Что такое молитва?
Зачем и почему мы обращаемся к Богу?
Определение христианской молитвы. Что такое молитва в православии?
Происхождение молитвы
Основные источники текста для составления молитв в православии
Разновидности молитв и их классификация
Что нужно, чтобы Бог услышал молитву?
Как вести себя во время молитвы?
Кому ещё, кроме Бога, можно молиться?
Фото: фотобанк Лори
Зачем и почему мы обращаемся к Богу?
Даже люди, далекие от духовной жизни и привыкшие во всем полагаться на себя, иногда чувствуют настоятельную потребность обратиться к Кому-то высшему, более сильному, чем они сами. Чаще всего это происходит в беде, когда человек понимает границы своих сил и своей ответственности, и чувствует, что не может справиться сам. Тогда он обращается к Богу с просьбой помочь, защитить и утешить.
Это еще не истинное христианское понимание молитвы, но и такую молитву Бог не осуждает. Христос звал за собой всех людей, которые терпели скорбь и непосильный труд, и обещал дать им утешение. Он велел ученикам просить у Отца Небесного всё, в чем у них возникнет нужда. Христос призывал быть настойчивыми в молитвах и обещал, что Бог-Отец по молитве даст всё нужное.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», — сказано в Евангелии.
Молитва ожидания
Молитва ожидания предполагает не только общение с Господом, но и ответ от него. К сожалению, многие не умеют ждать, поэтому редко используют такие молитвы. Нужно понимать, что Бог всегда услышит искренне верующего человека и обязательно ему ответит.
Текст молитвы:
«Всевышний Боже, дай мне терпение ожидать знака от тебя, чтобы я уверовал в твое присутствие среди жизненного хаоса. Я знаю, что Ты сам являешься ответом жизни дорогих для меня людей. Только ты можешь исцелять, спасать и исправлять. Доверяю тебе полностью жизнь свою и жизни своих близких, кого я люблю. Совершай свою волю, а я ее приму и благодарить Тебя буду. Помоги мне оставить свою гордыню и дай знак об этом».
Автор статьи:
Наталья Надеждина
Определение христианской молитвы. Что такое молитва в православии?
Молитва в христианстве — это обращение священника или простого верующего к Богу, Пресвятой Деве, ангелам или Святым.
Верующий может молиться своими словами или уставной молитвой, то есть давно существующей в употреблении, освященной церковным преданием. В молитве могут содержаться просьбы к Богу, благодарности или восхваление Его величия. Христиане считают Бога Отцом и потому обращаются к Нему как к родному отцу.
Православному христианину следует молиться всегда, а не только тогда, когда нуждается в чем-либо. Молитва — это основа нашей жизни. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, постоянно обращаться к Богу. В молитве происходит встреча и диалог с Богом. Это и есть основной смысл молитвы.
Молитва благодарения
Невзирая ни на какие внешние обстоятельства, верующий человек должен благодарить Господа, поскольку это воля Божья. Молитва благодарения не должна быть тяжелой обязанностью. Она должна стать естественной ежедневной необходимостью. В ее слова нужно вкладывать всю душу, ведь верующий человек обязан быть признателен Господу за все, что ему дается каждый день.
Благодарственные молитвы могут быть направлены не только к Богу, но и к Богородице или другим Святым. Часто люди благодарят за помощь в жизненных делах Святого Николая Угодника.
Обратиться к нему с благодарностью можно такими словами:
«Николае Угодниче, помощник всего рода человеческого! Я обращаюсь к тебе, как к великому учителю и пастырю с огромной верой в твои благие деяния и почтением. Я слова свои наполняю любовью настоящей и преклонением. Благодарю тебя за жизнь свою благополучную. Прими мои благодарственные слова из глубины души идущие. Я говорю спасибо тебе за помощь твою во всех моих жизненных начинаниях. Я уповаю и в дальнейшем на милость твою и прошение моих случайных прегрешений. Как ты милуешь всех грешных, так и меня помилуй. А также огради от смерти преждевременной и напрасной. Аминь».
Происхождение молитвы
Когда первые люди Адам и Ева жили в Раю, они разговаривали с Богом лицом к лицу, и у них не было потребности в молитве в том виде, в каком мы ее знаем. Однако, они совершили грех и были изгнаны из Рая. Их сыновья, Каин и Авель, впервые совершили жертвоприношение: пастух Авель принес животных из своего стада, земледелец Каин — часть урожая. Так возникли богослужения.
Впоследствии, у иудеев стало регламентироваться, как нужно проводить богослужение, какие слова при этом произносятся, какие действия при этом совершает священник, что делают молящиеся, как нужно стоять, когда становиться на колени или воздевать руки. Все эти элементы унаследовало христианское богослужение: оно подразумевает коллективное служение Богу молитвами и участие в церковных таинствах.
При этом помимо общей молитвы, еще до Христа существовала и личная молитва. Верующие обращались к Богу с просьбами о помощи или о прощении грехов, а нередко и с благодарностью. Люди молились Богу своими словами или читали псалмы Давида.
Образец молитвы — молитву «Отче наш» — Христос дал Своим ученикам, поэтому эта молитва также называется Господней молитвой и считается самой главной христианской молитвой.
В ней перечислено всё, о чем христианин должен просить Бога и каким должен быть:
- жить праведно
- стремиться к святости
- принимать и исполнять Божию волю, не сомневаться, что Он как отец заботится о людях и всегда дает им необходимое для земной жизни
- уметь прощать обидчиков и воздерживаться от соблазнов и зла.
Молитва согласия
Молитва согласия действенная только в том случае, если верующий человек находится в согласии с собой и с другими людьми. Она дарует благо только, если человек искренне верует в Бога. Если вы спорите и ссоритесь с окружающими вас людьми, сплетничаете о них, а затем обращаетесь к Господу с молитвой согласия, то вы не будете услышаны. Господь ценит молитву согласия, так как знает насколько людям на грешной земле сложно жить в согласии и мире друг с другом. Бог чтит и слышит каждого человека, который стремится к миру.
Текст молитвы звучит так:
«Господи, Иисусе Христе, Сыну Божий. Ты сказал пречистыми устами Твоими: «Глаголю вам люди, если двое от соглашаются и мирятся о всех вещах на земле, будете иметь от Отца Моего, Всевышнего на Небесах: где два или трое собрались в согласии и имя Мое славят, то я есть среди них. Непреложны слова Твои Господи, милосердие безгранично и человеколюбию Твоему нет конца. Поэтому молим Тебя: даруй нам, Рабам Твоим (собственные имена), исполнения нашего прошения ( нужно изложить просьбу). Мира и согласия мы хотим, также как Ты нам завещал. Да будет во веки воля Твоя. Аминь».
Очень часто такая молитва часто читается одновременно несколькими людьми. В этом случае после свои просьбы люди формулируют мысленно.
Основные источники текста для составления молитв в православии
Некоторые молитвы упоминаются в Священном Писании (то есть, в Библии) — Евангелии («Отче наш», Молитва мытаря) и Ветхом Завете (Псалтирь царя Давида). Кроме того, за праведность Господь иногда дает святым дар составлять молитвы. Многие известные молитвы еще в древности были составлены святыми и признаны Церковью.
Большинство русских православных молитв написаны на церковнославянском языке. Однако с XIX века стали появляться молитвы и на русском (акафист «Слава Богу за всё», молитва Оптинских старцев). С появлением новых святых появляются и новые молитвы.
Составлением, редактированием и утверждением текстов новых молитв и чинопоследований в Русской православной церкви занимается Синодальная Богослужебная комиссия
Почему Бог не всегда исполняет наши молитвы или медлит с их исполнением?
• Потому, что часто люди живут без Бога, не исполняют Его заповедей и взывают к Нему лишь с потребительской установкой. Такую установку можно назвать «молитвенным взяточничеством». В Священном Писании читаем: «и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним» (1Ин.3:22). По словам одного богослова «мы слишком часто говорим о Его молчании, но слишком редко о нашей глухоте».
• Потому, что мы немилосердны. По словам свт. Иоанна Златоуста «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?».
• Потому, что ещё не пришло время. Мы же не обладаем всеведением, как Бог, который абсолютно точно всегда знает что и когда нам требуется для спасения.
• Потому, что хотим получить без труда. Иногда молящиеся бывают как дети, но не в смысле искренности, к которой призывал Христос, а в требовании получить просимое немедленно и без труда. Есть поговорка: Молись так, как будто всё зависит только от Бога; действуй так, как будто всё зависит только от тебя. Господь ждёт, когда и мы приложим собственные усилия для достижения просимого. Он готов помочь нам, дать Свою благодать, а мы просим сделать за нас.
Преподобный Авва Дорофей: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени».
• Потому, что решаем за Бога каким образом Он должен ответить на нашу просьбу. Мы считаем, что молитва должна исполниться определённым образом, но Бог всегда знает как лучше её исполнить, ведь мы можем ошибаться, а Он нет. Например, просит человек внимания в молитве, Бог автоматически не лишает его помыслов, а приводит в церковную лавку к книге, которая учит нерассеянной молитве. Или мы просим о здравии тяжело больного человека, а Бог не исцелит его, но через болезнь или земную кончину приведёт к себе его близких и спасёт и больного по их молитвам.
• Чтобы даровать нам ещё больше, вознаградив за терпение (Ин.20:29). Человек развивается преодолевая трудности, в духовной жизни та же закономерность. Некоторые подвижники не молили Бога об избавлении от страстей, желая больших венцов в Царствии Небесном.
• Когда мы просим того, что не полезно. То, что мы хотим, не всегда на пользу. Бог желает каждому человеку вечного спасения и блаженства, а не сиюминутного утешения.
• Длительность прошений испытывает степень желания. Недаром сказано: «Долготерпите в молитвах». Посмотрим примеры из Евангелия: расслабленный ожидал исцеления у купальни 38 лет; согбенная женщина 18 лет, кровоточивая – 12 лет.
Нередко после усердной молитвы человек думает: «Нужно ли мне это в действительности?» Молящийся дух ведь не только стучится в Небесные двери. Он еще и спускается в глубины сердца. Миновав поверхностные слои, те места, где живут привычные желания, человек сходит глубже, туда, где этих желаний может уже не оказаться. Там могут оказаться другие нужды и просьбы, более важные и не такие заметные на первый взгляд.
• В то же время можно сказать, что молитва никогда не бывает безответной. По словам прп. Иоанна Лествичника: «Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?»
***
Разновидности молитв и их классификация
Молитвы по своему содержанию бывают:
- покаянные
- просительные
- благодарственные
- хвалебные (славословные)
- ходатайственные
Покаянные молитвы – самые важные, в них верующие просят Бога простить их грехи – дурные поступки, слова и помыслы. Обращены покаянные молитвы к Господу Иисусу Христу и Богородице. Верующие просят Христа как Бога простить их, а Богородицу — заступиться перед Богом и помолиться о прощении молящегося. Любое просительное обращение к Богу должно начинаться с покаянной молитвы.
Просительная молитва, или молитва прошения, как можно судить по названию, предназначена для того, чтобы просить чего-либо для себя. У Бога просят здоровья, благополучия для семьи, помощи в делах. Просят у Бога не только земных благ, но и сил в борьбе с искушениями.
В благодарственных молитвах верующие благодарят Бога за всё, что Он им дает: за пищу, за благополучно прожитые день или ночь и за любые благодеяния. Читаются благодарственные молитвы Господу Богу каждый день утром, вечером и после приема пищи.
В хвалебных молитвах прославляется величие Божие: Бог — вседержитель, благой и милостивый ко всем. Святые отцы считают хвалебные молитвы высшим, самым чистым видом молитвы.
В ходатайственных молитвах верующие просят у Бога милостей не для себя, а для своих ближних, то есть ходатайствуют о них перед Богом.
Нельзя молиться Богу о содействии в греховных делах и об исполнении недобрых помыслов
Например, нельзя просить Бога о том, чтобы Он покарал наших врагов или помог кого-нибудь обмануть или соблазнить. Подобная молитва — кощунство.
Также не следует просить у Бога богатства, известности и прочих суетных, избыточных для нас вещей. Христос заповедал просить о хлебе насущном, а не об излишествах.
Как молиться? Глубина молитвы
В православии молитва различается по степеням, в зависимости от того, насколько глубоко человек молится, всем ли существом обращается к Богу. Молитвы могут быть
- словесными
- мысленными
Словесная молитва, иначе называемая телесной или устной, предполагает чтение вслух текстов молитв, созданных христианскими деятелями и утвержденных церковью. Человек произносит слова молитвы, в положенное время совершает поклоны, старается не отвлекаться мыслью от молитвы, но вовлечен в молитву неглубоко. Устная молитва — единственная доступная большинству мирян и даже монахов. Это первая, низшая степень молитвы.
Мысленная молитва – это особая активность мыслей и чувств, сосредоточенно обращенных к Богу.
Мысленная молитва – это особая активность мыслей и чувств, сосредоточенно обращенных к Богу. В этом состоянии слова молитвы не произносятся вслух, но только в уме. Мысленные молитвы, в свою очередь, тоже различаются:
- умная молитва (или внутренняя) – вторая степень глубины. При этом ум молящегося всецело сосредоточен в молитве и возносится к Богу непрерывно, независимо от того, чем человек занят. Такую молитву нельзя практиковать без духовного наставника.
- молитва сердечная, или умно-сердечная, – третья степень молитвы, когда в молитву вовлечен не только разум, но и чувства человека. Она доступна очень немногим монахам и описана в монашеских сочинениях о молитве.
- духовная молитва – высшая степень молитвы, когда дух молящегося всецело пребывает в Боге. На это способны только ангелы и очень немногие святые.
В каких условиях молиться?
Молитвы могут быть
- коллективные (общественные или частные)
- индивидуальные
Коллективные общественные молитвы совершаются в храме, во время богослужения (например, на литургии). Особенность таких молитв в том, что они совершаются совместно с незнакомыми людьми. На богослужении за всех собравшихся молитвы произносят священник, диакон, чтецы, хор. Участие собравшихся в молитве состоит в том, что они внимательно слушают слова службы.
Коллективные частные (или семейные) молитвы читаются дома в кругу семьи: слова молитвы хором повторяют все члены семьи, за исключением совсем маленьких детей. Так молятся в торжественных случаях, по праздникам, перед принятием пищи и после него, так же совершается молитва супругов о даровании детей. Семья – это малая церковь, и общую семейную молитву можно считать разновидностью общественной молитвы.
Индивидуальная молитва совершается человеком в уединении: дома, на улице, в храме, когда там нет богослужения.
Православная молитва совершается стоя или на коленях, сидеть на молитве позволено только в ограниченном количестве случаев: либо при болезни и крайней усталости, либо когда молящийся не имеет возможности встать на молитву (например, едет в транспорте).
Молитва прошения
Молитвы прошения — самые распространенные и востребованные. В ней обязательно содержится просьба верующего, о каких-либо благах. Но следует понимать, что человек может быть услышанным Богом, только если он не способен справиться с возникшими проблемами самостоятельно. С молитвой о помощи люди обращаются часто к Святой Богородице.
Текст одной из молитв, которая известна под названием «Неупиваемая чаша» звучит следующим образом:
«Владычица небесная Всемогущая, святая Богородица. Я с мольбой смиренной к Тебе обращаюсь и огромною надеждой. Даруй мне благодать свою, помоги мне избавится от всего мрачного в жизни моей, убери с моей жизни скверну всякую и злобу людскую. Услышь меня, Матерь Божья, смилуйся надо мной и протяни мне руку помощи. Молю Тебя, из тьмы помоги мне выбраться и радость светлой жизни познать. Ниспошли на меня свою благодать и Твое огромное милосердие, пробуди в моей душе веру в будущее. Молю, помни обо мне и моли Господа о моем благополучии. Аминь».
Эта молитва будет услышана, только если вы искренний человек и раскаялись в своих грехах.
Что нужно, чтобы Бог услышал молитву?
Когда Бог слышит нашу молитву?
Богу известны все наши деяния и намерения, и потому Он всегда слышит все наши молитвы. Однако Он может не исполнить того, о чем мы просим.
Почему порой Бог не отвечает на наши молитвы?
Бог не отвечает на наши молитвы, если мы молимся о том, о чем молиться грешно, либо тогда, когда исполнение нашей просьбы не принесет нам пользы. В этом случае Бог может не ответить на нашу молитву или ответить, но не сразу и не в той форме, в какой мы просили.
Поэтому когда просят о чем-либо, нужно добавлять: «Боже, не моя воля, но Твоя да будет».
Бог не отвечает на молитвы людей, которые живут во грехе и не хотят покаяться, а также тех, кто кается и просит у Бога прощения, но не хочет прощать тех, кто виноват перед ними.
Бог также не принимает небрежной молитвы, которая совершается наспех, невнимательно.
Не следует также просить у Бога о том, что под силу сделать самому. В этом случае неуместно возлагать упование на Бога.
Как следует молиться
Открыв Евангелие, мы узнаем заповеди Христовы о молитве, данные Им в Нагорной проповеди:
«Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6: 5-6).
Правда, буквальный смысл этой заповеди кажется нам тщетным. И действительно, живя в антихристианском обществе мы вряд ли прославимся, если будем напоказ молиться в разных общественных местах и на перекрестках. Скорее нас примут за ненормальных. Так что в наше время мало кто решится повторить сей сомнительный «подвиг» древних лицемеров.
Но эта заповедь имеет еще другой, духовный смысл. Ведь в любом обществе и месте всегда есть хотя бы один внимательный зритель, часто именно ради которого мы совершаем различные добрые дела, в том числе, творим молитвы. Кто же этот зритель? Это ты сам. Ибо нашей падшей природе свойственно запоминать свои добрые дела, гордиться и надмеваться ими.
Это особенно свойственно тем «подвижникам», которые, вообще не научившись молиться, пытаются совершать особые молитвы, чаще всего, «Иисусову». Таковые обычно скрупулезно подсчитывают, запоминают их количество и вовсю борются за него. Но… согласно вышеприведенной заповеди Спасителя — это тщетный труд.
Тут верно такое правило: «Что мы запоминаем, то Бог забывает; а что забываем мы, то помнит Он». Запоминаем мы свои добродетели – Господь их забывает; а если забудем их мы, то будет помнить Он. Для нашего падшего естества свойственно первое (видеть себя очень добродетельными), и очень трудно последнее. А надобно, иначе молитва не пойдет. Подскажу и как достичь сего последнего – для сего необходимо иметь твердую православную веру в догмат Искупления. Только так христианин может научиться не помнить содеянные им добрые дела – а иначе никак!
Что же далее говорит Спаситель о молитве:
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6: 7-8).
Согласно толкованию этого места Св.Писания блаженным Феофилактом:
«Многоглаголание есть пустословие: например, молить о чем-либо земном – о власти, богатстве, победе. Многоглаголание есть и нечленораздельная речь, как речь детей. Итак, не будь пустословом. Должно совершать не длинные молитвы, а краткие, но непрестанно пребывать в краткой молитве».
Язычники,«познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1: 21-23).
Поэтому они выдумали себе множество «богов», каждый из которых отвечал за что-то земное: эти самые власть, богатство, победу и т.д. Поэтому, боясь оскорбить какого-то из этих своих «богов», они в молитве старались угодить каждому. Почему и были многословны.
Подобно тому, как, например, языческие Афины были настолько переполнены идолами (тоже старались каждому «богу» угодить), что апостол Павел, пребывая в сем городе, даже «возмутился духом» (Деян.17: 16). Так мало этого, боясь, что даже при всем своем усердии они какого-то истукана забыли, предусмотрительные афиняне еще специально создали жертвенник «неведомому Богу» (ср.Деян.17: 23), — это тем, кого они не почтили капищем! Чем и воспользовался ап.Павел для своей проповеди в ареопаге.
Для нас же во всем этом важно следующее: язычники исказили образ Божий, из-за чего не могли молиться так, чтобы быть услышанными Богом. И действительно, мы ведь и в обычных наших беседах говорим по разному с различными лицами: иначе с матерью, иначе с отцом; иначе с господином, иначе с рабом; иначе с другом, иначе с врагом и т.д. Многое ведь зависит от лица собеседника, и если мы начнем говорить с ним не по чину, то и никакого разговора не получится. Точно также и в молитве – беседе с Богом.
Но язычники хотя и исказили образ Божий, однако все же верили, что Бог или боги есть. А пришедший из атеизма должен усвоить и это. Пока же он это не усвоил, то и молитва у него получается с каким-то пустым местом. Что, кстати говоря, очень удобно перетекает в предыдущее — когда таковой лицемерный «молитвенник», не видя Бога, молится напоказ перед самим собой.
Если же христианин преодолеет этот соблазн, то тогда ему надо разобраться со свойствами Божиими. Ибо ныне бесы, а также некоторые лжеучителя стараются изобразить Бога либо только милостивым и все прощающим; либо только праведным и за все наказывающим. В первом случае, согласно их лжеучению, «молиться и не надо», ибо Господь «все равно все простит». А во втором – «в молитве нет смысла», ибо Праведный Судия «все равно не помилует».
Христиане века сего лукавого охотно клюют на эту бесовскую удочку по причине своей чрезмерной греховности. Нам бывает страшно предъявить свои чудовищные грехи на суд Божий, поэтому мы часто ждем от Него одной лишь милости. Когда же ее одной, естественно, не получаем, тогда впадаем в уныние или, что еще хуже, в отчаяние. И тогда уже не молимся, думая, что милости нет.
Правильно здесь следующее.
Какими бы страшными наши грехи не были, нам следует исповедать их пред Господом на исповеди и молитве. Ибо Бог праведен и все видит: как говорил некий блаженный старец: «Ни Он тебя не обманет, ни ты Его».
Но при этом надобно иметь твердую веру в милосердие Искупителя, кое, по словам святых, есть океан милости, в котором подобно капле уксуса без следа растворяются, исчезают все наши грехи, сколь чудовищными они бы не были.
Но это бывает не само по себе, не в силу одного лишь милосердия Божия, а лишь тогда, когда мы приложим к сему усилие на исповеди и/или в молитве. Ибо
«от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11: 12).
Если христианин поступит так, то он станет молиться по настоящему. Он почувствует себя человеком, который тонет в болоте собственных грехов или повис над пропастью своих беззаконий, и зовет на помощь в надежде, что кто-то его услышит. Этот зов и есть подобие молитвы. Поэтому, как безумным покажется нам тот погибающий, который думает спастись одним своим лишь криком, призывом на помощь, так точно безумен и тот вышеозначенный лицемер, который думает спастись одним лишь многочисленным повторением молитвословий.
Нет, надобно, чтобы погибающего кто-то услышал и пришел ему на помощь: помог выбраться из пропасти, вытащил из болота: таково подобие первого вида молитвы – просительной, когда мы просим Господа о чем-либо. И если в миру не всегда найдется такой помощник, то в духовной жизни Спаситель всегда пребывает рядом с нами и ждет, когда мы молитвенно призовем Его.
Как вести себя во время молитвы?
Когда человек молится своими словами, он может привнести в молитву свои греховные помыслы и страсти и начать молиться о не богоугодных вещах. Поэтому в первую очередь предпочтительно читать молитвы, текст которых установлен Церковью и един для всех, и уже после этого обратиться к Богу со своей личной просьбой.
Прежде чем молиться, нужно попросить прощения у тех людей, перед которыми виноваты. Так велел сам Христос. Если такой возможности нет — например, человек, которого вы обидели, далеко от вас, — просите Бога послать вам эту возможность и помириться с человеком лично.
В христианской церкви издавна сложились правила молитвы, единые для всех как в храме, так и дома.
- Еще со времен апостолов существует обычай креститься во время молитвы.
- Стоя на молитве, не отвлекайтесь на посторонние мысли.
- Молитесь неторопливо и благоговейно.
- Чтобы сосредоточиться на молитве, произносите слова молитвы вслух или шепотом, осмысляя каждое ее слово.
- Молиться небрежно, спешить, стараясь быстрее завершить молитву – грех.
Виды молитв
Богатый опыт христианской жизни, выраженный в учении Святых Отцов, позволяет выделить несколько видов молитвы.
Хвалебная молитва
Святитель Василий Великий учит нас прежде просьб к Господу о чем-либо, обратиться к Создателю со словами прославления:
«Молясь, не вдруг приступай к прошению… Начни славословием все Сотворившего».
Свои молитвы к Отцу Иисус Христос начинал с прославления Имени Отца Небесного:
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10:21).
Подражая Своему Учителю, апостол Павел призывает нас молиться «единодушно едиными усты славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:6).
За богослужением читается 103-й псалом царя Давида, который является одним из образцов хвалебной молитвы. В нем восхваляется Господь, как Премудрый Творец и Создатель.
В Церкви распространены хлебные тексты – акафисты. Это песнопения, которые прославляются Господь, Божия Матерь или святые.
Просительная молитва
Просительная молитва – обращение к Господу со своими просьбами и нуждами. Мы можем просить о здоровье душевном и телесном.
«Кто никогда не приносит Богу прошений, тот мало верует в Его благодать и силу, или совсем не верует», – говорит святитель Филарет (Дроздов).
Зачем что-то просить у Господа, ведь Он и так знает, что нам нужно? Сотворив нас свободными, Господь ждет нашего свободного обращения к Нему. По словам святых, «хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может».
Архиепископ Аверкий (Таушев), толкуя евангельские слова «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам» (Мф: 7: 7-7), говорит:
«Господь учит постоянству, терпению и усердию в молитве. Истинный христианин, помнящий наставление Господа «Ищите же прежде Царства Божья и правды Его» не станет домогаться получения чего-либо суетного, вредного для спасения души. А потому может быть уверен, что по молитве его дано и отворено будет ему. Как и обещает Господь тому, кто будет усердно молиться».
В Новом Завете мы видим, о чем просил Своего Небесного Отца Сам Иисус Христос. Вспомним эпизод моления в Гефсиманском саду:
«И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39).
В церковном богослужении мы встречаем немало просительных молитв: ектении, молитвы («Спаси, Боже, люди Твоя..»).
Покаянная молитва
Каждый человек ошибается и нарушает заповеди. Чтобы вновь обрести духовную чистоту, необходим покаянный плач о своих грехах. Ведь грехи – это главное препятствие к святости.
Внешне покаянная молитва похожа на просительную. Однако их смысловое наполнение всё-таки различается. Если в просительной мы ищем земных благ, то в покаянной просим прощения грехов.
Покаяние – главная тема в проповедях Иоанна Предтечи. Именно со слов «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17) начинается проповедь Ииуса Христа.
«Увещеваю, прошу и умоляю чаще исповедоваться пред Богом, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Не на позорище пред подобными тебе рабами вывожу тебя, не человекам принуждаю тебя открывать согрешения. Раскрой совесть свою пред Богом, Ему покажи язвы, у Него проси врачевств, покажи себя не укоряющему, но врачующему».
Большое количество покаянных молитв содержится в Покаянном каноне, Последовании ко Святому Причащению, молитвах перед Исповедью, а также Покаянном каноне Андрея Критского.
Благодарственная молитва
Господь – источник наших благ. Именно благодаря Его Милости мы получаем все, что необходимо для нас. Естественным следствием любви человека к Богу является благодарность.
«Кто не приносит благодарений, – говорит святитель Филарет Московский, – тот оказывает небесному Подателю всех благ такую несправедливость, которая и между человеками в отношении к земным благодетелям осуждается и наказуется общим презрением».
За что должно благодарить Господа? Церковь учит нас благодарить не только за то, что имеем и получили по молитвам. Но и за то, что нам не дано, верую, что все происходит по Воле Божьей для нашего блага.
Самое важное богослужение Православной Церкви Евхаристия переводится как «благодарение». Благодарение Богу встречается в последовании Благодарственного молебна, молитв после причастия Святых Христовых Тайн.
Ходатайственная молитва
Просить не только о себе, но и ближнем призывает нас Господь. Поэтому мы можем и должны молиться за своих родных, друзей и даже врагов. Особенно Церковь призывает нас молиться за земных правителей.
Эта церковная традиция основана на призыве апостола Павла:
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте…» (1 Тим. 2:1-2).
Как научиться молитве?
Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спросить, а как Вы учитесь?
- Требуется изучать опыт тех, кто преуспел в молитве. Существует много книг об этом. См. книги о молитве.
- Необходимо посещать церковные богослужения, где всё приспособлено для концентрации на молитве.
- Важна регулярная личная молитва.
Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, христианин прилагает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется.
Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества.
С одной стороны, молитва – это дар Божий. Но дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и благодать, укрепляющую его в молитвенном подвиге.
Не путайте молитву и молитвословие: первая от сердца, вторая устами.
Свт. Игнатий (Брянчанинов): Все препятствия встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве.
На молитве следует остерегаться:
- Игры воображения, представлять себе тех, к кому обращаешься.
- Поиска благодатных состояний. Нужно исключить искусственное подогревание эмоций, чтобы не принять душевное утешение за духовное и не встать на путь духовного самоудовлетворения.
- Видений и откровений. Им не следует доверять и считать себя недостойными их. Из “Отечника”: Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: «Я – Архангел Гавриил, послан к тебе». Монах на это отвечал: «Смотри! не к кому ли другому ты послан? потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы». Диавол тотчас исчез.
- Злословия. “Отцы церкви строго запрещали призывание проклятий, даже на головы врагов, — в молитве за других можно просить только того, что просишь для себя, то есть преимущественно благ небесных и духовных”. патролог. А.И. Сидоров
Почему иногда молитвы исполняются, но не так, как нам бы хотелось?
Бог премудр и всеведущ, Он всегда предлагает человеку то, что для человека действенно и посильно. Его действие направлено в первую очередь на духовное исцеление, спасение в вечности.
Прот. Максим Козлов: “Нужно сознавать цену молитве. Скажем, мать, просящая об избавлении от страсти наркомании своего сына, должна понимать, что это менее всего вероятно произойдет так, что завтра он проснется аки агнец, забывший о своих пристрастиях, трудолюбивый, воздержанный и любящий своих ближних. Скорее всего, прося об избавлении сына, она просит ему скорбей, болезней, тех или иных очень непростых жизненных обстоятельств, с которыми сын может столкнуться – может быть, армии, тюрьмы. Цену молитвы нужно осознавать, но молиться, тем не менее, нужно о правильном и не бояться Бога”.