Как правильно выбрать наперсный крест, чтобы не нарушить Положение о наградах Русской Православной Церкви


Предшественник наперсного креста

Прежде чем появился наперсный крест, существовал так называемый энколпий. Это небольшой ларец округлой, крестообразной или прямоугольной формы, на котором было размещено изображение святых или Иисуса Христа. Внутрь помещали частички просфоры или мощи святого. Считалось, что таким образом человек может оградить себя от всяческих напастей в походах или дальних путешествиях.

Первое упоминание об их существовании относят к IV веку. Иоанн Златоуст пишет, как священные предметы мужчины и женщины часто вешали на шею в качестве украшения.

Древнейший экземпляр энколпия, дошедший до наших дней, был обнаружен в середине XIX века. В 1862 году его обнаружили на груди скелета, найденного на развалинах базилики Святого Лаврентия в Риме. Базилику построил еще Константин Великий, а погребенный с энколпием, скорее всего, был епископом. Также энколпии были принадлежностью для торжественного облачения царственных особ в Константинополе.

На Руси их носили чаще всего под одеждой. Активно выходить из употребления они начали в XVIII веке. На смену стали приходить наперсные кресты с украшениями. В России ношение таких крестов стало массово распространяться с 1741 года.

Виды крестов

Как уже было сказано выше, кресты отличаются друг от друга. Вышеописанный серебряный Николаевский крест — это атрибут, с которого духовное лицо начинает свою карьеру священнослужителя. За заслуги перед церковью или выслугу лет его могут наградить правом носить четырехконечный золотой крест. С ним иерей служит до тех пор, пока не будет возведен в чин протоиерея. Когда это происходит, у него появляется возможность получить следующую награду – наперсный крест с украшениями.

право ношения наперсного креста

Эта разновидность обычно богато инкрустирована драгоценными камнями и, в принципе, не отличается ничем от атрибутики, которую носят епископы. Обычно на этом награды в области нагрудных украшений заканчиваются. Иногда, правда, некоторым священнослужителям дается право носить сразу два креста. Еще одна, очень редкая награда – золотой крест патриарха. Но этой чести удостаиваются буквально единицы. С 2011 года появился, а точнее, был восстановлен крест наперсный, называемый докторским. Вручают его, соответственно, священникам, имеющим степень доктора богословия.

Крест наперсный в Русской православной церкви

Если подробнее рассматривать этот атрибут в истории Русской православной церкви, то стоит сказать, что до XVIII века правом их носить обладали исключительно епископы. Эту несправедливость исправила отечественная императрица Елизавета. Именно она обратила внимание Святейшего Синода на то, что кресты наперсные носят все малороссийские архимандриты, в отличие от великороссийских. Несправедливость оперативно исправили.
Уже в 1797 году император Павел I отдельным указом постановил, что кресты наперсные серебряные могут выдаваться как особые знаки отличия. И сам вручал их священникам и протоиереям. На них изображалось распятие.

Наперсные кресты в XIX веке

наперсный крест с украшениями

Начиная с 1820 года уже золотые кресты с распятиями, а также изображением императорской короны на обратной стороне стали вручаться придворным священникам. Их же получали служители заграничных православных приходов в тот момент, когда поступали на службу. Он им оставался насовсем спустя всего 7 лет.

Часто священникам наперсные кресты, фото которых есть в этой статье, преподносили прихожане. Как правило, они были украшены драгоценными камнями. В 1808 году были учреждены магистерские и докторские кресты, а в 1884-м — кандидатские. Бронзовые наперсные кресты коричневого цвета, висящие на владимирской ленте, выдавали участникам Отечественной войны 1812 года и Крымской войны.

В 1896 году, после официальной коронации нового российского императора Николая II, появился новый тип наперсного креста. Он имел восьмиконечную форму, изготавливали его исключительно из серебра. На лицевой стороне традиционно находилось распятие, на обратной — вензель императорского дома, а также дата коронации Николая II, выведенная церковнославянскими числами.

С тех пор наперсные кресты стали считаться обязательным атрибутом священников. Это отличает Русскую православную церковь даже от других епархий. Например, в Греции обычным священникам такие кресты не полагаются по статусу.

Наградные кресты военного, морского и епархиального духовенства

Император Павел I 5 апреля 1797 года, в день священного коронования, издал «Установление о российских орденах» (Свод законов), где были прописаны все Правила о награждении. В пункте 4 записано, что духовные чины имеют право на награждение императорскими орденами. В данной статье не рассматриваются награждения священников орденскими знаками императорского образца, а исследуются памятные наперсные наградные кресты, полученные за Отечественную войну 1812 года, за Восточную войну 1853—1856 годов и в память 300-летия царствования Дома Романовых. Отдельно рассматриваются золотые наперсные наградные кресты на георгиевской ленте и некоторые другие знаки.

Наперсный крест в память Отечественной войны 1812 года

Учрежден 30 августа 1814 года для священников Русской православной церкви, состоявших в сане до 1 января 1813 года. С 1816 года наперсным крестом было разрешено награждать евангелическо- лютеранское и евангелическо-реформаторское духовенство Российской империи. С 1818 по 1829 год было выдано для награждений 40 тысяч крестов для ношения на шейной владимирской ленте. В 1912 году право ношения наперсного креста было Высочайше даровано лицам иерейского и епископского санов старшим в роде не ниже 7-го класса Табели о рангах, которые были прямыми потомками священников, награжденных за 1812 год. Наперсные кресты изготавливались на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1818—1829 годах, а также в 1912 году.

. Наперсный крест «1812 годъ». Темная бронза, покрыт темным лаком. Размер — 73×45 мм, вес — 31,5 г.

. Наперсный крест «1812 годъ». Бронза позолоченная. Размер — 73×45 мм, вес — 34,8 г.

. Наперсный крест «1812 годъ». Бронза патированная. Размер — 73×44 мм, вес – 31,1 г. Изготовлен в 1912 году для потомков священников.

Наперсный крест в память Восточной (Крымской) войны 1853—1856 годов

Учрежден 26 августа 1856 года. Награждалось православное, римско-католическое, армяно-католическое, армяно-григорианское, евангелическо-реформаторское духовенство. Было изготовлено 40 тысяч крестов для ношения на шейной владимирской ленте. Кресты изготавливались на Санкт-Петербургском монетном дворе.

. Наперсный крест «В память Восточной (Крымской) войны 1853—1856». Темная бронза, размер — 100×58 мм, вес — 37,5 г.

. Наперсный крест «В память Восточной (Крымской) войны 1853—1856». Вариант, темная бронза, размер — 102×60 мм, вес — 41,8 г.

Знак в память 300-летия царствования Дома Романовых (1613—1913)

Учрежден 24 января 1913 года для священнослужителей монашествующего и белого духовенства, состоявших на службе 21 февраля 1913 года, для ношения на владимирской ленте. Знаки установленного образца приобретали за свой счет, изготавливали многочисленные ювелирные фирмы в разном исполнении — золоте, серебре, бронзе.

. Знак в память 300-летия царствования Дома Романовых (1613—1913). Серебро, жемчуг, эмаль. С клеймами: пробирным Санкт-Петербургского пробирного управления после 1908 года («альфа, голова вправо и 88») и (Дмитрий Осипов, Санкт-Петербург, Гороховая, 30). Размер — 68×42 мм, вес — 21,4 г.

Наследственный знак для лиц, приносивших Их Императорским Величеством личные верноподданнические поздравления по случаю 300-летия царствования Дома Романовых

Предназначался для лиц обоего пола, приносивших лично или в составе депутаций поздравления в дни юбилейных торжеств 21—24 февраля 1913 года. Учрежден 18 февраля 1913 года.

. Наследственный знак для лиц, приносивших поздравления по случаю 300-летия царствования Дома Романовых. Серебро, с клеймами: пробирным Санкт-Петербургского пробирного управления после 1908 года («альфа, голова вправо и 84») и (Константин Прокофьев). Размер — 45×34 мм, вес — 19,5 г. На оборотной стороне имеется надпись: «Протогерей Николай Григорьевичъ Кедринский 1913 г. 21-—24 февраля», состоявший в штате придворного духовенства с 1908 по 1917 год. Протоиерей отец Кедринский был духовником императорской семьи.

Золотой наперсный крест на георгиевской ленте из Кабинета ЕИВ

Золотые наперсные кресты на золотой цепи особого образца с изображением императорской короны на внутренней стороне с 1829 года жаловались из Кабинета Его Императорского Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу и оставлялись им навсегда, если они прослужат при зарубежных церквах не менее семи лет. Золотые наперсные кресты на георгиевской ленте жаловались только в период военных действий по усмотрению императора. С 1781 по 1917 год золотым наперсным крестом на георгиевской ленте было награждено 528 человек, в том числе: за Русско- японскую войну — 86, за Первую мировую — 248 человек. По указу от 13 марта 1871 года Высочайше пожалованные золотые наперсные кресты после смерти награжденных духовных лиц было разрешено оставлять наследникам. Известны награждения золотым наперсным крестом на георгиевской ленте за события Гражданской войны в 1918—1922 годах в армиях А. Деникина, П. Врангеля, А. Колчака.

. Золотой наперсный крест на георгиевской ленте из Кабинета ЕИВ. Золото, с клеймами: пробирным Санкт- Петербургского пробирного управления 1899—1903 годов («56, голова влево, ЯЛ») и мастерской «V.L.» (Виктор Линдрооз, работал на ), Размер — 94×58 мм, вес — 59,8 г. Для награждения участника Русско-японской войны 1904—1905 годов.

. Золотой наперсный крест на георгиевской ленте из Кабинета ЕИВ. Золото, с клеймами: пробирным Санкт- Петербургского пробирного управления после 1908 года («альфа, голова вправо и 56») и мастерской «Е.Ь.» (Эмиль Линдрус, Санкт-Петербург, Гороховая, 17). Размер — 95×59 мм, вес — 55,3 г. Для награждения участника Первой мировой войны 1914—1917 годов.

Золотой наперсный крест с украшениями и императорской короной из кабинета ЕИВ (1856—1874) для настоятелей соборов — штатных протоиереев

. Золотой наперсный крест с украшениями и императорской короной из Кабинета ЕИВ. Золото, эмаль, камни, без клейм. Размер — 105×63 мм, вес — 55,0 г. Изготовлен в 1856—1874 годах . Аналогичная императорская корона крепилась на капитульных образцах, украшенных императорской короной орденских знаках Св. Анны и Св. Станислава, которые выдавались до 15 февраля 1874 года. Такими образцами креста награждались священнослужители в должности настоятелей соборов (штатные протоиереи), приравненные к чину 6-го класса Табели о рангах.

Золотой наперсный крест с императорской короной из Кабинета ЕИВ для епархиальных миссионеров

. Золотой наперсный крест с императорской короной из Кабинета ЕИВ. Золото, с клеймами: пробирным Санкт-Петербургского пробирного управления 1890— 1903 годов («56, голова влево, ЯЛ») и мастерской «ИК» (Иван Никифорович Костин). Размер — 139×74 мм, вес — 81,6 г. На оборотной стороне имеется надпись: «1894 X 1904/Епархиальному Миссионеру Дерею Д. Александрову миссионеры, единоверческое духовенство Самарской епархии». (Дмитрий Александрович Александров, 1867—1937, окончил Саратовскую духовную семинарию, с 1894 г. — Самарский епархиальный миссионер, с 24 марта 1916 г. — епископ Челябинский, с 1920 г. — член Священного Синода, с 1922 г. возведен в сан архиепископа, с 15 июня 1928 г. — митрополит Саратовский, с 11 августа 1933 г. — Серафим митрополит Казанский и Свияжский.) Единоверие — вид воссоединения русских старообрядцев- раскольников с православной церковью, по которому за старообрядцами сохранялось право совершать богослужение и таинства по старопечатным, дониконовским, книгам и по своим обрядам при условии подчинения, в иерархическом отношении, православной церкви и принятии ими священнослужителей от православных архиереев.

Золотой наперсный крест с императорской короной из Кабинета ЕИВ (1908—1916)

. Золотой наперсный крест с императорской короной. Золото, с клеймами: пробирным Санкт- Петербургского пробирного управления после 1908 года («альфа, голова вправо и 56»). Фирменное клеймо отсутствует. Размер — 140×80 мм, вес — 81,4 г.

Панагия — знак архиерейского достоинства

Архиерей — старший в епархии иерей из черного духовенства. Три сана в высшей церковной иерархии черного духовенства — митрополит, архиепископ, епископ — имели право носить панагию (нагрудный знак).

Носили панагию и архимандриты семи ставропигиальных монастырей, подведомственных Святейшему синоду.

. Панагия с изображением образа Христа Спасителя и императорской короной. Серебро, хрусталь, эмаль. С клеймами: пробирным Московской пробирной палатки «84 и герб Москвы», знаком- удостоверения Московской пробирной палатки «герб Москвы» и мастерской «J4» (Иван Дмитриевич Чичелев, 1815—1888, переяславский мещанин, Москва, Мясницкая часть, 1 квартал, 62, мастерская золотых и серебряных изделий). Размер — 90×55 мм, вес — 69,6 г. (Изготовлена по заказу Кабинета Его Императорского Величества).

При подготовке статьи использована литература: Капков К.Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII — начала XX веков. Итоги к 1917 году. М., 2009; Селиванов М.С. Статьи об орденах и медалях в журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» за 2005—2010 годы; «Придворные календари» за 1908—1917 годы. СПб., 1907—1916; Изд. Брокгауз и Эфрон. Крест наперсный: Энциклопедический словарь: Т. XVI; Фаберже Т.Ф., Горыня АС., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб., 1997; Скурлов В. Золотой крест на георгиевской ленте. Антикварное обозрение, № 1,2002; Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка: Т. 1. М., 1978.

Михаил СЕЛИВАНОВ

Автор выражает особую признательность за помошь Бирюкову С.В. и Лаптеву В.П.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82 (декабрь 2010), стр.104

Для всех священников

В результате кресты, введенные Николаем, стали носить все российские священники, вне зависимости от статуса.
К середине XX века был учрежден патриарший наперсный крест. Он являлся высшим знаком, с помощью которого признавали заслуги архимандрита или протоиерея. Вручение производилось в исключительных случаях. Духовный чин мог его получить только за особые заслуги по указу Московского патриарха. При этом не имела значения выслуга лет, а также все предшествующие награды.

Кресты наперсные иерейские в Русской православной церкви полагались женатым священникам после получения ими определенного сана.

Установление права ношения крестов белыми священниками

Белое, то есть женатое духовенство получило право носить крест наперсный в конце XVIII века. Конечно, разрешили это не всем сразу. Сначала император Павел ввел данный атрибут в качестве одной из церковных наград для священников. Его можно было получить за какие-либо заслуги. Например, особый образец креста был дарован многим священникам в 1814 году в честь победы двумя годами ранее над французским войском. С 1820-го кресты стали также даваться тем священнослужителям, которые проходили свое служение за границей или при императорском дворе. Однако права ношения этого предмета могли и лишить, если духовное лицо прослужило на своем месте менее семи лет. В остальных случаях крест наперсный оставался у иерея навсегда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: