Панихида — как правильно заказать в церкви


Поминовение усопших

Для каждого человека естественно любить своих близких. И даже после того, как они уже отошли в мир иной. У христиан эта любовь проявляется в молитве за души умерших. По Православному учению, окончательно загробная участь будет решена на Страшном Суде. Это будут вечная радость и блаженство в Царстве Божием, или вечные мучения в аду. До этого времени живущие на земле своими молитвами и милостынями могут облегчить участь усопших людей. И панихида это действенный способ сделать это для ожидающих своей участи душ.

панихида это

«Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. Участь их нам неизвестна, но мы непременно должны молиться за них. Потому что для них это очень хорошо и для нас от сего великая польза. Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие. А Господь сказал, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Евангелие от Матфея, 5:7). К тому же, если наш ближний, за кого мы молимся, угодил Господу, то он уже сам имеет пред Господом дерзновение и за нас может возносить пред Ним свои молитвы» (архимандрит Кирилл Павлов, 1919-2017).

Что означает панихида

В раннехристианские времена, когда Церковь подвергалась гонениям, погребение умерших христиан происходило ночью. Совершаемое при этом богослужение в буквальном смысле являлось всенощным. То есть оно длилось в течение всей ночи. После отделения чина погребения от всенощного богослужения за ними обоими в сохранились одинаковые названия. Слово «панихида» происходит с древнегреческого «παννυχίς» («паннихис») — «всенощная».

Панихида представляет собой сокращенную форму чина погребения (особого богослужения, совершенного единожды над телом усопшего).

«Мы прощаемся с человеком один раз, и чин отпевания совершается только один раз. Но потребность в молитве о тех, кто нам дорог, остается на всю жизнь. Именно для этого служат панихиду. Это богослужение имеет утешительное содержание для нас, живущих здесь, а для умерших — духовную пользу» (священник Филипп Ильяшенко).

Панихида

Панихида — это церковная служба по умершему.

Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой. Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ — ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицом Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося. После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

Панихида по усопшим как особая заупокойная служба

Что такое панихида? Когда служится? Такие вопросы закономерно возникают среди людей, потерявших своих близких. Для молитвенного поминовения усопших в Православной Церкви имеется особая поминальная служба — панихида. Она совершается в значимые для почившего христианина дни. Согласно Апостольским Постановлениям, такими днями считаются — 3-й, 9-й, 40-й, годовщина смерти.

«Совершайте же и третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение его» (Книга Апостольских Постановлений, 8:42).

Также особыми днями поминовения усопших являются Вселенские родительские субботы, Радоница.

Но панихида может совершаться не только в вышеуказанные дни. Во многих храмах она служится по окончании Литургии (например, еженедельно по воскресным дням). Основное содержание заупокойной службы — это моление Господа об отпущении грехов умершего христианина. С православной точки зрения до Страшного Суда возможна перемена участи усопших. Святые Отцы свидетельствуют, что даже души грешников можно вымолить, избавить от мучительного состояния. Усопшие уже не принесят покаяние Господу. Отпущения грехов они могут получить только посредством молитв живых за них. Поэтому и совершаются заупокойные службы.

Отпевание в церкви

Отпевание — это особая молитва, которая совершается единожды над умершим верующим на третий день после смерти, перед погребением. Отпевание усопшего совершается священнослужителем в храме или часовне. По обычаю отпевать усопшего нужно именно на третий день, однако бывают случаи, когда разрешается сделать это позже, даже после упокоения.

Во все дни отпевание совершается по одному чину, кроме дней Светлой пасхальной седмицы. В эти дни вместо печальных заупокойных молитв поются радостные песнопения Святой Пасхи. В дни Воскресения и Рождества Христова усопших не вносят в храм, также не совершается отпевание. В таком случае оно переносится на следующий день.

В чём разница между панихидой и литией

В православной церкви не отпевают некрещеных, иноверцев, богоборцев, отрекшихся от Христа, самоубийц. До недавнего времени также не отпевали некрещеных младенцев, но недавно появился специальный чин для этого. Потому и родители, пережившие страшную трагедию, смогут успокоить свое сердце и помолиться за свое дитя.

Отпевание проводится для того, чтобы проводить душу умершего к Господу. Больше усопшему от нас ничего не нужно, никаких мирских благ, лишь искренняя молитва за него. Это то, что каждый может сделать на земле для человека, ушедшего в иной мир. Во время отпевания за душу человека молиться вся церковь, давая надежду на отпущение всех грехов.

Отпевают умершего единожды, в день похорон. Однако это не значит, что после этого поминать усопшего не нужно. Еще как нужно, просто теперь не отпеванием, а молитвой. Именно для этого нам служат панихиды, литии и простые молитвы.

В чём разница между панихидой и литией

Порядок совершения панихиды

Порядок совершения панихиды описан в Требнике (богослужебной книге).

Священник надевает епитрахиль (длинную ленту, огибающую шею и обоими концами спускающуюся на грудь) и фелонь (верхнее богослужебное облачение без рукавов). Панихида совершается в притворе храма перед специальным столиком с изображением распятия Иисуса Христа. На панихиде читаются начальные молитвы, псалом 90, заупокойные ектении (молитвенные прошения), заупокойные тропари, псалмы 118 и 50, заупокойный канон. Панихида сопровождается малым каждением (возжиганием ладана).

Если имеется поминальное коливо, то совершается его освящение.

По усопшим можно служить Великую панихиду (по гречески — парастас). В этом случае читается полный текст заупокойного канона. Краткий же чин панихиды называется заупокойной литией. По обычаю она читается дома (когда тело усопшего еще не доставили в храм). Лития совершается после погружения тела почившего в могилу. Также она служится дома после возвращения с кладбища, В случае необходимости литию читают и после окончания Литургии в храме.

Панихида на кладбище

При погребении панихида об упокоении может совершаться не только в храме, но и на кладбище. Обычно это частная панихида, совершаемая в памятные дни усопшего. Таковыми являются первые сорок дней после смерти или в день похорон, день рождения или смерти.

Существует русская традиция совершать общую панихиду на кладбище во вторник второй недели после праздника Пасхи. Это так называемая Радоница. По Уставу Русской Православной Церкви, на первой неделе после праздника Пасхи (Светлой седмице) не совершаются поминальные службы.

«Это время безграничной духовной радости о Воскресении Христа, поэтому заупокойный аспект исключается из всех видов богослужений данной Недели» (архимандрит Досифей Михайлюк).

По словам святителя Амвросия Медиоланского (4 век), христиане после празднования Пасхи должны разделить торжество и радость с умершими и им возвестить славу о Воскресшем Господе. От «радостного» поминовения и возникло название Радоница.

В этот день панихиде предшествует крестный ход, который по возможности совершается вокруг ограды кладбища. При этом поется Пасхальный Канон, а священник несет в руках кадило, крест и трисвечник. Панихида служится по общему уставу на приготовленном для этого месте. Для этого лицом обращаются в сторону востока, а если панихида совершается на могиле — то в сторону креста.

Что такое панихида

Панихида — это заупокойная служба, которая совершается в память усопших христиан. Панихиды совершаются в особые дни поминовения: третий, девятый и сороковой дни после смерти человека, в годовщину, день рождения, родительские субботы, Радоницу и другие установленные дни.

В третий день церковь просит воскресить человека для вечной жизни. В девятый просит причислить усопшего к лику Божьих угодников, а в сороковой совершается молитва о том, чтобы Иисус вознес его в Царство Небесное. В эти дни обязательно надо совершить панихиды и помолиться за усопшего.

Вообще поминать усопшего в церкви нужно как можно чаще и не только в означенные дни. Главное моление за усопших церковь совершает на литургии, принося за них бескровную жертву Господу. Для этого перед началом литургии нужно подать записки с именами покойных. На проскомидии из просфор вынут часть за упокоение тех, чьи имена записаны, а в конце литургии частицы просфоры будут опущены в святую чашу и омыты кровью Христа.

Это наибольшее благо, которое мы можем сделать для наших ушедших близких. Также можно в памятные дни усопшего подавать милостыню или приносить снедь в церковь. Если нечего нести, то и простой свечи будет достаточно. Главное, чтобы ты произнес молитву и душа покойного возрадовалась.

Как заказать панихиду

Заказать панихиду по умершему можно в любом православном храме и в любое время. Для этого достаточно обратиться в церковную лавку. Чтобы покойный был помянут на молитве, пишется записка с именем почившего. Во многих церквях панихида бывает не только в воскресенье после Литургии, но и в течении недели. Подобные детали необходимо уточнять на месте, в выбранном для панихиды храме.

Особенно важным является личное присутствие на панихиде, непосредственное участие в молитве.

«Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, – забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви.

Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных, по любви своей постоянно молится за нас Богу, – и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, – равное за равное. Мы поминали их, они – нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. – Много значит на молитве одно слово веры и любви» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Что общего у всех заупокойных служб

Заупокойные в православии отличаются, но несут единый смысл – помянуть усопших, облегчить пребывание душ в загробном мире. На заупокойных богослужениях возносится молитва за умерших, прошение о помиловании их грехов, даровании жизни вечной во блаженстве.

Каждая поминальная служба – возможность помолиться и быть услышанным Небесами. В христианском мире принято продолжать считать умерших частью семьи, хранить почивших родственников в своих сердцах и памяти. Поминание в виде панихиды, молебня, литургии несет важное значение для усопших и живых. Мертвым поминки помогают искупить грехи, живые исполняют долг памяти о предках.

Церковные заупокойные богослужения – способ вознести усиленную молитву. Участие в разных службах (панихидах, молебнях, литургиях), несущих свое значение, позволяет использовать разные методы для поминания родственников и всех почивших христиан.

Статья проверена редакцией сайта

Молитва об усопших

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреставленнаго) раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: панихида по усопшим, панихида что это, панихида это, что такое панихида

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: