Какие святые покровительствуют спортсменам
В спорте результатом считается только победа. Спортсмены знают, что это зависит не только от уровня их подготовки, но и от обстоятельств. Поэтому подавляющее число спортсменов верят в Бога или являются суеверными. Современное православие призывает людей просить своих Небесных покровителей о победе в спорте.
Спортсмены не скрывают своих отношений с Богом, когда перекрещиваются перед схваткой, прыжком, забегом или стартом. Знаменитый хоккейный вратарь Владислав Третьяк признался, что в последние годы своей карьеры он регулярно молился в церкви перед соревнованиями, прося Бога о помощи.
Спортсмены высокого класса испытывают огромные нагрузки не только физические, но и психологические перед важными выступлениями. Молитва в церкви помогает им успокоиться, сосредоточиться на своих задачах и поверить в свои силы.
Перед важными соревнованиями команды посещают храмы, чтобы помолиться за успех.
Молитвы помогают побеждать в соревнованиях:
- Господу;
- Георгию Победоносцу;
- Николаю Чудотворцу;
- Архистратиг Михаил.
На старт! Внимание! С Богом!
Отец Николай – олимпиец со стажем. Афины, Турин, Пекин, Ванкувер… А началось всё в далеком 1980-м, когда Олимпиаду принимала Москва. Не у каждого спортсмена такой «послужной список». О священническом служении на Олимпийских играх, окормлении спортсменов, духовной помощи им – беседа с духовником Олимпийской сборной команды России, настоятелем храма святителя Николая в Толчачах протоиереем Николаем Соколовым.
Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.
– Отец Николай, расскажите, пожалуйста, как сложилось, что вы стали духовником Олимпийской сборной? Может быть, вы сами занимались каким-то видом спорта?
– Я занимался спортом, но любительским. Гребля, плавание, стрельба, лыжи. Такой своего рода триатлон. Но без разряда. Как вся молодежь тогда занималась – «для себя». В армии – на лыжах бегали, стреляли.
А духовником Олимпийской сборной я стал благодаря благословению священноначалия – Святейшего Патриарха, который благословил меня участвовать в подготовке первых у нас Олимпийских игр – в Москве. Еще в 1980 году, когда я был у него референтом, я принимал участие в подготовке Игр в чисто техническом плане: организовывал молельную комнату, покупал оборудование и т.д. Потом, начиная с Афин, на мне лежала ответственность уже духовника Олимпийской сборной. И всё духовное окормление нашей команды, со всеми религиозными запросами спортсменов, выполнялось мною на протяжении последующих игр: Афины, Турин, Ванкувер, Пекин…
– Даже не верится, что в восьмидесятых, во время Московской Олимпиады, у нашей сборной был духовник! Это кажется немыслимым.
– Нет-нет, в то время духовником я, конечно, не был. Я был представителем Патриархии и организовывал молельную комнату в Олимпийской деревне. Потому что Олимпийская хартия предусматривает наличие молитвенного помещения для исполнения молитвенных обрядов всех конфессий. А иначе бы Олимпийские игры у нас не состоялись. Советское правительство, несмотря на свои атеистические убеждения и уверения, что у нас все спортсмены атеисты, для заграничных спортсменов должно было сделать исключение, и поэтому организовали этот конфессиональный центр, где было помещение для христиан, для мусульман, для иудеев и т.д.
Перед молебном в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи 5 февраля 2014 г.
– Кто из наших спортсменов приходил туда молиться в период Олимпиады-80?
– Думаю, во время тех игр из советских спортсменов никто не приходил. Как они могли прийти, если они были направлены по путевке комсомола и партии, а там вообще графа «религиозные убеждения» отсутствует? Хотя всё может быть… Возможно, и приходили, я не знаю. Никто же не следил, никто это не контролировал, и никто не может подтвердить. Наших священников там не было. Слава Богу, в Москве на тот момент было открыто 48 храмов – кто хотел, мог туда прийти; там батюшки, конечно, были. Священники, Патриарх, члены Синода приходили на открытие и закрытие Олимпиады, на какие-то торжественные мероприятия, но дежурства и духовного окормления наших советских спортсменов во время тех игр не было. А сейчас, когда мы, уже во второй раз, принимаем Олимпиаду – принимаем как страна свободная и многоконфессиональная, мы смотрим на эти игры как на один из удачных проектов, который может поднять престиж нашей страны, нашего народа и нашего спорта, поэтому мы должны обеспечить всем религиозным конфессиям в равных условиях возможность помолиться на Олимпиаде. Для этого в Сочи в Олимпийской деревне устроены три религиозных центра, в которых присутствуют четыре направления: христианство со всеми христианскими конфессиями, буддизм, иудаизм и ислам. И каждый имеет свою комнату, своего представителя, не одного даже, которые будут в течение Олимпийских и Параолимпийских игр сопровождать спортсменов.
Каждый спортсмен молится своему святому, в честь которого он назван. А еще часто молятся апостолу Павлу.
– Есть ли у спортсменов особенные небесные покровители?
– Во-первых, каждый спортсмен молится своему святому, в честь которого он назван. Если Александр, то Александру Невскому например, Даниил – князю Даниилу. Девушки: Ольга – равноапостольной княгине Ольге, Наталия – мученикам Адриану и Наталии… А еще часто молятся апостолу Павлу, потому что он упоминает в своих сочинениях «ристалище». То есть Олимпийские игры. Тогда их так называли – «ристалища». Он писал, что знает об этих играх, знает, что люди соревнуются, и приводил их как пример для подражания в духовной борьбе: как стараются побеждать там, так нужно стараться и в духовной борьбе побеждать. Поэтому апостол Павел тоже поминается. Еще служат молебны о всяком добром деле, обращаясь к Господу Иисусу Христу.
Протоиерей Николай Соколов
– Батюшка, вы сказали, что служат молебны, значит, уже сложились какие-то традиции?
– Да, перед началом Олимпийских игр обязательно служат молебен. И в этот раз его будет возглавлять патриарх Кирилл, и служить его будут не в Москве, как раньше, а в Сочи. Туда съезжаются все команды, и перед началом игр там будет присутствовать на торжественных мероприятиях Святейший Патриарх, он и будет возглавлять этот торжественный молебен, служа для всех православных команд. Имеются в виду и Россия, и Белоруссия, и Украина. Для всех, где есть православные спортсмены.
– Во времена апостола Павла приветствовались занятия спортом, поэтому апостол и приводил их в пример как образец усердия, долготерпения, самопожертвования, но ведь изначально игры были посвящены самому «влиятельному» из пантеона олимпийских богов – Зевсу. Это же были языческие игры…
– Современные Олимпийские игры к этому культу никакого отношения не имеют. Просто осталась какая-то атрибутика с античных времен – зажигание огня, например. Но никакого поклонения религиозного тут уже нет. И, конечно, никакой веры в богов – Зевса или каких-то других покровителей тех или иных видов спорта – уже нет. Игры сейчас воспринимаются как действо, которое пришло к нам из глубины веков и на период действия которого по условиям тех лет заканчивались все войны. Вы знаете, что это было одним из условий Олимпийских игр в древности? Вот если бы сейчас так было, чтобы, когда люди собираются на эти игры, по всему земному шару воцарялся мир! Хотя бы на это время. Было бы уже хорошо. Несколько дней без войны. Радость!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращается к спортсменам после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г.
– Но сейчас это условие не соблюдается, к сожалению.
– К сожалению. Но мы будем стараться. Вот поэтому мы и прилагаем все силы к тому, чтобы во время Олимпийских игр был сохранен мир, спокойствие, порядок, благополучие, радость и сопутствовали успехи.
– А в чем еще заключается ваше служение, послушание как духовника Олимпийской сборной?
– Во-первых, это налаживание духовной жизни в Олимпийской деревне. Мы извещаем спортсменов через объявления, в личных встречах, о том, что они имеют возможность, кто желает, помолиться на богослужении, которое совершается в определенное время для них в олимпийских часовнях. Они могут прийти туда, могут побеседовать со священником, заказать молебен, участвовать в других богослужениях, вплоть до панихид и отпеваний. Такие случаи тоже бывали.
– Неужели?
– Да, если гибнут спортсмены или журналисты. Иногда участники по разным причинам погибали – и от сердечных приступов, и от несчастных случаев. А в Пекине Олимпиада вообще началась со всеобщей панихиды. Помните, какой был день? Страшное дело. Начало войны в Абхазии. Как специально было сделано. Вот мы говорим: Олимпиада – мир, а тут – наоборот. И первое действие, которое совершали священники, и лично я тоже, – панихида для всего Олимпийского комитета и для всех наших представителей, включая Президента. Вот такая была ситуация.
Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной, собирающейся отправляться в Ванкувер
– Отец Николай, вы рассказали о том, что касается служения во время соревнований, во время проведения Олимпийских игр. Интервал между Олимпиадами – четыре года. Каким образом строится ваша работа со спортсменами в это время?
– К сожалению, у нас есть только отдельные связи, только с малым количеством спортсменов, потому что все они в основном разъезжаются по своим регионам. Очень мало остается людей в Москве. Они тренируются на базах и в разных уголках мира – кто в Южной Америке, кто в Австралии, кто в Европе, кто-то у нас в Сибири. Поэтому мы можем встретить их как нашу команду Олимпийскую только тогда, когда они все съезжаются перед началом соревнований.
– Может быть, с кем-то из спортсменов у вас успели за это время сложиться прочные отношения? Стал кто-нибудь прихожанином вашего храма?
– Некоторые крестились. Некоторые крестили своих родственников. Разные были люди. Я не могу называть фамилии. Может быть, они не хотят, чтобы о них говорили, – их надо спрашивать. Я могу назвать тех, кто в России сейчас не живет. Например, известные мои духовные чада – это Катя Гордеева и Сережа Гриньков, олимпийские чемпионы, с которыми я познакомился, когда был уже священником. Они ко мне приходили, и мы с ними много проводили времени, потом я даже хоронил Сережу, который трагически погиб. А Катя – моя прихожанка, хотя она сейчас живет в Америке.
Есть и другие спортсмены, тоже приходят. Но мало: почти все, как я сказал, живут в своих регионах – у них там есть свои духовники.
Приезжаем, а полицейские: «Нет-нет!» Но мы ведь едем не для себя, а ради нашей сборной. Тогда мы в сторонку чуть отъехали, думаем, что делать…
– А можно, не называя фамилий, рассказать интересные истории, которые происходили за время вашего такого необычного послушания?
– Пожалуйста, можно, есть такие истории. Вот, к примеру, Олимпиада в Турине. Тогда нужно было срочно перед началом соревнований освятить базу Сестриер в горах на границе Швейцарии и Франции, где проходили соревнования. Это от Турина километров 150, наверное, в горы. Нас попросили туда приехать и освятить весь лыжный инвентарь: палки, лыжи, форму – абсолютно всё, что есть у нашей лыжной команды. Мы туда отправились, и, представьте себе, забыли взять с собой аккредитацию – то есть нет у нас пропуска. А без пропуска кто же нас пустит туда? Конечно, приезжаем, а полицейские: «Нет-нет!» Мы поняли, что не пропустят они нас, а развернуться и уехать ну никак не можем: мы ведь едем не для себя, а ради нашей сборной. Тогда мы в сторонку чуть отъехали, думаем, что делать. А у меня с собой была иконочка, и я говорю: «Давайте полицейскому иконочку дадим». Вынул иконку, опять подъезжаем к пункту, и вдруг в этот самый момент полиция отворачивается и смотрит совершенно в другую сторону. И мне водитель говорит: «Слушайте, а ведь нас никто не останавливает. И посмотрите, куда он глядит: там ведь вообще ничего нет». А я всё это время держу икону в руках, чтобы дать полицейскому: вдруг пропустит. И мы ка-ак рванули! – через пять минут были на базе. Освятили мы всю амуницию, и получили наши спортсмены «бронзу». Конечно, были очень благодарны. Так что разные бывали ситуации.
Расселись спортсмены на массажные коврики, а я на столике для массажа разложил Евангелие, поставил святую воду…
– Расскажите, пожалуйста, еще, ведь эти примеры очень укрепляют людей.
– Как-то во время Олимпиады в Ванкувере нас попросили сделать общее собрание для всех команд, которые принимали участие в соревнованиях. Было там такое местечко Уинстер, в горах, куда они приезжали. Отправились мы туда. А сборная-то наша большая! Где встречу проводить? В итоге пришли все целыми командами в зал, где массаж делали. Расселись спортсмены на массажные коврики, а я на столике для массажа разложил Евангелие, поставил святую воду, и тут почти все стали просить, чтобы я освятил им крестики, иконочки. И вот подходят, кладут иконки на стол, и каждый свою историю рассказывает: «этой иконочкой благословила меня бабушка», «это мне дал отец, он тоже спортсмен был»… То есть вот она, духовная жизнь – она продолжается и во время занятий спортом, человек не сам по себе, а с Богом проходит через эти испытания. И особенно хотел бы подчеркнуть, что мы помогаем тем, кто по разным причинам неудачно выступил. У человека ведь начинается трагедия: ломается человек, бывает, что просто до истерик доходит. Где найти утешение? В таком состоянии приходят в храм, и мы находим слова утешения, мира. Объясняем, что уже само участие в таких играх свидетельствует о том, что ты достиг своим упорным трудом очень высокого уровня.
На молебне перед Ванкуверской Олимпиадой. Храм Христа Спасителя, Москва. 28 января 2010 г.
Мы помогаем тем, кто по разным причинам неудачно выступил. У человека ведь начинается трагедия: ломается человек, бывает, что просто до истерик доходит.
– Батюшка, а разве это может утешить? Ведь каждый из этих людей рвется к победе. Ведь именно ради этого он всю свою жизнь подчиняет такому жесткому распорядку. Это ежедневный бой, это постоянное преодоление себя. И вот в итоге…
– Спорт есть спорт. И каждый побеждает в ту меру, в какую он может победить. И если ты даже неудачно выступил, а мог лучше, значит, это был какой-то урок – наказание или вразумление. И никогда не нужно отчаиваться и расстраиваться. Только было бы здоровье. Поэтому говорю: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите!». Это слова апостола Павла.
– Отец Николай, как вы считаете: такой ежедневный, каторжный, можно сказать, труд и то, что человек всю жизнь свою кладет на алтарь спорта…
– Да, вся жизнь ради одного прыжка…
– …так вот, имеет ли всё это смысл?
– Знаете, смысл есть в том, чтобы показать, напомнить, что человек наделен громадным потенциалом энергии! И физической, и духовной энергии. Которую мы по своей греховности и по своему неразумию за эти тысячелетия растеряли. И вот, все-таки показываем, что в каждом из нас существует эта искра, которая может открыть ту высоту, на какую человек подниматься способен. Он может летать как птица на лыжах, он может преодолевать расстояния, которые другим не под силу, он может поднимать вес, который другим просто невероятно поднять, а он эти полтонны поднимает спокойно. Понимаете, спортсмены показывают, что неисчерпаемы возможности человека, что человек – образ и подобие Божие. И я считаю, что человек до греха мог всё это в реальности. А сегодня это только отдельные малые точечки, как звездочки. Но всё это нужно. И если человек правильно настроит себя, то это не мешает его духовной жизни и не отворачивает от Бога. Главное – чтобы не было гордыни.
Святейший Патриарх Кирилл со спортсменами Олимпийских сборных России, Украины, Белоруссии и Молдавии после молебна в храме Нерукотворного Образа Спасителя в Сочи. 5 февраля 2014 г.
– Да, вы затронули очень важный момент. Тренер чаще всего как настраивает? «Покажи им, что ты лучший!» Но ведь этот лозунг призван разжигать тщеславие в человеке. А еще есть такое выражение красноречивое: «спортивная злость». Получается, мы всё время апеллируем к греховным чувствам.
– Безусловно.
– Как с этим быть?
– Как? Каяться. Для того и существует священник – духовник или духовный руководитель, чтобы правильно настроить человека – так, чтобы он и при победах, и при поражениях видел, что это есть воля Божия, благая и совершенная.
– А соперничество? Как с этим обходиться человеку?
– Никак. Оно везде у нас есть. И везде есть возможность порадоваться за другого, если ты правильно настроен. Если ты в команде – то команда побеждает; если не ты – то рядом победил твой товарищ по команде. И у тебя есть возможность еще лучше выступить. Я считаю, что здоровый дух соперничества – не злой, здоровый дух – он помогает. Только при условии, чтобы не было злости, чтобы не было отторжения от другого человека и презрения, и тогда соперничество – нормально.
Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.
– А непосредственно перед тем, как спортсмен приступит к соревнованиям, как вы его напутствуете?
– Чаще все-таки напутствует тренер. За всю историю «моих» Олимпиад, за все эти пять или шесть игр спортсмены ко мне всего два раза подходили: «Батюшка, благословите, сейчас будет ответственное выступление». Я благословлял, крестик давал целовать, и всё. По-моему, это были фигуристы – танцоры на льду. А в основном тренер дает наставления.
– Вы высказали очень интересную мысль, что невероятные физические возможности, которые сейчас демонстрируют спортсмены, изначально – до грехопадения – были присущи человеку…
– Это мое предположение…
– Но дело в том, что современные Олимпийские игры – это уже давно демонстрация не просто физических способностей человека, а его способностей, помноженных на употребление каких-то химических вспомогательных препаратов. Это не всегда даже допинг… Как это расценивать?
Протоиерей Николай Соколов
– Как дань определенному уровню жизни человека на земле. Потому что все эти препараты, если они не запрещенные, не какой-то допинг, призваны укреплять человека во время тяжелых нагрузок. Если почитаете книгу «О вкусной и здоровой пище», там всё об этом написано. Спортсмену для поддержания себя в определенной форме надо жестко ограничиваться в еде, но вместе с тем, чтобы не терять свою квалификацию и так далее, он должен принимать определенные витамины, лекарства – вот и всё. Это все делают, если это не запрещено какими-то определенными правилами. Если это допущенные препараты, то их прием – это нормально. Если неразрешенные – дисквалификация.
– Но ведь иногда эти препараты могут оказывать влияние на гормональный фон, например…
– Я не врач и компетентно рассуждать на эту тему не могу. Да, слышал, что меняется гормональный фон. Всё бывает, появляются признаки нехарактерные, но, с моей точки зрения, это издержки, извините, спорта. Ведь когда люди перестают интенсивно заниматься, тогда они или полнеют, или худеют – вообще бывают всякие изменения.
– Батюшка, а как вы относитесь к тому, что спортсмен перед соревнованиями должен иногда свой пол идентифицировать, чтобы быть допущенным к участию?
– Дело в том, что наше время такое. Сейчас очень много вещей, которые раньше не были известны. Теперь люди делают себе операции – пластические, еще какие-то, а потом это вдруг открывается… Поэтому, я считаю, проверяться, сдавать тесты – это допустимо.
– Чем спортсмены отличаются от обычных прихожан?
– В церковной жизни? Да ничем! Может, только большим усердием и настойчивостью.
– То есть они сильнее духом, чем большинство обычных людей?
– Да, в основном.
– А участники Параолимпийских игр?
– Параолимпийские игры – невероятное мероприятие, которое призвано показать всё величие человеческого духа. Когда люди, которые и в обычной-то жизни сталкиваются с трудностями, о коих мы даже понятия не имеем, демонстрируют нам, здоровым, на что способен человек… Это люди колоссального физического и творческого потенциала!
– Отец Николай, большое спасибо, что смогли уделить нам внимание и нашли для беседы время буквально перед отъездом в Сочи. Что бы вы хотели пожелать нашим спортсменам сейчас, в преддверии Олимпийских игр?
– Спокойствия, терпения, помощи Божией.
Протоиерей Николай Соколов с членами олимпийской сборной. Сочи. 7 февраля 2014 г.
Тексты сильных православных молитв на победу в соревнованиях
Молитвы о победе в спорте можно читать как для спортсменов, так и для их близких.
Георгию Победоносцу
Николаю Чудотворцу
Материнская
Архангелу Михаилу
Покровители профессий
Вы будете поражены, когда узнаете, сколько святых покровительствует тем или иным видам деятельности. Основная масса из этих имен относится к католицизму, но есть немало и православных. Давайте разберемся подробнее.
Всем профессиям, которые связаны с передвижением на сухопутном транспорте, будь то велосипед, автомобиль или автобус, покровительствует пророк Илья. Он в Святом Писании изображается на огненной колеснице после того, как его взяли живым на небо.
Врачам покровительствуют архангелы Рафаил и Гавриил, а также евангелист Лука. Все они так или иначе были связаны с лечением.
Даже домохозяйки имеют своих патронов. Ими считаются Марфа, ученица Иисуса Христа, и Анна, мать Марии, Богородицы.
Евангелист Марк покровительствует всем видам деятельности, связанным с животными. Зоологи, биологи, ветеринары и прочие специалисты могут просить у него помощи.
Архангел Гавриил, будучи в христианской традиции посланником, помогает дипломатам, курьерам, послам, почтальонам и прочим деятелям, связанным с доставкой чего-либо или налаживанием отношений. В православии сюда относятся также работники СМИ.
Святой покровитель журналистов в католицизме — Франциск Сальский, а издателей, книготорговцев, писателей и композиторов – Иоанн Богослов.
Патроном моряков и певцов называют Андрея Первозванного. Недаром же его крест изображен на флаге Военно-морского флота Российской Федерации.
Архангел Михаил связывается с профессиями, которые касаются военного дела, закона, управления. Сюда относятся, собственно, солдаты, милиционеры и прочие работники силовых ведомств.
Вы будете смеяться, но Ватикан определил даже патрона пользователей интернета. Святой покровитель этого вида деятельности – Исидор из Севильи. При жизни он был энциклопедистом и после веры превыше всего ставил знания.
Покровители учебных заведений
Часто название крупного учебного заведения, особенно в средневековье, венчало имя святого покровителя. По имени патрона судили о статусе школы или университета. Отдельно всем школам в католицизме покровительствует Фома Аквинский, а вузам – Контардо Феррини.
И здесь больше отметились сторонники католической конфессии. Православные признают главным образом только то, что апостол Андрей является покровителем университета Патра в Греции.
В Западной же Европе многие вузы обзавелись святыми защитниками.
В Болонской академии искусств – Екатерина Болонская.
Покровительницей Кембриджа считают Эдельтруду, а в Оксфорде – Фредесвинду.
Парижский университет для большего успеха считает своими покровителями четырех святых. Это Екатерина из Александрии, Николай из Мирликия, Урсула из Кельна и Карл Великий.
Таким образом, некоторые старейшие учебные заведения имеют патронов. Проблема в том, что, согласно канонам, они защищают сами университеты, а не помогают студентам в учебе. Так что на экзаменах все равно придется полагаться только на свой интеллект или дружественную шпаргалку.
Мольбы к Георгию Победоносцу о спортивных победах
Ежели вы заинтересованы в победе своих детей, близких либо знакомых в спортивных соревнованиях, то можно обратиться к Георгию Победоносцу и попросить о заступничестве и помощи. Ведь его верование в вас закрепит и доведет к цели. А обратиться к великомученику с молитвой на соревнования для победы нужно с такими словами:
«Чудотворче, Победоносец Георгие! Обращаюсь к тебе, как к святому в вере укрепленному, не откажи мне, рабу Божьему (имя) в помощи следующей. Верую в Христа, тебе подобному и сил прошу для победы в соревнованиях. Не откажу слабому, но обойду сильного. Да будет так. Аминь»
Можете также обращаться с особыми молитвами за дочь свою и за сына родного, дабы защита завсегда была с ними.
Георгий Победоносец помогает одержать победу.
«Победа» зачастую ассоциируется у нас с великими историческими действиями. Но ведь мы все каждодневно одерживаем свои собственные малюсенькие победы. Для кого-то это торжество над праздностью, для иных – над недугами, для третьих – над собственными пристрастиями. Ежедневно, совершая молитву по утрам и вечерам, мы взываем о торжестве над князем тьмы, дьявольскими соблазнами. В этом нам в особенности помогут молебны на победу святителю Архистратигу Михаилу, начальнику воинов ангельских, и Георгию Победоносцу. Эти святители в христианской вере значатся сокрушителями темных сил, поддержкой при борьбе с ними, и на образах их изображают, как поражающих нечистого духа в виде змея.
Православный покровитель футбола
Всем известно, что католики довольно давно официально признали своего святого Луиджи Скрозоппи покровителем футбола (правда, многие почему-то посчитали это розыгрышем). Надо, к большому прискорбию, отметить, что иногда умные мысли приходят в католические головы скорее, чем в наши, а главное – там достаточно энергично претворяют эти умные мысли в жизнь.
Святой Луиджи, умерший в конце 19 века, никогда не занимался футболом, и в каком-то смысле был избран «от балды» — кому интересно, может сам прочитать эту весьма поучительную историю. Но факт остаётся фактом – в финале ЧЕ 2012 встретились не протестанты с Православными, а католики с католиками! И одна из самых католических сборных мира пока не собирается никому не уступать лавры мирового футбольного гегемона.
Думается, пора и нам, Православным болельщикам, позаботиться о небесном покровителе любимой игры. Притом, поскольку РПЦ обладает полной самостоятельностью, мы имеем то преимущество, что можем выбрать такого Святого, который прежде всего будет откликаться на молитвы российских клубов и сборных, во вторую – наших единоверцев из других Православных Церквей, а всем остальным – уже потом.
Подумаем о кандидатах. Мне не удалось пока найти канонизированного Святого, в житии которого было бы указано, что он играл в футбол (буду очень признателен за помощь в этом вопросе), поэтому руководствуюсь исключительно своим субъективным мнением.
Для начала вижу двух очевидных претендентов:
1. Святой мученик и страстотерпец Николай Второй Романов
Основное и очевидное преимущество – именно в правление этого монарха в России был создан первый футбольный клуб и создана сборная. Также сильный аргумент – Николай один из немногих наших святых, про которых достоверно известно, что он любил спорт – хоть и не футбол, но гимнастику, вольтижировку, теннис.
Плюсы: общеизвестность, патриотизм, государственность, спортивное прошлое
Минусы: неоднозначное отношение в обществе, возможны проблемы в играх с японскими и немецкими командами
2. Святой благоверный князь Александр Невский
Тут всё ясно – патриот и победитель, судя по знаменитому фильму и Православному житию, находился в потрясающей спортивной форме и обладал талантом собрать великолепную команду; также неоспоримы новаторские тренерские качества – непревзойдённый тактик (особенно известен оборонительной «чудской защепкой»)
Плюсы: Спортивный характер, патриотизм, харизма, бойцовские качества, гарантированный результат в играх со шведскими командами
Минусы: Может «подсуживать» Зениту, сомнительные перспективы во встречах со сборной Монголии
Есть и ещё варианты: например, поискать футбольное прошлое в биографиях новомучеников и исповедников Российских – их более 1000 человек, просияли они в середине прошлого века, среди них есть миряне – очень вероятно, что кто-то из них был неравнодушен к ногомячу. В житиях пока не нашёл, надо копать глубже, надежды не теряю.
Самый же крайний вариант, на который, конечно, упования мало по причине очень похвальной в целом традиционности нашей Церкви: канонизировать кого-то из известных футболистов; понятно, что речь не о Стрельцове или Пеке Дементьеве, а о, скажем, ком-то из участников киевского матча против фашистов…Тут всё надо обдумать и очень тщательно советоваться с канонами.
В заключение – понятно, что назначить достойного небесного заступника нашему футболу непросто, но это необходимо, и мы это сделаем! И, если честно, думаю, мы сможем найти кого-нибудь посильнее, чем католический Луиджи.
Помощники в сложных ситуациях
Как говорит пословица, от сумы и тюрьмы не стоит зарекаться. Давайте посмотрим, какие же святые помогают людям, которым встретились беды на жизненном пути. В таких ситуациях не определяется покровитель по дате рождения, а ставится свечка тому, кто помогает в подобном несчастье.
Итак, считается, что помогает католикам найти новую работу Казтан Тиенский, а православным – Ксения из Петербурга.
Агнелл в католицизме, в православии — Борис и Глеб, Александр Невский, Нил Сорский и Богородица поддерживают и помогают оправиться пострадавшим в войне.
Попавшим в плен покровительствуют Петр из Афон и Симеон Богоприимец. Если в душу закралась ностальгия и на сердце легла тоска по семье и близким, молятся Иоанну Кущнику.
От погибели на воде защищают Богородица (икона «Спасительница утопающих») и Иакинф из Кракова. Спасению в кораблекрушении покровительствует Юдок.
Святой покровитель детей – Сергий Радонежский. Ему молятся, если отпрыски отличаются неуспеваемостью в учебе.
Если чувствуете отчаяние, говорят, поможет поставленная свеча Иоанну Златоусту. Конечно, это вопрос веры, особенно в наш просвещенный век, но случаются такие ситуации, когда это остается единственным выходом. Как говорится, «нет атеистов в окопах».