Светильник, который используется в христианском богослужении, стали называть лампадой. Впервые они использовались христианами во времена, когда безопасных мест для проживания и богослужения было мало. Для того чтобы осветить пещеру или дом для проведения богослужения использовались специальные лампы, которые в дальнейшем стали важной частью праздничного убранства храма в христианстве. Неугасимая лампада
— вариант исполнения лампады, которая устанавливается перед особо чтимой святыней. Символическое значение — вечный огонь веры в Христа, который разгоняет нависающую тьму зла и неверия. В узком смысле лампада представляет собой большой переносной светильник, который выносит священник или диакон во время входов литургии. Проводят использование этого изделия при архиерейской службе.
Появление неугасимой лампады в христианстве
История появление восходит к времени Ветхого Завета. Господь Бог заповедовал пророку Моисею устроить Ему в скинии светильник. Неугасимая лампада
горит на протяжении длительного времени.
Для долгого горения светильник использовать пластиковые вазы
и другие подобные изделия нецелесообразно, так как используемый материал при изготовлении реагирует на воздействие высокой температуры. Лампада изготавливается из металла, который может выдерживать воздействие высоких температур на протяжении всего времени горения огня.
Возле православных икон часто можно встретить пластиковые вазы
для свечек по причине их невысокой стоимости.
Использование лампад
В доме можно использовать одну или несколько лампад. Существует традиция зажигать и оставлять негасимые лампады на момент отсутствия хозяев дома, которые горят все время. Но в современном мире обеспечить безопасность дома с постоянным горением огня нельзя. Поэтому традиция постепенно уходит.
Погребальный набор
также может иметь этот атрибут христианской веры. Некоторые устанавливают свечки в обычные вазы, другие используют это красивое изделие.
Объясняет иерей Андрей Чиженко.
По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.
Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).
Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.
Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить
место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.
Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.
Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.
Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.
Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.
Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.
От чего хотелось бы предостеречь.
Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.
Иерей Андрей Чиженко
В душе верующего человека один только вид церковной лампады и свечи может вызвать глубочайшие мысли о жизни и смерти, о покаянии и грехе, о радости и скорби. Лампады много что говорят уму и чувству верующего.
Сама по себе неугасимая лампада это небольшой светильник, который зажигают перед иконами. Почти каждый выудит из своей памяти как выглядит лампада, но не каждый знает о том смысле, которым наделена лампада, и что она олицетворяет в христианстве.
Слово лампада имеет греческие корни и означает буквально — светильник горящий перед святыми. Ее часто используют в крещении, она является атрибутом венчания и погребения, символизирует вечный союз человека и церкви. Она нужна и на кладбище — ее зажигают на первый день похорон, а так же на третий, девятый и сороковой день после погребения.
Такой светильник является символом молитвы Всевышнему и просьбой о милости к оставившему этот мир. Его используют, когда молятся об отпущении прегрешений усопшего. Она олицетворяет божественный огонь, спустившийся на апостолов церкви. На современных кладбищах иногда предоставляют услугу постоянного горения лампады.
Установленные с четырех сторон гроба светильники образуют символ креста и божественного света. Когда лампу зажигают перед иконой, она символизирует Закон Божий, которым отмечен земной путь. Огонь перед ликом святого означает то, что человек принимает свет и просветление высших сил. Зажигание огня перед иконой, означает так же и любовь к Богу и жертвенное настроение по отношению к нему.
Этот иногда простой в устройстве предмет церковного и ритуального обихода является неотъемлемой частью церковных праздников и служб. Очень часто православные люди зажигают его перед образами у себя дома.
Зачастую используют лампады многоразового использования — стеклянные лампы наполненные парафином, со сменным вкладышем или масляные в оправе. После прогорания, горючий элемент заменяется на новый. Это дает существенную экономию там, где лампады жгут постоянно.
По уставу церкви при праздничных и воскресных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило — центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад. Это создает образ Божественного света, который воссияет праведным в Царствии Небесном.
Множественный огонь паникадила означает Небесную Церковь, как собрание людей освященных благодатью Святого Духа, горящих огнем любви ко всему творению.
Вообще история люстр началась с паникадила, которое подвешивалось в храмах для создания праздничного настроения. Сегодня это настроение обращенное в хрусталь и электричество приобрело светскую прописку.
Первые паникадила изготавливали из литой меди, кованного железа, серебра и олова. Бывало, что они достигали огромных размеров и их украшали подвесными элементами. Эта конструкция послужила прототипом светильников более позднего времени.
Но как бы далеко не шагнул технический прогресс, зажигать в жилище живой огонь всегда будет актуальным — ведь известно, что живое пламя обнуляет информационные поля и нормализует энергетику в помещении, где его жгут, а горящий фитиль возле святого образа расслабляет психику и открывает человеку возможность заглянуть глубоко в себя.
В домах православных христиан лампадки есть неизменно. Ставят их рядом с особенно чтимыми иконами. Считается, что огонь лампады очищает воздух от каждой гнусны. Те, кто имеют такую вероятность, усердствуют, дабы лампадки горели непрерывно. Но современные данные не неизменно это допускают. Семей, где кто-то мог бы неизменно находиться дома, не так уж много. Следственно в большинстве случаев люди зажигают лампадки, когда возвращаются домой и гасят, когда уходят. Даже в таком священном деле нужно соблюдать элементарные правила пожарной безопасности, напротив святой огонь может начать вести себя как обыкновенный, и тогда беды не избежать.
Вам понадобится
- – Лампада.
- – Лампадное масло.
- – Церковная свеча.
- – Спички либо зажигалка.
- – Марля либо хлопчатобумажная ткань.
Инструкция
1.
Лампадное масло и фитиль приобретете в особом церковном магазине либо в лавке при храме. Если таковых по соседству нет, то фитиль дозволено сделать и самим. Отрежьте ломтик бинта либо иной хлопчатобумажной ткани. Туго скрутите его в жгут и вставьте в поплавок лампадки. Взамен особого лампадного масла дозволено применять оливковое.
2.
Теперь некоторые верующие зажигают лампадки от каждого, что есть под рукой. Но прежде считалось, что лампадку невозможно зажигать непринужденно от спички, а нужно неукоснительно применять церковную свечу, которая в православном доме неизменно есть. Приобрести свечи дозволено в том же церковном магазине. Свечу дозволено зажечь и от спички, и от зажигалки. Сделайте это и прочитайте молитву «Отче наш».
3.
От свечи зажгите
лампаду
. Для этого случая есть особая молитва: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
4.
Следите за тем, дабы огонь лампады не был слишком огромным. Лампада, в любом случае, не должна коптить. Довольно будет огонька чуть огромнее спичечной головки. Если у вас в доме несколько лампадок, зажгите их по очереди от той же самой церковной свечи с соответствующей молитвой. Дозволено в различные дни зажигать лампады различных цветов. Для поста предуготовлены темные лампады, а в праздник нужно зажечь красную.
Обстановка, как в нормальном заокеанском боевике середины восьмидесятых годов – резкий коммандос заброшен в непроходимые зеленые дали, сгущаются сумерки, из нор повылазили жестокие чудовища, и дабы спастись – необходимо развести костер, но как на зло все, что выдает огонь, утрачено. Осталось только одна спичка. В результате утро для него не наступило, потому что он не сумел зажечь эту самую спичку
. Что сделать, некреативный менталитет. А дабы такого ни с кем не повторилось, читаем и запоминаем, как дозволено ее зажечь.
Инструкция
1.
Казалось бы, что здесь такого? Зажечь
спичку
легко. Идеально правильно. Тут на самом деле нет ничего трудного. Достаем ее из коробка, с небольшим давлением проводим по боковине этого же самого пресловутого коробка, и дело сделано. Спичка горит.
2.
Это, как говорится, в безупречных условиях. А если учесть, что данные не вовсе безупречны? Возможен, утратили коробок. И в кармане одиноко лежит нечаянно вывалившаяся спичка. Тогда план действий таков: припоминаем мультики начала либо середины восьмидесятых годов, где герои, дабы поджечь фитиль динамита, проводят спичкой по какому-то непонятному месту, заключающем в себе как часть бедра, так и подошву ботинок. Анализируем. Головка спички состоит из особых химических веществ, в которые входят сера и селитра. Сами по себе они горят при касательно низкой температуре. Следственно, дабы зажечь
спичку
, необходимо касательно немножко тепла. Сходственное тепло получают способом трения головки спички о шероховатую поверхность коробка. Если рассудить логически, то
спичку
дозволено зажечь о всякую шероховатую поверхность. Впрочем, честности ради, стоит подметить, что это должна быть мелкая шероховатая поверхность.
3.
Для примера сойдет сталь. Только не гладко отполированное. Возьмем, скажем, правда бы металлические столбы, которые придерживают козырек подъезда либо железную дверь от подъезда. При трении головки спички о данную поверхность температура будет довольной для воспламенения. Но надобно сделать это стремительно (чиркнуть спичкой по поверхности). Давления на
спичку
в данной обстановки должно быть столько же, сколько традиционно прикладывается для того, чтоб зажечь ее об коробок. В отвратном случае либо облетит головка, либо сломается сама спичка.
Обратите внимание!
Огонь лампады не принято применять в повседневных целях. Лампадку подвесьте к киоту либо к потолку.
В христианской вере очень много предметов несут большую смысловую нагрузку. Не исключение и лампада. Это символ неугасимой веры человека в Бога. Кроме того, светильник, горящий в доме перед иконами, означает, что ангел-хранитель оберегает этот дом и находится на месте. Живой огонь настолько плотно вошел в жизнь верующих, что трудно представить себе церковь без мерцающего пламени свечей и лампад.
Варианты конструкции лампад
Большинство лампад состоит из подлампадника и вставляющегося в него стаканчика, в который наливают масло. Стаканчик этот, как правило, бывает стеклянным, реже – керамическим. Подлампадник
изготавливают из металла, иногда – из керамики.
Лампады можно разделить на подвесные
и
стоячие
. Первые снабжены цепями, соединенными сверху. С их помощью лампада крепится к кронштейну, установленному над иконой.
Домашние
(келейные)лампады
, как правило, отличаются от храмовых лишь размерами и иногда торжественностью убранства. Церковная лампада обычно бывает больше той, которая освещает домашний святой угол.
Помимо классических лампад, описанных выше, в наши дни все шире распространяются так называемые греческие лампады
. По сути, они представляют собой миниатюрные масляные лампы со стеклянным колпаком. Конструкция их такова же, как у более привычных для жителей нашей страны керосиновых ламп.
Устройство
По сути, лампада — это усовершенствованная свеча. Один из вариантов представляет собой емкость с парафином, обычно стеклянный (хрустальный) стаканчик, на подставке. Многоразовое использование обеспечивает простая замена горючего материала. Это характерно для настольных изделий. Подставка металлическая с каемкой и фигурными ножками, нередко украшенная веры. Стаканчики сменные, разных цветов:
- красные — для пасхального времени;
- зеленые — для ежедневного использования;
- синие, фиолетовые или бесцветные — для Великого Поста.
Снабжаются фитилями. Они могут быть разной конструкции:
- Тонкая пластинка с маленьким отверстием посередине для фитилька. Она помещается на поверхность масла, один конец фитиля находится над пластиной (по длине не более одной-двух спичечных головок), второй опущен в масло.
- Греческая конструкция представляет собой поплавок из пробки, в который насквозь воткнут твердый фитиль.
Принцип работы одинаков. Конструкция обеспечивает максимально комфортные условия для продолжительного поддержания пламени. В лампадах для крестного хода используют широкие короткие свечи. Они вставляются в сосуд продолговатой формы, сверху закрывающийся жестяной крышкой с отверстиями. Такая форма позволяет гореть пламени долго и ровно.
Материалы изготовления лампад
В наши дни наиболее распространены лампады с латунным подлампадником и цепями. В некоторых храмах можно увидеть и лампады из
серебра
– как правило, их помещают перед наиболее чтимыми из икон. Фарфоровые, фаянсовые, стеклянные и хрустальные лампады также весьма красивы. В музеях сохранились великолепные старинные лампады из золота.
Приобретая цветной стеклянный стаканчик для лампады, обратите внимание на то, каким образом он окрашен. У наиболее качественных краситель добавлен в состав стекла, а не нанесен на него сверху, что позволяет ему долго сохранять первоначальный вид.
Масло
Настоящее масло для лампад — деревянное. Так называют продукт, полученный из плодов маслин, растущих на дереве, а не из трав или семян. Елей считается самым чистым и качественным маслом высшего сорта. При горении не образует нагара, не выделяет совершенно никаких вредных веществ.
Благодаря своей чистоте и целебным свойствам, елей используется как для помазания больных, так и в обрядах крещения. На протяжении тысячелетней истории христианства именно оливковое масло считалось достойной жертвой Богу.
Особенности использования разных видов лампад
Для возжигания лампады используют специальное лампадное масло. Оно может быть как растительным, так и иметь химическое происхождение.
Наиболее традиционный вариант – натуральное оливковое масло, тот самый елей, который горел перед иконами с древнейших времен и считался чистой жертвой Богу. Однако такое масло довольно сильно коптит при использовании привычного в наши дни длинного фитиля. Если Вы хотите возжигать в лампаде оливковое масло, лучше использовать специальный греческий поплавок
, в который вставляется короткий фитилек. Многие предпочитают использовать в лампадах вазелиновое масло высокой степени очистки. Горящий в лампаде елей, посвященный Богу, должен быть хорошего качества. К тому же, копоть от горения низкопробного масла загрязняет иконы и все вокруг и вредит здоровью.
В греческих лампадах используют масло, специально для них предназначенное. Оно не годится для использования в обычной лампаде и наоборот, «русское» лампадное масло не будет гореть в греческой лампаде.
Как правильно зажигать лампадку
- Вставленный в поплавок фитиль протягивают до середины и окунают в масло тем краем, который потом нужно будет поджечь.
- Вытягивают за сухую сторону так, чтобы край фитиля выделялся на 2 – 3 мм;
- Поплавок располагают таким образом, чтобы фитиль полностью погрузился в масло.
- Поджигают лампаду пламенем от освященной церковной свечи (спичкой или зажигалкой это делать запрещено).
Христианские традиции, связанные с лампадой
Лампаду положено зажигать не спичкой, а церковной свечой. Огонь от лампады считается священным – его нельзя использовать в бытовых целях.
Масло из лампады, горящей перед иконой или другой святыней, также свято. Им помазываются с молитвой, веруя, что елей принял на себя Божественную благодать.
В храме на Престоле непременно горит неугасимая
лампада
. Многие верующие также не гасят лампадки в своих домах – впрочем, эта традиция не является обязательной.
Существует традиция в Великий четверг вечером приносить из храма зажженную свечу, с которой верующие стояли на службе двенадцати Страстных Евангелий и этим огоньком зажигать лампады в доме. Также многие на Пасху приносят из храмов Благодатный огонь, привезенный из Храма Гроба Господня, и затепливают лампады им.
Лампады – значимая часть церковного убранства. Распространен обычай менять цветные стаканчики в них в соответствии со временем церковного года: в Пасхальный период использовать красные, Великим постом – темно-синие или фиолетовые и т.п.
Как сделать лампадку
Изготовить ее своими руками совсем несложно. Для начала нужно определиться с основой. Это может быть какая угодно жестяная банка, например, из-под кофе или печенья. Расцветка тоже может быть абсолютно любой.
Итак, с чего начать:
- Приготовьте проволоку средней жесткости и стержень шариковой ручки.
- Поверх проволоки крестообразно положите стержень. Обмотайте его проволокой, чтобы получилась спираль, а каждый завиток плотно прилегал друг к другу.
- Достаньте стержень, а получившийся держатель расположите точно по центру банки со стороны отверстия. Выступ за пределы основы не должен превышать 0,5 см.
- По бокам банки проколите шилом маленькие дыры, через которые будет проходить держатель.
- Протяните его через отверстия, загнув выступающие концы.
Для изготовления фитиля понадобится небольшой кусочек медицинского бинта, который нужно разрезать на две равные части. С одной стороны завязываем образовавшиеся полоски в узел, хорошо скатываем и перевязываем.
Протаскиваем тонкой проволокой фитиль в держатель, вытащив 2 см, и вырезаем верхний узел. Затем наполняем лампадку маслом и аккуратно поджигаем.
Из истории лампад
Возжжение лампады перед святыней было заповедано Богом в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера и до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда
» (книга Левит, 24: 1-4).
Этот обряд перешел и в христианство. Светильники зажигали во время богослужения, а перед наиболее значимыми святынями горели неугасимые лампады.
До появления электрического освещения лампады имели большое практическое значение: благодаря им молящиеся могли видеть иконы в темное время суток. Собственно, лампады были разновидностью светильников, которые использовались и в быту. Перед наиболее чтимыми святынями могли возжигать по несколько лампад – благодаря этому их было видно лучше, чем другие реликвии. Выражая свою любовь и благоговение, верующие жертвовали к почитаемым ими иконам и мощам святых лампады и елей для них. Нередко, жертвуя лампаду, благодетель брал на себя обязательство регулярно выплачивать определенную сумму на масло. Теплящаяся перед святыней лампада становилась вещественным выражением молитвы. Так, читая о «хождении» на Святую землю игумена Даниила (XII век), мы узнаем, как он возжег перед Гробом Господним лампаду за всю Русь. И в наши дни в храме Гроба Господня горят лампады от разных Поместных Церквей, в том числе и от Русской Православной Церкви.
Художественно выполненные и богато украшенные лампады часто становились вкладом в монастыри и храмы от богатых людей и царей. Некоторые из них и сегодня можно увидеть в музеях. Такие лампады могли быть достаточно большими и торжественными, украшаться причудливыми декоративными деталями: кистями, подвесками и т.п.
Значение
Лампада с греческого языка «lampas» означает переносной светильник или небольшой сосуд, который содержит внутри масло и фитиль. Его зажигают перед образами и огонь не угасает, пока не будет сожжено все масло.
Лампада представляет собой видоизмененную свечу, пламя которой не угасает продолжительное время
Изначально сосуды использовались просто как лампы, ведь электричества не было, а масло выгорало намного медленнее, чем сгорала лучина. Такой светильник использовали христиане первых веков, поскольку их собрания проходили в пещерах, где постоянно было темно (гонения не позволяли собираться открыто).
Как только император Константин разрешил проведение христианских богослужений, верующие стали проводить собрания в храмах и лампада стала частью украшений и атрибутов служения. Сегодня она также используется для проведения христианских богослужений в храмах.
Интересно! Лампадку использует священник во время литургии (малого и великого входов), а также во время службы архиерея. Светильник поджигается прислужниками или диаконами выносится священнику.
Если изначально сосуд использовался в богослужениях по своему прямому назначению — освещал собрание в пещерах, то сегодня у него более символическое предназначение — он метафорически изображает вечный огонь любви Божией и веры, который отгоняет силы тьмы. Полумрак в православных храмах символизирует темноту жизни человека, а огонь — компас Божий, ведущий людей ко спасению.
Зачем лампады ставят перед иконой
Поскольку лампада — это символ вечного огня Божьей любви, то и гореть он должен в храме постоянно. Дома зажигают его во время молитв или на все время, при условии, что дома кто-то есть. Для чего это необходимо очень хорошо объяснил святитель Николай Сербский. Он говорил, что вера — это свет, и огонь в сосуде является напоминанием об этом свете человеку.
Лампада, горящая перед образом святого, означает искреннюю благодарность за прощение и спасение
Кроме этого, святитель выделил еще несколько причин необходимости огня перед образами:
- Огонь — это символ светлого нрава святых, перед иконами которых вешаются светильники.
- Огонек указывает человеку истинный путь, напоминая, что каждый грех уводит все дальше в темноту. Этим самым свет призывает к покаянию и дает надежду во тьме.
- Это жертва для Бога — Спаситель отдал за человека свою жизнь, самое малое что человек может вернуть это молитва и масло в светильнике.
- Это символ покорности и смирения — как без человека не зажжется огонь в лампе, так и без Бога не проснется в сердце человека любовь и покаяние.
- Это символ Божьего огня в человеке — Христос сказал: «Идите и светите пред людьми», сравнивая человека с лампой.
Зажигая лампу перед иконами, человек освещает лики святых, фокусируясь на них и выражая почтение. Смотря на ее огонь люди вспоминают о Боге, имеют компас и ориентир, в этом темном мире.
Когда зажигать светильник дома?
Они зажигаются во время чтения молитв, в храмовые праздники и просто по желанию. В храмах они горят непрестанно, но меняются в зависимости от цвета, который соответствует событиями православного календаря:
- красного — в дни храмовых праздников и на Пасхальной неделе;
- синего — в дни поста;
- желтого (золотого) — в повседневные дни;
- зеленого — на праздник Троицы и в Вербное Воскресение.
Резервуар изначально закрепляют перед образом, если она подвесная, то предварительно в стену вбивается штырь, который выдержит вес светильника. Перед началом молитвы от горящей церковной свечи поджигают фитиль лампы и оставляют гореть его пока проходит чтение.
Тлеющая лампада символизирует очертания Божественного света, исходящего с небес
Помимо молитвенных минут, лампу зажигают перед образами в дни памяти святых, которые изображены на иконах, в воскресные и праздничные дни. Во время поджигания фитиля можно читать специальную молитву:
Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь.