Последние новости
КРЫНІЦА.INFO продолжает публикацию цикла интервью, где представители христианских конфессий отвечают на самые злободневные вопросы, которые русскоязычные пользователи интернета задают поисковикам. На этот раз мы обратились за разъяснениями к пастору евангелическо-лютеранской общины Гродно Владимиру Татарникову.
1. Почему Лютеранская Церковь существует и в 21 веке?
Владимир Татарников: Несмотря на то, что после Второго Ватиканского Собора Католической Церкви, многое из того, против чего выступал Мартин Лютер, изменилось, Лютеранская Церковь заняла достойное место в обществе. Во многих европейских странах Церковь, во-первых, стала национальной и государственной, во-вторых, дала толчок культуре и науке.
Одна из значимых заслуг Лютеранской Церкви – ее заметная роль в становлении и развитии свободомыслия. Лютеранами были все немецкие философы. Во времена, когда в обществе очень сильно упала духовность, именно они нашли в себе силы к поиску и осмыслению того, кто же такой Бог. При этом лютеране не стремились навязать незыблемую истину, а взывали к размышлению.
За годы своего становления и развития Лютеранская Церковь стала неотъемлемой частью современного общества, вот почему и в 21 веке она продолжает существовать.
2. Почему лютеране теснят православных?
Владимир Татарников: Честно говоря, этот вопрос представляется мне более чем странным, так как на моей памяти притеснений лютеранами православных, особенно каких-то явных, не происходило. На протяжении уже более 50 лет развивается православно-лютеранский диалог, в котором и Православная, и Лютеранская Церкви пытаются достичь понимания в спорных вопросах. Если говорить, например, о Русской Православной Церкви, то был налажен контакт с Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Сегодня же наработанные добрые взаимоотношения продолжают поддерживаться и развиваться.
3. Почему Лютеранская Церковь называется княжеской?
Владимир Татарников: Своими корнями это вопрос, скорее всего, уходит к моменту появления Лютеранской Церкви. В 16 веке, когда Мартин Лютер стал выступать с речами, смысл которых зачастую противоречил представлениям о вере католиков, его поддержало очень много князей. Однако сегодня княжеской я бы нашу церковь не назвал. Она, скорее, поющая, т.к. все богослужения состоят в основном из хоралов.
4. Почему Лютеранская Церковь отказалась от музыки Баха?
Владимир Татарников: Вообще-то, это тоже не соответствует действительности. Композитор Иоганн Себастьян Бах считается у лютеран пятым евангелистом, т.к. через свою музыку он провозглашал евангелие…
Сегодня музыка Баха в Лютеранской Церкви приветствуется. Так, в произведениях на органе, исполняемых на богослужениях, в основном используется музыка именно этого композитора.
В целом для лютеран отказ от музыки Баха – это, я считаю, последний шаг, на который они могут пойти. Иоганн Себастьян Бах и лютеранство можно назвать неделимым целым. Когда звучит имя композитора, мы понимаем, что речь идет и о Лютеранской Церкви.
5. Почему лютеран называют протестантами?
Владимир Татарников: Лютеранская Церковь является традиционной Протестантской. Вообще стоит разделять традиционные и нетрадиционные Протестантские Церкви. К первым относятся те, которые появились в 16 веке, такие, как лютеранская и англиканская. Направления, появившиеся позже, относят уже к неопротестантам, или нетрадиционным Протестантским Церквям.
6. Почему лютеране не крестятся?
Владимир Татарников: Что касается крещения как таинства, то у лютеран оно совершается также как и у православных, и у католиков – во имя триединого Бога.
Если говорить об использовании крестного знамения, то в Лютеранской Церкви нет традиции, согласно которой следует креститься, скажем, справа налево или слева направо. Традиция осенения себя крестным знамением выбирается на усмотрение человека, который приходит в храм.
7. Почему лютеране признают крещение младенцев?
Владимир Татарников: Крещение является для нас таинством, совершаемым Богом. И когда мы крестим беспомощное дитя, мы словно передаем его в руки Божьи, веруя, что теперь Творец будет его хранить.
8. Почему Лютера поддержали крестьяне, горожане, дворяне?
Владимир Татарников: Крестьяне поддержали Мартина Лютера, в первую очередь, потому, что ставил во главу угла доступность Церкви. В соответствии с учением Лютера за участие в обрядах и таинствах люди не должны были платить, в то же время Католическая Церковь готова была отпускать грехи только за деньги, используя индульгенции. Кроме того, Лютер перевел Библию на немецкий язык, и, таким образом, Церковь стала доступна для необразованных в большинстве своем крестьян.
Также основная идея Лютеранской Церкви – служение Богу через работу. Исходя из этого, считалось, что работая, человек служит Богу, а его социальный статус или профессия значения не имели. Вот почему, кроме крестьян, Лютера поддержали и горожане.
Для дворян примыкание к Лютеранской Церкви, скорее всего, являлось политическим моментом: представители этого сословия не хотели больше подчиняться Риму.
Мария Дубровская
Дорогие читатели! Krynica.info является волонтерским проектом. Наши журналисты не получают зарплат. Вместе с тем работа сайта требует разных затрат: оплата домену, хостинга, телефонных звонков и прочего. Поэтому будем рады, если Вы найдете возможность пожертвовать средства на деятельность христианского информационного портала. По интересующим вопросам обращайтесь на
Учение.
Также по теме:
РЕФОРМАЦИЯ
Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где – по мнению реформаторов – средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства.
Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание – не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа.
Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому
,
Никейскому
и
Афанасьевскому символам веры
.
См. также
СИМВОЛ ВЕРЫ.
Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство – крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.
История.
О том, как родилось «лютеранство» см. также
ЛЮТЕР, МАРТИН; РЕФОРМАЦИЯ. Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.
Церковное устройство.
Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви.
В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций) уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры – в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви.
Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят, что пастор – это должность, а не сан.
Развитие лютеранской идеологии.
Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами.
К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия.
В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют неоортодоксией).
Вероучительные тексты.
Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия
(
Konkordienbuch
, 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (
Большой и Малый катехизисы
,
Großes und Kleines Katechismen
, 1529);
Аугсбургское исповедание
(
Augsburgische Konfession
, 1530) и
Апологию Аугсбургского исповедания
(
Apologie der Konfession
, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона;
Апостольский
,
Никейский
и
Афанасьевский символы веры
;
Шмалькальденские статьи
(
Schmalkaldische Artikel
, 1537); и
Формулу согласия
(
Konkordienformel
, 1577).
Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия
, хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с
Формулой согласия
, исповедания веры суть «просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил». Библия, с другой стороны, есть «единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует… судить обо всех учениях». Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями.
Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.
Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.
Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.