Значение литургии оглашенных и как она проходит, полный текст службы


История появления и значение в православии

Появление института оглашения ведет свое начало с древних времен. Еще Иисус Христос завещал своим ученикам-апостолам передавать основные вероучительные истины желающим принять крещение. Но перед тем, как креститься, люди должны были пройти специальную подготовку, которая могла длиться довольно долго. Поэтому и возникло такое понятие, как оглашение (катихео), в переводе с латинского означающее «слышать что-либо от других».

Оглашенные изучали основы веры, традиции, правила. К тому же, требовалось время, чтобы убедиться в твердости принятого решения. Знакомство с христианской религией включало в себя посещение храма во время проведения службы. Чтобы катехумены могли присутствовать на богослужении, была введена литургия оглашенных, предшествующая причастию.

Главная цель обряда – подготовить верующего к причащению.

Каждый этап этой службы имеет символическое значение. В первой части богослужения звучат слова, возвещающие о рождении Сына Божьего. В обязательных пениях слышатся напоминания об искупительном подвиге Христа. За время проведения литургии прихожанам разъясняется цель появления Спасителя на земле и важность таинств.

Святитель Иоанн Златоуст и его Литургия

На всех языках, на которых проповедано Православие, совершается Божественная литургия Иоанна Златоустого. И чаще всего в течение года именно она собирает всех нас вместе около чаши с Телом и Кровью Христовыми. Божественная литургия – это самое важное богослужение Церкви, это самое важное событие для человека, принявшего крещение, и залог спасения.

(MP3 файл. Продолжительность 10:54 мин. Размер 10.5 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня для всех нас особая радость: в этот воскресный день мы не только празднуем Воскресение Христово, встречаем воскресшего Христа и славим Его, и соединяемся с Ним, но еще вспоминаем память великого святого Церкви Христовой, ученика и последователя, учителя Церкви, великого подвижника, богослова и проповедника ‒ святителя Иоанна Златоуста.

Это был человек, который всю жизнь свою без остатка, все великие дары и таланты, которые он получил от Творца, отдал на служение своему Божественному Учителю, Господу нашему Иисусу Христу, на созидание, на защиту, на построение Его Церкви, на укрепление этого божественного организма и защиту его от ересей, расколов и лжеучений.

В юности оставшись без отца, с одной матерью, он предался изучению самых высоких тогдашних знаний: его учителями были и философы, и христианские подвижники. А когда его мать отошла ко Господу, он раздал все свое имение и удалился на подвиги в пустыню, и долгое время там жил вместе с такими же отшельниками, друзьями и братьями его по этому труду и этой борьбе, и подвизался в безмолвии, в посте и в молитве, избегая всячески человеческой славы и почета, и даже служения, которое уже хотели ему поручить и готовили в Церкви. Но долго он не мог избегать этого служения, и несмотря на то, что уже совершил много подвигов, написал прекрасные апологетические творения, Церковь призвала его к еще более высокому служению, и он был избран архиереем. А со временем стал и архиереем на Константинопольской кафедре. И там с любовью, с подвигом, с кротостью наставлял людей Божиих, Церковь, созидал ее, устроял.

Великое множество творений оставил этот человек, редко какой еще подвижник может сравниться с ним: он был и апологетом, и толкователем Священного Писания, писал на разные темы поучения, которые до сих пор по Уставу должны читаться во время богослужения в церкви. Вспомните прекрасное его «Слово на Воскресение Христово», которое по всему миру неотложно читается на этот праздник. Таких сочинений очень много. Но самый главный, наверное, его труд – то, с чем все мы имеем непосредственное общение и что всем нам служит во спасение, ‒ это Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

Он не был ее творцом в прямом смысле, до него уже были подвижники, которые составляли этот чин годами и веками, но он выступил редактором – то есть он ее обновил, поправил, зная уже на своем личном опыте, что нужно для Церкви и для слабого, но ищущего спасения человека. И с тех пор, с IV века, эта литургия неотложно служится практически на всех языках мира. На всех языках, на которых проповедано Православие, совершается Божественная литургия Иоанна Златоуста, и чаще всего в течение года именно она собирает всех нас вместе около Чаши с Телом и Кровью Христовой.

Божественная литургия – это самое важное богослужение в Церкви, это самое важное событие для человека, принявшего Крещение и залог спасения в таинстве Крещения, это таинство приобщения Телу и Крови Христовой, которое происходит за Божественной литургией.

И с ужасом мы видим, как очень многие христиане так до сих пор этого и не поняли и не могут осознать. А мы сами прилагаем слишком мало усилий для того, чтобы весь мир узнал о том, как важно для спасения души каждого христианина участие в Божественной литургии. Нет ничего выше, нет ничего сильнее, нет ничего важнее в этот день, чем собраться и встретиться с Господом нашим Иисусом Христом и соединиться с Ним неотлучно, слиться с Ним и в молитве, и в причащении Святых Христовых Тайн.

Иоанн Златоуст особо говорил о Причастии. Он говорил, что человек, причащаясь, соединяясь со Христом в Причастии, является телом, и это тело обретает Главу. То есть человек, который не причащается Тела и Крови Христовой, не может быть полноценным человеком и христианином, он ‒ как тело без головы. Все мы – тело Христово, а Глава нам – Христос, соединяясь с Его Божественной Кровью, которой Он омыл наши грехи и искупил этот мир, ‒ эту Кровь Господь подает нам сегодня, возвращает её, для того, чтобы мы с Ним слились полностью. Когда человек любит что-то в этом мире, или какого-то человека, или какое-то явление, он как бы сливается с ним, он стремится к тому, чтобы стать с ним единым телом. Так и христиане призваны стремиться к тому, чтобы стремиться слиться со Христом в таинстве Причастия Тела и Крови Христовой. Это, с одной стороны, так просто, а с другой стороны, непостижимо, и для этого требуется смирение, любовь, и кротость, и послушание Церкви Христовой, подобное тому, которое всю жизнь являл божественный учитель, золотые уста которого проповедовали истину и спасение.

Святитель говорит о том, что из алтаря во время литургии, как из рая, вытекают реки Божественной Истины, и около этого источника собираются ангелы, слетаются, подобно тому, как около источника живительной воды собираются олени в пустыне. Так собираются ангелы, архангелы, святые, и мы вместе с ними собираемся возле этого источника, чтобы напитаться Божественной Истины, чтобы укрепиться, чтобы душа наша, изможденная, иссохшая в пустыне греха, обожженная стрелами дьявола, напиталась этой Божественной воды ‒ Крови Христовой, Тела Его, и жила, и была жива в Жизни Вечной, и была нераздельной со Христом и со всеми святыми. Иоанн Златоуст и такой образ подает христиан, которым Господь позволяет устами своими прикасаться к Своему Телу.

Он говорит, обращаясь к причащающимся христианам: приобщившись Тела и Крови Христовой, вы становитесь как львы, которых боится дьявол, и его слуги разбегаются в ужасе и страхе. Вот какая сила и какая благодать непобедимая дана всем нам, христианам, и сколько сил, сколько энергии, сколько подвигов понес Иоанн Златоуст, для того чтобы до нас, глухих, сопротивляющихся, робких, трусливых, но все же ищущих спасения, донести эту истину. Приобщаясь Тела и Крови Христовых, будем воздавать хвалу Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Творцу неба и земли, и великим подвижникам, и святителю Иоанну Златоусту, его же молитвами Господь помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Как проходит последование

Литургия оглашенных является частью общего богослужения. Она следует после подготовительной части – проскомидии. Затем дьякон, стоя на амвоне, провозглашает о начале службы. Начинается прославление священником Святой Троицы, сопровождающееся пением псалмов хористами. Обряд Литургии оглашенных включает в себя следующие этапы:

  1. Великую ектению, в которой просят у Господа мира для всех, помощи для путешествующих, больных, находящихся в плену. В совместной молитве обращаются к Господу с просьбой о милости для Церкви, Патриарха, страны, правителей, воинов.
  2. Антифоны – песнопения, произносимые попеременно двумя хорами. Различают три вида антифонов – вседневные, воскресные (изобразительные) и праздничные. Состоят из псалмов, содержащих прославляющие тексты.
  3. Малый вход – шествие, символизирующее выход Иисуса Христа на проповедь. Шествие предваряет вручение священником Евангелия дьякону. Святую книгу выносят через северные врата и вносят через Царские. Шествие завершается пением «Трисвятого».
  4. Чтение Апостола и Евангелия. Перед началом чтения дьякон, выйдя на амвон, поднимает вверх Святую книгу, призывая верующих приготовиться к слушанию Евангелия. Во время чтения священник находится позади престола, стоя лицом к народу. Верующие слушают стоя, склонив головы.
  5. Сугубую (усиленную) ектению, отличающуюся от Великой ектении дополнительными молитвами. В них упоминаются имена тех, кто подал прошение на литургию. Священник, вместе со всем народом, просит Господа даровать здравие и спасение всем рабам Божьим, поминаемым в молитвах.
  6. Ектению об умерших, во время которой молятся об усопших родных и близких людях, прося Господа простить им вольные и невольные грехи, водворив в небесной обители рядом со всеми праведными.
  7. Ектению об оглашенных, где дьяконом предлагается оглашенным помолиться о себе. Затем он просит верующих помолиться об оглашенных, моля Господа помиловать их, наставив на истинный путь.

Завершается литургия оглашенных словами «Оглашенные, изыдите». После этих слов не крещенные должны выйти из храма, так как начинается Литургия верных.

батюшка в храме

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ

Так называется третья часть Литургии потому, что на ней могут присутствовать только верные,

то есть крещеные. Ее можно подразделить на следующие части: 1) перенесение честных Даров с жертвенника на престол; 2) приготовление верующих к освящению Даров; 3) освящение (пресуществление) Даров; 4) приготовление верующих к причащению; 5) причащение и 6) благодарение за причащение и отпуст.

ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ С ЖЕРТВЕННИКА НА ПРЕСТОЛ

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа

(трижды)
«.
По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе

— таинственно изображая или таинственно представляя из себя;
животворящей
— жизнь дающей;
припевающе
— воспевая;
отложим
— оставим;
житейское попечение
— заботу о житейском;
яко да
— чтобы;
подымем
— поднимем, прославим;
дориносима
— торжественно носимого, прославляемого (
«дори»
— слово греческое и значит копье, так что
«дориносима»
значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях);
ангельскими чинми
— ангельскими чинами;
аллилуиа
— хвала Богу.

Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе, и как бы вместе с ними поют Ему трисвятую песнь — хвалу Богу. Пред Херувимской песнью открываются царские врата

и диакон совершает
каждение,
а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем священник с диаконом вполголоса трижды произносят херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для
перенесения честных Даров с жертвенника на престол.
Диакон, имея на левом плече «воздух» (большой покров), несет на голове дискос, а священник в руках святую чашу. Выйдя из алтаря северными дверями (пение Херувимской песни в это время прерывается на словах
«отложим попечение»
), они останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся за Святейшего Патриарха, за правящего архиеререя, митрополитов, архиепископов, епископов, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан, и возвращаются чрез царские врата в алтарь; честные Дары поставляются на престол на развернутом антиминсе и покрываются «воздухом», после чего царские врата затворяются и закрываются завесой; певчие же тем временем заканчивают Херувимскую песнь. Перенесение Даров с жертвенника на престол называется
великим входом
и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких к ним во Царствии Его; при словах же священника
«Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог…»
нужно вполголоса сказать:
«и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ОСВЯЩЕНИЮ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ

После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектенией
«Исполним молитву нашу Господеви»
о
«предложенных честных Дарех»
, чтобы они были угодны Господу, о чем в то же время втайне молится священник, и чтобы Господь освятил их Своею благодатию. Далее мы просим у Господа помощи провести весь день (
«дне всего»
) в совершенстве, то есть свято, мирно и без греха; послать нам Ангела хранителя, верно наставляющего на путь истины и добра и охраняющего наши души и тела от всякого зла; просим простить (
«прощения»
) и забыть (
«оставления»
) наши случайные грехи и часто повторяемые прегрешения; даровать нам все доброе и полезное для души (а не то, что услаждает наши пагубные страсти и чего мы часто желаем); и чтобы люди (
«мир»
) жили и трудились в мире между собой (а не во вражде и взаимноуничтожающей борьбе); и чтобы мы провели остаток жизни нашей (
«прочее время живота нашего»
) в мире с ближними и со своею совестью и, в сокрушении (
«покаянии»
) о содеянных грехах; сподобились христианской кончины, то есть исповедавшись и приобщившись Святых Таин Христовых. Мы просим кончины безболезненной, непостыдной, так как бывают случаи смерти, постыдной для христианина, например, от пьянства, самоубийства, драки и другое. Мы просим кончины мирной, то есть в душевном мире и примирении с ближними. И чтобы Господь удостоил нас дать добрый, безбоязненный ответ на Страшном суде Его. Для достойного присутствия при совершении таинства необходимы: мир душевный, взаимная любовь и всех объединяющая истинная (православная) вера. Поэтому после просительной ектении священник, благословляя народ, говорит:
«Мир всем!»
Молящиеся выражают тут же такое же пожелание и его душе (
«и духови твоему»
). Затем возглашается:
«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы»
, на что певчие поют:
«Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и нераздельную».
Этим показывается, Кого следует так единомысленно исповедать (признавать). За следующим возгласом
«Двери, двери! Премудростию вонмем!»
поется (или читается) Символ веры, в котором кратко, но исчерпывающе точно, излагается наша вера во Святую Троицу и другие главные истины Православной Церкви. При этом завеса на царских вратах отодвигается и «воздух» с честных Даров снимается. Слова
«Двери, двери!»
в древности напоминали придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и неверующих; теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души для посторонних мыслей, а словами
«Премудростию вонмем»
указывается, чтобы мы были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе веры.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии.

Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила:
«Всех верных, входящих в церковь… и не пребывающих на молитве до конца,
как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного».
После Символа веры возгласом «Станем
(будем стоять)
добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити»
обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить «святое возношение» или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется:
«Милость мира, жертву хваления»
, то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы
(любовь)
Бога и Отца и причастие
(общение)
Святаго Духа буди со всеми вами»
, и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает:
«горе имеим сердца»
, то есть будем иметь сердца устремленными вверх — к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают:
«Имамы ко Господу»
, то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.

ОСВЯЩЕНИЕ (ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ) ДАРОВ

Совершение святого таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника «Благодарим Господа!»

Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют:
«Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».
Священник в это время в тайной молитве, называемой
евхаристическою
(благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа — Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы,
«победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».
Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф
(Господь Сил небесных),
исполнь
(наполнены)
небо и земля славы Твоея»
. К этой песни, называемой
серафимскою
, певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим:
«Осанна
(еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!)
в вышних!
(в небесах)
благословен грядый
(идущий)
во имя
(во славу)
Господне, осанна в вышних!»
Слова
«победную песнь поюще…»
взяты из видений пророка Иезекииля (Иез. 1, 4—24) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4, 6—8); они в откровении видели престол Божий, окруженный Ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали:
«Свят, Свят, Свят Господь Бог»
.

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие

(это)
есть Тело Мое, еже
(которое)
за вы
(за вас)
ломимое во оставление
(прощение)
грехов»
и
«Пийте от нея вси, сия
(эта)
есть Кровь Моя Новаго Завета, яже
(которая)
за вы и за многия изливаемая во оставление грехов»
. После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит:
«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»
(о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Певчие протяжно поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш»

, а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3 часа:
«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися»
. Диакон произносит двенадцатый стих 50 псалма:
«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей»
. Священник опять читает тропарь 3 часа, диакон произносит тринадцатый стих 50 псалма:
«Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене»
. Священник третий раз читает тропарь 3 часа. Благословляя Святой Агнец (на дискосе), он говорит:
«И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего»
. Благословляя вино (в Святой Чаше), он говорит:
«А еже в чаши сей — честную Кровь Христа Твоего»
. Диакон по каждом возгласе говорит:
«Аминь»
. Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит:
«Преложив Духом Твоим Святым»
. Диакон же трижды говорит:
«Аминь, аминь, аминь»
.
В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову.
Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу.
Это — самый важный момент Литургии.
По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послу жили «во трезвение души

(т. е. укреплением во всяком добром деле),
во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение
(получение)
Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе
(т. е. чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами),
не в суд или во осуждение»
, и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же (
«изрядно»
) вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит:
«Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии»
, на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери:
«Достойно есть…»
(В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо «Достойно есть» поется в честь Божией Матери
задостойник
, т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух:
«в первых помяни, Господи, Великого Господина…»
, поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают:
«И всех и вся»
, то есть помяни, Господи, всех верующих. Молитва за живых оканчивается возгласом священника
«И даждь нам единеми усты и единем сердцем
(единодушно)
славити и воспевати пречестное
(славное),
и великолепое
(величественное)
имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»
и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме:
«И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами»
.

Далее идет следующая часть Литургии верных.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ПРИЧАЩЕНИЮ

Оно начинается просительной ектенией:
«Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся»
, то есть помянув всех святых, опять и опять помолимся Господу
«о принесенных и освященных честных Дарех»
, чтобы (
яко да
) Человеколюбец Бог наш, приняв их (
прием я
) во святый, пренебесный и духовный (
мысленный
) Свой жертвенник как духовное благоухание, как приятную Ему жертву (
в воню благоухания духовнаго
), ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа. Далее следуют обычные прошения просительной ектений, которая оканчивается возгласом священника
«И сподоби
(удостой)
нас, Владыко, со дерзновением
(смело, как дети просят отца)
неосужденно смети
(осмелиться)
призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати»
. Поется молитва Господня «Отче наш». Хорошо делают настоятели, когда все присутствующие приглашаются петь эту молитву. Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Святых Таин. В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясуется орарем для того, чтобы, во-первых, беспрепятственно служить священнику во время причащения, и во-вторых, выразить свое благоговение к Святым Дарам в подражание Серафимам, которые, окружая престол Божий, закрывали лица свои крылами (Ис. 6, 2—3). При возгласе диакона
«Вонмем!»
завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает:
«Святая — святым»
. Это означает: Святые Дары могут быть преподаны только «святым», то есть верующим, которые освятили себя молитвою, постом,
таинством покаяния
(исповеди). Сознавая свое недостоинство, певчие от лица верующих возглашают:
«Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь»
.

ПРИЧАЩЕНИЕ

Первыми причащаются в алтаре священнослужители. Священник раздробляет Святой Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. Части для причащения мирян по причащении священнослужителей опускаются в потир. Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый «причастным»

, а затем поется какое-либо песнопение или читаются молитвы перед причащением.
Открываются царские врата
для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках святую чашу, произносит:
«Со страхом Божиим и верою приступите»
. Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров — явление Иисуса Христа по воскресении. Преклоняясь пред святой чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют:
«Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися
(явился)
нам»
. Причащающиеся миряне,
«со страхом Божиим и верою»
приступая к святой чаше с предварительным поклоном, повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением
«Верую, Господи, и исповедую…»
, в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таинственного общения с Ним; и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Святых Таин во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудою-предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику, твердо и смело исповедовать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия Святых Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени ради порядка и благоговения к святыне не следует сходить со своего места; и совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он
первый есть только грешник.
Крестообразно сложив руки на груди подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред святой чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть святой чаши.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне»

и
«пийте от нея вси»
в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

По причащении верующие принимают теплоту, то есть церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Святых Даров. По причащении мирян, священник опускает в святую чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровию и молитвами святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих словами «Спаси, Боже, люди Твоя

(верующих в Тебя)
и благослови достояние Твое»
(собственность Твою, Церковь Христову). В ответ на это поют:
«Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть»
. Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так как, омыв грехи свои в таинстве крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати (милости), сынами света, получили Святого Духа чрез святое миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас (
«Та бо нас спасла есть»
). Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв святую чашу и благословляя ею молящихся, возглашает
«Всегда, ныне и присно, и во веки веков»
, и относит ее на жертвенник. Это последнее явление Святых Даров верующим, перенесение их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви
«во вся дни до скончания века»
(Мф. 28, 20).

БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ПРИЧАЩЕНИЕ И ОТПУСТ

Поклоняясь Святым Дарам в последний раз как Самому Господу Иисусу Христу, верующие благодарят Господа за причащение Святых Таин. Певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа»

. То есть, восхваляя Господа за то, что Он удостаивает нас причащаться Божественных, Бессмертных и Животворящих Таин, просим Его сохранить нас в святости, полученной в таинстве причащения, весь день поучаться правде Божией. После этого диакон произносит краткую ектению
«Прости, приимше Божественных… Христовых Таин…»
(с благоговением причастившись), призывающую
«достойно благодарить Господа»
. Испросив Его помощи провести этот день свято, мирно, безгрешно, он приглашает предать себя и жизнь свою Христу Богу. Священник, сложив антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает:
«Яко Ты еси освящение наше и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков»
и прибавляет:
«С миром изыдем»
, этим показывая, что Литургия кончается и что из храма нужно выходить мирно, в мире со всеми. Певцы от лица всех поют:
«О имени Господни»
, то есть выйдем с благословения Господня. Священник выходит к молящимся за амвон и читает
заамвонную молитву
, в которой еще раз просит Господа спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, не оставить Своими милостями всех уповающих (надеющихся) на Него, даровать мир миру (вселенной), священникам, верным правителям и всем людям. Эта молитва представляет собою сокращение всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвою праведного Иова:
«Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
. Чаще всего именно в это время для духовного просвещения и назидания произносится
пастырская проповедь,
в основу которой полагается Слово Божие. Затем священник, в последний раз благословляя верующих, произносит:
«Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков»
и воздает благодарение Богу:
«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!»
Обратясь к народу и имея в руке напрестольный крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все присутствующие, священник произносит
отпуст:«Христос, истинный Бог наш…»
В отпусте священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, апостолов, храмового святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Богоотец Иоакима и Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец; тут же он дает крест верующим для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении
на многие лета
Святейшего Патриарха, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Антифоны изобразительны

Антифон 1-й (псалом 102), поётся на 1-й тропарный глас:

1. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода./ Благослове́н еси́, Го́споди./ Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, / и вся вну́тренняя моя́/ И́мя свято́е Его́. 2. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, / и не забыва́й всех воздая́ний Его́. 1. Очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, / исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́. 2. Избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, / венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами. 1. Исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́:/ обнови́тся, я́ко о́рля, ю́ность твоя́. 2. Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, / и судьбу́ всем оби́димым. 1. Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, / сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́. 2. Щедр и ми́лостив Госпо́дь, / долготерпели́в и многоми́лостив. 1. Не до конца́ прогне́вается, / ниже́ в век вражду́ет. 2. Не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, / ниже́ по грехо́м на́шим возда́л есть нам. 1. Я́ко по высоте́ небе́сней от земли́, / утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. 2. Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, / уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. 1. Я́коже ще́дрит оте́ц сы́ны, / уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. 2. Я́ко Той позна́ созда́ние на́ше, / помяну́, я́ко персть есмы́. 1. Челове́к, я́ко трава́ дни́е его́, / я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т. 2. Я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, / и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́. 1. Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка / на боя́щихся Его́. 2. И пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, / и по́мнящих за́поведи Его́/ твори́ти я. 1. Госпо́дь на небеси́ угото́ва Престо́л Свой, / и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет. 2. Благослови́те Го́спода, вси а́нгели Его́, / си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, / услы́шати глас слове́с Его́. 1. Благослови́те Го́спода, вся си́лы Его́, / слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. 2. Благослови́те Го́спода, вся дела́ Его́, / на вся́ком ме́сте влады́чества Его́. 1. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. / И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. 2. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, / и вся вну́тренняя моя́,/ и́мя свято́е Его́./ Благослове́н еси́, Го́споди.

(загрузить)

Псалом 102-й на русском языке.

1. Благословляй, душа моя, Господа. / Благословен Ты, Господи! / Благословляй, душа моя, Господа, / и вся внутренность моя – имя святое Его. 2. Благословляй, душа моя, Господа, / и не забывай всех благодеяний Его. 1. Он прощает все беззакония твои, / исцеляет все недуги твои. 2. Избавляет от погибели жизнь твою, / венчает тебя милостью и щедротами. 1. Исполняет благами желание твое, – / обновится, как у орла, юность твоя. 2. Творит милость Господь / и суд всем обиженным. 1. Он открыл пути Свои Моисею, / сынам Израилевым – желания Свои. 2. Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив. 1. Не до конца прогневается / и не навек негодует. 2. Не по беззакониям нашим Он соделал нам, / и не по грехам нашим воздал нам. 1. Ибо, по высоте неба от земли, / утвердил Господь милость Свою к боящимся Его. 2. На сколько отстоит восток от запада, / удалил Он от нас беззакония наши. 1. Как милует отец сынов, / помиловал Господь боящихся Его. 2. Ибо Он знает состав наш, / помнит, что мы – прах. 1. Человек – как трава дни его, / как цвет полевой, так отцветёт. 2. Ибо дыхание прекратилось в нем – и не будет его, / и не узнает он более места своего. 1. Милость же Господня – от века и до века/ на боящихся Его. 2. И правда Его – на сынах сынов, хранящих завет Его / и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. 1. Господь на небе уготовал престол Свой, / и Царство Его всем владеет. 2. Благословляйте Господа, все Ангелы Его,/ сильные мощью, исполняющие слово Его, / как только услышат глас слов Его. 1. Благословляйте Господа, все воинства Его, / служители Его, исполняющие волю Его. 2. Благословляйте Господа, все творения Его, / на всяком месте владычества Его. 1. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. 2. Благословляй, душа моя, Господа / и вся внутренность моя/ – имя святое Его. / Благословен Ты, Господи!

Антифон 2-й (псалом 145):

1. Хвали́, душе́ моя́, Го́спода./ Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, / пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь. 2. Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, / в ни́хже несть спасе́ния. 1. Изы́дет дух его́, и возврати́тся в зе́млю свою́:/ в той день поги́бнут вся помышле́ния его́. 2. Блаже́н, ему́же Бог Иа́ковль помо́щник его́, / упова́ние его́ на Го́спода Бо́га своего́. 1. Сотво́ршаго не́бо и зе́млю, / мо́ре и вся, я́же в них. 2. Храня́щаго и́стину в век, / творя́щаго суд оби́димым, / даю́щаго пи́щу а́лчущим. 1. Госпо́дь реши́т окова́нныя, / Госпо́дь умудря́ет слепцы́. Госпо́дь возво́дит низве́рженныя, /Госпо́дь лю́бит пра́ведники. 2. Госпо́дь храни́т прише́льцы, / си́ра и вдову́ прии́мет, / и путь гре́шных погуби́т. 1. Воцари́тся Госпо́дь во век, / Бог твой, Сио́не, в род и род.

(загрузить)

Псалом 145-й на русском языке.

1. Хвали, душа моя, Господа. / Хвалить буду Господа всю жизнь мою, / петь Богу моему, пока существую. 2. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, / в которых нет спасения. 1. Выйдет дух его, / и он возвратится в землю свою, / в тот день погибнут все помышления его. 2. Блажен тот, кому Бог Иакова – помощник его, / надежда его – на Господа Бога своего. 1. Сотворившего небо и землю, / море и все, что в них. 2. Хранящего истину вовек, / совершающего суд обиженным, / дающего пищу алчущим. 1. Господь освобождает узников, / Господь умудряет слепых./ Господь поднимает поверженных, / Господь любит праведных. 2. Господь хранит пришельцев, / сироту и вдову Он примет, / а путь грешных обратит в ничто. 1. Будет царствовать Господь вовек, / Бог Твой, Сион, – в род и род.

Антифон 3-й («Блаженны»):

1. Во Ца́рствии Твое́м помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м. На 12: 1. Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное. 2. Блаже́ни пла́чущии, я́ко ти́и уте́шатся. На 10: 1. Блаже́ни кро́тции, я́ко ти́и насле́дят зе́млю. 2. Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущии пра́вды, я́ко ти́и насы́тятся. На 8: 1. Блаже́ни ми́лостивии, я́ко ти́и поми́ловани бу́дут. 2. Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га у́зрят. На 6: 1. Блаже́ни миротво́рцы, я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся. 2. Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное. На 4: 1. Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят вам, и изжену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы, лжу́ще Мене́ ра́ди. 2. Ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда ва́ша мно́га на Небесе́х. 1. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. 2. И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(загрузить)

ҐнтіфHнъ пeрвый (P. Rв):

№. Бlгослови2 душE моS гDа,/ бlгословeнъ є3си2 гDи./ Бlгослови2 душE моS гDа,/ и3 вс‰ внyтрєннzz мо‰,/ и4мz с™0е є3гw2. в7. Бlгослови2 душE моS гDа,/ и3 не забывaй всёхъ воздаsній є3гw2: №. Њчищaющаго вс‰ беззакHніz тво‰,/ и3сцэлsющаго вс‰ недyги тво‰: в7. И#збавлsющаго t и3стлёніz жив0тъ тв0й,/ вэнчaющаго тS ми1лостію и3 щедр0тами: №. И#сполнsющаго во бlги1хъ желaніе твоE:/ њбнови1тсz ћкw џрлz ю4ность твоS. в7. Творsй ми1лwстыни гDь,/ и3 судьбY всBмъ њби6димымъ. №. СказA пути6 сво‰ мwmсeови,/ сыновHмъ ї}лєвымъ хотBніz сво‰. в7. Щeдръ и3 млcтивъ гDь,/ долготерпэли1въ и3 многомлcтивъ. №. Не до концA прогнёваетсz,/ нижE во вёкъ враждyетъ. в7. Не по беззак0ніємъ нaшымъ сотвори1лъ є4сть нaмъ,/ нижE по грэхHмъ нaшымъ воздaлъ є4сть нaмъ. №. Ћкw по высотЁ нбcнэй t земли2,/ ўтверди1лъ є4сть гDь млcть свою2 на боsщихсz є3гw2. в7. Е#ли1кw tстоsтъ вост0цы t з†падъ,/ ўдaлилъ є4сть t нaсъ беззакHніz н†ша. №. Ћкоже щeдритъ nтeцъ сhны,/ ўщeдри гDь боsщихсz є3гw2. в7. Ћкw т0й познA создaніе нaше,/ помzнY, ћкw пeрсть є3смы2: №. Человёкъ, ћкw травA днjе є3гw2,/ ћкw цвётъ сeльный тaкw њцвэтeтъ. в7. Ћкw дyхъ пр0йде въ нeмъ,/ и3 не бyдетъ,/ и3 не познaетъ ктомY мёста своегw2. №. Млcть же гDнz t вёка и3 до вёка/ на боsщихсz є3гw2, в7. И# прaвда є3гw2 на сынёхъ сынHвъ/ хранsщихъ завётъ є3гw2,/ и3 п0мнzщихъ зaпwвэди є3гw2/ твори1ти |. №. ГDь на нб7си2 ўгот0ва пrт0лъ св0й,/ и3 цrтво є3гw2 всёми њбладaетъ. в7. Бlгослови1те гDа вси2 ѓгGли є3гw2,/ си1льніи крёпостію, творsщіи сл0во є3гw2,/ ўслhшати глaсъ словeсъ є3гw2. №. Бlгослови1те гDа вс‰ си6лы є3гw2,/ слуги6 є3гw2, творsщіи в0лю є3гw2. в7. Бlгослови1те гDа вс‰ дэлA є3гw2,/ на всsкомъ мёстэ вLчества є3гw2. №. Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, в7. И# нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. ґми1нь. №. Бlгослови2 душE моS гDа,/ и3 вс‰ внyтрєннzz мо‰, и4мz с™0е є3гw2./ Бlгословeнъ є3си2 гDи.

ҐнтіфHнъ вторhй (P. рм7є):

№. Хвали2 душE моS гDа./ Восхвалю2 гDа въ животЁ моeмъ,/ пою2 бGу моемY, д0ндеже є4смь. в7. Не надёйтесz на кнsзи, на сhны человёчєскіz,/ въ ни1хже нёсть спасeніz. №. И#зhдетъ дyхъ є3гw2,/ и3 возврати1тсz въ зeмлю свою2:/ въ т0й дeнь поги1бнутъ вс‰ помышлє1ніz є3гw2. в7. Бlжeнъ, є3мyже бGъ їaкwвль пом0щникъ є3гw2,/ ўповaніе є3гw2 на гDа бGа своего2: №. Сотв0ршаго нб7о и3 зeмлю,/ м0ре, и3 вс‰ ±же въ ни1хъ: в7. Хранsщаго и4стину въ вёкъ,/ творsщаго сyдъ њби6димымъ,/ даю1щаго пи1щу ѓлчущымъ. №. ГDь рэши1тъ њков†нныz,/ гDь ўмудрsетъ слэпцы2, в7. ГDь возв0дитъ низвeржєнныz,/ гDь лю1битъ прaведники. №. ГDь храни1тъ пришeльцы,/ си1ра и3 вдовY пріи1метъ,/ и3 пyть грёшныхъ погуби1тъ. в7. ВоцRи1тсz гDь во вёкъ,/ бGъ тв0й сіHне, въ р0дъ и3 р0дъ.

ҐнтіфHнъ трeтій, бlжє1нны:

№. Во цrтвіи твоeмъ помzни2 нaсъ гDи, є3гдA пріи1деши во цrтвіи твоeмъ. На в7i: №. Бlжeни ни1щіи д¦омъ, ћкw тёхъ є4сть цrтво нбcное. в7. Бlжeни плaчущіи ћкw тjи ўтёшатсz. На ‹: №. Бlжeни кр0тцыи, ћкw тjи наслёдzтъ зeмлю. в7. Бlжeни ѓлчущіи и3 жaждущіи прaвды, ћкw тjи насhтzтсz. На }: №. Бlжeни млcтивіи, ћкw тjи поми1ловани бyдутъ. в7. Бlжeни чи1стіи сeрдцемъ, ћкw тjи бGа ќзрzтъ. На ѕ7: №. Бlжeни миротв0рцы, ћкw тjи сhнове б9іи нарекyтсz. в7. Бlжeни и3згнaни прaвды рaди, ћкw тёхъ є4сть цrтво нбcное. На д7: №. Бlжeни є3стE, є3гдA пон0сzтъ вaмъ, и3 и3зженyтъ, и3 рекyтъ всsкъ ѕ0лъ глаг0лъ, на вы2 лжyще менє2 рaди. в7. Рaдуйтесz и3 весели1тесz, ћкw мздA вaша мн0га на нб7сёхъ. №. Слaва nц7Y и3 сн7у и3 с™0му д¦у. в7. И# нhнэ и3 при1снw и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.

Автор: Администратор
Дата публикации: 15.01.2019

Отклики (427)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: