Cуществует такая версия, что если человек умер на Пасху, он сразу попадает в рай…


Как поминать, если родственник умер в Великий пост?

Христиане верят в бессмертие души, поэтому поминовение умерших родственников важно и наполнено глубоким смыслом. Новопреставленный прошел свой жизненный путь, по деяниям он даст ответ и попадет в царство божие или ад. Но близкие родственники могут смягчить его участь молитвами.

Отдельного внимания заслуживает особый отрезок времени: Великий пост и светлый праздник Пасхи.

Великий пост – период скорби, воздержания, мыслей о душе и своеобразная подготовка к загробной жизни. В этот период смерть значимого родственника воспринимается особенно трагично. Близкие часто теряются и испытывают затруднения, как молиться и поминать, если человек умер за неделю до Пасхи.

Православная церковь дает четкую последовательность действий, но в народе распространены различные приметы и суеверия на этот счет.

В далеком прошлом считалось, что в Великий пост Бог призывает максимальное количество душ. Статистика ритуальных агентств подтверждает: на весенние месяцы приходится самый большой приток покупателей.

Рекомендации священников

Во время Великого поста усопших поминают в особом порядке:

  1. Литургическое поминовение с понедельника по пятницу не проводится, только в субботу с и воскресенье служится Полная Литургия.
  2. Панихиды не совершаются.
  3. Заупокойную ектению и панихиды служат только в 1,2,3,4 субботы Великого поста.
  4. Отпевать покойника можно в любой день.

Традиционные поминальные ритуалы на 3-й и 9-й день переносятся на две ближайшие к дате смерти субботы. Подобным образом сороковины на период поста переносятся на субботу. Также поступают с организацией поминальной трапезы.

Смерть на Пасху

Впервые в Русскую Православную Церковь я вошел в 1992 году — это было время, когда явно рушилось государство, когда прежние идеологические аксиомы старыми же коммунистическими пропагандистами вдруг представлялись явными глупостями и злобно высмеивались. Казалось, что общество превращается в жестокий балаган разврата, где уже не будет места ничему святому, ничему тому, что мы сохраняли в себе и стремились защитить, хотя бы, в глубине своей души.

После принятия Святого Крещения 29 декабря 1992 года для меня открылась новая, доселе неведомая Вселенная — Вселенная Света и Добра, Вселенная Подвига Любви, и эту Вселенную было очень интересно познавать на личном опыте церковной жизни, на примерах Священного Писания и Священного Предания.

Меня, как успешного командира производства и бывшего пропагандиста марксизма-ленинизма, сразу же заинтересовали сроки Последних Времен — когда они уже начнут наступать, и с какого момента физическая жизнь христианина станет опасной, с точки зрения возможного непопадания в Царствие Небесное — ведь впереди будут ждать жестокие искушения и жестокие испытания, которые ты можешь и не выдержать, предать Христа, приняв какую-нибудь, с виду безобидную, антихристовую «похлебку», а потом падать еще и еще, и «пролететь» мимо такого желанного Царствия Небесного, «как фанера над Парижем».

А так как, признаки Последних Времен нам ярко демонстрировались и на работе, и на улице, и по телевидению, то очень хотелось определить для себя те грани Бытия, за которые уже нельзя заступать. Откровение Иоанна прямо говорило о печати антихриста, без принятия которой нельзя будет ничего ни покупать, ни продавать. Ага — это электронные документы, электронные карты, чипы, метки и т.д. Также ясно и с «последним отсчетом» — антихрист будет править миром в течение трех с половиной лет, а до того времени будет идти к власти тоже три с половиной года.

Преподобный Серафим Вырицкий пророчествует нам из времен жестоких гонений богоборческого ХХ века: «Наступит такое время, когда будет в России необычайный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иностранцы будут приезжать к нам креститься. Но это ненадолго, лет на 15, потом придет антихрист» (Новиков А.Н., «Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949)», «Санкт-Петербургскские епархиальные ведомости», 1990, №1-2).

Для того, чтобы посчитать время Второго Пришествия Христа, осталось только определить год, от которого надо отсчитать «серафимовские» 15 лет.

В каком году начался «необычайный расцвет» Русской Православной Церкви? Безусловно, это год 1990 — год выборов Святейшего Патриарха Алексия II, год принятия «Закона РСФСР о свободе вероисповеданий», год массового открытия новых приходов и церковных образовательных учреждений, год начала массового Крещения взрослого населения.

А дальше уже простая арифметика:

1990 + 15 + 3,5 + 3,5 = 2012 год

Кстати, язычники также проповедовали про этот год, как про год начала антихристианской «эры Водолея».

И я для себя решил, что дальше 2005 года жить для меня будет уже опасно — начнутся катаклизмы Последних Времен, и мне может не хватить сил, чтобы умереть настоящим христианином. Это решение было принято где-то в 1995 году, озвучено среди друзей — жизнь была спланирована и спокойно потекла к своему «завершению».

Но в 2003 году я впервые узнал о существовании крупнейшего в Орловской области воинского мемориала у села Кривцово и пришел туда из родного Мценска. Мемориал поразил тем, что сооружен в память о нашей военной неудаче — с 16.02.1942 г. по 18.03.1942 г. наши воины сражались на этом Окском плацдарме, пытались его расширить, но все-таки были вынуждены отступить на исходные позиции на правый берег Оки. Военным поражениям, как правило, памятники не ставят. Значит, здесь были такие потери, что даже коммунистическая власть, признававшая всегда только одни победы, была вынуждена устроить мемориал!

День моего рождения — 16 марта, и я подумал, что если бы я тогда сражался на этом плацдарме, то мог бы быть убитым в день своего рождения — ведь не позднее 15 марта 1942 года немцы должны были начать операцию по ликвидации плацдарма, в результате которой, последние защитники были уничтожены артиллерийским огнем, раздавлены танками или сброшены в ледяную воду уже вскрывшейся Оки.

И я решил написать об этом, с точки зрения без вести павшего командира батальона, с точки зрения амчанина (амчанин — житель города Мценска), с точки зрения современного христианина.

И начала слагаться очень хорошая поэма.

Однако понимая, что надо сказать до боя, что надо сказать после боя, я совершенно не представлял себе само поле боя и свое участие в этом бою. Поэтому поэма писалась с двух сторон — с начала и с конца, оставляя боевую середину на потом.

Но вот в конце 2004 года меня знакомят с замечательным орловчанином — Александром Николаевичем Неудачиным, который в 1943 году, будучи лейтенантом, брал Орел! Это был уже очень старый и очень болящий человек, с которым уже невозможно было вести диалог, но его монологи потрясали! Я был поражен его рассказами — этого не могло быть, но это было — Неудачин не врет! И мне стало приоткрываться поле боя, и я увидел свое место в бою, и я понял, что я должен написать и что мне надо где-то еще только полгода, чтобы закончить поэму.

И тут я обратил внимание, что резко стал физически слабеть, как будто «у ежика резинового» открылась «дырочка в правом боку», куда стали уходить жизненные силы — дух стал выходить вон. Я взглянул на календарь и понял, что до того, последнего для меня года, года, когда я уже не собирался жить, осталось всего-то два месяца.

И я взмолился:

«Господи! Ничего никогда не просил для себя, но сейчас прошу — дай мне еще только один год для того, чтобы закончить поэму! Только один год, а потом пусть будет не так, как я хочу, но как хочешь Ты!»

И сразу «дырочка» закрылась, и я успешно завершил поэму «Русский фундамент», и даже получил за нее литературную премию, но с тех пор время от времени осторожно посматриваю на небо, помня, что просил всего-то только год, а все живу и живу на этой земле по Милости Божией.

А лет пять назад услышал от одного батюшки, что души людей, отошедшие ко Господу на Пасху попадают в Рай, вне зависимости от праведности своей жизни — Небо ликует и милует всех!

И у меня появилась другая «мечта идиота» — умереть на Пасху, чтобы попасть на Небо без проблем.

К большим православным праздникам, я обычно пишу какое-либо четверостишье по теме и рассылаю его друзьям. И за неделю до нынешней Пасхи у меня сложился такой стих, который я собрался отослать друзьям:

«Жизнь со святыми в Небесах прекрасна!

И каждый там мечтает вечно жить!

Эх, милые! Вот мне бы умереть на Пасху!

Но смерть на Пасху надо заслужить».

И за два дня до Пасхи даже послал это своему другу!

И слег в постель с высокой температурой и с сильнейшим кашлем!

И я действительно начал умирать — в пасхальную ночь было так плохо, как никогда до этого еще не бывало. Впервые с 1993 года я пропустил праздничную ночную Литургию, не смог пойти и на утреннюю, и понял, какое это наказание для христианина — смерть на Пасху!

Ты не участвуешь вместе со всеми христианами в Чуде Воскресения Христова! Ты не орешь во все свое «воронье горло»: «ВА-ИСТИНУ ВАС-КРЕ-СЕ!!!»

Ты не видишь радостные счастливые лица прихожан Подворья Валаамского монастыря, многих их которых ты знаешь уже десятилетия!

И я понял, что для христианина смерть на Пасху — это великое наказание, наказание отлучения от всеобщей радости Воскресения Христова, что христианину можно умирать когда угодно, но только не на Пасху!

А сроки Последних Времен?

О них замечательно сказал еще в 1907 году Лев Александрович Тихомиров: «…Настоящее время имеет множество признаков конца века и правы нравственно те, которые предупреждают нас: «Дети! Последнее время» …Эти времена действительно последние, но, собственно, по характеру, по напряжению силы зла и по ослаблению стремления людей к Богу. А «последние» ли эти времена по сроку, хронологически? Этого, мне кажется, нельзя знать. Думается, что если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы пораженная гнусным видом мерзости запустения, и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну… до более благоприятных условий.

Итак, думаю, что сроков не положено. Они зависят от нас, людей, от свободной наклонности к добру или к злу, к Богу или к сатане.

В определении… всего срока мировой жизни участвуют три элемента. Из них два постоянных и один переменный. Сатана в каждую минуту готов завладеть миром и выпустить для этого всегда готового антихриста. Другой элемент — спасительная Благодать Божия — точно также всегда, независимо от сроков, готова защитить нас. Обе эти силы противоположны по целям и стремлениям. Но есть третий элемент — сам человек. Напряжение его свободной воли искать Бога или сатану есть величина переменная. Ее-то действие и решает вопрос о продолжительности сроков. Они Господом Богом предусмотрены, и в этом смысле предопределено как Божественное действие Благодати, так и допущение злу. Но все это предусмотрено и предопределено лишь в зависимости от человеческой свободной воли, которую Господь не насилует, ни в какую сторону.

Это обстоятельство — зависимость сроков от нас самих — и есть, мне кажется, причина того, что сроки нам не открыты. Знание их связывало бы нашу свободную волю различными соображениями — «еще не скоро» или «все равно ничего не поделаешь». Между тем нужно, чтобы наше делание или неделание обусловливалось не такими соображениями, а свободным изысканием добра и зла, свободным желанием быть с Богом или с сатаной.

С этой точки зрения для христианина нужно не численное предусмотрение сроков, а различение духовно-нравственной зрелости добра и зла для того, чтобы бороться за добро и созидать дело Божие в соответствии с состоянием мира. В этом смысле оно и указано нам Спасителем» (цитата по «Святая Русь. Исторический календарь-альманах», Москва, 2000 г.).

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!!!

Воистину Воскресе Христос!!!

Хорошо или плохо, если человек умирает на Пасхальной неделе

Великое таинство Воскресения Христа – самый светлый праздник христиан, торжество победы жизни над смертью, который наполняет радостью сердца верующих. Отсюда происходит убеждение, что если человеку суждено умереть в день Пасхи, то его душа гарантированно попадет в рай.

В чине отпевания умерших сказано, что те, кто скончались на Пасху и Светлую седмицу «сподобляются веселия и радости». Господь призывает каждого в свой срок, дата ухода в праздник ликования и радости означает особую милость Божью. Всю пасхальную неделю христиане ближе ощущают Бога, открываются Царские врата. Это большое утешение для родственников усопшего.

Ситуацию особой даты смерти для умершего следует рассматривать в аспекте православия. Праведный человек искренне верил, соблюдал пост, готовился к пасхальным дням, исповедовался, причащался. Бог открылся ему – это хорошо.

Почему тогда смерть в Пасху настигает не слишком благочестивых людей? На православном форуме был задан вопрос: я прекрасно знал свою соседку, она не верила в Бога, была алкоголичкой, занималась проституцией, но умерла на пасхальной неделе. Неужели покойная отмечена божьим благословением и попадет в рай без суда?

Священнослужитель дал ответ:

  1. В Священном писании нет записи на этот счет. Подобное мнение – выдумка людей, чтобы облегчить свое душевное состояние.
  2. В божье Царство попадут чистые сердцем, очистившие душу, те, кто покаялся и при жизни стремился к Господу.
  3. Люди часто судят о душе мертвых по внешним деяниям при жизни, но не знают, что творилось у них в сердце. Лишь Господу это явно, перед ним покойная понесет ответ за свои деяния.

Поэтому если покойник при жизни был безразличен к Богу, то его дата смерти не имеет абсолютно никакого значения. Безбожники не наследуют Царство Божие.

Приметы про человеческую смерть

Также существует примета, что если кто-то отошел в лучший мир в воскресение, то его путь к загробному царству будет легким. А если в понедельник, то душе человека придется преодолевать испытания. Согласно приметам, в понедельник не только лучше не рождаться, но и лучше не умирать.

Однако не стоит огорчатся, если кто-то родился в понедельник, так как вполне возможно, что у него счастливая дата рождения или сильный небесный заступник и он станет защищать его ото многих бед. Тем более, что неземного покровителя выбирают родители вместе с именем своего малыша.

Если, кто-то родился в понедельник, но этот человек наделен многими положительными качествами, такими, как ум, доброта, трудолюбие и целеустремленность, то жизнь его скорей всего сложится хорошо.

Когда хоронят почивших в Светлое воскресенье

Похороны, если человек умирает на Пасху, проводят на следующие сутки одновременно с отпеванием. Перед подготовкой траурного обряда стоит посоветоваться со священником. Часто на Христов день кладбища закрыты, а священнослужители заняты организацией праздничного служения.

Также важна причина, по которой умирает христианин:

  • Естественная кончина вследствие болезни;
  • Родственник трагически погиб;
  • Самоубийство;
  • Насильственный уход из жизни.

Если умереть в светлую седмицу вследствие естественных причин либо в результате трагической случайности, то изменений в проведении траурных мероприятий нет. Тело хоронят в понедельник после Светлого воскресенья. У гроба проводится особое пасхальное сужение, а полную панихиду организуют в поминальный день – Радоницу. Большой требник гласит, что погребение на пасхальные праздники совершается с радостью и благодарением.

Самоубийство – смертный грех, самовольное прерывание жизни означает отказ церкви хоронить новопреставленных по православным правилам. Погребение разрешается совершать без отпевания, спустя 3 суток после смерти. В случае невозможности хранить тело так долго, допускаются более ранние сроки захоронения.

Для самоубийц нельзя заказывать заупокойные литургии, панихиды, писать записки. Скорбящие родственники (желая смягчить участь покойного) могут молиться за него дома – это не противоречит православным правилам.

Убийство, замаскированное под самоубийство – особый случай. Выяснение истины требует времени, у мертвого тела такого времени на ожидание захоронения нет. Родные могут попросить священнослужителя провести обряд отпевания и провести церковное поминовение. Но, если усопший в действительности самоубийца – ошибка станет грехами потомства.

Итоги

Вопрос: хорошо ли умереть на пасху, означает положительный или отрицательный ответ? Если верить народным суевериям – это очень хорошо. Атеист ответит отрицательно, по его мнению, умереть всегда плохо. Священники объясняют: зависит от того, хотел ли покойный быть спасенным, был ли открыт перед Богом, участвовал ли в таинствах Церкви. Господь видит стремление и посылает благодать. Если не было стремления – любые церковные ритуалы бессильны, дар Вечной жизни недоступен, дата смерти не важна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: