«Сотворение Адама» – что “зашифровал” в своём шедевре Микеланджело?

Библия является удивительной книгой, показывающей и раскрывающей сердце Бога. На ее страницах есть ответы на многие вопросы.

Например, откуда произошел человек, тот самый человек по имени Адам. Библия описывает сотворение мира и Адама на ее самых первых страницах — в книге Бытие.

Божий замысел заключался в том, чтобы создать человека, похожего на Него Самого. Слепив из праха земли тело человека, Творец вдохнул в него свою жизнь, которая оживила, преобразила и одела его в славу Божью.

Его имя — Адам, первый человек на земле, венец Божьего творения, созданный по образу и подобию Божию.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт.1:26)

Адам был исполнен любви, мира и радости Божьей; он не имел пятна и порока и был совершенным.

Господь поместил его в чудесный сад под названием Эдем, который был приготовлен для человека и наполнен всем необходимым для прекрасной, счастливой жизни. Это была жизнь без страдания, горя и слез — рай в прямом смысле этого слова.

Адам и Ева: библейская история

История сотворения человека и его грехопадения оставалась одной из важнейших проблем на протяжении всей истории человечества. Сюжет Священного Писания «Адам и Ева в Библии» актуален и сегодня. Ведь вопросы, которые он затрагивает, для многих остаются нерешёнными.

Адам и Ева

Бог создал человека в самом завершении творения Мира. Земля, словно царская обитель, была заранее приготовлена и украшена для того, кто мог бы заботиться о природе и пребывать в общении с Богом. Творец создал человека из земного праха (глины) и вдохнул в него жизнь. Бог создал человека по Своему подобию, разумным и свободным, с бессмертной душой (Быт. 1:27, Быт. 2:7). Этим Он возвысил человека над всем прежним творением. Физическим телом мы принадлежим к видимому, материальному миру. Бессмертной душой – к невидимому, духовному миру. Главная цель человеческого бытия – пребывание в полной гармонии с Богом.

Имя первого человека – Адам, что переводится как «взятый из земли». Бог поселил Адама в прекрасный райский сад. Там к первому человеку сошлись животные всех видов. Они пришли к Адаму как к любящему пастырю, без страха, и он дал каждой твари имя. Так Адам принял власть над всем живым и стал владыкой Земли, подобно Богу (Быт. 2:19-20).

Основание веры

Ответственность Каина и Авеля заключалась в том, чтобы выполнить условия искупления для исправления ошибок своих родителей и тем самым создать основание для появления Истинных Родителей. Первый шаг заключался в создании основания веры. Бог призвал Каина и Авеля сделать жертвоприношение из лучших плодов земли и лучшего скота, соответственно. Бог отверг жертвоприношение Каина, но принял жертвоприношение Авеля. Принятие Богом жертвоприношения Авеля свидетельствовало об успехе Авеля в построении основания веры (т.е. он действовал с верой) и утвердило его в положении представителя безгрешного Адама во втором поколении первой семьи.

Сотворение Евы

Однако человек нуждался в друге и помощнике. Поэтому Бог взял у Адама, пока он спал, одно из ребер и сотворил из него женщину – Еву, матерь всех людей (Быт. 2:21-23). Творение женщины из ребра Адама толкуется как буквально, так и аллегорически. Причём оба этих толкования в Православном сознании не противоречат друг другу, а взаимодополняют. В переносном смысле ребро трактуется как грань, сторона человеческой природы. Таким образом, женщина была взята от Адама как ещё одна ипостась человека. Митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры» указывает на то, что человек един в своих ипостасях, подобно единосущному и триипостасному Богу.

«Ева» означает «живущая», «дающая жизнь». Однако в раю первая женщина была безымянной, Адам называл её «женой». Ева получила имя уже после грехопадения и изгнания из рая, когда родила Адаму первенца. Творец заповедал мужчине и женщине плодиться и заселять землю. Благословленные Богом быть вместе, Адам и Ева стали первой семьёй и родоначальниками всего человечества. Сотворив Еву из Адама, Бог показал нам, что мы все происходим из единого начала. Поэтому мы должны любить и беречь друг друга.

Тайны и предположения

«Сотворение Адама» – фреска, что ярко выделяется среди прочих работ Микеланджело. Почему? Вероятно, этот сюжет особенно взволновал его мысли, а может, автор решил оставить некое “зашифрованное” послание людям. Сторонники второй версии высказывают самые разные предположения относительно замысла мастера.

Не секрет, что Буонарроти был знатоком анатомии и особенностей человеческого тела. В 1990 году в журнале Американской медицинской ассоциации была опубликована статья, посвящённая этой фреске. Но что общего между произведением искусства и медициной?

Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека

Как утверждал врач Фрэнк Мешберг, в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга. Быть может, гений “намекал” нам, что в основе созидания всего лежит разум человека?

Сторонники несколько иного предположения считают, что на фреске запечатлён процесс рождения. Красная ткань вокруг Творца имеет форму матки, а синяя лента напоминает пуповину. А вот врач Дейвис Кампос считает, что левая сторона тела Адама имеет “лишнее” ребро, что позднее, как мы знаем, стало основой для создания Евы.

Существует теория, что в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга

«Сотворение Адама» – без преувеличения великое и таинственное произведение искусства. Оставил ли в нём Микеланджело Буонарроти какие-то скрытые символы или просто постарался отразить собственное видение библейского сюжета? На этот вопрос у нас нет точного ответа, а к тому же у каждого на этот счёт своё мнение. Однако «Сотворение Адама» не перестаёт будоражить умы и вызывать восхищение людей.

Для чего была создана женщина

Жена была дана Адаму как спутник, помощник в богопознании и совершенствовании (Быт. 2:18), (Еккл. 4:9-10). Диакон Андрей Кураев в лекции «Мужчина и женщина в книге Бытия» указывает на то, что Ева была сотворена, «чтобы пробудить в Адаме жажду диалога любви». Человек должен был научиться любви к Богу через любовь к жене.

Протоиерей Андрей Ткачев в лекции «Человек в раю» говорит, что, когда люди венчаются, они словно становятся Адамом и Евой, которые были благословлены Богом быть вместе в раю. В браке восстанавливается единство мужского и женского начала, которое было в Адаме еще до их разделения. Взаимной любовью муж и жена восполняют бытие друг друга, вновь становятся одним целым. И в этой совокупности человеческой природы достигает своего завершения образ Божий, заложенный в каждом человеке (Быт. 1:27), (Кол. 3:10).

Изначально в мире не было зла, и земля была раем. Человек был способен к богообщению, и всё пребывало в любви и гармонии с Творцом. Зло возникло в результате нарушения человеком этой гармонии.

История фрески

По заказу Папы Римского Сикста IV в конце XV века было построено здание знаменитой Сикстинской капеллы. По замыслу здание должно было напоминать стены крепости, символизируя стойкость и неприступность истинной веры для пороков и грехов.

Украшением внутренних помещений капеллы, в том числе и центральной части потолка, занимались великие художники того времени. Одним и них стал Микеланджело, оставивший там свою бессмертную работу – «Сотворение Адама».

Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Как рассказывает история, инициатором росписи стен капеллы во внутренних помещениях стал папа Юлий II. В этих комнатах должны были проходить различные религиозные торжества и ритуалы, а значит, декоративное оформление должно было соответствовать обстановке, позволять людям погрузиться в мир библейских сказаний и истин.

Что интересно, прежде Микеланджело не занимался созданием фресок, да и в самой капелле изначально не планировал такой работы. Буонарроти пригласили для другого дела. Юлий II решил создать собственную гробницу при жизни, для чего и потребовался опытный скульптор.

'Донато Браманте, любимец папы Юлия II, стал косвенным

Как гласит предание завистник и конкурент Микеланджело, Браманте, решил помешать ему. Он убедил папу, что строительство гробницы при жизни – дурной знак, и тот отказался от своей идеи. Однако Браманте не успокоился. Он убедил Юлия II потребовать от Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы.

От себя хочу заметить, что подобное задание требовало не только невероятного мастерства, но и огромных затрат физических сил. Однако Буонарроти принял вызов. Позднее о своей работе в Сикстинской капелле Микеланджело писал:

“Я получил за труд лишь зоб, хворобу

да подбородком вклинился в утробу,

грудь – как у гарпий; череп, мне на злобу,

полез к горбу; и дыбом – борода;

а с кисти на лицо течёт бурда,

рядя меня в парчу, подобно гробу…”.

Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама», между 1508 и 1512 годами Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия

Грехопадение Адама и Евы

Бог разрешил Адаму и Еве принимать в пищу плоды всех деревьев райского сада. За исключением одного – Древа познания Добра и Зла. Бог предупредил людей, что последствием нарушения этой заповеди будет смерть (Быт. 2:16-17). Сатана в образе змея являлся Еве и хитростью убеждал попробовать плоды запретного дерева. Дьявол говорил ей, что, сделав это, человек не только не умрёт, но станет равным Богу. Ева поддалась искушению и преступила заповедь Бога, после чего дала попробовать плод Адаму (Быт. 3:1-6).

Всё, что почувствовали Адам и Ева после своего преступления – это стыд друг перед другом и страх перед Богом. Они начали прикрывать своё нагое тело листьями и, когда услышали голос Творца, попытались спрятаться от него. Всевышний задавал Адаму и Еве обличающие вопросы и ждал от них покаяния, но те принялись оправдываться. Адам обвинял в соблазне Еву, которая, в свою очередь, говорила, что её искусил змей. Этим упорством люди лишь усугубили своё отпадение от Бога.

Последствия грехопадения

Древо познания Добра и Зла существовало в раю для того, чтобы люди, исполнив единственную Божью заповедь, проявили своё послушание и стремление к Всевышнему. Тем самым, они осознанно отказались бы от зла и выбрали добро. Доверяя своему Творцу и не принимая дьявола, люди еще больше уподобились бы Богу. Однако Адам и Ева послушали сатану и тем самым разорвали союз с Творцом. В таком безблагодатном состоянии Адам и Ева уже не могли находиться в раю, они «умерли» для него, как и предупреждал Бог. Люди были изгнаны из райского сада (Быт. 3:23).

Святитель Иоанн Златоуст в “Слове на начало Святой Четыредесятницы” говорит, что

“Адам, не соблюдши поста, был изгнан из рая и получил повеление обрабатывать землю, порождающую терния”.

Диакон Андрей Кураев в лекции “Мужчина и женщина в книге Бытия” высказывает мысль, что происходит не столько изгнание от Бога, сколько развод, и ”вместо отношения любви с Богом приходят отношения закона”.

Грех Адама и Евы лишил человеческую природу источника Жизни и впустил в неё тление и смерть. Человек был создан для владычества над природой и общения с Богом. Однако, отойдя от Него и нарушив эту гармонию, стал смертным существом, подверженным страстям и болезням.

Преподобный Ефрем Сирин в “Толковании на Священное Писание” указывает на то, что Адам и Ева до вкушения

“знали добро по опыту, о зле только слышали; после же вкушения произошло противное: о добром они стали только слышать, худое же испытывать на деле, ибо Бог отнял у них славу, какой были облечены, но овладели ими печали, которые прежде не касались их”.

Святитель Григорий Нисский в своём труде «Об устроении человека» указывает на то, что грех является не свойством человеческой природы, а следствием уклонения от неё, искажения врождённого нам добра.

Пророк Аллаха

Поселившись на земле, Адам (а.с.) был обучен всему, что должен был знать человек для выживания в тех условиях. Со временем у них с Хаввой начали появляться дети. Точное их количество неизвестно, до нас дошли лишь сведения о том, что постоянно рождались двойняшки. Первыми у Адама (а.с.) и Хаввы родились Кабиль (Каин) и его сестра, имя которой неизвестно. После появились Хабиль (Авель) и его сестра. Для продолжения рода сыновья и дочери Адама (а.с.) вступали в брак друг с другом. Таким образом, количество людей росло, а Адам (а.с.) был их пророком, который велел им поклоняться одному лишь Творцу.

Пророк Адам (а.с.) получал откровения от Господа миров. Спустя некоторое время ему были ниспосланы свитки (сухуф), в которых содержались первые в истории письменные наставления человеку от Аллаха. Все люди в общине пророка Адама (а.с.) были единобожниками и поклонялись Всевышнему. Однако, это не уберегло первую умму от греха.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: