Памяти архимандрита Германа (Чеснокова)
16 августа исполняется 9 дней по преставлении ко Господу насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Германа (Чеснокова). Около сорока лет батюшка нес тяжелейший крест изгнания злых духов, проповедовал покаяние народу, исходящему из безбожного плена. Сергиево-Посадский храм Петра и Павла, Воскресенское подворье лавры, где настоятельствовал отец Герман, стал центром исцеления и просвещения многих. О новопреставленном пастыре рассказывает трудившийся под его началом иеромонах Памфил (Осокин).
Как отец Герман стал монахом
В духовном центре России Свято-Троицкой Сергиевой лавре будущий архимандрит, подвижник наших дней отец Герман оказался так.
Родился он в городе Лабинске, что на Кубани. Семья родителей была многодетная, верующая. Он появился на свет на третий день праздника Успения Пресвятой Богородицы, в период попразднства – 30 августа. А год был 1941-й… Уже началась война. В этом году его и окрестили. Нарекли крещаемого Александром – в честь святого благоверного князя Александра Невского, даровавшего русскому народу многие победы.
В школу Александр пошел в 1948 году, окончил ее в 1959-м. Потом служил в армии, в пограничных войсках. Демобилизовавшись, трудился в родном городе на заводе, заочно обучаясь там же в сельскохозяйственном техникуме.
А после поехал поступать в Московскую духовную семинарию. По окончании обучения в 1973 году сразу же был зачислен послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. 16 августа 1976 года в Троицком соборе, у раки со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского, наместник обители архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг его с наречением имени Герман – в честь преподобного Германа Аляскинского.
Этому предшествовал удивительный случай, о котором батюшка часто рассказывал…
Как и все выпускники семинарии – Александр Чесноков задумался, какой жизненный путь избрать? И вот, вернувшись после молебна преподобному Сергию в келью, по благословению лаврского духовника сказал себе так: «Если кто-нибудь придет сейчас ко мне, буду монахом».
Через короткое время стук в дверь:
– Молитвами святых отец наших…
– Аминь.
На пороге стоит послушник и протягивает соль… Сам Александр ни о чем таком не просил… Так что увидел в этом явное указание Божие – еще и подтверждаемое словами Евангелия: вы – соль земли
(Мф. 5:13).
Так и выбрал монашеский путь.
Проповедник покаяния
Свято-Троицкая Сергиева Лавра и множество чад из Москвы и других городов и весей России простились с архимандритом Германом (Чесноковым), около 40 лет несшим тяжелейший подвиг изгнания злых духов. Батюшка отошел ко Господу прямо накануне своего тезоименитства, чего сподобляются, как говорят, подвижники и молитвенники. В это воскресенье 9 дней с его кончины. Новопреставленного вспоминает игумен Филарет (Тамбовский), клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архимандрита Герман (Чесноков)
Как враг сейчас крутит, а отец Герман жизни из этого водоворота спасал
Отца Германа я знал примерно с 1982 года – как раз тогда духовный собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры благословил ему совершать «Чин изгнания злых духов из человек» – так называемые «отчитки бесноватых». Сестра моей бабушки Марфа была его духовным чадом. Отец Герман часто останавливался у нее, бывая в Москве. Жил и по нескольку дней, принимал у нее людей, крестил, исповедовал, соборовал, даже так, на дому, совершал отчитки.
Помню я и его родителей, они тоже останавливались у бабушки, когда приезжали с Кубани навестить сына-монаха. Всюду ездили на поклонение московским святыням. Очень благочестивые глубоко верующие скромные люди.
Отец Герман крестил многих из высокопоставленных партийных деятелей. Часто они обращались к нему с проблемами, которые были у детей. Всегда, знаю, наставлял: «Венчаться нужно. Нельзя жить в невенчанном браке. Каяться надо». Но враг сейчас так крутит, что и от венчанных браков, даже из священнических семей детей хомутает. Часто через встречу с другой половиной.
Помню, так один из батюшек к отцу Герману обращался: сын у него семинарию закончил, а кто-то ему поверх второе высшее светское образование присоветовал получить – сейчас как раз обсуждают эту погоню еще за психологическими, например, знаниями. Да в светском вузе паренек развратился. Какая-то девица его там прельстила, просто голову потерял, женился на ней, а у нее мать колдунья оказалась, практикующая – шар у нее какой-то был… Так что в этой молодой семье при таком влиянии полный кавардак установился, девочка очень больная родилась, до 6 лет дожила и умерла. Отец Герман этому сыну священника, когда он уже, хлебнув свое, добрался до батюшки, сразу сказал:
– Жизни тебе и дальше с ней не будет, она по линии матери идет.
Потом уже говорил ему, ставшему монахом в одном из дальних северных монастырей: «Если бы ты остался с женою да тещей, тебя бы в живых сейчас уже не было». Этот молодой человек очень глубоко покаялся.
Всё и все у него пристроены были
В Лавре отец Герман жил под лестницей в Предтеченском корпусе. Келья у него там была небольшая, непритязательная такая – перевалочный пункт, как у настоящего монаха. Мне батюшка Кирилл (Павлов), у которого я окормлялся, «По кельям не ходи», – говорил. Но когда что отцу Герману помочь надо было: «Помоги, помоги, помоги», – благословлял.
Я им двоим порою от бабушки, которая, работая уборщицей в «Загранторге», могла по тем временам редкие апельсины доставать, привозил их.
– Марфа-витаминница, – отец Герман шутил. – Поддерживает, поддерживает самочувствие мое, – благодарил тут же.
– А корочки, – так рачительно замечал, – сушить надо, от моли.
Вот это подход монаха – очень бережливый ко всему, что Бог послал: корочки и те сохранить, пустить в дело.
Помню, мы как-то приехали в Лавру, народу – море, зашли сбоку в притвор Успенского собора. У отца Германа был очень хороший голос, он тогда часто еще пел на клиросе, регентовал, тогда такие десятки были – по 10 человек певчих. Вижу: стремительно куда-то промчался – он всегда и был такой быстрый, как Ангел, – а у меня в руках клобук вдруг оказался… Я стою ни жив ни мертв.
Архимандрит Герман (Чесноков) на прощании с архимандритом Кириллом (Павловым). Старцы уходят
Отец Герман стремительно куда-то промчался – а у меня в руках клобук вдруг оказался…
Идет отец Кирилл:
– Кто ж тебе такое доверил? – а мне тогда лет 10 было.
– Отец Герман дал подержать.
– О, отец Герман. Он ничего просто так не делает, – и пошел дальше.
Долго отца Германа не было, а потом возвращается:
– О! Я тебе дал?
– Да, батюшка.
– Ну ладно, – смотрит так на меня весело. – Как уж Бог устроит. Но, наверно, ты будешь монахом.
Ни о чем подобном я тогда и не задумывался. Но так всё по прошествии лет и стало.
Еще один «венчальный батюшка»
Потом, когда я уже учился в семинарии, отец Герман помогал мне – порою и копеечку давал. Какими-то продуктами всегда нагрузит – ему понавезут, а он всё раздавал. Колбаса нам перепадала, он же сам не ест мясного, хотя и там у него, на Воскресенском подворье в храме Петра и Павла близ Лавры, где он настоятельствовал, ему всегда было кого кормить, сотнями людей за стол усаживали, так он и нас, семинаристов, еще подкреплял:
– Ну, ты давай подкорми ребят.
А еще сказал как-то:
– Ты скажи ребятам своим, только потихоньку: если нужно что, пусть обращаются.
Но эти «инвестиции» всегда именно в дело шли – чтобы поддержать тех, кто на служение Богу и людям выходит, укрепить их, дать старт. Как-то батюшке про одного такого хлопца сказали, что тот «распрудился», как выражался (правда, в отношении своих еще совсем молодых лет) отец Кирилл.
Батюшка кому обувь купит, куртку на зиму, на билет до дома в каникулы денег даст, на свадьбу…
– Учиться нужно серьезно или не учиться никак, – строго сделал тогда внушение нашему собрату-семинаристу отец Герман.
По-отечески заботился, но и взыскивал: не для себя ты сюда в Лавру приехал – учишься, чтобы другим потом всё, что впитаешь здесь, отдавать. Батюшка и показывал этот пример всецелой самоотдачи в служении. Всегда в молитве, но он был чуток и к элементарным сопутствующим жизни каждого из нас бытовым нуждам. Тогда были 1990-е годы, кому обувь купит, куртку на зиму, на билет до дома в каникулы даст, на свадьбу…
О, свадьбы – это особое. Уж сколько свадеб там у отца Германа на приходе сыграли – предоставлял всегда помещения, чтобы молодые лишнюю копеечку на аренду не тратили. Сам еще всё и поможет организовать. Многих венчал. Его церковь Петра и Павла стала точно вторым Ильинским храмом Сергиева Посада, где раньше семинаристов всегда «венчальный батюшка» отец Тихон Пелих венчал.
Конечно, ребята всегда с благодарностью как-то потрудиться на приходе у батюшки старались, преподавали у него в воскресной школе да на богословских курсах для мирян, потом и после рукоположения служили у него – это опять же зачастую финансово сложное время для молодой семьи, когда дети уже рождаются… Если родители не могли поддержать, помощь отца Германа была очень кстати.
От тебя – только жертвенное служение, или Чему отец Герман радовался
Отец Герман о наветах говорил: «Это с меня так грехи снимают!» И радовался
Враг на отца Германа за такое его ревностное служение Богу и людям клевету наводил – какие-то доносы на него в Патриархию присылали. Святейший Патриарх Алексий II в Лавру как-то вскоре после интронизации приехал и отца Германа к себе распорядился вызвать.
– Продолжайте тот подвиг, который вы несете по благословению Патриарха Пимена, – благословил. – Как всё делали, так и продолжайте. Внимание ни на какие претензии не обращайте.
Отец Герман ничего ни от кого не утаивал, открыто всегда отчитки совершал, тут и ажиотажа никакого не должно быть, но и таинственности нагонять не надо. Всё о своей практике Святейшему отец Герман сам рассказал, Последование показал, по которому он этот чин изгнания злых духов совершает.
Были еще какие-то наветы на батюшку по поводу денег. А он и в этом плане – просто кристалл. У самого него ничего не задерживалось. Наместник владыка Феогност всегда про него говорил: «Отец Герман – бессребреник».
Помню, как-то про жизнь в Лавре отец Герман так ответил: «Условие одно – очень сильно любить преподобного Сергия». От тебя – только жертвенное служение. Иной для себя живет, а отец Герман ради Бога, для преподобного Сергия и его святой Лавры жил. Он еще и восстанавливал три храма окрест да помогал всем.
Сам отец Герман на все пересуды рукой махал:
– Да пусть говорят. На чужой роток не накинешь платок. Они же с меня так грехи снимают! Я человек грешный, занимаюсь таким делом, столько болящих принимаю, я же весь обложен немощью. А тут грехи с меня снимают. Я очень этому рад.
«Унывать не будем, будем исправляться!»
Помню, я как-то приехал в Лавру, а отец Герман тогда еще в Предтеченском надвратном храме отчитки совершал (потом после 2014 года ему по состоянию здоровья уже в своем храме Петра и Павла благословили отчитывать).
– Помоги мне, – говорит.
Я оробел:
– Батюшка, а что помочь-то?
– Ну, воду подашь… – смотрит, видя мое замешательство, и так, щуря свои добрые глаза, уточняет: – Ты не забоишься?
– Нет, батюшка, не забоюсь, – тут уж воспрял я. – Что я буду бояться? Я с вами.
Он меня тогда крестом оградил. Показывая, видимо: главное, что мы с Богом.
Попрактиковал меня, а потом как-то и произносит:
– Если кто будет к тебе обращаться, – имея в виду: по одержимости, – ты уж сам смотри… Но вообще-то ты можешь.
Мне опять не по себе стало.
– Можешь, можешь. Не бойся только. Враг ничего не может сделать без попущения Божия. А если что-то и попускается Господом, то по нашим грехам. Особенно по гордости.
Отец Герман – проповедник покаяния. К сожалению, дух покаяния люди как-то утрачивать стали. А тогда, известно, скорби могут попускаться: и личные, и общие для всех, если покаяние пресекается.
Самому отцу Герману исповедоваться, кстати, было очень легко. Каяться в его присутствии даже закоренелым грешникам не так страшно было.
– Ну, унывать не будем, – подбадривал тут же он, – будем исправляться! А я первый из вас, кому исправление необходимо.
Все к нему сразу же:
– Батюшка, помолитесь!
А он так простенько держался: мол, за меня бы кто, грешника, воздохнул.
«Мама, вытащи изо рта хвост!» Случай на отчитке
Многое на отчитках видеть приходилось. Мальчик один при мне уж больно сильно орал. Разорвал на себе всё, голый по полу катается. Мать его завернула в какой-то свой пуховый платок, а тот вопит-вырывается:
– Мама, мама! Вытащи изо рта хвост! Вытащи изо рта хвост! Мама! Ой, полный рот волос. Вытащи изо рта хвост! Хвост вытащи!
Она к нему:
– Сыночек, нет у тебя ничего…
– Хвост вытащи!!
Так он надрывался. Всех перекричал.
Батюшка обошел всех, его покропил уже тоже. Тот вроде смолкнет. Потом опять начинает. Я думал, он сейчас связки себе сорвет – не может так ребенок изрываться в оре. Батюшка вернулся к нему. Оставил уже всех. Потом выяснилось, и это обычная причина беснования детей: мать в абортах не каялась.
Мальчик надрывался в страшном крике. Потом выяснилось: мать в абортах не каялась, а это обычная причина беснования детей
Я спросил уже после батюшку про этого мальчика.
– Он страдает за грехи родителей, – ответил он; правда, в тот раз так остановился, глядя перед собой, и добавил: – Может быть, еще что. Священники, когда крестят, сокращают Таинство, не читают все молитвы. Это очень серьезно. По-быстрому крестить можно только в одном случае – страха ради смертного.
Отец Герман был против сокращения соборования, вообще любых служб, против всяких новшеств. Модернисты не знают, что творят, – отмечал, – и каково потом людям всё это расхлебывать…
А тогда батюшка взял кропило, подошел к мальчику. Стал его кропить. Тот стал затихать. Потом батюшка его крестом осенять начал. После помазывать. Про всех точно забыл. Все стоят молятся, там никакого празднословия не было: «Богородице Дево, радуйся» или Иисусову молитву читают. Так батюшка, помазав его маслицем, стал ему воду прямо в рот лить – причем тот даже не глотал, она у него как-то так сплошным потоком и затекала внутрь.
– Еще! Еще! – он сам уже батюшку выпрашивал, когда отец Герман паузы делал, и, кстати, это уже был голос ребенка, а до этого он каким-то не своим басом фразы из себя будто выбрасывал, а тут уже тоненький мальчишечий голосенок: – Еще, еще, еще…
Батюшка:
– Давай-давай-давай, – действительно прямо уже заливает в него воду святую.
Так он где-то полчаса с ним провозился. Мальчик весь мокрый был, он еще и до этого, когда бился и голосил, вспотел весь сильно. А тут уже тишина такая настала.
В Серапионовой палатке Лавры перед пятничным Параклисисом Богородице Матери батюшка говорит:
– Подыми его, – а тому лет шесть на вид было. – Сейчас принесут большое полотенце, – как раз принесли, вытерли его всего, мальчик уже уснул, завернули его в это полотенце, носочки надели, сверху мать еще этот свой пуховый платок навертела.
– Положи его, – батюшка указал, – вон там (это на лавочки у окон).
Потом отец Герман, закончив отчитку, подозвал еще мать:
– Ты должна принести покаяние. Пойми, что это всё не просто так. И я не волшебник. Слышала проповедь? – а батюшка в проповедях основы духовной жизни растолковывал, Евангелие изъяснял, почему люди по грехам своим мучаются, болеют, детей обрекают на страдания…
– Слышала.
– Крестов на вас не было. Вам дали здесь крестики.
– Ой, батюшка, буду носить!
– Носить – этого мало. Ты должна каяться.
А враг-то держит, не отпускает – близ батюшки это всё как-то зримо становилось.
– Стыдно. Не могу сказать, – отнекивается.
– А перед Богом? А ребенка своего ты хочешь потерять?
Эта мать с ребенком потом и еще на отчитках были – дня три подряд. Соборовались. Ее батюшка поисповедовал в конце концов, благословил причаститься – один раз; а мальчика все дни, пока они были, благословлял ко Причастию, первым говорил ему причащаться – это тоже раза три подряд, каждый день. И маленький уже нормально причащался, не бился, не вырывался.
Матери отец Герман после еще сказал:
– Будешь носить брюки – будешь болеть. Не должна женщина брюки носить. Не оправдывайся, что, мол, женские брюки бывают. Никаких оправданий.
В следующие дни она уже в платье приходила. Вот так – и через внешнее, и через внутреннее осознание – люди менялись. Батюшка ей наказал еще через год к нему приехать, а благословляя уже на дорогу, предупредил:
– У вас там храм есть, – они откуда-то с юга были, может быть, с родной батюшке Кубани, – чтобы ты причащалась раз в месяц обязательно. С глубоким покаянием. А его причащать еженедельно, – на мальчишку посмотрел. – Соблюдать пост в среду-пятницу и тебе, и ему, а тебе еще и понедельник блюсти.
«Держать пост и в понедельник!» – наставлял отец Герман мам, если они о детях по-настоящему пекутся
Это и отец Кирилл благословлял, и отец Герман: матерям – понедельничать за своих чад. Особенно тем, у кого проблемы с детьми. «Это непреложное условие», – наставлял отец Герман мам, если о детях по-настоящему пекутся.
Я эту маму с сыночком и спустя год у отца Германа видел. Они даже с отцом приезжали. Батюшка таким опять же про венчание всегда напоминал, и эти муж с женой еще и до беснования сына были венчаны, да только вот так, «по моде», без особой еще тогда веры. А потом воцерковились. Мальчик нормальным уже потом был. Хотя по глазам, и через год еще помню, какой-то ужас в них точно сохранялся. А так хорошенький такой мальчишечка – светленький, бодренький.
Мимо человека пройти не мог. Любовь у него была безграничная
Отец Герман ко всем огромную любовь имел, молился за всех. И никого никогда не осуждал. И запрещал, чтобы при нем о ком-либо чего не так сказали. Сразу же тему разговора на что-то другое переводил.
Любовь у него была безграничная. Мимо человека пройти не мог. Всех привечал, поил, кормил, помогал всякому – кому молитвой, кому и материально подсобит: и с квартирами, и с ипотекой. И так всегда подаст, если видит кого нуждающегося.
– Батюшка, да что вы ему подаете? Он же пропьет! – кто-то однажды понегодовал, идя за подающим.
– Может быть, он только водочкой и утешается, – обернулся отец Герман. – Что делать-то? Он же на улице живет. Попробуй-ка поживи на улице. Вы пришли домой – ванна теплая, еды полный холодильник, наелись, напарились, в кровать теплую легли, телевизор включили (отец Герман горевал, что эти «тысячесерийные фильмы на погубление душ создаются»), а он на улице… Сколько ему там Бог дал жизни… Просто так с протянутой рукой не будешь сидеть. Не приведи Бог. Как ему можно не подать?..
Осуждающих батюшка всегда вразумлял:
– За собой следите. Бдите и следите за собой. За своим поведением, словами, помышлениями. И почаще кайтесь. Если не имеете возможность в церкви покаяние сразу принести, встаньте дома перед иконой Спасителя и кайтесь. Ежедневно. И когда согрешили, пред Господом тут же кайтесь, и в конце дня на вечерних молитвах не просто молитвослов вычитывайте, а именно кайтесь с сокрушением.
Духовным батюшка Герман был. Многим помог. Для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых (ср.: 1 Кор. 9: 22). Никого не отпускал – это по завету преподобного Сергия – неутешенным. Просто считал: не имеет права не проявить любовь – как и все мы, если мы христиане.
Отец-строитель и ревностный настоятель
В том же 1976-м, буквально через полгода, 5 декабря, от рук епископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы отец Герман принял диаконский сан. Еще через полгода, 2 апреля 1977-го архиепископ Дмитровский Владимир рукоположил его во иеромонаха.
В Лавре отец Герман нес разные послушания. Обладая хорошим слухом, пел и регентовал. Потом три года служил в Преображенском храме Афонского подворья. Это было в начале 1980-х, а к концу этого десятилетия возведенный в сан игумена, он был назначен настоятелем Воскресенского подворья Лавры – Петропавловского храма близ обители, где и прослужил более 30 лет. За эти годы храмовый комплекс был полностью восстановлен и построены новые здания, организованы воскресная школа и просветительские курсы для взрослых.
Отец Герман очень ревностно относился ко всему, что происходило в храме. Всё делалось так, как он говорил, – точно по струнке всё подтягивал: служение требует благоговения, внимания ко всему, мелочей не бывает.
Моет уборщица, например, пол, а он подойдет:
– Здесь помыла, а здесь почему нет? – даже какие-то укромные уголки не скрывались от его взора. Все должно было быть в церкви вычищено, блестеть. А уж тем более в алтаре за всем очень строго следил.
Вникал и во все, что на клиросе происходит: как и что поют, – помнил свое первое послушание. На молебнах, которые служил он после Литургии, всегда сам так и регентовал.
Он, кстати, и в росписи восстановленного им храма Петра и Павла принимал участие. А потом на Рождество часто раздаривал всем праздничные иконки – на них как раз та самая Рождественская фреска его работы. В свое время он учился у выдающегося иконописца XX века монахини Иулиании (Соколовой), трудившейся над реставрацией Лавры по ее возвращении Церкви после войны.
Мир и родной город
В основу линии одежды «Культурный код» войдут куртки, джинсовки, плащи, ветровки и бомберы. Как рассказала Самсонова, часть одежды будет выставочной, часть получат те самые поэты, которые прочтут стихи для проекта.
– Помимо QR-кодов дизайн вещей будет дополнен образами поэтов прошлого, например, Шекспиром, Вийоном, Петраркой, Сафо, – добавила Самсонова.
За свою идею Елизавета удостоилась гранта в размере 100 тыс. руб. Как отметила девушка, это поможет ей с реализацией проекта.
– В планах продолжать развивать свой бренд, выйти на российский, а потом и на мировой рынок. Возможно, пройти двухгодичное обучение по специальности в Бельгии, – говорит Самсонова. – Очень хочется и для родного Сергиева Посада что-то сделать. Если идеи появятся, обязательно попробую реализовать.
Напомним, что в прошлом году форум «Таврида» также не остался без победителей из Подмосковья. Екатерина Берез из Домодедово с проектом создания музыкальной лаборатории для молодых людей, проходящих лечение и реабилитацию от наркозависимости, получила грант в размере 300 тыс. руб.
Образ милостивого монаха, пекущегося о спасении всех
У отца Германа на подворье всегда было много семинаристов. Они женятся, рукополагаются, а доходов еще никаких. Батюшка и привлекал их к служению в своем в храме Петра и Павла. А финансовую им помощь «лептой вдовицы» называл. При том, что он раздавал нуждающимся последние средства, каким-то чудесным образом они у него не иссякали – видя его отзывчивость, народ ему тоже что-то постоянно жертвовал. Прямо как у праведного Иоанна Кронштадтского!
Отец Герман являл образ милостивого монаха, который и в материальных нуждах обездоленных принимал участие, чтобы сердца их не ожесточались, но особо и о просвещении мирян заботился – о том, чтобы их духовно насытить, на путь истинный наставить.
Причем преподавание в организованных на подворье воскресных школах и богословских курсах было поставлено так, что там опыта и семинаристы старших курсов, и учащиеся Московской духовной академии набирались. То есть отец Герман умел как-то «многовекторно» задачи решать: все у него были задействованы, все рады, накормлены, пристроены.
Но главное, рядом с ним всегда была школа молитвы. Больше всего сам батюшка, при всех его трудах и попечениях, все-таки молился о всех и за вся. Он и правило свое монашеское всегда неукоснительно соблюдал.
Отчитка псалмами
Также достаточно часто проводится отчитка псалмами. Каждый из них отвечает за определённую сферу жизни и деяний человека, а значит, за его тело и душу. Псалмы, к которым обращаются в храме при изгнании нечистой силы:
- Против нападений бесовских – 45, 67;
- В болезнях – 29, 46, 69;
- В смятении душевном – 30;
- В душевном уязвлении – 36, 39, 53, 69;
- От порчи и колдунов – 49, 53, 58, 63, 139;
- Если одолевает лукавый – 142, 67.
Отчитка в церкви – самая эффективная помощь человеку, которого одолели демоны, ведь сила её в Слове Господа, а оно – чисто и незыблемо. Зло в человеке можно победить, если с ним вера и добро, ибо они несут свет, от которого исчезает всё плохое, а мир вокруг снова озаряет свет и покой.
Лучшая статья для Вас, переходите: Cвятой Шарбель, молитва исцеления
Единство со всей братией
На богослужении отец Герман старался быть каждый день – даже когда сам не служил, поминал-поминал-поминал, а после становился за шторкой, где висят облачения, и потихоньку незаметно молился, – но это если оставалось время после поминовения множества записок. Ему еще и записочки с просьбами о сугубой молитве передавали.
На проскомидии отец Герман поминал очень много имен – от просфоры в его руках незаметно могла остаться только сердцевина, маленький кусочек.
В алтаре Петропавловского храма обязательно прочитывался заздравный и заупокойный синодик с именами всей лаврской братии. Однажды он куда-то запропастился, и отец Герман так алтарникам и сказал:
– Литургию не начнем, пока не найдете.
Он с большим трепетом и благоговением относился к собратьям, жившим в стенах Лавры, чувствовал единство со всеми и старался всегда братию поддерживать, особенно молодых послушников, тем самым и их приобщая – укореняя в братстве. Служа на Воскресенском подворье близ Лавры, батюшка при любой возможности спешил всегда в Троицкий собор поклониться преподобному Сергию, да еще и братию, дежурящую там, заодно всегда поприветствует-подбодрит.
Сергиева Лавра, отчитка
К отчиткам в обществе всегда было двоякое отношение:
- одни относятся к ним скептически, считая, что порча — это что-то нереальное, и люди просто скрывают за нею свои слабости;
- другие верят, что есть злые силы, способные “поглотить” человеческую сущность, и спасение от этого — только Божье слово.
Именно такие отчитки проводятся в крупнейшем мужском монастыре Русской православной церкви — Троице-Сергиевой Лавре. Там свои молитвы в помощь людям, которых одолели бесы, читает отец Герман, известный православный архимандрит и просто очень добрый и сердечный человек.
Лаврские традиции
Все у отца Германа на Воскресенском подворье происходило в соответствии с лаврским традициями. Например, как в Лавре после воскресной Литургии Чин о Панагии совершается, так и там – пусть и без Панагиара, но все служащие собирались, выстраивались по двое и таким крестным ходом под пение стихиры «Совет предвечный…» шли в трапезную. Отец Герман эту стихиру Благовещения очень любил.
Пропев вместе со всеми молитву перед трапезой, батюшка благословлял «пищу и питие», а сам внезапно исчезал. Потом прибежит, когда уже все покушали:
– Ну, что, благодарим Бога?
Опять со всеми помолится, и тут уж подзывает чтеца:
– А ты садись на мое место.
Это тоже, кстати, монастырская традиция: на Афоне, например, во всех монастырях так принято – игумен в благодарность за чтение обычно потчует чтеца со своего стола. Так отец Герман сам вообще не поест, а чтецу такую честь окажет… Смиренномудрием,
– как сказано у апостола, –
друг друга честию болша себе творяще
(Фил. 2:3).
Крест общения
Утром батюшка каждый Божий день был на Литургии, потом у него отчитки начинались, а после он уходил в крестильню и вел там свои бесконечные беседы с паломниками. Его служение было вот таким: любвеобильным, пастырским. Он не боялся сказать лишнее слово. Если это кому-то могло помочь, готов был говорить часами.
Известны слова преподобного Серафима Саровского: «Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения». Но батюшка нес этот крест. И ехали же к нему люди зачастую совсем внутренне неустроенные и не понимающие, кто такой вообще священник, а просто где-то ищущие помощь; или скандально настроенные, ропщущие и критикующие всех, – с такими попробуй целыми днями побеседуй… А батюшка забывал о себе и не обращал внимания на усталость.
Он вообще всех людей привечал: и тех, кому действительно помощь нужна была, и тех, кто и сам не знал, зачем пришел да отвлекает старца. Не помню, чтобы кого-то он отверг. Хотя и мог поначалу ответить достаточно жестко, вероятно, обличая какие-то скрытые страсти и нераскаянные грехи.
Экзорцизм
Небольшое количество священников, которые занимаются этим чином, объясняется тем, что его суть заключается в изгнании бесов из человека, на профессиональном языке это называется экзорцизм. Когда человек одержим какими-либо страстями, управляется бесовскими желаниями, он не способен вести нормальную жизнь.
Случаи одержание бесами неоднократно описаны в Священном Писании.
Случаи одержания бесами неоднократно описаны в Священном Писании. Единственная сила, которой они боялись обладал Иисус Христос. При столкновении с Ним, нечисть не могла больше влиять, мучить человека. В дальнейшем, Господь передал этот дар своим ученикам, а также по Его воле тем, кто уверовал в Него. Когда апостол Иоанн рассказал Христу, что апостолы видели человека, который изгонял бесов и запретили ему это делать, Иисус ответил: не запрещайте, ибо тот, кто не против вас, тот за вас.
Отношение духовного священства к этому чину неоднозначное, но значение имеет не это. Отец Герман имеет благословение Патриарха на это служение, это и является определяющим фактором.
Отношение духовного священства к этому чину неоднозначное
Разумеется, необходимо духовное понимание необходимости посещения этого чина верующими, потому что человеку свойственно преувеличивать проблемы, неправильно искать их корень, соответственно и способ их решения. Троице — Сергиева Лавра, где служит отец Герман, имеет сайт, где есть информация, как попасть к нему.
Троице — Сергиева Лавра, где служит отец Герман, имеет сайт
Прежде чем, ехать к отцу Герману, надо поговорить со своим духовным наставником взять у него благословение, если такового нет, тогда желательно предварительно пообщаться либо с самим отцом Германом, либо с опытным батюшкой, понимающим, о чём идёт речь.
Исполнение заповедей, как огненная оболочка, оберегает от темной силы
В проповедях отец Герман мог чуть ли не всю Библию пересказать, заповеди Ветхого и Нового завета перечислить, вкратце историю церковную перебрать по важным смысловым вехам, и все это еще переложить так, чтобы соотнести с нынешним временем и реалиями, проблемами жизни каждого из приходящих к нему.
А это все были, как правило, исстрадавшиеся люди – и из простых, и из преуспевающих, – он не делал, по наставлению апостола, различия (см. Иак. 2: 1–6). Всех принимал. Многих обращал к исполнению заповедей. Даже если приходил к нему человек, порабощенный одержимостью, – подсказывал, что, если научиться постепенно применять заповеди в своей жизни, они освободят и, как огненная оболочка, будут оберегать впредь от бесовского вторжения (из слова святителя Иоанна Златоуста «О злых духах»). Нянчился со всеми, учил.
Говорил: «Господь, по выражению святых отцов, употребляет демонскую силу именно как бич для наказания грешников». Сейчас многие переживают: отца Германа не стало, и отчиток нет… Но нам же столько Таинств церковных дано, чтобы очищать душу и делать ее неприступной для бесов.
Верующих призывал быть активнее. Добиваться, например, преподавания детям в школах Закона Божиего, – недоумевал: как же столько людей по незнанию и неразумию погибает. Пропаганда-то греха сильно развита. «Тысячесерийные фильмы на погибель душ, – сокрушался, – постоянно транслируют», а крепких основ нравственности с детства юноши и девушки не получают. От того и семьи разваливаются: аборты, пьянство, прелюбодеяние, – а если дети и рождены в таких браках, то сколько им скорби…
Призывал чаще в храм ходить, пока время благоприятное,
– напоминал, –
вот, теперь день спасения
(2 Кор. 6:2).
Отчитка от порчи
Порча делает людей больными. Болит не только их тело, но и душа. Молитвы, которые исполняют при такой отчитке, обладают огромной Божественной силою и разрушают всякое зло, причинённое человеку. Своим чудесным влиянием они привлекают Божью Благодать, которая даёт больному веру и нарекает исполнять все заповеди.
Ведь именно тогда его защита от злых демонов будет мощнее, когда душа преисполнится праведностью и смирением. Это своеобразная “огненная оболочка”, коснувшись которой, нечисть просто сгорает до тла.
Отчитки
О том, что происходит с человеком, отпавшим от Бога, отец Герман говорил особенно впечатляюще в своих проповедях на «Чине изгнания злых духов из человек», которым ему еще в 1982 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена поручил заниматься Духовный собор Лавры. Почти сорок лет батюшка нес это служение. Сначала долгие годы отчитывал бесноватых в надвратном Предтеченском храме Лавры.
Кстати, когда он еще учился в Московских духовных школах, как-то пришел к лаврскому старцу, а тому перед тем явился святой Иоанн Предтеча и предсказал этому должному сейчас прийти чаду и монашество, и служение в посвященном ему храме. Так всё и произошло.
Предтеченский храм примыкает к братскому корпусу, и отцы, бывало, слышали крики, гам бесноватых, когда отец Герман отчитывал. Потом, после 2014-го года, при ухудшении состояния его здоровья, которое во многом, вероятно, и было подорвано на этом многотрудном поприще боев с темной силой, он уже стал отчитывать на своем подворье – в Петропавловском храме.
Именно отец Герман продолжил лаврскую традицию отчитки, установившуюся в Лавре с ее открытия, после кощунств, происходивших при советской власти. Как шутил один из отцов:
– В СССР после всего, что в нем происходило, не бесноватых нет, – отчитывали заодно и тех, кто сопровождал болящих.
До отца Германа в Лавре отчитками занимался архимандрит Адриан (Кирсанов), которого перевели потом подальше от столицы в Псково-Печерский монастырь, потому что однажды в Загорск наведалась какая-то комиссия высокопоставленных особ, и один из них при виде монаха, несущего подвиг изгнания злых духов, сам вдруг начал бесноваться…
Кому действительно нужна отчитка
Как же разобраться, нужно ли человеку ехать на отчитку, или он просто прячется от собственных неурядиц за мнимой одержимостью? Опытные духовники советуют обратить внимание на то, как человек реагирует на святыни. Действительно, одержимые злыми духами люди (которых, на самом деле, встречается не так уж и много) совершенно не могут выносить святую воду, запах ладана, крестное знамение и любые другие священные предметы и действия.
Очень часто люди думаю, что проведения обряда достаточно, чтобы удалить зло из своей жизни. На самом деле, это совершенно не так, даже если беснование действительно имеет место быть. Злые духи просто так не могут поселиться в душе у человека, но только если сам человек позволяет им туда проникнуть.
Мы, своими грехами и отступлением от Господа, освобождаем душу для зла. Если в душе не царит Христос, там появляется место для его врагов. Но избавиться от злых духов мы можем единственным действенным путем — личным покаянием. Поэтому отчитка никак не может рассматриваться как единственный и достаточный инструмент для исцеления души.
Применяется чин Отчитки только для людей, одержимыми злыми духами
Человек, который действительно одержим силами зла, не способен к покаянию, он не может вынести причастия, нахождения в Церкви, прикладывания к иконам, святым мощам. Кто хоть однажды видел поведение бесноватого, запомнит это на всю жизнь — такие люди воют, рычат, лают, валяются по полу, царапаются и кусаются. Зачастую, чтобы завести бесноватого в храм, необходимы силы нескольких крепких здоровых мужчин — настолько бесы сопротивляются. Бесноватых приходится связывать, тащить силой в храм, с трудом удерживая их перед священником. Конечно, это зрелище не для слабонервных, поэтому отчитки всегда проводятся отдельно от основных церковных богослужений.
Важный аспект — уметь определять различие между беснованием и помешательством, психическим заболеванием. Люди, страдающие шизофренией и другими тяжелыми поражениями психики, могут вести себя аналогично и очень агрессивно. Но далеко не всегда это именно влияние злых сил. Поэтому очень важно вовремя обращаться за медицинской помощью, посещать психиатра, выполнять все назначения врача, если наблюдаются странные проявления психического спектра.
Никогда не нужно впадать в крайности. Да, злые силы могут влиять и влияют на человека, но никогда это не происходит просто так. С другой стороны, сейчас наблюдается явный нездоровый интерес к изгнанию бесов, когда на эту процедуру идут все подряд, даже те, кто просто хочет «очистить энергетику», улучшить качество жизни и тому подобное. Такое отношение к чину недопустимо и должно строго пресекаться священнослужителями.
Важно! Решение о поездке и участии в отчитке никогда не стоит принимать самостоятельно. Тут обязательно нужно посоветоваться с опытным духовником, который поможет разобраться в духовном состоянии человека.
В Великие дни бесы особенно неистовствуют
На службах у отца Германа даже неверующие начинали молиться. Тем более если там присутствовали те, кто уже съезжался на отчитку, которая начиналась после Литургии, – то там такого насмотришься, что взмолишься! Как-то на Страстной седмице в Великий Четверг или Пятницу в храме так одержимые начали кричать, что уши закладывало от их рева, а батюшка на них и внимания не обращал. Многие думают, что обычно так называемые «кликуши» на службах отца Германа кричали, чтобы поднять, мол, авторитет батюшки, но с ним это не проходило, отец Герман таких видел и сразу же выгонял из храма.
После совершаемых им отчиток многим одержимым становилось заметно лучше: отец Герман, бывало, окропит святой водой, и недугующие в себя приходили. Или как-то принесли какого-то совсем уж расслабленного человека, а он после отчитки вдруг прямо ожил и стал от радости обниматься со своими близкими.
Господь так же, как когда-то Сам поднимал расслабленных, – опущенного, например, пред Ним сквозь кровлю (см. Мк. 2:2–5), – действует через Своих служителей и поныне. Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже
(Ин. 5:14), – отец Герман всегда, напоминая эти слова Христовы, подчеркивал, за что человеку вся эта немощь и хворь попускаются, напоминал о духовной стороне жизни, чтобы не пренебрегали ею. А то известно: вернется изгнанный бес и возьмет
с собою семь других духов, злейших себя
(см. Мф. 12: 45)…
Отчитка молитвами
При изгнании бесов в храме читаются специальные молитвы, которые были составлены святыми отцами ещё в IV веке. После происходят следующие церковные процедуры:
- помазание святым елеем;
- окропление святой водой;
- осенение крестом.
Во время таких обрядов бесы могут проявлять себя, “вырываясь” из человека страшными голосами:
- рычат и каркают;
- воют;
- бьются;
- плачут;
- сотрясают одержимых, от чего те совершают довольно странные телодвижения.
Иногда даже привозят больных из других городов, уже связанных цепями и верёвками.
Лучшая статья для Вас, переходите: Как избавиться от зависти: признаки, защита, обереги
Стремительная реконструкция
В конце 2010 года архимандрита Германа в дополнение ко всем несомым послушаниям благословили восстанавливать храм Корсунской иконы Божией Матери в селе Глинково на окраине Сергиевого Посада. Это уже когда документы на церковь были получены, а до этого в течение десяти лет он добивался выделения земли, освобождения помещений – там размещался химзавод. Каким батюшка тогда приходил после всех этих тяжб выжатым и обессиленным: как будто вновь ему и там с бесами биться приходилось…
Потом он еще собирал деньги для выкупа этого руинированного храма… А сама реконструкция была прямо стремительной: на Пасху 2011-го – меньше чем через год там уже служилась первая Пасхальная Литургия.
Народ охотно собирался на службы отца Германа. У него такое смирение было. Как-то раз на молебне, кропя народ, он задел одну женщину кропилом и так стал перед ней искренно каяться и просить прощения, прямо как провинившийся ребенок, что она вдруг расплакалась, – возможно, он так привел эту душу в умиление и помог ей самой обрести покаянное чувство.
Воин, молитвенник за павших
В Лавре свято хранится традиция – по заупокойном ударе в колокол вся братия должна приостановить все свои послушания и каждый сделать по двенадцать земных поклонов. А после облачения новопреставленного в монашеские одежды у гроба поочередно читать Евангелие.
Поскольку отец Герман умер от нынешнего смертельного поветрия, по благословению владыки наместника братия читала Священное Писание по новопреставленному келейно – то есть буквально каждый брат, а это сотни насельников, в келье читал по батюшке Евангелие с заупокойными молитвами. Удивительно, какой сонм молитв о упокоении дорогого собрата сплетался в поминальный венок и возносился к Богу в Лавре в эти дни.
Батюшка и сам о помине усопших всегда очень радел, тем более тех, кто в силу разных обстоятельств умер без возможности принять христианское напутствие. Если в самой Лавре Псалтирь не читается, то на подворье он установил ее чтение. Туда все записки тех, кого благословляют поминать только на Псалтири, и несли.
По благословению отца Германа Псалтирь с поминовением усопших читалась на территории храма Петра и Павла в часовне, которая была построена еще в 90-х годах в память о воинах, погибших в Афганистане. Хотя тогда уже и следующая война шла – в Чечне. Не все из убиенных на полях брани в наши дни были людьми церковными, но молитва за них тут не прекращалась.
На стенах часовенки установили плиты с именами сложивших души за други своя
бойцов, а внутри, в центре, можно было поклониться большой иконе святого Царя Николая, – многие почитают этот образ за чудотворный. Новомученики – стражи веры православной в нашем народе, позволяющей сохранять души живыми для жизни вечной. Это тоже наш боевой потенциал.
Отец Герман и сам был настоящий воин, причем на очень сложных фронтах церковного служения, – бесноватые со всей страны, а то и из-за рубежа, к нему ехали, да и просто те, кто болен, стекались в течение всего года на Таинство соборования, которое совершалось на возглавляемом им лаврском подворье ежедневно в полдень, кроме разве что воскресных и праздничных дней.
Преставился архимандрит Герман прямо накануне своего тезоименитства. Старшие отцы говорят: такое у молитвенников, подвижников бывает.
Подготовила Ольга Орлова
Фотографии предоставлены пресс-службой Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Распечатать
15 августа 2020
Код успеха
Форум «Таврида» уже пятый год подряд собирает в Крыму творческую молодежь со всей страны. Сюда приезжают послушать представителей мира селебрити и презентовать собственные проекты. На реализацию лучших инициатив вручают гранты размером до 3 млн руб. Всего этим летом запланировано 15 творческих смен, 10 из которых уже завершились. Каждая из них посвящена определенному направлению современного искусства. 21-летняя Лиза Самсонова из Сергиева Посада удивила всех, представив на рэп-смене… коллекцию одежды.
– Да, участниками в основном были вокалисты, продюсеры, битмейкеры, – рассказывает Елизавета. – Но в оргкомитете, когда поняли суть моего проекта, посчитали, что это как раз новый взгляд на продвижение поэзии, и им очень понравилось.
Идея заключается в создании дизайнерской одежды с QR-кодом, перейдя по которому можно увидеть видеоролик: современный поэт читает свои произведения.
– Самое интересное, что идея пришла мне в голову только в самолете по пути в Крым, – рассказала Самсонова. – Додумывала уже на месте. Помог прошлый опыт. Я уже принимала участие в форуме два года назад.