Православная церковь о Григории Распутине: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Отношение церкви к Распутину имеет отрицательный окрас. Многие священнослужители называют его слугой сатаны, который вызвал своей деятельностью крушение Российской Империи и спровоцировал смерть людей, доверяющих ему. Сибирский странник Григорий предстает в качестве аллегорической персонификации человеческих страданий: через этого человека в мир проникли зловещие демоны и погубили множество душ.

Церковь предполагает, что с Г. Распутина начались революционные безумства, разрушения церквей, поругание святынь и уничтожение несогласных с властью.

Мнение церкви

Официальной и категоричной точки зрения насчет сибирского странника у РПЦ не существует. Вопрос о роли Г. Распутина рассматривается чаще с позиции истории, а не сквозь призму богословия.

  • Этот человек перестал сомневаться в своем божественном предназначении после встречи с Иоанном Кронштадтским, являющимся духовным лидером православной церкви в начале XX столетия. Святой увидел в Г. Распутине искру истинной веры, но предупредил, чтобы он не злоупотреблял своим именем и не провоцировал сильнейшие изменения в будущем.
  • Святые отцы предлагали ему учебу в духовной академии, где он мог направить свой потенциал в нужное русло, но Григорий скромно отказывался от любых предложений. В народе Распутина именовали «странником» или «старцем». В первые месяцы приезда в Петербург к нему благосклонно относились епископы, архимандриты и наставники духовных гимназий.
  • Еще при жизни этот «божий человек» стал легендой в России, слухи заслонили образ реального человека. Многие исследователи пытались разобраться в причинах того мистического влияния, которое Распутин оказывал на царскую семью.
  • Интерес к «странникам» в те времена подогревался через поиски в православной вере духовных запросов и безусловного разрешения сомнений религиозности. Люди перестали доверять догматам Церкви, было популярным искать ответы у новоприбывших пророков, а не у тех святых отцов, которые демонстрировали праведность своих действий и измышлений. В такой нездоровой обстановке, возникшей в начале XX столетия, Распутин чувствовал себя превосходно.
  • По мнению митрополита Вениамина, он рано взял на себя полномочия управленца, потому что сам не имел должного религиозного руководства. Григорий отправился в такое общество, где православие не имело опоры, а греховность неуемно господствовала. Именно почва, на которую пришел этот человек, спровоцировала в нем рост пагубных наклонностей.
  • Есть предположение, что Николай II желал держать возле трона именно сибирского странника Григория, способного донести до царя всю проблематику простого народа. Большим плюсом для правителя было то, что «старец» чрезвычайно отличался от традиционных иереев. Даже несмотря на предоставленные факты разгульной жизни «старца», Николай II имел к нему больше доверия, чем к собственным чиновникам.

О царской семье:

  • Акафист святым царственным страстотерпцам
  • Икона святой мученицы царицы Александры
  • Проблема Распутина заключается в восприятии его как «живого символа». Мнения о «страннике» кардинально разнились: одни говорили о нем в негативных тонах, другие — видели в этом человеке святость. Православная церковь называла Распутина развратником и нахалом. Многие знали о его безобразиях, пьянстве, которое «старец» вскоре сглаживал кротким и набожным поведением на церковных богослужениях.

На заметку! В Григории боролись два противоположных начала: победу одержало то, что называется «низменным». Он считал свою греховную жизнь и последующую победу над ней основой преображения своей души. Распутин поддерживал мнение, что раскаяние приходит только после падения в бездну мрака. Агитация такой «морали» использовалась в целях корысти.

Распутин и Церковь. Фирсов С. Л.

Протопопов) и др., которые пользовались им как посредником в своих отношениях с Николаем II и императрицей, добиваясь подчинения их своему влиянию. Этим целям служили проведённые через Распутина назначения премьер-министров Н. А. Маклакова, Б. В. Штюрмера, министров П. Л. Барка, Д. И. Шаховского, Протопопова, а также «министерская чехарда» — с сентября 1916 по февраль 1917 сменилось 3 председателя Совета министров, 2 министра земледелия, из 167 губернаторов смещены 88. Распутин и его окружение были прямо причастны к созданию беспорядка в сферах влияния ведомств, углубившего экономический кризис в стране, склонили Николая II принять пост главнокомандующего (август 1915). В 1916 монархисты (великий князь Дмитрий Павлович, родственник императора князь Ф. Ф. Юсупов, лидер монархистов В. М. Пуришкевич) составили заговор с целью убийства Распутина. В ночь на 17 декабря 1916 Распутин был убит в Юсуповском дворце (набережная р. Мойки, 94), труп спущен под лёд Малой Невки у Елагина моста. 21 декабря 1916 Распутин похоронен в присутствии императорской семьи в Царскосельском парке. В февральские дни 1917 его прах был извлечён из могилы и сожжён в топке парового котла в Политехническом институте. Ослабив силы монархии, «Р.» ускорила развитие революционных событий.

Сектант или вольнодумец

Скандальная известность к сибирскому страннику пришла не сразу по приезде в Петербург. В 1908 г. отношения Распутина и Церкви стали ухудшаться: архимандрит Вениамин пытался поставить его на место через князя Орлова, но результатов это не принесло. Вскоре имя «странника» становится известным, но имеющим оттенок разгульной жизни.

К Григорию давно присматривались и подозревали в сектантстве, что доказывалось его неблагоразумной ревностью к спасению собственной души, личной гордыней и несносным высокомерием. «Старец» увлекался ложными науками и философиями, позволял себе плотские утехи и убеждал подопечных самообоготворяться. Отсюда возникают новоиспеченные догматы, рожденные лидером секты (лжехристом).

Однако Распутин больше похож на религиозного вольнодумца, любящего споры, не уважающий авторитетов церковной иерархии. «Старец» помогал царевичу Алексею и принимал других больных, но воздавал с чувством корысти. Натура этого человека стремилась к популярности, его радовала возможность стать в центре внимания. Греховное тщеславие со временем поглотило Распутина полностью, слова сибирского странника пестрили чувством собственной важности.

С 1915 г. наблюдается коварное вмешательство Григория в правительственные дела. Власть скомпрометировала себя, что приводило к сбоям в работе и резкому сужению социальной основы. У трона наблюдалась «министерская чехарда», где чиновники противоположных убеждений стремились низвергнуть друг друга с постов.

На заметку! Собственно Церковь была для Распутина только источником благодатной энергии во время богослужений.

В сибирском страннике ощущалась самодостаточная темная энергия и жуткое стремление к разрушению определенных целей. Его индивидуальной религией стали сексуальные вожделения и грубый материализм, замаскированные ханжеством и непробиваемой гордыней.

О других грехах:

  • Любостяжание
  • Лихоимство
  • Сребролюбие

Русская Православная Церквь отказалась канонизировать Распутина и Ивана Грозного

Николаю II и императрице Распутин сумел внушить, что только он своими молитвами может спасти неизлечимо больного гемофилией наследника Алексея и обеспечить «божественную» поддержку царствованию Николая II. Гороховая улица, дом 64, квартира 20 — последнее место жительства Распутина в Петербурге (с мая 1914), — ставшее центром притяжения аферистов различных рангов. Влияние Распутина на императора использовали представители биржи и банков (И. П. Манус, А. И. Путилов, Д. Л. Рубинштейн), высокопоставленные авантюристы (И. Ф. Манусевич-Мануйлов, князь М. М. Андроников), черносотенные и реакционные круги (князь В. П. Мещерский, А. Н. Хвостов, П. Г. Курлов, А. Д. Протопопов) и др., которые пользовались им как посредником в своих отношениях с Николаем II и императрицей, добиваясь подчинения их своему влиянию. Этим целям служили проведённые через Распутина назначения премьер-министров Н. А. Маклакова, Б. В. Штюрмера, министров П. Л. Барка, Д. И. Шаховского, Протопопова, а также «министерская чехарда» — с сентября 1916 по февраль 1917 сменилось 3 председателя Совета министров, 2 министра земледелия, из 167 губернаторов смещены 88. Распутин и его окружение были прямо причастны к созданию беспорядка в сферах влияния ведомств, углубившего экономический кризис в стране, склонили Николая II принять пост главнокомандующего (август 1915). В 1916 монархисты (великий князь Дмитрий Павлович, родственник императора князь Ф. Ф. Юсупов, лидер монархистов В. М. Пуришкевич) составили заговор с целью убийства Распутина. В ночь на 17 декабря 1916 Распутин был убит в Юсуповском дворце (набережная р. Мойки, 94), труп спущен под лёд Малой Невки у Елагина моста. 21 декабря 1916 Распутин похоронен в присутствии императорской семьи в Царскосельском парке. В февральские дни 1917 его прах был извлечён из могилы и сожжён в топке парового котла в Политехническом институте. Ослабив силы монархии, «Р.» ускорила развитие революционных событий.

принятое в литературе название придворной камарильи в государственном аппарате, одно из ярких проявлений кризиса правящей верхушки Российской империи накануне Февральской революции. В последние годы царского режима неограниченный влиянием на Николая II и императорскую семью пользовался авантюрист Г. Е. Распутин (1864 или 1865, по другим данным, 1872—1916), который, странствуя по монастырям, обрёл репутацию «святого старца» и «прорицателя». В 1907 был введён в императорский дворец, где к этому времени уже побывал целый ряд «святых», шарлатанов и юродивых (Н. Филипп, Папюс, Митя Козельский и др.). Николаю II и императрице Распутин сумел внушить, что только он своими молитвами может спасти неизлечимо больного гемофилией наследника Алексея и обеспечить «божественную» поддержку царствованию Николая II. Гороховая улица, дом 64, квартира 20 — последнее место жительства Распутина в Петербурге (с мая 1914), — ставшее центром притяжения аферистов различных рангов. Влияние Распутина на императора использовали представители биржи и банков (И. П. Манус, А. И. Путилов, Д. Л. Рубинштейн), высокопоставленные авантюристы (И. Ф. Манусевич-Мануйлов, князь М. М. Андроников), черносотенные и реакционные круги (князь В. П. Мещерский, А. Н. Хвостов, П. Г. Курлов, А. Д.

Влияние личности Григория Распутина на массовую культуру

После смерти Григорий Распутин превратился в героя художественных произведений. К его образу любят обращаться на Западе. Сегодня там Распутин воспринимается как символ загадочной русской души, мистик и злодей. А все началось уже через полгода после его гибели.

В США вышли фильмы, где в документальной манере пытались изобразить революционные события, происходившие тогда в России. В 20–30-х годах интерес к фигуре старца тоже не упал. Распутинскими интригами было проще всего объяснить массам, почему пала династия Романовых и уступила место большевикам.

Российским эмигрантам, работавшим в западном кино, представилась возможность заработать в качестве экспертов«русской души» и истории.

Деятели искусства не перестают пользоваться фигурой Распутина и сегодня. Мегазлодей даже появляется в мультипликации. Например, в мультфильме «Анастасия» 1997 года. Сомнительный сюжет показывает, как царь изгнал шарлатана, который продал душу дьяволу в обмен на мистическую силу и теперь мстит Романовым — вызывает революцию. Причем в 1913 году.

Но еще абсурднее Распутин смотрится в комиксах о Хеллбое. Здесь боги хаоса оживили старца, чтобы с его помощью вернуться в человеческий мир. По сюжету западных выдумщиков, в период Второй мировой войны Григорий предложил услуги нацистам и открыл портал в преисподнюю, дав выход Хеллбою.

В России также экранизировали образ Распутина. И тоже в искаженном виде. Например, в картине Элема Климова «Агония» его представили в виде сверхчеловека, богатыря.

В разные годы образ Распутина воплощали Жерар Депардье, Иван Охлобыстин, Владимир Машков. Но каждый раз это было не правдивое описание, а эксплуатация раскрученного бренда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: