Христианство, как и любая другая состоявшаяся и оформившаяся религия, имеет большое количество обрядов. Они позволяют пастве ощущать себя частью чего-то важного и стремиться к этому всеми своими помыслами и поступками. Богослужения и обряды в православии и католицизме имеют много общего, но и различий между ними немало. Обычно новичкам, которые только пришли к Богу, они становятся заметны не сразу, так как воцерковление является долгим процессом, во время которого постепенно раскрывается смысл всех таинств и обрядов. Однако даже те прихожане, которые считают неизменной частью своей жизни посещение богослужений, не всегда могут объяснить их смысл, рассказать о значении и перечислить чинопоследование. Литургия оглашенных – это церковная служба, кажущаяся одной из самых сложных для понимания православных. Многие даже не могут сказать, когда она начинается и чем заканчивается. Но на самом деле литургия оглашенных является важной частью коллективного служения Богу в христианстве и имеет свою историю становления, обращающую нас к временам, когда последователи религии подвергались массовым гонениям. Сегодня мы подробно расскажем о данной литургии и отдельно выделим все ее этапы.
Литургия: обратимся к терминологии
Для того чтобы начать рассказывать читателям непосредственно о литургии оглашенных, важно иметь некоторое представление о православной терминологии. В первую очередь давайте разберем, что именно представляет собой данное богослужение.
Слово «литургия» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «общее дело», что как нельзя лучше характеризует суть этого действа. С тех времен, когда христианство переживало этап становления, богослужения носили коллективный характер. Изначально это было единственной возможностью вознести хвалу Творцу и получить знания о христианстве.
Сегодня в литургии тоже участвует множество человек. Их можно условно разделить на четыре категории:
- священнослужитель, ведущий службу;
- диаконы;
- хористы;
- прихожане.
Действия всех участников богослужения обычно довольно слажены и подчинены определенным правилам. При этом многие прихожане считают себя всего лишь слушателями молитвы, что является в корне неверным отношением к литургии. Ведь обычные люди, пришедшие в храм, не могут быть пассивными зрителями всего происходящего у алтаря. Они принимают во всем непосредственное участие. И особенно это касается молитвы. Ведь в христианстве коллективную молитву наделяют особенной силой. На подобных службах нужно обращаться к Богу не только со своими проблемами и заботами, но и вникнуть в слова священника, чтобы в едином порыве обратить к Творцу свое сердце. В такие моменты на всех молящихся нисходит истинное благословение.
Ранее считалось, что без подобных молитв невозможно свершить таинство причастия, так как хлеб и вино не превратятся в кровь и тело Христовы. Впрочем, и по сегодняшний день во многих храмах к литургии оглашаемых осталось такое же отношение. Отчасти его можно считать верным, но все же данное богослужение имеет и другой смысл. В первую очередь его нужно воспринимать как важную часть Великой литургии, которая может быть как повседневной, так и праздничной.
Малый вход
Во время пения третьего антифона начинается малый вход с Евангелием.
Священник читает также следующую молитву.
Влады́ко Гóсподи Бóже наш, устáвивый на небесе́х чины́ и вóинства Ангел и Архáнгел в служе́ние Твоея́ слáвы! Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти, сослужáщих нам и сославослóвящих Твою блáгость.
Яко подобáет Тебе́ вся́кая слáва, честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки векóв. Ами́нь.
Прихожане слышат лишь последнюю её часть, произносимую громко.
Устáвивый — «установивший».
Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти — «сделай, чтобы вместе с нашим входом был вход святых Ангелов».
Диакон возглашает:
Прему́дрость, прóсти! — «Премудрость! Встаньте прямо!» Церковнославянское слово премудрость также значит «поучение». Эти слова произносятся перед важными моментами богослужения, на литургии оглашенных — перед пением Трисвятого, чтением Апостола и Евангелия.
Хор поёт:
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спаси́ ны, Сы́не Бóжий, воскресы́й из ме́ртвых, (на буднях — во святы́х ди́вен Сый) пою́щия Ти: Аллилу́ия.
Ны — «нас».
Сый — «есть».
Следом звучат тропари и кондаки праздника, а также святого покровителя того храма, где совершается литургия. В это время священник про себя читает молитву:
Бóже Святы́й, и́же во святы́х почивáяй, и́же трисвяты́м глáсом от Серафи́мов воспевáемый и от Херуви́мов славослóвимый, и от вся́кия Небе́сныя Си́лы покланя́емый, и́же от небытия́ во е́же бы́ти приведы́й вся́ческая, создáвый челове́ка по óбразу Твоему́ и по подóбию, и вся́ким Твои́м даровáнием укрáсивый, дая́й прося́щему прему́дрость и рáзум, и не презирáяй согрешáющаго, но полагáяй на спасе́ние покая́ние, сподóбивый нас, смире́нных и недостóйных раб Твои́х, и в час сей стáти пред слáвою святáго Твоегó же́ртвенника, и дóлжное Тебе́ поклоне́ние и славослóвие приноси́ти. Сам, Влады́ко, приими́ и от уст нас, гре́шных, Трисвяту́ю песнь, и посети́ ны блáгостию Твое́ю, прости́ нам вся́кое согреше́ние вóльное же и невóльное, освяти́ нáша ду́ши и телесá, и даждь нам в преподóбии служи́ти Тебе́ вся дни животá нáшего, моли́твами святы́я Богорóдицы, и всех святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших.
Полагáяй на спасе́ние покая́ние — «назначивший для спасения покаяние».
В преподóбии — «в святости».
Краткое описание
Когда мы говорим о богослужениях в православии, то практически на сто процентов мы имеем в виду византийский обряд. Он возник почти на заре христианства и состоит из нескольких частей, одной из которых и является литургия оглашенных.
Главной целью византийского обряда считается подготовка верующего к причащению. Он должен еще раз вспомнить все основы христианства, моменты из земной жизни Христа и о его страданиях при распятии. Церковь за ограниченный временной интервал объясняет прихожанам, зачем Бог послал Сына своего к людям и поясняет важность таинств. Именно таким образом можно вкратце описать суть литургии оглашаемых.
Но почему она названа так? Этот вопрос интересует практически всех, кто недавно пришел к Богу и только знакомится с большинством обрядов. Ответ на него крайне прост. Богослужение, которое принято называть «литургия», является единым действом. Но состоит оно из нескольких частей. Самыми главными и внушительными по времени являются как раз литургия оглашенных и литургия верных. Названия им были даны еще в давние времена, и связаны они с таинством причащения.
Дело в том, что определенная категория прихожан не имеет права принимать участие в данном обряде. К этой группе относятся люди, отлученные от причастия, кающиеся за свершение грехов и те, кто только готовится к крещению. Они могут присутствовать на всем богослужении, кроме его заключительного этапа. На данный период они должны выйти за пределы храма. Сигналом к выходу из церкви служит оглашение священника, поэтому часть богослужения, доступная перечисленной категории людей, и была названа «литургия оглашенных».
Значение литургии
Сегодня эта часть службы недооценивается многими православными, они не понимают ее важности и воспринимают как этап, предшествующий причастию. Однако в Древней Руси ко всем церковным таинствам относились очень серьезно. Сторонний человек, не прошедший долгий подготовительный этап, просто не мог стать христианином. Временной интервал от волеизъявления человека принять православие до самого таинства мог растянуться на годы. Это было особенно характерно для старообрядцев, но и в обычной церкви человек проходил несколько месяцев обучения и лишь потом получал право стать христианином. Процесс знакомства с религией в обязательном порядке включал в себя посещение основных богослужений в качестве активного участника на протяжении всего отведенного духовным наставником на обучение времени.
Литургия оглашенных была единственной возможностью присутствовать на служении, предшествующим причастию. После принятия крещения верующий получал полное право отстоять службу полностью и не выходить из храма после оглашения.
Интересно, что сами священники всегда с удовольствием рассказывают прихожанам о значении литургии с точки зрения церкви. Они говорят о том, что каждый ее этап символичен определенным событиям. К примеру, первые слова богослужения – это своеобразная ангельская песнь, возвещающая человечеству о рождении Сына Божьего. Обязательные пения делают отсыл к проповедям Христа, которые он вел в разное время. Малый вход можно соотнести с путешествием Иисуса по Палестине и проповедованием во всех городах и селах истинной веры. Дальнейшие этапы литургии должны напомнить людям о том, что молиться нужно не только за близких, но и за тех, кто не обрел благодать вечной жизни, не приняв своим единственным богом Всевышнего. Эта категория нуждается в наставлении и указании пути, а значит, молитва сможет стать для них некой путеводной звездой.
В Константинополе и других городах в древности литургии проводились очень пышно. Они сопровождались крестным ходом с массовыми проповедями. Обычно подобные богослужения было принято проводить в качестве благодарности за избавление от эпидемии, в честь окончания войны или как прошение о защите в тяжелые времена. В древности в храме литургия оглашенных проходила не всегда. Довольно часто после крестного хода к дверям церкви люди оставались за ними и слушали службу с улицы. Они считались непосредственными участниками действа, несмотря на место их нахождения. После оглашения двери храма закрывались, и внутри оказывались только те, кто имел законное право принять причастие в таинстве причастия.
Оглашенные в IV–V вв.
Миланским эдиктом 313 г. христианство было признано в Римской империи дозволенной религией. Кроме того, оно получило покровительство св. равноап. императора Константина Великого и всех его преемников за исключением Юлиана Отступника. Уже в 380 году император Феодосий Великий эдиктом Cunctos populus признал никейскую веру, то есть провозглашенную Первым Вселенским Собором, обязательной для всех подданных Империи.
Оглашение, таким образом, продолжало развиваться в совершенно новых условиях. Две стадии оглашения, о которых говорило «Апостольское предание» сохранились, однако претерпели некоторые изменения. Вследствие того, что вступление в число христиан больше не было опасным, но часто давало дополнительные преимущества, число желающих стать оглашенными увеличилось. Часто терялась возможность подробно расспрашивать приходящих. В разряд оглашенных могли зачислять без дополнительного испытания через осенение крестным знамением, возложение рук и заклинание. Они могли посещать богослужение, за исключением непосредственно Евхаристии («литургии верных»), читать Писание, слушать проповеди, что заменяло собой специальные занятия.
Обычным делом стало затягивать свое пребывание в чине оглашенных. Это могло происходить вследствие того, что к оглашенным не применялись такие же моральные требования, как к верным, или же по причине устоявшегося обычая. Так, известно о Крещении взрослыми отцов Церкви, происходивших из христианских семей: Великих Каппадокийцев, свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина Иппонского. Все они, тем не менее, стали со временем проповедниками раннего Крещения.
Те же, кто желал скорее принять Крещение, сообщали свои имена епископу для записи и только тогда приступали непосредственно к подготовке, которая оканчивалась совершением таинства в один из главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления (в зависимости от местного обычая). Такие оглашенные назывались «просвещаемыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избранными» («electi»).
Описание подобной практики содержится в знаменитом «Паломничестве» Эгерии, путевых заметках западной паломницы, сделанных в путешествии на Восток. Паломничество было совершено во второй половине IV в. и его запись отражает огласительную практику Иерусалима. Автор сообщает (Паломничество, 45), что записать имя в число крещаемых следовало до начала Четыредесятницы. Это делал пресвитер, а епископ с началом Поста в присутствии клира по одиночке принимал всех находящихся в списках вместе с восприемниками и расспрашивал о них знакомых. В случае доброго свидетельства они поступали в число «избранных». Затем, в течение сорока дней Поста, после утреннего богослужения готовящихся ко Крещению оглашенных заклинали пресвитеры, а вслед за этим епископ начинал свое поучение для них. Слушать его могли только верные и оглашенные, намеревавшиеся принимать Крещение на ближайшую Пасху. Епископ постепенно излагал Писание «от Бытия» и толковал его. Спустя пять недель оглашенные «получали» (слушали) символ, а епископ объяснял его. Каждое занятие продолжалось в течение трех часов, от первого до третьего часа. На последней неделе Четыредесятницы оглашенные вновь приходили к епископу поодиночке, «муж со своим отцом, жена – со своею матерью», то есть с восприемниками, и «возвращали» (т.е., читали) епископу символ, после чего тот сообщал, что после Крещения новопросвещенным будут объяснены также «сокровенные таинства Божии».
Содержание Иерусалимского оглашения показывают «Огласительные поучения» св. Кирилла Иерусалимского. Сохранились также огласительные беседы свт. Иоанна Златоуста и Феодора Мопсуэстийского, содержащие сведения о непосредственной подготовке ко Крещению в Антиохии. Здесь оно длилось тридцать дней, а оглашенным в большей степени были доступны знания о таинствах. Об оглашении на Западе сообщают произведения блж. Августина и свт. Амвросия Медиоланского. Здесь меньшее внимание уделяли толкованию символа, а также отсутствовало его «частное» чтение перед епископом каждым из крещающихся.
К концу V в. институт оглашенных начинает приходить в упадок. Это происходит вследствие того, что большую часть крещаемых начинают составлять младенцы, дети христианских родителей. Несмотря на это, в Типиконе Великой Церкви, то есть богослужебном уставе храма Святой Софии в Константинополе (X век), оглашение все еще связывается с Великим Постом. И хотя «оглашенными» были в основном дети трех лет от роду, основные обряды оглашения над ними по-прежнему совершались.
Следы оглашения сохранились и в современном богослужении. Так, на Литургии Преждеосвященных Даров с середины Великого Поста произносится особая ектения о «иже ко просвещению готовящихся». Молитвы об оглашенных присутствуют в чине Божественной Литургии, и наконец, Требник содержит «молитву во еже сотворити оглашеннаго», экзорцизмы, чин отречения от сатаны и сочетания Христу, а также чтение символа Веры, что напоминает о его «возвращении» в Древней Церкви. Это чинопоследование обычно совершается непосредственно перед таинством Крещения.
Этапы проведения литургии
В православии существует специальная наука о проведении богослужений – литургика. Литургия оглашенных, согласно ее канонам, состоит из нескольких частей. Каждая имеет свой смысл и подчинена строгой последовательности. Мы изложим все этапы проведения службы в упрощенном и кратком варианте:
- Проскомидия. Если быть максимально точными, то это еще не сама литургия, а ее преддверие. На данном этапе совершается своеобразное жертвоприношение из хлеба и вина, которые затем будут использованы для причащения прихожан.
- Великая ектения. Ектении являются важной частью всех церковных богослужений и представляют собой перечень прошений к Господу.
- Антифоны. Под данным термином скрываются песнопения, которые должны произносить хористы. В древности это делалось посредством двух хоров, расположенных друг напротив друга.
- Гимн.
- Малая ектения.
- Пение.
- Малый вход.
- Разъяснение христианской веры. Данный процесс включает в себя чтение Евангелия.
- Четыре ектении, идущие последовательно друг за другом: сугубая, об умерших, о входе оглашенных и о выходе оглашенных.
Новичкам все перечисленные этапы могут показаться непонятными, а само богослужение — слишком длительным. Сколько литургия оглашенных длится, ответить точно нельзя. Несмотря на то что все ее части подчинены строгому порядку и четко регламентированы, каждый священнослужитель вкладывает в нее всю свою душу и веру в Бога. Поэтому возможны серьезные расхождения по времени служения Всевышнему.
Молитва перед чтением Евангелия
Читается отрывок из Апостола и Евангелия, положенный в этот день года, предваряемый прокимном и аллилуиарием (идущим вместе с многократным пением «аллилуия») — короткими стихами какого-либо псалма. Выбор стиха из псалма зависит от дня недели, праздника, а также гласа, на который поочерёдно поются песнопения.
Перед чтением Евангелия священник также неслышно читает молитву:
Возсия́й в сердцáх нáших, человеколю́бче Влады́ко, Твоегó Богоразу́мия нетле́нный свет, и мы́сленныя нáши отве́рзи óчи, во Евáнгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние. Вложи́ в нас и страх блаже́нных Твои́х зáповедей, да плотски́я пóхоти вся попрáвше, духóвное жи́тельство прóйдем, вся, я́же ко благоугожде́нию Твоему́, и му́дрствующе и де́юще. Ты бо еси́ просвеще́ние душ и теле́с нáших, Христе́ Бóже, и Тебе́ слáву возсылáем, со безначáльным Твои́м Отце́м, и пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки векóв. Ами́нь.
Мы́сленныя — то есть духовные.
Жи́тельство — «жизнь».
Вся, я́же — «всё, что».
Му́дрствующе — «думая».
Де́юще — «делая».
Диакон же возглашает:
Благослови́, влады́ко, благовести́теля святáго апостóла и евангели́ста (имя евангелиста). — «Благослови, владыка, возвещающего благовестие святого апостола и евангелиста (имя евангелиста)».
Священник:
Бог, моли́твами святáго, слáвнаго, всехвальнáго апóстола и евангели́ста (имя), да даст тебе́ глагóл, благовеству́ющему си́лою мнóгою, во исполне́ние Евáнгелиа Возлю́бленнаго Сы́на Своегó, Гóспода нáшего Иису́са Христá.
Глагóл — «слово, дар слова».
Во исполне́ние Евáнгелиа — «для исполнения Евангелия».
Самые распространенные вопросы, касающиеся литургии
Очень часто прихожане, только вставшие на путь веры, стесняются задавать вопросы о богослужениях. В итоге они теряют интерес к этим важным действиям и подчас пропускают значимые этапы, которые в будущем сделали бы их сильнее и крепче духом.
Нередко интерес вызывает то, какая литургия важнее – праздничная или ежедневная. По данной теме не может быть двух ответов. В православии любое обращение к Богу – это важное и значимое действие. А принятие участия в общей молитве, которую и представляет собой в некотором смысле литургия, придает человеку духовных сил и укрепляет его в вере. Поэтому обязательно выделите время и примите участие в этом действе, которое очень важно для каждого христианина. При этом не стоит разделять литургии между собой по значимости.
Когда дело касается воцерковленных людей, которые не так давно пришли в лоно церкви, то для них характерна ошибка, связанная с разделением одного богослужения на части по степени важности. Литургия оглашенных и литургия верных при таком подходе считаются разными. Первая крещеными людьми воспринимается как необязательная для присутствия. А вторая, после которой и происходит причащение, считается крайне важной. Священники выступают категорически против подобного подхода к служению Богу. Они утверждают, что литургия оглашенных является подготовительным этапом к таинству, а потому пропускать ее ни в коем случае нельзя.
Для того чтобы читателям было проще понять основную суть литургии и принимать в ней осознанное участие, мы дадим некоторые разъяснения к ее самым важным этапам.
Оглашенные в современной практике Русской Православной Церкви
В XX в. интерес к древней практике оглашения возрос как на Западе, так и на Востоке. После падения Советской власти в России многократно возросло число желающих принять Крещение. Нередко эти люди не знали даже основ веры. Одновременно появилась возможность развития религиозного просвещения. Вследствие этого стали появляется многочисленные курсы катехизации и подготовки катехизаторов. В настоящее время положение оглашенных регулируется принятым в 2011 г. положением «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Непосредственно оглашению в нем посвящен первый параграф второго раздела. Оглашение определяется как «совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение». Оглашенными могут стать желающие принять святое Крещение старше семи лет. В случае Крещения младенца огласительные беседы проводятся для его родителей и восприемников, что в какой-то степени заставляет вспомнить византийскую практику. В случае Крещения в смертельной опасности оглашение может быть совершено после Крещения. Продолжительность периода оглашения определяет священник или катехизатор.
Документ также определяет примерное содержание оглашения. Беседы (не менее двух) должны познакомить оглашенного с Символом веры, некоторыми отрывками из Священного Писания, основами христианской нравственности и богослужебной жизни Церкви. От оглашенного требуется вера и покаяние, а также осознание смысла таинства Крещения. Документ также выражает надежду на возрождение древней практики Крещения накануне Рождества, Богоявления и в Великую Субботу ради участия в таинстве всей общины, в которую вступает новокрещенный.
Примечания:
Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Гаврилюк П., диак. История катехизации в древней церкви. Гаврилюк П., диак. История катехизации в древней церкви. Писания мужей апостольских. Предисловие к «Учению Двенадцати Апостолов. Писания мужей апостольских. Дидахи. Пантелеев А. Д. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования. Иустин Философ. Апологии. Иоанн (Попов), мч. Конспект лекций по патрологии. Тертуллиан. О Крещении. Апостольское предание // Православная энциклопедия. Т. 3. (https://www.pravenc.ru/text/75758.html). Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Гаврилюк П., диак. История катехизации в древней церкви. Этерия (Сильвия Аквитанка). Паломничество по святым местам конца IV века. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. Гаврилюк П., диак. История катехизации в древней церкви. Оглашение // Православная энциклопедия Т. 52 С. 382. Там же. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. Там же.
***
«Слово κατηχούμενοι, находящееся в Священном Писании (Рим.2:18; Гал.6:6; ср. Деян.18:25; 1Кор.14:19), обозначает тех лиц, которые, чтобы быть принятыми в Христианскую Церковь, должны изучать христианское учение (Мф.28:19; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Следовательно, это были, так сказать, кандидаты на крещение. Обучение христианскому учению называлось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учитель лиц, готовящихся к крещению, назывался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где происходило обучение, называлось κατηχουμενείον. Оглашенные, или катихумены, разделялись обычно на несколько разрядов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы придерживаемся мнения средневековых греческих комментаторов: Зонары, Вальсамона, Аристина и Матфея Властаря, которые подразделяют их на два разряда. В толковании данного Никейского правила Аристин говорит: “есть два рода оглашенных, одни – только что вступившие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, которые сделались более совершенными (τελεώτεροι), так как достаточно обучены истинам веры.” То же говорят Зонара и Вальсамон в толковании 5‑го правила Неокесарийского Собора и то же повторяет в толковании этого правила Аристин. Ссылаясь на толкования упомянутых комментаторов, то же говорит и Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме. Следовательно, оглашенные разделяются на два разряда. Когда какой-либо язычник или еврей заявлял о своем желании вступить в число оглашенных, то он должен был обратиться к какому-либо христианину из мирян или же к диакону, который, ручаясь за его доброе намерение, приводил его к подлежащему пресвитеру или епископу (Апостольские постановления, VIII, 32). Епископ или пресвитер, убедившись в добром намерении такового, читал ему предписанную молитву, осенял его крестом и вводил его в первый разряд оглашенных, которым преподавались первые истины христианского учения. Они назывались άκροώμενοι (audientes), так как им разрешалось приходить в церковь к литургии и слушать чтение Священного Писания и Евангелия, после чего они тотчас должны были выходить из храма. В первом разряде оглашенные обыкновенно оставались три года (Апостольские постановления, VIII, 32), хотя это время могло быть сокращено или продолжено сообразно с усердием и поведением данного лица. В тех случаях, когда катихит видел, что его ученики достаточно ознакомлены с начальными сведениями из христианского учения и что они достойны по своему доброму поведению, он разрешал им перейти во второй разряд оглашенных, где последним обширно излагалось христианское учение и особенно изъяснялся со всеми подробностями символ веры. Они назывались έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с верными и после Евангелия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что преклоняли колена, когда им во время литургии читалась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оставались в церкви до тех пор, пока диакон во время литургии не обращался к ним со словами: “оглашенные изыдите,” после чего они удалялись из храма. Продолжительность их пребывания на этой степени также зависела от их усердия к учению и от их поведения. Оглашенным первого и второго разряда в церкви было отведено место вместе с кающимися второй степени, т.е. в притворе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назначенным для крещения (κολυμβήθρα), близ главного входа в церковь». Правила Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милаша). Правила Вселенских Соборов Святого Первого Вселенского Собора, Никейского. Толкование на Правило 14
Начало литургии
После проскомидии священник и диакон начинают подготовку прихожан к таинству причастия. Первыми словами литургии являются молитвы о призвании Святого Духа. Произносятся они священником и диаконом по очереди. Им вторят хористы. Паства обычно повторяет только последние слова текста, представляющие собой некую печать, подтверждающую и закрепляющую сказанное.
Считается, что во время литургии всем происходящим руководит сам Господь. А участники действа являются его помощниками. Причем здесь неважен статус человека – священники и рядовые прихожане равны перед Богом.
Далее наступает черед великой ектении. Она должна проводиться только в благостном расположении духа, поэтому священник начинает ее с молитвы, призванной вселить мир в сердца прихожан. В христианстве категорически запрещено приносить любые жертвоприношения Господу, в число которых входит и молитва, находясь в гневе или раздраженном состоянии.
Молитва читается в несколько этапов, каждый включает в себя определенные прошения. В процессе священник охватывает практически все сферы жизни человека, особый упор делается на духовное прозрение. Также просится милость на всех молящихся и саму церковь. Кроме уже перечисленных моментов важным считается прошение о благословении. Именно во время литургии благодать Божья спускается на всех принимающих в ней участие.
Сугубая ектения
После чтения Евангелия диакон произносит сугубую ектению — «усиленное, или особое, прошение».
Рцем вси от всея́ души́, и от всегó помышле́ния нáшего рцем.
Рцем — «говорим». Это значит, что в молитве должны участвовать все пришедшие на богослужение.
Поми́луй нас, Бóже, по вели́цей ми́лости Твое́й, мóлимтися, услы́ши и поми́луй.
Вели́цей — «великой».
Мóлимтися = молимся Ти, т.е. «молимся Тебе».
Еще́ мóлимся о блаже́нных и приснопáмятных создáтелех святáго хрáма сегó, и о всех преждепочи́вших отце́х и брáтиях, зде лежáщих и повсю́ду правослáвных.
Отце́х — «отцах».
Зде — здесь.
Еще́ мóлимся о плодонося́щих и доброде́ющих во святе́м и всечестне́м хрáме сем, труждáющихся, пою́щих и предстоя́щих лю́дех, ожидáющих от Тебе́ вели́кия и богáтыя ми́лости.
Плодонося́щих — «приносящих плоды (добрых дел)».
Труждáющихся — «трудящихся».
В это время священник тихо совершает Молитву прилежного моления.
Гóсподи Бóже наш, приле́жное сие́ моле́ние приими́ от Твои́х раб, и поми́луй нас, по мнóжеству ми́лости Твоея́, и щедрóты Твоя́ низпосли́ на ны и на вся лю́ди Твоя́, чáющия от Тебе́ богáтыя ми́лости.
Щедрóты — «милости».
На ны — «на нас».
И громко произносит её завершительные слова:
Яко ми́лостив и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ слáву возсылáем, Отцу́, и Сы́ну, и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки векóв.
Антифоны
Пение – это неотъемлемая часть служения Господу. Но оно имеет некие различия в зависимости от того, какая служба ведется. Во время литургии значительное внимание уделяется антифонам. Они представляют собой псалмы, поющиеся целиком или группами по нескольку стихов. Отличительной особенностью антифонов от других песнопений является манера их исполнения. Петь псалмы должны оба хора попеременно.
Это создает особую атмосферу, которая наполняет храм прославлением Бога. Антифоны полностью состоят из прославляющих текстов, и когда пение идет со всех сторон, на молящихся снисходит особая благость, наполняющая их сердца и души любовью к Господу.
Интересно, что изначально антифоны были самостоятельными песнопениями. Их часто исполняли прихожане, направляющиеся в храм. Затем их начали использовать во время крестных шествий до начала литургии.
И лишь с течением времени они стали полноценной часть богослужения. Сегодня довольно сложно представить литургию без этих восхвалений, чередующихся с молитвой.
Сразу отметим, что хор поет несколько антифонов. Они сочетаются с малой ектенией и молитвой священнослужителя. Когда поется первый антифон, служитель церкви читает молитву о защите всех православных, и в частности тех, кто относится к прихожанам данной церкви. Параллельно читается малая ектения, к словам которой присоединяются все присутствующие в едином порыве.
Второй антифон полностью посвящен Сыну Божьему. В песнопениях рассказывается о том, как в Иисусе Христе слилось божественное и человеческое начало, что позволило ему возлюбить всех людей без исключения и отдать за них свою жизнь. Параллельно священник читает молитву о даровании вечной жизни и благословений. Сразу после нее произносится еще одна малая ектения.
Третий антифон посвящен заповедям Божьим. В песнопениях славится Господь, который мудро рассудил, дав людям свод правил, согласно которым они смогут жить праведно. Обычно на данном этапе происходит малый вход.
Великая ектения
Затем диакон произносит великую ектению́ (по-гречески — «усиленное прошение»): Ми́ром Го́споду помо́лимся.
Слово мир также имеет значение «вселенная» и более узкие: «род человеческий» и «община верующих» (сравните с современным миряне). Было и другое слово «мир» — то самое, которое священник произносит в возгласе Мир всем! и которое мы слышим в последующих словах диакона на великой ектении: О свы́шнем ми́ре и спасéнии душ нáших Гóсподу помóлимся, о ми́ре всегó ми́ра — со значением «умиротворение, мирность духа». Для удобства в различении этих слов-омонимов в церковнославянской грамматике даже ввели правило: мир как «вселенная» писалось через і (и краткое), а мир как «умиротворённость» — через и обычное. Таким образом, диакон призывает к молитве членов христианской общины, собравшихся в этом храме, а в перспективе — всех людей во вселенной.
О свы́шнем ми́ре, благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й и соедине́нии всех, Го́споду помо́лимся.
О свы́шнем ми́ре — не просто о мирном состоянии духа, а о мире, ниспосланном свыше, о котором Христос сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).
Благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й — «твёрдом (добром) стоянии». Церквями раньше называли не каменное или деревянное здание для молитвы, а христианскую общину. Таким образом, это молитва об укреплении христиан в вере.
О святе́м хрáме сем и с ве́рою, благогове́нием и стрáхом Бо́жиим входя́щих в онь, Го́споду помо́лимся.
В онь — «в него».
О грáде сем, вся́ком грáде, стране́ и ве́рою живу́щих в них, Го́споду помо́лимся.
Град — «город». В сельских храмах произносят «о веси сей», а в монастырях — «о святей обители сей». «Весь» по-церковнославянски значит село, небольшой посёлок.
О благорастворе́нии возду́хов, о изоби́лии плодо́в земны́х и вре́менех ми́рных Го́споду помо́лимся.
О благорастворе́нии возду́хов — «о хорошей погоде».
Вре́менех ми́рных — «мирных временах».
О избáвитися нам от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, Го́споду помо́лимся.
О избáвитися нам — «о том, чтобы нам избавиться».
Ну́жда — «опасность, мучение, беда».
Сáми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш Христу́ Богу предади́м.
Живо́т — «жизнь».
Малый вход: описание и значение
Еще в процессе исполнения псалмов хором священнослужитель заходит за алтарь. Через несколько минут он выходит оттуда с Евангелием и обходит всех присутствующих. Параллельно читается молитва, к которой присоединяются и прихожане. Все действия в совокупности направлены на прославление деяний Господа.
Интересно, что малый вход имеет два значения – духовное и практическое. Второе пришло к нам с тех времен, когда религия только проходила этап становления. Дело в том, что Евангелие – это очень ценная книга, иметь которую могли далеко не все простые люди. Даже церковь получала ее нередко в качестве бесценного дара от обеспеченного прихожанина. Хранилась книга в определенном месте и зачастую не в храме. Это могло уберечь ее от кражи в случае разграбления церкви врагами. Поэтому во время литургии Евангелие торжественно вносилось в храм для чтения перед всеми собравшимися.
Также малый вход имеет и духовное или символическое значение. Считается, что он изображает собой явление церкви как таковой для прославления Господа.
Трисвятое
Диакон говорит, обратившись к священнику: Благослови, владыко, вре́мя Трисвятáго.
А затем возглашает: Гóсподи, спаси́ благочести́выя и услы́ши ны! И во ве́ки векóв! Последняя часть возгласа относится к завершительным словам молитвы священника, произносимым уже громко:
Яко свят еси́, Бóже наш, и Тебе́ слáву возсылáем, Отцу́, и Сы́ну, и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно.
Время Трисвятáго — не просто время произнести эту молитву, а момент, когда призываемый Господь, Святая Троица, невидимо нисходит к молящимся Своей благодатью.
Затем звучит сама молитва «Трисвятое», часто повторяемая за богослужением Церкви. Её с тремя поклонами повторяют вместе с хором священник, диакон и все молящиеся.
Святы́й Бóже, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас.
Крéпкий — «Сильный, Всемогущий».
Безсмéртный — «Вечный».
Затем следует диалог диакона и священника.
Диакон: Повели́, влады́ко.
Иерей: Благослове́н гряды́й («грядущий, приходящий») во и́мя Госпóдне.
Диакон: Благослови́, влады́ко, Гóрний престóл.
Иерей: Благослове́н еси́ на престóле слáвы Цáрствия Твоегó, Седя́й («восседающий») на Херуви́мех, всегдá, ны́не и при́сно, и во ве́ки векóв.
Заключительные ектении
В конце литургии оглашенных священнослужитель читает несколько ектений. Сугубая посвящена молитвам о главах православной церкви. Следующая за ней – заупокойная, посвященная поминовению всех ушедших из этого мира православных. Однако стоит иметь в виду, что по воскресным и праздничным дням она пропускается. Заключительным этапом данной литургии является ектения об оглашенных. Во время ее прочтения даются пояснения к таинству крещения и значению подготовки к нему. После окончания текста священнослужитель требует оглашенных покинуть храм. Таким образом, литургия для них заканчивается.
Малая ектения
Затем звучит малая ектения, названная так потому, что в ней звучит меньшее количество прошений, чем в великой (по-церковнославянски «большой») ектении.
Пáки и пáки ми́ром Го́споду помо́лимся.
Пáки — «снова, ещё».
Священник произносит возглас:
Я́ко Твоя́ держáва и Твое́ есть Цáрство, и си́ла, и слáва, Отцá и Сына и Святáго Ду́ха, ныне и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Держáва — «власть».
«Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова
В последние годы интерес к православной церкви среди людей значительно возрос. В городах и селах возрождаются храмы, люди крестятся и венчаются, а деятели искусства ставят даже спектакли на тему христианства.
Еще в девяностые годы прошлого века постановка в театре Алексея Рыбникова — «Литургия оглашенных» — наделала много шума. Она соединила в себе божественное и обыденное, тем самым доказав, что церковь неотделима от людей. Сегодня по мотивам постановки создан фильм, не менее интересный и необычный, чем спектакль.