- Крестные ходы Азбука паломника
- О святых иконах и крестных ходах
- Рассуждение о крестных ходах православной Церкви
- История крестных ходов иерей Евгений Пуртов
- Пеший крестный ход Дмитрий Анохин
***
Кре́стный ход – благоговейное шествие верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемое с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.
Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди.
Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огонь). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…
***
Не флешмоб и не демонстрация
Что важно знать? Крестным ходом (не путать с Крестовыми походами) называется не любое народное шествие, иначе его можно было бы спутать с демонстрацией или каким-нибудь флешмобом. Даже внешняя атрибутика, наличие икон, креста, хоругвей не может быть залогом того, что он является именно таковым.
Во-первых, такая процессия всегда имеет абсолютно конкретную цель, повод (о них мы будем говорить чуть ниже). Во-вторых, совершаться она должна только по благословению архипастыря, архиерея. В-третьих, возглавлять такое шествие обязательно должен законно рукоположенный священник или тот же архиерей.
Но это тоже, скажем так, лишь организаторские, формальные признаки ходов, отнюдь не отвечающие за их успешность. Главное же, что должно присутствовать на таком шествии верующих, — это общий молитвенный дух, единство веры, взаимная любовь и уважение. Без них любая подобная «акция» грозит превратиться в обычную прогулку, а то и вовсе — что гораздо хуже — в магический прием. Подчеркнем, что важен здесь не только молитвенный, но общинный дух, причем мирно настроенный ко всем, даже врагам.
Когда крестный ход 2022 спб?
Смольный решил провести Крестный ход 12 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге, несмотря на пандемию коронавируса. О планах на проведение торжеств ко дню 800-летия со дня рождения Александра Невского рассказал губернатор Александр Беглов на заседании оргкомитета грядущего юбилея.
Интересные материалы:
Как происходит заражение человека возвратным тифом? Как пройти 28 уровень в homescapes пошагово? Как пройти регистрацию на сайте Гто? Как произвести хорошее впечатление на собеседника? Как произвести перерасчет пенсии работающим пенсионерам? Как производятся выплаты при сокращении? Как производится оплата по договору Гпх? Как производится расчет отпускных при увольнении? Как производится расчет после увольнения? Как производится выплата больничного?
Зачем народ идет с крестами и иконами?
Итак, мы можем говорить о том, что такие церковные хода являются видом общей молитвы. Конечно, тогда невольно возникает вопрос: зачем же выходить на улицу, совершать какие-то шествия, если помолиться можно и в храме? Ответ на него такой же, как и на вопрос: зачем нужны посты и поклоны? Мы это делаем, когда хотим прибавить к своей молитве какую-то жертву, чтобы она была услышана.
Является ли крестный ход манифестацией своей веры? Возможно, со стороны это именно так и выглядит. Но главной целью это, безусловно, не является. Его цель — призывание Божьей благодати, в первую очередь, на всех людей, верующих и неверующих, на место, где они проходят: город, страну и, в конечном итоге, на весь мир.
Кроме того, через такие молитвенные торжественные шествия освящаются природные стихии: огонь, вода, воздух. Раньше люди лучше понимали, что любые стихийные бедствия — это не просто абстрактные проблемы экологии, а гнев Божий за наши грехи. Поэтому и совершали такие народные процессии, чтобы умолить Господа о помиловании.
С собой крестоходцы несут кресты (почему он и называется крестным ходом), иконы, хоругви. Хоругви — это священные церковные знамена, которые не стоит путать с государственными, так как власть Христова «не от мира сего». Самым первым несут фонарь (в знак Евангельского света, просвещающего весь мир).
Крест — это главное знамя христиан, символ победы над смертью, свидетельство веры. Поэтому без него ход, конечно, немыслим. Через иконы сами святые, воинство небесное также незримо принимает в нем участие. Иногда, в день памяти святого или его прославления, по особым случаям, шествия совершаются также с мощами угодников Божьих.
Крестный ход – дорога к Богу
Сегодня в Общественной палате Российской Федерации пройдет круглый стол «Крестоходчество как форма социальной консолидации и духовной мобилизации». О многодневных крестных ходах, буднях, быте и чудесах крестоходцев – беседа с Андреем Бардижем, организатором и руководителем пеших крестных ходов, в том числе и одного из самый длинных в истории России, участники которого в 2015 году прошли 2000 км по маршруту Севастополь–Керчь–Смоленск.
Участники 2000-км крестного хода Севастополь-Смоленск
Христианство нужно выстрадать – здесь и сейчас
– Андрей, скажите, зачем люди идут в крестный ход? Какую задачу ставят перед собой?
– Одна из задач многодневного крестного хода – сформировать общину. В маршрутах протяженностью менее 1000 километров община, как правило, не успевает сложиться. Если же нужно пройти 1500–2000 километров, все очень устают, и такие проекты не всегда оправданны. Это очень важный и интересный процесс, когда совершенно незнакомые люди разного возраста, приехавшие из разных регионов и епархий, представляющие разные сословия и профессии, начинают притираться друг к другу – и притираться во Христе. Они учатся молиться друг с другом, помогать друг другу, делиться последним, плечо подставлять, буквально «носить бремена друг друга». Это то, к чему нас призывают пастырские проповеди и хорошие книги. На практике, к сожалению, это встречается не так часто, а в крестном ходе это происходит каждый день, каждую минуту. И поскольку всё делается на пределе сил, сразу видно, кто есть кто на самом деле.
Если человек идет с молитвой, трудится в поте лица, стирает ноги в кровь, отдает Богу свои силы и время, бескорыстно, добровольно жертвуя тем, что у него есть, это сопоставимо с подвигом ношения вериг, со столпничеством. Как сказал в своей проповеди один архиерей, за участие в таком крестном ходе, за терпение добровольных страданий и скорбей во славу Божию Бог прощает многие грехи.
Конечно, любое участие – хорошо, но, согласитесь, есть разница: поясной поклон сделать или с покаянными слезами сотню земных. В этом деле каждый участвовал самыми разными способами – своим временем, ногами, молитвой, деньгами, пирожками, кто-то давал ночлег с баней… Господь ценит не то, что нам легко дается, а наши усилия. Вот за них, за молитвенный труд в терпении и смирении и дается Богом право всякому человеку что-либо вымолить у Него. Чем больше сделано усилий, тем ощутимей результат.
– Иногда крестными ходами называют комфортные поездки на автобусе и экскурсии…
– Думаю, что не совсем правильно называть такие мероприятия крестными ходами. Вообще за 15 лет существования крестных ходов в России сформировались разные традиции в разных местах, в разных епархиях, не всегда, на мой взгляд, правильные. Сложно пересадить одну и ту же традицию на другую почву. Она не приживается. Одно дело – идти несколько дней, и совсем другое – несколько недель или месяцев. Это то же самое, что пригласить человека, который недавно научился кататься на велосипеде по двору, участвовать в ралли «Париж–Дакар». Тут совсем другой масштаб, другие напряжения, от человека требуются иные усилия. Есть ведь разница: приехать и пожить в монастыре несколько часов или тяжело трудиться в нем месяц, два, три.
– Но ведь большинство людей имеют семьи, работают, и у них нет ни времени, ни сил участвовать в долгом и масштабном крестном ходе.
– Согласен. Как правило, у людей на такие многодневные проекты действительно нет времени, но они могут пойти в однодневные крестные ходы (например, в Екатеринбурге). А другие люди могут пойти и в пятидневные, как, например, Великорецкий или Иринарховский крестный ход. В них принимают участие десятки тысяч людей, но там и отдача другая.
– А молодежи много в крестных ходах?
– Как правило, основные участники – это не молодежь. Нынешней молодежи это не по силам. У молодых и потребности нет, и осознанной необходимости, отсутствует понимание цели и смысла крестного хода. Неспроста нашим участникам нередко за 50, 60 и даже 70 лет. Они видели жизнь, знают цену словам и делам. Некоторые из них смотрели смерти в глаза. Но они снова и снова выбирают крестный ход как самое значимое дело в их жизни. Чтобы понять, надо самому попробовать и пережить – выстрадать. Здесь ненужный пафос и пустые разговоры проходят быстро, появляется реальная оценка себя, своей жизни и, возможно, новая, правильная цель. Христианство нужно выстрадать, причем не усилиями прежних поколений, а здесь и сейчас – каждому из нас. Одними беседами и фотографиями не обойтись.
С молитвой о мире
– Расскажите, пожалуйста, как создается маршрут.
– Любой крестный ход должен иметь актуальную тему, логичное начало и конец, вписываться в разумные временные рамки, идти по новым населенным пунктам и, по возможности, вдали от федеральных трасс. Много всего приходится учитывать. Когда мы с Божией помощью планируем маршрут, никогда не знаем о том, пройдем ли мы его до конца, преодолеем ли все трудности, которые будут на пути, все невзгоды, непогоду. Например, в 2004 году всё лето шли дожди, а 2010 год был, как вы помните, очень жарким. Бывает, не сразу складывается весь маршрут. Вот и в 2015 году он долго «не давался», даже Севастополь и Смоленск появились не сразу. Была задумка пройти с молитвой о мире вдоль границы с Украиной, а когда, как и где пройти – вопрос.
Кстати, мы беседовали с митрополитом Смоленским Исидором о том, что неспроста делегация Смоленской митрополии годом ранее оказалась в Крыму на празднике Покрова Божией Матери, ведь у нас икона Покрова! Думаю, это Промысл Божий – пройти по местам боёв Великой Отечественной вдоль границы с Украиной из Севастополя в Смоленск, где в кафедральном соборе находится икона Божией Матери «Одигитрия», которая много столетий является путеводительницей для нашего православного люда.
Идя крестным ходом, человек меняется
Участники 2000-км крестного хода Севастополь-Смоленск
– В крестном ходе Севастополь–Смоленск участвовали опытные крестоходцы?
– Большинство участников были новичками из Крыма. На мой взгляд, в Крыму таких больших крестных ходов нет. Там ведь короткие расстояния – день, два, неделю может идти крестный ход, редко больше. За это время человек не успевает толком ни устать, ни заболеть, ни даже проголодаться как следует. Мы же шли не три дня, а больше трех месяцев. Тут нужен другой подход, другой запас прочности. У нас жесткая дисциплина, хоть и не армейская.
В этом крестном ходе участвовали и несколько военных, которые имеют свое представление о дисциплине и порядке. Хотя это русские православные люди, сначала с ними было очень сложно. К счастью, расстались мы друзьями. Здесь люди реально меняются в лучшую сторону. Это и есть покаяние.
По сложившейся традиции по окончании крестного хода я оставляю на столе блокнот и прошу тех, кто хочет принять участие в следующем проекте, оставить свой телефон и адрес. И почти все написали: и наши военные, и бабушки, которые с нами шли. Одну из них, старую знакомую, я дважды выгонял из крестного хода за непослушание. Для нее это была настоящая трагедия. Но она смогла найти в себе силы попросить прощения, покаяться и вернуться. И мы остались друзьями. Думаю, что все эти 65–70-летние бабушки (как, например, схимонахиня Серафима) пойдут в крестный ход снова.
– Как и с какой целью люди попадают в ваши проекты?
Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и оказывается, что нам от Бога ничего не нужно
– Большинство людей приходят через «сарафанное радио», хотя иногда через сайты, соцсети, почту. Они снова и снова приходят к нам в поисках правды, которой им часто не хватает, – простой, понятной им правды. Мне кажется, что люди любят крестный ход за его искренность. В современной жизни слишком много расчетливости, лукавства, лжи, предательств, малодушия, пустых разговоров, выгоды. А здесь для этого нет почвы. Здесь мы получаем общение с единомышленниками и, что самое главное, дерзаем обращаться к Богу. Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и, оказывается, нам от Бога ничего не нужно, по большому счету.
– Как это не нужно?! Почитайте молитвы – в них мы обычно просим здоровье, работу, жилье, какое-то благополучие для своих внуков, детей…
– В крестном ходе оказывается, что есть вещи поважнее, здесь человек проявляется самым неожиданным для себя образом. Ты сам себе казался таким правильным и хорошим, ну просто очень православным, редко – в чем-то немножечко плохим. И вдруг, когда ты, сосредоточившись на деле, в постоянном напряжении идешь и молишься, преодолеваешь трудности непрерывного каждодневного пешего движения, независимо от погоды и самочувствия, ты неожиданно поворачиваешься к соседям, друзьям и самому себе какими-то новыми, не всегда хорошими гранями. Приходится меняться, учиться быть лучше – без этого здесь не выжить, не ужиться с другими, не пройти. Через покаяние с помощью Божией – меняемся.
– Вы сказали, что весь путь от Севастополя до Смоленска прошли 20 человек, а остальные люди сколько шли с вами?
– В крестном ходе тысячи людей участвовали фрагментарно, то есть шли с нами час-два-три, иногда день-два. Были случаи, когда люди приходили на день, окунались в это, видели благотворное действие крестного хода и возвращались через время снова. Крестный ход завершился в день празднования иконы Божией Матери «Одигитрия». И мне на телефон и почту пришло много поздравлений от тех людей, которые как-то поучаствовали в крестном ходе. Писали, например: «Слава Богу, вы дошли! Мы смотрим канал “Союз”, читаем газеты православные, болеем за вас. Мы были уверены, что вы дойдете. Слава Богу, это случилось». Спрашивали о том, что будет дальше. Мы обсуждали возможные варианты развития событий с представителями Смоленской епархии. Окунувшись в этот проект, они неожиданно для себя, как мне кажется, увидели в нем то, что нужно им самим, нужно православным жителям Смоленска, Рославля, тех более мелких населенных пунктов, которые были на нашем пути. Никто из них не остался равнодушным. Это всех коснулось наилучшим образом – соединило друг с другом и с Богом.
– Вам запомнились какие-то яркие случаи?
– В этом крестном ходе были два человека, не новички, участники наших прежних проектов. Один на Урале постоянно живет, второй в Москве. Они шли вначале недели две в Крыму, потом по необходимости уехали домой, а когда вернулись, оба сказали: «Мы вернулись в другой крестный ход». Тот же самый, с теми же людьми, но уже другими, изменившимися, ставшими чуточку лучше. Это очень серьезный, важный момент.
Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом
Андрей Бардиж
– Что заставляет одних и тех же людей принимать участие в крестных ходах?
Дорога на самом деле идет – в себя
– Искание Бога и правды Его. Человек, который вошел в эту историю, уже зачастую не может из нее выйти, поскольку ничего подобного нигде нет. Это уже какое-то другое существование, рискну сказать – более правильное. Разные люди, священники из Москвы, из других крупных городов говорили не раз и не два, что вот они живут в городских условиях, где шум, страсти, городские проблемы, динамика, бег, суета. И они стремятся вырваться на крестный ход хотя бы на день-два, на неделю, чтобы пожить, подышать другим воздухом, другим духом. Тут дорога на самом деле идет – в себя. Но одновременно это движение проходит соборно, вместе. Здесь бывает очень трудно – до слез, до обморока, и ты – удивительно! – этому рад. Потому что – ради Христа делается, никак иначе.
Мы идем с Иисусовой молитвой, которая творит чудеса с людьми. Тому, кто искренне просит у Бога, Господь помогает. Он всегда рядом. На церковные праздники нередко мы приходим именно в тот храм, где есть придел или чтимый образ. Например, специально не планируя, на Троицу мы пришли в Троицкий храм города Азова. Праздник святого равноапостольного князя Владимира мы «случайно» встретили в посвященном ему храме в поселке Клетня на Брянщине. Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом, что Он с нами.
Именно поэтому настоящий пеший крестный ход – это огромная, колоссальная сила, как будто Знамя Победы пронесли. Это не нами придуманные слова, а реплика представителя администрации, маловоцерковленного человека со стороны. На него это так подействовало, он это так почувствовал, увидел. Я думаю, он увидел правильно.
– А бывает, что крестоходцы впадают в уныние?
– Однажды во время другого крестного хода в одной из уральских епархий нас неудачно разместили на три ночи. Несмотря на предварительные договоренности, оказалось, что негде спать, стирать, лечить, кормить более ста человек. Первая мысль была идти до следующего населенного пункта, где всё было бы более-менее хорошо. Но это могло обидеть тех немногочисленных прихожан, которые нас здесь ждали. Мы подошли к городу, стоим, разговариваем. Размещаться негде. Вдруг останавливается машина, выходит человек и говорит: «Я дом построил, в котором никого нет. Собирался на той неделе переезжать. Абсолютно новый дом с пристройками, кухней, баней. Живите!» И мы в нем остановились на два дня. Это был такой неожиданный праздник с угощением от радушных хозяев! В крестном ходе мы мяса не едим, но шашлыкам и барбекю из осетрины были рады. Для хозяина дома это был тоже праздник, своеобразное освящение жилья, безусловно. Мы же в очередной раз ощутили явное присутствие Божие. Когда возникают какие-то проблемы, Он сразу же помогает.
Крестный ход как проповедь
Участники 2000-км крестного хода Севастополь-Смоленск
– Крестоходцы чувствовали физическую усталость, пройдя 2000 километров?
– Конечно. Но они потом понимают: это цена их настоящего воцерковления на пути к Богу. В крестном ходе каждый получает не только просимое, но даже более того. Люди приходят со своими чаяниями, проблемами, просьбами. Некоторые из них ими делятся. Но совместная молитва к Богу о мире, о Церкви очень здорово сближает. Молитва «Господи, помилуй» – это молитва и за Россию, и за Украину, и за весь наш церковно-христианский народ, да и не только христианский.
В крестном ходе Севастополь–Смоленск мы не могли миновать армянский поселок. А в одном из предыдущих крестных ходов проходили район компактного проживания татар, где нет православных храмов. Но мы смогли выстроить нормальные дружеские взаимоотношения с татарской и армянской общинами. В армянской церкви свое представление о христианстве – на наш взгляд неверное. Но это были наши сограждане, наши соотечественники, хорошие, добрые люди, которые, ожидая нас, готовили еду, топили бани, приносили из колодцев воду, чтобы нас напоить. Это было по-человечески искренне и здорово. Надеюсь, через это событие они по-другому станут относиться к Православию.
– А какого рода сложности бывают у вас?
– Разные. Каждодневные физические нагрузки, отсутствие привычного комфорта и взаимопонимания, непрогнозируемые события (например, плохая погода). В крестном ходе бывают гордецы, достаточно радикально настроенные люди. Тут ведь открытое пространство для обсуждения, но и лечебница, исправительная колония, если хотите. Любой православный человек может получить благословение и участвовать в крестном ходе, выполняя основные минимальные правила: идти с Иисусовой молитвой, не пить, не курить… С другой стороны, это влечет за собой определенные сложности, потому что у каждого свои представления, убеждения, пристрастия в мелочах, свои какие-то крены в мировоззрении. Мы проходим по 8–10 часов в день, бывает и больше. Но для общения есть привалы, вечера, есть отдых в субботу и воскресенье. Часто возникают какие-то дискуссии на политические, экономические, но прежде всего, конечно, на духовные темы. Хорошо, когда человек не настаивает на своих заблуждениях, а стремится к истине. Очень важно, чтобы были толковые пастыри для общения и с участниками крестного хода, и с местным населением. Нужны хорошие книги для раздачи. Мы ведь часто ночуем в школах, особенно в тех местах, где нет церкви. С вопросами к нам приходят учителя, родители, старшеклассники. Если среди нас есть радикально настроенные люди, результат этих бесед не всегда бывает хорош. Но ведь Бог зачем-то дает каждому возможность совершенствования, спасения? Мы все обмениваемся опытом, какими-то знаниями.
– Бывали ли случаи, когда люди покидали крестный ход?
Одно дело – когда ты проповедуешь в интернете, лежа на диване, и совсем другое – в крестном ходе. Тут нужна особая ответственность!
– Да, было два-три случая, когда пришлось попрощаться с теми людьми, которые отличались нецерковными взглядами, грубостью, неуместным радикализмом. К сожалению, никто не застрахован от ошибок, непонимания, заблуждений. Дома мы можем позволить себе гордо болтать на различные темы в интернете, лежа на диване. У нас свободная страна. Но когда ты начинаешь проповедовать от лица крестного хода, от лица Церкви, это гораздо серьезнее, и надо стараться быть ответственным человеком, ведь многие жители воспринимают информацию от крестоходцев как истину. И хотя крестный ход способствует искоренению глупостей, надо и самому стараться. Здесь нужна настоящая проповедь, а не самочиние, дерзость и упрямство.
Проверка на терпение
Участники 2000-км крестного хода Севастополь-Смоленск
– С какими чувствами люди покидали крестный ход, если их выгоняли?
Нужно не только шаг универсальный сделать для всех, но вообще всю нашу жизнь подчинить ближнему
– В любом случае, это огорчение. Человек шел с какой-то надеждой, с каким-то вопросом к Богу. Это ведь один из шансов, которые даются человеку, чтобы он себя испытал и поучаствовал в церковном деле. А человек не смог, разменялся на ерунду. Бывают разного уровня проблемы, разный запас прочности у людей и разные силы. Не всегда мы способны вынести особенности и диковинные причуды, упрямые привычки друг друга. Приходя в храм на Литургию, вы же не позволяете себе шуметь, болтать, грызть семечки, употреблять алкоголь, бряцать оружием? Относиться к крестному ходу нужно как к богослужению. Это не митинг, не концерт, не спортивное состязание или путешествие, а церковная служба. Конечно, всегда можно недолго потерпеть нецерковного человека в надежде на его исправление, но терпеть долго бывает сложно. Простой бытовой пример: кто-то может спать 6 часов в сутки, а другому и 8 часов мало. Первый встает рано, шумит, будит остальных и упрямо не хочет понимать своего мелкого вредительства. Вроде мелочь, но такая проблема есть. Нам нужно не только шаг универсальный сделать для всех, не только темп и ритм движения, но вообще всю нашу жизнь подчинить ближнему, создать удобный для всех режим. Это сложно.
К тому же мы проходим разные территории, благочиния. Одни близки к митрополиям, епархиям, где более-менее благополучная ситуация с храмами, есть хорошие священники, миссионеры, духовники. А есть и другие места, где нет церквей, книг, где нам приходится даже крестить людей.
Скажем, идя по Удмуртии и Уралу, в среднем мы проходили 30–40 километров в день. В крестном ходе 2015 года Севастополь–Смоленск расстояние между населенными пунктами было меньше и средний переход составлял 20–30 километров. Поэтому немного легче был организован быт. Но были другие проблемы. Мы выходили из Крыма весной, лето наступало нам на пятки, и жара дышала в затылок. Только вышли из Краснодарского края, из Ростовской области, а там сразу жара за 40 градусов. Слава Богу, мы вовремя ушли от жары, ведь двигаться в таком температурном режиме можно только ночью. А двигаться ночью в темноте сложно: это беспокойство для гаишников, для участников движения и т.д.
На одном корабле, который называется «Церковь»
Участники 2000-км крестного хода Севастополь-Смоленск
– Все ли епархии оказались на высоте?
– Искренне благодарю Смоленскую епархию, где на удивление толково все было организовано, хотя там не было опыта проведения крестных ходов. С самого начала верный тон задало деятельное участие многих священников Рославльского благочиния во главе с благочинным – отцом Михаилом. Несколько раз приходил к нам и отец Яков. Его друзья, родственники, дети принимали участие либо в самом крестном ходе, либо в нашем размещении, в организации быта. Это очень важный момент крестного хода, христианская жизнь как она есть: с настоящим гостеприимством, странноприимством, радушием. То, что мы, к сожалению, теряем в повседневном быту, тут чудесным образом реанимируется и живет.
В том, что Смоленская епархия оказалась на высоте, большая заслуга принадлежит секретарю епархии отцу Павлу и прежде всего митрополиту Смоленскому и Рославльскому Исидору. В своей проповеди он сказал, что крестный ход объединяет наш народ на всех уровнях, включая даже бытовой. Если раньше вы, например, не здоровались с соседом по улице, не замечали его, то, оказавшись в одном крестном ходе, поняли, что вы единомышленники, единоверцы. Вы прожили всю жизнь в одном населенном пункте, но только сейчас оказались на одном корабле, который называется «Церковь».
– А светские власти помогали?
– Конечно. Во всех епархиях, где мы шли, очень многое делалось именно светскими властями. Они обеспечивали сопровождение на дорогах, размещение, питание, решение бытовых проблем, ведь людей нужно каждый день мыть, лечить, им нужно стирать. Приятной неожиданностью стало то, что многие представители власти лично участвовали в крестном ходе, шли рядом с нами с молитвой. Их никто не заставлял. Значит, они увидели здесь что-то настоящее. Поручение губернатора или начальника можно по-разному выполнить. Можно вложить душу или не вложить. Мне кажется, люди свою душу в это дело вкладывали. В итоге была решена одна из главных задач крестного хода – объединение всего общества. Наш крестный ход Севастополь–Смоленск достиг всех возможных целей, преодолев все препятствия, неприятности и сложности. И, дай Бог, чтобы по Божиему благословению при поддержке духовных и светских властей наше дело получило дальнейшее продолжение.
Ветхозаветные прообразы
Самым первым прообразом такого шествия верующих, пожалуй, может служить сорокалетний поход израильтян по пустыне в поисках земли обетованной. Самый яркий пример действенной силы таких народных процессий — взятие Иерихона. Об этом повествует Книга Иисуса Навина (Нав. 5:13-6:26).
В особом откровении ему было велено семь дней обходить этот город с Ковчегом Завета, при этом трубя в трубы. Ковчег несли священники, воины шли сзади. На седьмой день израильтяне затрубили в трубы, стали восклицать громко и в один голос, после чего обрушилась стена Иерихона, и город сдался.
Также у евреев в праздник Кущей была традиция семидневного торжественного шествия вокруг алмемара (место в синагоге) с пальмовыми ветвями. Еще одним ярким прообразом может служить перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим, в котором участвовал весь народ израильский «с восклицаниями и трубными звуками».
Пасхальное богослужение
Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи. Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.
Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых”, начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.
В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон. Затем начинается крестный ход
Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.
В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста. Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.
https://youtu.be/akAFtctyxgw
Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.
Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».
Иоанн Златоуст и установление традиции
Во времена земной жизни Спасителя примером крестного хода может служить Его торжественный вход в Иерусалим. Тогда все люди встречали Его со словами «Осанна!» и стелили пальмовые ветви под ноги. Мы знаем, что уже в первые века в раннехристианской общине существовала традиция в день Пасхи символически, по примеру жен-мироносиц, обходить храм со свечами в руке.
Это можно считать началом традиции, но самого чина (порядка) еще не существовало. Затем, известно, что новообретенные мощи святых точно так же торжественно переносили всей общиной. Эти процессии совершались ночью и сопровождались общей молитвой в виде пения гимнов (псалмов). Их называли литиями (не путать с современным их видом) или литиниями. Они-то и послужили началом современного чинопоследования крестного хода.
Авторство же первого чина традиционно приписывают святителю Иоанну Златоусту. Вначале они были созданы в противовес арианам — святитель не хотел, чтобы люди участвовали в их воскресных увеселительных собраниях. Затем во времена, когда жил Златоуст (IV век), последовал ряд стихийных бедствий. Так из простой благочестивой традиции они перешли в общецерковную практику, где и закрепились.
Церковные установления
При крестных ходах носят церковные иконы и кресты, а иногда, где есть, и мощи святых; на путях и перекрестках творится моление для того, чтобы освятить и людей и всё, что потребно им для жизни, т.е. домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников (Симеон. Солун. гл. 353. Нов. Скриж. ст. 544-545).
Крестные ходы положено совершать в дни Богоявления, Преполовения Пятидесятницы и Происхождения Честных Древ (1 августа) для освящения воды (Тип. см. 6 Янв. и 1 Авг.).
Кроме того, крестные ходы могут быть совершаемы по требованию других особенных обстоятельств, как, например, на поля во время бездождия, вокруг городов и селений во время землетрясения, моровой язвы, поветрия и прочего (Требн. литии на разные случаи).
Впрочем, чрезвычайные и нарочитые моления, соединенные с крестными ходами, устрояются с разрешения епископа, по его усмотрению (Нов. Скриж. 545 ст.).
Крестные ходы совершаются с благоговением и тишиною, чтением и пением внятным и проч., вообще как всякое богослужение, совершаемое в церкви (Уст. дух. консист. ст. 35,36).
В крестных ходах запрещается и священнослужителям, и мирянам разговаривать между собою без необходимости и раскланиваться со знакомыми (Указ. Син. 1830 г. Апр. 28 д.).
Во время шествия крестного хода к месту, на котором будет совершаться богослужение, как, например, освящение воды или молебные пения, и обратно к храму поется канон праздника (или молитвы: Иисусова, Богородице, Дево, радуйся…) (См. чин. освящ. вод. св. Богоявлений).
В виду того, что без разрешения священноначалия не может быть дозволяемо крестных ходов вновь, возбужден был вопрос в одной епархии: какие крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан, можно, и какие нельзя совершать без разрешения высшего начальства? Епархиальным епископом дан был такой ответ: обычные в среде православного народа крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан для освящения полей или колодцев, во время засухи, бездождия или другого какого всеобщего бедствия, могут быть совершаемы без особого разрешения начальства, подобно тому, как совершаются они в дни Пасхи, Светлой Седмицы, Богоявления, Преполовения и 1 августа, престольных праздников, равно как совершаются ходы или процессии при погребении умерших; потому что в подобных случаях Церковью положено совершать крестные ходы, и специально составлены на сии случаи ектении и молитвы. О подобных крестных ходах надлежит заблаговременно уведомлять местную власть для принятия должных мер к предупреждению беспорядков. Не дозволяется же, без разрешения священноначалия, совершение крестных ходов вновь, нарочито учреждаемых по случаю особенных каких-либо важных событий или происшествий в приходе или благочинии.
На вопрос о возможности проведения крестного хода без участия священника (в некоторых местностях в обычае ходить, без священника, диакону или причту и даже мирянам с крестным ходом и иконами) может быть дан категорический ответ: это незаконно.
«Всем мирянам, – сказано в Иустиниановых законоположениях, — воспрещаем совершать литии и крестные ходы без епископов и подчиненных им знатнейших клириков» (Iustiniannovel123, с. 32). Нельзя думать, чтобы в числе клириков знатнейших могли считаться диаконы и вообще низшие члены клира.
Крестный ход на Руси
Читать также:
Почему князь Владимир крестил Русь?
На Русь данные торжественные шествия с участием верующих пришли вместе с христианством из Византии. Вспомним, что и само крещение Киевской Руси предварялось большим походом людей к реке Днепр в ответ на призыв князя Владимира. Также уже прославление первых русских святых, страстотерпцев Бориса и Глеба, перенесение их мощей в 1115 г. сопровождалось всенародной церковной процессией.
Молитвенные шествия народа получили такое распространение на русских землях, что Священный Синод даже вынужден был принять постановление о запрете стихийно проводимых ходов. Расцвет же популярности традиции крестного хода в России пришелся на начало XX века. Тогда в них принимали участие даже царские семьи. Самый яркий пример — прославление преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Тогда в нем приняли участие от ста до трехсот тысяч людей, включая самого императора Николая II с семьей.
Сложно переоценить также роль покаянных ходов для истории русского государства. Они неоднократно спасали от моровых язв, пожаров и военных вторжений не только Москву, но и другие значимые города, благодаря чему здесь так прославились образа Божией Матери, особенно Владимирская, Тихвинская, Казанская и еще очень много других. Недаром ведь тот же Серафим Саровский говорил, что «Россия спасется Крестными ходами».
Что символизирует Крестный ход?
Прежде всего каждый участник Крестного хода в отдельности и все они в совокупности выражают готовность следовать по стопам Христовым. В этом значении современные Крестные ходы сближаются по внутреннему содержанию с шествием верующих, сопровождавших Христа на Голгофу, с шествием жен мироносиц ко Гробу Спасителя.
Вместе с тем символика Крестного хода может иметь и более частные значения. Так, например, шествие по замкнутому маршруту очерчивает образ, напоминающий круг — символ Божественной вечности и бесконечности.
Виды молитвенных шествий
Существует много разновидностей крестного хода в соответствии с разными критериями. По продолжительности они делятся на однодневные и многодневные. В зависимости от времени совершения могут быть:
- ежегодные (установленные, например, на Пасху и Богоявление);
- чрезвычайные, или одноразовые (совершаемые по определенному поводу).
В зависимости от причин они делятся на:
- праздничные, или торжественные — совершаемые в честь определенного праздника;
- благодарственные — в благодарность за Божью помощь и милосердие по какому-то поводу, к ним также относятся и хода в честь освящения храма;
- умилостивительные — вид общей молитвы в начале важного церковного или государственного события;
- покаянные — шествия верующих, совершаемые во времена народных бедствий (голода, войны, эпидемий, землетрясений и др.) с просьбой об избавлении от них.
Расписание на 2022 год
3 июня, четверг
г. Киров — с. Макарье — д. Барамзы — д. Подберёзы — д. Кисели — д. Малое Заборье — д. Кассины — д. Подгорена — с. Бобино
В пути 19,5 км, 6 часов.
- 7:00 — Божественная литургия на соборной площади Свято-Успенского Трифонова монастыря г. Кирова. До Трифонова монастыря, к началу крестного хода, паломники добираются сами.
- 9:00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
- 10:00 — Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
- 11:30 — Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.
- 14:00 — Выход Крестного хода из Троицкой церкви г. Кирова.
- 18:30 — Встреча Крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
4 июня, пятница
с. Бобино — д. Вотская — д. Стрелковы — д. Б.Мышки — д. Рубленки — с. Загарье — д. Пашичи — д. Кленовое — с. Монастырское
В пути 36,5 км, 12 часов.
- 3:00 — Выход Крестного хода из с. Бобино.
- 10:00 — Встреча Крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
- 12:00 — Выход Крестного хода из с. Загарье.
- 20:00 — Встреча Крестного хода в с. Монастырском. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.
Пройти путь до реки Великой выходят десятки тысяч человек. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
5 июня, суббота
с. Монастырское — ур. Кунаивщина (нежил.) — ур. Горохово — ур. Бороденыцина — д. Заборовица (нежил.) — д. Зоновщина (нежил.) — с. Великорецкое
В пути 26 км, 8 часов.
- 3:00 — Выход Крестного хода из с. Монастырского.
- 9:00 — Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная Литургия.
- 12:00 — Выход Крестного хода из с. Горохово.
- 16:30 — 17:00 — Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
- 18:00 — Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.
- 18:30 — Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.
- 18:30 — Всенощное бдение на площадке перед Никольским храмом. Исповедь.
- 19:00; 20:00; 21:00 — Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).
Принять участие в крестном ходе может любой желающий. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
6 июня, воскресенье
Пребывание в Великорецком.
- 3:00 — Ранняя Божественная литургия на площадке перед Никольским храмом. Исповедь.
- 6:00 — Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Исповедь
- 6:00 до 8:00 — Отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
- 10:00 — Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Исповедь.
- 13:00 — Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.
- 14:00 — Перенесение иконы от берега реки Великой на площадку перед Никольским храмом.
- 14:00 — 18:00 — Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.
- 9:00 — 19:00 — Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).
Всего за 5 дней паломники проходят 150 километров. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
7 июня, понедельник
с. Великорецкое — д. Заборовица (нежил.) — ур. Бороденыцина — д. Маракулевщина (нежил.) — д. Запольцы — с. Медяны — д. Сорокины — п. Мурыгино
В пути 34,5 км, 12,5 часов.
- 1:00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Никольском храме Великорецкого Подворья.
- 2:00 — Выход Крестного хода из с. Великорецкого.
- 14:00 — Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.
- 16:00 — Выход Крестного хода из с. Медяны.
- 18:00 — Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.
Великорецкий крестный ход каждый год проходит с 3 по 8 июня. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
8 июня, вторник
п. Мурыгино — п. Гирсово — г. Киров
В пути 33,5 км, 8,5 часов.
- 3:00 — Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.
- 4:00 — Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.
- 5:00 — Выход Крестного хода из пос. Гирсово.
- 13:00 — Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.
- 14:30 — Выход Крестного хода.
- 16:30 — Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.
- 18:00 — Окончание Крестного хода.
Паломнические туры
Для многих поездка по святым местам — не просто путешествие, а испытание своего духа, просьба о сокровенном и надежда на чудо. Такие экскурсии особенно востребованы в дни больших религиозных праздников, но проходят на протяжении всего года. Мы собрали для вас варианты паломнических поездок — от тура одного дня до протяженных маршрутов.
Узнать подробнее
Необычные хода нового времени
Сегодня появилось очень много новых видов необычных церковных процессий, которые, конечно же, имеют ту же силу, если совершаются с верой, а не только с намерением удивить. Стоит хотя бы упомянуть о том, что особую популярность уже в нашем веке получила такая их разновидность, как крестный лет. Святыня (мощи или икона) с молитвой перевозится на самолете или вертолете на большие расстояния.
Помимо воздушных, гораздо раньше стали осуществляться и водные. Такой крестный ход особенно удобен для отдаленных, труднодоступных мест. Необычным явлением можно назвать байкерские перемещения с иконами и хоругвями, в которых принимают участие даже священники. Сегодня популярность также обретают детские молитвенные шествия, особенно с молитвой за мир. Они также являются ярким свидетельством веры.
А вот в скиту Оптиной пустыни также каждый день проходит необычная молитвенная процессия, в которой принимают участие… кошки. Это видео можно посмотреть здесь:
Как проходит пасхальный крестный ход
Праздничные службы начинаются в Великую субботу, в 8 часов вечера. Чтобы увидеть шествие, необходимо подождать полуночи. Службу проводят в храме, полутьме, при свете свечей. Даже те, кто не относит себя к верующим, с интересом наблюдают за церемонией, сопровождающей великий праздник Воскрешения.
Главное отличие пасхальных богослужений – торжественность. Храмы наполняются особой атмосферой, чувствуется приближение праздника, который для миллионов христиан является моментом истины.
Перед Пасхой проходит крестный ход. Он организуется в день Светлого Христова Воскресения, и издревле символизирует стремление христианства идти к Спасителю. Кроме того, верующие, идущие за священниками, вкладывают в него еще один смысл, шествие – это путь к Свету, который Христос показал людям, блуждающим в потемках.
Порядок церемонии
Длится Пасхальное шествие недолго, зато обставлено оно очень торжественно. Каждый верующий стремится принять участие в этом праздничном мероприятии, славящем Христа.