Что такое помянник
Во многих семьях, где чтут традиции христианства, есть специальная книжечка — помянник, куда заносят имена живых и умерших родственников, и которую следует подавать в церковь для поминовения во время службы. Если в вашем роду до сих пор нет такой книги,помянник и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.
Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Что такое записки «О здравии» и «О упокоении»
Церковная записка «О здравии» или «О упокоении» это, по своей сути, одноразовый помянник. Такая записка требует такого же уважения, как и книга-помянник. Заполнять ее следует аккуратно по установленным правилам.
Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.
Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.
Как правильно писать записку «О здравии» и «О упокоении»
- Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
- Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.
- Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
- Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
- Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам «о упокоении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
- Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
- В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
- Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.
- Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
- В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный».
- Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).
- Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.
Чьи имена можно писать в записке «о здравии»
В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга». На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
Сейчас записка о здравии заполняется в следующем порядке:
- имя Патриарха,
- имя Архипастыря,
- имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
- имена родителей,
- свое имя,
- имена членов своей семьи,
- имена близких и родных,
- имена благодетелей,
- имена завистников, обидчиков, врагов.
Почему именно в таком порядке?
- В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
- Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших».
- Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
- Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
- За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.
- Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
- Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
Будущие мамы в храме молятся иконе Божией Матери «Непраздная»
Каждая будущая мама в храме знает, к кому обратиться и поставить свечу за рождение ребенка.
Существует икона Божией Матери «Непраздная», которой молятся все женщины, которых хотят родить и выносить плод благополучно.
Таких икон Божией Матери очень много. Самая известная выглядит так:
Чтимые списки этой иконы «Непраздная» есть в Орске в женском монастыре во имя Иверской иконы Божией Матери, а также в Корцхельском монастыре в честь Иверской иконы Божией Матери
Данная икона представляет собой иллюстрацию к повествованию Святого Евангелия о том, как святой праведный Иосиф узнал, что обрученная ему Дева
«имеет во чреве от Духа Святаго» и желал тайно отпустить Её
(Мф. 1:18-19)
Богородица предстоит, поднявши правую руку к голове, утирая слезы, а левою указывает Иосифу, что «мужа не знает», она Дева.
Праведный Иосиф — согласно Новому Завету, обручённый муж Пресвятой Богородицы. Здесь он с младенцем Иисусом Христом на руках
Иконе молятся не только беременные женщины, а также те женщины, которые не могут забеременеть или иметь детей.
Есть также молитвы, которая каждая женщина может читать перед иконой каждый день.
Молитвенное воздыхание непраздной женщины, которую Бог благословил плодом чрева:
Всемогущий, чудотворящий, милостивый Боже, Создатель и Сохранитель неба и земли и всех тварей, Сам изрекший на всех христианских супругов благословение: раститеся и множитеся!
И еще: вот наследие от Господа: дети, плод чрева, награда от Него.
Благодарю Тебя, что Ты соделал меня причастной этого благословения и дара Твоего в супружеском состоянии моем,
и молю Тебя, благоволи благословить дарованный мне Тобою плод чрева, облагодатствовать и облаженствовать его Святым Духом Твоим,
восприять в число возлюбленных чад Твоих и соделать причастным св. таинств церкви возлюбленного Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа,
чтобы он чрез то освятился и очистился от наследственного греха, в котором он зачат.
Господи Боже! Я и плод чрева моего суть чада гнева по естеству, но Ты, возлюбленный Отче, умилосердись над нами,
и окропи плод чрева моего иссопом, да будет чист, омой его, и белее снега у белится. Укрепи и сохрани его во чреве до того часа, когда надлежит ему родиться на свет.
От тебя не сокрыт был этот плод чрева моего, когда он образовался во чреве,
Твои руки устроили его, Ты даровал ему жизнь и дыхание, и надзирание Твое да сохранить их.
Сохрани меня от страха и испуга и от злых духов, которые желали бы повредить и сокрушить дело рук Твоих.
Даруй ему разумную душу, и соделай, чтоб возросло тело его здраво и неоскверненно, с целыми, здравыми членами, и когда наступить время и час, разреши меня по милости Твоей.
Даруй мне крепость и силу к рождению, благопоспеши ему Твоею всемогущею помощью и облегчи страдания мои,
потому что эти есть Твое дело, чудотворная сила Твоего всемогущества, дело милости и милосердия Твоего.
Воспомни слово, изреченное Тобою: Ты извлек меня из чрева; к Aa привержена я. от рождения; от чрева матери моей Ты Бог мой; Ты упокоил меня у груди матери моей.
Ты еси Бог, ведающий и, зрящий нужду всех людей; Ты сказал: жена, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ея. Господи!
Ради этого сердечного сострадания Твоего и ради исполненного жалости сердца Твоего молю Тебя, благоволи облегчить скорбь мою, которую Ты предвидел, и изведи на свет плод чрева моего, с здравым, живым телом и неповрежденными, благообразованными членами.
Тебе поручаю я его, в Твои всемогущие, отеческие руки, в Твою милость и милосердие, и полагаю его, Господи Иисусе Христе, во святые Твои объятия, да благословиши и этот плодъ чрева моего, как благословлял Ты детей, приносимых к Тебе, когда говорил: «пустите детей и не препятствуйте им приходит ко Мне, потому что таких есть Царство Небесное».
Спаситель! Так приношу я и Тебе и этот плод чрева моего; возложи на него благодатную руку Твою. Благослови его перстом Духа Твоего Святаго и облагодатствуй его, когда он придет в мир этот, святым, блаженным крещешем;
освяти и обнови его к вечной жизни посредством возpoждeния, соделай его новою тварью, омой и очисти его кровь Твоею, соделай, чтоб был и он членом Святого Тела Твоего и святой Твоей христианской церкви, чтобы и из его уст произносилась хвала Тебе,
и он был и навсегда пребывал чадом и наследником вечной жизни, чрез святое, горькое страдание Твое и смерть Твою и святое имя Твое, Иисусе Христе. Аминь.
Молитва непраздных женщин о благополучном разрешении:
О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы.
Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ея беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце.
И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, уничиженней рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать,
чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием,
подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем.
Неизглаголанная радость, которою Aaисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения.
Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услыши, Пресвятая Царице Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня.
Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезней. Аминь
Чьи имена можно писать в записке «о упокоении»
Вторая записка, подаваемая в церкви, — «О упокоении». В ней следует писать имена:
- усопших сродников,
- усопших знакомых,
- усопших учителей и наставников,
- усопших благожелателей, кто делал вам добро,
- всех усопших, кто вам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими. Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Брак – лестница к Богу
Следует помнить, что деторождение – важная, но и не главенствующая функция брака. Находясь в супружеском союзе, мужчина и женщина прежде всего призваны к усердному духовному совершенствованию. Его ступени ведут к высшей цели – единению с Богом, спасению во Христе.
Апостол Павел учил, что любовь является главной добродетелью, без которой все остальные духовные достижения лишены смысла (1Кор.13:1). Святая Церковь понимает брак как идеальную школу подлинной жертвенной любви. Протоиерей Глеб Каледа отмечает:
«В браке, любви человек переносит центр интересов, мироощущения из себя в другого, избавляется от собственного эгоизма и эгоцентризма, погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. В какой-то мере он начинает видеть мир глазами двоих. Любовь, которую мы получаем от супруга и детей, дает нам полноту жизни, делает нас мудрее и богаче».
Священное Писание уподобляет брак союзу Христа и Церкви (Еф. 5:22-25). Как Церковь почитает Господа, так и жена должна чтить мужа. Она создана верной помощницей, подругой для него. Протоиерей Дмитрий Соколов отмечает:
«Жена должна, по побуждению любви, трудиться для его блага и преимущественно для блага вечного… Не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной».
А муж призван любить и хранить жену, как Христос, взошедший ради Церкви на крест. Отношение к супруге должно быть благоразумным и трепетным, словно к хрупкому сосуду (1Пет. 3:7). Когда супруги трудятся над собой, возделывают добродетель любви, совместно посещают храм, участвуют в молитве и Таинствах, то они, по словам преподобного Паисия Святогорца, неразрывно сливаются воедино и освящаются присутствием Третьего – Сладчайшего Христа («Слова», том 4).
Чьи имена нельзя писать в записках «О здравии» и «О упокоении»
Кого нельзя упоминать в записках?
Церковь не поминает следующих людей:
- самоубийц;
- не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
- усопших, причисленных к лику святых. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас; — убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Не следует подавать записки о них, о них следует молиться дома.
Кому молиться о благополучных родах
- Господу Богу
Чаще всего будущие матери просят помощи у Пресвятой Богородицы перед иконами Ея:
- «Помощница в родах»;
- «Блаженное Чрево»;
- «Млекопитательница»;
- «Слово плоть бысть»;
- «Федоровская».
А также обращаются к святым:
- праведным Иоакиму и Анне;
- праведным Захарии и Елисавете;
- великомученице Екатерине;
- великомученице Анастасии Узорешительнице;
- великомученику и Целителю Пантелеимону;
- преподобному Давиду Гареджийскому;
- преподобному Стилиану Пафлагонскому;
- преподобному Александру Свирскому;
- блаженной Матроне Московской;
- святителю Луке Крымскому;
- всем святым.
Заказная записка в церкви (обедня)
Кроме обычных записок о здравии и о упокоении в православных принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне. То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Целительница»
Приими, о, Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши; еще же, Госпоже Владычице Богородице, и от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О, Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас недостойных рабах Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Сорокоуст
Сорокоусты — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Сорокадневное поминовение включает в себя как церковное, совершаемое во время литургии, так и частное домашнее. Церковное поминовение совершается во время проскомидии; за усопшего христианина священнослужитель вынимает частицу просфоры, при этом говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Частное поминовение в первые сорок дней после смерти состоит из чтения Псалтири и совершается обычно родственниками, близкими к умершему людьми либо специально нанятым христианином.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Феодоровская»
К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.
Записка на молебен
Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.
В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д. Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Когда и как часто надо подавать записки «о здравии» и «о упокоении»
Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение:
- в день рождения,
- день крещения,
- день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного.
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка. За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.
Непраздная женщина: 2 молитвы Божией Матери на благополучное ношение плода
Скачать эту статью
Непраздная женщина — так на Руси называли женщину, которая носила под своим сердцем ребенка, и также означало, что она пребывала не в безделье.
На женщину всегда смотрели как на хранительницу новой жизни, ее старались окружать заботой и теплотой. Сам термин означал, что беременность женщины рассматривается как дело, и даже более того, служению обществу и церкви.
Святая Библия также говорит об этом:
«Женщина… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»
(1 Тим. 2, 15)
Даже беременная неработающая женщина, в связи со своим положением все равно считалась работающей. Ведь выносить здорового крепкого малыша не так легко