и другие дети, а может даже и внуки Адама и Евы.
Бытие 4:14
вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
Таким образом, жена Каина была дочерью или внучкой Адама.
Бытие 4:17
И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
Поскольку Адам и Ева были первыми (и единственными) людьми, то их детям приходилось вступать в брак друг с другом. Бог запретил внутрисемейные браки значительно позже, когда людей было достаточно для того, чтобы устранить потребность в таких браках.
Левит 18:6–18
Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу, не открывай наготы ее. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.
Кровосмешение людей с похожей генетикой часто приводит к генетическим отклонениям у их потомков. Вероятность генетических отклонений повышается, если отец и мать имеют одинаковые генетические проблемы (например, брат и сестра). У супругов из разных семей возможность совпадения генетических дефектов минимальна. На протяжении веков человеческий генетический код стал чрезвычайно «загрязненным», ведь генетические дефекты накоплялись, видоизменялись и передавались от поколения к поколению. Так как Адам и Ева не имели генетических дефектов, это позволило им и первым поколениям их потомков владеть намного лучшим здоровьем, чем мы имеем зараз. Дети Адама и Евы, если даже и имели генетические дефекты, то очень незначительные, то есть, внутрисемейные браки были безопасными для них. Нам трудно представить, что жена Каина была его сестрой, но сначала, так как Бог сотворил одного мужчину и одну женщину, у второго поколения людей просто не было другого выбора, как только вступать в брак с братьями и сестрами.
Кого боялся Каин? (Бытие 4:14)
Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.
Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (Бытие 9:6), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.
Во-вторых, Каин и Авель родились за некоторое время до смерти Авеля. В Бытие 4:3 сказано:
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. |
Обратите внимание на выражение «спустя несколько времени». Мы знаем, что Сиф родился у Адама, когда тому было 130 лет (Бытие 5:3), и Ева увидела в нём «замену» Авелю (Бытие 4:25). Значит, период от рождения Каина до смерти Авеля мог быть длиной в 100 лет и больше – что оставляет много времени для того, чтобы другие дети Адама и Евы переженились, и у них родились дети и внуки. К тому времени, как был убит Авель, у Адама и Евы могло быть значительное число потомков, и даже несколько их поколений.
Каин
Старший из сыновей Адама и Евы, согласно Книге Бытия, после убийства своего брата Авеля, переселился в земли Нод, находящиеся к востоку от Эдема, где и «познал жену свою». В Библии имя женщины, родившей Каину сына Еноха и других детей, не указано, но в постбиблейской традиции существует несколько вариантов: сестры Каина Аван, Сава, Калмана и Клима. Более того, согласно Мидрашу (разделу Торы) одной из возможных причин раздора между Каином и Авелем могла быть сестра-близнец Авеля, на которой Каин желал жениться. Учитывая возраст, в котором Ева рождала детей, также можно предположить, что женой Каина стала его внучатая племянница, дочь или внучка кого-то из детей Адама и Евы, переселившихся в другие земли.
Откуда взялась технология?
Некоторые заявляют, что для того, чтобы Каин отправился в землю Нод и построил город, ему потребовалась бы технология, которая уже должна была существовать в той земле, и предполагается, что она была разработана другими «родами».
Однако, потомки Адама и Евы были очень умными людьми. Иувал делал музыкальные инструменты такие как гусли и свирель (Бытие 4:21), а Тувалкаин работал с медью и железом (Бытие 4:22).
Из-за интенсивного вдалбливания в голову эволюционных идей многие люди сегодня думают, что нынешнее поколение – самое умное из всех живших на нашей планете. Но если у нас есть реактивные самолёты и компьютеры, это ещё не значит, что мы умнее всех. Современные технологии – это результат накопления знаний. Мы стоим на плечах всех тех, кто был до нас.
Наш мозг пострадал от 6 000 лет Проклятия (со времён Адама). Мы сильно выродились по сравнению с людьми, жившими много поколений назад. Возможно, теперь мы не идём ни в какое сравнение по уму или изобретательности с детьми Адама и Евы. Писание проливает нам немного света на то, что представляется огромной первоначальной изобретательностью.[16]
Другие возможные потомки Адама
В околоцерковной литературе часто встречаются упоминания о первой спутнице Адама. Она известна под именем Лилит. В самой Библии об этой мифической даме сведений нет. Зато их много в старинных патериках, описаниях и множестве других запрещенных церковью документов.
О Лилит много информации в Алфавите Бен—Сиры. Предположительным автором этого средневекового текста был Иешуа, сын Сираха (или просто Бен—Сира). Он указывает, что первая спутница Адама, Лилит, отличалась гордым и непокорным нравом. Не желая подчиняться Божьей воле и своему мужу, эта женщина бросила предназначенного ей Господом спутника и буквально «улетела» от него в горние выси.
Адам пожаловался Богу. За беглянкой были посланы ангелы Сансеной, Самангелоф и Сеной. Лилит не пожелала возвращаться, за что была проклята. В Алфавите Бен—Сиры упоминается, что могло быть несколько вариантов наказания для Лилит. По одному из них она становилась бесплодной, по другому — могла производить на свет только демонов. Еще один вид проклятия — еженощная смерть каждой сотни рожденных Лилит детей. То есть гипотетически она могла иметь потомков.
Намеки на существование этой противницы Бога есть и у евреев (книга Исайи 34:14). Имя собственное Lilith в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинта, III—I века до н. э.) было опущено. Такое вопиющее нарушение правил раньше встречалось довольно часто. Вместо женщины Лилит в Септуагинте появилось таинственное ночное привидение, воплощение зла и морока. Сама же она просто исчезла со страниц книги, «растворилась» в глубине веков.
Первая жена Адама преподносится как существо демоническое, связанное с дьяволом. Но были ли у нее человеческие дети и могли ли они являться еще одной ветвью рода человеческого, доподлинно не известно. При этом противники традиционной церковной трактовки допускают, что ее потомки могли бы существовать. Более того, одну из дочерей Лилит и взял себе в жены Адам в земле Нод.
Узнайте больше
Каким же в действительности был Адам, первый человек?
Этот популярный ответ находится в нашем разделе для детей, но написан на таком уровне, который понравится и взрослым.
- Рассказ Бога, от Сотворения до вечности
- Часто задаваемые вопросы о Книге Бытие
- Факты о Сотворении и Эволюции
- Предполагаемые противоречия в Библии
- Книги и фильмы о Сотворении
- Археология подтверждает Библию
- Библия
- Есть ли подтверждения библейских событий во внебиблейских письменных источниках? Ответ