Наставление церковному чтецу


С древности до наших дней

Сегодня мы слышим, как чтецы в храме читают самые разные богослужебные тексты. В древние времена чтец не только читал, но и растолковывал значение трудно понятных текстов, переводил их на язык своей местности, произносил проповеди, обучал новообращенных и детей, пел различные песнопения и был хранителем священных книг. На чтеца возлагалась также обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения. Уже в ранний период своего бытия христианская Церковь прилагала заботы к тому, чтобы чтецы были научены не только искусному, но и разумному, осмысленному чтению. В первые три века на должность чтеца поставлялись преимущественно те христиане, которые исповедали свою веру перед язычниками, то есть открыто объявили, что они члены Церкви Христовой. В древней Церкви чтецы пользовались большим уважением: ими были люди знатного происхождения. В Русской Православной Церкви чтец — это низший чин церковнослужителей (не путать со священнослужителями). На свою должность он назначается настоятелем храма, а в степень поставляется чином хиротесии — руковозложения, которое совершается на середине храма. Право поставлять младших клириков на церковнослужительские степени принадлежит архиерею, в монастырях хиротесию могут совершать и их настоятели — архимандриты и игумены.

Наставление церковному чтецу

1. Помни, что, читая в храме Апостол или паремии, ты возглашаешь в слух всех молящихся слово Божие, служащее ко спасению, вразумлению, назиданию. Поэтому читай с крайним благоговением, отчетливо, внятно, неспешно, чтобы каждое слово было воспринято слушающими.

2. До службы внимательно прочти назначенное чтение для того, чтобы читать его безошибочно и с правильными смысловыми остановками.

3. При чтении следует правильно разделять текст на небольшие смысловые группы слов, делая смысловые остановки (протягивая голосом). В помощь для этого могут служить часто расставленные в тексте знаки препинания.

Чтение с правильно расставленными смысловыми остановками облегчает восприятие читаемого слушателями.

4. Читая Апостол или паремии, не следует чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь гнусным тщеславием или неразумным подражанием «протодиаконским громогласованиям»; напротив, нужно читать природным голосом, без отяготительного для слуха напряжения, без неестественных понижений в начале чтения и непомерно высоких нот в конце, читать благоговейно, внятно и величественно, чтобы не оказалось, что мы приносим Богу один плод устен, а плод ума и сердца приносим тщеславию, причем и плод устен отвергается Богом как оскверненная тщеславием жертва, по словам святителя Игнатия Брянчанинова.

5. Также не следует начинать чтение на очень низких нотах, особенно тем чтецам, у которых голос не баритон или бас, а тенор или у кого слабый голос или узкий диапазон голоса. В таком случае чтение получается негромким, плохо слышимым и не доходит до слушателей.

6. Если Апостол читается среди храма, то следует соблюдать при этом следующий порядок:

В начале литургии, во время пения изобразительных, необходимо пойти в алтарь, чтобы заблаговременно облачиться в стихарь, а затем взять благословение на чтение Апостола.

7. Входи в алтарь с великим благоговением, осенив себя крестным знамением и облобызав изображение Архангела на боковых дверях. Войди в алтарь, положи, обратясь к престолу, три земных поклона в будние дни или три поясных в воскресные дни и Господские праздники, а затем один поясной поклон, обратясь к жертвеннику.

8. Получив у пономаря стихарь (сложенный крестом наверх), возьми его на обе руки; подойди к служащему старшему священнику и возьми благословение на облачение в стихарь; целуй при этом благословляющую десницу священника. После этого, осенив себя крестным знамением и поцеловав крест на стихаре, облачись в него. (Взять благословение на облачение в стихарь и облачиться в него рекомендуется до малого входа).

9. В Апостоле найди нужное чтение из апостольских посланий и прокимен (или прокимны) со стихами и стихи на аллилуарий. Заметь все закладками (лентами).

10. После малого входа, в начале пения Трисвятого, взяв Апостол в обе руки и держа пред собой, пойди к старшему служащему священнику и возьми благословение на чтение Апостола (отвечая наклонением главы на его благословение или целуя благословляющую десницу священника, положенную на Апостол). После этого выходи боковыми дверями из алтаря на середину храма.

11. Идя из алтаря на середину храма и обратно после чтения, держи книгу в левой руке, несколько прислонив верх ее к груди. Проходя мимо местной иконы Спасителя или Божией Матери в иконостасе, сделай поклон и иди далее.

(Примечание. Если Апостол или паремии читает псаломщик, который, как исполнитель пения, не имеет возможности идти в алтарь за благословением, то выходит он на середину храма после Трисвятого, держа книгу в левой руке, несколько прислонив верх ее к груди. Идя на середину храма с клироса и возвращаясь после чтения на клирос, он творит поклон пред иконой Спасителя или Божией Матери.)

12. Став посреди храма пред царскими вратами, положи малый поклон, обратясь к алтарю.

13. После Трисвятого, на слова служащего священника «Мир всем», чтец воздает поклон священнику, говоря:«И духови твоему».

И после возгласа священника (или диакона): «Премудрость» читает вслух всей церкви: «Прокимен, глас (такой-то)…» и слова самого прокимна.

Затем, после первого пения прокимна, чтец читает стих; хор поет второй раз прокимен, после чего чтец прочитывает вслух первую половину прокимна, а хор допевает вторую половину. Стихи на прокимен надо произносить, когда хор прекращает пение, а не во время пения прокимна.

После пения прокимна диакон или священник вторично возглашает: «Премудрость», чтец произносит заглавие апостольского чтения, и затем, когда диакон или священник скажет «Вонмем», чтец воздает служащему священнику поклон и начинает чтение Апостола. (Заглавие или название апостольского чтения берется из Апостола, оно помещается наверху страниц, например: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение» или: «Соборнаго послания Петрова (Иоаннова) чтение» и т. п.)

14. После окончания чтения, на слова служащего священника «Мир ти», чтец воздает ему поклон и произносит вполголоса: «И духови твоему. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». (И если читал псаломщик, то он отходит на клирос для пения аллилуария.)

Когда хор пропоет первое «аллилуиа», чтец, стоя на середине храма, говорит первый стих аллилуария (певцы в это время должны молчать), после чего певчие снова поют «аллилуиа». После второго пения «аллилуиа» чтец произносит второй стих и в конце добавляет «аллилуиа», а хор поет последний раз «аллилуиа».

Чтец же, сделав поклон к алтарю, а затем у местной иконы, идет в алтарь.

15. В алтаре чтец стоит с книгой до возгласа священника «Мир всем», после чего, взяв благословение у священника, полагает Апостол на свое место. После же прочтения Евангелия, сняв стихарь и поклонившись святому престолу, он выходит из алтаря и, сделав поклон местному образу, отходит на клирос.

Записано 6 февраля 1956 г.

На клирос по благословению

«Но как же так?» — спросите вы. Ведь часто в храме мы видим на клиросе женщин. Оказывается, в наше время люди, читающие в храмах, часто не являются чтецами по званию, а только исполняют их обязанности. По канонам в чтецы поставляли исключительно мужчин. Но не секрет, что в наши дни часто не удается найти нужное количество православных мужчин, да еще с хорошими голосами, готовых ежедневно вычитывать продолжительные последования суточного круга богослужения. А в сельских приходах даже один чтец — это роскошь. Но служить-то надо. И тогда настоятель храма благословляет на это послушание того, кто на него способен и имеет желание потрудиться в храме: любого прихожанина или прихожанку. Несколько лет назад я, когда еще училась в воскресной школе, загорелась желанием делать что-то для храма. Уроки литургики и практикума по церковнославянскому языку были моими любимыми. Когда мы уже стали студентами и закончили воскресную школу, нам не хотелось покидать ее стены, мы мечтали приносить пользу. Кто-то стал преподавать малышам уроки Закона Божия, кто-то продолжил пономарить, а кто-то освоил послушание звонаря и чтеца. Так, по благословению нашего настоятеля я и попала на клирос. Исходя из своего пусть маленького, но все-таки опыта, я могу рассказать о том, что должен знать и уметь чтец.

Церковнославянский язык

Все книги, которые используются на богослужении, написаны на церковнославянском языке. И это первое, что должен знать будущий чтец. В основном люди, пришедшие на клирос, знакомы с богослужебным языком Русской Православной Церкви. Но бывают и исключения. Один мой знакомый, теперь уже семинарист, был поставлен чтецом, не имея даже базовых знаний. На его возражения, что он не знает церковнославянский язык, настоятель ответил: «Ничего страшного, было бы желание, а остальное приложится». И действительно, со временем, при более частом посещении богослужения и участии в нем, чтении коротких предначинательных молитв, он стал потихоньку понимать церковнославянский и даже полюбил его. У меня с этим проблем было немного, все-таки я училась в воскресной школе, в которой нас обучали чтению богослужебных текстов. Если вы до сих пор не научились, то подскажу совет, который мне, в свою очередь, дал наш старший уставщик. Самый хороший «помощник» в изучении церковнославянского языка — это Псалтирь. Для начала лучше прочитать ее всю в русской транслитерации. Затем читать 2–3 раза псалом в транслитерации, а после — по-церковнославянски, а когда слово будет не понятно, то сверяться. Но самое главное — читать вслух и желательно каждый день.

Богослужебный Устав

Второе — это знание богослужебного Устава. Чтецу требуется и знание содержания богослужебных книг, и умение найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений. Перечислю основные книги, используемые чтецом на богослужении. Часослов является наиболее распространенной и чаще всего употребляемой богослужебной книгой. В нем содержатся тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга. Молитвы в честь святых на каждый день года содержатся в Минее. Ее используют для пения стихир и тропарей, чтения канонов, седальнов и паремий. Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели, его также используют для пения стихир и тропарей, чтения канонов и седальнов. Апостол — богослужебная книга, содержащая Деяния и Послания святых апостолов со специальной разметкой на зачала — фрагменты для чтения за различными богослужениями. В нем также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев. Триодь постная — в ней содержатся молитвословия служб Великого поста и трех предшествующих подготовительных недель, которые очень отличаются от повседневных. Триодь цветная заключает в себе песнопения со дня Святой Пасхи до недели Всех Святых. И наконец, Типикон, или Устав. В нем содержатся подробные указания: как в течение всего церковного года, день за днем соединять за богослужениями в определенном порядке и в нужном количестве молитвословия и песнопения, содержащиеся во всех богослужебных книгах. Есть еще и «Богослужебные указания» на каждый год, которые предназначаются не для замены Типикона, но в помощь при пользовании им, особенно в случаях, когда могут возникнуть затруднения при совершении богослужения. Устав православного богослужения, конечно, непростой. Но постепенно его усваивают. Сначала чтеца благословляют читать предначинательные молитвы, благодарственные молитвы по Святом Причащении, потом часы и кафизмы, затем уже более сложное — канон на утрене и т. д. Богослужебный Устав можно изучить на специальных курсах и в духовных учебных заведениях: семинариях, училищах, а также в регентских школах. Но я знаю множество примеров, когда люди смогли хорошо изучить его самостоятельно. Вполне можно освоить все премудрости богослужения, воспользовавшись соответствующей литературой, которой сейчас очень много. Правда, для этого необходимо прилагать полученные знания на практике. В этом помогут такие книги, как «Богослужебный Устав Православной Церкви» В. В. Розанова, «Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви» священника К. Субботина, «Устав православного богослужения» преподавателя Саратовской православной духовной семинарии А. С. Кашкина. Также очень полезно прочитать «Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме», составленное Г. И. Шиманским по учению святых отцов и подвижников. Эти советы помогают избежать равнодушия и духовного охлаждения на клиросе, которое может появиться со временем, воспитывать благоговейное отношение к святыне, к молитве и оградить себя от искушений. А еще нужно, не стесняясь, по пятам ходить за опытными чтецами. Я в свое время не оставляла в покое нашего старшего уставщика, записывала и запоминала все важные моменты. Но многие знания получила уже на клиросе.

При чтении Апостола во время Божественной литургии:

Чтец приближается к священнику или архиерею на Горнем месте во время пения Трисвятого с богослужебной книгой в руках. Книги, когда они используются на богослужении, несут в вертикальном положении обеими руками, передняя обложка обращена в сторону от чтеца, по ходу передвижения. Книг никогда не носят сбоку, под мышкой и т. д. (необходимо подчеркнуть, что постриженные чтецы или рукоположенные иподиаконы по уставу всегда должны читать во время богослужения в подряснике и стихаре).

«Апостол» необходимо преподнести священнослужителю, который благословляет чтеца и кладет сверху на книгу десницу, которую чтец, в свою очередь, лобызает. Затем он выходит через одну из боковых «диаконских» дверей на солею и движется прямо к месту, назначенному для чтения. Если он приходит до того, как хор закончил петь, он стоит с закрытой перед собой книгой, до тех пор, пока не придет время начать прокимен, и т. д. После чего он открывает книгу и всегда держит ее обеими руками (никогда в одной руке).

Когда чтец находится в центре храма для совершения чтения и для произнесения возгласов, которые предшествуют ему и следуют за ним (то есть ответ после возгласа «Мир всем!», прокимен, аллилуйя), он всегда должен стоять прямо. Во время возгласов чтец никогда не делает поклонов и не крестится ни в одном месте (так как обе руки держат книгу). Точно так же он не делает поклона или любого другого наклонного жеста в конце чтения, а остается стоять прямо.

После того, как аллилуйя завершена, чтец снова входит в Алтарь. Если есть достаточное количество церковнослужителей, чтобы позаботиться о сопровождении Евангельского чтения (вынос свечей и т. д.), обычной практикой для чтеца является остановиться с правой (южной) стороны от престола, лицом к нему, при этом закрытая книга держится перед ним и остается в таком положении, пока происходит введение в Евангельское чтение. Только когда диакон говорит: «Вонмем…» и начинается чтение Евангелия, чтец подходит к священнику на Горнем месте, подноситт ему книгу и снова принимает благословение, а затем отступает, чтобы благоговейно выслушать Евангелие. Однако, если в алтаре недостаточно прислужников и от чтеца требуется также нести свечу или совершать какое-либо другое действие во время чтения Евангелия, то сразу же после входа в алтарь он может поднести книгу к священнику, получить от него благословение, затем отложить книгу и исполнять свои дополнительные обязанности.

Чтение Ветхого Завета:

Когда назначаются ветхозаветные или другие чтения (например, паремии на праздничной вечерне), чтецы (постриженные или миряне) должны принести богослужебную книгу в алтарь и преподнести ее перед чтением к священнику, затем, получив благословение, выйти в неф, чтобы совершить чтение. По завершении чтения они возвращаются в алтарь, чтобы получить еще раз благословение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: