Протоиерей Игорь ФОМИН: как правильно поминать усопших


Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем.

Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать?

Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.

Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:

 Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 5 марта 2016 года.

 Суббота 2-й седмицы Великого поста 26 марта 2016 года.

 Суббота 3-й седмицы Великого поста 2 апреля 2016 года.

 Суббота 4-й седмицы Великого поста 9 апреля 2016 года.

 Радоница 10 мая 2016 года

 9 мая — Поминовение усопших воинов

 Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 18 июня 2016 года.

 Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 5 ноября 2016 года.

Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

Что помогает нашей молитве за усопших

Жития святых приводят многие случаи, когда умерших грешников избавляла от муки частная молитва их близких. Но во всех случаях она была обязательно связана с подвигом, с самоотвержением, соединена с постом, бдением и милостынею. Особую благодать молитвы за умерших имеют отцы-пустынники Макарий Великий, Паисий Великий, Павел Препростой, Андрей, Христа ради юродивый, и другие.

Преподобный Павел Препростой

Бывает так, что усопший отошел от жизни во вражде, кого-то не простив, или сам не получил прощения от тех, кого он обидел. Если прегрешение это велико и требует исправления делом, то до самого исправления могут не принести пользы и разрешательные молитвы, и приношения за душу покойного. Поэтому близким следует хотя бы теперь смириться со всеми врагами, удовлетворить обиженных, простить обидевших. Стоит вспомнить, как слезно царь Феодосий Младший (ок. 346 — 17 января 395 гг.) просил прощения у гроба святителя Иоанна Златоуста — не за себя, но за свою мать, царицу Евдоксию, неправедно изгнавшую святителя.

Есть еще пример, достойный подражания. Когда в IV веке по Рожестве Христовом во время языческого мятежа в сирийском г. Апамее был убит епископ Маркелл (485 г.), то его родные Христа ради простили убийц, уговорив судей, не предавать их казни.

О важности прощения врагов говорит и следующее правило, которое Номоканон возводит к самому апостолу Павлу (5/10 — 64/67 гг.): если два человека имеют между собою вражду и один из них умирает, то другой на год отлучается от причастия святых Таин и в качестве епитимии должен сорок дней ходить на могилу умершего, говоря: «Прости мя, брате, а тебя Бог простит» (Косвенное указание на то, что в 40-й день душа умершего предстанет на частный суд пред Богом и, если епитимия будет исполнена, то эта душа и получит облегчение).

Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать на
полгода? Как поминать на год?

Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.

Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.

Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

ОТПЕВАНИЕ

Чин отпевания – это особые молитвы об усопшем, которыми Церковь провожает своего члена в жизнь вечную. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, на голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Богородицы (женщине).

Во время отпевания близкие усопшего должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова молитв.

Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная молитва будет наилучшим проявлением любви!

В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия и разрешительной молитвы. Погасшие свечи можно поставить на канон (квадратный подсвечник перед распятием в храме).

Чин прощания обыкновенно совершается в храме – при чтении особых прощальных стихир близкие покойного по очереди подходят ко гробу, целуют икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отходят, вставая за священником. По окончании прощания, священник совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается, вслед за тем возглашается «Вечная память» усопшему.

Допускается прощаться после отпевания на кладбище, в этом случае священник не закрывает гроб, а чин предания земле совершается кем-либо из близких усопшего.

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Можно ли отпевать самоубийц? Как поминать самоубийц?

Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.

Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея. Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ. Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела.

Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами?

Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.

К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя…

Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.

Как в храме поминать усопших?

В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течении жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».

Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

Также в храмах проходят специальные поминальные службы — панихиды.

Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.

О милостыне

Кроме Божественной Литургии весьма важным средством избавления от муки грешных душ является милостыня — как из имения покойного, так и от собственных трудов ближних. Как увещание к милостыне святые отцы толкуют известную Евангельскую притчу о рабе-домоправителе (Лк. 16, 1 —8). Господь заключает эту притчу словами:

Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Блаженный Феофилакт Болгарский (1055 — 1107 гг.) объясняет эти слова следующим образом: «Будем приобретать себе друзей в нищих, употребляя на них неправедное богатство, данное нам от Бога в оружие праведности, но нами удержанное в свою пользу, и потому превратившееся в неправедное. …Будем же сим последним приобретать себе друзей, дабы когда умрем и переселимся из здешней жизни… они приняли нас там в вечные обители».

Даже если по ошибке милостыня будет дана недостойному человеку, ее невидимо принимает Христос. Однако надобно стараться давать тому, кто в этом действительно нуждается. А таковых среди нас немало, и внимательный христианин может распознать нуждающихся не только в тех, кто стоит с протянутой рукой, но и среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Для этого блаженный Симеон советует творить милостыню через опытных и достойных доверия духовных отцов. Тогда и дающий не будет тщеславиться, и милостыня будет распределена наилучшим образом. Древний и всеобщий христианский обычай — жертвовать на Божии храмы и монастыри.

Очень важно, чтобы милостыня творилась от праведных трудов — тогда она угодна Богу и спасительна. Если же оставленное родственникам наследство умершего было добыто недостойным путем (обманом, ростовщичеством, воровством), те, которые стараются об избавлении его от муки, должны не жалеть и своего собственного, праведного достояния. Особенно это касается милостыни, даваемой в Церковь.

Если мытарь Закхей за свою душу до половины имения раздал нищим, а остальное употребил на то, чтобы вчетверо больше вернуть обиженным, то сколь великая милостыня потребна для того, чтобы избавить от адского пламени уже умершего корыстолюбца, который сам уже ничем не может помочь себе?

Очень потребна милостыня от богатых и за богатых. Отцы Церкви неустанно учили этому в своих проповедях, обращенных к сильным мира сего. Старина знает славные примеры мудрых, милосердных богачей. Из многих, например, известная предпринимательница Мария Морозова, которая вкладывала деньги в строительство и украшение храмов, а также во все приюты, больницы и сиротские дома Москвы; или щедрый кормилец нижегородских бедняков, хлеботорговец Никола Бугров.

Как поминать новопреставленного?

С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший — священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон — до сорокового дня.

Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их — особая, соборная.

Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи — одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: