СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА
Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
В Светлый вторник совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву.
В Светлую пятницу совершается празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник». После Литургии по обычаю бывает малое освящение воды.
В Светлую субботу на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.
Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой и напоминает о том, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Свое явление. В этот день вспоминается также уверение апостола Фомы, почему его называют Фоминой неделей или Фоминым воскресеньем.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6).
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, от собственно Пасхи до Недели Фоминой. Эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота. В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Всю неделю, после Литургии, совершаются крестные ходы около церкви, в которых, носится крест Христов. В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где » времени уже не будет» (Откр. 10, 6). На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
Светлый понедельник
Согласно библейскому преданию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознесся небо. Светлый понедельник — христианский праздник в память о первом дне после воскресения Христа. Согласно Библии, Христос воскреснув, неузнанным явился двум своим ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.» (Лк., 113-е зач., 24: 12–35) Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелиео явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.
Светлый Вторник
Во вторник Светлой седмицы Православная Церковь празднует день Иверской Иконы Божией Матери. Этот праздник установлен в честь обретения чудотворного образа на горе Афон вXI веке. Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница (греч. Портаитисса) — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.
Тропарь Иконе Божией Матери Иверская.
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней, тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Светлая Среда
Православные христиане при возможности стараются во все дни этой седмицы побывать в храмах, где продолжаются богослужения Светлого Христова Воскресения, алтарные Царские врата отверсты, а вокруг церквей и монастырей совершаются Пасхальные крестные ходы. В каждом алтаре до Светлой субботы пребывает освященный за Пасхальной службой хлеб — артос, похожий на большую просфору и который будет раздробляться и раздаваться верующим в ближайший субботний день. В этот день за православными богослужениями прочитывается большой отрывок из Евангелия, завершением которого являются слова Спасителя, предрекающие то, что настанет момент, когда ученики увидят Господа во славе: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Что можно и чего нельзя делать
В дни Светлой седмицы не положено ходить на кладбища, плакать по усопшим, ведь и они получают облегчение на время этого праздника. Люди ликуют вместе с ангелами, прославляя Христово воскресение.
В течение этой седмицы надо отрешиться суеты, оставить мирские заботы и тревоги, которые, кстати, исчезают сами собой. Мир наполнен высшей духовной радостью о воскресшем Господе. Смерть побеждена, и нет места слезам и унынию.
Никто да не плачет о своих грехах в этот праздник, как сказал святой Иоанн Златоуст. Все грехи прощены нам Христовым воскресением.
Не стоит в этот период предаваться и другим грехам: объедению (как это нередко случается после длинного поста), пьянству, ругани, разврату, ссорам и т.д. Провести эти святые дни надо достойно.
Светлый Пяток
В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник». В этот день после Литургии совершается чин малого освящения воды (водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»), а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая. Для келейного чтения предназначен Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Живоносный Источник».Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Божией Матери, став впоследствии императором (455 — 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834 — 1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм, который действует до сего времени.
Честное Слово
Про Пасху не забывает никто. А вот про Пасхальную неделю, Светлую седмицу, говорят и пишут уже гораздо реже. И – напрасно. Светлая седмица (ее еще называют Светлой неделей, Святой неделей) – не просто продолжение Пасхи, а ее почти полное повторение
Артос в Царских вратах
Светлая седмица, как понятно из названия, и продолжается семь дней. В этом году она приходится на неделю с 3 по 8 мая. Начинается Святая седмица в само Пасхальное воскресенье и продолжается шесть последующих дней – до Недели Фоминой (второе воскресенье после Пасхи или Антипасха. Греческая приставка «анти» в данном случае переводится как «напротив»). Выразить всю радость от Воскресения Христова за один пасхальный день считается невозможным, поэтому Пасху христиане празднуют всю следующую неделю, а затем еще 32 дня – до Вознесения.
Артос
В православии во все дни седмицы все богослужения (утреня, часы, литургия и вечерня) подобны богослужению Пасхи. В течение всей седмицы Царские врата православных храмов раскрыты настежь – до Светлой субботы, когда после литургии происходит раздробление и раздача артоса. Церковный хлеб (артос) освящают в первый день Пасхи, затем ежедневно его обносят его время крестного хода вокруг храма. В Светлую субботу на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.
Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное духовное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Сама Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».
Вспомним, как в старину в крестьянских семьях относились к хлебу. Хлеб резали аккуратно и бережно, также вкушали его, крошки подбирали и высыпали в реку или отдавали животным. С апостольских времен установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать на возглавие стола Господу. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.
Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой.
Отголоском данной древней традиции и является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.
Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Всесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца, прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца, подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый, и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством, смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его. Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель, и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков».
То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос –- великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.
Подтверждением тому, что артос есть великой святыней, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма во всю Светлую седмицу. Всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме в открытых Царских вратах.
Артос – великая святыня. Зачем его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Артос дается для телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он становится сопричастником вечной пасхальной радости,, радости, исцеляющей душу и тело человека.
Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
«От святаго дня до недели новыя…»
Открытые Царские врата
Особенность пасхальных литургий – открытые Царские Врата (отделяющие алтарь от остального пространства церкви), которые символизируют Духовный Мир, и Гроб Господень. Врата на Седмицу остаются открытыми до девятого часа вечера субботы (то есть до начала вечернего богослужения).
Решение о праздновании Светлой седмицы было принято на Шестом Вселенском Соборе (его еще называют Третьим Константинопольским). Он стал самым продолжительным из всех соборов: открылся 7 ноября 680 года, а закончился 16 сентября 681 года. Число участников собора всё время возрастало. На первом заседании присутствовало 43 человека, на последнем 163 (среди них легаты Римского папы), а при составлении правил присутствовало 240 участников. Сам император присутствовал на 11 первых заседаниях и на последнем, где подписался под соборными протоколами с формулировкой «читал и одобрил».
66-е правило Шестого Вселенского собора постановляет: «От святаго дня воскресения Христа Боша нашего до недели новыя (то есть до Фоминой Недели), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище.
Седмица (неделя) – сплошная. Поста в среду и пятницу нет, и даже готовящимся к Причащению нельзя самовольно налагать на себя пост».
В православии во всю Светлую седмицу после богослужения проводятся крестные ходы, на которых верующие поют праздничные песнопения и священник всех кропит святой водой. Во время крестного хода звучит праздничный колокольный звон. Многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим позвонить на звоннице в колокола, поэтому колокольный звон заполняет нередко всю округу с утра до вечера.
Православные христиане в этот период вместо как утренних, так и вечерних молитв читают Пасхальные часы. Пасха́льные часы – это многократно пропеваемая часть пасхального православного богослужения, замещающая собой в дни пасхальной седмицы Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час, Повечерие, Полунощницу, Утренние молитвы и Вечерние молитвы. В отличие от обычных часов (церковных служб), Пасхальные часы никогда не изменяются, не содержит псалмов и покаянных молитв (кроме «Господи помилуй»). Как и все пасхальные чинопоследования, Пасхальные часы исполнены радости и благодарения Христу Богу.
Другая особенность праздничной недели – отмена однодневных обязательных постов в среду и пятницу. Также вплоть до праздника Троицы верующим нельзя класть земные поклоны. Почему? Церковный устав имеет свои правила, которых придерживаются все священнослужители. Также их должны соблюдать и прихожане в церкви, но совершение каких-либо ошибок здесь не является большим грехом. После Пасхи наступает период до самой Троицы, когда в церкви не кладутся земные поклоны. То есть, когда нужно стать на колени, и дотронуться лбом до пола. Это своего рода послабление верующим, которые во время поста постоянно выполняли такие поклоны. Воскресение Господне избавляет людей, которые пришли к нему от низкого поклонения.
Земной поклон – это проявление любви верующего человека к Богу. Трудно себе представить другую реакцию человека, если бы перед ним предстал сам Христос. Но и любовь Иисуса также безгранична, поэтому христиане имеют послабление в церковном уставе. Но, несмотря на это каждый верующий может, исходя из своих чувств, совершать поклоны. Строгих запретов на этот счет нет.
Земные поклоны отменяются не только от Пасхи и до Троицы. Они не делаются от Рождества Христова и до Крещения, в дни больших церковных двунадесятых праздников. Освобождается от них человек до вечера, если с утра он причащался. Не совершают земной поклон и по воскресеньям. Но допускается три раза их выполнить, когда выносят святые дары, и когда их чашу с дарами убирают после Причастия, а также при словах «Святая святым».
Кроме земных поклонов существует также преклонение головы – это значит просто наклонить слегка голову, без крестного знамения. Есть длительное преклонение головы – при определенных словах в процессе литургии. Наконец, есть поясной поклон – перед таким поклоном делается крестное знамение. Оно выполняется на определенные слова в молитвах и песнопении.
Живоносный источник
Богослужения в Светлую седмицу совершаются по пасхальному чину – вместо утренних и вечерних молитв
поют Пасхальные часы. После завершения каждой литургии совершают крестный ход в честь шествия жен-мироносиц ко гробу Господню. Во время шествия верующие несут зажженные церковные свечи.
Светлый Понедельник на Руси назывался Поливальным днем. Люди ходили в гости и обливались из ведра, смывая болезни.
Во вторник чествуют Иверскую Икону Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву. В старину этот день назывался Купальницей. Проспавших заутреню обливали водой. Народ устраивал гулянья и разные забавы.
В Градову Среду было запрещено работать на огороде, иначе урожай может погибнуть от града.
Четверг величали Пасхой мертвых. Вспоминали ушедших, но светло, без выражения горя, а радуясь воскрешению Христа.
В пятницу поклоняются иконе Божией Матери «Живоносный источник». По традиции, в этот день после Божественной литургии освящают воду, а если позволяют местные погодные условия – совершают крестный ход на водоемы и родники. В старину его величали Прощеной пятницей в честь примирения тещи с зятем.
…Прощеная пятница, Градова Среда, Купальница… Не надо видеть в этих народных традициях какие-то отзвуки язычества. Не случайно и сама Русская Православная Церковь ничего «еретического» в таких традициях не усматривала, и никаких попыток «выжечь» эти народные традиции не предпринимала. Может быть, как раз потому и была так крепка христианская вера на Руси, что никто не требовал от простых людей навсегда забыть историю их давних предков? А вот об истории иконы «Живоносный источник» дозволительно рассказать подробнее.
В V веке неподалеку от Константинополя, находилась роща платанов и кипарисов, посвященная Пресвятой Богородице, посреди которой был источник. Однако за рощей никто не ухаживал, и место это постепенно заросло, а источник засорился. Однажды, воин Лев Маркелл, добрый и смиренный человек, помогая заблудившемуся слепцу выйти на тропинку, очутился на этом месте. Слепой старец почувствовал сильную жажду и стал умолять воина дать ему пить. Лев долго искал воду, но тщетно, и вдруг услышал голос: «Не унывай, о царь Лев, вода, которую ты ищешь, близко, только повернись к ней. Устрой Мне на этом месте храм: в нем Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верою сюда приходящим. Ничто не сильно будет противиться власти Моей: демон ли, болезнь ли неисцельная или что другое, —- только бы просили Меня благоговейно». Лев посмотрел по сторонам, но не смог увидеть источник, а нашел его только благодаря указанию таинственного голоса. Он напоил найденной водой слепца и положил ему на глаза тину из источника, после чего старик прозрел. И познал тогда Лев, кто говорил с ним.
Став, по предсказанию Пресвятой Девы, императором в 457 году, Лев Маркелл приказал очистить источник и возвел над ним великолепный храм, посвященный Богородице, который он назвал «Живоносным Источником». В огромном золоченом куполе храма были проделаны отверстия, через которые лучи солнца освещали выложенный белым мрамором источник и, отражаясь от мраморных стен и украшенного золотом свода, сияли, подобно молниям.
К источнику, расположенному посреди храма, вели две мраморные лестницы в 25 ступеней. В куполе находилось мозаичное изображение Богоматери с Младенцем, которое отражалось в источнике. У верхней части источника было в мраморе круглое углубление, в которое втекала вода из источника, а затем, она выливалась в мраморный бассейн, так чтобы было удобно черпать ее со всех сторон. Тогда же был написан и образ, изображающий устройство храма и его благодатную сущность.
Спустя почти сто лет после первого чуда у Живоносного Источника, император Юстиниан, страдавший от тяжелой болезни, во сне услышал голос Богоматери, Которая повелевала ему пойти к Своему источнику. Исполнив повеленное, он нашел здесь исцеление. В благодарность Матери Божией, он заново отстроил храм при Живоносном Источнике и богато его украсил, здесь же он построил обитель для иноков. Это было в VI веке.
Во второй половине IX и в начале X века храм заботливо восстанавливался и украшался при императорах Василии Македонянине и его сыне Льве Философе, который так же получил исцеление от источника, кроме того, здесь исцелились от различных болезней и его первая жена Феофана и брат Стефан.
Царица Зоя, на которой он женился после смерти Феофаны, исцелилась от неплодия после возложения на нее пояса Пресвятой Богородицы и стала матерью Константина Багрянородного.
В XV столетии храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Султану Баязиду это надоело, и он лично решил осквернить источник Богородицы, для чего бросил в священную воду полусгнивших золотых рыбок, которые погибли у него в бассейне. К его ужасу рыбки ожили в воде! Потрясенный султан в 1830 году разрешил христианам вновь пользоваться Живоносным Источником и даже выделил деньги на строительство храма.
Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного Источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. Так, например, описан случай воскрешения мертвого. Один тяжело больной человек по имени Феттал приплыл сюда на корабле из города Фессалии специально, чтобы молиться об исцелении, но умер по пути к источнику. Однако перед смертью он завещал своим спутникам отнести его тело в храм при Живоносном Источнике и троекратно облить его водой из источника, а затем уже погребать. Когда же стали возливать воду из чудотворного источника на умершего, он ожил и затем остался до конца своих дней иноком в обители при храме. Его гроб был найден в 1830 году при раскопках для восстановления древней церкви, которая была разрушена турками при взятии Константинополя в XV веке.
При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню. Постепенно вокруг храма Живоносного Источника образовался монастырь, а местность получила название – Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета.
В Синаксаре также описывается чудо явления Матери Божией для спасения молящихся в храме от землетрясения. Царица Небесная поддерживала храм, пока все люди из него не вышли, и никто не пострадал.
На Руси икона была известна и почиталась с давних времен. Начиная с XVI века, утвердился обычай посвящать источники, находящиеся в монастырях, иконе Божией Матери «Живоносный Источник». После литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.
Неделя как один день, и один день – как год
В субботу – день Святого артоса – торжественно раздробляют церковный хлеб и раздают прихожанам. Верующие, как мы уже говорили, должны хранить его как святыню весь год, отщипывая по кусочкам натощак, и особенно когда заболеют.
Воскресенье именуется Фоминым днем или Красной Горкой, верующие празднуют Антипасху. Церковь вспоминает в этот день апостола Фому, который усомнился в воскрешении Христа. Именно в этот день Спаситель явился к ученикам, в том числе к Фоме, и показал свои раны, чтобы убедить в своем воскрешении. В Фомино Воскресенье проводят смотрины невесты (сватовство), играют свадьбы.
В Пасхальную неделю принято радоваться божественному воскрешению Христа. Верующие усиленно молятся, каждый день посещают храмы, звонят в церковные колокола. Нужно думать о светлом и хорошем, помогать бедным и нуждающимся, а также отдыхать и наслаждаться дарованной Богом жизнью.
Всю Пасхальную неделю и до ее отдания (на сороковой день) верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».
Вся праздничная неделя посвящена светлым чувствам и позитивным эмоциям. Нельзя ссориться с близкими, злиться и ругаться. В душе не должно быть печали и негатива. Поощряются радость, веселье, торжественные и благодушные выражения чувств. Не надо думать о страданиях, болезнях, смерти, вспоминать ушедших с горечью.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6).
Что касается быта – на протяжении всей недели не рекомендуется работать, посещать кладбище. Нельзя поститься, устраивать поминки. Супругам следует воздержаться от близости, все помыслы должны быть направлены на получение и выражение духовной радости. Других ограничений в это время нет.
В эти дни после Великого Поста наступает «неделя изобилия», когда на столах полно жирной еды, выпечки и сладостей. Желательно не объедаться, а постепенно входить в нормальный режим, иначе неминуемы обострения болезней пищеварительного тракта. На Пасху человек должен понять смысл жизни – обретения после потери, торжество жизни над смертью.
На Седмице не венчают и не отпевают. Нахождение усопшего в храме сопровождается пасхальными песнопениями вместо традиционных заупокойных молитв.
В Седмицу в храмах вместо утренних и вечерних молитв читают Пасхальные Часы, отделяющие пасхальную Заутреню от Литургии. Их не читают, как обычно, а поют, а состоят они не из псалмов, а из избранных пасхальных песнопений, легко узнаваемых на слух. Все часы: 1-й, 3-й, 6-й, 9-й –- совершенно одинаковые и читаются одинаково.
Самое известное пасхальное богослужение, конечно, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» («Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть растоптал, и находящимся во гробах жизнь даровал»). Эти слова поются во время каждых Пасхальных часов три раза.
«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем» («Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единственному безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё воспеваем и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого не знаем, имя Твоё призываем»), говорится в других Часах.
Также трижды звучат во время служб Светлой седмицы слова: «Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши» («Придите, все верные (христиане), поклонимся святому Христову воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил»).
Впереди у всех нас еще много радостных Пасхальных дней. Радость от Воскрешения Христа будет в нас не только 40 дней до Троицы. Весь оставшийся год пасхальная радость пребывает в человеках. И получается, что пасхальная радость живет в нас год за годом – всю жизнь. Лучшего для христианина невозможно и пожелать. Бог – это Любовь. Любовь – это радость. Жить с радостью в душе – разве может быть, что-то лучшее?
Нажмите, чтобы поддержать «Честное слово»
Поделиться
Светлая Суббота
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артосторжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни). В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.
Антипасха. Фомино Воскресенье
В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха. В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Как причащаться после Пасхи на Светлой седмице
Причащаться на Светлой Седмице разрешено и даже рекомендуется, это прописано в правилах Вселенского собора. Данные рекомендации советуют мирянам проходить обряд ежедневно в течение недели после Пасхи. Сейчас это невозможно, потому в течение 7 дней надо найти хотя бы один, и успеть посетить службу.
Если христианин все время Великого поста провел в молитвах и полном воздержании от скверности, обжорства и прелюбодеяния, приступать ко причастию советуют натощак, но без поста на Пасху. На утрене в понедельник после Пасхи перед литургией читают пасхальный канон часов Пасхи и Последования ко Причащению. Причащаться на Светлой Седмице необязательно. Главное, чтобы прихожанин не имел тяжких грехов без покаяния.
Внимание!
Необходимость исповеди перед причастием определяет духовник прихода. Если священнослужитель считает этот процесс необходимым, настаивать на обратном не следует.
Светлая Седмица – это семь дней, идущие после основного православного праздника Пасхи. Каждый из них имеет свою значимость в православной церкви. К каждой дате, как и к дням Страстной недели, есть свои пояснения – заповеди утверждают, как именно верующие миряне должны провести этот день. Главное, в это время – находиться в вознесенном настроении, радоваться победе Иисуса надо тьмой, при этом не увлекаться земными грехами. это лучший период для исповеди перед Господом и причастия.
Пасхальный Период
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня. Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!» Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицыколенопреклонений и земных поклонов не полагается. До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.
Говорится ли что-то о Светлой седмице в канонах?
66 правило Шестого Вселенского собора постановляет: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя [то есть до Фоминой Недели], во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище».
Почему Церковь освящает куличи и пасхи
Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью. «Пасха Христос избавитель», как поет Церковь и говорит апостол Павел (1 Кор. 5:7). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, З—4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
Источники: 1. Прот. С. Слободский «Закон Божий» М.:Яуза-пресс, Лепта Книга, Эксмо, 2008. 2. Вебсайты: https://ru.wikipedia.org/wiki https://azbyka.ru/dictionary/17/svetlaya_sedmitsa.shtml https://ria.ru/religion/
Что можно есть на Светлой седмице после Пасхи
В это время лучше успеть исповедаться и причаститься, необязательным атрибутом пост пасхального времени считается разговение. Миряне, соблюдающие Великий пост, в это период могут есть все, что хотят: традиционные пасхальные кексы (сдобные куличи), творожные пасхи, куриные яйца, мясо, рыбу и другие продукты. Ограничения на питание в это время не налагаются.
Но, прихожане должны учитывать, что священнослужители церквей советуют во всем соблюдать меру и не переводить это счастливое время в сплошное празднование. Употребление спиртных напитков в эти дни стоит если и не исключить, то радикально ограничить. Отказывать себе в веселье и развлечения не стоит, но во всем должна быть мера.