Современный мир отличается вседозволенностью, но ведь и раньше человечество не отличилось невинностью. Проблема XXI века в том, что он принес людям глобальность и публичность. Сегодня можно без проблем найти сцены насилия, пропаганду гомосексуализма и эротические картинки в Сети.
Грешить сегодня стало очень просто и священство озабочено тем, насколько распространяется похоть среди людей, которая ведет к рукоблудию и прелюбодейству. И если негативные последствия прелюбодейства понятны всем, то некоторые христиане искренне недоумевают, чем плохо самоудовлетворение?
Что такое грех рукоблудия
Грех рукоблудия в православии считается тяжелым и отождествлен с малакией, причем оба понятия легко находятся в Библии, где они указаны, как разновидность прелюбодеяния.
Библия о грехе рукоблудия
В корне этого богопротивного действия лежит похоть — желание удовлетворить свою плоть не важно какими средствами. Секс — это священное таинство, которое происходить только (!) между законными супругами, которых благословила Церковь. А мастурбация является признаком того, что человек не может обуздать свое тело и живет по его законам и стремлениям.
О телесных отношениях:
- Об интимных отношениях в православной семье
- О супружеской близости во время поста
Человек, стремясь удовлетворить свою похоть, ублажает себя самостоятельно, используя для этого вспомогательные эротические материалы, которые сегодня в обилии находятся в Сети.
Важно! Церковь считает малакию извращением, наравне с гомосексуализмом, поскольку половой акт проходит без участия другого пола. Мастурбация оскверняет тело человека, его душу и дух.
Негативные последствия этого процесса проявляются в:
- отчуждении от жены;
- прекращении сексуальных отношений в браке;
- искусственной замене брака.
Мужчина, который мастурбирует, теряет интерес к жене или к возможному браку, ведь он получает удовлетворение и самостоятельно. Он начинает похотливо смотреть на других женщин, проводить много времени за чтением эротических журналов и просмотром видео. Это не только негативно сказывается на его отношениях с женским полом, это развращает его все более и более, и может привести к совершению греха прелюбодеяния.
Важно! Писание говорит, что прелюбодеи Царства Божьего не наследуют.
Малакия у женщин и детей
Примеров в Писании женщин, которые бы ублажали себя самостоятельно нет, но это не значит, что их не было или что им это позволено делать. Как известно, нет греха, который можно было бы делать мужчинам или женщинам.
Грех запрещен для человека, независимо от его пола, поэтому женское рукоблудие осуждается не меньше мужского. Перед Богом равны все, и наказание за рукоблудие и похоть понесут все в равной мере. Женщины, которые оступились, должны так, как и мужчины, покаяться, исповедаться и стремиться к чистым помыслам.
А вот вопрос детской мастурбации имеет отличия. Подростки часто совершают это действие, сами не осознавая, что они делают. Гормональные перепады, половое созревание, тесная одежда или невысказанные вопросы приводят к изучению своего тела и рукоблудию. Ругать за это ребенка или публично его наказывать не следует. С ним необходимо спокойно и уединенно поговорить, он, скорее всего, и без публичности испытает стыд.
Роль родителя здесь — выяснить причину такого поведения и решить ее, помочь справиться ребенку с пагубным желанием.
Как помочь подростку
Чего не стоит делать:
- наказывать;
- публично стыдить;
- устраивать допросы и осмотры.
Нужно:
- покупать свободную одежду;
- следить за регулярностью гигиенических процедур;
- разговаривать и отвечать на все вопросы;
- гулять на свежем воздухе вместе.
Совет! Если взрослые идут на поводу у своей похоти, ребенок, чаще всего, идет на поводу непонятного желания и незнания. Следует просто ему все спокойно объяснить и помочь преодолеть это.
Прелюбодеям – от 3 до 15 лет
Как следует из правил одного из Отцов Церкви Василия Великого, женщины за прелюбодейство наказывались 15-летней епитимьей, при этом в церкви им запрещалось стоять рядом с другими прихожанами, что усиливало моральное порицание бесстыдницы.
Для мужчин-прелюбодеев епитимья была мягче. Как указано в «Канонах Православной Церкви» Граббе, пойманный на прелюбодеянии или невольно в нем обличенный обязательно подвергается епитимье, но ее срок определяет батюшка. Тот, кто силой взял в жену нареченную другому и насильственно растлил ее, получал 9 лет, а вышедшая замуж без согласия отца – всего 3 года. Епитимья налагалась и на тех, кто женился повторно. За распавшийся первый брак и желание жениться вторично грешника отлучали от причастия на год или два. Троеженец же наказывался пятью годами епитимьи.
Что говорит Священное Писание
История рукоблудия описана в Бытие, когда мужчина по имени Онан был вынужден возлежать с женой своего умершего брата. По тогдашнему закону вдова умершего брата передавалась младшему брату, чтобы он мог возлежать с ней и родить ребенка, который носил бы имя старшего брата. Таким образом, род мужчины продолжался.
Но Онан не желал выполнять это и в процессе полового акта «..изливал семя свое на землю» (Быт.38:9). От него и пошло название этого процесса — онанизм. Далее пишется, что это было зло перед лицом Бога и Он умертвил Онана. Таким образом, Писание четко дает понять, как относиться Господь к данному процессу.
Кроме истории с родоначальником онанизма, можно привести в пример и другие места из Писания, которое приравнивает мастурбацию к прелюбодеянию:
- «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии … — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10);
- «Бегайте блуда; … Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, … прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 18-20).
В летописях средних веков можно найти повествования об епитимьях за самоудовлетворение. Следует еще раз подчеркнуть, что желание секса не является греховным. Секс — это таинство любви между мужем и женой, которое предопределил Господь, но тайное самоудовлетворение является лишь похотью и ничем более.
Покаянные стадии в прошлом
У первых христиан епитимья назначалась в виде временного отлучения от церковной жизни. Проходило такое наказание для грешников публично и делилось на несколько видов.
Кающимся христианам («плачущим») предписывалось стоять у входа в храм и с плачем молить Бога о прощении своих грехов. Им не разрешалось преступать порог храма.
Слушание
Другим грешникам («слушающим») разрешалось находиться лишь в притворе церкви. Здесь они стояли, слушали молитвы, отрывки из Святого Писания. Вместе с оглашенными обязаны были выходить из храма.
Припадание
Кающиеся грешники («припадающие») допускались на службу вместе с верными. Падали ниц во время оглашения особой молитвы, читаемой епископом.
Раскаяние
Последняя, и самая легкая епитимья ложилась на «вместе стоящих». Это такие христиане, которые могли присутствовать на литургии, но принимать причастие им не разрешалось. Как мы видим, до наших дней сохранился лишь четвертый, последний вид покаяния.
Как избавиться
После того, как человек осознает неправильность своих поступков, к нему приходить желание избавиться от них.
Как преодолеть грех рукоблудия? Ни в коем случае не опускать руки, даже если с первой попытки не получилось овладеть над своими телом и желаниями. Можно обратиться за советом к священнику, вообще поделиться этим грехом с кем-то — поддержка близкого человека поможет справиться с ним.
Как просить прощения у Бога
Важно осознать суть проблемы и ее последствия. Причин может быть несколько:
- отсутствие сексуальных отношений с супругом или неудовлетворенность от них;
- желание повторить полученное единожды удовольствие;
- не хватает ярких эмоций;
- страх быть отвергнутой/отвергнутым из-за недостатка опыта;
- страх одиночества.
Поняв истинную причину, будет легче справиться проблемой. План же по избавлению выглядит так:
- Удалить все соблазны от себя.
- Молиться ежедневно, особенно во время близости искушения.
- Удалить все эротические материалы или уничтожить их.
- Отказаться от просмотра телевизора в позднее время или пользования Сети.
- Не оставаться одному в позднее время.
- Ограничивать употребление алкоголя.
- Не принимать ванну слишком долго и не рассматривать свое обнаженное тело.
- Свидания проводить в людных местах.
- Регулярно поститься за этот грех и исповедоваться.
- Найти друга или священника, которому можно позвонить в момент искушения.
Что способствует избавлению? Занятие мыслей чем-то другим. Могут помочь следующие советы:
- Больше движения — занятия спортом позволяют снять напряжение с тела и высвободить лишнюю энергию. Более того, регулярная усталость поможет быстрее засыпать и е проводить время бездумно. Полезно будет купить абонемент в спортзал, больше гулять на свежем воздухе, заняться активными занятиями;
- Творческие занятия — они приносят положительные эмоции и лишают человека лишнего свободного времени. Создание чего-то прекрасно помогает занять мысли и освободить их от похотливых замыслов.
Интересно о православии:
- Праздновать ли Хэллоувин
- Как правильно читать Библию и с чего начать
- Как учить детей молитве
Господь дает силы преодолевать любой грех, Он сказал Каину: «Грех лежит в дверях твоих, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7) и сегодня Он говорит каждому из нас «Господствуй над своим грехом» и дает силы для этого.
Покаяние в грехах
Способы избавления
Таинство покаяния, то есть исповедь, избавляет христианина от совершенного греха полностью. Человек более не будет виновен в исповеданном проступке. Но на деле степень покаяния может быть разной. Если в душе страсти изжиты не до конца, кающийся грешник снова и снова совершает все те же неправедные деяния.
Епитимья, в частности отлучение от причастия, помогает человеку осознать степень своего нравственного и духовного падения, преодолеть привязанность к греху, почувствовать к нему отвращение. Самооправдание, свойственное падшей человеческой природе, не дает кающемуся грешнику во всей полноте осознать глубину своего падения. Поэтому упражнение в добрых делах, таких как пост, молитва, милостыня и воздержание, помогают осознать степень греховности своих дел и усилить покаяние.
Молитвы
Очень часто в качестве епитимьи духовник назначает расширенное молитвенное правило или чтение Евангелия. Например, назначается читать покаянный канон, Отче наш или другие молитвы на протяжении какого-либо периода. Кроме того, под молитвой могут подразумеваться и другие дела богопочтения, благочестия.
Благотворительность
От грехов и страстей хорошо очищает сердце человека милостыня, помощь, оказанная ближним. Она вселяет в сердце любовь, заставляет грешников раскаяться в своих прегрешениях по отношению к себе и ближним. Милостыня может быть не только материальная, но и духовная.
Длительный пост
Воздерживаясь от угождения своей плоти, держа ее в строгости и посте, кающийся грешник очищает и утончает свою душу. Это помогает ему более ясно увидеть свои грехи, осознать их, принести глубокое покаяние.
Пост включает в себя не только ограничения в пище, но и другие способы умерщвления плоти, самоутверждения.
Поклонение во время богослужения
Земной поклон – средство вернуть утраченную связь с Богом. Он символизирует собой блудного сына, который вернулся домой и упал перед Отцом Небесным на колени, прося прощения и возвращения в родную обитель. Таким поклоном-падением мы ввергаем себя в бездну покаяния, где милосердный Бог обязательно протянет нам свою руку для спасения от грехов.
Воздержание от супружеского долга
Есть в церковном календаре дни, когда общение супругов на их семейном ложе необходимо ограничивать с духовной целью. Если муж и жена нарушают данное предписание, священник может назначить им епитимью в виде временного отказа от исполнения супружеского долга.
Как правило, страсть, господствующая в душе человека, врачуется противоположным ей действием или добродетелью.
Церковные наказания
Сегодня в Церковном уставе нет положения об епитимьи за грех блуда. Однако человек, который совершил это действие, должен очистить от греха.
Для этого существует определенный процесс:
- Покаяться перед Господом и перед своим духовником.
- Совершать 100 поклонов в течение 40 дней.
- Поститься.
- Исповедаться.
- Причаститься.
После важно избавиться от всего, что может вызвать соблазн: выбросить журналы и книги, заблокировать сайты, отключить телеканалы. Не допускать двусмысленных взглядов или прикосновений. Нужно исповедоваться еженедельно перед священником. Это поможет не только держать себя под контролем, но и осознавать происходящее.
Общее понятие
Епитимья – это значит (в переводе с древнегреческого) «наказание, кара». Термин произошел от слова «эпитимион» — наказание по закону. Раньше по-русски он произносился, как «епитимия» – с ударением на предпоследнем слоге. Сейчас ударение ставится на последнем.
Несмотря на перевод этого слова, оно означало наказание, взыскание, которое налагали на провинившегося человека, только в древние времена. На сегодняшний день такая трактовка лишь частично является верной. С точки зрения современного православия, это в духовном смысле лекарство, которого ищет согрешивший человек, испытывающий муки совести.
Епитимья – это исполнение кающимся в добровольном порядке каких-либо благочестивых дел, например, продолжительной молитвы, милости, паломничества, усиленного поста. Эти действия совершаются как меры, служащие для нравственного исправления.
Сущность епитимьи
Наложить епитимью может духовник, не имея в виду карательной меры и не лишая человека каких-либо прав как члена Церкви. Священники называют ее «врачевством духовным», призванным избавить от греховных навыков. Они рассматривают епитимью в качестве урока, упражнения, приучающего к духовному подвигу и рождающего стремление к нему.
Согласно современным церковным канонам, епитимья предполагает помощь христианину, который впал в грех, в трех таких вещах как:
- Оценка степени совершенного им греха, осознание его серьезности.
- Передача ему силы для того, чтобы снова подняться, вселить надежду на Божие милосердие.
- Предоставление ему возможности проявления решимости в деле покаяния.
Однако подобные взгляды на православную епитимью вырабатывались в продолжение многих веков. Рассмотрим подробнее, как развивались правила покаяния.
Евангельская притча о епитимьи
Здесь будет уместным вспомнить эпизод из Евангелия, связанный с мытарем Закхеем (сборщиком налогов). Он в глазах правоверных людей слыл презренной личностью, потерявшей совесть и отверженной Господом Богом. Иисус сказал Закхею о том, что придет к тому в дом. Мытарь же был очень удивлен, понимая, что он облагодетельствован Сыном Божиим.
Внезапно в благодарность он принял решение отдать половину своего имения нищим, а также воздать вчетверо всем, кого обидел. Он сообщил об этом Иисусу. Хотя Спаситель ничего не советовал мытарю и не приказывал, а просто пришел к нему в гости, в том зародилось ответное чувство. Закхей, оценив свое прошлое, пришел к выводу, что жил он во грехе и достоин осуждения. Раскаявшись, он решил, что нужно восстановить справедливость, назначив себе епитимью.