Библейские вопросы и ответы
Опубликовано 17.05.2017
Библия и динозавры — упоминает ли Писание древних животных? Правда, что динозавры жили миллионы лет назад, а Библия начинает отсчет лишь с 6000 лет? Можно ли считать Библию источником неверной информации из-за того, что в ней не упоминаются динозавры? Почему вымерли динозавры на земле?
Недавно я смотрел видео, в котором Кент Ховинд утверждает, что люди и динозавры жили в одно время — в одну эпоху. Он даже предоставляет доказательство в виде древней таблички, где животные, похожие на динозавров, изображены вместе с людьми. Я также слышал, что некоторые христианские учителя утверждают, что бегемот и левиафан в библейской книге Иова означают динозавров.
Ответ:
Предисловие для родителей
После посещения естественнонаучных музеев, да и просто читая книги, смотря кино, общаясь друг с другом, воцерковленные дети младшего и среднего школьного возраста вполне могут задаваться вопросами: как стыкуется то, что они узнали, с истинами христианской веры? Если такие вопросы они задают родителям, то это очень хорошо: значит, у них с родителями есть контакт, значит, родителям они доверяют. Но отвечать на такие вопросы нелегко.
Во-первых, речь, как правило, идет о вещах недогматизированных, о которых в Церкви нет единства мнений. И тут уж родителям следует быть аккуратными, чтобы не выдать свое личное мнение за общецерковную позицию. Во-вторых, даже очень простой по своей формулировке детский вопрос может потребовать достаточно сложного ответа, может вызвать разговор о таких философских понятиях, до которых дети еще не доросли. Поэтому, отвечая, надо искать ту меру, которая доступна именно вашему ребенку. Слишком сложный, «загрузный» ответ может оказаться непонятным, но и слишком простой, слишком примитивный может вызвать чувство неудовлетворенности, подозрение, что взрослые что-то скрывают или что им на самом деле нечего сказать.
Но все же мы предлагаем несколько ответов на наиболее распространенные детские вопросы — не как «методичку», а как ориентир для родителей. Наши варианты ответов могут им пригодиться, но в любом случае искать конкретные слова придется самостоятельно, с учетом особенностей каждого ребенка.
Люди и динозавры жили в одно время?
К сожалению, Кент Ховинд не является полезным источником для поиска ответов на вопросы по книге Бытия, включая вопросы о возрасте Земли. Он говорит, что опирается на науку, но на самом деле он сам антинаучен. Он считает себя ученым, но у него вообще нет аккредитованных научных степеней. Он работал евангелистом и директором тематического парка. Кент Ховинд был осужден за умышленную неуплату налогов, и его трудно назвать человеком, обладающим хорошим христианским характером. Он отрицает почти каждый научный принцип, который не совпадает с его убеждением о молодом возрасте Земли.
Если кроме нашего мира есть и другие миры, то кто их сотворил? Наш Бог или какие-то другие боги?
Современная наука ничего не может сказать достоверно о том, существуют ли другие миры, другие вселенные кроме нашей. Предположения выдвигаются разные, но ни одно из них пока что не доказано. И уж если наука ничего не может нам определенного сказать о существовании иных миров, то тем более ничего об этом не говорит религия. Не говорит потому, что это попросту не ее тема. Религия же не говорит что-то по поводу математических теорем или особенностей дыхания червяков. Это вопросы, которыми занимается именно наука.
Религия вся построена на Откровении Божием, то есть на том, что Бог сообщил людям — и через Своих пророков, и Сам, воплотившись и став человеком, оставаясь при том Богом. И здесь вот что важно: Он сообщил людям только то, что им действительно следует знать для того, чтобы идти путем спасения. Все остальное — в том числе, как устроен созданным Им мир — Бог не сообщил. Не потому что это какая-то запретная тайна, а просто потому что если людям это интересно, то они и сами постепенно, развивая науку, это выяснят. В том числе и вопрос о существовании других миров.
Но если даже другие миры когда-нибудь действительно откроют и научно докажут, что они есть, то все равно мы скажем, что они сотворены Богом. Не какими-то другими богами, а нашим Богом, единственным, потому что других богов нет — на этом основана наша вера. Да и мир в этом случае тоже можно считать единым, просто разделенным на разные части, «отсеки» — примерно как разные квартиры в большом доме.
А были ли динозавры и что о них говорит Библия
Как христиане, так и неверующие люди хотят знать, насколько четко мы можем дать ответ относительно эволюционистской интерпретации так называемой эпохи динозавров с точки зрения Библии и науки.
Возможно, кто-то возразит: «В Писании про динозавров ничего нет!» Слово «динозавр», придуманное сэром Ричардом Оуэном, появилось только в 1841 году. Понятно, что оно не может встречаться в библейских переводах, появившихся ранее (так, ставший традиционным английский текст появился в XVI и XVII веках, когда были напечатаны Женевская Библия и Библии короля Иакова). Тем не менее, Библия сообщает нам немало важной информации о динозаврах.
Первые подобные динозаврам существа были созданы во время недели сотворения около 6 тыс. лет назад.
Наземные ящеры (собственно динозавры) появились в шестой день недели творения, тогда же, когда человек. Если существовали водяные ящеры, то они были созданы днем раньше, вместе со всеми водоплавающими (плезиозавр) и крылатыми (птерозавр) рептилиями.
До грехопадения в мире не было ни страданий, ни смерти; динозавры изначально жили бок о бок с человеком и другими сотворенными животными.
Из-за греха Адама все творение (включая динозавров) предано проклятию и попало в «рабство тлению» (Римлянам 8:21).
Все легочные позвоночные наземные животные (и динозавры в том числе), не попавшие в Ноев Ковчег, утонули во время Всемирного Потопа около 4500 лет назад. Однако это не значит, что все динозавры вымерли, потому что по паре каждого рода вошло в Ковчег.
С места, где Ковчег сел на грунт («горы Араратские», Бытие 8:4, нынешний Средний Восток), легочные наземные животные (включая динозавров) распространились по Земле.
После Потопа страх и трепет перед человеком охватил всех животных без исключения, а человек получил разрешение есть мясо (Бытие 9:2–4).
Описание динозавров в Библии
Писание не раз косвенно говорит о животных, которые, возможно, были динозаврами, а в книге Иова содержится подробное описание динозавроподобного существа.
Бегемот
Библия говорит о существах, напоминающих динозавров. Библия использует такие названия, как «бегемот» и «танин». Слово «бегемот» означает гигантское царственное животное, а слово «танин» объединяет в себя драконоподобные и гигантские морские существа вроде китов, гигантских осьминогов и кальмаров, а также морские рептилии, подобные плезиозаврам, которые на сегодняшний день практически вымерли.
Одно из самых исчерпывающих описаний динозавроподобного существа описано в 40-й главе «Книги Иова»:
«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?» (Иов 40:10-19).Книга Иова — древняя книга, написанная после Всемирного Потопа, приблизительно за 2000 лет до рождения Иисуса Христа. Здесь Бог описывает царя наземных животных, подобного огромным динозаврам Диплодоку или Апатозавру. Это было величественное животное с большими и крепкими костями и мышцами и питающееся гигантскими растениями. «Бегемоту» нечего было бояться. Он был огромным, и его длинный и мощный хвост был подобен кедровому дереву — одному из самых могучих деревьев древнего мира. Так случилось, что со временем библейские «бегемоты» вымерли или были истреблены, и люди о них позабыли. И только около 150 лет назад музеи начали составлять их кости в огромные величественные экспонаты. Сегодня многие ошибочно считают, что «бегемот», упомянутый в библии — это не кто иной, как слон или гиппопотам (бегемот). Однако они не соответствуют описанию библейского «бегемота», поскольку ни хвост слона, ни хвост гиппопотама не напоминает по своему виду ствол кедра.
Левиафан
О Левиафане Библия упоминает в 40 и 41 главах книги Иова и описывает его как самого большого обитателя моря. Левиафана невозможно было поймать крючками, гарпунами или сетями. «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным» (Иова 41:25).
Что же это за животное — Левиафан? Огромный размер, сильные челюсти, большие зубы, способность быстро передвигаться под водой, — всё это проливает свет на то, что это за животное. Вполне возможно, что это Кронозавр или что-то подобное кронозавру. Это было одно из самых грандиозных морских существ. Конечно, это был не совсем динозавр, но это было нечто напоминающее рептилию с огромными острыми зубами.
Самое невероятное заключается в том, что, скорее всего, таковые животные ещё существовали во времена царя Давида. Псалом 103:25-26 упоминает Левиафана, говоря: «Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём».
Скорее всего, речь идёт о Средиземном море. Интересно, что многие навигационные журналы содержат в себе рапорты и доклады о «морских змеях», по внешнему виду напоминающих древних плиозавров и мозазавров. Они выглядели как огромные ящерицы или крокодилы с плавниками или перепонками на лапах. Окаменелые останки подтверждают, что спинные кости были очень гибкими. Вполне возможно, что они могли плавать, совершая змеевидные телодвижения.
Подобное существо было замечено немецкой подводной лодкой во время Первой Мировой войны. Капитан Георг Вон Фостнер описывает случившееся следующим образом:
«30 июля 1915 года мы торпедировали Британский пароход «Иберин», направлявшийся с большим грузом в Северную Атлантику. Пароход начал быстро тонуть под прямым углом. Через 25 секунд после погружения под воду, раздался огромный взрыв. Несколькими минутами позже на поверхность с огромной силой выбросило и подбросило на 20-30 метров из воды обломки парохода, между которыми мы разглядели огромное морское животное (в судорогах и конвульсиях)». Я находился на смотровой башне вместе со своими офицерами, старшим инженером, навигатором и кормчим. Каждый из нас одновременно вскрикнул и указал рукой на морское чудовище. Никто из нас не знал, что это было такое. Животное затонуло через 10-15 секунд, так что у нас даже не было времени, чтобы его сфотографировать. Оно было приблизительно 20 метров в длину, имело форму крокодила и имело четыре конечности с перепончатыми лапами и длинный сужающийся на конце хвост.
Кент Ховинд, американский евангелист и младоземельный креационист – «Левиафан — огнедышащий дракон»
Как динозавры поместились в ковчег?
Учитывая многообразие существовавших видов динозавров и громадные размеры некоторых из них (например, сейсмозавр – Seismosaurus– был 40 метров длиной, судя по реконструкции на основе останков), возникает вопрос: как все они поместились в Ноевом ковчеге? Чтобы дать верный ответ, нужно принять во внимание несколько обстоятельств.
Существовало всего лишь около 55 сотворенных родов динозавров
Ною нужно было взять с собой не все виды животных («виды» – категория, печально известная своей неопределенностью), а только по одной паре от каждого сотворенного рода. Поэтому же принципу отбирались и динозавры. Таким образом, в Ноев ковчег вошли не около 668 видов динозавров, а лишь представители «родов» (Бытие 6:20), которых, по подсчетам, было всего лишь 55. Хотя люди при слове «динозавры» обычно представляют себе огромных представителей древних ящеров, большинство динозавров были относительно малы. Компсогнат (Compsognathus), например, был не больше курицы. А размер среднего динозавра не превышал размеров небольшой овцы.
Ковчег был огромных размеров
Согласно книге Бытия 6:14–16, ковчег представлял собой далеко не мелкое суденышко, каким его часто изображают. Он был достаточно большим, чтобы разместить столько животных, сколько было нужно, включая и динозавров.
В ковчег могли войти только молодые особи
Но даже несмотря на реальные огромные размеры Ковчега, самые крупные известные нам динозавры вряд ли протиснулись бы через вход в него. Однако это не значит, что крупных динозавров не было на судне вообще. Логичнее было бы взять в ковчег не «престарелую чету брахиозавров», а молодых особей того же рода, которым предстояло размножаться и заселять Землю после Потопа. Учтите, что Бог Сам выбирал пары каждого рода и приводил их к ковчегу (Бытие 6:20), так что Ною не нужно было «пригонять» динозавров (как, впрочем, других животных и птиц) на место.
Но разве у громадных динозавров «малыши» не были крупными?
На сегодняшний день обнаружено много динозавровых яиц, самое крупное из которых достигает примерно 50 см в длину. Таким образом, едва вылупившись из яйца, детеныши самых крупных динозавров были менее метра ростом. Специалисты, изучающие годичные кольца в костях динозавров, обнаружили, что у этих рептилий был «подростковый скачок роста».
Например, у внушительных размеров апатозавра (Apatosaurus) данный скачок начинался в возрасте приблизительно пяти лет, при весе всего в одну тонну (приблизительно столько, сколько весит бычок). Во время скачка роста животное набирало более пяти тонн в год, а к 12–13 годам при весе 25 тонн, кривая роста выравнивалась. Другие динозавры – как, например, 1700-килограммовый малазавр (Maiasaura) или весившие всего 20 кг синтарзус (Syntarsus) и пситакозавр (Psittacosaurus) – имели такую же сигмоидальную (S-образную) кривую роста.
Темпы роста динозавра, рассчитанные по годичным кольцам животных, указывают на то, что молодые особи крупных динозавров вполне могли разместиться в ковчеге. Бог знал, какие виды пойдут в рост сразу после того, как покинут ковчег, и выбирал их соответственно. Это объяснение также отвечает на возражения скептиков, связанные с размерами и питанием крупных динозавров во время их нахождения в ковчеге. Кратко говоря, когда динозавры находились на борту, они были небольшого размера. А скачок роста после выхода из ковчега позволил им быстро перерасти тех, кто мог на них охотиться. Подводя итог, можно сказать, что Ной без особых затруднений мог разместить в Ковчеге динозавров всех родов, потому что:
— средний размер большинства динозавров не превышал размеров овцы;
— даже крупные динозавры были невелики до наступления скачка роста;
— родов динозавров (по сравнению с количеством «видов») было сравнительно немного – около 55;
— ковчег был достаточно большим.
Так что же все-таки произошло с динозаврами?
Ученые-эволюционисты предлагают ряд объяснений того, что, по их мнению, произошло с динозаврами. Вот лишь частичный список гипотез:
— Давным-давно в нашу планету врезался большой астероид.
— Вымерла целая группа трудноперевериваемых растений, и животные, поедающие эти растения, погибли от хронического застоя в желудке, что, в свою очередь, привело к гибели поедающих их хищников.
— Динозавры пристрастились к растениям, содержащим наркотические вещества.
— Климат во всем мире стал слишком жарким, слишком холодным, слишком сухим или слишком влажным.
— Недалеко от Земли произошел взрыв суперновой, из-за чего Земля подверглась сильнейшему воздействию радиации.
— Млекопитающие поедали яйца динозавров.
Что касается доказательств этих предполагаемых событий, то с ними возникают серьезные проблемы. Взять, к примеру, теорию столкновения с крупным астероидом. Почему в результате этого события вымерли только динозавры, но не утки, белки, бобры и другие животные, сосуществовавшие с динозаврами, как было отмечено выше? Что уж говорить о ящерицах и крокодилах, которые предположительно являются их ближайшими родственниками? Даже некоторые эволюционисты оспаривают тот факт, что подобное столкновение могло привести к вымиранию динозавров. Ни одно из событий, предложенных эволюционистами, не может считаться веским доказательством (и именно поэтому существует столько мнений о том, что на самом деле произошло с динозаврами).
Креационисты предполагают, что большинство динозавров погибли и были погребены в результате всемирного Потопа, описанного в главах 6–8 книги Бытия (и это подтверждается множеством доказательств). По две особи каждого вида спаслись на Ковчеге и таким образом пережили Потоп. Однако из-за резкого сокращения количества представителей каждого рода все животные подвергались различным негативным воздействиям, в том числе и вследствие резкого изменения климата после Потопа (им пришлось пережить ледниковый период). Возможно, некоторые из видов обладали уникальными физиологическими особенностями, в силу которых они не смогли достаточно быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды после Потопа. Например, эволюционисты предполагают, что динозавры были не теплокровными, и не холоднокровными животными, а имели некую совершенно иную кровеносную систему. Возможно, у них была и уникальная система метаболизма, отличающаяся от всех современных животных.
Возможно, это стало одной из причин их вымирания, наряду с другими причинами, по которым животные вымирают и сегодня (охота, болезни, климатические изменения, изменения среды обитания и т.д.).
Однако, по меньшей мере, несколько особей динозавров дожили до сравнительно недавних времен. Например, об этом свидетельствуют изображения динозавров на территории Великобритании 1400-х годов и резные рисунки стегозавра в Камбодже, возраст которых насчитывает столетия, а не тысячелетия. Конечно же, эти доказательства совершенно не воспринимаются людьми, верящими в «древний возраст Земли» и настаивающими на том, что последний динозавр умер около 65 миллионов лет назад, задолго до того, как на Земле появились первые люди.
Однако существуют и другие доказательства, буквально кричащие о том, что возраст ископаемых останков динозавров не может насчитывать миллионы лет. Так, в останках динозавров были обнаружены мягкие ткани, содержащие не только эластичные связки и следы белков, но и гибкие прозрачные разветвляющиеся кровяные сосуды, наполненные субстанцией, которую можно выдавить из них, как зубную пасту из тюбика. А внутри этих сосудов с легкостью обнаруживаются остатки красных кровяных телец с ядрами, характерными для рептилий.
Если сложить все эти факты воедино, динозавры вовсе не являются проблемой для христианского мировоззрения. Бог сотворил их наряду со всеми остальными животными примерно 6000 лет назад. Мы обнаруживаем их окаменевшие кости вместе с останками других животных, погибших в результате всемирного Потопа 4500 лет назад. Они жили и после Потопа, однако постепенно вымерли (как и многие другие виды).
Нет никакой «великой тайны», покрывающей существование и вымирание динозавров, если рассматривать эти события с точки зрения Божьего Слова. На самом деле Библия предлагает гораздо лучшее объяснение этих событий, чем эволюционное мировоззрение.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Зачем Бог сотворил там много звезд и галактик, если мы одиноки во Вселенной? Какой в них смысл?
Действительно, Бог сотворил огромный мир, с множеством галактик, звезд, планет, туманностей, черных дыр… И у нас, обитателей маленькой (по сравнению, например, с Юпитером) планеты Земля, вращающейся вокруг маленькой (по сравнению с многими другими) звезды по имени Солнце, может возникнуть вопрос: а зачем нужно все остальное, все эти неисчислимые звезды и другие космические объекты? Зачем, если мы одиноки во Вселенной?
Можно ответить так: Бог сотворил такой огромный, яркий, многообразный мир для нас, людей, из любви к нам. Был в древности такой православный святой, Максим Исповедник (VII век), и есть у него слова, что Бог дал человеку сотворенный Им мир, чтобы человек, изучая его, восходил к познанию Бога — подобно тому, как маленький ребенок крутит-вертит игрушку, разбирает ее, собирает — и развивается. Вот и этот мир, эти миллиарды звезд и планет — они как развивающая игрушка для нас, для человечества.
А еще это попросту красиво! Кто видел звездное небо над головой, тот никогда не захочет лишиться этой красоты, не захочет, чтобы небо навсегда затянуло серыми облаками. Бог нас любит — и поэтому создал для нас эту красоту. Пускай по большей части она для нас пока недоступна, пускай пока мы только-только начали осваивать Солнечную Систему — но быть может, все еще впереди. Мы не знаем планов Бога, не знаем, сколько еще просуществует человечество, но вполне возможно, что когда-нибудь люди полетят к другим звездам, выйдут за пределы нашей Галактики.
Это знаете с чем можно сравнить? Вот живем мы в городской квартире, у нас вроде все нужное для жизни есть: электричество, вода, газ, интернет… но нас тянет и за пределы квартиры: на городские улицы, на спортивные площадки, в парки, в театры и музеи, за город, в лес или на речку, на море, в горы, в другие страны… у нас есть огромный мир под названием планета Земля, где столько всего интересного! Мы, конечно, могли бы и в квартире прожить, но хочется и всего остального. А если это остальное по каким-то причинам нам недоступно, это же не значит, что оно вообще не нужно! Если мы никогда не полетим в Бразилию и не увидим ягуаров и броненосцев, это же не значит, что без ягуаров можно обойтись? Без ягуаров жизнь была значительно скучнее.
Вот так же и все эти миллиарды пока недоступных нам звезд: они красивые, они делают нашу жизнь интереснее, и без них нам было бы как-то тускло. Но они есть, эти звезды и галактики, и это — подарок Бога нам. Причем подарок, как говорится, «на вырост».
Всегда ли наука права?
Конечно же, нет! Наука вообще не может быть всегда права, потому что научное знание — это не что-то застывшее раз и навсегда, оно может меняться, уточняться. Ученые могут ошибаться в каких-то вопросах, а потом — признавать свои ошибки. Самый смешной пример: в средние века ученые считали, что у насекомых восемь ножек, потому что так написал в древности великий греческий ученый Аристотель, чей авторитет почти две тысячи лет был непререкаем. И никому просто в голову не приходило усомниться, поймать кузнечика или муху и посчитать, сколько там ножек. Или, уже позже, в XVIII веке, ученые — не какие-нибудь шарлатаны, а уважаемые, серьезные ученые! — считали, будто существует такое невидимое вещество, теплород, и оно-то и передает тепло. И тогда же, в XVIII веке, французские академики считали, что никакие камни с неба падать не могут — то есть отрицали, что иногда на Землю падают метеориты.
Но так научное познание устроено, что ученые постоянно подвергают сомнению то, что считается незыблемым, без конца проверяют вроде бы твердо установленные факты, ищут им другие объяснения, которые более точно описывают то, что мы наблюдаем. Поэтому если сейчас наука по какому-то вопросу не права — это не значит, что она и дальше будет не права. Ошибку исправят, неточную теорию заменят более точной, то, что раньше считали универсальным законом, признают всего лишь частным случаем чего-то более общего.
Но тут вот еще что важно: наука не может (да и не пытается) объяснить всего того, что есть в жизни. Существуют такие вещи, которыми наука попросту не занимается, не рассматривает их. Например, любовь между людьми, ощущение красоты, те чувства, которые вызывают у нас картины, музыка, стихи.
Точнее говоря, есть ученые, которые пытаются и это тоже исследовать, объяснить все человеческие чувства и мысли с помощью физики и химии. Но с помощью физики и химии можно объяснить только то, что происходит у нас в организме, когда мы что-то чувствуем. А сами чувства и мысли к физике и химии не сводятся. Это все равно что объяснить, как поэт пишет стихотворение: «вот он берет белую бумагу, берет карандаш, грифель царапает бумагу, от него отслаиваются мелкие частички графита, оставляют след на бумаге…» Но разве можно таким образом объяснить, почему поэт решил написать именно «Я помню чудное мгновенье», а не «Мороз и солнце, день чудесный» или «Белеет парус одинокий»?
И, конечно, наука не рассматривает веру в Бога, наука ничего не говорит об ангелах, о рае и аде, о чудесах. Если это, конечно, настоящая наука, а не какая-то подделка под нее. А такие подделки встречались и в прошлом, и сейчас бывают. Да к тому же есть люди, которые уверены, будто кроме того, что способна изучить наука, вообще ничего не существует. Ни любви, ни красоты, ни Бога. На самом деле такое мнение ни разу не научное. Это такое философское учение, называющееся сциентизм (от английского слова science — наука), но к настоящим наукам — физике, математике, биологии, химии и так далее — оно не имеет никакого отношения.
Библейская… эволюция
Сторонники эволюционной теории опираются в своих гипотезах на данные геологии. Согласно ним, в самых древних слоях горных пород встречаются исключительно простейшие, немного позже — растения, затем рыбы, ящеры, ещё позже — птицы, далее все они же, плюс ещё и млекопитающие, новые виды рептилий. Человек появляется позже всех остальных. На этом основании эволюционисты говорят, что один вид животного «перерос» или превратился в другой, то есть об эволюции. Это всего лишь теория, встречающая немало противников и в светском научном мире. Факты — лишь то, на что она опирается. А они в точности соответствуют книге Бытия.
Эволюция значит «развитие». Сотворение мира, описанное в Священном Писании, действительно можно представить как некое постепенное развитие форм жизни. Бог не создаёт каждую рыбу и птицу отдельно. В тексте книги Бытия сказано: «да произведёт их вода» о рыбах, пресмыкающихся и… птицах и «да произведёт земля душу живую» — о скотах (копытных), гадах и зверях. Все они появляются в две разные эпохи творения — пятую и шестую. Растения же создаются намного раньше: в третий день творения. Их тоже «произвела земля».
Виды развиваются, их становится больше одновременно с тем, как появляются рыбы, птицы и млекопитающие. Быть может, сегодня, медленно и незаметно для нас, тоже продолжается этот процесс появления новых форм жизни… То, что первые животные формы жизни первоначально зародились в воде, вам скажет любой биолог. Однако ни один из них не сумеет объяснить, как они туда попали…
Отдельный вопрос — гибель живых существ, останки которых массово находят геологи в различных горных породах, по их мнению, задолго до появления человека. Библия не даёт ответа на этот вопрос. Лично для меня он остался неразрешённым. Не предполагать же, что геологи ошибаются и нашей Земле не 4,5 миллиарда лет? Хотя в «скучном миллиарде», когда, по мнению учёных, совсем ничего не происходило, я бы, может, и усомнилась.
Говорят, что настоящий ученый не может быть верующим, а настоящий верующий — ученым. Почему это?
Те, кто так говорит, неправильно понимают и что такое вера, и что такое наука. Они думают, что если ученый верит в Бога, то религия заставляет его отказаться от использования принятых в науке методов исследования. И еще они думают, что настоящий ученый считает существующим только то, что описывается наукой, а раз Бог ею не описывается, то Его и не существует.
Но это заблуждение. На самом деле наука и вера говорят о разных вещах, а все столкновения между ними — это недоразумения, когда или верующие не очень правильно понимают смысл своей веры, или ученые рассуждают о том, что к науке не относятся. Например, когда в XVI веке Католическая Церковь осудила учение Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, она была не права: что вокруг чего вращается, к христианскому вероучению отношения не имеет. Это об устройстве нашего мира, а не о Боге, не о душе, не об ангелах… Другой пример: в XIX веке некоторые ученые, основываясь на теории эволюции, утверждали, что человека создал не Бог, а он сам, независимо от Бога, произошел от древней обезьяны. Эти ученые были не правы, потому что наука может говорить лишь о происхождении человеческого вида — то есть о том, как благодаря эволюции человеческое тело стало таким, каково оно у нас. Но наука ничего не может говорить о душе, об образе Божием в человеке — все это не относится к ее предмету исследования.
Ну а если от общих рассуждений перейти к примерам, то можно привести множество случаев, когда ученые, в том числе великие ученые, были глубоко верующими людьми. Тот же Николай Коперник, выдвинувший теорию, что Земля вращается вокруг Солнца, был не просто верующим, а священником! А знаменитый английский математик и физик Исаак Ньютон был еще и богословом и писал богословские труды. Да и в наше время среди ученых очень много верующих людей, и их вера никак им не мешает в их научных исследованиях.
Куда исчезли динозавры?
Два раза в пределах всего лишь нескольких соседних строк книги Бытия упоминается о создании пресмыкающихся. Каждый раз для них используется другое слово. В первый раз это šereç от слова со значением «шевелиться». Слово, до сих пор употребляющееся в современном иврите для обозначения рептилий и появившееся, очевидно, как звукоподражание тому, что они издают, когда шипят или ползают. Этих шерец производит вода. В книге Бытия об их создании рассказывает поразительный по звукописи стих, красота которого теряется при переводе: «jišreśu hammajim šereç nefeš hajja» («йишрэцу хамайим шерэц нэфэш хайа»). Он как нельзя лучше передаёт кишение пресмыкающихся или же насекомых. О сотворении последних, кстати, ничего не сказано. Либо же это… шерец.
Второй раз это действительно «пресмыкающиеся» — remes от rаmаs «пресмыкаться, ползать», которых производит земля. Кроме собственно рептилий биологи знают ещё земноводных и древних вымерших рептилий — динозавров, которые, как они считают, дали начало не только современным рептилиям, но и птицам и млекопитающим. Все они тоже подходят на роль вторых упоминаемых пресмыкающихся.
Перенесёмся к моменту создания человека. Господь подчиняет новосозданному существу сотворённых прежде животных, перечисляя их: И владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:28). Здесь не упоминаются «скоты и звери», а из двух видов пресмыкающихся указаны только remes…
Давайте теперь посмотрим, каких животных вводит Ной в свой ковчег. «Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых» (Быт. 5:19-20). В подлиннике здесь тоже remes.
К сожалению, Библия не открывает нам тайны динозавров, не отвечает на вопрос, есть ли инопланетяне или какие-то формы жизни на других планетах. Оно и понятно: ведь она прежде всего посвящена духовным вопросам. Это книга об истории взаимоотношений человека и Бога, а не о динозаврах… А возможно, там просто нечего открывать: ведь таинственные и поражающие воображение чудовища левиафан и бегемот в книгах Иова и Исаии, загадочный дракон в книге пророка Даниила упоминаются просто как одни из животных. И вообще, уверены ли вы на 100%, что они вымерли?
Говорит ли наука о том, как на самом деле устроен мир?
Тут надо понимать, что такое вообще наука. Это не только какие-то конкретные знания, но и способы, с помощью которых ученые эти знания добывают. Говоря по-взрослому, эти способы называются научной методологией. Например: проверять результаты всех исследований, снова и снова ставить одни и те же опыты, никому и ни в чем не верить на слово, доказывать все утверждения, а выдвигая какую-то теорию, понимать, какие факты могли бы ее опровергнуть, и если такие факты обнаружатся, то теорию придется отвергнуть. Нельзя врать, подтасовывая данные экспериментов. Нельзя отбрасывать неудобные факты, нельзя бояться неудобных вопросов. И еще много чего.
Кроме того, настоящая наука никогда и не утверждает, что описывает весь мир «как он есть». Ученые делают наблюдения за природой, ставят опыты, обдумывают результаты — и выдвигают какое-то объяснение этих результатов. Такое объяснение называется гипотезой. Ее начинают тщательно проверять: все ли наблюдаемые факты ею объясняются? можно ли с помощью этой гипотезы предсказать какие-то пока еще не открытые явления? Если да, если гипотеза дает четкое объяснение имеющимся фактам и предсказывает еще не открытые, а потом их открывают, то такую гипотезу уже называют теорией. Но такая теория — это всего лишь модель реальности, она хорошо объясняет то, что нам по этой теме уже известно, она дает возможность практического использования — например, теорию электричества можно применить для разработки всяких электроприборов, от лампочки и до компьютера. Но никакой добросовестный ученый не станет говорить, что общепринятая теория — это истина в последней инстанции, что реальность в точности такова, как утверждает теория.
Например, та же гелиоцентрическая теория Коперника. Ее, несмотря на недовольство Католической Церкви, довольно быстро приняли, потому что от нее была практическая польза, с ее помощью можно было гораздо быстрее делать астрономические расчеты, чем раньше. А расчеты эти были очень важны для нужд мореплавания. Потом, сто лет спустя, уже в XVII веке, эту теорию развил другой ученый, Иоганн Кеплер, расчеты стали не только проще, но и гораздо точнее. Потом, когда Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, стало понятно, почему планеты именно так, а не иначе вращаются вокруг Солнца. Но только в XX веке, когда появилась космонавтика, люди окончательно убедились, что теория Коперника — это не просто удобная математическая модель, что Солнечная система действительно именно так и устроена, как предположил Коперник.
Это же касается и любой другой теории в любой другой науке: научная теория описывает не саму реальность, а только модель реальности. Верна эта модель или неверна, выясняется не сразу, а только впоследствии. Например, физики в XIX веке предполагали, что всё космическое пространство пронизано неким невидимым веществом, «мировым эфиром». Это была общепринятая теория, с ее помощью объяснялись результаты разных физических опытов и астрономических наблюдений, но только в начале XX века, благодаря Альберту Эйнштейну, от теории эфира отказались, его теория относительности смогла лучше объяснить наблюдаемые факты, чем эфир. То есть получается, что несколько десятилетий образованные люди думали, будто эфир есть, будто мир именно вот так и устроен, с эфиром, потому что наука это утверждает. А оказалось, нет, ошибалась тогда наука. Отсюда вывод: и многие современные научные теории в будущем будут пересмотрены, поэтому не стоит верить, будто мир в точности таков, каким его сейчас считает наука.
Если мы произошли от обезьян, то чем мы от них отличаемся?
Отличаемся мы от них прежде всего тем, что у нас есть душа, у нас есть разум, есть свобода воли, есть дар творчества, есть способность различать добро и зло — то есть это образ Божий в человеке. И все эти вещи — разум, свобода воли и так далее — не закономерный результат эволюции, а именно что дар Божий.
Библия говорит о том, что «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Вот эти слова, «вдунул в лицо его дыхание жизни» и означают, что в человеке есть образ Божий (о котором говорилось чуть ранее, Быт. 1:27). А что такое «прах земной»? Библия не уточняет этого, но вовсе не обязательно трактовать эти слова буквально, то есть как обычную пыль. Тут имеется в виду вообще материя. И вполне возможно, что под «прахом земным» можно понимать и тела древних приматов, предков и человека, и современных обезьян. Например, такого мнения придерживался святой Феофан Затворник, живший в конце XIX века. Он писал: ««Это тело — что это было? Глиняная тетерька, или живое тело? — Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животною, а потом Бог вдунул в него дух Свой…»
Josh More
Действительно ли человек, то есть вид Homo sapience, произошел от древних приматов — это вопрос науки, а не веры. Сейчас наука считает, что да, что такое предположение доказывается множеством палеонтологических находок. Если мы, христиане, признаем это как научную теорию — помешает ли это нам веровать во Христа и идти путем спасения? Нисколько. А если в будущем наука найдет другое объяснение этим фактам и будет иначе объяснять происхождение человеческого вида, то и это никак не затронет нашей веры. Она, наша вера, про другое.
Сотворение мира и теория Большого взрыва
Если принять, что твердь и воды — древняя попытка обозначить сферу, пространство или протовещество, из которого творится мир, то в целом повествование книги Бытия выглядит очень похоже на то, что сегодня предлагает нам наука. Порядок сотворения мира, за исключением солнца и звёзд, тоже не вступает ни в какое противоречие с наукой. Согласно теории Большого взрыва, свет изначально существовал только в рассеянном виде, и лишь потом стал собираться в оформленные пучки.
Толкователи библейских текстов указывают на повторение рассказа о создании «неба» и «земли» в разные дни творения. Они считают, что в первый день речь идёт о создании духовного (ангельского) мира — учёные бы назвали это параллельной вселенной, четвёртым измерением или как-то иначе, — и мира физического. Во вторую «эпоху» творения появляются Земля — наша планета — и небо как сфера («твердь, свод») над ней.
После создания первых форм жизни — растительного мира — упоминается появление светил на «тверди небесной». Если представить себе процесс формирования Земли, то ничего странного здесь нет: скорее всего, длительное время свет доходил до её поверхности лишь в рассеянном виде, солнца, луны и звёзд видно не было. Активное горообразование, выход лавы на поверхность не остывшей планеты, большое скопление дыма и водяного пара…
Парниковая оболочка была нужна на тот момент для защиты Земли от интенсивной космической радиации до формирования озонового слоя, а также для активного развития растений, без которого на нашей планете не появилось бы достаточного количества кислорода. Подтверждение парникового эффекта — останки гигантских растений в пластах самых древних горных пород. Косвенное подтверждение — во второй главе книги Бытия: «(…) всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт. 2:4-6).
Очевидно, в истории Земли был период, когда вода не собиралась в воздушные массы и не проливалась дождём, а существовала в атмосфере в виде высокой концентрации водяного пара наподобие тумана. Причиной этого помимо тектонических процессов могла стать высокая температура нижних слоёв атмосферы и большое количество углекислого газа.
Почему Церковь против теории эволюции?
Начнем с того, что у Русской Православной Церкви нет какой-то официальной, общецерковной позиции насчет этой теории. Есть разные мнения, которых придерживаются верующие люди — и миряне, и священнослужители.
Те, кто против теории эволюции, считают, что она несовместима с тем, что сообщает нам Библия о происхождении мира и человека. Библейский рассказ о сотворении мира они воспринимают буквально, и на то у них есть некоторые основания: действительно, многие древние святые говорили, что эти главы книги Бытия надо понимать буквально: то есть что мир был создан за шесть суток, и эти сутки — обычные наши сутки, в которых 24 часа. А если так, то эволюции просто некогда было бы происходить, ведь для нее нужны миллионы лет. Есть у них и другое возражение против теории эволюции: ведь для того, чтобы эволюция происходила, растения и животные должны умирать, а Бог же смерти не создавал, смерть появилась только после грехопадения Адама и Евы.
Другие православные люди уверены, что в идее эволюции нет ничего такого, что противоречило бы христианскому учению. Они не считают, что Господь создал мир ровно за шесть обычных суток, слово «день», которое звучит в библейском рассказе о сотворении мира, можно понимать иначе: как определенный этап, длительность которого нам неизвестна: может, это миллиарды лет. Что же касается смерти, которая необходима для того, чтобы происходила эволюция, они предполагают, что под «смертью» в Библии понимается только смерть людей, а когда завял цветок или сдохла рыбка — это не смерть, а просто прекращение жизни. И тогда противоречий с текстом Библии нет.
Кто из них прав? Это каждый из нас решает сам. Но важно, что и те, и другие — православные христиане, что они имеют право думать так, как думают, что ни тех, ни других нельзя обвинять в ереси. Можно быть добрым христианином, идти путем спасения и принимая теорию эволюции, и не принимая ее.
Но при этом надо понимать вот что: есть сама по себе теория эволюции, то есть чисто научная теория, а есть люди, которые из теории эволюции делают выводы, что Бога нет, что человека никто не создавал, а просто он естественным путем из обезьяны вывелся, и поэтому религия — это вредные и глупые сказки. Причем такие выводы встречались и (до сих пор иногда встречаются) в школьных учебниках. И вот против таких воззрений Церковь, разумеется, возражает, потому что здесь речь идет уже не о науке, а о нашей вере. Да, и в прошлом, и сейчас кое-кто пытается использовать теорию эволюции для борьбы с религией. Поэтому и многие церковные люди так настороженно к этой теории относятся, считают ее оружием наших врагов. Хотя на самом деле виноваты не научные теории в биологии, а те, кто просто прикрывается ими для совсем не научных целей.
Загадка дней творения
Согласно книге Бытия, Бог создал наш мир за шесть дней. С одной стороны — это предмет веры, а христиане верят, что для Бога нет ничего невозможного. С другой стороны — как же быть тогда с данными науки и утверждениями учёных о том, что наша вселенная возникла около 14 миллиардов лет назад, а планета Земля — четыре с половиной миллиарда лет тому?
Книга Бытия писалась в XIII веке до Рождества Христова. Казалось бы, чего ждать от древнего человечества в плане научных открытий, если и значительно позже целый ряд христианских богословов всерьёз толковали шесть дней творения в буквальном смысле, а Галилео Галилей в XVII веке по Рождестве Христовом за свою идею вращения Земли вокруг Солнца подвергся суду католической инквизиции?
Однако в не менее древней книге Ветхого Завета — книге Иова 26:7 — мы находим фразу, которая вполне увязывается с современной наукой, но приводила в недоумение толкователей IV века и даже более поздних веков: «повесил землю ни на чём». Вторая книга Маккавейская 7:28 утверждает: «Всё сотворил Бог из ничего».
Изучив все места Библии о сотворении мира, блаженный Августин Иппонийский в IV веке предположил: Не только в первых трёх днях, до появления светил, но и в остальных трёх под именем дня разумеются виды (species) творимой вещи. Святитель Василий Великий примерно в это же время выдвигает гипотезу, что седьмой день творения — время, когда Господь почил от дел, — продолжается сейчас и должен смениться восьмым днём Суда и наступления Царства Божия: Итак, скажем, что теперь седьмой день перед тем восьмым днём расплаты (за грехи) века сего.
Назовёшь ли его днём, или веком, выразишь одно и то же понятие, скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он один, а не многие, наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный. Посему и Моисей, чтобы вознести мысль к будущей жизни, наименовал единым сей образ века, сей начаток дней, сей современный свету, святый Господень день, прославленный воскресением Господа. Потому и говорит: «бысть вечер, и бысть утро, день един», — находим мы у него же.
Интересно, что упоминание о неких «днях» в книге Бытия приводится задолго до повествования о создании самой Земли, следовательно, чередования земных суток. Кроме этого, учёные говорят о том, что первоначально земные сутки составляли всего 15 современных часов, и в каждую эпоху это был совершенно разный временной промежуток.
Странно и то, что библейские сутки начинаются с вечера. Именно так отсчитывали своё время древние евреи, но, как знать, возможно, дотошные исполнители буквы Писания позаимствовали этот свой обычай именно из книги Бытия… Если прибегнуть к лингвистическому анализу, то библейское слово «вечер» ‘erev — однокоренное слову «смешение», «утро» boqer — слову «порядок», а «день» jom также имеет значение «время». Возможно, мы имеем дело просто с неточным переводом с какого-то более древнего языка, родственного древнееврейскому. Похоже, что «дни творения» в книге Бытия разделяются не только по созданию чего-то принципиально нового во вселенной, но и по установлению некоего внутреннего порядка вместо царящего на заре творения хаоса…
И пусть в той же книге Иова говорится также о столбах, подпирающих небесный свод, а в псалмах — об основании земли на водах (Пс. 135:6), те, кто ничего не ждёт от древнего человечества, вполне этим удовлетворятся, те же, кто захочет увидеть в Библии Божественное откровение, непременно постараются рассмотреть каждое её слово не только в его буквальном значении, но и раскрыть сокровенные смыслы сказанного. А если вспомнить «эфир» и «семена вселенной» (учение о молекулах) древних греков, то твердь небесная (в древнееврейском подлиннике «свод») и воды, на которых покоится земля, однозначно стоят того, чтобы их истолковать. Ведь учёные и мыслители вынуждены пользоваться для передачи своих идей тем языком, который доступен в их эпоху.
Почему в Ветхом Завете ничего не сказано про динозавров?
Потому что Ветхий Завет — это не учебник по зоологии и палеонтологии. Он — про взаимоотношения Бога и человека. В нем сказано только то, что имеет важное значение для нашего спасения — то есть как человек был сотворен, каким он был до грехопадения и каким стал после, как Бог действовал, чтобы падший человек мог вернуться к Нему.
Все остальное в Ветхом Завете не упоминается — не потому, что этого не было, а потому, что для нашего спасения оно не так уж важно. Например, в Ветхом Завете ни слова не сказано о домашних кошках — хотя в наши дни все только и делают, что публикуют в соцсетях фотки своих котиков.
Существуют ли инопланетяне?
Это крайне сомнительно. Реально-то об инопланетянах мы знаем только из фантастических книг, но ведь это же просто фантазии писателей. Не стоит думать, будто всё, описанное в художественной литературе, существует на самом деле. Каких-либо серьезных доказательств, будто есть инопланетяне, не существует. Никаких их следов наука не нашла. А писатели-фантасты, которые пишут про них — они же сами в них не верят, они их используют как иносказание, как способ под другим углом поговорить о чисто человеческих проблемах.
Andrés Nieto Porras
При этом вообще жизнь (в виде каких-то бактерий, может, и растений) на других планетах в принципе возможна, такое предположение не противоречит современной науке. И если когда-нибудь ученые объявят, что где-нибудь на спутниках Сатурна или Юпитера найдены какие-то простейшие формы жизни — никакого шока у нас, христиан, не случится, это никак нашей вере противоречить не будет. Но одно дело плесень, и совсем другое — разумная жизнь. Вот это поставило бы перед нами очень серьезные богословские вопросы.
Но пока что все рассуждения об инопланетянах — это просто игра ума. Можно вообразить себе что угодно — хоть розовых летающих пони, хоть крокодилов-академиков. Однако если мы начинаем всерьез верить в наши придумки — то это может кончиться плохо.