Понятие о Литургии и происхождение ее
Первое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Страданий.
Умывши ноги Своим Ученикам для показания примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздев хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «Пиите от нея вси сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов». (Мф. XXVI, 26–28).
Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание». (Луки XXII, 19; 1 Кор. XI, 24).
Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедывали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине.
В первое время обряд и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями.
Литургия всегда совершалась и будет совершаться до скончания века в Церкви Христовой, ибо через Св. Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Самое слово Причащение или Причастие, то есть общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, друг с другом.
О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоан. VI, 54–56); о втором — в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело есмы многи вси бо от единаго тела причащаемся» (1 Кор. X, 16, 17).
Первая часть Литургии Проскомидия или «Принесение»
Первая часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется «принесением», потому что в назначенное время древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии, оттого и самый хлеб называется «просфорой», то есть «приношением».
Веществом для Таинства служит хлеб и вино. Хлеб должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Хлеб должен быть квасным, а не пресным, потому что Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства взял квасный хлеб. Пшеничный хлеб берется также по примеру Иисуса Христа и ещё потому, что Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Иоан. XII, 24).
По внешнему виду хлеб (просфора) состоит:
- из двух частей, соединенных вместе в обозначение двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого.
- с обозначением креста в знак того, что сей хлеб назначен для священного употребления,
- с надписью на сторонах креста Христос-Победитель.
Вино должно быть виноградным и красным, потому что Сам Иисус Христос употребил на Тайной Вечери виноградное вино. В Проскомидии, при воспоминании страданий Спасителя, вино соединяется с водою, знаменуя, что во время Страданий Спасителя из прободенного ребра Его истекала кровь и вода.
Для Проскомидии употребляются пять хлебов или просфор, но собственно для Причащения употребляется одна (Агнец), как говорит Апостол: «Один хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся» (1 Кор. X, 17).
Общий очерк Проскомидии
После облачения (облачение священнослужителей пред Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв, пред Царскими вратами, что называется «совершением входнаго») во все священные одежды и произнесения начинательного «возгласа» для чтения псаломщиком часов, священник приступает к жертвеннику.
Совершив три земных поклона пред жертвенником с молитвой об очищении грехов, священник берет первую просфору и копием делает на ней трижды знамение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: мы начинаем совершать Литургию по завету Иисуса Христа и в воспоминание о Нем. Затем с произнесением пророческих слов пророка Исаии, священник производит копием надрез по четырем сторонам средины просфоры.
Так выделяется кубическая часть просфоры и называется Агнцем. Изъятую из просфоры эту кубическую часть (называемую Агнцем) священник полагает на дискос, надрезывает с противоположной стороны печати крестообразно, произнося при этом слова: «Един воин копием ребра Его прободе и абие изыдя кровь и вода» (Иоан. 19, 34).
В соответствии с этими словами в чашу вливается вино, соединенное с водою. Совершив приготовление Св. Агнца, священник вынимает частицы из следующих просфор.
Из второй просфоры вынимается частица в честъ и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и полагается по правую сторону Св. Агнца.
Из третьей просфоры вынимается 9 частиц в честь девяти чинов Святых Божиих и полагается по левую сторону Св. Агнца, по три частицы в ряд.
Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых. Вынутые о здравии частицы полагаются ниже Св. Агнца.
Из пятой просфоры вынимаются частицы за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.
По изъятии частиц, священник благословляет кадило с фимиамом, кадит звездицу и полагает ее верху Св. Хлеба на дискосе. Затем, окадив фимиамом первый покровец, священник покрывает им Св. Хлеб с дискосом; окадив второй покровец, священник покрывает им Св. потир (чашу); наконец, окадив большой покров, который называется «воздухом» (словом «воздух» большой покров называется, потому что, вея им на Литургии во время символа веры, священник колеблет воздух), священник покрывает им дискос и Св. потир вместе, произнося при каждом покровении соответствующую молитву.
Затем священник кадит Св. жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвенник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священнослужителей сохранить неосуждениями в священнодействии Божественных Тайн.
Во время Проскомидии читаются на клиросе 3-й, 6-й, а иногда и 9-й часы.
На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9-10 часов утра по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца, а с другой стороны, напоминание о Св. Духе.
На шестом часе (по нашему 12–1 ч.) вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях. Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр. Последний, псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «На аспида и василиска наступивши» и пр. — на Его победу над адом.
На девятом часе (по нашему 3–4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения.
В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа» на то, что «Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена — наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец, говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Пс. 84).
Псалом 85 — «Преклони, Господи, ухо Твое: пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо.
В псалме 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе».
Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост.
Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.
Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.
Тропарь 3-го часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся.
Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови нас, молящихся Тебе.
Тропарь 6-го часа: Иже в шестой день же и час на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.
Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.
Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.
Господи, Христе Боже, вкусивый ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.
Схема часов
- Обычное начало
- Три псалма — на 1-м часе — 5, 89 и 100; на 3-м часе — 16, 24 и 50; на 6-м часе — 53, 54 и 90; на 9-м часе — 83, 84 и 85 пс.
- Слава и ныне аллилуиа
- Тропарь «часа», праздника или Святого, («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому — из «Минеи»)
- Богородичен
- Трисвятое, «Отче наш»
- Кондак праздника или Святого (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из Минеи)
- «Господи помилуй» 40 раз. «Слава и ныне», «Честнейшую херувим»
- Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час»
- Заключительная молитва к Господу Иисусу
Примечание: Тропарь и кондак из Октоиха только в воскресенье или в пост.
От чего нас Христос спасает?
1. От греха. Грех – это промах. Мы хотели быть счастливы помимо Бога, искали счастья в суете и удовольствиях. Но счастье только может быть с Любимым. Господь Сам приходит показать дорогу к счастью. Он вскрывает обман греха, заблуждение бесстыдных удовольствий, обновляет нашу совесть. И все прошлое стирает, как не бывшее. Покаянием мы освобождаемся от притязаний греха.
2. От ада. Причем ада собственных страстей. Страсти отныне имеют лекарство в Таинствах Церкви, в искусстве духовной жизни. Ни одна из немощей не будет оставлена без внимания. Болезнь уходит, дается исцеление. Ад разрушен, там развалины. Христос упразднил силу ада в нас. Мы свободны, если остаемся с Ним. Кто с Победителем – тот победитель.
3. От проклятой, безысходной жизни. Все теперь обрело смысл. Каждая слезинка считается и имеет вес. Труд отныне – благословение. Мы можем служить Богу через людей. Уныние прочь от христианина! Когда Христос Воскрес из мертвых сказал: «Мир вам» и «Радуйтесь».
4. От смерти. Смерти нет. Бог – Жизнь. Сама Жизнь зашла в покои, где жила смерть и стон и положила конец беспорядку. Все к чему прикасается Господь, обретает жизнь. Даже одежда Его становится исцеляющей и животворящей.
5. От власти сатаны. Лукавый царствовал над вселенной. Считал себя владыкой людей. Господь пришел связать сильного и освободить пленников. Отныне мы свободны не служить делам тьмы, мы вольны быть в свете и радости Рождества и Пасхи. Сила Христа так велика, что зло трепещет и в конце-концов сгинет с глаз земли.
Причастен
Сразу после священнического возгласа «Святая святым» хором поются подряд два песнопения: первое из них «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь» является неизменным, второе же песнопение называется причастен (или, по-гречески, киноник) и изменяется в зависимости от характера богослужебного дня. Различают причастен воскресный, одинаковый для всех гласов («Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних»), причастен пасхальный, который к тому же поется народом во время причащения мирян («Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите»), причастен богородичных праздников («Чашу спасения прииму и имя Господне призову»), причастны праздников апостолов, дней памяти святых. В дни других священных воспоминаний поются особые причастны.
Во время причащения священнослужителей, после того, как закончится пение причастна, обычно клиросом исполняется какое-либо песнопение, соответствующее духу богослужебного дня. Такие песнопения часто не являются каноническими в том смысле, что не употребляются по ходу богослужения, однако многие из них полюбились христианам, они их с удовольствием слушают и вне богослужения, на концертах и в записях. Это так называемые богослужебные «концерты», ставшие заметным явлением хоровой исполнительской культуры и дающие обширное пространство для композиторов для творчества на религиозную тему. Вместо «концерта» или после него читаются обычные молитвы перед причащением, также во многих храмах именно в этот момент выходит проповедник и произносит приготовленную проповедь, посвященную евангельскому чтению или празднуемому событию. Кончено же, все это делается не для того, чтобы «заполнить время» между причащением духовенства и выносом Чаши со Святыми Дарами. Нет — и песнопения, и молитвы, и проповедь, звучащая с амвона, все это настраивает готовящихся к причащению, поддерживает в них молитвенное, благоговейное состояние, может быть, даже умиление, которое так необходимо в момент предстоящего вкушения Тела и Крови Христовых.
«Верую, Господи, и исповедую…»
Таким образом, пока стоящий в храме народ готовится к причастию, духовенство уже причащается в алтаре, но сначала совершает над Святыми Дарами необходимые приготовительные действия.
Во-первых, священник с особым вниманием и благоговением разламывает Святой Хлеб по надрезу, сделанному во время проскомидии, и при этом произносит вполголоса: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй». Епископ Виссарион (Нечаев) приводит по поводу этой молитвы очень важные слова учения Церкви о Христе, являющемся в Святых Дарах: «Хотя в одно и то же время бывает много священнодействий по всей вселенной, но не много тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно. И это не потому, что тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники; но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и пресуществляемый, делается одно и то же с телом сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно тело, а не многие во многих местах» [].
Во-вторых, одна из частиц Святого Агнца (с надписью IC: Иисус) погружается в потир со словами «исполнение (полнота) Духа Святаго», подчеркивая таким образом, что благодать Святого Духа, приложившего хлеб в Тело Христово и вино в Его Кровь, всей своей полнотой присутствует в соединенных Теле и Крови. После этого в потир вливается теплота, при этом диакон произносит: «Теплота веры исполнь Духа Святаго. Аминь». Святитель Николай Кавасила говорит, что вливание в Евхаристическую Чашу теплой воды означает Сошествие Святого Духа на Церковь: «Тогда (т.е. в день Пятидесятницы — и.Д) Дух нисшел по окончании домостроительства Спасителева, а теперь нисходит по принесении жертвы и по освящении даров на тех, кто достойно причащается их» [].
Затем частица с печатью XC (Христос) раздробляется на столько частей, сколько будет причащаться священнослужителей. И после этого все служившие священники и диаконы слушают произносимые предстоятелем приготовительные молитвы, главная из которых является исповеданием веры в совершающееся ныне Таинство: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь». Эта же молитва в точности повторяется священником и перед причащением мирян, когда диакон выносит Чашу в храм. После молитв священнослужители испрашивают друг у друга прощения и со словами «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему», кладут земной поклон перед Самим Христом, находящемуся на Своем престоле под видом Святых Даров, и с благоговением и величайшей аккуратностью причащаются сначала Тела Христова, а затем прямо из Чаши причащаются Его Крови.
После причастия всех священников и диаконов старшим диаконом читается благодарственная молитва, в которой вслед за благодарением духовенство просит Христа: «Исправи наш путь, утверди ны во страсе Твоем вся, соблюди наш живот, утверди наши стопы…». Затем, прежде чем вынести Дары для причащения мирян, две неиспользованные еще частицы Святого Агнца с печатями НИ и КА (вместе составляющие греческое слово НИКА, победитель) раздробляются при помощи копия на множество небольших частичек, которые затем погружаются в потир в Кровь Христову. Таким образом, частицы Тела напитываются Кровью и в таком виде могут быть предложены для причащения мирянам.