Потому что иудейские священники имели подобную одежду
Особую одежду имели ветхозаветные священники. Согласно Священному Писанию, сам Бог повелел пророку Моисею сшить для них специальные одежды – «для величия и красоты». Для этого нужно было взять голубую, пурпурную и багряную ткань – шерсть или лён, и расшить их золотом.
Одежда иудейских священников состояла из хитона – нижней рубахи, которая доходила до пола, верхней ризы, эфода, покрывающего спину и грудь, пояса и кидара – тюрбана. Сверху на эфод первосвященник надевал нагрудник, украшенный драгоценными камнями.
Через пророка Иезекииля Бог велел священникам использовать облачения только для священнодействия и снимать их перед тем, как выйти из храма во внешний двор, переодеваясь в будничные одежды (Иез.44:19).
Эта одежда в какой-то мере стала прообразом современного облачения православных священников. В наше время они точно так же переодеваются, оставляя одежды в храме.
Наперсный крест и палица
После камилавки следующая награда священника – наперсный крест, т. е. носимый на груди (на персях), поверх рясы или богослужебной одежды, называемой фелонь. Палица же представляет собой ромбовидный плат, украшенный вышивкой, церковной символикой, и олицетворяет собой духовный меч против злых сил. Ее носят на груди. Эта награда вручалась наиболее заслуженным протоиереям.
Палица. Кон. XIX в
Долгое время священники вообще не носили никаких наперсных крестов, как не носят их и по сей день на православном Востоке. Повседневный восьмиконечный крест ввел в обиход, предписав его носить всем батюшкам России, государь Николай II. Как повествует историческое предание, произошло это по следующему поводу.
Юный государь как-то подошел под благословение к диакону: они, как известно, крестов не носили и не носят, и благословлять рукою не имеют права. Произошла некоторая заминка, и чтобы она более не повторялась, а также чтобы в повседневной жизни можно было отличить диаконов от священников, было решено даровать последним право носить крест.
Наградной же наперсный крест был учрежден ранее, в 1798 году. До революции их изготовляли из позолоченного серебра вместе с цепью и исключительно в Москве. В год производилось примерно 900 таких крестов, которые рассылались по епархиям, где и вручались награждаемым.
Отметим также, что если тот или иной священник уже имел пожалованный золотой крест без украшений, то он мог принимать от прихожан крест с драгоценными украшениями, но только после того, как Святейший Синод входил с ходатайством к государю о разрешении его носить.
Кроме наградных крестов – обыденных и традиционных, были и памятные кресты. Так, в память о войне 1812 года манифестом государя Александра I от 30 августа 1814 года духовенству был дарован наперсный крест с надписью «1812 год».
В указе от Святейшего Синода 14 февраля 1818 года, во исполнение царского манифеста, было постановлено удостоить этим крестом всех членов Синода и их контор, а также всех архиереев, в том числе и находящихся на покое.
Этими крестами удостаивались и настоятели ставропигиальных монастырей, священники кремлевских соборов Успенского и Благовещенского, а также придворного (в Зимнем дворце). Впрочем, награда эта была отнюдь не для избранных. Ее получили многие священники из белого и черного духовенства – по усмотрению епархиальных архиереев, которым и высылались комплекты наперсных крестов.
Награду эту носили на узкой ленте ордена Святого Владимира. Отметим также, что к столетию Отечественной войны 1812 года, в 1912 году, иереи – прямые потомки награжденных памятными крестами или старшие в роде – получили право ношения крестов 1812 года, которыми были удостоены их деды и прадеды.
Крест священнический наперсный с украшениями
После окончания Крымской войны 1853–1856 годов все иерархи и отчасти священники России за их молитвенный подвиг получили от государя бронзовые наперсные кресты.
На их аверсе (лицевой стороне) было изображено «Всевидящее око», на реверсе (оборотной стороне) изображена надпись: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки». Те же из священников, кто был в действующей армии, получали, помимо крестов, и медали на ленте ордена Святого Георгия.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Кто по национальности Николай Коперник
Священнослужители, которые находились при частях, приведенных в военное положение, или в местах на военном и осадном положении, получали к кресту медаль на Андреевской ленте.
24 января 1913 года в ознаменование 300-летия избрания на царство Михаила Феодоровича Романова для духовенства был учрежден особый нагрудный юбилейный знак. Этот знак представлял собою золотой или позолоченный четырехконечный крест, покрытый с лицевой стороны эмалью и окаймленный золотом.
Помимо этих и золотых крестов без украшений, были и наперсные кресты с украшениями и непременно увенчанные короной, которые выдавались Кабинетом Его Императорского Величества. Такой крест, в частности, имел Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
К золотому наперсному кресту согласно одному из постановлений Московской патриархии 1962 года можно было представлять не менее чем через пять лет после рукоположения во иереи.
Однако этого правила не особенно придерживались, и в советское время, как и сейчас, он являлся достаточно частой наградой.
Но, чтобы как-то выделить награжденного из череды прочих лиц, награда вручалась либо одновременно с поставлением в иереи, либо вручение креста совмещалось с пожалованием камилавки и набедренника, вручением ордена или назначением на новое место.
Хорошо известна целая династия священников Тарасьевых, которые служили на подворье Московской патриархии в Белграде. Там с 1950 по 1974 год священствовал уважаемый всеми отец Виталий; сын его Василий с детства прислуживал батюшке, затем, повзрослев, создал хор из православной и инославной молодежи.
Всему Белграду был известен его звонофон отца Виталия – уникальный набор ярославских колоколов. Известен он был и как председатель благотворительного комитета помощи бедным и престарелым своего прихода.
Через год, после поставления его в иереи, в 1957 году, патриарх Московский Алексий I пожаловал отцу Василию золотой наперсный крест и палицу.
Кстати, и отец Василий был награжден патриархом Алексием крестом с украшением и одновременно митрой. Одновременно сербским патриархом Викентием ему было дозволено совершать богослужение в митре не только на подворье, но и в других храмах Сербии, что не дозволялось даже местным архимандритам.
Патриарх Московский Пимен во время своего визита в Югославию одновременно с указом о назначении отца Василия новым настоятелем подворья (5 октября 1974 года) пожаловал ему крест с украшениями.
Крест священнический наперсный. XIX в
Наперсный крест как награда вручался не только православным священникам. В свое время даже нецерковным людям был хорошо известен Хьюлетт Джонсон, настоятель Кентерберийского собора в Англии, который испытывал искреннюю симпатию к СССР и впоследствии стал лауреатом Ленинской премии мира.
В 1945 году патриарх Алексий I во время аудиенции в Чистом переулке вручил настоятелю наперсный крест, с которым тот не расставался до конца дней своих, нося его на груди.
Через десять лет патриарха Алексия I и его ближайшего сподвижника, митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, посетил Генрих Хельд – президент Евангелической церкви Рейнской области ФРГ, на которого тоже был торжественно возложен наперсный крест.
Особенно теплые отношения в те годы у нас были с представителями Англиканской церкви. Еще до революции они посещали нашу страну, бывали и в Москве, и в Троице-Сергиевой лавре. Бывали там и англиканский священник, известный нам как детский писатель Льюис Кэрролл, и высокопоставленные прелаты. Так, в июле 1956 года архиепископ Йоркский доктор Михаил Рамсей, как и его предшественники, побывал в лавре преподобного Сергия, молился в облачении у раки его.
После литургии на Казанскую летнюю он и другие члены делегации Англиканской церкви были приняты Святейшим патриархом Алексием I, который возложил на доктора Рамсея золотой наперсный крест; драгоценные кресты были возложены также на епископа Дербийского доктора Роулинсона и епископа Оксфордского доктора Карпентера.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Какой город называется городом трех религий
В свою очередь, когда Святейший патриарх через восемь лет был в Лондоне, доктор Рамсей у престола Кентерберийского кафедрального собора поднес патриарху одну из высших наград Англиканской церкви – Ламбетский крест. Но «последнее слово» все же осталось за нашим иерархом: вручать еще раз крест архиепископу Йоркскому он не мог, поэтому наградил его супругу учрежденным орденом Святого Равноапостольного Великого князя Владимира 2-й степени.
Другому предстоятелю Англиканской церкви, доктору Фредерику Д. Когану, наперсный крест был вручен 25 января 1974 года митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием (нынешним Крутицким и Коломенским).
Источник: https://oldhat.ru/symbol_1/85.htm
Потому что Иисус носил хитон и ризу
Однако не стоит забывать и о том, что сам Господь носил хитон, будучи человеком. Согласно Евангелию, хитон этот был соткан бесшовным и после распятия Спасителя римские воины не решились его разрезать и решили бросить жребий, чтобы узнать, кому он достанется.
Воин, завладевшей бесценной святыней, по преданиям, увез хитон в Грузию, где он и находился, пока им не завладел шах Аббас, который подарил хитон царю Михаилу Феодоровичу.
Другие версии говорят в пользу того, что царю была привезена часть ризы Христа – то есть его верхней одежды, а хитон до сих пор остается в Грузии, в основании Мцхетского Патриаршего собора.
Из событий становится ясно, что Христос носил мужское платье – длинный, тонкий, белый хитон, поверх которого была надета более короткая и более плотная риза.
Одежды появились не сразу
Богослужебные одежды у христиан появились не сразу, ведь Спаситель носил обычную одежду, а апостолы совершали Евхаристию в будничных одеяниях. Тем не менее, понимание того, что служить Богу надо в особой одежде, уже существовало: апостол Иаков носил одежду иудейского священника, а апостол Иоанн одевал на голову золотую повязку – знак первосвященника.
Со временем будничная одежда Христа стала священной, хитон и ризы остались частью облачения священников, и до VII века сложился основной канон облачений служителей православной церкви.
Каждой вещи – свой символ
В одеянии священника каждой вещи придаётся отдельный смысл. Например, хитон-власяница, в который облачаются монахи-схимники, символизирует нестяжание и во время пострига называется «хитоном вольной нищеты».
Подобие хитона – стихарь носят алтарники, чтецы и пономари; стихарь является символом ангельской чистоты и радости.
Дьякон облачается в стихарь и надевает орарь, означающую крылья ангела – длинную полосу материи с крестами и вышивкой «Свят, Свят, Свят». Считается, что орарь появился из полотенца-убруса, которым иудеи подавали знак говорить «Аминь».
Одежда священника – это мужское длинное платье до пят – подрясник бывает разных покроев – с запахом или на пуговицах. Это единственное облачение, которое священник может надевать вне храма. Сверху на подрясник надевают рясу – просторное черное облачение с длинными рукавами – ниже ладоней. Крест, который священники носят поверх одежды, должен напоминать им о том, что каждый христианин должен исповедовать Христа перед всеми.
Во время Литургии священник надевает подризник, который имеет тот же смысл, что и стихарь.
На подризник снадевается фелонь или риза – длинная, широкая одежда без рукавов, с твердыми и высокими оплечьями, которая означает верность Богу и багряницу, которую одели на Спасителя во время Его страданий. Известно, что фелонь носил уже апостол Павел.
Остальные облачения священник надевает поверх фелони. Это поручи – нарукавники, которые стягиваются шнурками, символизирующими узы Христа; епитрахиль – длинная полоса материи с шестью крестами вокруг шеи, символизирует служение Христу; пояс, символизирующий готовность служения; набедренник, являющийся знаком духовного меча – вооружения священника, который представляет собой прямоугольный плат с крестом. Он указывает на Евангелие, и его носят там же, где ранее воины носили меч.
В Русской Православной Церкви священнослужители имеют право носить одежды золотого, белого, красного, голубого, пурпурного, черного и зеленого цвета – в зависимости от совершаемого богослужения и церковного календаря. Символика цвета считается не устоявшейся и различается в Русской православной церкви в России и за рубежом.
Фелонь Саккос Стихарь Это
Эти одеяния, имеющие общее наименование «ризы»,
используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории:
диаконские, иерейские
и
архиерейские
(одеяния церковнослужителей, не принадлежащих к числу духовенства, в эти категории не попадают). Интересной особенностью является тот факт, что каждая последующая степень священства имеет все богослужебные одеяния предыдущей и плюс к этому те одеяния, которые являются принадлежностью их степени. То есть священник имеет все диаконские одеяния и сверх того присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния (кроме фелони, которая заменяется саккосом) и сверх того – присвоенные его архиерейскому сану.
Диакон в богослужебном облачении
Иерей в богослужебном облачении
Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебными облачениями
являются:
1
. Для
диакона
–
подрясник, поручи, стихарь, орарь
;
2
. Для
священника
–
подрясник, ряса
(во время Литургии вместо
рясы
надевается
подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;
3
. Для
архиерея
–
подрясник, ряса
(на Литургии вместо рясы –
подризник),поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос
(вместо
саккоса
может быть
фелонь),омофор, панагия, крест, митра.
Церковнослужители прислуживают в стихаре.
Некоторые богослужения священник может совершать без фелони
, а архиерей без
саккоса.
В качестве награды священникам дается право ношения
скуфии, камилавки
или
митры
, а также
набедренника, палицы, креста с украшениями.
Стиха́рь
– богослужебное облачение священно- и церковнослужителей. Различаются
стихари
церковнослужителя, диакона, священника и архиерея. Отличие богослужебных одежд низшего чина священнослужителей – диаконов – составляет то, что они служат в подряснике, поверх которого надевается
стихарь. Стихарь
диакона (и церковнослужителя – алтарника, пономаря) – это длинная одежда, состоящая как бы из двух половин, с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленная пуговицами.
Стихарь
символизирует одежду спасения. Священнический и архиерейский
стихарь
представляют из себя облачение, именуемое подризник.
Стихарь
Подри́зник
– богослужебное облачение священника и архиерея – длинная до пят шелковая (реже из иных материалов) одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета. Архиерейский
подризник
имеет так называемые
гамматы
, или
источники –
ленты, стягивающие рукав у запястья.
Гамматы
символизируют ток крови из прободенных рук Спасителя. Как уже говорилось,
подризник
заменяет архиерею либо священнику рясу при совершении Литургии.
Подризник
По́ручи
– часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой, имеющей иной, чем сами
поручи
, оттенок. Другое название
поручей – нарукавники,
означает то, что фиксируется эта часть богослужебного облачения на запястье, на рукаве подрясника.
Поручь
стягивается шнуром, продеваемым в металлические петли на боковых его краях, а шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится.
Поручи
символизируют собой Божью силу, крепость и мудрость, даруемую священнослужителям для совершения Божественных Таинств.
Ора́рь
– часть богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента, носимая ими на левом плече, причем один конец спускается на грудь, другой – на спину.
Орарь
является принадлежностью только диаконов и название свое получил от греческого глагола «оро», что значит смотрю, стерегу, наблюдаю. Впрочем, в латинском языке существует глагол абсолютно идентичный по написанию
(лат.
глагол «
oro
«), но имеющий значение «молиться». Другое значение слова
орарь –
полотенце, лентион (от
лат. orarium).
Орарь
Архидиакон и протодиакон имеют двойной орарь,
который представляет собой
два соединенных ораря
: один надет аналогично диаконскому, а второй спускается с левого плеча на правое бедро, где и соединяется концами.
Орарь
символизирует те благодатные дарования, которые диакон получает при хиротонии. Иподиакон же надевает
орарь
крестовидно, в знак того, что он не имеет благодати священнослужителя. По толкованию святого Иоанна Златоуста
орарь
символизирует собой невещественные ангельские крылья в соответствии с тем образом ангельского служения в Церкви, который олицетворяют диаконы.
Епитрахи́ль
(
греч
. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея, представляющая собой длинную ленту (орарь диакона, но как бы удвоенный), охватывающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Образованная из ораря
епитрахиль
означала, что священник, приобретает сугубую по сравнению с диаконом благодать, дающую ему право и обязанность быть совершителем Таинств Церкви.
Епитрахиль
символизирует благодатные дарования священника, получаемые им в Таинстве Священства. Именно поэтому при облачении в
епитрахиль
читается молитва: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (см.: Пс. 132; 2).
Епитрахиль и поручи
Без епитрахили
священник и архиерей не имеют права совершать богослужения. Лишь в крайне тяжких обстоятельствах вместо нее может использоваться любой длинный кусок материи или веревки, особо благословленный.
Пояс
– часть богослужебного облачения священника и архиерея, надеваемая поверх подризника и епитрахили, представляет собой плотную, шириной 10–15 см, полосу материи с отделкой в виде полос иного оттенка по краям. В середине
пояса
нашивается крест, а по его концам – длинные ленты, которыми он фиксируется сзади, на пояснице. Пояс напоминает то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечере. Символически
пояс
в религиозном обиходе всегда означал силу, крепость, власть, готовность к служению, что ярко отражено в молитве, читаемой при его надевании: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (см.: Пс. 17; 33,34). Такое же значение сохраняется у него и сейчас.