Протоиерей Игорь Фомин: Нет ни одного детского дома, ни одной больницы, куда бы Церковь не постучалась


Прот. Георгий Фомин

Георгий Геннадьевич Фомин
(1949 — 2018), заштатный протоиерей, б. клирик Московского подворья Антиохийской Православной Церкви Родился 2 января 1949 года в поселке Дорохове Рузского района Московской области. В том же году был крещен в Покровском храме села Алексино Рузского района.

Начальное образование получил в Дороховской школе. В 1966-1967 годах обучался в Московском энергетическом институте, в 1968-1974 годах — в Московском лесотехническом институте. Во время обучения и после окончания института трудился на светской работе.

Занимал различные должности вплоть до главного конструктора и научного сотрудника.

Женился. Сын — прот. Игорь Фомин [1].

19 августа 1989 года был рукоположен в сан диакона в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля, 1 сентября был определен к Вознесенско-Георгиевскому храму города Рыбинска

4 ноября того же года рукоположен во пресвитера архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном (Удовенко) в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.

9 ноября 1989 года назначен настоятелем Спасского храма села Кукубой Первомайского района.

С 21 февраля 1995 года — настоятель храма св. Архистратига Божия Михаила при Клиниках, что на Девичьем поле г. Москвы.

С 14 августа 1996 по декабрь 2004 года служил в Богородице-Рождественском женском монастыре Москвы.

С 6 декабря 2004 года служил в храмах святого Архистратига Божия Гавриила и святого великомученика Феодора Стратилата — патриаршего подворья в Гавриловой Слободе, представительства Антиохийской Православной Церкви при Московском патриаршем престоле.

23 мая 2022 года ушел за штат по состоянию здоровья.

20 января 2022 года почувствовал себя плохо во время произнесения проповеди на всенощном бдении в храме блгв. кн. Александра Невского при МГИМО и был госпитализирован в реанимационное отделение Городской клинической больницы №31.

Скончался вечером 21 января 2022 года, на 69 году жизни. Отпевание 23 января возглавил митрополит Филиппопольский Нифон (Сайкали), представитель патриарха Антиохийского и всего Востока при Московском патриаршем престоле, в храме блгв. кн. Александра Невского при МГИМО. Погребен на кладбище в Ракитках (Новая Москва).

Кто такой протоиерей?

Так в русской православной церкви принято называть старшего священника. Этот сан дается человеку за долгую примерную службу. Протоиереем может быть только лицо, получившее священный сан не менее десяти лет назад. Еще таким званием может быть отмечен тот, кто награжден правом ношения особого нательного креста — одной из церковных наград.

Также известны случаи, когда протоиереем был назначен протодиакон. В дореволюционной России этот сан именовался немного иначе — протопоп. История церкви знает немало личностей, повлиявших на жизнь страны, которые были рукоположены в старших иереев. Наиболее известным из них является протопоп Аввакум. В настоящее время широкой популярностью пользуются проповеди протоиерея из Республики Татарстан, отца Владимира Головина.

Настоятель храма

На территории Московского института международных отношений находится свой православный собор. Протоиерей Игорь Фомин, настоятель этой церкви, ведет активную проповедническую деятельность. Он знаком множеству православных людей по участию в радиопрограммах и телевизионных передачах, посвященных вопросам духовной жизни христиан.

По поводу довольно необычного места своей службы батюшка говорит, что никогда не задумывается о том, какое социальное положение занимают люди, приходящие в храм. А порою он даже не знает, является ли человек, исповедующийся ему в грехах, дипломатом или политиком или нет. Для него все верующие люди равны.

СТАТЬИ ПО ТРАНСГУМАНИЗМУ И БИОЭТИКЕ.

  • СБОРНИК «ПРАВОСЛАВИЕ И ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ» ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО БИОЭТИКЕ РПЦ.
  • ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ОЧЕРЕДНАЯ ИЛЛЮЗИЯ В СЕКУЛЯРНОЙ ОПТИКЕ.
  • ТРАНСГУМАНИЗМ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
  • ОБРАЗ БОЖИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
  • РЕПРОДУКТИВНАЯ СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА И БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЛ.
  • ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: КРАТКИЙ ОБЗОР.
  • ОТНОШЕНИЕ К СОВРЕМЕННЫМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ РЕПРОДУКТИВНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ИСЛАМЕ.
  • ПРОГРЕСС И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО. ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
  • МЕТАМОРФОЗА ГУМАНИЗМА В ТРАНСГУМАНИЗМ.
  • РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСГУМАНИЗМА.
  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСГУМАНИЗМА.

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.

  • ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. Сборник статей.
  • ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА. Доклад на пленарном заседании VI Архангело-Михайловских Епархиальных образовательных чтений (2018 г).
Главная | История | Расписание | Таинства | Статьи | Детский театр | Церковный дом | Подворье

Работа и публикации протоиерея Игоря Фомина

Как уже было сказано, батюшка является довольно частым гостем в эфире христианских средств массовой информации. Во время этих передач он отвечает на вопросы слушателей и зрительской аудитории, а также рассуждает вместе с ведущими на наиболее важные темы.

Так, во время программы «Светлый вечер», выходящей на «Радио вера», священник участвовал в беседе о так называемых заповедях блаженства, которые Иисус Христос дал своим ученикам во время Нагорной проповеди. Батюшка сказал, что по согласному мнению православных богословов, данное место из Евангелия является наиболее важной его частью. Эти правила, дарованные людям Спасителем, представляют собой основы христианского вероучения.

Они, в отличие от заповедей, данных пророком Моисеем, требуют от человека более высокого уровня духовного развития. Протоиерей Игорь Фомин напомнил слушателям про эпизод из Евангелия, когда к Христу подошел некий юноша и спросил, как ему обрести царствие небесное. На это Спаситель сказал ему, что тот должен соблюдать заповеди. Молодой человек ответил, что он делает это со своего младенчества. Тогда Сын Божий поведал ему о других правилах — заповедях блаженства.

Публикации

  • Положение русского монашества на Святой горе Афон в XX веке // pravoslavie.ru, 16 ноября 2001
  • Исторические связи Карпатской Руси и Святой Горы Афон // Церковь и время. – 2002. – №3 (20). – С. 208-217
  • Русские иноки на Афоне в XX веке (часть статьи «Афон») // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. 4.
  • Всеправославный конгресс // Православная энциклопедия. – М., 2005. — T. 9. — С. 680-683
  • Екатерины великомученицы монастырь на Синае // Православная энциклопедия. 2008. — Т. 18. (часть статьи)

О семейной жизни

В другой радиопередаче, ведущей которой является Тутта Ларсен, был рассмотрен вопрос о роли мужчины и женщины в семейной жизни. На этот счет протоиерей Игорь Фомин сказал об особом предназначении каждого из супругов. И муж, и жена должны выполнять те традиционные функции, которые им были назначены Господом Богом. Но, безусловно, в качестве главы должен всегда выступать мужчина.

Батюшка говорит, что, когда женщины задают ему вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации, он прежде всего спрашивает, какое мнение на этот счет высказывает их супруг. Когда муж лежит на диване и не хочет руководить семейными делами, то он, безусловно, совершает грех. Отец Игорь всегда советует сильному полу использовать право последнего слова. Даже если решение вынесено вынужденно, то нужно преподать его, как если бы мужчина пришел к нему самостоятельно. На это его замечание ведущая Тутта Ларсен призналась, что чем дольше она живет с мужем, тем больше ей хочется придерживаться правил, которые установила русская православная церковь.

В Медном простились с протоиереем Игорем Седовым

«Мы живём в особый период, когда, к сожалению, эпидемия уносит жизни многих людей. Она не щадит никого, независимо от того, какое положение человек занимает в обществе или в Церкви, богат он или беден, есть ли у него иные возможности в жизни или их нет. Всё это говорит о том, в первую очередь, что мы должны ценить дар жизни, которую нам подарил Господь, ведь дар жизни — это самый величайший дар Бога человеку. И эту жизнь необходимо прожить так, чтобы то будущее, которое должно мыслиться верующим человеком не в этом мире, не завтра, не послезавтра, не через неделю, месяц или несколько десятков лет, а именно там, за чертой времени и вечности, — оно бы определялось тем, что было главным смыслом жизни человека на земле.

Это ни в коем случае не отменяет осторожности и разумности, потому что и апостол Павел был спущен в корзине через стену городских ворот, когда ему угрожала смерть. То есть даже бесстрашный апостол ценил дарованную Богом жизнь и не шёл на смерть там, где ее можно было избежать. И в этот день мне прежде всего хотелось бы призвать всех вас быть ответственными в жизни, которую Господь вам подарил. Мы, конечно, не владыки жизни и смерти, потому что Владыкой жизни и смерти является Господь. Но Он дал нам те возможные в этом мире средства, которые в той или иной степени служат нам во благо, во спасение в земном смысле и в духовном измерении. И поэтому, дорогие братья и сёстры, я бы хотел призвать всех вас заботиться друг о друге, особенно в этот период жестокой инфекции, которая забирает жизни тысяч и тысяч людей.

Отец Игорь был человеком добрым и терпеливым. Он был хорошим священником. Может быть, не напрямую, но так Господь определил, что по его молитвам, по его сердцу, по его характеру Бог послал людей в этот храм для того, чтобы его поднять из руин, чтобы этот храм стал жемчужиной нашей епархии, исполненной благолепия и красоты. 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери, мы планировали освящение центрального престола этого храма. И мы совершим это освящение, благодаря Бога и тех людей, которые потрудились над тем, чтобы этот храм предстал во всём своём величии и красоте.

В Священном Писании есть слова о том, что не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём. Так и в жизни бывает, что мы подчас не ценим людей, которые находятся вокруг нас, — предъявляем претензии, высказываем свои, чаще всего негативные, мнения о той или иной деятельности, не всегда являемся добрыми помощниками. А видя, как что-то делается, вместо того чтобы поддержать руки человека, подчас критикуем его и высказываем своё суждение, ничего не сделав для того, чтобы хотя бы частично принять участие в том созидании, которое человек совершает. А когда он уходит, вдруг пелена с глаз спадает, и открывается перед нами то значение, которое имел человек в нашей жизни. Наверное, жизнь отца Игоря была в определенной степени именно такой.

Я прежде всего, конечно же, хочу выразить соболезнование его маме, Галине Ефремовне, потому что неестественно хоронить родителям своих детей. Вы сейчас исполнены величайшей горести от потери своего сына. И я призываю всех вас, дорогие братья и сёстры, прежде всего молиться о маме отца Игоря, о том, чтобы Господь сохранил её в здравии. Она очень тяжело пережила смерть своего сына и нуждается в нашей поддержке и молитвах. Выражаю соболезнование семье отца Игоря. Выражаю соболезнование всей нашей епархии. Когда мы теряем собрата, мы понимаем всякий раз, насколько велика эта потеря. И за этот период пандемии мы потеряли уже несколько человек. Может быть, в процентном соотношении это не так много для нашей епархии, но дело не в количестве, а дело в том, что подчас этих людей никто уже не может заменить. Конечно, на смену им приходят другие, и не нужно никому судить, будет хуже или лучше — просто наступит другое, наступит другой период. И с этим тоже нам нужно будет смириться, приняв промысел Божий как благословенный и спасительный, как благословение в свою жизнь.

Сейчас мы собрались у гроба отца Игоря для того, чтобы совершить его отпевание. Будем молиться об упокоении его души. Он покинул этот мир, будучи зрелым духовно плодом. Он ушёл, очистившись и теми страданиями, которые доставила в последние дни ему эта болезнь. И мы верим, что Господь примет его в Свои отеческие объятия. А мы, в свою очередь, с благодарностью ему, как пастырю и настоятелю этого прихода, будем молиться об упокоении его души, поминать всегда, сколько живём, и верить, что и он, если обретёт дерзновение пред Господом, никогда не оставит всех чад своих, которые с доверием, с верой и любовью обращались к нему и покрестить, и исповедовать, и отпеть, и дать пастырский совет. Не забывайте этого добра, которое оказал отец Игорь прихожанам этого храма. И если вы допустили какие-то ошибки против него — просите у Бога прощения и не допускайте их больше в отношении других людей».

Наиболее значимые темы, раскрытые Игорем Фоминым

Из всех пунктов Нагорной проповеди батюшка наиболее детально рассмотрел фразу о блаженстве нищих духом. По словам священника, так в Евангелии называются люди, которые лишены тщеславия и гордыни и поэтому готовы следовать за Иисусом Христом. Протоиерей Игорь Фомин приводит здесь пример из своей биографии. Один из его друзей с детства страдает церебральным параличом.

Несмотря на это, приятель со всей искренностью как-то признался священнику, что благодарен Господу за то, что он счастлив. Когда батюшка спросил у него о причине его радости, тот ответил, что он признателен Всевышнему за свою болезнь, которая не позволяет ему совершать многие грехи. Подобных людей можно назвать нищими духом.

Путь к храму

В данной главе будет рассмотрена биография протоиерея Игоря Фомина и личная жизнь батюшки.

Священник родился в начале семидесятых годов. Как и многие советские дети, он поступил в школу в семилетнем возрасте, а достигнув 9 лет, был крещен. Мальчика настолько заинтересовали церковные службы и деятельность священнослужителей, что он стал посещать храмы регулярно. Вскоре ребенок был принят в качестве алтарника в один из соборов в Подмосковье. Когда юноша закончил школу, то наставник благословил его на то, чтобы он стал священнослужителем. Но отец Игорь признается, что это решение было нелегким. Он до самого последнего момента испытывал сомнения: сможет ли исполнить этот нелегкий долг. Фомин даже пытался поступить в медицинскую академию.

Но в конце концов все-таки решился и пошел по тому пути, на который получил благословение. В середине девяностых годов он стал диаконом Казанского собора на Красной площади.

В течение продолжительного времени Игорь Фомин сотрудничал с православным журналом «Форма». Именно он был одним из авторов идеи о создании церкви при Московском институте международных отношений. Когда этот храм был построен, митрополит Московский и всея Руси Алексий Второй назначил молодого священника настоятелем данного собора.

Протоиерей Игорь Фомин

С 14 лет алтарничал в подмосковном храме Покрова Божией Матери села Алексино, где настоятелем служил ставший впоследствии духовником протоиерей Василий Владышевский.

После возвращения из рядов вооруженных сил, нарушив благословение духовника, пробовал поступить в медицинский институт, провалился, и уже через год благословение было исполнено – в 1991 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1994 году.

В 1994 году венчался со своей будущей матушкой.

25 июня 1995 года был рукоположен в диакона. 6 декабря 1995 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, был назначен штатным диаконом Казанского собора на Красной площади г. Москвы. А ровно через год, 6 декабря 1996 года, рукоположен в священники Казанского собора.

С 2003 года, с момента выхода первых номеров православного журнала «Фома», стал членом редакционного совета издания. Так как руководство и коллектив журнал «Фома» вышел из коридоров и аудиторий МГИМО, встал вопрос о строительстве храма при данном учебном заведении. Вопрос был решен положительно.

9 января 2007 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II в дополнение к несомому послушанию штатного священника Казанского собора назначен настоятелем строящегося храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

17 июня 2013 года, в связи с началом регулярных богослужений в храме при МГИМО, Указом Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Игорь Фомин был освобожден от послушания в Казанском соборе на Красной площади.

С 2013 года по настоящее время является настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО.

22 декабря 2016 года на ежегодном итоговом Епархиальном собрании избран Председателем Комиссии по миссионерству и катехизации г. Москвы.

Имеет четверых детей.

Богослужебные награды: 1998 г. — набедренник; 2001 г. — камилавка; 2006 г. — наперстный крест; 2010 г. — возведен в сан протоиерея. 2015 г. — право ношения палицы.

Церковные награды: — в 2004 году награжден медалью прп. Сергия Радонежского I степени. — 6 марта 2016 года, во внимание к трудам по строительству храма св. блгв. кн. Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО удостоен ордена прп. Серафима Саровского III степени.

О личной жизни

Батюшка Игорь принадлежит к так называемому белому священничеству. То есть он является женатым человеком. Известно, что после окончания семинарии молодым людям предлагается сделать выбор: вступить в брак либо принять монашество.

Женился священник в возрасте 24 лет. Его супруга всячески содействует занятию своего мужа. На вопросы о личной жизни протоиерей Игорь Фомин отвечает очень сжато. Он считает, что гораздо важнее обсуждать проблемы, связанные с духовной жизнью православных христиан, ведь в этом и состоит одна из сторон его церковной деятельности.

Еще одним поприщем, на котором работает батюшка, являются общеобразовательные школы. Там священник ведет факультативные занятия по истории православия. Занимается он этим уже более двадцати лет. Отец Игорь с радостью отмечает, что в последние годы дети стали относиться к священникам не как к чему-то сверхъестественному, а как к обыкновенным людям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: