Можно ли читать псалтырь сидя или лежа — как правильно это делать дома

Псалтырь — это 3-й раздел ветхозаветного канона Библии. Он состоит из 150 молитвенных, хвалебных, покаянных псалмов.

Свое название Священная книга берет от греческого слова Psalterion, что означает название музыкального инструмента. Игра на нем сопровождалась молитвенными песнопениями псалмов.

Псалтырь создана как сборник молитв на каждый день и на все случаи жизни. Единственная книга Ветхого завета, которая полностью вошла в богослужение православной церкви.

Вечернее, утреннее богослужение, литургия (первая и заключительная части), различные гимны, каноны, стихиры все это построено на мотивах псалмов: на хвале, на покаянии, на благодарности Господу.

Каждый псалом — это воспроизведение того душевного состояния, которое переживали поэты при различных обстоятельствах. Благодаря разнообразию содержания псалмов они всегда находят отражение в душе молящегося.

Псалмы Давида — это обращение человека к Богу.

Псалтырь была написана более трех тысяч лет назад до Рождества Христова и создавалась на протяжение почти тысячи лет. В начале псалма есть предписания и точные указания:

  • кто является автором, если таковой есть;
  • когда его нужно исполнять, на праздник, или при появлении зари, утром;
  • каким аккомпанементом должен сопровождаться эта молитва.

Древние люди всегда относились к книге Псалтырь с особым почитанием и уважением. Как говорил святой Афанасий великий:

«Псалтырь — это Библия в одной книге».

Афанасий

святой

В ней есть все — от сотворения мира до страшного суда, промысел Божий. Псалтырь — книга молитвенная на каждый день, в этом заключается главное ее отличие от других книг Священного Писания.

Псалмы Давида — сборник гимнов и молитв, которые читаются во время богослужения

Псалтырь — это собрание псалмов, авторами которых были царь Давид, Моисей, Соломон, Еман, Ефам, сын Кореевых, Асаф и его потомки-асафиты.

Остальные псалмы принадлежат неизвестным авторам. Почему же Псалтырь называют псалмами Давида, ведь он был не единственным составителем молитв, вошедших в Священную книгу?

80 псалмов

написал царь Давид

Начало книги Псалтырь было положено царем Давидом, его авторству принадлежит около 80 псалмов.

Отличаясь небывалой поэтической красотой и глубиной духовного чувства, псалмы царя Давида вдохновляли на подражание последующих авторов.

Также он первый начал исполнять псалмы под игру на музыкальном инструменте, называемым «псалтырион». Именно по этим причинам Псалтырь также справедливо именуют псалмы Давида.

Псалмы Давида выражают душевные переживания, испытываемые им в течении жизни.

Свою скорбь Всевышнему, свое покаяние в совершении грехов, переживания, которые были связаны с предательством собственного сына, благодарность Господу Богу — все свои думы и чувства он выразил в молитвенных текстах.

Благодаря молитвенному дару и неиссякаемому поэтическому таланту царя Давида, содержание псалмов очень близко и понятно сознанию каждого читателя.

Они способны вселить чувство сопереживания, раскаяния и любви в человека.

Псалмы пророка и царя Давида переведены на многие языки мира. На русском языке есть синодальный перевод, церковнославянский перевод и другие.

Что такое Псалтирь и псалмы

Псалтирь — это одна из главных христианских книг, хотя написана она была еще задолго до Рождества Христова несколькими авторами.

Традиционно создателем Псалтири считают ветхозаветного пророка и царя Давида. Хотя сам же он в своих псалмах упоминает «пальцы мои составили Псалтирь» — то есть он, будучи и автором, признает себя и составителем. Впрочем, в некоторых псалмах в тексте самой книги конкретно указаны иные авторы: первый псалмопевец самого Давида Асаф, храмовые привратники сыновья Кореевы (Кораха), пророк Моисей и др. Лучший еврейский комментатор Раши насчитывает к Псалмам десять авторов, в их числе Идифун, Авраам, Еман, Мелхиседек, Адам, Асаф, Моисей, сыны Кореевы.

В некоторых редакциях Псалтири к псалмам подписывают и автора. Во многих псалмах явно видны следы намного более позднего времени, чем-то, в котором проживал Давид: это времена пленения евреев вавилонянами и даже позже.

В следующей статье Вы ознакомитесь с акафистом святому великомученику Георгию Победоносцу.

Псалтирь — коллективный духовный труд

Скорее всего, Псалтирь формировалась постепенно, как любой плод коллективного творчества. Однако авторов объединяет одно: все они — люди, которые имели полноценное общение с Богом, были праведны в Его глазах и имели в себе постоянное присутствие Божие — Духа Святого. Именно потому каждый псалом — это совместное творчество человека и Бога. Псалтирь совмещает в себе отражение трудностей, проблем и чувств верующего человека с присутствием Бога.

Души святых людей, авторов псалмов, были приятны Богу и он освящал их Своим присутствием, сопровождал и оказывал так необходимую им в то время помощь. Каждый псалом — симбиоз человеческих чувств и Божественного освящения. Поскольку каждому из них Бог открывал свои судьбы, показывал Свои дела. Именно потому все, что описывается в них, и то, как каждый автор воспринимал происходящее вокруг, — это истина.

Авторами псалмов были люди разного происхождения — знатные, имеющие отличное образование, соответствующее его времени, и люди простые. Если Давид был царем и умел обращаться со словом, что видно по его прекрасным псалмам, то с другим его автором, Моисеем, все немного иначе.

Вклад Моисея

Как известно, Моисей был «гугнивым», то есть он не умел красиво и складно говорить (несмотря на то, что был воспитан при дворе, не имея царского происхождения). Именно поэтому, когда Бог призвал Его на служение, он несколько раз настойчиво просил Всевышнего, чтобы Тот выбрал для этого другого, кто умел бы красиво и понятно сказать людям, что требуется от них. На что Бог даже рассердился на Моисея, ясно дав понять, что Ему угоден именно он, а не другой. И дал Моисею в помощь Аарона, его брата, который был красноречив, чтобы тот «переводил» людям то, что нужно.

Выше мы упомянули, что автором некоторых псалмов — а это поэтическое духовное произведение, которое исполнялось под музыкальный струнный инструмент — являлся именно Моисей. Тот самый, косноязычный, не умеющий связать и нескольких слов. Его псалом 89 — образец духовного и поэтического творчества, в котором упомянуты и исторические события. Без вдохновения свыше невозможно передать так кратко, четко и точно все свои чаяния и хвалы Всевышнему, представить Его дела, воспеть Его силу и славу.

Псалом 89 за авторством Моисея

«Господи, — восклицает пророк, — прибежище был нам из рода в род». Пророк свидетельствует о том, что видит дела Божии, они открыты для него Святым Духом. «Все наши дни прошли в Твоем гневе; мы утрачиваем годы наши, они исчезают как звук». Пророк говорит о том, что люди очень оскорбили своего Небесного Отца тем, что поверили не Ему, а лукавому змию, который соблазнил Еву вкусить от запрещенного древа. Поэтому люди на земле в те времена, пока не пришел Спаситель, жили в гневе Божьем.

Далее пророк говорит: «Дней наших — семьдесят лет, а при особой крепости — восемьдесят, и при этом наиболее лучшая их пора — в трудах и переживаниях, в болезнях, и проходят эти лучшие годы быстро». И далее человек Божий делает вывод, который перерастает в молитвенную просьбу: «Научи нас так проводить наши дни, чтобы суметь приобрести сердце мудрое».

Вот так Господь из косноязычного человека прикосновением Духа Своего делает поэта и молитвенника. Те, кто читал и пел эти слова, понимал и чувствовал особую, сверхчеловеческую пользу для своей души и замечал, что Господь, когда к Нему обращались словами из псалма, особенно скоро откликался на них. Ведь Он сам участвовал в их появлении.

Люди святые заметили этот факт и стали прибегать к Псалтири, к словам праведных людей все чаще.

Псалтырь богат разнообразием содержания молитв

Еще с ветхозаветных времен ни одно богослужение не обходилось без песнопений Псалтыря.

При одинаковой молитвенной форме большинства из псалмов, содержание их весьма разнообразно: благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные, учительные, пророческие.

Смотрите также статью Как читать псалтирь по усопшему дома до 40 дней

Верующие, желая «крепко» помолиться, всегда читают псалтырь. Потому что нет более яркой молитвы, нет более сильных слов, чем те слова, которые содержаться в Псалтыре.

Хвалебные псалмы Всевышнему:

«Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!»

(Пс. 8:2)

Псалмы благодарственные:

«Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих».

(Пс. 27:6)

В Псалтыре содержится большое количество покаянных молитв. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы, грешного человека:

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.»

(Пс. 50:3-4)

Большинство псалмом используются в качестве назидательных и поучительных молитв:

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»

(Пс. 1:1)

Пророческие псалмы, в тексте которых, посредством прообразов, много говорится Об Иисусе Христе, его распятии:

«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

(Пс. 21:17-19)

Псалмы Давида — образцовый вид возвышенной, сердечной, благоговейной молитвы.

Когда читается Псалтирь

Без преувеличения можно сказать, что читать ее можно всегда. В этом сборнике заключена такая глубина и мудрость наших предшественников, такой колоссальный опыт жизни на земле с Богом, что нет буквально ни одной темы, к которой бы не подошли слова псалмов. Кратко можно обозначить некоторые ситуации, когда люди прибегали к Псалтири:

  • при одержимости нечистыми духами (до прихода Христа это была единственная книга, по которой можно было отчитать одержимого и изгнать из него нечистого духа);
  • при гонениях и неприятностях;
  • при болезнях;
  • в путешествиях;
  • в военное время;
  • для благополучия в доме;
  • при нужде в помощи в защите детей;
  • для прояснения ситуации;
  • при недоумении, как поступить.

Словом — всегда. Некоторые святые делали к псалмам пометки, когда и в какой ситуации Господь помог благодаря молитве тем или иным псалмом, например «да отворится засов», «да найдется потерянный ключ».

Господь спешит на помощь даже тогда, когда человек взывает ему хотя бы строчкой из псалма. Это проверенный факт: разъяренное начальство смягчается или не исполняет своих грозных обещаний, если христианин молится Богу словами «Помяни, Боже, Давида и всю кротость его». Несмотря на то, что имя Давид может и не быть именем молящегося, да и кротостью он, к стыду своему, не обладает, тем не менее Господь помнит о Своем человеке — царе Давиде — и помогает тому, кто его словами просит помощи, защиты и милости к себе или близким.

Кафизма — богослужебный раздел книги Псалтырь, во время прочтения которого можно сидеть

Новоявленные верующие часто задаются вопросом: «Можно ли читать Псалтирь сидя?» Традиция сидения за псалмопением возникла много лет назад, когда священнослужители старались в сутки читать всю Псалтырь.

Небольшим отдыхом для молящихся служили и продолжают служить кафизмы.

Кафизма

в переводе с греческого означает сидеть

В Священной книге выделено 20 кафизм примерно равной длины, каждая из которых читается отдельно за богослужением и содержит разное число псалмов. Самое большое количество псалмов содержит 18 кафизма.

Она включает в себя 15 псалмов (П. 119 — 133). Наименьшее число — один 118 псалом содержит 17 кафизма.

В свою очередь, каждая кафизма разделена на три части, называемые статии (греч. στάσις — глава, подраздел) или славы. Название слава происходит от славословия.

Чтение книги Псалтырь — многовековая традиция.

Она основана на целом своде правил. Согласно Уставу, во время богослужения все 20 кафизм читаются полностью в течении седмицы.

В преддверии Великих церковных праздников, кафизмы на вечерне не читаются, исключения составляют вечер субботы, когда читается 1-я кафизма, и вечер воскресенья, когда положена 1-я статия 1-ой кафизмы.

Смотрите также статью Можно ли читать акафист сидя

Во время Великого поста — два раза в неделю. Кафизма, положенная для чтения в определённый день по уставу, называется Рядовой кафизмой.

Кафизмы — особый вид псалмопния, исполнение которых происходит с наименьшей торжественностью, в спокойном положении сидя. Это своего рода отдых для души и тела молящихся.

Псалмы на все случаи жизни: какие при каких обстоятельствах читать

Наверное, каждый из нас в детстве мечтал о палочке-выручалочке. Как бы это было здорово: взмахнул, и сразу подоспела помощь. О выручалочке мечтали и наши предки, жизнь которых была наполнена опасностями, болезнями и скорбями, притеснениями и страданиями, пожалуй, намного большими, чем встречаются в жизни наших современников.

Сейчас все гораздо проще, но не в жизни истинных христиан. Люди Божии терпят нападки от людей, от нечистой силы, ведя войну с дьяволом и его приспешниками. Каждый верующий ясно видит, что, особенно если он явно исповедует свою веру, ему приходится за нее много страдать: в бытовой жизни, в личной, в путешествиях, на работе, в обществе и проч. Если же он тайно исповедует свою веру, то препятствия чинят бесы другими способами.

Но Христос в день своего вознесения на небо обещал ученикам, которые волновались, что остаются одни: «Я с вами во все дни». И каждый истинно верующий знает, что Он не оставляет ни одного верующего в Него и призывающего на помощь. Одна из главных «палочек-выручалочек» любого христианина буквально на любой случай — это сокровище для его духовной жизни, сборник молитвословий и псалмов — Псалтирь.

Читать Псалтырь дома можно с разрешения батюшки и при соблюдении особых правил

Прочтение Псалтыря разрешено и в домашних условиях, при условии соблюдения некоторых правил. Прежде чем приступить к молитве, желательно получить благословение батюшки.

Правила, которые необходимо соблюдать при чтении Псалтыри дома:

  • важное значение имеет правильное расстановка ударений, необходимо понимать смысл прочитанного, знать, как правильно читать. Ведь совершенная ошибка может привести не только к искажению смысла одного слова, а целого текста, что будет считаться грехом. Перед прочтением молитвы следует прочесть толкование на псалмы;
  • при чтение Священной книги разрешается сидеть. Только, когда читается «Слава» необходимо стоять и при прочтении первоначальных и заключительных молитв. Чтение должно быть монотонным, без интонации;
  • на славах при домашнем чтении необходимо произносить псалмы о здравии и по усопшим;
  • не нужно читать названия псалмов;
  • не нужно унывать или смущаться, если читаемое не особо понято. С нашим духовным развитием, будет раскрываться и глубокий смысл псалмов.

Псалтырь — это разговор верующей души с Богом. Когда его читают, соблюдая предписанные правила, молитвенное обращение непременно будет услышано.

Другие рекомендации

В богослужебных изданиях Псалтырь состоит из особых частей, которые называются кафизмами. Каждая из которых, в свою очередь, разделяется Славами: частями, во время которых происходит молитва за усопших, и молитва за здравие живых людей.

Перед началом чтения Псалтыри и после его окончания произносятся специальные молитвы, которые, как и тропари, также обязательны для произнесения и после завершения каждой кафизмы.

Ещё один важный вопрос на эту тему звучит следующим образом: «Как правильно читать Псалтырь дома: вслух или про себя?» На этот вопрос священник Владимир Шлыков отвечает следующим образом. Он говорит, что чтение этого священного текста может происходить и про себя. Однако многие святые отцы рекомендовали по возможности стараться заниматься этим вслух. Например, святитель Игнатий говорит о пользе произнесения псалмов.

псалтырь на русском языке

Он пишет, что чтение вслух приучает человека к внимательной молитве, повышает понимание текста.

Перед чтением псалтыря необходимо произнести предначинательные молитвы

Довольно часто человеческая душа неспокойна, и просто не может проникнуться текстами псалмов.

Поэтому, для создания душевного настроя, правильного настроения, настоятельно советуется читать предначинательные православные молитвы.

Молитвы перед чтением псалтыри:

«Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе Боже Наш, Слава Тебе!»

Трисвятое

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Молитва ко Пресвятой Троице

«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.»

Господи, помилуй (Трижды)

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва Господня

«Отче наш, Иже еси́ на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искуше́ние, но избави нас от лукаваго.»

Тропари сия, глас 6:

«Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. «

Слава:

«Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.»

И ныне:

«Многая мноожества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.»

Таже молитва Святей Живоначальней Троице:

«Всесвятая Троице, Боже и Соде́телю всег мира, поспеши́ и напрви сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухнове́нныя си книги,

яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумя же свое́ неве́жество, припдая молюся Ти,

и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое,

не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися,

и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся,

и глаголю: да добрыми делы просвещен,

на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими.

И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице.»

После прочтения предначитательных молитв, псалмы Давидовы читать следует не спеша, тихо и вдумчиво, чтобы умом понимать читаемое.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Псалтирь Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтири

Синодальный перевод

Полезно? Поделись ссылкой!

По прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири:

Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и пренепорочную / и Матерь Бога нашего. / Честью высшую Херувимов / и несравненно славне́йшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем.

Или

О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: / Ангельский сонм и человеческий род. / Ты – освящённый храм и рай духовный, / слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал / прежде всех веков Существующий Бог наш. / Ибо недра Твои Он в престол обратил / и чрево Твоё обширнее небес соделал. / О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, / слава Тебе!

Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй (3). Слава, и ныне: Отче наш:

Тропари, глас 6-й

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, / Тебе приносим как Владыке: / помилуй нас.

Слава: Пророка Твоего, Господи, / священное торжество / Церковь небу уподобило: / с людьми ликуют Ангелы. / Его молитвами, Христе Боже, / в мире жизнь нашу направь, / дабы мы пели Тебе: «Аллилуиа».

И ныне: Бесчисленно множество моих, Богородица, согрешений / – к Тебе я прибег, Чистая, нуждаясь в спасении. / Воззри́ милостиво на не́мощную мою душу / и хода́тайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим / дать мне прощение соделанных мною согрешений тяжких, / единая Благословенная.

Господи, помилуй (40).

И поклонись, сколько хочешь, или же соверши молитву св. Ефрема Сирина с поклонами, разделяя её на три части:

Господи и Владыка жизни моей, духу праздности, су́етности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви да́руй мне, рабу твоему. (Поклон)

Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благослове́н во веки веков. Аминь. (Поклон)

Также 12 малых поклонов с молитвой:

Боже, будь милостив ко мне, грешному.

И снова всю молитву: Господи и Владыка жизни моей: и один великий поклон.

Затем произноси следующую молитву со вниманием:

Многомилостивый и Премилостивый Господи и всего доброго Податель, Человеколюбец и Царь всей вселенной, многоиме́нный Владыка и Господи! Я, нищий и бедный, дерзаю призывать чудное, и страшное, и святое имя Твоё, пред которым все сотворённые Тобою Силы небесные со страхом трепещут. Внизу, на земле, Ты дивно явил промысл неизреченного Твоего человеколюбия, послав возлюбленного Отрока Твоего, Которого родил Ты из безначальных недр Твоей Отеческой славы, не разлучившись с Ним по Божеству, чтобы Он людей с Ангелами в одно собрание соединил. Вспомни, Господи, унижение моё от уныния! Я, грязь и прах, призываю Тебя, Невыразимый Свет! Облечён я немощью плоти, но её по милости Своей при́няло Слово Твоё и Своей смертью освободило души наши от рабства врагу, дабы всех, верою взявших на себя иго служения Тебе, удостоить приобщения славе Твоей, от которой отпал лживый сатана. Помилуй меня, омрачённого греховными помыслами, воздвигни ум мой, заглушённый те́рнием лености и зарослями непокорности. Утверди сердце моё к Тебе гореть, очам моим пошли источник слёз и в конце, при исходе души моей, сделай меня Тебе угодным без порока, наставляя меня ради Тебя подвизаться усердно. Вспомни, Господи, по милосердию Твоему родителей моих и всех ближних моих, и братьев, и друзей, и соседей, и всех православных христиан и спаси меня по молитвам всех святых. И прими в честь эти псалмы и молитвы, которые я произносил пред Тобою за себя, и да не будет Тебе мерзко это моление с воздыханием, ибо Ты Милостив и Человеколюбец, и Тебя, Безначального Отца, славим с Единородным Твоим Сыном и со Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем.

Слава, и ныне: Господи, помилуй (3). Благослови.

Священник произносит отпу́ст, а миряни́н кончает так: Господи Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери, силою Священного и Животворящего Креста, святых Небесных Сил бесплотных, преподобных и богоносных отцов наших, святого пророка Давида и всех святых помилуй и спаси меня, грешного, как Благой и Человеколюбец.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Что такое Псалтырь

Молитва сопровождает христианина во всех его жизненных делах и обстоятельствах. Не случайно православный молитвослов содержит огромное количество различных молитв. Они составлены святыми в минуты особого душевного состояния. И особую роль занимает книга Псалтырь, в основном состоящая из молитвенных обращений ветхозаветного царя Давида. Неусыпаемая Псалтырь связана с чтением этой книги.

Она является одной из старейших богослужебных книг и нередко называется богодухновенной. Сам Святой Дух подсказывал Давиду проникновенные молитвословия псалмов.

«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно» (святитель Амвросий Медиоланский).

Неусыпаемая Псалтырь

Арсений Каппадокийский, «Псалмы на разные случаи»

Преподобный Арсений обращался к псалмам для благословения, когда не имелось специально составленного церковного чинопоследования на особую нужду. Святой Арсений рассортировал все псалмы на несколько весьма обширных разделов:

  • в защиту от демонов;
  • от стихии и бедствий;
  • от вражды людской;
  • о благополучии в семейной жизни и удалении вражды среди близких;
  • об исцелении от болезней;
  • о помощи в разных житейских нуждах;
  • об устроении отношений между людьми;
  • для помощи в материальных затруднениях, воцарении справедливости, укреплении благосостояния;
  • о возвращении и ниспослании плодов духовных, об избавлении от страстей.

В каждом разделе помещены псалмы, которые более детально подходят к каким-либо конкретным случаям.

Псалом 139

Этот псалом написано ветхозаветным праведником Давидом в момент большой скорби из-за бед, которые его постигли. Он был гоним своим сыном Авессаломом, который желал убить отца. Юноша был чрезвычайно настойчив в своем намерении, что доставляло отцу ужасную скорбь. Содержание псалма посвящено практически полностью врагам, нисколько не ущемляющим себя в средствах, чтобы достичь законного престола Давида.

Этот псалом — одновременно и молитва, и сетование Всевышнему. В нем автор передает Богу на суд то, какие козни против него строят вчерашние единомышленники и друзья и, и ужасается разнообразию их хитростей. Истолкование псалма 139 говорит о том, что больше всего Давида подавляла настойчивость, с которой неприятели преследовали его: он сообщает о том, что буквально ежедневно они не давали ему отдыха.

Псалмопевец просит Создателя сотворить таким образом, чтобы ложь из уст нечестивых пала на их же головы, а имя праведника было бы оправдано.

139 псалом следует читать семьям, глава которых очень обижает и притесняет ее членов, чтобы Бог вразумил и усмирил его.

Псалом 22: для чего читают

Вспомним современные американские фильмы. Острый момент, жизнь героя на волоске, и он начинает взывать: «Господь — пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться».

Красота и поэтичность слога, образность языка, а также краткость изложения сделали этот библейский текст истинным хитом среди создателей фильмов. Несколько стихов из него звучало во многих блокбастерах, сериалах:

  • «Терминатор»,
  • «Титаник»,
  • «Город грехов»
  • «Люди Икс»,
  • «Ван Хельсинг»,
  • «Книга Илая»,
  • «Менталист» и мн. др.

​»Господь — пастырь мой…» и т. д. — это более современный и менее точный перевод произведения. В более точном переводе его начало звучит как «Господь пасет меня, и ничего меня не лишит».

Главная мысль 22 псалма, вне зависимости от его перевода и от того, на каком языке его слушать, остается следующим — Отец Небесный оберегает и защищает своих детей, устремляет их помыслы и жизнь к духовному развитию. Затем эта мысль раскрывается. Вседержитель предоставляет всем Своим чадам все необходимое для жизни. Несчастье лишь в том, что они зачастую этого не замечают, воспринимают как должное способность жить, познавать Бога, радовать своих близких.

Присутствует в тексте также и образ опасности, а также смерти, что и толкает героев блокбастеров молиться в самые опасные моменты своей жизни именно этим словами. Автор молитвы непоколебимо убежден в том, что Всевышний предоставит ему надежную защиту, ведь Тот обладает всеми силами и возможностями для этого. Потому верующий человек переживает чувства радости, надежды, уповая на Того, Кто держит в Своих руках все.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: