Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом?


Спас Вседержитель. Икона прп. Андрея Рублёва, 1410-20-е гг. Собр. ГТГ

Иису́с Христо́с
,
Сын Божий
,
Бог Слово
,
Господь и Спаситель наш
, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, по предвечному совету Божию воплотившийся, ради спасения грешного рода человеческого, от Приснодевы Марии, добровольно принявший страдание и смерть через распятие на Кресте, затем воскресший и вознесшийся на Небо, чтобы вновь прийти в конце времён, судить мир и царствовать в вечности.

Кто есть Иисус Христос?

Наименования

Священное Писание и Священное Предание, хранимые Церковью, содержат многочисленные наименования Господа Иисуса Христа, с разных сторон раскрывающие Его свойства и действия. Главные из них:
Иису́с

(Ἰησοῦς) (греч. от евр.
Йешу́а
(ישוע), состоит из корней имени Божия Иегова (Яхве) и слова
шуа
— «спасение») — имя это было наречено по слову Архангела Гавриила (Лк. 1:31) когда Господь родился на земле как человек. Имя это толкуется как «Божья помощь», «Бог спасает» или «Бог-Спаситель» и указывает на цель Боговоплощения — спасти людей. Отсюда и другое широко употребимое наименование Иисуса Христа —
Спаси́тель
или
Спас
(греч. Σωτήρ).

Христо́с

(Χριστός), также
Месси́я
(Μεσσίας) (греч. от евр.
Маши́ах
(מָשִׁיחַ), «Помазанник») — так назвали Господа пророки до Его пришествия на землю, так исповедовали Его апостолы после пришествия. Это наименование указывает на помазание священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа, и издавна усваивалось пророкам, первосвященникам и царям. Иисус называется Помазанником потому, что Его человеческой природе в высочайшей степени даны свойства этих трёх служений — ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.

Сын Бо́жий

(греч. Υἱὸς Θεοῦ) — Своим Сыном называл Христа Сам Бог Отец (Пс. 2:7, Мф. 3:17, Мф. 17:5, Лк. 3:22). По Своему Божеству, как Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог Сын предвечно (т. е. вне условий времени) рождается от Бога Отца.

Сло́во

(греч.
Ло́гос
(Λόγος), соотв. евр.
Мемра
(מימדא)) — апостол Иоанн Богослов так говорит о Божестве Иисуса Христа: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Этим именем раскрываются отношения между Богом Сыном и Богом Отцом. О греческой языческой философской нагрузке понятия см. ст. Логос.

Госпо́дь

(греч.
Ки́риос
(Κύριος), соотв. евр.
Адонаи́
(אֲדֹנָי, дословно — «Господа мои»)) — Бог Слово многократно называется так в Священном Писании Ветхого (Пс. 109:1) и Нового (Лк. 2:11) Заветов. Имя Господь — одно из имён Божиих, и указывает на Божество Христа. Подробнее см. ст. Адонаи.

Спас Вседержитель. Икона сер. VI в. Синайский Екатерининский монастырь

Ипостась и природы

Господь Иисус Христос — Единая Личность (Лицо, Ипостась) с двумя природами (сущностями, естествами), Божественной и человеческой.

По Божеству

Он — Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, предвечно (т. е. вне условий времени) рождающийся от Бога Отца. Он Единороден — то есть единственный Бог Сын рождённый от Бога Отца (Ин. 1:14). Как рождённый, а не сотворённый, Он Единосущен Богу Отцу и Богу Святому Духу — то есть обладает такой же Божественной природой как и две другие Ипостаси Троицы. Он Неразлучен от Бога Отца как Свет-луч от Света-источника, как Слово от Мысли или Ума. Как Слово являет Мысль, Сын являет Отца.

По человечеству

Он — Сын Человеческий, родившийся от Приснодевы Марии из рода царя Давида и праотца Авраама; Муж скорбей, страдавший и умерший на Кресте; Первенец из мёртвых, воскресший на третий день. В воплощении Бог Слово принял полноту человеческого естества, включая и тело и душу, оставшись чужд только греху. С самого зачатия в утробе Преблагословенной Марии Он стал Единосущен всем людям, но Его человеческая природа не повреждена, а пронизана Божеством и преображена.

Как Богочеловек

Иисус Христос одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Два естества соединены в Его единой Ипостаси
«неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно»
. Это значит, что ни Божественная, ни человеческая природа, в результате соединения, не претерпела ни малейшего изменения; они не слились и не образовали новой природы; никогда не разделятся. Иисус Христос обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.

Спас Вседержитель. Мозаика 2-й пол. XI в., Успенский храм Дафнийского монастыря близ Афин

Как Хри­стос под­твер­ждал то, что Он и Бог, и Чело­век

Будучи Богом, Иисус Хри­стос открыто объ­яв­ляет Свою Боже­ствен­ную при­роду. Он гово­рит: «Видев­ший Меня, видел Отца» (Ин.14:9), «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отве­чает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8:25). Говоря с ними об Авра­аме, Он гово­рит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).

Но Он также име­нует Себя и Сыном Чело­ве­че­ским. О Нем можно и должно гово­рить как о чело­веке, за исклю­че­нием одного отли­чия – Он совер­шен­ный чело­век, ибо Он не имеет греха. Чело­ве­че­ская при­рода Иисуса Христа еди­но­сущна нашей, но она все­цело сво­бодна от пер­во­род­ного греха. В Нем вновь явлено чело­ве­че­ское есте­ство во всей его непо­роч­но­сти и чистоте. Его чело­ве­че­ское есте­ство про­ни­зано Боже­ством, пре­об­ра­жено и совер­шенно непри­частно греху.

***

Спаситель в истории мира

В начале

Бог Сын совечен Богу Отцу и Богу Святому Духу, и есть изначально, прежде сотворения времени. На предвечном совете Пресвятой Троицы, при составлении замыла о творении и спасении человечества, Он согласился пойти на воплощение и искупительный подвиг (Евр. 10:5-7; Еф. 1:4; 1 Пет. 1:20). При сотворении мира всё существующее было создано Единым Богом-Творцом, Пресвятой Троицей, причём Отец действовал через Сына в Духе. Поэтому о Христе говорится что «всё через Него начало быть» (Ин. 1:3), «всё Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

Ветхозаветная эпоха

После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человеческий род оказался повреждён злом — то есть подвержен греху, проклятию и смерти — и не мог исправить сам себя. Тогда Бог заключил с людьми Ветхий Завет, обещая даровать им Спасителя. Впервые это обещание было дано ещё в раю, причём в наименовании Христа «Семенем жены» заключалось откровение о Его бессеменном зачатии Приснодевой Марией (Быт. 3:15). Вся последующая ветхозаветная эпоха стала временем подготовки человечества к принятию грядущего Христа. Народ Божий, хранящий веру в грядущего Мессию, составил ветхозаветную Церковь.

Через постепенные откровения, пророчества и прообразования Бог повторял людям Своё обещание и сообщал признаки, по которым они могли узнать Спасителя. Так, обетование о Спасителе повторялось праотцу Аврааму (Быт. 22:18) и царю Давиду (2 Цар. 7:12-13) — предкам Христа по плоти. Среди многочисленных ветхозаветных пророчеств о Христе, наиболее ясные и подробные были даны через пророков Давида и Исаию, отчего Псалтирь остаётся наиболее употребимой в богослужении Церкви, а Исаия именуется «ветхозаветным Евангелистом». Прообразами Христа были как люди — такие как царь-священник Мелхиседек, патриарх Иосиф Прекрасный, пророк Моисей Боговидец и многострадальный праведник Иов, — так и существа и предметы, начиная с пасхального агнца, манны небесной и медного змея. Наконец, люди ветхозаветной эпохи многократно удостаивались Богоявлений (теофаний), в которых Бог являлся миру в различных обличьях — чаще всего в виде ангела или мужа. Именно Бог Сын в Божественном Домостроительстве есть Бог Откровения, поэтому все ветхозаветные явления Божии были явлениями Второй Ипостаси.

Благодаря Божию Промыслу, спасительная вера в грядущего Спасителя неизменно сохранялась у евреев. Однако до Христова пришествия продолжал действовать закон греха, по которому люди были неспособны принять дары возрождающей Божией благодати и неизменно попадали по смерти в .

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Первое пришествие

Ветхозаветный период истории мира завершился когда обещанный Христос Спаситель наконец был послан Отцом, «сошёл с небес» (Ин. 3:13) и пришёл на землю как человек. Целью этого Первого пришествия Христова было спасти человечество от греха, проклятия и смерти. Для этого Сын Божий воплотился от Святого Духа и Приснодевы Марии, и вочеловечился — то есть принял человеческие тело и душу. Соединив в Себе естества Божие и человеческое, Богочеловек Иисус Христос стал Новым Адамом — родоначальником нового, обоженного человечества. Его рождение по плоти совершилось около 5 года до н. э., в царствование императора Октавиана Августа, в покорённой римлянами Иудее, в городе Вифлееме, в пещере предназначенной для стойла скота. Так Иисус Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:7).

Придя в 30-летний возраст, Господь Иисус начал учить. Содержанием Его проповеди было «Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1:14) — то есть учение о спасении и блаженстве. Важнейшие наставления Христа сосредоточены в Его Нагорной проповеди (Мф. 5-7). Избрав ближайших учеников — апостолов — Он в полноте явил им откровение Божие Своим словом и примером. Для уверения людей Спаситель сотворил много чудес — обратил воду в вино; исцелял больных, калек и одержимых; питал тысячи людей несколькими хлебами; ходил по воде; словом укрощал бурю; воскрешал мёртвых. Господь обличал ложное учение и беззаконную жизнь многих вождей еврейского народа. Найдя веру в учениках и славу в народе, Он возбудил зависть и ненависть иных старейшин и книжников.

На третьем году Своего общественного служения, перед самой Пасхой, Господь Иисус Христос был предан, осуждён, поруган, распят на Кресте и погребён за стенами Иерусалима. Спаситель добровольно отдал Себя на страдания и смерть. По Его слову: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимет её у Меня; но Я Сам отдаю её» (Ин. 10:17-18). Приношением Себя в жертву за всех людей, Он искупил человечество и избавил его от последствий грехопадения. «Наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).

Смерть по человечеству не могла умертвить Божество. Пока Его тело покоилось в гробу, душой Спаситель сошёл во , чтобы там сковать диавола, проповедовать победу над смертью и вывести в рай ожидавшие Его души праведников. На третий день Господь Иисус Христос воскрес в бессмертном теле, став «первенцем из умерших» (1 Кор. 15:20). В течение сорока дней Он являлся апостолам, продолжая научать их. Затем Он Своим человечеством вознёсся на Небеса и воссел по правую сторону от Отца, так что Его человеческие душа и тело приняли такую же славу, какую Христос имеет по Своему Божеству. Так Сын Божий совершил спасение людей, обожив в Себе человечество и открыв путь в Царство Небесное для всех кто соединиться с Ним в Его Церкви.

Спас во аде. Фрагмент фрески «Воскресение Христово» (1316-1321 гг.). Алтарь Спасского храма Константинопольского монастыря Хора (музей Карие)

Новозаветная эпоха

Явление и свершения Божественного Спасителя Иисуса Христа установили Новый Завет Бога с людьми, по которому человечество призвано жить вплоть до Второго пришествия Христова. Вознесясь на небеса, Господь не оставил Своих учеников, но пообещал быть с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Для всех верующих и последующих Ему, Он устроил новозаветную Церковь, образование которой завершил ниспосланием Святого Духа от Отца на апостолов на десятый день по вознесении. Как Глава, Основание и Жених Церкви (Еф. 1:22, 1 Кор. 3:11, Еф. 5:22-32), Господь освещает, управляет, научает и спасительно действует в ней Своей благодатью. В установленном Христом таинстве Причащения — сердцевине новозаветного богослужения — Он и Первосвященник и Агнец, «приносящий, и приносимый, и приемлющий, и раздаваемый» для приобщения верных к вечной жизни. Так вновь и вновь осуществляются Его слова: «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54). Господь также действует через другие таинства, внемлет молитвам, имеет особое присутствие в храмах Божиих и во всяком собрании людей во имя Его (Мф. 18:20). Наконец, Он является людям видимым образом, как это было с первомучеником Стефаном (Деян. 7:55-56) и со многими святыми до наших дней.

Как вездесущий Бог Слово, Господь по прежнему промышляет обо всём мире. Он совершает частный суд над душой каждого человека после его смерти. Имея особое присутствие на небесах, в вечной славе, Он открывается душам праведников: их посмертное блаженство соединено с лицезрением Иисуса Христа. Но окончательный Свой суд о каждом Господь произведёт лишь в конце этого мира.

Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ

Второе пришествие

Второе пришествие Христово ознаменует «кончину века» — завершение истории мира, каким мы его знаем. От людей скрыты «времена или сроки» (Деян. 1:7) этого события, но открыты некоторые признаки его приближения: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, обращение ко Христу иудеев, пришествие антихриста (Мф. 24; Рим 11:25-32). Однако, несмотря на известные признаки, «день Господень» грозит прийти «как тать ночью» (2 Пет. 3:10), почему Сын Божий призвал верных к постоянной бдительности. Наиболее подробно, но также и наиболее таинственно, последние судьбы мира описаны в Откровении Иоанна Богослова.

Целью Второго пришествия Христова будут суд и воцарение над миром. Во второй раз Господь Иисус придёт таким же образом, как ранее вознёсся на небо (Деян. 1:11). Если в первый раз Он пришёл в уничижении, то теперь Он придёт во славе, с воинством ангелов (Мф. 25:31); если в первый раз уподобился Агнцу, теперь уподобится и Льву. Сокрушив антихриста, Он воссядет как Царь и Судья на Страшный суд. Тогда мёртвые воскреснут, всё человечество соберётся перед Ним и совесть каждого откроется. Без лицеприятия Господь разделит человечество на «овец» и «козлов»: первые пойдут в жизнь вечную, а вторые — в муку вечную (Мф. 25:31-46, Ин. 5:28-29, 1 Кор. 4:5).

После Страшного Суда наступит вечная жизнь в Царстве Христовом которому никогда не будет конца (Лк. 1:33).

Ради чего явился Хри­стос?

Как известно, Благой Бог «создал чело­века для нетле­ния и соде­лал его обра­зом веч­ного бытия Своего» (Прем.2:23). Но чело­век вос­про­ти­вился воле Созда­теля, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). В резуль­тате гре­хо­па­де­ния порча кос­ну­лась не только чело­ве­че­ской сове­сти, но и самой чело­ве­че­ской сущ­но­сти. Чело­век уже не мог порож­дать святых и без­греш­ных потом­ков, сде­лался склон­ным ко злу, удо­бо­пре­клон­ным к воз­дей­ствию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согре­шил, то совер­ши­лось паде­ние не тебя только одного, но и нас, кото­рые от тебя про­ис­хо­дим» (3Ездр.7:48). Гре­хо­па­де­ние «извра­тило все силы души, осла­бив ее при­род­ные вле­че­ния к доб­ро­де­тели» (св. Гри­го­рий Синаит).

Изба­виться же от власти греха чело­век мог не иначе как только особым вме­ша­тель­ством Все­мо­гу­щего Бога. И вот, являя Свое бес­пре­дель­ное чело­ве­ко­лю­бие, Бог посы­лает в мир Своего Сына (Ин. 3:16).

Не было иной лич­но­сти, кото­рая ока­зала бы столь глу­бо­кое вли­я­ние на раз­ви­тие куль­туры

В исто­рии не было иной лич­но­сти, кото­рая ока­зала бы столь глу­бо­кое, все­объ­ем­лю­щее и опло­до­тво­ря­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие чело­ве­че­ской куль­туры. Именно Иисус Хри­стос на долгие века задал вектор куль­тур­ного раз­ви­тия несколь­ких кон­ти­нен­тов. Начав­шись на ближ­нем востоке, хри­сти­ан­ство очень быстро рас­про­стра­ни­лась по тер­ри­то­рии Малой Азии и Север­ной Африки, затем пере­ки­ну­лось на Европу восточ­ную и запад­ную. В даль­ней­шем хри­сти­ан­ская циви­ли­за­ция охва­тила собой обе Аме­рики, Австра­лию, зна­чи­тель­ную часть Африки и Юго-Восточ­ной Азии. И в каждом из этих реги­о­нов хри­сти­ан­ство ока­зало огром­ное, во многих слу­чаях реша­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие куль­туры, сфор­ми­ро­вало куль­тур­ные коды целых наро­дов.

Ни один чело­век в исто­рии не срав­нится с Иису­сом Хри­стом по числу посвя­щен­ных ему живо­пис­ных изоб­ра­же­ний. Общее коли­че­ство раз­ме­щен­ных в храмах изоб­ра­же­ний Христа, вклю­чая сцены из Его жизни, исчис­ля­ется десят­ками мил­ли­о­нов. При­бавьте к этому все посвя­щен­ные ему про­из­ве­де­ния миро­вой живо­писи и скульп­туры, их мно­го­чис­лен­ные репро­дук­ции на открыт­ках и в аль­бо­мах – речь может идти о мил­ли­ар­дах таких изоб­ра­же­ний.

Ни одному чело­веку не посвя­щено столько музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, начи­ная от ранней хри­сти­ан­ской литур­ги­че­ской музыки, вклю­чая мно­го­чис­лен­ные кан­таты и вели­че­ствен­ные «Стра­сти» И. С. Баха. Образ Иисуса при­вле­кает ком­по­зи­то­ров разных стран, времён и наро­дов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: