«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Вера. Она навсегда остаётся с нами, её мы тихонько храним в душе, ибо только она – наш верный спутник на все века. Есть люди, для которых уход в монастырь – веление сердца, зов души, то, к чему стремишься с рождения. Они просто не представляют и не знают другой, лучшей жизни для себя, кроме как быть рядом с Господом и верно служить ему в делах и помыслах.
Почему уходят в монастырь
Жизнь – это вечная борьба. Известный факт, с которым не поспорит никто. И иногда, устав от земных бед и напастей, человек говорит: “Хочу уйти в монастырь”, думая, что там он сможет избавиться от проблем и тягот, которые нависли над ним.
А ведь уход в монастырь – не просто желание что-то изменить в своей жизни, это работа, сложная и долгая, ежедневный труд над собой, становление внутреннего мира заново, словно ты перерождаешься и начинаешь жизнь “с чистого листа”.
Стоит помнить, что обитель Божия – это то место, куда уходят раз и навсегда. Жизнь в нём не похожа на ту, о которой написано в книгах или сняты фильмы. Она намного сложнее. Именно поэтому, если возникает такое желание, можно уйти в монастырь на время. Прожив там, соблюдая законы Божьи, человек сам решает, нужно ли ему делать этот шаг.
Зов сердца
Монастырь – это не темница, где постоянно скорбят и плачут. В монашеской среде много молодых, активных, жизнерадостных, успешных людей, желающих оставаться чистыми, не замаранными социумом, деньгами, плотскими удовольствиями и др. страстями. Их душа требует большего. Она не может смириться с неудовлетворённостью духовных поисков, её не прельщают земные идеалы. В ней сокрыта жгучая потребность служить Богу, людям, добру, высоким идеалам.
Монахи – это войско Христово, непрестанно воюющее со своими страстями во имя Царства Небесного.
В старину, православные христиане отдавали своих отпрысков в монахи, служивших молитвенниками для всего их Рода. Таких детей готовили к монашеству с раннего детства, воспитывая в них возвышенное чувство долга и беззаветную любовь к Богу.
Жизнь в монастыре для таких подвижников, сродни духовному призыву Бога к уединённому пути послушника, отрёкшегося от мира (Промысел Божий). Словами не передать ту громадную радость, счастье человека, обретшего веру в сокровищнице души своей, огонь которой воспламеняет сердце и разум совершенно измениться, посвятить себя высокому служению отрекшись от себя.
Как уйти в монастырь?
Если всё же человек решается посвятить свою жизнь Богу, он обязан понимать, что отныне его жизни будет всецело посвящена Всевышнему, и всё, что бы он не делал, о чём бы не мыслил, должно быть праведным и исходить от сердца.
Лучшая статья для Вас, переходите: Старообрядческий крест чем отличается от православного
Если человек, пришедший в обитель Божью, имеет намерения остаться там навсегда, он становится послушником, если же он просто хочет пожить там, подумать о своей жизни, разобраться в своих мыслях – его называют трудником.
Эти люди выполняют одинаковую работу на добровольной основе и бескорыстно, а монастырь обеспечивает их кровом и едой. По истечению определённого времени, трудник может покинуть обитель Божью, а послушник остаётся там навсегда.
Далее его принимают в монахи. Этот обряд называется пострижение:
- Сначала послушник должен дать церковные обеты и выслушать наставления от старших;
- Потом происходит непосредственно сам обряд. Игумен, который принимает послушника в монахи, три раза велит подать ему ножницы и два раза отвергает, чтоб удостовериться в искренних желаниях и намерениях постригаемого.
- За третьим разом постриг приводится в действие и посвящаемому дают новое имя. Это знак окончательного отречения от всего мирского.
Как и почему люди сегодня становятся монахами? Вот что говорят они сами
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Среди людей крепок стереотип, что в монастырь уходят лишь от одиночества или горя, если не могут найти своего «места в жизни» или чтобы отмолить страшный грех. Мы собрали истории современных монахов и убедились, что это далеко не всегда так.
Монахиня Елисавета (Сеньчукова), пресс-секретарь епархиального управления Якутской и Ленской епархии
Мария Сеньчукова — так в миру звали монахиню Елисавету — приняла постриг в 31 год. Многие в ее окружении считали, что поторопилась, что могла бы еще выйти замуж, построить семью. А она была уверена, что семья — это не ее путь. И лет с 18 всерьез начала думать о монашестве. Ее путь к постригу оказался долгим, но насыщенным — такое «безысходностью», от которой хочется бежать, не назовешь точно. В итоге выпускница Института философии ГАУГН и успешный журналист Мария нашла свое настоящее призвание.
«Шли годы, я стала заниматься преподаванием, потом журналистикой, потом попала в командировку в Якутию, потом переехала туда, чтобы работать в епархии, потом приняла монашество. Чин ангельский, между прочим. Думаю, это правильно. Потому что когда-то еще девочкой-подростком меня не длинные черные одежды восхитили. Меня через них Господь за плечо тронул. Позвал. Призвал. И я откликнулась, хотя откликалась долго. Поэтому журналистика, к которой я пришла не по призванию, а по обстоятельствам, меня к Нему и привела», — рассказала мать Елисавета.
Всем, кто ищет в монашестве укрытия от кажущейся бессмыслицы в жизни, но всё же хоть немного, но колеблется, она советует подождать: «…Тут надо быть особенно осторожными. Слишком велик соблазн сбежать от себя в черном длиннополом платье и спрятаться в монастырских стенах… Монашество может быть ответом на ваши терзания и искания только в одном случае: если вы поняли, что не можете без Бога».
Мать Елисавета убеждена, что именно в этот момент осознания себя монахом и происходит перемена человека — а не во время самого пострига.
«Перемена ума происходит не тогда, когда ты при постриге ползешь по храму под пение тропаря “Объятия Отча”, а когда еще до пострига вдруг понимаешь, что твое сердце целиком и без остатка забрал Бог. Ты сам отдал Ему свое сердце. В груди теперь дыра, и она вечно болит. Вариант один — отдать себя вместе с сердцем, руками и ногами, головой и каждой клеточкой мозга».
Иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель Сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
«Я и представить не мог, что буду священником. Да еще монахом. Я воспринимал себя исключительно как специалиста в области маркетинговых коммуникаций и пиарщиком, хотя иногда и начинал подумывать о том, как бы всё своё время посвящать служению Богу, Церкви и людям», — рассказал отец Геннадий в интервью «Фоме».
Действительно, большая часть жизни Романа (так его звали до пострига) была связана совсем не с Церковью. Он пришел в храм во время учебы на историческом факультете Брестского государственного университета. Начал петь на клиросе, много читал духовной литературы, но при этом за десять лет причащался всего несколько раз. Потом была работа на телевидении, приглашение на госслужбу, предложение работать в Москве — заниматься рекламой и пиаром. С профессиональной точки зрения жизнь стремительно шла в гору, но через пять лет такой карьерной гонки Роман вдруг осознал, что давно не был в храме: «Я спросил себя: “А вообще-то, я живу как христианин?” И сам себе ответил: “Нет”».
С этого момента началась его «карьера» церковная: работа в информационной службе отдела религиозного образования и катехизации. Там он и понял, что хочет стать монахом — почувствовал, что Господь призывает к такому служению.
«Я помню момент пострига, когда склонил голову и услышал: “Постригается раб Божий Геннадий…”. “Кто это — Геннадий?” — думаю. И тут понимаю, что это я: это в миру меня звали Романом, а в постриге владыка нарек мне имя в честь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского», — вспоминает иеромонах.
Постриг сильно изменил бывшего пиарщика. И эти изменения он чувствует до сих пор.
«После пострига и рукоположения я начал осознавать: внутри меня происходят серьезные, глубокие изменения. Раньше я мог резко реагировать на раздражающие меня слова или действия другого человека. Теперь я стал замечать, как действует благодать, “всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая”. И внутренние изменения я чувствую до сих пор, это — та сила, та внутренняя опора, которая дается Богом на ежедневное несение своего служения двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, триста шестьдесят пять дней в году», — говорил отец Геннадий.
Иеромонах Кирилл (Зинковский) — ректор Николо-Угрешской духовной семинарии и иеромонах Мефодий (Зинковский) — клирик Казанского храма в Вырице
Близнецы Евгений и Станислав родились и выросли в обычной советской семье, в которой говорить о Боге было просто не принято. Отец-профессор и ребятам прочил научную стезю. Всё к тому и шло: в школе мальчики прекрасно учились, с отличием окончили ленинградский политех. После блестящей защиты диссертаций в 1995-м им предложили годовые стажировки в Штатах или Голландии, но они отказались — и в этом же году неожиданно для близких поступили в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. И на первом же курсе приняли постриг.
«Был один знаковый случай. Тогдашний ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Тихвинский Константин (Горянов) взял нас к себе иподиаконами. Однажды он служил в храме святой Екатерины в Мурине. Обычно владыка после службы сразу уходит, а тут почему-то сел в кресло в алтаре отдохнуть, а мы вдруг одновременно решили сказать ему, что мы в этом храме крестились. Он в ответ: “А, ну значит, вы уже не неофиты, надо монашество принимать”. Владыка, видимо, почувствовал наш настрой, но у нас было намерение принимать монашество где-то в монастыре. Даже перед семинарией мы пытались скромно объяснить духовнику, что мы уже много в жизни учились, а книжки мы и сами можем почитать, нас научили с литературой работать. Но батюшка благословил нас на духовные школы, а после предложения владыки — и на постриг при Академии. В обоих случаях отец Иоанн просил только съездить к известному старцу, протоиерею Николаю Гурьянову, он его 40 лет знал», — рассказал «Фоме» отец Мефодий.
А вот его брат, отец Кирилл, отвечает на вопрос о монашестве кратко: «Эта мысль сама выросла в душе».
Иеромонах Прохор (Андрейчук), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Игорь Андрейчук рос в верующей семье, но был абсолютно обычным подростком: учился в металлургическом техникуме, ходил на дискотеки, иногда возвращался нетрезвым, в себе особо не копался и уж тем более ни о каком своем призвании не размышлял. К шестнадцати годам у юноши развилась сильная аллергия, и мама, параллельно с медикаментозным лечением, подолгу молилась о здравии сына. Однажды уговорила его съездить в Дивеево. «Храмы, монашки, бесконечные богослужения… я был просто в шоке. Сперва меня это все очень удручало: день и ночь молитва, и никакой тебе комфортной гостиницы — убогий домик с удобствами на улице… Но мама каждый день молилась преподобному Серафиму Саровскому, и сердце мое потихонечку начало оттаивать», — вспоминает иеродиакон Прохор в своих заметках, которые публиковал «Фома». К концу пребывания в обители юноша вдруг проникся монастырской жизнью: осознал, что в ней нет ничего лишнего, суетного, только Бог. «Когда в день отъезда я подошел приложиться к иконе Божией Матери “Умиление”, меня вдруг пронзила мысль: я должен стать монахом».
Через месяц Игорь с мамой поехали в паломничество в Псково-Печерский монастырь, и молодой человек понял, что хочет остаться там навсегда. Так и случилось — в 1995 году он поступил послушником в обитель, а через пять лет его постригли в монахи.
«Самые радостные воспоминания из моей монашеской жизни — это те моменты, когда мы с батюшкой, с отцом Иоанном (Крестьянкиным), гуляли, читали каноны, акафисты на свежем воздухе под пение птичек, белочки к нам спускались, их можно было покормить из рук. Это были самые-самые радостные, благодатные, неповторимые минуты! Такое спокойствие, такой свет от него исходил! До сих пор помню, как ласково он меня всегда встречал: «Ой, Проша пожаловал!..» — вспоминает отец Прохор.
Как уйти в монастырь женщине
Женщина, которая приходит в храм с твёрдым намерением стать монахиней, должна знать и выполнять следующие правила:
- ежедневно по несколько часов молиться и посещать богослужения;
- строго придерживаться данных обетов;
- много заниматься физическим трудом;
- не вести праздные (пустые) разговоры;
- избавиться от пагубных привычек;
- принимать довольно скудное питание (мясо есть вообще не положено);
- соблюдать посты (понедельник, среда, пятница);
- выходить за пределы монастыря только по делам монастырским;
- заходить в любое помещение храма только с благословением;
- встречаться с родственниками очень редко;
- проводить отпуск в святых местах;
- жить в комнате (келье) с другими сёстрами;
- принимать окружающих людей с почтением и смирением;
- отречься от всего материального, в первую очередь денежного;
- утешаться всем необходимым, что предоставляет монастырь (жильё, питание, одежду);
- не читать журналы и газеты, не смотреть телевизор и не слушать радио (только духовные книги);
- не выполнять какие-либо действия без благословения старшего.
Лучшая статья для Вас, переходите: Что означает пятиконечная звезда в православии
Нужно помнить, что монахини – это не ангельские создания, это обычные люди со своими недостатками и слабостями, поэтому выполнение всех перечисленных правил будет на начальном этапе для каждой из них серьёзным испытанием.
Существуют также и некоторые духовные проблемы, с которыми сталкиваются женщины в монастыре. Рядом не будет человека, к которому можно обратится за помощью или советом в любое время, потому что к решению нужно прийти самостоятельно.
Монашескую жизнь называют “наукой из наук”, учить которую должен каждый сам. Поэтому прежде чем уйти в монастырь, женщина, душа которой мечется в мирской жизни, должна хорошо подумать, готова ли она пойти на такое самопожертвование.
Время для раздумий: трудник и послушник
Чтобы выбрать монастырь, в котором будет жить будущий монах, им нужно больше, чем просто путешествие по святым местам. При посещении монастыря сложно констатировать, что сердце человека останется здесь, чтобы служить Богу.
Пребывая в монастыре несколько недель, мужчине или женщине назначается роль работника.
В этот период человек:
- много молитесь, исповедуйтесь;
- работает на благо монастыря;
- мало-помалу он понимает основы монашеской жизни.
Рабочий живет в монастыре и ест здесь. На этом этапе за ним внимательно наблюдают в монастыре, и если человек остается верным своему призванию монашества, ему предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, который готовится к постригу в монахи и проходит духовное испытание в монастырь.
Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Необходимо понять и прочувствовать сущность и важность послушания. Поймите, что все делается для добра, а не для мучений. Удовлетворяя послушание, они понимают, что старец, отвечающий за будущего монаха, заботится о спасении его души.
Во время непреодолимых испытаний, когда дух слабеет, всегда можно обратиться к старшему и поговорить о трудностях. А непрестанная молитва к Богу — первая помощь в укреплении духа.
Как уйти в монастырь мужчине
Если постричься в монахи решил мужчина, то правила поведения в монастыре в основных моментах не будут сильно отличаться от представленных ранее. Как и женщина, он должен понимать, что мирская праздная жизнь, полная искушений, остаётся в прошлом, а на смену ей приходит благочестивый покой.
Невозможно сказать, кому сложнее сделать такой выбор, ведь мужчина и женщина в своём существе имеют большую разницу лишь в социуме, а монастырь – это совсем иной мир, где нет различий. Здесь ты просто верно служишь Господу, а ему неважно, какого ты пола.
Поэтому, как уйти в монастырь женский и как уйти в монастырь мужской – неважно. Важно знать, зачем и почему ты оставляешь всё и отдаёшь себя всецело Создателю.
Монах даёт 3 обета
- Первый. Обет целомудрия – отречение от семейной жизни и любых плотских отношений.
- Второй. Обет послушания – отречение от собственной воли, подчинение духовному отцу, ведущего инока по духовному пути.
- Третий. Обет не стяжания – полное отречение от личной собственности, забота о потребностях монашеского братства, обители, близких.
Служение Всеблагому Творцу избавит от суеты, мирских забот, смятения, но этот крест нести намного тяжелее. Смирение, кротость, снисхождение, предпочтение молитве другим развлечениям помогут обрести духовную свободу, ведут к преображению души и счастью.
Человек раскрывает сердце перед Богом, преисполненное величайшей благодарностью, блаженством, духовным восторгом за дарованную жизнь. Отречение от себя освобождает дух монаха, который сияет в его взгляде светом, не здешнего Солнца, горит огнём духовным.
Как уйти в монастырь, что для этого нужно?
Если вы всё же решили сделать это, вам обязательно нужно набраться терпения и сил, так как одного лишь желания для этого очень мало.
Часто, когда терзают страшные мысли и кажется, что выхода нет, мы кричим в пустоту “Куда уйти?” Монастырь – первый ответ, который приходит на ум практически каждому, потому что именно его принято считать местом, где можно обрести покой и благодать.
Лучшая статья для Вас, переходите: Чем отличаются баптисты от православных
Но ведь уходят не все – уходят избранные, а таких немного. Для них жизнь – это вера. Она наполняет ум, сердце, душу… Это становится не просто важной частью бытия, это и есть смысл существования человека в этом мире.
Служение монаха – это вечная молитва Богу. А “Рай на Земле” – это монастырь, куда можно уйти и жить там. Одни таким образом ищут спасение, другие хотят обрести долгожданное успокоение.
Но почему в делах, в мыслях ли многие так часто приходят к этому? Неужели жизнь так сложна, что люди просто не выдерживают? А может, рано или поздно все мы придём к Господу здесь, в мирской жизни, как приходим, когда наступает наш “судный час” в жизни небесной. Множество вопросов – и так мало ответов.
Пусть хранит Вас Господь!
Какой монастырь выбрать
Монастырь можно выбрать, для этого можно спросить совета у своего наставника или пройтись по нескольким обителям. Многие монахи посещают несколько монастырей, остаются в них на несколько дней, в надежде, что Бог или сердце подскажет, где остаться.
Временно останавливаясь в обители, человек становится трудником, вместе с монахами он молится за благо монастыря, постигает азы и работает вместе со служителями. Но также и служители присматриваются к новому человеку, оценивают его отношение к монастырю и его жителям и принимают решение, оставить его и готовить к постригу или отправить восвояси.