Преподобный Серафим Саровский и его духовные наставления
Иконография: Серафим Саровский, преподобный. Датировки: XX в. Начало XX века. Происхождение: д.Александрово, Лихославльский район. Материал: дерево, масло. Материал оклада: стекло. Размеры иконы: высота 28,7 см, ширина 24,5 см. Поясное изображение святого Серафима Саровского
«Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи»,
— таково, видимо, самое известное поучение преподобного Серафима, которому он сам следовал. Поэтому его слова так ценны сейчас для очень многих.
Краткое житие
Основная статья: «Житие батюшки Серафима, Саровского чудотворца».
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян.
Целебные источники Серафима Саровского.
Прохор Мошнин (мирское имя преподобного) – уроженец Курска. Годом его рождения считают 1754. Отец Прохора – благочестивый купец Исидор, мать – Агафия. Прохор уже с детства был особенным: кротким, молитвенным. Печать избрания Божия на монашеский путь лежала на нем с раннего возраста. Известно, что мальчиком он упал с колокольни строившегося храма, но остался совершенно невредим. Это произвело огромное впечатление на его мать. Видимо, тогда она задумалась об особом пути сына – возможно, иноческом. Особенно укрепилась эта убежденность после чуда с Курской коренной иконой. Во время крестного хода с ней юный Прохор, тяжело болевший, получил исцеление.
В 1778 г. Прохор пришел в Саровский монастырь, где долго был послушником, а с 1786 г. принял постриг с именем, под которым он и будет известен всей России – Серафим. Скоро он был рукоположен в иеродиаконы, с 1793 г. стал иеромонахом. Монашеская жизнь Серафима отмечена печатью избрания Божия так же, как и его мирская жизнь. Он основал Дивеево — монастырь, ставший крупнейшей женской обителью в России.
Полезные материалы
Еще будучи послушником, он тяжело заболел водянкой, и был мгновенно исцелен пришедшей к нему Богородицей. Всего же явлений Пречистой “убогому Серафиму”, как он себя именовал, за его жизнь было 12.
Из диаконского служения Серафима известно, как однажды во время литургии он видел Самого Христа. Истинность видения удостоверил его духовный отец, опытный старец Иосиф. Однако, заповедал молодому иеродиакону оградить себя молчанием, чтобы избежать превозношения.
Но чудо следует за чудом в жизни этого удивительного монаха. С 1794 г. он ушел на уединенное подвижничество. Вне монастырских стен устроил пустыньку, развел огород, пасеку. Говорили, что к преподобному приходили дикие звери, даже медведь, кормившийся из его рук. Подвиги его тогда известны только Богу. Из известного людям можно сказать о столпническом подвиге – стоянии на камне 1000 дней, о трехлетнем подвиге молчальничества, взятого на себя о. Серафимом с 1807 г. С 1810 г. Серафим вернулся жить в обитель, но 15 лет жил затворником.
С 1825 г. о. Серафим вышел на старческое служение, стал принимать народ. Это его послушание продолжалось до 1833 г.
Уже при жизни многие почитали Серафима святым. Первые его жизнеописания стали появляться через несколько лет после смерти. Множились и свидетельства о чудесах.
2
Января
1833 года
Земной путь старца закончился. Накануне святой причастился за литургией, попрощался с братией, напутствовав:
«Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся»
В 1903 г. преподобный Серафим прославлен в лике святых.
Осуждение, вражда, прощение
Отчего мы осуждаем братии своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя – и перестанешь осуждать других.
Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.
Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: ре судите, да не судими будете (Матф. 7, 1), и паки: ты кто еси судяй чуждему рабу? своему Господеви стоитъ или падаетъ; станетъ же, силенъ бо есть Богъ поставити его (Рим. 14, 4).
Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии Апостольские слова: мняйся стояти да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Ибо неизвестно, сколько времени мы можем в добродетели пребывать, как говорит пророк, опытом сие дознавший: рехъ во обилiи моемъ: не подвижуся во вeкъ. Отвратилъ же еси лице Твое, и быхъ смущенъ (Пс. 29, 7-8).
Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву.
Бог заповедал нам вражду только против змия, т. е. против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая,- против человекоубийцы-диавола. Повелено нам враждовать и против Мадианитян, т. е. против нечистых духов блуда и студодеяния, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы.
Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. И потому оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы их оскорбления нас не касались. Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.
Оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались.
Ежели же невозможно не возмутиться, то по крайней мере надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику: Смятохся и не глаголах (Пс.76,5).
А каким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жития Паисия Великого, который просил Господа Иисуса Христа, явившегося ему, дабы Он освободил его от гнева. И Спаситель сказал ему: “Аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи”.
История издания поучений старца
Наставления о. Серафима сохранились в основном от последнего периода его жизни, когда он уже состоялся как подвижник и духовник.
Вместе с тем, о. Серафим специально не писал никаких сочинений. Его наставления записывались духовными чадами, известны по воспоминаниям лично знавших старца людей.
Впервые поучения старца изданы небольшой книгой в 1839 г. Труд собирания изречений и духовных советов о. Серафима принял на себя иером. Сергий (Васильев), постриженник Саровской обители. Сначала он собирался издать поучения старца вместе с его жизнеописанием, но житие не пропускал цензурный комитет. В результате наставления были изданы как приложение к жизнеописанию другого Саровского подвижника, Марка. Позже наставления прп. Серафима стали печататься в составе его жития.
Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: Ни когоже на пути целуйте (Лк.10,4), то есть без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтобы услышать от тебя полезное.
Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая – с другими.
Когда мы в молчании пребываем, тогда враг-диавол ничего не успеет относительно к потаенному сердца человеку; сие же должно разуметь о молчании в разуме.
От уединения и молчания рождаются умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить той тихой воде Силоамской, которая течет без шума и звука, как говорит о ней пророк Исайя: Воды Силоамли текущим тисе (Ис.8,6).
Пришедший в безмолвие должен непрестанно помнить, зачем пришел, чтобы не уклонилось сердце его к чему-либо другому.
Пребывание в келий в молчании, в упражнении молитве и поучении день и нощь закону Божию делает человека благочестивым, ибо, по словам святых отцов, келия инока есть пещь Вавилонская, в ней же трие отроцы Сына Божия обретоша (Добротолюбие. Ч.3. Сщмч. Петр Дамаскин).
Известные высказывания и советы, актуальные для мирян
Советы старца не только мирянам, но даже и монахам-подвижникам – просты и исполнены любви к людям, сочувствия к немощам. Мудрый старец не желал возлагать на человека непосильного бремени, жалея и милуя каждого. Не случайно его обращение к любому пришедшему: «Радость моя!»
О молитве
Преподобный называл молитву “путем ко Господу”. К тому же это орудие нашего спасения – всегда при нас, ибо для молитвы «всякому и всегда есть возможность: и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику». Действительно, молиться ведь может каждый и в любом состоянии.
Особенно важна молитва Иисусова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», низводящая на душу благодать.
О молитвенном правиле
Св. Серафим считал «основанием христианства» три моления:
«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню: “Отче наш” – трижды, в честь Пресвятой Троицы; потом песнь Богородице: “Богородице Дево, радуйся…” – также трижды и наконец Символ веры – единожды. Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван».
То же правило читается вечером..
Это правило предназначалось для мирян и монашествующих, не владеющих грамотой и предельно занятых работой и послушаниями. Его нужно сочетать с непрестанной молитвой Иисусовой, творимой в течение всего дня, или хотя бы “Господи, помилуй”, и краткими молитвами Богородице. То есть правило прп. Серафима предполагает фактически непрестанный молитвенный труд.
О церкви
В храм Божий, говорил преподобный, всегда следует входить «со страхом и трепетом, и никогда непрестающею молитвою». Чтобы не рассеиваться, батюшка советовал по временам молиться с закрытыми очами, как часто делал и сам.
О жизни человеческой
«Глядя на горящую свечу, особенно когда стоим в Божием храме, да вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни, ибо как тает свеча, зажженная пред ликом Божиим, так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтоб жизнь наша пред Богом похожа была на свечу из чистого воска, не издающего смрада».
Беседа с Мотовиловым о смысле жизни
Николай Мотовилов – симбирский помещик. Когда ему было 22 года, он заболел ревматизмом. От этой болезни его исцелил прп. Серафим. Считается, что это исцеление было одним из первых, совершенных преподобным после выхода из затвора на старческое служение. Николай стал духовным сыном старца. Многие его поучения дошли до нас именно в пересказе Мотовилова.
Николай Мотовилов и прп. Серафим
Высказываются различные точки зрения по поводу личности Мотовилова, и, соответственно, корректности передачи им содержания разговоров с преподобным и истинности содержания сохранившихся текстов. Разные оценки вызвали у церковных историков изданные в 2005 г. «Записки Мотовилова». Например, В. Степашкин в новейшем (2018 г.) исследовании о прп. Серафиме подвергает сомнению духовный уровень и даже душевное здоровье Мотовилова.
Некоторые историки обращают внимание на неоднозначность роли Мотовилова в жизни Дивеевской общины после прп. Серафима (например, Н.В. Букова в книге о Дивеевской общине (2010 г.) говорит о покупке им окрестных земель за бесценок и экономическом давлении на общину).
Рукопись беседы найдена в бумагах жены Н.А.Мотовилова, Елены Ивановны, после ее смерти в 1903 г. Согласно рукописи, беседа состоялась за 2 года до кончины старца, в ноябре 1831 г., вскоре после исцеления Николая от болезни. При всей неоднозначности отношения к Н.А. Мотовилову, большинство авторов не ставят под сомнение историчность беседы прп. Серафима и ее содержание.
Стяжание благодати Святого Духа как цель жизни христианина
В противоположность распространенной в среде современников позиции об исполнении заповедей как важнейшем делании, прп. Серафим видит в них только средство к достижению основной цели христианской жизни – стяжания Духа Святого, Богообщения. Беседа сразу стала чрезвычайно актуальной в церковной обстановке тех лет, когда благочестие все больше сводилось к соблюдению обрядов и правил.
Прп. Серафим говорит:
«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».
Что же такое благодать?
«Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полностью Своею наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Эта та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко человек родится в мир. В мире скорбни будет, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас. Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготовал Бог любящим Его».
Беседа содержит и уникальное описание опыта пребывании в благодати старца и его ученика, подобное опыту древних подвижников. Мотовилов описывает ответ преподобного на просьбу осязательно показать, что означает пребывание в Святом Духе:
«Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: – Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал: – Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!.. Отец Серафим сказал: – Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне: – Благодарите же Господа Бога за незреченную к вам милость Его. Вы видели, что я только в сердце моем мысленно Господу Богу и внутри себя сказал: Господи! Удостой его и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей! И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима…»
Иконография: Серафим Саровский, преподобный. Датировки: XX в. После 1902 года. Материал: дерево, ткань, металл, литография. Размеры иконы: высота 22,3 см, ширина 17,7 см. Поясное изображение преподобного Серафима Саровского
О Боге и царствии Божием внутри нас
Преподобный в своей проповеди любви Божией подобен Апостолу Иоанну Богослову.
Св. Серафим не уставал подчеркивать благость и милосердие Творца к падшему человеку:
«Бог являет нам Свое человеколюбие… не только тогда, когда мы делаем доброе, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! А когда наказывает, как благоутробно наказывает!». Поэтому «не называй Бога Правосудным; ибо в делах твоих не видно Его правосудия… и Сын Его показал нам, что Он более благ и милостив. Где Его правосудие?»
Как же познать Господа? Это – тайна:
«Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его».
И не вне человека Царствие Божие, не высоко и не далеко. По слову преподобного, Царствие Божие заключено внутри человека, «Рай или ад начинаются на земле»
О сотворении человека
Во времена прп. Серафима на Западе впервые появляются работы Ч. Дарвина, ставится под сомнение видение религией происхождения человека. Видимо, подобные вопросы образованные посетители Сарова задавали прп. Серафиму. Сохранились высказывания с толкованием сотворения человека согласно Библии. Он поясняет, что означает создание человека «из персти земной». По его мнению, Адам создан «действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевлённым Божиим созданиям». Но отличие человека – данная ему от Бога благодать Духа, которая и делает человека человеком, отличающимся от прочих созданий
«хотя и имеющих плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущих».
О посте
Преподобный всегда подчеркивал духовный смысл поста. Поэтому, при всей важности воздержания, важнее вовсе не соблазняться пищей, например, не нужно «разбирать между снедями вкусными и невкусными». Помнить следует о цели поста – духовном преуспеянии. Прп. Серафим подчеркивает, что и Господь Иисус Христос перед Своим выходом на проповедь постился, подавая нам пример, как укрепляться перед началом духовного делания. Однако пост – средство, а не цель.
Что касается строгости телесного воздержания, преподобный советовал приступать к посту постепенно. В пример святой приводил авву Дорофея, который постепенно приучал своего ученика Досифея к воздержанию. Кроме того, пост, по мнению преподобного, состоит не в том, чтобы есть редко или вовсе воздерживаться. Основное правило о пище – не есть много.
«Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом».
Опасающимся соблюдать пост по соображениям здоровья, прп. Серафим приводил примеры многих святых постников, которые долгие годы были не только здравы телом, но и способны к труду, несмотря на воздержание от пищи. Происходило это потому, что «в той мере, как плоть постящегося становится тонкой и легкой, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Впрочем, каждому необходима своя мера, поэтому к рассуждениям о посте преподобных прибавлял евангельские слова:
«Могий вместити да вместит» (Мф. 19:12)
О России
Интересный факт
Одно из самых известных высказываний преподобного о современной ему России – описание им своего видения страны «в Духе» как покрытой облаком фимиама от множества молитв верующих. Именно такой была духовная жизнь современников.
Впрочем, уже тогда многие говорили о том, что не стало на Руси подвижников, подобных тем, какие были в первые века христианства. Объяснение этому преподобный видел в отсутствии решимости, ибо «Господь вчера и сегодня и во веки тот же», но ослабляется ревность людей к своему спасению.
Об антихристе
Много спрашивали старца о грядущих последних временах и антихристе. Сохранились размышления и пророчества старца об этом. Преподобный не называл «времен и сроков», однако Дивеевским сестрам предсказывал: «До времени антихриста не доживете, а времена антихристовы переживете». Это пророчество часто вспоминали монахини с началом гонений после 1917 г.
К последним временам относится еще одно записанное дивеевскими сестрами высказывание преподобного. Оно касается судьбы обители и ее сохранения силой Божией. Именно так по пророчеству старца, будет сохранен главных храм Дивеева: «Подойдет Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас Антихрист-то… Так вот, и собор ваш, и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать Антихрист!»
Цитаты преподобного
О присутствии Божием
«Когда в сердце умиление, тогда и Бог бывает с нами»
О покаянии
«Суди себя сам, и Господь не осудит»
О труде
«Паче поста и молитвы есть послушание, то есть труд»
«Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа».
О борьбе с унынием
«Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния»
О преподобном известно, что еще будучи послушником он имел нрав мирный и веселый, не раз своим добрым настроением поднимал дух унывавшей братии. То же говорил он позже и духовным чадам
«От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего».Поэтому «нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.»
О болезнях
«Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи»
О духовных подвигах
«Иди средним путем, выше сил не берись — упадешь, и враг посмеется тебе; аще юн сый, удержись. Однажды диавол предложил праведнику прыгнуть в яму, тот было согласился, но Григорий Богослов удержал его. Вот что делай: укоряют — не укоряй; гонят — терпи; хулят — хвали, осуждай сам себя, так Бог не осудит, покоряй свою волю воле Господней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это; люби ближнего твоего: ближний твой — плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь, а если пo-Божьему, то обоих спасешь».
Покаяние
Желающему спастись всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50,19).
Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит святой мученик Вонифатий: страх Божий есть отец внимания, а внимание -матерь внутреннего покоя, который рождает совесть, которая сие творит, да душа, якоже в некоей воде чистой и невозмущенной, свою зрит некрасоту, и так рождаются начатки и корения покаяния.
Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать? Можно, по Псаломнику: Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя (Пс.117,13), ибо когда пророк Нафан обличал Давида в грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение.
…не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грeхъ къ смерти, как гласит Писание (1 Иоан. 5, 16).
Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.
Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.
Итак несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом.
Пророческие изречения
Преподобному Серафиму приписывается ряд пророчеств о грядущих судьбах России. Вместе с тем, авторство и историчность многих из этих слов ставятся под сомнение современными историками. Особенно много таких высказываний передается Н.А. Мотовиловым в его «Записках». Тем не менее, существует ряд пророчеств преподобного, подлинность которых не вызывает сомнений. Многие из них уже можно считать сбывшимися.
О революциях и судьбе Церкви
«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня».
«До рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, по точному выражению отца Серафима, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».
Преподобным также предсказаны:
избавление от холеры Дивеевской обители (в сер. XIX в.);
Крымская война;
обретение мощей самого старца, когда «среди лета запоют Пасху». Это совершилось в 1903 г., мощи преподобного люди встречали пасхальными песнопениями;
перенесение мощей в Дивеево, что также сбылось
Борьба со страстями, очищение души и трезвение
Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от страстей приражается лишь со стороны или внешне.
Человеку в младых летах можно ли не гореть и не возмущаться от плотских помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей.
Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали.
Телесный труд и упражнение в божественных писаниях, учит преп. Исаак Сирин, охраняют чистоту.
Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно, когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием. Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, то есть движения и помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми ухищрялся диавол искусить даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне.
Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим.
Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника [Соломона]: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч.4,23).
Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: И на враги моя воззре око мое (Пс.53,9).
Проходящий путь внимания не должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои действия и жизнь свою поверять с Законом Божиим и с деятельной жизнью подвижников благочестия, которые таковой подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться, и истину яснее узреть.
Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам, от которых голова может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями; но должен быть внимателен к себе.
Особенно на сем пути наблюдать должно, чтоб не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по Псаломнику: не возглаголютъ уста мои дeлъ человeческихъ (Пс. 16, 4), а молить Господа: отъ тайныхъ моихъ очисти мя и отъ чуждихъ пощади раба Твоего (Пс. 18, 13-14).
Когда человек приимет что-либо Божественное, то радуется в сердце, а когда диавольское, то смущается.
Напротив, хотя бы диавол преобразился и во ангела светла (2 Кор.11,14) или представлял мысли самые благовидные, однако сердце все будет чувствовать какую-то неясность, волнение в мыслях и смятение чувств. Объясняя это, святой Макарий Египетский говорит: “Хотя бы [сатана] представлял и светлые видения, не возможет, как сказано, произвести доброго действия, что и служит точным его признаком” (Прп. Макарий Великий. Сл.4. Гл.13).
О старообрядцах
Вопрос об отношении прп. Серафима к старообрядчеству в настоящее время не прояснен окончательно. Долгое время считалось, что преподобный заявлял себя сторонником официальной Церкви и негативно относился к расколу. Об этом говорят его высказывания, изданные в 1863 г. Н.В. Елагиным в жизнеописании старца. Согласно этому изданию, прп. Серафим считал троеперстное крестное знамение переданным от Апостолов, а двоеперстие «противным святым уставам». Он также сравнивал старообрядчество с небольшой лодочкой, а Русскую Православную Церковь – с большим кораблем в бурном море, и говорил о невозможности спастись вне церковного общения.
Вместе с тем, современные ученые, включая авторов «Православной Энциклопедии», многотомного научного издания, не склонны доверять Елагину в плане точности передачи высказываний старца. Н.В. Елагин, будучи духовным цензором, славился достаточно вольным редактированием попадавших к нему сочинений, так что уже современники обвиняли его в бесцеремонном обращении не только с авторскими произведениями, но и с историческими источниками.
Известно об авторитете старца в среде современных ему старообрядцев. Среди личных вещей прп. Серафима – лестовка, это характерные для старообрядчества монашеские четки. С ними он часто изображается на иконах.
В.В. Степашкин вовсе предполагает происхождение о. Серафима или из старообрядческой, или единоверческой семьи. Некоторые думают, что христианское отношение старца к старообрядцам затянуло его канонизацию.
Бог
Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника.
Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, – мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.
Поколику совершенствуется человек перед Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог являет ему лицо Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, зрят образ как в зерцале, а там зрят явление истины.
Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.
Почитание святого в XXI веке
Мощи прп. Серафима пребывают в Дивеевском женском монастыре с 1 августа 1991 г. Сестры монастыря почитают «батюшку», как они называют старца, духовным руководителем во всех делах. Ведется запись многочисленных чудес, происходящих практически постоянно, но еще больше чудес, известных верующих, но не записанных. Среди них духовная поддержка, обращение к вере, помощь в житейских делах, исцеления.
Успенская Саровская монастырь, место пострига о. Серафима, открыта после советских лет в 2006 г. В Сарове, ныне центре разработок в области ядерных вооружений, преподобный почитается, как и в Дивеево.
Интересный факт
О повсеместном почитании одного из любимых святых говорит количество посвященных ему храмов: в России их 453.
Радость и искренняя любовь, которыми пронизано каждое слово – вот что заставляет нас обращаться к наставлениям преподобного. Можно дискутировать об историчности того или иного поучения, но несомненна реальность святости преподобного – почти нашего современника.
Автор: Наталья Сазонова.
Человек
Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных – из деяния и умосозерцания.
Должно снисходить и душе своей, в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не лениться и побуждать себя к лучшему.
Употребил ли пищи много или сделал что другое, подобное сему, сродное человеческой слабости, не возмущайся сим, не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается (Рим.14,22).
Чтение духовных книг
Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири… От сего бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным.
Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять жизнь свою.
Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостью, но исполняет его дара разумения.
Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло.
Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошений, также для убеждения и утешения своего духа.
Любовь к ближнему, доверие, общение
С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления.
Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится.
Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словом любви.
Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.
Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: Будите убо милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк.6,36). И паки: Милости хощу, а не жертвы (Мф. 9,13).
Пример святого праведного Петра-хлебодара может нас побудить к тому, чтобы мы были милостивы к ближним, ибо и малая милостыня много способствует к получению Царства Небесного.
Встречающихся старцев или братию поклонами почитать должно, имея очи всегда заключенные.
Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну.
С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.
Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека.