Кто и как сотворил Землю и создал знакомое нам устройство мира? О чем рассказывает Священное писание и как его трактуют современники?
Во все времена люди спорят и продолжают дискутировать о происхождении всего живого и неживого на планете. Существует тысячи трактовок и взглядов на происхождение земной жизнедеятельности. Одной из самых популярных среди православного населения является библейская история сотворения мира.
В этом материале вы узнаете о том, как и кто создал наш мир, почему в нем есть именно такие живые микроорганизмы, растения, моря и океаны, земля и небо, солнце и тучи. Мы разберемся с изменением первых трактовок Священного писания в современности и развеем мифы о том, что причиной появления человека стало развитие микроорганизмов и микробов.
Загадка дней творения
Согласно книге Бытия, Бог создал наш мир за шесть дней. С одной стороны — это предмет веры, а христиане верят, что для Бога нет ничего невозможного. С другой стороны — как же быть тогда с данными науки и утверждениями учёных о том, что наша вселенная возникла около 14 миллиардов лет назад, а планета Земля — четыре с половиной миллиарда лет тому?
Книга Бытия писалась в XIII веке до Рождества Христова. Казалось бы, чего ждать от древнего человечества в плане научных открытий, если и значительно позже целый ряд христианских богословов всерьёз толковали шесть дней творения в буквальном смысле, а Галилео Галилей в XVII веке по Рождестве Христовом за свою идею вращения Земли вокруг Солнца подвергся суду католической инквизиции?
Однако в не менее древней книге Ветхого Завета — книге Иова 26:7 — мы находим фразу, которая вполне увязывается с современной наукой, но приводила в недоумение толкователей IV века и даже более поздних веков: «повесил землю ни на чём». Вторая книга Маккавейская 7:28 утверждает: «Всё сотворил Бог из ничего».
Изучив все места Библии о сотворении мира, блаженный Августин Иппонийский в IV веке предположил: Не только в первых трёх днях, до появления светил, но и в остальных трёх под именем дня разумеются виды (species) творимой вещи. Святитель Василий Великий примерно в это же время выдвигает гипотезу, что седьмой день творения — время, когда Господь почил от дел, — продолжается сейчас и должен смениться восьмым днём Суда и наступления Царства Божия: Итак, скажем, что теперь седьмой день перед тем восьмым днём расплаты (за грехи) века сего.
Назовёшь ли его днём, или веком, выразишь одно и то же понятие, скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он один, а не многие, наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный. Посему и Моисей, чтобы вознести мысль к будущей жизни, наименовал единым сей образ века, сей начаток дней, сей современный свету, святый Господень день, прославленный воскресением Господа. Потому и говорит: «бысть вечер, и бысть утро, день един», — находим мы у него же.
Интересно, что упоминание о неких «днях» в книге Бытия приводится задолго до повествования о создании самой Земли, следовательно, чередования земных суток. Кроме этого, учёные говорят о том, что первоначально земные сутки составляли всего 15 современных часов, и в каждую эпоху это был совершенно разный временной промежуток.
Странно и то, что библейские сутки начинаются с вечера. Именно так отсчитывали своё время древние евреи, но, как знать, возможно, дотошные исполнители буквы Писания позаимствовали этот свой обычай именно из книги Бытия… Если прибегнуть к лингвистическому анализу, то библейское слово «вечер» ‘erev — однокоренное слову «смешение», «утро» boqer — слову «порядок», а «день» jom также имеет значение «время». Возможно, мы имеем дело просто с неточным переводом с какого-то более древнего языка, родственного древнееврейскому. Похоже, что «дни творения» в книге Бытия разделяются не только по созданию чего-то принципиально нового во вселенной, но и по установлению некоего внутреннего порядка вместо царящего на заре творения хаоса…
И пусть в той же книге Иова говорится также о столбах, подпирающих небесный свод, а в псалмах — об основании земли на водах (Пс. 135:6), те, кто ничего не ждёт от древнего человечества, вполне этим удовлетворятся, те же, кто захочет увидеть в Библии Божественное откровение, непременно постараются рассмотреть каждое её слово не только в его буквальном значении, но и раскрыть сокровенные смыслы сказанного. А если вспомнить «эфир» и «семена вселенной» (учение о молекулах) древних греков, то твердь небесная (в древнееврейском подлиннике «свод») и воды, на которых покоится земля, однозначно стоят того, чтобы их истолковать. Ведь учёные и мыслители вынуждены пользоваться для передачи своих идей тем языком, который доступен в их эпоху.
Греческая.
0
В греческой концепции первоначально был Хаос, из которого появилась земля Гея, а в недрах ее глубоко залегала бездна Тартар. Хаос породил Нюкту (Ночь) и Эреб (Мрак). Ночь же породила Танат (Смерть), Гипнос (Сон), а также мойр — богинь судьбы. От Ночи произошла богиня соперничества и раздора Эрида, которая породила Голод, Скорбь, Убийства, Ложь, Изнурительный труд, Битвы и другие неприятности. От связи Ночи с Эребом родился Эфир и сияющий день. Гея же родила Уран (Небо), затем из глубины ее поднялись Горы, а по равнинам разлилось Понт (Море). Гея и Уран породили Титанов: Океан, Тефию, Япета, Гипериона, Тейю, Крия, Кея, Фебу, Фемиду, Мнемозину, Кроноса и Рею.
0
Кронос при помощи матери сверг отца, захватив власть и взяв в жены сестру Рею. Именно они создали новое племя — богов. Но Кронос опасался своих детей, ведь сам когда-то сверг своего же родителя. Потому-то он проглатывал их сразу после рождения. Одного ребенка Рея спрятала в пещере на Крите. Этим спасенным младенцем был Зевс. Бога вскормили козы, а плач его заглушали ударами медных щитов. Повзрослев, Зевс поборол отца Крона и заставил его изрыгнуть из чрева братьев и сестер: Аида, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Так пришел конец эре титанов — началась эпоха богов Олимпа.
Сотворение мира и теория Большого взрыва
Если принять, что твердь и воды — древняя попытка обозначить сферу, пространство или протовещество, из которого творится мир, то в целом повествование книги Бытия выглядит очень похоже на то, что сегодня предлагает нам наука. Порядок сотворения мира, за исключением солнца и звёзд, тоже не вступает ни в какое противоречие с наукой. Согласно теории Большого взрыва, свет изначально существовал только в рассеянном виде, и лишь потом стал собираться в оформленные пучки.
Толкователи библейских текстов указывают на повторение рассказа о создании «неба» и «земли» в разные дни творения. Они считают, что в первый день речь идёт о создании духовного (ангельского) мира — учёные бы назвали это параллельной вселенной, четвёртым измерением или как-то иначе, — и мира физического. Во вторую «эпоху» творения появляются Земля — наша планета — и небо как сфера («твердь, свод») над ней.
После создания первых форм жизни — растительного мира — упоминается появление светил на «тверди небесной». Если представить себе процесс формирования Земли, то ничего странного здесь нет: скорее всего, длительное время свет доходил до её поверхности лишь в рассеянном виде, солнца, луны и звёзд видно не было. Активное горообразование, выход лавы на поверхность не остывшей планеты, большое скопление дыма и водяного пара…
Парниковая оболочка была нужна на тот момент для защиты Земли от интенсивной космической радиации до формирования озонового слоя, а также для активного развития растений, без которого на нашей планете не появилось бы достаточного количества кислорода. Подтверждение парникового эффекта — останки гигантских растений в пластах самых древних горных пород. Косвенное подтверждение — во второй главе книги Бытия: «(…) всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт. 2:4-6).
Очевидно, в истории Земли был период, когда вода не собиралась в воздушные массы и не проливалась дождём, а существовала в атмосфере в виде высокой концентрации водяного пара наподобие тумана. Причиной этого помимо тектонических процессов могла стать высокая температура нижних слоёв атмосферы и большое количество углекислого газа.
Египетская.
0
Творцом и первосуществом считался Атум, который возник из Нуна — первичного океана. В начале не было ни неба, ни земли, ни почвы. Атум как холм вырос посреди мирового океана. Есть предположение, согласно которому, форма пирамиды также связана с представлением о первичном холме.
0
Египетский бог Атум поглотил свое же семя, а затем изрыгнул на свет двоих детей После Атум оторвался от воды с большим усилием, воспарил над бездной и произнес заклинание, в результате которого вырос среди водной глади второй холм — Бен-Бен. Атум сел на холм и стал размышлять, из чего ему творить мир. Так как он был один, то поглотил свое же семя, а затем изрыгнул бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. А первые люди появились из слез Атума, который ненадолго потерял своих детей — Шу и Тефнут, а потом вновь обрел и расплакался от радости. От этой пары, рожденной Атумом, произошли боги Геб и Нут, а те, в свою очередь, родили близнецов Осириса и Исиду, а также Сета и Нефтиду. Осирис стал первым богом, убитым и воскресшим для вечной загробной жизни.
Библейская… эволюция
Сторонники эволюционной теории опираются в своих гипотезах на данные геологии. Согласно ним, в самых древних слоях горных пород встречаются исключительно простейшие, немного позже — растения, затем рыбы, ящеры, ещё позже — птицы, далее все они же, плюс ещё и млекопитающие, новые виды рептилий. Человек появляется позже всех остальных. На этом основании эволюционисты говорят, что один вид животного «перерос» или превратился в другой, то есть об эволюции. Это всего лишь теория, встречающая немало противников и в светском научном мире. Факты — лишь то, на что она опирается. А они в точности соответствуют книге Бытия.
Эволюция значит «развитие». Сотворение мира, описанное в Священном Писании, действительно можно представить как некое постепенное развитие форм жизни. Бог не создаёт каждую рыбу и птицу отдельно. В тексте книги Бытия сказано: «да произведёт их вода» о рыбах, пресмыкающихся и… птицах и «да произведёт земля душу живую» — о скотах (копытных), гадах и зверях. Все они появляются в две разные эпохи творения — пятую и шестую. Растения же создаются намного раньше: в третий день творения. Их тоже «произвела земля».
Виды развиваются, их становится больше одновременно с тем, как появляются рыбы, птицы и млекопитающие. Быть может, сегодня, медленно и незаметно для нас, тоже продолжается этот процесс появления новых форм жизни… То, что первые животные формы жизни первоначально зародились в воде, вам скажет любой биолог. Однако ни один из них не сумеет объяснить, как они туда попали…
Отдельный вопрос — гибель живых существ, останки которых массово находят геологи в различных горных породах, по их мнению, задолго до появления человека. Библия не даёт ответа на этот вопрос. Лично для меня он остался неразрешённым. Не предполагать же, что геологи ошибаются и нашей Земле не 4,5 миллиарда лет? Хотя в «скучном миллиарде», когда, по мнению учёных, совсем ничего не происходило, я бы, может, и усомнилась.
Куда исчезли динозавры?
Два раза в пределах всего лишь нескольких соседних строк книги Бытия упоминается о создании пресмыкающихся. Каждый раз для них используется другое слово. В первый раз это šereç от слова со значением «шевелиться». Слово, до сих пор употребляющееся в современном иврите для обозначения рептилий и появившееся, очевидно, как звукоподражание тому, что они издают, когда шипят или ползают. Этих шерец производит вода. В книге Бытия об их создании рассказывает поразительный по звукописи стих, красота которого теряется при переводе: «jišreśu hammajim šereç nefeš hajja» («йишрэцу хамайим шерэц нэфэш хайа»). Он как нельзя лучше передаёт кишение пресмыкающихся или же насекомых. О сотворении последних, кстати, ничего не сказано. Либо же это… шерец.
Второй раз это действительно «пресмыкающиеся» — remes от rаmаs «пресмыкаться, ползать», которых производит земля. Кроме собственно рептилий биологи знают ещё земноводных и древних вымерших рептилий — динозавров, которые, как они считают, дали начало не только современным рептилиям, но и птицам и млекопитающим. Все они тоже подходят на роль вторых упоминаемых пресмыкающихся.
Перенесёмся к моменту создания человека. Господь подчиняет новосозданному существу сотворённых прежде животных, перечисляя их: И владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:28). Здесь не упоминаются «скоты и звери», а из двух видов пресмыкающихся указаны только remes…
Давайте теперь посмотрим, каких животных вводит Ной в свой ковчег. «Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых» (Быт. 5:19-20). В подлиннике здесь тоже remes.
К сожалению, Библия не открывает нам тайны динозавров, не отвечает на вопрос, есть ли инопланетяне или какие-то формы жизни на других планетах. Оно и понятно: ведь она прежде всего посвящена духовным вопросам. Это книга об истории взаимоотношений человека и Бога, а не о динозаврах… А возможно, там просто нечего открывать: ведь таинственные и поражающие воображение чудовища левиафан и бегемот в книгах Иова и Исаии, загадочный дракон в книге пророка Даниила упоминаются просто как одни из животных. И вообще, уверены ли вы на 100%, что они вымерли?