Как и когда проходит крестный ход на Пасху и его смысл

Как и когда проходит крестный ход на Пасху и его смысл

Крестный ход – одна из самых знаковых и торжественных форм богослужения. Он может устраиваться на Пасху или в любое другое время, когда верующим необходима сила общей молитвы. Такие шествия организуются как в праздничные для христиан дни, так и во времена тяжелых испытаний. Сегодня подобные богослужения сопровождают все значимые события в жизни верующих.

История и традиции крестного хода

Главное отличие крестного хода – массовость. В мероприятии участвуют десятки и даже тысячи прихожан. Возглавляет шествие священнослужитель, несущий большой крест – потому ход и называется «крестным». Это может быть как перемещение возле храма, так и дальнее путешествие, растянутое на сотни километров.

Крестные ходы появились вместе с возникновением христианства. Пока носители нового учения испытывали гонения, открытые собрания были непопулярны. Прихожане поначалу устраивали торжественные шествия только на Пасху. Когда прессинг на христиан прекратился – примерно с 4 века, традиция распространилась повсеместно, став неотъемлемой частью богослужений.

Причины проведения крестных ходов:

  • в честь христианских праздников;
  • во время переноса мощей святых или иных святынь;
  • при природных бедствиях, войнах и эпидемиях.

Именно с крестного хода к Днепру (река) начиналась история христианства на Руси – во время этого богослужения и было проведено крещение киевлян.

Когда-то крестным ходом называли исключительно пешее движение верующих во главе со священниками. Но научно-технический прогресс внес коррективы не только в светскую, но и в религиозную жизнь. Сегодня для богослужения совсем необязательно идти пешком. Так, с благословения духовенства могут проводиться воздушные или летные крестные ходы.

На заметку! В годы Великой Отечественной войны, по договоренности руководства СССР со священнослужителями, был совершен облет столицы с чудотворной иконой Божией Матери. Москву, вопреки всей мощи гитлеровской машины, удалось отстоять.

В 2009 году с благословения патриарха Кирилла крестный ход прорвался в космические дали. Благодаря «Православной экспедиции» чудотворная икона вместе с кораблем «Союз ТМА-16» совершила облет планеты 176 раз. Каким бы путем ни совершалось богослужение, пешком или на космическом корабле, на земле или в воздухе, оно распространяет и укрепляет веру, защищает от бед и славит Христа.

Из богослужебных особенностей следует выделить:

Каждое богослужение до Вознесения Господня начинается троекратным пением или чтением тропаря Пасхи «Христос Воскресе из мертвых…»

Пасхи до Вознесения читается Пасхальный канон и стихиры Пасхи.

В пятницу Светлой седмицы и в среду Четвертой седмицы совершается освящение воды

Особое поминовение усопших совершается во вторник Второй седмицы и в субботу перед Пятидесятницей.

Все богослужения Светлой седмицы проходят при открытых Царских Вратах.

После каждой Литургии на Светлой седмице совершается кресный ход.

В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача верующим Пасхального Артоса

Как проходит пасхальный крестный ход

Праздничные службы начинаются в Великую субботу, в 8 часов вечера. Чтобы увидеть шествие, необходимо подождать полуночи. Службу проводят в храме, полутьме, при свете свечей. Даже те, кто не относит себя к верующим, с интересом наблюдают за церемонией, сопровождающей великий праздник Воскрешения.

Главное отличие пасхальных богослужений – торжественность. Храмы наполняются особой атмосферой, чувствуется приближение праздника, который для миллионов христиан является моментом истины.

Перед Пасхой проходит крестный ход. Он организуется в день Светлого Христова Воскресения, и издревле символизирует стремление христианства идти к Спасителю. Кроме того, верующие, идущие за священниками, вкладывают в него еще один смысл, шествие – это путь к Свету, который Христос показал людям, блуждающим в потемках.

Порядок церемонии

Длится Пасхальное шествие недолго, зато обставлено оно очень торжественно. Каждый верующий стремится принять участие в этом праздничном мероприятии, славящем Христа.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме — всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.

Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, — на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.

Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый «перебор», то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

Как проходит служба

Пасхальная служба особенно торжественна, так как проводится в самый большой христианский праздник. Всю спасительную ночь, предшествующую Воскресению, верующие бодрствуют. Еще с вечера в храмах читают Деяния святых апостолов, затем переходят к полунощнице.

Начало службы

Те, кто собирается не спать всю пасхальную ночь, должен прийти в храм до наступления полуночи. В храмах в это время идет служба. Ее называют «полунощницей».

Во время служения иерей и диакон подходят к Плащанице и совершают вокруг нее каждение. Так называют сжигание ладана, символизирующее присутствие Христа и молитвы, возносимые к нему. Часто говорят, что каждение – это благоуханная жертва Богу.

Совершая ритуал, священнослужители поют «Возстану бо и прославлюся». Далее, они берут Плащаницу и несут ее к алтарю. Все священники становятся у Престола, в храме зажигают свечи. В 12 часов ночи они начинают петь стихиру о воскресении Христа. Они поют ее все громче и громче, когда врата открываются, стихира поется во весь голос.

Служба во время крестного хода

Когда шествие останавливается перед запертыми дверями, настоятель храма берет у диакона кадило и совершает каждение. Священники де поют три раза о воскресении Христа. Затем они поют стихари, завершая каждый тропарем «Христос воскресе».

Пропев «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», священнослужители заходят в открывшиеся двери. В храме служба длится около трех часов. Это надо учитывать тем, кто собирается прийти на Пасхальную службу с детьми. Когда заканчивается крестный ход, в храме начинается утреня и Божественная литургия.

От Пасхи до Вознесения вместе с детьми

Фото: Татьяна Чубенко

Пасха в нашем доме – значит, перед едой мы поем тропарь «Христос воскресе из мертвых» и сегодня, и всю Светлую седмицу, и все остальные пасхальные недели, до самого праздника Вознесения Господня.

Пасха в нашем доме – это особенное убранство дома: красные полотенца на иконах, буквы «ХВ» у домашнего иконостаса, пасхальные открытки и рисунки на стенах, наше живое пасхальное дерево, украшенное яичками.

Пасха в нашем доме – это и особенная еда. Которая осязаемо выделяет пасхальные дни из череды дней всего года. Каждое утро начинается с крашеного яичка. Куличи и творожные пасхи – всю Светлую седмицу.

Весь Великий пост, всю Страстную седмицу мы готовились к встрече Воскресения Христова. И вот встретили эту святую ночь. А ведь впереди еще день. Впереди еще Светлая седмица. Впереди еще 39 пасхальных дней. И хотелось бы, чтобы наши дети все это время прожили в пасхальной радости, в памяти о том, чему же посвящены эти дни.

Вечер пасхального воскресенья

Вечером в пасхальное воскресенье мы едем на пасхальную вечерню. Она совсем короткая и совершенно удивительная, практически вся состоит из пасхальных песнопений. Обычно отправляемся в центр, чтобы можно было погулять по исторической части города. Часто выбираем для таких прогулок Кремль. Однажды мы прошли по кремлевским соборам вместе с нашими детьми и с моими сестрами, и в каждом храме мы тихонько хором пели перед древними алтарями пасхальный тропарь. Нам удавалось сделать это незаметно. Но в одном из соборов нас «засекли» и обещали выдворить за нарушение музейной тишины… Эх, не попали дикие Сапрыкины в телевизор как осквернители музеев!

Не сидеть дома, не пойти в гости – а поехать туда, где наша православная культура и наша история

Или еще бываем в монастырях. В Сретенском можно спуститься в пещеру Гроба Господня, тихую, таинственную, как будто – ту самую. Пещера Гроба Господня есть и в отреставрированном Новоиерусалимском монастыре. В Донском можно пройти через знаменитый некрополь и посидеть перед огромными мраморными барельефами, спасенными из взорванного храма Христа Спасителя. Стараемся поехать в такое место, где мы бываем нечасто, куда просятся сами дети. Не посидеть дома, не пойти в гости – а приехать сюда, где наша русская православная культура и наша родная история. И – Пасха, кругом – Пасха!

Пасхальные часы

Во всю Светлую седмицу вместо утренних и вечерних молитв мы, как и вся наша Церковь, поем пасхальные часы. Чтобы мы могли петь эти пасхальные песнопения все вместе, дети берут в руки молитвословы. «Аще и во гроб», «Предварившия утро», «Яко Живоносец» – одно из этих песнопений мы выписываем большими буквами, по-церковнославянски, на плотный лист бумаги, и красиво оформленный текст вешаем около икон: тоже можно подсматривать во время молитвы. «Господи, помилуй» в последовании часов нужно прочитать 40 раз – мы заранее распределяем это количество на всех наших детей, способных и повторить молитву, и правильно сосчитать. Это пение хором и чтение по очереди помогает участвовать в общей молитве всем детям. А само по себе пение часов каждый день дарит нам пасхальную радость.

Литургия и колокольный звон

Хорошо, когда 1 или 9 мая выпадают на эти святые дни – но такое счастье бывает нечасто. Выходных вроде Easter Monday, как на «прогнившем» Западе, у нас не бывает, и светлый понедельник в нашей стране обычный рабочий день. Но пользуясь тем, что до трех дней можно пропускать школу без справки от врача, наши дети не учатся хотя бы в первый день Светлой седмицы. Но все равно встаем рано – потому что идем в храм.

Литургия на Светлой – особенная, при открытых царских вратах. И детям интересно увидеть, что происходит в алтаре

Литургия на Светлой – совершенно особенная. Народу обычно совсем немного, храмы почти пустые. Служба короткая, дети не успевают устать. Богослужение на первой пасхальной седмице проходит при открытых царских вратах, и старшие дети подходят к самому алтарю: те моменты службы, которые мы обычно не видим, теперь можно хорошо рассмотреть. Особенно дети любят наблюдать за причащением священнослужителей в алтаре – такое можно увидеть только в эти дни. Обязательно причащаемся, вообще стараемся причащаться в эти дни как можно чаще. А после Литургии каждый день на этой неделе – крестный ход. Так как народу мало, старшим детям иногда предлагают понести иконы и даже хоругви.

Позвонить в колокола – одно из самых ожидаемых чудес Светлой седмицы для детей

Во всю Светлую седмицу по традиции практически во всех храмах можно подняться на колокольню и позвонить в колокола, чаще всего – как раз после Литургии и крестного хода или же в соответствии с особенным расписанием таких звонов. И это – одно из самых ожидаемых чудес Светлой седмицы для детей. Маленьким детям для полного счастья бывает достаточно всего раз дернуть веревочки и в ответ услышать нестройный звон колоколов над головой. А вот старшие любят с толком, с расстановкой звонить, заранее уговариваются друг с другом, кто какой колокол берет на себя, какой будет ритм. Правда, из-за отсутствия опыта даже у учеников и выпускников музыкальной школы получается весьма жалкий перезвон. Зато появляется желание учиться, совершенствоваться и, конечно, стать звонарем, «когда вырасту».

Русские пасхальные игры

Каждый праздник – это в первую очередь его содержание, смысл, духовная составляющая. Но это также и традиции, которые столетиями «обрастали» вокруг этого праздника, выделяли его из чреды других дней. Важность таких традиций становится очевидной, когда мы начинаем праздновать тот или иной праздник с детьми.

Вот дети вернулись из храма. Поели. Конечно, помолились… А вот что дальше? День как день, только нет учебы? Посмотреть в окно, поиграть в обычные игрушки, посмотреть мультики – это и есть праздник? Да ведь это просто выходной…

Чтобы день был особенным, должен быть весь строй жизни особенным. Молитва, чтение – это дух, это слово. А детям нужно бы еще добавить и что-то душевное и телесное. Съедобное, зримое, осязаемое.

Народные традиции помогают выделить праздничные дни из череды будней

И тут на выручку приходят традиции нашего народа, традиции людей, которые на протяжении многих поколений рождались, взрослели, радовались и скорбели в контексте православной культуры. Часто в народных традициях совсем нет возвышенного и духовного смысла. Зато есть ощущение Праздника. И косвенным напоминанием о празднике или самой своей необычностью, необыденностью эти традиции помогают выделить праздничные дни из череды будней.

И вот какие из русских народных традиций пользуются большим успехом в нашей семье и в семьях наших друзей.

Классика жанра – яичные битвы. У каждого ребенка в руке вареное крашеное куриное яйцо. По очереди все бьются друг с другом: ударяют одно яйцо об другое. Выигрывает тот, у кого яйцо осталось целым. Удобно такую битву устраивать перед едой, когда побитое яйцо можно тут же почистить и съесть.

В первые дни после поста лучше ограничить количество съеденных яиц в день. И поэтому мы устраиваем только одну такую битву в сутки, и это бывает у нас перед завтраком, после возвращения из храма. А если предполагаются гости, то с утра дети съедают по одному маленькому перепелиному яичку и потом вместе с гостями бьются на больших куриных яйцах и их, соответственно, съедают.

Еще одна пасхальная игра – катание яиц. Для этого нужна горка и деревянные яйца одинакового размера. Такие горки есть в продаже. А можно и сделать ее самим. Для этого нужна дощечка или фанерка с бортиками. Можно придумать и «одноразовую» горку – из сложенного картона. Некоторые используют настоящие горки для катания малышей.

Вариантов этой игры много. Например, такой. Каждый ребенок получает по деревянному яичку. Вокруг горки, на расстоянии 20–40 см от спуска, в зависимости от крутости и величины склона, раскладываются оставшиеся яйца, числом вдвое-втрое больше, чем число участников игры. Игроки по очереди скатывают свои яички. Яичко катится медленно по непредсказуемой траектории. Если твое яичко задело одно из разложенных вокруг горки – ты забираешь это яичко себе. Таким образом, яичек вокруг горки становится все меньше, а у каждого игрока в карманах оказывается по нескольку яиц. Выигрывает тот, кто наберет себе большее число яичек.

Или вот еще вариант. Вокруг горки раскладываются не яички, а небольшие сюрпризы, сувениры. Важно, чтобы призы эти были достаточно равноценными. Игроки по очереди катают свои яички. Если твое яичко дотрагивается до какого-нибудь сюрприза – ты забираешь его себе. Чтобы не получилось такой ситуации, что один игрок получил много призов, а другой – вообще ничего, каждый игрок скатывает свое яичко до тех пор, пока подарок не будет получен. С помощью этой игры можно дарить и своим детям, и детям друзей подарки на Пасху.

К традициям нужно отнести, конечно, и уже упомянутые, всеми любимые, пережившие самые дремучие советские времена куличи и творожные пасхи. Это – съедобная традиция, которая и наглядно, и вкусно каждый день напоминает нам о Празднике. А еще на просторах нашей необъятной империи бытовал обычай «волочебничать» – ходить по домам и петь песни, что-то вроде пасхальных колядок. Если не петь самим, то можно хотя бы послушать такие песни, а может быть, и что-то спеть друзьям и гостям.

Пасхальные недели

Пасхальное украшение хороса Сретенского монастыря. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Каждое воскресенье после Пасхи посвящено какому-то евангельскому событию. Антипасха, она же «неделя вторая по Пасхе, о Фоме», напоминает о явлении Христа ученикам после Воскресения. Как и всегда в таких случаях, мы читаем с детьми Евангелие, повествующее о соответствующем событии, смотрим иллюстрации, иконы, которые показывают «Уверение Фомы». Следующая неделя, третья – о женах-мироносицах, и мы также готовим детей ко встрече этого праздника, к евангельскому чтению в храме. Четвертая неделя – «о расслабленном», и мы вспоминаем с детьми эту встречу Христа и человека, который много лет ждал «движения воды» у Овчей купели. Пятая неделя – «о самаряныне», об учении Христовом как о живой воде, пиющий которую не возжаждет вовек. Затем – последняя пасхальная неделя, «о слепом». И мы снова читаем об этом, находим изображения этого чуда – чуда исцеления слепорожденного.

Так мы в течение всех пасхальных седмиц не только продолжаем празднование Пасхи, но и обращаемся к Евангелию, изучаем его. Все вместе, всем своим домом внимаем тем событиям, которые наша Церковь предлагает нам для наставления именно в эти светлые дни.

Пасхальные традиции по всей вселенной

Обычно проходит Светлая седмица – и особенность пасхальных дней как-то пропадает из нашей жизни. У детей – школа, с подготовкой к итоговым контрольным, зачетам, экзаменам. У родителей – работа… А ведь продолжается праздник Христова Воскресения, и хотелось бы не забывать об этом в суете рабочих будней.

Дети постоянно что-то придумывают, мастерят, рисуют. Часто – свободно следуя своей неограниченной фантазии. Но эту фантазию иногда мы направляем, особенно если ребенок просит помочь с идеями. И здесь мы стараемся подсказать детям такие сюжеты, которые снова и снова напомнят нам о продолжающемся Празднике, а еще лучше – и научат чему-то. Например, мы делали своеобразные иллюстрации к Пасхальному канону. «Из гроба красное правды нам возсия Солнце» – эту фразу легко изобразить в красках или в аппликации. Мои дети нарисовали гроб, какие они бывают на иконах, и из этого гроба выходит огромное сияющее солнышко красного цвета. Фраза из канона обязательно выписывается внизу этого изображения. Таким образом, дети знакомятся с глубокими образами богослужения, запоминают их и вообще начинают представлять себе службу наполненной множеством образов и смыслов. А значит, все больше узнают о православном учении, значит, приближаются к образованию, настоящему образованию…

В выходные можно продолжать ездить по монастырям, музеям, сохранившимся и восстановленным русским усадьбам. Иногда получается попасть на уличные пасхальные концерты – такой формат предполагает возможность проявления детского восторга или, наоборот, недовольства, а еще – можно в любой момент незаметно покинуть высокое собрание.

А что же дома? Бесконечно биться на яйцах невозможно – и крашеные яйца однажды заканчиваются. Все-таки нельзя все шесть недель питаться этими продуктами. Катать деревянные яички тоже нельзя в течение полутора месяцев. И вот что мы придумали. Получается, что первая пасхальная седмица у нас совершенно особенная – это и богослужения, и звон колоколов, и русские традиции. А вот каждую следующую пасхальную неделю мы посвятили традициям какого-нибудь другого народа. Например, Греция – страна, в которой православные традиции также имеют свою многовековую историю. Куличи и пасхи у нас закончились – и мы готовим традиционные греческие пасхальные блюда. Это «цуреки» – такая булочка в форме косички, причем в серединку кладется вареное крашеное яичко (заново красим три-четыре штучки) – булка выпекается прямо с красным яйцом. Дети сами отыскивали в Интернете рецепты и пекли эту вкусную вещь. А еще готовим тот суп, которым греки разговляются в пасхальную ночь. Сытное и при этом легкое блюдо – суп из бараньих потрохов, мигарица. А заодно ищем рецепты других традиционных греческих блюд, и всю седмицу у нас получается что-то вроде «недели греческой кухни». Как греки проводят Страстную седмицу? Как встречают саму Пасху? Какие у них крестные ходы? Все это мы находим в Интернете, смотрим фотографии и видео. И все это оказывается не просто развлечением.

Обращение к другой православной традиции показывает: традиции – вещь условная, а главное то, что нас объединяет, – наша Церковь

Такое обращение к другой православной традиции показывает нашим детям, что эти самые традиции – вещь условная. Не куличи и не творожные пасхи делают праздник Праздником. И наши русские народные обычаи – дорогие нам, любимые, чтимые и бережно хранимые – всего лишь обычаи, без которых те же самые православные греки запросто обходятся. А вот общее между нами – и есть самое главное: наша Церковь, Евангелие, учение святых отец и та радость, которой нас наполняет славная вера православная.

А еще к «неделе греческой Пасхи» мы пишем надписи «Χριστός ανέστη» и ответное «Αληθώς ανέστη». Поздравляем друг друга всю неделю именно такими словами. Пишем и весь пасхальный тропарь по-гречески. А заодно – учим или повторяем греческие буквы, правила чтения и вообще продолжаем привыкать к графике греческих слов, преодолеваем страх перед этим непростым языком – языком вселенских учителей и святителей, языком православного богословия.

Моих детей очень впечатлили традиции острова Керкиры (Корфу). Чего стоит метание глиняных кувшинов из окон в Великую субботу! Конечно, у детей тут же возникло предложение сбросить с балкона пару цветочных горшков. Жестокие родители запретили повторять эту традицию где бы то ни было, кроме самой Керкиры. Впечатление праздника здорово передают видеоролики о Пасхе на Корфу. Это невероятно красочные многолюдные крестные ходы, с духовыми оркестрами и фейерверками. Дети поражаются: неужели это прямо весь город православный?!

Обращаясь к сербским традициям, мы, помимо всего прочего, слушали и пели все вместе сербские песни. Наизусть – полюбившуюся нам «Христос воскресе, радость донесе» на стихи святителя Николая Сербского. Вот так, потихонечку, знакомимся и с православными народами, и с богатством культуры этих родных нам стран.

А еще есть не православные, но все же безусловно христианские культуры «Запада». Очень интересной оказалась одна из пасхальных недель, в которую мы изучали английские пасхальные традиции. Узнали об английской традиции прятать в саду пасхальные яички с сюрпризами для детей – и мы спрятали такие яички в огороде на даче. Дети готовят красочную надпись «Christ is risen!», и мы поздравляем друг друга с Христовым Воскресением на том языке, который учат наши дети в школе, дома и на курсах. Печем пасхальные булочки hot cross buns, учим пасхальные песенки на английском – и заодно повторяем и осваиваем лексику самого популярного в мире языка. Так мы «проходим» и другие страны. К отданию Пасхи у нас весь дом оказывается в пасхальных надписях на разных языках, знакомых и незнакомых. Но мы знаем, что на всех этих языках люди славят воскресение Спасителя. За пасхальные недели мы успеваем попробовать итальянскую пастиеру, испанскую Мону де Паскуа, узнаем о жизни многих и многих стран нашей планеты. Материала хватает с лихвой на несколько лет.

Очень важно для детей – узнавать и осознавать, что весь мир наполнен православными храмами

Обращаясь к культуре «неправославных» стран, мы в первую очередь обязательно узнаем, что изначально эти страны все-таки именно православные, что их просвещали первые ученики Христа. Находим в Интернете информацию о православных общинах той же Англии, Франции, США. И это оказывается очень важным для детей – узнавать и осознавать, что весь мир, вся вселенная наполнена православными церквями. Везде, в каждой стране есть люди, которые сегодня вместе с нами, теми же самыми словами, в том же самом богослужении, пусть и на других языках, славят нашего Спасителя. И та же Англия и Америка, которые «из учебников», которые «из журналов и фильмов», которые из всевозможных реклам, – тоже могут быть православными, такими же, как и мы, такими же, какими были наши святые, такими же, какими были первые христиане…

И вот так, «веселыми ногами» мы постепенно добираемся до дня отдания Пасхи. И все это время мы продолжали радоваться Воскресению Спасителя, все это время в нашем доме жило ощущение праздника. Это оказывается временем образования – образования истинного, образования как вхождения в мир Церкви, как причастия учению Христову.

И это было временем образования-обучения. Культурология и география, история и искусство… Причем мы не только нашли ту же Грецию, ту же Болгарию на карте мира, не просто почитали кое-что – но мы познакомились с этими народами и даже немножко «пожили» в их культуре. И такое знакомство – память на всю жизнь.

А еще подобные мероприятия – не просто «уроки» или форма досуга для детей, но это возможность быть всем – и детям, и родителям – вместе. Вместе придумывать что-то, вместе учиться, вместе играть, вместе читать, готовить – и радоваться, праздновать. Праздновать так, как умеют только дети… Праздновать самый большой праздник, «с миром видимым и невидимым», праздновать «со всей тварью» смерти умерщвление, просвещение вселенной, восстание Христово, веселие вечное.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: