Часовня Матфея Яранского находится в небольшом провинциальном населенном пункте. Город Яранск Кировской области раскинулся на берегах реки. Это примерно 215 километров от областной столицы. Площадь его составляет 18,5 квадратных метра. Первое поселение было основано в 1591 году.
В 1708 году город являлся частью Казанской губернии. На окраине поселка в 1711 году поселилось около 500 шведских пленников. А 1780 год – это время присвоения статуса уездного города. Появилась собственная метеорологическая станция, организовали музей, водопровод. Численность населения начала быстро увеличиваться.
Сведения о городе
В начале 20 века начал свою деятельность Пророчицкий монастырь. Здесь вел монастырскую деятельность иеромонах Матфей. Вскоре в городе открылся сельскохозяйственный техникум, появилась ассоциация крестьянских писателей. К 1963 году городище уже входило в состав Кировской области. А в 2006 году населенный пункт по праву стал являться центром Яранского городского поселения.
Сегодня это промышленный городок. Здесь функционирует много заводов и предприятий. Производится мясо, спиртные напитки. Есть собственная швейная фабрика, элеватор, пищевой комбинат, типография. Местность пригорода отличается живописностью. Преобладает умеренно-континентальный климат. Зимы отличаются низкими температурами, снега бывает много. Лето достаточно прохладное, с обилием дождя. Самый теплый месяц – июль.
Яранск – это не только промышленный, но и духовный центр Кировской области. Здесь много красивых памятных мест, родников, храмов. Паломники приезжают сюда из самых различных регионов для того чтобы насладиться местными красотами и приклониться к иконам.
О часовне
Часовня Матфея Яранского является одним из самых часто посещаемых мест среди верующих. Кирпичная, кубическая обитель отличается скоромным дизайном и небольшими габаритами. Барабан является небольшим и увенчан куполом графитового цвета. Сооружение построено в 1990 году. Она находится прямо на городском кладбище. Святыню построили над могилой почитавшегося еще при жизни за прозорливость иеромонаха Матфея. Паломники из России и ближнего зарубежья приезжают сюда для того чтобы преклониться к великому месту. Матфей был причислен к лику святых в 1997 году.
Чудотворец Преподобный Матфей Яранский
Священнослужителя почитают уже на протяжении 80 лет. Это был великий народный заступник. Мало кто из современников знает об этом удивительном, проницательном и добром человеке. Святых людей в России немало. Все они помогают людям молитвами и ходатайством пред Господом. Они являются для нас примером, ведь жизнь каждого из них есть ничто иное, как есть благовествование Христово. Земная жизнь Матфея проходила в нелегкий период Отечества. Войны, споры, конфликты происходили в то время. Старец родился 23 мая 1855 года в Вятке. Младенец был крещен в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном. Семья имела мещанское происхождение. Всего было шестеро детей. Митрофан являлся четвертым. Семья была верующей. Каждое воскресенье все посещали церковь. Дети с раннего детства были приучены к богослужениям.
Но однажды безмятежное детство закончилось. Внезапно скончался глава семейства – отец. Митрофан был отдан на обучению башмачного мастерства. Но ему это занятие не приносило удовлетворение. В конечном итоге юноша так и не стал башмачником. Он поступил приказчиком к вятскому купцу Столбову. У него он прожил на протяжении 18 лет. Юноша смог прекрасно овладеть торговым делом. Хозяин мог доверять ему самые ответственные поручения. Благодаря поддержки Столбова юноша смог завести себе маленькое хозяйство.
Находясь на службе у купца, Матфей постоянно нуждался в духовной поддержке. В ее поиске он познакомился со старцем иеросхимонахом Стефаном (Куртеевым). Юноше был по душе священнослужитель. Он любил с ним общаться часами. И вот однажды в его голове начала назревать мысль о том, чтобы прекратить мирскую деятельность и приобщиться к духовной. Стефан советовал Митрофану научиться сначала молитве. Парень прислушивался к рекомендациям наставника. В своем магазине он развесил небольшие записки с текстом Иисусовой молитвы. Это он сделал для того, чтобы в процессе рабочей недели всегда перед глазами была молитва. Он помнил слова наставника, что без смирения не будет терпения, поэтому старался не торопить события.
Через определенный период открылся монастырь святого благоверного великого князя Александра Невского. Митрофану тогда было 35 лет. Он принял решение продать свой магазин. Вырученные средства юноша положил в банк. В 1891 году Вятская духовная консистория приняла решение принять юношу послушником в Александро-Невский монастырь.
Отец Матфей в Александро-Невском монастыре добросовестно работал во благо церкви. Где-то через 8 лет к нему начала приходить известность. Люди начали с любовью относится к батюшке, так как он был не равнодушен к проблемам прихожан. Никогда не отказывал в советах и утешении.
В народе запомнился такой интересный случай. Как-то раз к отцу из любопытства пришла одна прихожанка. Она настойчиво интересовалась у него о том, что с ней может произойти в ближайшее время. Такое поведение женщины было связано с ее любопытством. Отец внимательно слушал ее историю жизни и при этом старался не перебивать. Она даже рассердилась в душе на батюшку, так как он со всеми разговаривал, а с ней молчал. Но потом священнослужитель подошел к ней и протянул ей три сухарика, сказав, чтобы она ступала с Богом и посоветовал много молиться и поменьше лениться. Не благословив ее, батюшка просто ушел. Прихожанка молча покинула келью. Но она никак не могла понять, что означают эти три сухаря.
Вскоре с ней произошло несчастье. Ее жилье полностью сгорело. Она еле успела выскочить из дома. На протяжении трех лет женщина жила в молитвах, собирала милостыню по ближайшим поселениям. И тогда, женщина начала догадываться, что так батюшка предвещал беду, но, скорее всего, не решился сказать посетительнице правду. Скорее, батюшка просто не хотел поселить в душе женщины гнев на Бога.
1899 год знаменателен тем, что в честь покойной купчихи Анны Дмитриевны Беляевой построили монастырь. Освещение главного престола состоялось во имя Анны Пророчицы. В роли строителя обители выступал иеромонах Нил. На долю отца выпало немало испытаний, но он не потерял силы и отличался исключительной добротой к людям. Сегодня о нем ходит светлая память. Но комплекс разрастался, требовалась дополнительная помощь. И тогда к Нилу отправили помощника в лице Матфея. Отец здесь много времени посветил труду. Кроме богослужений каждый день, необходимо было работать по хозяйству.
Преподобный Матфе́й Яранский, иеромонах
В 1997 году по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решения комиссии по канонизации при Священном Синоде Русской Православной Церкви яранский иеромонах Матфей был причислен к лику месточтимых святых. «Земля Вятская обрела еще одного ходатая и молитвенника у Престола Владычна наряду с преподобным Трифоном Вятским чудотворцем, блаженным Прокопием и Леонидом Устьнедумским» – так было сказано в специальном обращении к вятским православным людям патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Слово предстоятеля Русской Православной церкви было торжественно оглашено во время прославления, которое состоялось в городе Яранске в сентябре 1997 года. Прославление возглавили иерархи Русской Православной церкви владыка Хрисанф – архиепископ Вятский и Слободской, владыка Александр – архиепископ Костромской и Галичский, владыка Иоанн – епископ Йошкар-Олинский и Марийский, владыка Евгений – епископ Верейский, викарий Московской епархии.
В 1890 году Митрофан Кузьмич Швецов поступает послушником в Филейский Александро-Невский монастырь, а через год принимает постриг с именем Матфей и рукополагается в сан иеромонаха. В 1899 году с открытием Яранского Пророческого монастыря о. Матфей был направлен помощником игумена. Исполнял послушания казначея, благочинного, духовника, келейника. В 1921 году монастырь был закрыт, и иеромонах Матфей в конце концов переходит на постоянное жительство в д. Ершово, недалеко от села Беляева. Того самого села, в котором родился и вырос отец Александр (Коновалов). 29 мая 1927 года отец Матфей скончался и по его завещанию был похоронен на городском кладбище в Яранске.
Свой дар прозорливости и исцеления, дарованный ему Господом, отец Матфей начал проявлять еще при жизни, слава о нем разлетелась не только по всей Вятской земле, но и по соседним губерниям. К нему шли за помощью и советом при жизни, не остановился этот поток и после смерти – люди идут на его могилу, молятся, получают исцеления. В настоящее время документально зафиксировано 30 исцелений.
По благословению высокопреосвященнейшего Хрисанфа, архиепископа Вятского и Слободского, подробно исследована земная жизнь иеромонаха Матфея Яранского. Эти исследования легли в основу «Жития преподобного Матфея Яранского, чудотворца».
По-видимому, составление жизнеописания святого отца Матфея, а таковым его считали в народе задолго до официальной канонизации, началось также много раньше. По крайней мере, еще году в 1994 отец Александр (Коновалов) передал мне житие отца Матфея, напечатанное на машинке. Случилось это в селе Беляево Кикнурского района. Беляевская деревянная церковь в честь святителя и чудотворца Николая, которую в конце своей жизни посещал о. Матвей, сохранилась самым чудесным образом – ее не коснулась рука воинствующих атеистов. На прежнем месте стоит и печь в этом храме, печь, за которой во время службы находил себе место старец. Кроме жития, отец Александр передал мне и фотографию, на которой запечатлен иеромонах Матфей с братией Яранского Пророческого монастыря.
Когда вам придется ехать в сторону Шахуньи и у вас будет в запасе какое-то время, заверните в Яранск и посетите могилу нашего вятского святого – преподобного Матфея, Яранского чудотворца. Она находится недалеко от главного входа по правую руку. Могилу легко найти, над ней в 1990 году построена часовня по проекту даровитого кировского архитектора Игоря Генриховича Носкова.
В нашей уржумской Свято-Троицкой Церкви у Никольского придела на аналое стоит икона преподобного Матфея Яранского чудотворца, а в молитве к нему есть такое обращение: «Тем же смиренно молим тя, преподобне отче наш Матфее. Ныне, вкупе с преподобным Трифоном, блаженным Прокопием, вятские земли чудотворцами и предстателями, и всеми святыми, вознеси своя благомощные молитвы ко Христу, Спасу нашему, и испроси у Него веры православной во Отечестве нашем утверждение, пастырям ревности, монашествующим в подвигах благих преуспеяния, всем христианам благочестивого и добродетельного жительства».
В. ЗоринИсточник: «Уржумские Ведомости»
В начале духовного пути
После смерти отца юноша поступил на службу приказчиком к вятскому купцу Столбову и прожил у него 18 лет, проявив немалые способности в коммерции и ведении дел. Кротким нравом он снискал любовь и уважение окружающих, и хозяин помог ему открыть со временем собственное дело.
Скоро митрофановский магазин украсили многочисленные листы с молитвами, чтобы всегда были перед глазами. В сердце Митрофана постепенно зрело решение посвятить себя служению Господу и уйти от мирских сует в монастырь.
В эти же годы на жизненном пути ему встретился старец, иеросхимонах Стефан, в миру Куртеев, который мудро и тактично наставлял его: «Научись прежде сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией; не принимай свое «я» за призыв Божий. Молись, смиряйся, и Господь подскажет тебе, как поступать». И, наконец, в июне 1891 года Митрофан пришел в недавно открывшийся Филейский монастырь. Он был пострижен в мантию и получил новое имя в честь преподобного Матфея Прозорливого, Киево-Печерского. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, а шесть лет спустя — в иеромонаха.
В 1899 году духовная стезя привела иеромонаха Матфея в Свято-Пророчицкий мужской монастырь, что в десяти километрах от Яранска. Его основательницей была Анна Беляева, из купеческого сословия, а обустраивал обитель настоятель, иеромонах Нил. Поначалу Матфей служил келейником, выполняя немало бытовой работы, к примеру, растапливал монастырские печи, а позднее получил гораздо более ответственное послушание. Он стал казначеем и экономом святой обители, и здесь сказались его мирские познания и умения в бытность работы у купца Столбова.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
От ю́ности твоея́ Христа́ возлюби́вый/ и все́ю душе́ю Его́ взыска́вый,/ за́поведи Бо́жии неле́нностно соблюды́й:/ посто́м, моли́твою и смире́нием ми́лость Госпо́дню обреты́й,/ стяжа́л еси́ благода́ть исцеле́ний, о́тче преподо́бне Матфе́е./ Те́мже до́брый уте́шитель был еси́ к тебе́ прибега́ющим с ве́рою:/ ны́не Христу́ дерзнове́нно моли́ся/ о гра́де Яра́нске и лю́дях земли́ Вя́тския,/ дарова́ти нам ве́ры оте́ческия утвержде́ние// и душа́м на́шим спасе́ние.
Кондак, глас 8
Чистото́ю жития́ твоего́ Го́споду угоди́л еси́,/ дар непреста́нныя моли́твы стяжа́л еси́,/ избра́нниче Бо́жий, преподо́бне Матфе́е, Яра́нский чудотво́рче:/ мы же, чту́ще святу́ю па́мять твою́, с любо́вию вопие́м ти:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Был наделен даром прозорливости, исцеления и чудотворения
Те, кто встречались со старцем, описывали его как человека благообразного, с внимательным, проницательным взором, хотя Матфей ходил обычно потупив взгляд, полностью погрузившись в молитву. Никто никогда не слышал от него слов жалобы или рассуждений на суетные темы. Уже обретя известность, всегда ее сторонился и вел воздержанный образ жизни, предпочитая пищу простую и скромную. При этом был наделен даром прозорливости, исцеления и чудотворения.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт в 1921 году, монахов же попросту изгнали с его территории. Матфей сначала ютился на монастырской пасеке, а потом в селе Большая Рудка и деревне Ершово Беляевской волости. Там, в сложенной ему местными крестьянами маленькой избушке старец и прожил до конца своих дней.
В Ершово не прекращался поток людей, шедших к старцу за помощью, советом и духовным укреплением из Удмуртии и Татарии, с Вятки и из Перми, Нижнего Новгорода и Костромы.
О батюшке Матфее рассказывали, что он часто изъяснялся иносказательно, рассказывал притчи, но собеседнику всегда было понятно, о чем идет речь. Назначенный Святейшим Патриархом на Яранскую кафедру, епископ Нектарий весной 1925 года явился к Матфею тайно. Когда, он молился у Матфея в жилище, старец неожиданно запел: «Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего…» Слова его оказались пророческими: впоследствии владыка прошел все круги ада сталинских лагерей и был расстрелян в сентябре страшного 1937 года.