Церковное строительство в эпоху митрополита Макария


Свт. Макарий Московский. Ватагина И.В. Икона. Москва. 1988 г. Икона написана к общероссийскому прославлению

Макарий
(ок. 1482 — 1563), митрополит Московский и всея Руси, святитель Память 30 декабря, в Соборах Московских святителей и святых

В миру Михаил, родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515). Согласно поминальному синодику Успенского собора, в роду святителя Макария было и еще немало лиц монашеского и духовного звания: «инокиня Наталия, инок Акакий…, инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий…, инок Селиван…, инок Макарий».

Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать постриглась в одном из монастырей.

Михаил поступил послушником в Пафнутьев-Боровский монастырь, где затем принял монашество и был назван при постриге в честь прп. Макария Египетского.

В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».

15 февраля 1523 года он был возведен в сан архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске.

Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского.

Архиепископ Новгородский

4 марта 1526 года был хиротонисан в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля.

29 июля того же года он прибыл на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

Архиеп. Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского), есть «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками».

Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя и преподобный Трифон Печенгский (+ 1583).

В 1528 г., исполняя постановление Московского Собора 1503 г., святитель предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.

Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великого Новгорода. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор , над входом в когорт по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией. В соборе устанавливают амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.

Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.

Святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым н великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского . Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, святитель созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются.

Святитель сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии. Бывал он и за ей пределами — так, в период новгородского святительства, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти; и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита, святителя Иоасафа [1].

Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая.

По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.

Московский митрополит

Святитель Макарий Московский и всея Руси. Фрагмент иконы Одигитрия со свв. иконописцами на полях. Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа.

С 19 марта 1542 г. — митрополит Московский и всея Руси.
В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.

На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».

Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.

После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.

В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.

В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563).

3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

В 1555 году на праздник апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная Великорецкая икона святителя Николая. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.

Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды, в Успенском соборе, после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повели отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению.

Один из неизвестных его современников писал:
«Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное… от зольного воздержания и елико ему едва ходити, кроток же и смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся умом всегда совершен бываше»
.

О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 и Полоцка в 1563 году.

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины:

«Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли».

Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».

Кончина

Святитель Макарий Московский и всея Руси

Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние — в составе Хронографа.
15 сентября 1563 года святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутьев-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей.

4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.

3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь Иоанн Грозный просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь , но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться.

Скончался 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени.

Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.

Детство и юность

Мирская биография Митрополита Макария началась в районе 1482 года. Мальчик, названный в честь Архангела Михаила, родился в доме верующих граждан Великого княжества Московского. Предки верой и правдой служили православным правителям.

В семье религиозного деятеля было много людей, связанных с церковью. В семейных поминальниках значились Иосиф Волоцкий, игумен Вассиан, священноиерей Игнатий, архимандрит Кассиан и еще ряд обладателей духовных званий.

Posted by Вера Русина on Tuesday, June 9, 2020

Икона Митрополит Макарий

О родителях известно немного. Отец по имени Леонтий скончался вскоре после того, как сын появился на свет. Мать, оставшаяся без мужа, ушла в монастырь и приняла постриг как инокиня Ефросинья.

В детстве Михаил, воспитанный в традициях православной веры, решил отречься от мира и стать послушником. В Пафнутьев-Боровском монастыре, располагавшемся на слиянии рек Истерьмы и Протвы, он получил имя в честь отшельника Макария Великого (Египетского), почитаемого прихожанами в лике преподобного.

Затем молодой человек поступил в обитель, доставшуюся Иосифу Волоцкому от преподобного отца Пафнутия. Учитель и основатель Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря оказал огромное влияние на мировоззрение будущего митрополита.

На протяжении нескольких лет инок изучал церковную литературу. Старшие товарищи помогали постигать смысл молитв и обрядов, а также искусство иконописи. Уединяясь в келье, сын Леонтия проводил дни в раздумьях о смирении и монашеских подвигах, это помогало привыкнуть к лишениям во время длинных строгих постов.

Служение

В начале 1520-х Макария назначили игуменом Можайского-Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а затем он получил сан архиепископа Псковского и Новгородского и место в одной из древнейших православных российских епархий.

Энергичный служитель церкви направил силы на исправление ситуации на кафедре, где на протяжении десятилетия с лишним отсутствовал владыка. Последовательный сторонник, узнавший о состоянии дел в мужских и женских приходах, принялся налаживать монастырское хозяйство и добился перевода местных приходов на «общежительный устав».

Увеличив число христианских коммун, где иноки и монахини обитали под одной крышей, Макарий инициировал составление обновленного церковно-летописного свода. Без внимания владыки не остался процесс реставрации великих священных икон и фресок в центральных храмах Пскова и Новгорода.

В Соборе Святой Софии, являвшимся духовным центром епархии, архиепископ выпустил Великие Четьи минеи, являвшиеся собранием оригинальных и переведенных памятников житийной и риторической литературы, существовавших на Руси с древнейших времен. Свод, насчитывавший десяток томов, был помещен в библиотеку православного храма. Благодаря этому книги Священного Писания, патерики и другие тексты дидактического и исторического характера сохранились до сегодняшних дней.

Весной 1542 года бояре из знаменитого княжеского рода Шуйских, правившие при несовершеннолетнем наследнике русского престола Иване IV Грозном, оценили заслуги архиепископа Псковского и Новгородского и сделали его преемником лишившегося доверия митрополита Иоасафа. Макарий не оправдал ожиданий правителей и поспособствовал их отстранению от власти.

Митрополит Макарий и Иван Грозный

В дальнейшем Макарий стал членом Избранной рады и оказал огромное влияние на деяния государя, царя и великого князя всея Руси. В 1547 году уроженец Москвы венчал сына Василия III на царство и поддержал его намерение жениться на дочери столичного окольничего Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.

После торжественной церемонии в православном кремлевском храме, на которой юный Иоанн получил из рук митрополита бармы, крест животворящего дерева и шапку Мономаха, в православном государстве начались перемены. В год созыва первого Земского собора автор Четьих миней, приветствовавший мирские реформы, настоял на канонизации и прославлении новых святых и провел работу по составлению жизнеописаний.

В начале 1550-х на собрании с участием Ивана Грозного, бояр и представителей высшего духовенства, получившем название Стоглавого поместного собора, Макарий отстоял право монастырей на землю, оспариваемое Андреем Курбским и царским наставником протопопом Сильвестром. Тогда же в Москве создали типографию, специализировавшуюся на печати церковных книг.

Митрополит Московский и всея Руси был в курсе внешнеполитических дел государства. Владыка благословил поход войска Ивана IV на Казань и предсказал безоговорочную победу. Когда армия, посетившая места, связанные с именем легендарного полководца Дмитрия Донского, прислала известие о взятии города, являвшегося центром Татарского ханства, в столице построили храм Василия Блаженного. Позже Макарий, освятивший этот шедевр архитектуры, отправил на захваченную территорию архиепископа Гурия, в миру звавшегося Григорием Руготиным, и всячески поддерживал деятельность просветителя и миссионера.

Церковное строительство в эпоху митрополита Макария

Т.В. Виноградова

Церковное строительство в эпоху митрополита Макария

«Эпоха митрополита Макария» охватывает по времени большой период русской истории. Можно сказать, начиная с 1523 года, когда он стал архимандритом Лужецкого монастыря и затем архиепископом Новгородским и Псковским. Далее она охватывает время его деятельности на московском первосвятительском престоле с 1542 по 1563 годы, которые совпадают с первыми, а затем зрелыми годами правления Иоанна IV (1530—1584).

Одним из первых назвал этот период времени «эпохой митрополита Макария» и начал его изучение архимандрит Макарий (Веретенников) [1]. (Эта работа стала темой многих его докладов на Макарьевских чтениях в Можайске).

С 1523 по 1563 годы в Новгороде, Пскове, Москве и других городах Руси было построено много каменных храмов, некоторые из них сохранились до нашего времени.

Обращая внимание на архитектуру этих сооружений, можно заметить, что они существенно отличаются от тех, которые были построены ранее и от тех, которые были построены позднее. Они дают начало и как бы образуют различные направления в русском зодчестве. Так, в это время снова начинается активное строительство пятиглавых и шатровых храмов. Строятся трапезные церкви без апсид, которых ранее не было. Более того, на это же время приходится и «расцвет» шатрового зодчества, причем большинство шатровых храмов было построено в честь какого-либо важного государственного события. Надо отметить, что в это же время строятся уникальные по своей архитектуре «столпообразные» колокольни-звонницы или как их иногда называют «храмы-башни». (Имеются в виду храмы, наподобие церкви Георгия в селе Коломенском на реке Москве, которая первоначально была построена как звонница.).

Данная статья является началом исследования архитектуры и композиции построек времени митрополита Макария, В ней сделана попытка собрать воедино постройки, окружавшие будущего митрополита в юности и повлиявшие на формирование его художественного вкуса, постройки осуществленные во время его архиепископства и служения на первосвятительском престоле; наметить основные направления развития архитектуры в «эпоху митрополита Макария», которые потребуют дальнейшего глубокого изучения. Конечной целью этой работы является выявление «архитектурных» вкусов митрополита Макария, и выяснения, как, в конечном счете, они повлияли на церковное строительство в его эпоху.

Как известно, будущий митрополит Макарий родился в Москве в 1482 году и при святом Крещении назван Михаилом. В 1497 году он уходит в Пафнутиево-Боровский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. Здесь он был пострижен с именем великого христианского святого —преподобного Макария Египетского.

Начало становления «архитектурных» вкусов Макария проходило, вероятно, под влиянием архитектуры Пафнутиево-Боровского монастыря. О возможности такого влияния говорили ранее и другие авторы. Например, архимандрит Макарий (Веретенников) считает, что именно здесь сформировался митрополит Макарий как личность. «Макарий был монахом Пафнутъево-Боровского монастыря, того самого, где в 70-х годах 15-го века работал, вместе с большой артелью иконописцев, знаменитый Дионисий, расписывающий позднее Ферапонтов монастырь. Факт этот для нас значителен, так как позволяет предположить, что именно здесь Макарий мог найти силу и среду, давшие возможность сформироваться его художественным вкусам и отчасти удовлетворить его религиозно-эстетические наклонности. Более того, можно думать, что именно здесь он научился иконописному мастерству

» [2].

Несколько слов об архитектуре Пафнутиевой обители. Преподобный Пафнутий основал ее в 1444 году на берегу реки Протвы. Вначале он воздвиг деревянную, а затем и каменную церковь Рождества Богородицы. Монастырь по своей объемно-пространственной композиции очень типичен: вокруг центральной группы зданий (собора, трапезной и колокольни) располагаютcя здания келий. Обитель окружена крепостной стеной, которая была построена в 16 веке. Крепостная стена построена с учетом рельефа местности. Высокие здания (собор и колокольня) центральной группы господствуют над остальными постройками, а крепостные башни с их высокими шатровыми верхами создают единство живописного архитектурного ансамбля [3].

Известно, что при Макарии были построены каменная трапезная, сделана каменная паперть над гробницей преподобного Пафнутия и поставлена «колокольница камена» [4]. Как они выглядели сейчас неизвестно, так как Боровская обитель пострадала в 1610 году — она была опустошена «полчищами самозванца Тушинского», а в 1812 году — сожжена французами.

В кратком описании монастырей говорится, что к началу 20 века в обители было шесть храмов: собор, церкви Рождества Богоматери, Великомученницы Ирины, Рождества Христова, Пророка Ильи, Святого Митрофана цареградского и Всех Святых.

Насколько известно, все перечисленные храмы были построены после того, как Макарий покинул обитель, и их архитектура не могла повлиять на становление его художественных вкусов.

Тем не менее архитектура монастыря не могла не повлиять на инока. Вероятно, ему запомнилась простота и ясность композиции монастыря, его живописно расположенные стены и башни и неразрывная связь архитектуры с ландшафтом.

В 1523—1526 годах Макарий становится настоятелем Лужецкой обители. Ему в ту пору было чуть более сорока лет. По данным несколько более позднего характера в Лужецком монастыре в то время было 75 человек братии [5].

При нем ли началось строительство второго кирпичного собора Рождества Пресвятой Богородицы? Многие авторы называют дату начала строительства собора 1520 год [6] и связывают ее с денежным вкладом Макария, который он сделал, как считали ранее, в это время. Теперь, когда архимандрит Макарий (Веретенников) установил, что это произошло позднее — в 1532 году, эта дата стала вызывать сомнение. Предположение, что строительство собора начато Макарием, когда он был настоятелем обители, ставит много вопросов, да и возникло оно, вероятно, в связи с тем, что долгое время считали, что Макарий был архимандритом Лужецкого монастыря с 1506 года.

Возникает вопрос, сколько лет могли строить собор? Был ли он построен к приезду митрополита Макария в обитель в 1544 году? Может быть, собор был построен и его расписывали? «Приложил ли руку» к росписи сам Макарий? Было ли строительство собора растянуто на многие годы или нет, сейчас об этом можно только предполагать. Если же проводить аналогии по времени строительства, то в Новодевичьем монастыре Смоленский собор (очень близкий по архитектуре Лужецкому) был построен за один год (1524—1525 годы).

Сейчас, можно с уверенностью сказать только то, что вклад как-то повлиял на строительство, и связь собора с именем Макария есть несомненно, так как в нем был устроен придел во имя преподобного Макария Египетского, святого с именем которого был когда-то пострижен митрополит.

Точное время строительства собора в Лужецком монастыре могут прояснить археологические исследования. Пока, можно высказать предположение, что митрополит Макарий мог приезжать в 1544 году на освящение нового собора, который по имеющимся летописным сведениям [7] был уже построен к 1547 году.

Время строительства Рождественского собора в Лужецком монастыре поможет ответить еще на один вопрос — является ли он первым пятиглавым храмом, построенном в монастыре или нет. Так как пока не известно, какие еще монастырские храмы были построены ранее 1520 года.

Красовский М.К. связывает такое строительство со строительством Успенского собора в Кремле в 1475—79 годы. «Новое явление в московской области представляло собой строительство 5-ти главых храмов; прием этот возрожденный Аристотелем Фиораванти, само собой не по личной инициативе, а по высшей светской и духовной власти, находит подражание при сооружении не только, так сказать официальных храмов, но и в церквах монастырских

» [8].

Сохранившаяся и недавно исследованная живопись собора получила очень высокую оценку — она превосходна [9] и специалисты считают, что здесь несомненно прослеживается влияние творчества великого Дионисия. Это предположение также косвенно подтверждает связь собора с митрополитом Макарием.

Очень редкий факт строительства круглых опорных столбов в интерьере храма (впервые использованный Аристотелем Фьораванти при строительстве Успенского собора в Московском Кремле (1471—1479) косвенно говорит о возможности более раннего времени строительства собора — после 1479 года.

Как бы то ни было, можно считать, что, вероятно, единственной каменной постройкой в Лужецком монастыре, которую возвели или начали строить при прямом участии Макария, мог быть Рождественский собор.

Собор отличает величественность и монументальность, можно даже сказать, скульптурность объема. И хотя многие детали [10] и говорят об «авторстве зодчих Москвы», именно в скульптурности объема прослеживается связь с новгородской архитектурой, что является косвенным подтверждением предположения о более позднем времени строительства собора и непосредственном участии в строительстве митрополита Макария.

После очень короткого по времени настоятельства в Лужецком монастыре наступает время архиепископства Макария в Новгороде, а затем в Пскове, которое охватывает довольно большой период. Архиерейское служение на кафедре в Великом Новгороде началось 5 марта 1526 года и закончилось началом деятельности на московском первосвятительском престоле в 1542 году.

Количество построек новгородского периода довольно многочисленно. Все они обычно выделяются исследователями в одну группу, архитектура которых характеризуется постепенным умиранием новгородских строительных традиций и активным проникновением московских. Но «зодчество Новгорода (покоренного Москвой), не сразу уступило напору новых веяний и долго отстаивало старые художественные традиции. Памятники отражают чрезвычайно интересный процесс взаимодействия между новгородскими и московскими традициями

» [11].

Можно с уверенностью сказать, что на становление «архитектурных» вкусов митрополита Макария огромное влияние оказала новгородская архитектура.

За время его деятельности были построены следующие храмы:

— каменная Успенская церковь в Колмове монастыре (1527),

— каменная церковь Прокопия на Дворище (1529),

— 5-ти главая церковь Бориса и Глеба в Плотнинском конце (1536),

— каменная Сретенская трапезная церковь (1534),

— на Антоньевском всполье церковь Рождества Иоанна Предтечи (1536),

— каменная «о трех версях» Похвальская церковь,

— трапезная церковь Алексия Митрополита в Юрьевском монастыре (1538—39),

— каменная Анастасьенская церковь в Детинце (1540),

— Успенская церковь на Козьем болоте (1541) [12].

При их строительстве, помимо использования московских архитектурных деталей, постепенно начинают использовать московские традиции и в объемно-пространственной композиции, то есть начинают строить характерные для зодчества Москвы пятиглавые храмы [13]. На процесс такого строительства мог влиять не только Макарий, но и непосредственно заказчик.

Так, выстроенная в 1536 году церковь Бориса и Глеба в Плотниках, была исполнена по заказу московских и новгородских купцов. Церковь возведена на месте более древней постройки 1377 года с использованием ее фундаментов, чему и обязаны архаичные план церкви с апсидой. Однако на этом фундаменте «урочные мастера новгородские» выстроили памятник, который отражал московские вкусы. Новгородские мастера, отказавшись от устойчивой традиции, державшейся с середины 12 до начала 16 века, применили типичное для московского строительства пятиглавие. Фасады церкви завершаются килевидными арками при пощипцовом покрытии каждого членения [14].

Исследуя «эпоху митрополита Макария», архимандрит Макарий (Веретенников) пишет о монастырской реформе, которую тот провел в Новгороде и характеризует ее как «одно из первых деяний мудрого владыки в 1526 году

». После реформы, направленной на устройство монастырской жизни, «
архиепископы начаша общеньи устрояти и трапезы со церквами ставити по всем монастырям
» [15].

Так начинают строиться трапезные церкви без апсид. Ярким примером может служить трапезная церковь Сретения, выстроенная в 1533 году в Антониевом монастыре. Церковь разделена на два этажа; нижний имел хозяйственное назначение. С запада к церкви примыкает трапезная с восьмигранным столбом в центре, перекрытая коробовыми сводами с распалубками. Необычны фасады здания: восточный аналогичен северному и западному, ибо у церкви нет апсид.

Если основное решение Сретенской церкви повторяло излюбленную в Новгороде форму кубического, несколько вытянутого здания, с пощипцовым восьмискатным покрытием, то в декоративном оформлении фасадов это решение совершенно переосмыслено на основе московских архитектурных традиций [16].

Такой тип трапезной церкви получает широкое распространение. Вероятно, лет на десять позже, чем Сретенская церковь, в Лужецком монастыре также строится каменная трапезная Введенская церковь. Она была построена без апсиды (известно, что к 1547 году она уже была построена, хотя точное время постройки не установлено).

Строительство трапезных церквей без апсид могло быть вызвано рядом причин. Во-первых, вероятно, не было необходимости в апсиде, как помещении для служителей в обычном немонастырском храме. В молитве и трапезе должны были принимать участие после реформы и братия и игумен все вместе. В грамоте, данной еще будучи Новгородским архиепископом, Макарием Свято-Духову монастырю написано «в трапезу ходить игумену всякий день и есть вместе с братиею

» [17]. Во-вторых, косвенной причиной могла быть просто невозможность построить апсиду на восточной стороне, так как иногда церковь пристраивали к трапезной.

Конечно, отсутствие апсиды у церкви повлияло в первую очередь на ее объемную композицию — стало возможным сделать все фасады одинаковыми. Но, вряд ли это говорит об «архитектурных вкусах» митрополита Макария, скорее всего это явилось отражением проведенных им изменений в монастырском уставе.

Строительство в Лужецком монастыре трапезной Введенской церкви без апсиды связано с митрополитом Макарием, у которого уже был опыт такого строительства в Новгороде. В этом проявляется его влияние на строительство в Лужецкой обители.

В марте 1542 года Макарий становится главой русской церкви и переселяется в Москву.

Этот период времени также выделяется своей архитектурой. По определению Мокеева Г.Я. «Расцвет русской национальной архитектуры, начало изменения облика всей Москвы как столицы Святой Руси связаны с деятельностью гениального человека — чрезвычайно деятельного святителя митрополита Макария. Святитель поднял Москву на следующую «царскую» ступень ее восхождения, способствовал, «благословил» строительство в ней особенных по облику культовых построек, послуживших затем бурному развитию своеобразия русской архитектуры, неповторимого облика всей Москвы

» [18].

«При митрополите Макарии русское национальное самосознание получает дальнейшее продолжение. В первой половине 16 века завершается процесс объединения русских земель вокруг стольного града Москвы. А в 1547 году 16 января Всероссийский святитель Макарий венчал Московского князя Иоанна IV царским венцом

» [19].

Основной причиной, определившей характер зодчества в этот период, является «стремление к созданию централизованного государства» и выражения этой идеи в храмовом строительстве.

Наилучшим образом эту идею воплощали в себе шатровые храмы, которые своей формой продолжали традиции русского деревянного зодчества и возрождали его национальные корни.

При митрополите Макарии началось массовое строительство каменных шатровых храмов. И, действительно, начиная с церкви Вознесения в Коломенском, построенной в 1532 году в честь рождения наследника престола — будущего царя Ивана IV, были построены: церковь в селе Остров под Москвой, церковь в селе Беседы под Москвой и, наконец, прекрасный и совершенный Покровский собор на Красной площади (Храм Василия Блаженного в Москве, построенный в честь победы над Казанским ханством в 1555—1561 году).

Недалеко от храма Вознесения в Коломенском в ознаменование принятия Иваном Грозным царского титула в 1547 году была построена церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково. Объемная композиция храма состоит из монументального столпа с причудливыми архитектурными формами, и четырьмя небольшими «башнями». Пять обособленных в плане церквей образуют каноническую схему пятиглавия [20]. М.П.Кудрявцев, делая реконструкцию этого храма, предполагал, что он был шатровым. Сочетание пятиглавия и шатров представляет собой, вероятно, промежуточную ступень в отходе от пятиглавых храмов и начала строительства шатровых.

Красовский М.К. анализируя взлет шатрового строительства в русском зодчестве, выявляет общие черты шатровых храмов: это отсутствие внутренних столбов, которые в предшествующую эпоху, лишь за немногими исключениями, составляли неотъемлемую часть всякого храма; наличие «ходовой» паперти-галереи и строительство храмов на подклете [21].

Назначение шатровых храмов еще и как памятников великих, значимых для Руси событий, явилось причиной того, что их внутреннее пространство значительно меньше их наружных размеров. Для архитектуры предшествующего периода характерны наоборот большие внутренние пространства, которые могли вместить множество народа. Шатровые же храмы рассчитаны на восприятие с далекого расстояния большим количеством людей. С одной стороны такой храм-памятник, напоминающий о великом событии, развивает патриотические чувства народа, с другой стороны он может являться композиционным центром большего пространства, а значит объединить вокруг себя большее количество людей.

Этот яркий период в русском зодчестве был не долог и закончился к началу 17 века. И период расцвета — взлета шатрового строительства приходится на эпоху митрополита Макария (Ивану Грозному в год начала строительства Покровского собора было 25 лет, а Макарию — 72 года и, конечно, влияние его на царя было огромным).

И опять, возвращаясь к Лужецкой обители, можно увидеть возможное влияние митрополита Макария, его «архитектурных» вкусов. Может быть, именно этим влиянием и объясняется большое количество шатровых церквей в Лужецком монастыре. Так шатровыми были: церковь Иоанна Лествичника (преподобного Ферапонта), надвратная Преображенская церковь и трапезная Введенская. (Хотя по поводу последней мнения исследователей расходятся [22]).

Помимо шатровых храмов в это время строятся уникальные по своей архитектуре «столпообразные» колокольни-звонницы или, как их иногда называют «храмы-башни». Например, церковь Георгия в селе Коломенском на реке Москве, которая первоначально была построена как звонница. Появление такого типа храма вызывает огромный интерес и еще не достаточно изучено.

Чем же можно объяснить изменения в церковном строительстве в эпоху митрополита Макария? И почему начали строится снова пятиглавые, а затем шатровые храмы? Почему пятиглавые храмы уступают место шатровым?

Может быть, лучше понять это поможет символическое значение пятиглавых и шатровых храмов, которое раскрыто М.П.Кудрявцевым [23]. Он отмечает, что строительство многоглавых храмов связано символически с идеей духовного могущества державы. Он пишет также, что «число пять всегда обозначает Спасителя (центральная глава) и четырех Евангелистов -образ Евангельской проповеди, обращенной на четыре стороны света. Шатер, по-древнерусски «вежа», чаще всего строился 8-гранным в плане, то есть вместе с венчающей его главой представлял число 9 — символ Пресвятой Богородицы. В христианском сознании Бог — всегда центр мироздания. Именно поэтому шатер, поднимающийся над центром восьмигранника, завершается главой с крестом —образом Христа Спасителя

». Здесь уместно упомянуть, о других вариантах трактовки христианской символики шатра [24]. «
В числе девять геометрическая основа восьмигранного шатра с главкой (8+1) дает символическое истолкование восьми праздников Богоматери, объединенных ее собором, где она прославляется в образе «Царицы небесной». Под ее начало даны и девять чинов «сил небесных» и девять чинов святых угодников
».

Соединение в архитектуре шатровых храмов красоты, выразительности и символики — в этом, вероятно, и нашел отражение вкус митрополита Макария. И как уже было сказано, такая архитектурная форма наилучшим образом отвечала идеи «создания централизованного государства» за которую и выступал митрополит Макарий. Особое почитание Пресвятой Богородицы, наступившее, как известно в эпоху митрополита Макария, было ее отличительной чертой, оно проявилось и в посвящении новых храмов. Учитывая это становится понятным, почему пятиглавые храмы уступили место шатровым. Именно они наиболее ярко отражали «архитектурные» вкусы митрополита Макария. В них чудесным образом соединялись красота и выразительность архитектурной формы и символика.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Архимандрит Макарий (Веретенников)

. Всероссийский митрополит Макарий. Некоторые итоги и перспективы изучения. В сб.: Материалы III Российской научной конференции, посвященной Памяти Святителя Макария «Апокалипсис в русской культуре». Вып. III, ч. 1, Можайск, 1995, с. 12.

[2] Архимандрит Макарий (Веретенников)

. Всероссийский митрополит Макарий (Настоятельство в Можайском Лужецком монастыре. В сб.: Художественно-исторические памятники Можайска и русская культура 15—16 веков (Материалы 1-й Всероссийской научной конференции в Можайске посвященной Памяти Святителя Макария), Можайск, 1993, с. 9.

[3] Русское зодчество. Вып. 2. Памятники архитектуры 15—16 веков. Чертежи и фотографии. М., 1953, с. 13.

[4] Архимандрит Макарий (Веретенников)

. Хронология жизни и почитания Всероссийского митрополита Макария. В сб.: Материалы IV российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария «Почитание святых на Руси». Вып. IV, ч. 1, Можайск, 1996, с. 5-53.

[5] Дионисий, архимандрит

. Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря. М., 1892, с. 14.

[6] Крылов А

.,
Крылова О
. Роспись 16 века в Рождественском соборе Можайского Лужецкого монастыря — забытая страница в истории русской живописи. Каталог выставки «Живопись Древнего Можайска», Можайск, 1990, с. 23.

[7] Дионисий.

Можайские акты 1506—1775 гг. Спб., 1892, с. 3.

[8] Красовский М.К

. Очерк истории московского периода древне-церковного зодчества. М., 1911, с. 92.

[9] Там же

, с. 27.

[10] Крылов А

.,
Крылова О
. Роспись 16 века в Рождественском соборе Можайского Лужецкого монастыря — забытая страница в истории русской живописи. Каталог выставки «Живопись Древнего Можайска», Можайск, 1990, с. 25.

[11] Новгород Великий. М.Каргер

. Научно-популярная серия «Сокровища русского зодчества» под общей ред. В.А.Веснина. Изд. акад. арх. СССР, М., 1946, с. 88.

[12] В.М.Сорокатый

. Новгородские иконостасы при Архиепископе Макарии (1526—1542). Статистический аспект проблемы. В сб.: Художественно-исторические памятники Можайска и русская культура 15—16 веков (Материалы 1-й Всероссийской научной конференции в Можайске посвященной Памяти Святителя Макария), Можайск, 1993, с. 78.

[13] Подробно о постройках см.: Новгород. Памятники архитектуры XI—XVII веков. Авт. вступ. ст. Каргер М.К. Изд. «Аврора», Ленинград, 1975, с. 38-40.

[14] Новгород Великий. М.Каргер

. Научно-популярная серия «Сокровища русского зодчества» под общей ред. В.А. Веснина. Изд. Акад. арх. СССР, М. 1946, с. 88.

[15] Архимандрит Макарий (Веретенников)

. Святитель Макарий и Соловецкая обитель. В сб.: Материалы III Российской научной конференции, посвященной Памяти Святителя Макария «Апокалипсис в русской культуре». Вып. III, ч. I, Можайск, 1995, с. 27.

[16] Новгород. Памятники архитектуры XI—XVII веков. Авт. вступ. ст. Каргер М.К. Изд. «Аврора», Ленинград, 1975, с. 38-40.

[17] Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский

. История русской церкви. Кн. 4. Ч. I, с. 245.

[18] «Москва 850 лет» — юбилейное издание Правительства Москвы в двух томах (под общей ред. В.А.Виноградова). — 1 том. Изд. АО «Московские учебники», Москва — 1996 г., с. 100).

[19] Архимандрит Макарий (Веретенников)

. Всероссийский митрополит Макарий. Некоторые итоги и перспективы изучения. В сб.: Материалы III Российской научной конференции, посвященной Памяти Святителя Макария «Апокалипсис в русской культуре». Вып. III, ч. 1, Можайск, с. 27. См. Сноску 4, с. 16.

[20] История русской архитектуры. Под общ. ред. Ю.С.Ушакова, Т.А.Славиной. СПб., Стройиздат, 1994, с. 196.

[21] Красовский М.К

. Очерк истории московского периода древне-церковного зодчества. М., 1911, с. 132.

[22] См.: Баталов А.Л

. Московское каменное зодчество конца 16 века: Проблемы художественного мышления эпохи. М. 1996, с. 126.

[23] М.Кудрявцев

. Русский храм. «К свету». Символика русского храмоздательства. М., АО ЗТ «Родник» 1993, с. 60.

[24] Н.Ф.Гуляницкий

. Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество 16—17 вв. Архитектурное наследство № 28, Стройиздат, 1980, с. 56.

Источник: Т.В.Виноградова (кандидат архитектуры, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, г. Москва), Церковное строительство в эпоху митрополита Макария. В сб.: Макарьевские чтения. Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария (10-12 июля 1998 года). Выпуск VI. «Можайск-Терра», 1998. С.23-34.

Личная жизнь

В личной жизни митрополита Макария не было места жене и детям, поэтому он заботился о каждом, кто посещал его приход.

Владыка не делил людей на богатых и бедных, малых и великих. Он собственноручно хоронил заключенных и собирал деньги для выкупа плененных татарами русских солдат. Во времена засухи и мора архиепископ Псковский и Новгородский созвал клир и несколько дней подряд читал проповеди и молитвы. По преданию, окропление окрестностей святой водой положило конец страшной эпидемии, унесшей сотни жизней.

Какие храмы были построены при Иване Грозном?

Архитектура времен Ивана IV Грозного.

  • Обетный Храм Церковь Вознесения Христова …
  • Церковь Георгия Победоносца в Коломенском …
  • Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове …
  • Успенский собор (1559-1585 гг.) …
  • Вологодский Кремль творение Ивана Грозного. …
  • Церковь Петра Митрополита (Переславль)

13 дек. 2022 г.
Интересные материалы:

Можно ли ставить роутер рядом с колонками? Можно ли удаленно перезагрузить роутер? Можно ли вешать роутер на стену? Можно ли вставить обычную сим карту в роутер? Mtu в роутере что это? На каком расстоянии должен находиться роутер? Не помню пароль роутера что делать? Не видит роутер что делать? Нужно ли настраивать новый роутер? Oss на роутере что это?

Смерть

Осенью 1563 года митрополит простудился во время совершения крестного хода и сообщил царю, занятому проектом деления страны на земщину и «Государеву светлость Опричнину» о намерении оставить службу и провести остаток дней в Пафнутиево-Боровском монастыре.

Иван Грозный не хотел оставаться без поддержки главного представителя духовенства и уговорил Макария передумать. Проблемы со здоровьем усугубились, и в последний день 1563 года владыка скоропостижно скончался.

Летописцы, предположительно присутствовавшие у могилы в Успенском соборе, запечатлели портрет мертвого религиозного деятеля и упомянули, что его лицо было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети».

Где расположен Архангельский собор?

Архангельский собор (Москва)

Собор святого Архистратига Михаила
Вид с колокольни Ивана Великого
СтранаРоссия
ГородМосква
АдресКремль, Соборная площадь

Интересные материалы:

Что такое подвиг для сочинения? Что такое поглощенная солнечная радиация? Что такое погода ответ? Что такое показательные выступления? Что такое полутора? Что такое поместье история 6 класс? Что такое предел последовательности? Что такое предупредительный диктант? Что такое прямые и обратные эмульсии? Что такое Прикладная информатика по отраслям?

Интересные факты

  • Обладая навыками иконописания, Макарий принял участие в реставрации обветшавшего образа Богоматери «Знамение», являвшегося великой русской святыней. По окончании работ архиепископ Псковский и Новгородский определил сокровище в храм и организовал для прихожан свободный доступ.
  • На протяжении жизни митрополит Московский и всея Руси прилагал огромные усилия к искоренению лжеучений. На Поместном соборе 1553 года духовенство осудило ересь смутьяна Матвея Башкина и представителя православного вольнодумства Феодосия Косого.
  • По свидетельствам летописцев, Макарий частично лишился зрения во время московского пожара 1547 года. Святитель спасал икону Богородицы из полыхающего Успенского собора и чудом избежал смерти по причине удушья.
  • Деятельность Макария во времена правления сына Василия III нашла отражение в российском телесериале «Грозный». Роль митрополита Московского и всея Руси сыграл народный артист РСФСР Леонид Кулагин.

Труды

Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (+ 1504). И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 50-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора, Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых.

Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 года, вышедшей уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 года говорится, что они также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: