Жития Святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского


Свт. Варсонофий Казанский

Варсонофий Казанский
(ок. 1495 — 1576), епископ Тверской, чудотворец, святитель Память 11 апреля, 4 октября на перенесение мощей [1], в Соборах Казанских и Тверских святых

В миру Иоанн, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим.

В мае 1512 года крымские ордынцы, под предводительством царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, напали на Серпухов и Варсонофий семнадцатилетним юношей был взят в плен. Был увезен в Крым и продан в рабство. В суровых испытаниях ему пришлось много терпеть, но, уповая на Господа, будущий святитель жил как послушник в монастыре, навыкая послушанию, незлобию и терпению. Мало спал и ел, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе ожесточённые сердца иноверцев. Постепенно он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски.

Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына оттуда. Блаженный Иоанн возвратился домой. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял постриг, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием.

Строгой и богоугодной жизнью преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В обители познакомился с святителем Акакием, епископом Тверским, предсказавшим, что Варсонофий будет его преемником на кафедре.

В 1544 году, по благословению митрополита Московского Макария, был поставлен во игумена Никольского Песношского монастыря.

В 1553 году на пути в Кириллов монастырь Песношскую обитель посетил царь Иоанн Васильевич, обративший внимание на опытного настоятеля, знатока татарского языка и обычаев. В 1555 году, возведенный в сан архимандрита, вместе со святыми архиепископом Гурием и архимандритом Германом, был направлен в новоучрежденную Казанскую епархию для основания монастыря. 31 (или 27) июля того же года прибыл в Казань вместе с иноками Песношского монастыря Тихоном, Феодоритом, Иовом, Андроником и Сильвестром, а также иноком Андроникова монастыря Симеоном. При помощи государя, около 1557 года братия основала Казанский Преображенский монастырь. Вскоре архимандрит Варсонофий освятил первый монастырский храм — Никольский, а немного позднее — Преображенский собор. Обитель была снабжена обширными вотчинами и быстро росла, устраиваясь по составленному Варсонофием уставу [2]. Благодаря знанию татарского, Варсонофий ревностно проповедовал Евангелие татарам. Святой тайно от всех носил вериги. Благодаря его способности исцелять душевные и телесные недуги имя его стало известно далеко за пределами Казани; немало больных, приходивших к нему за врачеванием, принимали Христианство. 2 декабря 1563 года постриг в великую схиму, а 5 декабря — совершил чин отпевания святителя Гурия Казанского.

В 1567 году святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и хиротонисал его во епископа Тверского и Кашинского. В том же году освятил Вознесенский храм в Оршине монастыре. Несмотря на епископский сан, оставался смиренным подвижником, каким был прежде. Дни он проводил в трудах, ночи — в молитве, отдыхая шил клобуки, которые дарил инокам и епископам. Непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему.

Его святительство в Твери пришлось на смутные годы опричнины. В 1569 году святитель Филипп, томившийся в заключении на Тверской земле, в Отрочь монастыре, был лишен жизни Малютой Скуратовым. Святителю Варсонофию не дали знать о кончине и тело святого Филиппа погребено в присутствии Малюты.

Удрученный старостью и телесными недугами в 1570 году удалился на покой и вернулся в основанный им Казанский Преображенский монастырь, где и скончался 11 апреля 1576 года [3]. Святитель был погребён Казанским архиепископом Тихоном у алтаря Преображенского собора, рядом со святителем Гурием.

Почитание

4 октября 1595 года при подготовке к строительству нового храма Преображенской обители мощи святителей Гурия и Варсонофия были обретены нетленными, а гробы их оказались полны благоуханного мира. При открытии гробниц страждущие разными болезнями, одержимые нечистым духом получали скорое исцеление. Тогда же Казанские просветители были прославлены по указу первого патриарха Московского, святителя Иова. По повелению святых царя Феодора Иоанновича и патриарха Иова житие святителей Гурия и Варсонофия составил Казанский митрополит и будущий патриарх священномученик Ермоген, который хорошо знал Варсонофия в бытность священником, а затем освидетельствовал чудесное нетление и благоухание его мощей [4].

Вскоре к соборному храму Спасо-Преображенского монастыря был пристроен южный придел во имя святителей Гурия и Варсонофия и в нем поставлены мощи святых, в приличествующих ковчегах, один подле другого. 20 июня 1630 года по распоряжению управлявшего тогда Казанской епархией митрополита Матфея мощи святителя Варсонофия были поставлены на правой стороне между столбами главной церкви. Во время пожара 1694 года мощи были повреждены огнем, после чего их положили в серебряную раку на прежнем месте. Служба святителям Гурию и Варсонофию была составлена Ростовским митрополитом святителем Димитрием.

Мощи святителя покоились на прежнем месте до 1918 года. В сентябре того года, после закрытия монастыря, их перенесли в собор Богородицкого женского монастыря. Затем мощи святителя Варсонофия были помещены в Центральный Исторический музей ТАССР, где хранились в подвалах. В 1980-е годы, во время проведения очередного субботника, мощи были уничтожены; сохранилась лишь серебряная рака. Впоследствии она выставлялась на всеобщее обозрение в Центральном Историческом музее Республики Татарстан. Небольшая частица мощей святителя Варсонофия сохранилась в иконе трех святителей Казанских, которая находится в кладбищенском храме Ярославских чудотворцев города Казани, над ракой с мощами святителя Гурия Казанского.

Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ

Свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской, чу­до­тво­рец Ка­зан­ский, ро­дил­ся око­ло 1495 го­да в го­ро­де Сер­пу­хо­ве в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия. При Кре­ще­нии мла­де­нец по­лу­чил имя Иоанн. От­ли­ча­ясь тру­до­лю­би­ем и по­нят­ли­во­стью, от­рок лег­ко овла­дел гра­мо­той, осво­ил чте­ние Псал­ти­ри и цер­ков­ное пе­ние на­столь­ко, что мог не толь­ко сам чи­тать и петь, но и по­мо­гать дру­гим.

В 1512 го­ду крым­ские та­та­ры под пред­во­ди­тель­ством Ах­мат Ги­рея и Бур­нат Ги­рея хо­ди­ли в по­ход на Ря­зань, но «не успев ни­что­же во взя­тии гра­да Ря­за­ни», про­шли быст­рым и неожи­дан­ным опу­сто­ши­тель­ным рей­дом по бе­ре­гам Оки. В чис­ле мно­гих и Иоанн сем­на­дца­ти­лет­ним от­ро­ком был уве­ден в плен. Мно­го при­шлось тер­петь в пле­ну юно­ше, но в су­ро­вых ис­пы­та­ни­ях ве­ра Хри­сто­ва, еще в ро­ди­тель­ском до­ме глу­бо­ко уко­ре­нив­ша­я­ся в серд­це, при­нес­ла плод сто­ри­цей. Упо­вая на Гос­по­да, бу­ду­щий свя­ти­тель мо­лил­ся и пел при­хо­див­шие на па­мять псал­мы, жил, как жи­вет по­слуш­ник в мо­на­сты­ре, непри­мет­но на­вы­кая по­слу­ша­нию, незло­бию и тер­пе­нию. Спал Иоанн со­всем ма­ло, к еде по­чти не при­тра­ги­вал­ся, от­ли­чал­ся усер­ди­ем и кро­то­стью, тру­дил­ся без пре­ко­сло­вия и по­то­му рас­по­ло­жил к се­бе да­же оже­сто­чен­ные серд­ца ино­вер­цев, ко­то­рые, неволь­но при­знав его до­сто­ин­ства, ста­ли об­ра­щать­ся с ним мяг­че и снис­хо­ди­тель­нее, неже­ли с дру­ги­ми.

По­сте­пен­но бла­го­да­ря неза­у­ряд­ным спо­соб­но­стям он овла­дел раз­го­вор­ным та­тар­ским язы­ком до та­кой сте­пе­ни, что по про­ше­ствии двух лет мог не толь­ко хо­ро­шо го­во­рить, но и пи­сать по-та­тар­ски. Плен про­дол­жал­ся три го­да. С боль­шим тру­дом со­брав необ­хо­ди­мую сум­му, свя­щен­ник Ва­си­лий вы­ку­пил сво­е­го сы­на Иоан­на из та­тар­ской нево­ли. Бла­жен­ный Иоанн воз­вра­тил­ся до­мой, од­на­ко серд­це его уже охла­де­ло на­все­гда к непо­сто­ян­ным зем­ным ра­до­стям и уте­хам. Со­глас­но неко­ле­би­мо­му ре­ше­нию, со­зрев­ше­му в ду­ше юно­ши еще в пле­ну, он по­ехал в Моск­ву, где в Спас­ском Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние, дав Бо­гу обе­ты дев­ства, по­слу­ша­ния и нес­тя­жа­ния. Но­во­по­стри­жен­но­го ино­ка на­рек­ли Вар­со­но­фи­ем.

Стро­гой и бо­го­угод­ной жиз­нью инок Вар­со­но­фий пре­успе­вал в по­дви­гах доб­ро­де­те­ли и мо­лит­вы. В Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре бы­вал на­ез­да­ми свя­ти­тель Ака­кий, епи­скоп Твер­ской (1522–1567), род­ной млад­ший брат пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­лоц­ко­го и по­стри­жен­ик Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря, ар­хи­пас­тырь доб­рый и бла­го­че­сти­вый, удо­сто­ен­ный от Бо­га да­ра про­зор­ли­во­сти. Он неод­но­крат­но пред­ска­зы­вал пре­по­доб­но­му Вар­со­но­фию, быв­ше­му еще в сане иеро­ди­а­ко­на, что имен­но он станет неко­гда пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля Ака­кия на Твер­ской ка­фед­ре. О доб­ро­де­тель­ной и бла­го­че­сти­вой жиз­ни пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия ста­ло из­вест­но мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му Ма­ка­рию, ко­то­рый воз­вел свя­то­го Вар­со­но­фия в сан игу­ме­на Ни­ко­ло-Пеш­нош­ской Ме­фо­ди­е­вой пу­сты­ни, ос­но­ван­ной в 1461 го­ду уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го пре­по­доб­ным Ме­фо­ди­ем (па­мять 14 июня) в 15 вер­стах от Дмит­ро­ва. В ста­ри­ну пу­стынь эта име­но­ва­лась «Ни­ко­ла на Пес­ну­ше».

В 1553 го­ду в па­лом­ни­че­стве (в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное из­бав­ле­ние от смер­ти) на пу­ти в Ки­рил­лов Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь Пеш­нош­скую оби­тель по­се­тил царь Иоанн Гроз­ный с се­мей­ством. Он об­ра­тил вни­ма­ние на опыт­но­го на­став­ни­ка ино­че­ской жиз­ни, по­бы­вав­ше­го в пле­ну и све­ду­ще­го в та­тар­ском язы­ке и нра­вах. По­это­му ко­гда в 1555 го­ду в Ка­за­ни от­кры­ва­ли но­вую епар­хию, вме­сте со свя­ти­те­лем Гу­ри­ем, пер­вым ар­хи­епи­ско­пом Ка­зан­ским, был на­прав­лен в Ка­зань и свя­той Вар­со­но­фий из Пеш­нош­ской оби­те­ли в сане ар­хи­манд­ри­та для ос­но­ва­ния там мо­на­сты­ря.

26 мая 1555 го­да пер­во­свя­ти­те­ли Ка­за­ни тор­же­ствен­но от­пра­ви­лись в путь. Из Моск­вы по ре­кам Москве, Оке и Вол­ге путь до Ка­за­ни длил­ся два ме­ся­ца. В вос­кре­се­нье 27 июля 1555 го­да свя­ти­тель Гу­рий с игу­ме­ном Пеш­нош­ским Вар­со­но­фием и игу­ме­ном Успен­ско­го Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря Гер­ма­ном при­бы­ли в Ка­зань. С кре­ста­ми и хо­руг­вя­ми бы­ли встре­че­ны они в Ка­зан­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре мест­ным ду­хо­вен­ством и на­се­ле­ни­ем. Вме­сте со свя­тым Вар­со­но­фи­ем в Ка­зань при­бы­ли ино­ки, по­стри­жен­и­ки Пеш­но­ши: Ти­хон, Фе­о­до­рит, Иов, Ан­д­ро­ник, Силь­вестр, а так­же инок Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря Си­ме­он. Уже в сле­ду­ю­щем, 1556 го­ду пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий ис­пол­нил воз­ло­жен­ное на него по­ру­че­ние и устро­ил Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь в Ка­зан­ском крем­ле. Им был освя­щен пер­вый ка­мен­ный теп­лый храм в мо­на­сты­ре во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Рат­но­го, а впо­след­ствии – и глав­ный храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.

Тай­но от всех он про­дол­жал но­сить вери­ги для из­ну­ре­ния пло­ти. Мо­на­стырь в ско­ром вре­ме­ни сде­лал­ся сре­до­то­чи­ем ду­хов­ной жиз­ни быв­шей та­тар­ской сто­ли­цы. Через несколь­ко лет чис­ло ино­ков в нем до­хо­ди­ло до ста че­ло­век. Свя­той Вар­со­но­фий об­ра­щал та­тар в пра­во­слав­ную ве­ру, че­му нема­ло спо­соб­ство­ва­ло пре­вос­ход­ное зна­ние им та­тар­ско­го язы­ка. Бла­го­да­ря ис­це­ле­ни­ям раз­лич­ных неду­гов имя его ста­ло из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ка­за­ни. И нема­ло боль­ных, при­хо­див­ших к нему за вра­че­ва­ни­ем, скло­ня­лись к при­ня­тию хри­сти­ан­ской ве­ры. По смер­ти епи­ско­па Твер­ско­го Ака­кия (1567) свя­ти­тель Филипп, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, вы­звал свя­то­го Вар­со­но­фия в Моск­ву и воз­вел его в сан епи­ско­па Твер­ско­го.

Ис­тин­ным све­тиль­ни­ком был свя­ти­тель Вар­со­но­фий для сво­ей паст­вы, не сло­ва­ми од­ни­ми, но всем су­ще­ством сво­им ука­зуя спа­си­тель­ный путь Хри­стов. Несмот­ря на вы­со­кий свя­ти­тель­ский сан, он про­дол­жал быть сми­рен­ным по­движ­ни­ком, ка­ким был в Пеш­нош­ской оби­те­ли и в Ка­за­ни. Но­чи про­во­дил он в мо­лит­ве, дни в тру­дах и за­бо­тах, от­ды­хая, шил кло­бу­ки и да­рил ино­кам и епи­ско­пам, непре­стан­ной мо­лит­вой усерд­но вра­че­вал те­лес­ные и ду­шев­ные бо­лез­ни об­ра­щав­ших­ся к нему. В то вре­мя на­ча­лись для Рос­сии тяж­кие ис­пы­та­ния – царь Иоанн Гроз­ный, муд­ро и бла­го­че­сти­во пра­вив­ший Рос­си­ей, стал ужа­сом и би­чом для сво­их под­дан­ных, на­саж­дая так на­зы­ва­е­мую «оприч­ни­ну». Тверь не при­над­ле­жа­ла оприч­нине и по­то­му не поль­зо­ва­лась бла­го­склон­но­стью ца­ря. С ужа­сом и него­до­ва­ни­ем ви­дел свя­ти­тель Вар­со­но­фий, как его друг Гер­ман, ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский (па­мять 6 но­яб­ря), неко­гда поль­зо­вав­ший­ся ува­же­ни­ем ца­ря, был вы­зван из Ка­за­ни в Моск­ву для воз­ве­де­ния в сан мит­ро­по­ли­та, од­на­ко по­сле то­го, как на­пом­нил ца­рю ти­хи­ми и крот­ки­ми сло­ва­ми, что тот даст от­вет на су­де Бо­жи­ем за свои же­сто­ко­сти, был из­гнан и умер в за­то­че­нии. Мно­го страш­ных со­бы­тий про­шло пред оча­ми свя­ти­те­ля Вар­со­но­фия за че­ты­ре го­да его ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния. Глу­бо­ко со­кру­шал­ся о сво­ей пастве свя­ти­тель Вар­со­но­фий. Ощу­щая стар­че­скую немощь, он в 1571 го­ду уда­лил­ся на по­кой в ос­но­ван­ную им в Ка­за­ни оби­тель. Пять лет про­вел он в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре на по­кое, в мо­лит­ве и уеди­не­нии, где при­нял ве­ли­кую схи­му. Ко­гда он не мог по немо­щи сам хо­дить в цер­ковь, лю­бя­щие уче­ни­ки по­мо­га­ли ему по­се­щать храм Бо­жий, зная его лю­бовь к Бо­го­слу­же­нию.

Скон­чал­ся свя­ти­тель Вар­со­но­фий 11 ап­ре­ля 1576 го­да и был по­гре­бен в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре ар­хи­епи­ско­пом Ка­зан­ским Ти­хо­ном. В 1595 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Иова (1588–1607) по­стро­ен в этом мо­на­сты­ре но­вый храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. При стро­и­тель­стве хра­ма бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­ти­те­лей Ка­зан­ских Гу­рия и Вар­со­но­фия.

Жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­лей Гу­рия и Вар­со­но­фия со­став­ле­но бы­ло свя­щен­но­му­че­ни­ком пат­ри­ар­хом Ер­мо­ге­ном.

4/17 ок­тяб­ря – Об­ре́те­ние мо­щей

Об­ре­те­ние мо­щей свя­ти­те­ля Гу­рия, ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го († 1563), и Вар­со­но­фия, епи­ско­па Твер­ско­го († 1576), про­изо­шло в Ка­за­ни в 1595 го­ду. При стро­и­тель­стве но­вой ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном свя­ти­те­лем Вар­со­но­фи­ем, у ал­тар­ной сте­ны преж­не­го де­ре­вян­но­го хра­ма бы­ли вы­ко­па­ны гро­бы с те­ла­ми свя­ти­те­лей. Необыч­ность ви­да нетлен­ных гро­бов ис­пол­ни­ла свя­ти­те­ля Ер­мо­ге­на (па­мять 17 фев­ра­ля) бла­го­го­вей­ным дерз­но­ве­ни­ем от­крыть гро­бы при боль­шом сте­че­нии на­ро­да. Сам свя­ти­тель Ер­мо­ген так опи­сы­ва­ет это со­бы­тие: «Ви­де­хом ди­во, его же не на­де­я­хом­ся. Ра­ка бо свя­та­го бе пол­на бла­го­ухан­на ми­ра, как чи­стой во­ды, мо­щи же свя­та­го Гу­рия ввер­ху ми­ра яко гу­ба но­ша­ху­ся. Нетле­ни­ем бо ода­ри Бог чест­ное и мно­го­труд­ное его те­ло, яко и ныне зрит­ся все­ми. Ток­мо ма­ло верх­ния гу­бы тле­ние кос­ну­ся, про­чие же его уды це­лы бы­ша, ни­чем же невре­ди­мы. Ося­за­хом же и по­гре­баль­ные ри­зы его и бя­ху креп­ки зе­ло. По­том же от­крых­ом ра­ку пре­по­доб­на­го Вар­со­но­фия и ви­де­хом: мно­гим нетле­ни­ем по­чте­ни от Бо­га мо­щи свя­та­го Вар­со­но­фия. К но­гам пре­по­доб­на­го тле­ние кос­ну­ся, но оба­че не ток­мо ко­сти не раз­ру­ше­ны, но креп­ки бя­ху зе­ло и ни­ка­ко­же сла­бо­сти в со­ста­ве иму­ще, яко же и Гу­рию свя­ти­те­лю. И по­гре­баль­ныя ри­зы та­кож­де, яко и Гу­рию пре­по­доб­но­му, но­вых креп­чае». Мно­гие боль­ные ис­це­ли­лись, по­ма­зав­шись свя­тым ми­ром, ис­те­кав­шим от мо­щей свя­ти­те­ля Гу­рия.

В Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке под 4 ок­тяб­ря ска­за­но: «Гу­рий по­до­би­ем сед, бра­да, аки Ва­си­лия Ке­са­рий­ско­го, в шап­ке, в омо­фо­ре, в ру­ках Еван­ге­лие, ри­за свя­ти­тель­ская. Вар­со­но­фий по­до­би­ем над­сед, бра­да, аки Гу­ри­е­ва, на ко­нец раз­дво­и­лась, в шап­ке, ри­за свя­ти­тель­ская, омо­фор и Еван­ге­лие».

В со­от­вет­ствии с до­кла­дом ар­хи­епи­ско­па Че­бок­сар­ско­го и Чу­ваш­ско­го Ве­ни­а­ми­на (Но­виц­ко­го; † 14 ок­тяб­ря 1976) свя­тей­ший пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Пи­мен бла­го­сло­вил тво­рить в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле 4 ок­тяб­ря со­бор­ную па­мять всем Ка­зан­ским свя­ти­те­лям.

См. также:

  • Жи­тие свя­тых Гу­рия, ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го, и Вар­со­но­фия, епи­ско­па Твер­ско­го свт. Ди­мит­рий Ро­стов­ский
  • Жи­тия св. свя­ти­те­лей хри­сто­вых Гу­рия, Вар­со­но­фия и Гер­ма­на, ка­зан­ских чу­до­твор­цев
  • Варсонофий, епископ Тверской проф. С.И. Смирнов
  • Гурий, Архиепископ Казанский и Варсонофий, Епископ Тверской проф. С.И. Смирнов
  • Варсонофий, святитель, епископ Тверской митр. Мануил (Лемешевский)
  • Преподобный Варсонофий Епископ Тверский и Казанский чудотворец граф М.В. Толстой
  • Варсонофий, святой, епископ Д.А. Эристов

Документы, литература

  • ПСРЛ. Т. 4. С. 309; Т. 19. М., 2000. Стб. 482; Т. 31. М., 1968. С. 141, 146.
  • Платон (Любарский), архиеп. Казанский сб. ст. Каз., 1868. С. 7-32.
  • Гермоген, Патр. Московский и всея России. Творения. М., 1912.
  • Барсуков. Источники агиографии. С. 141-143.
  • Церковные древности Казани // Изв. по Казанской епархии. Каз., 1877. С. 408-409.
  • Невоструев К. [И.] Список с писцовых книг по г. Казани с уездом за 1566-1568 гг. Каз., 1877. С. 31.
  • Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. С. 162. № 108.
  • Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 278, № 88; С. 282, № 87; С. 296, № 95; С. 326, № 129.
  • Елисеев Г. З. Жизнеописание Свт. Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847.
  • [Григорий (Постников), архиеп.]. Житие Свт. и Чудотворцев Гурия архиеп. Казанского и Варсонофия архиеп. Тверского. СПб., 1853.
  • Строев. Списки иерархов. С. 216, 442.
  • Руднев В. Свт. Варсонофий как настоятель Николаевского Песношского мон-ря. М., 1889.
  • [Димитрий (Самбикин), архиеп.]. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84.
  • Никанор (Каменский), архиеп. Житие Свт. Варсонофия // Казанский сб. ст. Каз., 1910.
  • Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174.
  • Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895.
  • Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45.

Молитва святителю Варсонофию, епископу Тверскому, Казанскому чудотворцу

«Приникни, святителю Варсонофие, с горних селений на притекающих к раце мощей твоих и вонми молению их: умоли Господа Бога даровати всем нам, еже ко спасению нашему мы просим у Него при святых мощах твоих. Буди всем нам заступник и ходатай в нуждах наших и прошениях. Умоли Господа Бога даровати крепкий и ненарушимый мир, благочиние, просвещение умов и сердец, и земли плодоносие, пастырем святыню, законам правду и силу, военачальником мудрость и непобедимое мужество, градоначальником суд, воинству преданность вере и Отечеству, и неодолимую храбрость, всем же православным христианом здравие и благочестие. Сохраняй обитель твою святую от всех наветов вражиих, да словом и делом прославляется в ней всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: