«Отче наш»: 10 вопросов о главной христианской молитве


«Отче наш, иже еси на Небесех»

Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал?

Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель, или — Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?

Самое главное и самое личное дело для христианина — любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: Отче мой, Иже еси на Небесех“, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».

Почему «на Небесах», если Церковь учит, что Бог — вездесущ?

Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит на Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».

Святая Матрона Московская

Молитва Отче наш

О́т­че наш, И́же еси́ на Не­бе­се́х! Да свя­ти́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́р­ст­вие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Не­бе­си́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

***

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., 6:9-13)

***

После прочтения молитвы её следует завершить крестным знамение и поклоном. Отче наш произносится верующими, например, дома перед иконой, или в храме во время службы.

Толкование молитвы Отче наш святителя Иоанна Златоуста

Отче наш, Иже еси на Небесех! Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих! В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей: и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.

Когда же говорит на Небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах.

Далее, этими словами Он научает нас и молиться за всех братьев. Он не говорит: «Отче мой, Иже еси на Небесех», но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие.

Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим наименованием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения.

Да святится имя Твое, говорит Он. Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке — это есть признак совершенной мудрости.

Да приидет Царствие Твое. И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству, но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям.

Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются – так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Что такое хлеб насущный? Повседневный. Так как Христос сказал: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, а беседовал Он с людьми, облеченными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия то, хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют их, однако снисходит к немощи природы и как бы так говорит: «Я требую от вас равноангельной строгости жизни, впрочем не требуя бесстрастия, поскольку того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище».

Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном – но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, то есть повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем?

Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения. — Сост.), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.

Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после неизреченно великого дара оправдания Он опять согрешающих удостоивает прощения.

Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, – говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти.

Толкование молитвы Отче наш дано в сокращениях. «Толкование на святого Матфея евангелиста Творения» Т. 7. Кн. 1. СП6., 1901. Репринт: М., 1993. С. 221-226

«Да святится имя Твое»

Зачем специально просить об этом, если Бог и так всегда свят?

Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» — просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки

А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми бодрствующими и внимательными, охраняемыми Богом и признающими Его Царем своим? Поэтому и в конце молитвы Он выразил царство и силу и славу Божию, сказав: «ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6:13). Этого, говорит, я прошу у Тебя потому, что знаю, что Ты Царь всего, имеешь вечную державу, можешь сделать все, чего ни захочешь, и обладаешь неотъемлемою славою. За все же это будем благодарить удостоившего нас таких благ, так как Ему подобает всякая слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

«Да приидет царствие Твое»

О каком царстве идет речь? Мы просим у Бога, чтобы Он стал всемирным царем?

Царство Божие — слова, которые одновременно означают здесь два понятия:

  1. Состояние обновленного мира после конца света и Страшного суда, в котором будут жить преображенные благодатью люди, наследовавшие это Царство.
  2. Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, победил действие страстей, и через это дал в себе действовать благодати Духа Святого, которую каждый христианин получает в таинстве Крещения.

Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть — будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это — духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».

Толкование молитвы

“Богу внятны только те молитвы, которые когда произносит молящийся, понимает, что говорит и чувствует” (преподобный Симеон Новый Богослов).

Важной составляющей при чтении молитвы является понимание слов, обращенных к Богу. Поэтому следует прибегать к толкованию смысла молитвы, которое составлено Святыми Отцами. Если же прислушиваться лишь к своему разуму, то есть вероятность исказить смысл священных слов.

“Отче наш, Который на небесах”

Обращение к Богу как к любящему Отцу всего человечества.

“О, какое к нам снисхождение, какое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам при совершении молитвы перед лицом Божиим называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими так же, как и Христос есть Сын Божий! Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не позволил нам так молиться” (Святой Киприан Карфагенский).

Именно благодаря такому отношению и обращению к Богу как Отцу христиане считают друг друга братьями и сестрами. Соответственно, и отношения между ними должны быть подобны отношениям между близкими и любимыми родственниками.

По толкованию святителя Феофана Затворника, “на небесах” указывает на отеческий дом, тем самым отрывая человека от земли и возводя его мысли к Небесному Отцу.

“Да святится имя Твое”

То есть славится имя Твоё. Этими словами указывая, что человеку ничего, кроме славы Божьей и не нужно искать. Славу Божью можно понимать по-разному. Например, как исключительное Божественное присутствие. Или наглядное исполнение заповедей Бога, означающее полное согласие с Его волей.

“Да приидет Царствие Твое”

Предвещая события Страшного Суда и Второго Пришествия, после которого наступит Царствие Бога. Это Царствие освободит человека от уз греха, полностью будут низвержены дьявольские силы. И, произнося эти важные слова, человек также выражает надежду оказаться рядом с Богом – в обители всепоглощающей любви, а не быть приговорен к вечным страданиям.

“Да будет воля Твоя и на земле, как на небе”

Прошение Богу о даровании постичь волю Господа каждому человеку живущему на земле. Тем самым спастись через соблюдение заповедей Божьих и разумение Его святой воли (на основании толкования святителя Феофана Затворника).

“Хлеб наш насущный дай нам на сей день”

Хлеб здесь имеет двойное значение. Во-первых, как пища, которую посылает Господь для пропитания человека в каждый день жизни. Также Святые Отцы толкуют “хлеб” как Причастие (Евхаристию), таким образом желая непрестанно пребывать со Христом через вкушение Его Тела и Крови.

“И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”

Под долгами следует понимать грехи человека. Как каждый прощает ближнему плохие поступки, оскорбления, обиды, так и Бог простит наши грехи.

“И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого”

Только с Божьей помощью человек может преодолеть бесовские нападки и уберечь от воздействия нечистых сил. Этими словами Христос указывает, что всегда и во всем нужно полагаться на Бога. Сам человек, без помощи Вседержителя, не может справиться с жизненными испытаниями и обстоятельствами, которые приводят ко греху. Так лукавый искушает человека ежедневно, и только смиренной мольбой к Богу можно оградить себя от сетей дьявола.

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

Разве Бог и без такого нашего прошения не осуществляет Свою волю на земле?

Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит — исполняем волю Божию. Если же нет — то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда — через нас — в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».

Как появилась молитва “Отче наш”

Молитва “Отче наш” является главной христианской молитвой. Она была дана самим Господом. Этим она отличается от остальных молитв, составляющих совместное творчество Церкви (тексты Святых Отцов, личные молитвы подвижников, ветхозаветные тексты и т.п.). Молитва “Отче наш” на русском языке также называется молитвой Господней. Такое название она получила вследствие того, что Иисус Христос поведал слова этой молитвы своим ученикам.

“Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих” (Лк. 11.1).

Фарисеи и Иоанн Предтеча учили своих последователей возносить свои мысли к Богу. Господь дает слова молитвы, которые являются не только обращением к Богу, но и основанием мировоззрения верующего человека. Именно по этой причине “Отче наш” является образцом молитвы.

'молитва

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»?

«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.

Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он — от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь — хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это — хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51—54)».

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

Бог отпускает грехи только тем, кто сам простил своих обидчиков? А почему бы ему не простить всех вообще?

Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы — грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.

Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

Разве Бог кого-нибудь искушает или вводит в искушение?

Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.

Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, — молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».

Кто это такой — лукавый? Или — лукавое? Как правильно понимать это слово в контексте молитвы?

Слово лукавый — противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье — всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.

Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».

На заставке фрагмент spbpda/wwww.flickr.com

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви

святитель митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов)

О Молитве Господней

ЕСТЬ ЛИ МОЛИТВА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ВСЕХ МОЛИТВ?

Есть такая молитва, которая может быть общей христианской молитвой и образцом для всех молитв. Это – Молитва Господня.

ЕСТЬ ЛИ МОЛИТВА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ВСЕХ МОЛИТВ?

Есть такая молитва, которая может быть общей христианской молитвой и образцом для всех молитв. Это – Молитва Господня.

ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА ГОСПОДА?

Молитва Господня – такая молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим.

КАК ЧИТАЕТСЯ МОЛИТВА ГОСПОДА?

Она читается так: Отче наш, Иже еси на Небесех! 1) Да святится имя Твое, 2) да приидет Царствие Твое, 3) да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. 4) Хлеб наш насущный даждь нам днесь; 5) и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; 6) и не введи нас во искушение, 7) но избави нас от лукавого, Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь (Мф.6:9-13)

КАК ДЛЯ УДОБСТВА РАССМОТРЕНИЯ РАЗДЕЛЯЕТСЯ МОЛИТВА ГОСПОДА?

Чтобы удобнее рассматривать Молитву Господню, ее можно разделить на призывание, семь прошений и славословие.

КАК БОГА МЫ ОСМЕЛИВАЕМСЯ НАЗЫВАТЬ ОТЦОМ?

Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере в Иисуса Христа и по благодати возрождения. «Елицы (тем, которые) прияша Его, даде им область (власть) чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския (не от хотения плоти), ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин.1:12-13)

ВСЕГДА ЛИ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ ОТЧЕ «НАШ»?

Говорить Отче наш нужно всегда, хотя бы и молился кто-либо один. Это потому, что по христианскому братолюбию следует призывать Бога и просить у Него благ не только для себя, но и для всех.

ПОЧЕМУ МЫ ГОВОРИМ «ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ»?

В призывании следует говорить Иже еси на Небесех для того, чтобы, начиная молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному.

О первом прошении

ИСПОВЕДУЕМ ЛИ МЫ СВЯТОСТЬ ИМЕНИ БОЖЬЕГО?

Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе. «Свято имя Его» (Лк.1:49).

КАК ИМЯ БОЖИЕ МОЖЕТ ЕЩЁ И СВЯТИТЬСЯ?

Оно может еще святиться в людях, т.е. вечная святость Его в них может являться.

КАКИМ ОБРАЗОМ ИМЯ БОЖИЕ МОЖЕТ СВЯТИТЬСЯ?

Происходит это следующим образом. Во-первых, когда мы, имея в мыслях и в сердце имя Божие, так живем, как требует Его святость, и такой жизнью прославляем Бога; во-вторых, когда, видя нашу добрую жизнь, и другие прославляют Бога. «Тако да просветится (так да светит) свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех» (Мф.5:16)..

О втором прошении

О КАКОМ ЦАРСТВЕ ГОВОРИТСЯ В МОЛИТВЕ ГОСПОДА?

Во втором прошении Молитвы Господней говорится о Царствии Божием, т.е. о Царстве благодатном, которое, по Апостолу, есть «правда, и мир, и радость о Дусе Святе» (Рим.14:17).

ПРИШЛО ЛИ ЭТО ЦАРСТВО?

Это Царство для некоторых не пришло еще во всей силе, а для некоторых и совсем не пришло, поскольку еще «царствует… грех в мертвеннем теле их, во еже послушати его (чтобы повиноваться ему) в похотех его» (Рим 6:12).

КАК ПРИХОДИТ ЭТО ЦАРСТВО?

Оно приходит сокровенно и внутренно. «Не приидет Царствие Божие с соблюдением… (приметным образом). Се бо Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21).

МОЖНО ЛИ ПРОСИТЬ ЦАРСТВА СЛАВЫ?

Христианин может просить под именем Царства Божия Царства славы, т.е. совершенного блаженства верующих. «Желание имый (имею) разрешитися и со Христом быти» (Флп.1:23).

О третьем прошении

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОШЕНИЕ «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ»?

Прошение «да будет воля Твоя» означает, что через это прошение следует просить Бога, дабы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу.

ПОЧЕМУ НЕ СЛЕДУЕТ ПРОСИТЬ О СВОЕЙ ВОЛЕ?

Этого не нужно просить потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно и более чем мы сами желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствуют наше своеволие и упрямство. «Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим (сделать несравненно больше всего, чего мы просим) или разумеем, по силе, действуемой в нас, Тому слава в Церкви» (Еф.3:20-21).

ПОЧЕМУ МЫ ПРОСИМ ИСПОЛНЕНИЯ ВОЛИ БОЖИЕЙ НА ЗЕМЛЕ ТАК, КАК НА НЕБЕ?

Мы просим исполнения воли Божией «на земли» именно так, «яко на Небеси», потому что на Небесах святые Ангелы и люди блаженные – все, без исключения, всегда и во всем исполняют волю Божию.

О четвертом прошении

ЧТО ТАКОЕ ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ?

Хлеб насущный – это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать, или жить.

О ЧЕМ МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ПРОСЯ БОГА О НАСУЩНОМ ХЛЕБЕ?

Приносить Богу прошение о хлебе насущном нужно с такими мыслями. Согласно наставлению Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более как насущного хлеба, т.е. необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх этого и не является необходимостью, а служит для удовольствия, то предать это воле Божией и, если дано будет, благодарить Бога; если не будет дано – не заботиться об этом.

ПОЧЕМУ МЫ ПРОСИМ О НАСУЩНОМ ХЛЕБЕ ТОЛЬКО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ?

Повелевается просить насущного хлеба только днесь, т.е. на нынешний день, для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в этом на Бога. «Не пецытеся убо на утрей (не заботьтесь о завтрашнем дне), утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его» (довольно для каждого дня своей заботы). (Мф.6:34.) «Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех» (что вы имеете нужду во всем этом) (Мф.6:32).

О ЧЕМ ЕЩЁ МЫ ПРОСИМ ПОД ИМЕНЕМ НАСУЩНОГО ХЛЕБА?

Под именем «насущный хлеб» можно просить чего-либо и для души. Поскольку человек состоит из телесного и душевного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода (свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное, 4, 15; Православное исповедание, ч.2, вопрос 19).

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НАСУЩНЫМ ХЛЕБОМ ДЛЯ ДУШИ?

Насущный хлеб для души – это слово Божие и Тело и Кровь Христовы.     «Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе (всяким словом), исходящем изо уст Божиих» (Мф.4:4) «Плоть бо Моя истинно есть брашно (пища), и Кровь Моя истинно есть пиво» (питие) (Ин. 6:55).

О пятом прошении

ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ДОЛГАМИ НАШИМИ?

В Молитве Господней под словами «долги наши» следует понимать грехи наши.

   

Грехи называются долгами, потому что мы все получили от Бога и должны все отдать Богу, т.е. все подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием.

КТО ТАКИЕ ДОЛЖНИКИ НАШИ?

Должники наши – это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как, например, проявили не любовь, а вражду.

КАКИМ ОБРАЗОМ МЫ МОЖЕМ НАДЕЯТЬСЯ НА ПРОЩЕНИЕ ДОЛГОВ НАШИХ?

При правосудии Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших – через ходатайство Господа Иисуса Христа. «Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (предавший Себя для искупления всех) (1Тим.2:5-6).

ИЗ-ЗА ЧЕГО МЫ МОЖЕМ ЛИШИТЬСЯ ПРОЩЕНИЯ ДОЛГОВ НАШИХ?

Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем, то не получим и мы прощения. «Аще бо отпущаете (если вы будете прощать) человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

ПОЧЕМУ БОГ НАС НЕ ПРОСТИТ, ЕСЛИ МЫ НЕ ПРОСТИМ ДОЛЖНИКОВ НАШИХ?

Бог не прощает нас, если и мы не прощаем других, потому что мы через это оказываемся злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божии.

О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВА ОБ ОСТАВЛЕНИИ «ДОЛЖНИКОМ НАШИМ»?

Слова Молитвы Господней «и мы оставляем должником нашим» требуют непременно, чтобы молящийся не имел никакой вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. «Аще убо (если) принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши (вспомнишь), яко брат твой имать нечто на тя (имеет что-нибудь против тебя), остави ту дар твой пред олтарем, и шед, прежде смирися (примирись) с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ХОЧЕТ ПРИМИРЕНИЯ?

Если того, кто имеет что-то против меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению, то в таком случае достаточно примириться с ним в сердце, перед очами Всевидящего Бога, «Аще возможно, еже от вас (с вашей стороны), со всеми человеки мир имейте» (Рим.12:18).

О шестом прошении

ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ИСКУШЕНИЕМ?

В Молитве Господней под наименованием «искушение» следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех.

ОТКУДА ПРИХОДЯТ ИСКУШЕНИЯ?

Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола.

О ЧЁМ МЫ ПРОСИМ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВА МОЛИТВЫ «НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ»?

Словами молитвы «не введи нас во искушение» мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нашего падения.

О седьмом прошении

О ЧЕМ МЫ ПРОСИМ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВА МОЛИТВЫ «ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО»?

Словами молитвы «избави нас от лукаваго» мы просим избавления от всякого зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха «весь во зле лежит» (1Ин.5:19), особенно же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы – диавола.

О славословии

ДЛЯ ЧЕГО К МОЛИТВЕ ГОСПОДА ПРИСОЕДИНЕНО СЛАВОСЛОВИЕ?

К Молитве Господней присоединено славословие, во первых, для того, чтобы мы, прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его Вечном Царстве, силе и славе все более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в его власти и относится к его славе.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «АМИНЬ»?

Слово «аминь» означает «истинно»

, или
«да будет»
.

Присоединением слова «аминь» к славословию показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков (Иак.1:6).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: