Что должно быть в храме
Если говорить коротко, то в том, как устроен храм, есть только одно обязательное требование. Вернее, это даже не требование, а именно то, ради чего весь храм и воздвигается: Престол в алтаре, на котором совершается Литургия. Если престола нет, то значит — это часовня.
Всё прочее, что мы видим и привыкли видеть в храме — это либо само собой разумеющиеся вещи, либо вещи, которые сложились веками и стали традицией.
Например, иконы в храме — это само собой разумеющееся. Храм не перестанет быть храмом, если в нем нет икон, но странно было бы вложиться в постройку церкви и не разместить в ней иконы. Странно вообще христианину избегать икон, поэтому в любом православном храме иконы будут. И чем их больше, тем лучше: значит будет больше молитвенной памяти о святых перед глазами людей.
То же самое — крест на храме. Литургии служились и в разрушенных храмах, и в пещерах, и просто в условиях, когда христианам нельзя было проповедовать (например, во время мусульманского ига). Но когда запретов нет, то странно не возгласить крестом на крыше постройки, что это храм, здесь Дух Святой, здесь Литургия. Поэтому над всеми православными храмами есть кресты.
К вещам «традиционным» можно отнести то, к чему привыкли конкретно мы — в Русской православной Церкви, — но в других странах то же самое может иметь совсем иные формы или вообще отсутствовать. Например, архитектура храма. Или наличие иконостаса в виде «сплошной стены». Или подсвечники возле икон.
Про архитектуру храмов мы обязательно расскажем отдельно, а в этом тексте: про то, как православный храм устроен внутри.
Символизм
Фото: Sobory.ru
Престол в православии играет большую роль. Считается, что это место таинственного и незримого нахождения Спасителя. По этой причине вставать перед ним и тем более прикасаться разрешено только священникам.
Следует отметить несколько символов, связанных с ними в православной традиции:
- У престола делаются четыре стороны, которые олицетворяют собой стороны света. Помимо этого четыре стороны престола символизируют части суток, времена года и тетраморф (это существа, известные по описанным видениям Иоанна Богослова).
- 4-угольная форма престола олицетворяет собой четыре Евангелия.
- Наконец, это символ Гроба Господня.
Если непосредственно сверху над ним размещают киворий (сень), олицетворяющую небо, то сам престол становится символом земли, куда спустился Спаситель, чтобы искупить грехи человечества. Обычно на кивории размещают изображение голубя, олицетворяющего собой Святого Духа.
Алтарь в храме и Престол
Как мы уже сказали, престол — это единственная, на самом деле обязательная часть для храма, поскольку ради Престола и вокруг него храм возводится. Освященный престол сам по себе делает помещение храмом. В месте, где Престол, человек сам по себе должен радоваться и трепетать — в памяти о бескрайней Любви Божией и земном Его пути.
В первые века христианства престолом служили гробницы с мощами и останками святых или мучеников. Сейчас эта традиция сохранилась, но видоизменилась: в алтарях церквей стоят не гробы, но все равно престол должен быть освящен правящим архиереем и иметь ковчежец с частицей мощей какого-либо святого. Только в таком случае на Престоле может совершаться Литургия!
Наличие Престола подразумевает, что есть и алтарь — святая святых любого храма. В алтарь по традиции могут заходить только служители храма, либо — по благословению настоятеля.
Патриаршее богослужение. фото: patriarchia.ru
Эволюция престола
Фото: Kamensk-eparhiya.ru
В раннем христианстве престолы были портативными, при этом для их изготовления использовали дерево или камень. Их местоположение в церкви было утверждено в IV веке. С тех пор их преимущественно начали изготавливать из камней. Внешне они выглядят как невысокие столики с четырьмя ножками, которые размещали внутри алтаря, куда запрещен вход обычным верующим.
Со временем на замену стандартным четырем ножкам престол начали делать на одной, еще один альтернативный вариант – изготовление цельного каменного основания. С начала X столетия появилась устоявшаяся со временем традиция размещать престол непосредственно в самом центре алтаря.
С XV века престолы начали делать деревянными или изготавливали их в форме внушительных монолитов из камня. В верхней части у них появилась крышка, ее следовало покрывать специальной тканью.
Иконостас в храме
Иконостас отделяет алтарь от остальной части храма. Это не «правило» и не канон — храм не перестанет быть храмом без иконостаса, но он — естественная и, наверное, единственная возможность оградить Святая Святых от мирской бытовой суеты и поведения недостойного святыни — например туриста в шортах и с фотоаппаратом, ведущего себя по-свойски.
Фактически, это разумная традиция, которая стала «обязательной».
На самом деле, задача иконостаса не столько отделить алтарь, сколько служить людям «окном в небо» и молитвенной помощью. Чтобы прихожане в конце-концов не отвлекались и не придавали излишнее внимание тем действиям в алтаре, которым, в отличие от Таинств, придавать внимание не нужно. Например, священник объясняет молодому алтарнику, в какой момент нужно выйти из алтаря со свечей: это абсолютно «рабочий» момент, который увлечет прихожан совершенно ненужным образом.
Храмы без иконостасов встречаются только в исключительных случаях — если храм только строится или устраивается в «походных» (временных) условиях.
Чаще всего в наших православных храмах он представляет собой «сплошную стену» с иконами — то есть, он скрывает собой алтарь полностью, и увидеть «что же там» можно только в те моменты службы, когда врата открыты. Поэтому в больших храмах или соборах иконостас может быть высотой с многоэтажный дом: это величественно и красиво. Такие иконостасы украшаются несколькими рядами икон, на которых изображены апостолы, главные Церковные Праздники, Спаситель, Божия Матерь…
Иконостас Троицкого храма Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото: blagoslovenie.su
Но в некоторых храмах конструкция проще: иконостас скрывает алтарь не полностью и за ним можно видеть и священнослужителей, и сам Престол. Идея таких иконостасов в том, чтобы с одной стороны ограждать Святая Святых, но с другой — не отделять прихожан он Великого Таинства: чтобы Литургия была не только сокровенной и величественной, но и — Общим действом для всей Общины.
Мощи
Фото: Foma.ru
В большинстве современных соборов и церквей непосредственно под престолами размещают мощи святых. Такая традиция появилась много веков назад, оно было официально обозначено на Вселенском Соборе, состоявшемся в VII в. С тех пор помещение мощей в престол считается одной из обязательных традиций, которая должна соблюдаться при освящении храма.
Мощи принято размещать в основании престола или помещать в специально предназначенное для этого отверстие.
В храме может быть несколько алтарей
Если размеры храма позволяют, то в нем стараются сделать два или три алтаря, но в принципе их может быть сколько угодно (например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади — 11 алтарей и Престолов).
Зачем нужно несколько алтарей?
Причин две. Одна — сугубо каноническая. По установлению Церкви, в течение суток на одном престоле (а значит и в одном алтаре) может служиться только одна Литургия. В крупные праздники Литургия в одном храме может служиться и дважды и даже трижды (например, на Пасху). Для таких случаев и проектируется несколько алтарей.
Подмосковная Зосимова пустынь в Рассудово. Главный храм. В кадре видны центральный алтарь и чуть дальше — еще один.
Вторая причина: «идейная» и она как бы «добавляется» к канонической. Например, у основателя храма, города или монастыря, где храм воздвигнут, могут быть особо чтимые святые или праздники. Алтари освящаются в память о них, и в соответствующие праздники там служится литургия.
Разумеется, количество алтарей продумывается на стадии проекта.
Устройство алтаря
С этой, самой главной части, начинается строительство любого храма. Архитекторы говорят, что форма, декор, даже – радиус алтаря и главного купола у древних церквей чаще всего совпадают. Это не случайно: ведь храм – единый ансамбль, Небо на земле, а сердце его – так, где престол.
Где находится?
Подходя к храму, можно заметить один или несколько полукруглых выступов. Они называются апсидами, а делаются для алтаря. По ним можно увидеть, сколько престолов имеет храм – например, трехпрестольный обычно включает три апсиды – центральную, большего размера, и две меньшие по бокам. Внутри церкви место расположения алтаря также легко определить по иконостасу – нескольким рядам святых образов. Они скрывают священное место. Внутрь ведут так называемые «царские врата» а еще двое других – северные и южные, именуемые диаконскими.
Почему на востоке?
Как правило, храмы ориентированы таким образом, чтобы первые лучи восходящего солнца падали на престол. Традицию обычно связывают с тем, что на востоке, согласно Книге Бытия (Быт.2:8) находится Рай:
«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, ипоместил там человека, которого создал».
Однако, традиция сложилась не сразу, не везде:
- так, Римский собор св. Петра, построенный на месте базилики IV в., обращен на запад; Папа Римский, Бенедикт XVI, в книге «Богословие литургии» именно этим объясняет католическую традицию, когда священник во время мессы молится «versuspopulum» («лицом к народу»), то есть на восток, а не к престолу; сама же ориентация собора обычно объясняется спецификой рельефа местности, и, видимо, тем, что традиция молиться на восток сложилась с первых веков, а вот правило такой же ориентации алтаря появилось позже;
- «нарушения» принятого сейчас обычая имеются также на территории России, там, где сохранились храмы первых веков по Крещении Руси; например, церкви Пскова, а также его ближайших окрестностей вплоть до XIV в. были развернуты не к востоку, а по направлению к сакральному сердцу города – Кремлю, где возвышается Троицкий собор, основанный еще княгиней Ольгой; многие из этих церквей сохранились до наших дней, являются действующими, хотя их расположение не совпадает с традиционным.
Действующая церковь свт. Николая под Псковом. Её алтарь ориентирован не на восток. Фото автора статьи, июль 2011 г. 9.30 утра, по теням видно, где солнце.
Как выглядит священный алтарь: описание
Особенность этой части храма – то, что он на некотором возвышении по отношению к нефу (где собираются молящиеся), притвору (западной части церкви).
Что там находится
Сейчас здесь обычно:
- престол – обязательная принадлежность храма с первых веков Церкви;
- жертвенник;
- кафедра епископа, которая помещается на так называемом Горнем месте – напротив престола у самой восточной стен;
- ризница.
Престол
Это часть алтаря, известная еще со времен Древней Церкви. Первоначально таинство Евхаристии совершалось непосредственно на каменной гробнице мученика, которая служила престолом. Именно отсюда пошел обычай позднейших храмов иметь в престоле частицу мощей святых. Он окончательно утвердился с VIII в.
Престол и сень над престолом Успенского собора Московского Кремля
Мощи вложены также в находящийся на престоле особый плат, по-гречески именуемый «антиминс» (слово буквально означает «вместо престола»). На таком плате литургия может быть совершена даже вне храма.
Есть свидетельства, что во времени гонений советских лет заключенные священники не раз служили литургию буквально на мощах – на груди умирающего от голода, непосильного труда мученика. Вот рассказ свидетеля подобных богослужений, архимандрита Тавриона:
«Как служили без антиминса, без престола? Один священник ложился, а остальные служили у него на груди. Вместо просфоры – хлеб. Господь на Тайной вечере сказал, что хлеб пресуществляется в Его Тело. А вместо вина – вода. В Кане Галилейской Господь претворил воду в вино. И мы все причащались. Были радостны и веселы! С Богом нигде нет потерь!»
Ныне престол может быть изготовлен из дерева, либо камня. Деревянный престол покрывается облачением из парчи. Каменный облачения из ткани может не иметь: для него часто делаются облачения из дорогого металла, с украшением драгоценными камнями.
Престол
Такое облачение имел престол храма Святой Софии Константинополя. А его верхняя доска была изготовлена из чистого золота с вкраплением драгоценных камней.
Поверх облачения престола полагаются:
- антиминс;
- Евангелие;
- крест.
Кроме того, на престоле находятся Дарохранительница, лампада.
Жертвенник
Сейчас так именуют северную часть алтарного пространства, а также собственно столик, на котором находятся священные сосуды для совершения главного Таинства. Здесь до начала литургии (во время чтения Часов) священник совершает Проскомидию, приготовляя жертвенный хлеб к Евхаристии.
Такое расположение жертвенника – позднее, утвердившееся как повсеместный обычай не ранее VI-VIII вв.
Интересный факт
Современному литургисту,
Р. Тафту, знатоку византийского богослужения, удалось установить, что в храме св. Софии Константинопольской, самом знаменитом соборе христианского мира, богослужебные сосуды находились не только за пределами самого храма, где было специальное помещение, называемое скевофилакией. Когда приходило время Таинства, из алтаря направлялась процессия духовенства.
Взяв сосуды, священники, диаконы столь же торжественно возвращались. При этом верующие просили их молитв о себе, на что священники отвечали: «Всех вас да помянет Господь во Царствии Своем!». Именно так первоначально возник обычай, именуемый ныне Великим Входом. Впоследствии он получил богословское толкование, символизируя шествие Христа на Голгофу.
Кафедра
Точное название этой части – «ἡ ἄνω καθέδρα», или «верхняя кафедра». По-славянски ее также именуют Горним местом. Здесь находится особое кресло, обычно обильно украшенное. Это – место Господа, восседающего среди Своих учеников. Если храм приходской – на Горнем месте всегда горит лампада, означающая невидимое присутствие Иисуса Христа. В кафедральном соборе его во время службы занимает епископ.
Довольно часто Горнее место расположено довольно высоко. Изначально, когда алтарь имел низкую преграду, с Горнего места, возвышающегося над пространством храма, архиерею было удобнее произносить проповеди. Впоследствии символика ступеней, ведущих вверх, была переосмыслена: теперь это больше символ престола Божия. Когда архиерей восходит на кафедру, его возглас «Мир всем» явственно напоминает последнее благословение Христа ученикам пред Его Вознесением.
Близ Горнего места расположены также скамьи для священнослужителей, где они восседают в некоторые моменты богослужения.
Горнее место в алтаре
Ризница
Это южная часть, по-другому называемая диаконником. Здесь хранятся облачения священников, других служителей, а также богослужебные книги, другие предметы.
По крайней мере до XVIв. на Руси ризницу именовали также «кутейником», от названия традиционного блюда, подаваемого на поминках. Ведь по древнерусской традиции именно сюда прихожане приносили свечи, записки о упокоении сродников. Несли также продукты, которые ныне принято оставлять на панихидном столике.
Интересный факт
Лишь с 1551 г. Стоглавый Собор воспретил вносить в алтарь что-либо, кроме хлебов, вина используемых за богослужением. Однако очень долго сохранялась традиция хоронить здесь благотворителей, знатных прихожан.
Так, в ризнице Архангельского собора Кремля Москвы находится могила Ивана IV, а также его сыновей Ивана и Феодора.
Возвышение перед алтарем
Во-первых, это так называемая солея она тянется на всю ширину иконостаса. Первоначально она была нужна для того, чтобы службу лучше видели и слышали все прихожане, даже стоящие далеко. Центр солеи – полукруглый выступ точно пред царскими вратами, называется амвоном. С него обычно читается писание, говорятся проповеди.
Интересный факт
Исторически амвон не всегда имел малую высоту – в больших соборах он мог возвышаться даже до нескольких метров, а выглядеть как небольшая башенка. Например, над высоким амвоном храма св. Софии Константинопольской была сень с 8 столбиками, а вверх вела высокая лестница. На его возведение, по воспоминаниям современников, ушел годовой бюджет одной из Византийских провинций – Египта.
Подобные амвоны, конечно, не были выступами на солее: их размещали по центру храма. С них пелись антифоны, читались проповеди. На амвоне же происходило венчание на царство.
Иконы в храме
Икона с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете
Православный храм нельзя представить себе без икон. Даже самый бедный сельский храм старается их иметь в достатке — пусть даже в «распечатанном» виде.
Иконы — то есть написанные по особым правилам образа святых и Церковных праздников — присутствуют в храмах в следующих видах:
- Иконы на стенах.
Это те иконы, которые, если можно так сказать, наиболее доступны для прихожан. К ним прикладываются, перед ними ставят свечки. - Роспись храма
(фрески). - Иконы на иконостасе.
- Иконы, выносимые по случаю
(например, иконы святых, которые кладутся в центре храма на аналой в дни соответствующих праздников). Речь не о том, что эти иконы принципиально прячутся куда-то, чтобы раз или два в год дать к ним «доступ», а в том, что пространство храма ограничено и для всех икон просто не хватает места.
Икона Праздника на аналое. Фото: blagoslovenie.su
История
Многие столетия люди, пытаясь вернуть утраченное по грехопадении первых людей Адама и Евы Царство Небесное, строили храмы, а в них жертвенники, как они думали, богам, в реальности же – низшим духовным сущностям, падшим ангелам. Хотя порыв человека был в основах своих благороден, греховное повреждение его духовного зрения вело к тому, что над многими сбывались слова Апостола:
«Не понимаю, что делаю: потому что не тоделаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»
(Рим.7:15).
Служение Истинному, Живому Богу совершал только один народ – евреи.
У древних иудеев
Впервые «Святое Святых», место реального присутствия Божия, появилось в Скинии – походном храме, устроенном пророком Моисеем сразу после того, как евреи покинули Египет. В этой особым образом устроенной палатке имелось место, скрытое от людей завесой. Здесь пребывал Ковчег Завета, а в нем – каменные скрижали с Заповедями, процветший жезл первосвященника Аарона, знаменовавший его Божественное избрание, наконец, сосуд с небесной пищей, манной, которой иудеи 40 лет питались среди пустыни. На этом месте. Господь таинственно открывал Свою волю Моисею.
Позже Ковчег оказался в Первом Иерусалимском храме, также за завесой. Было Святое Святых также в храме втором, построенном после Вавилонского плена иудеев.
К тому времени Ковчег был уже утрачен, но со Своим избранным народом по-прежнему был Бог – а значит, было Святое Святых – пусть теперь это был пустой зал площадью 10х10 м. Раз в году заходил сюда первосвященник с жертвенной кровью, молитвой за грехи народа.
Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения
Храмы первых веков Церкви
В минуту смерти Господа завеса, скрывавшая святилище, разодралась надвое, открывая священное место. То было явное знамение того, что разрушена преграда между Творцом и человеком. А потому первые христианские храмы не имели ни завес, ни иных преград, которые бы отделили место совершения таинства от остального пространства церкви.
Но прошло несколько столетий. Горячая вера стала ослабевать, а по прекращении трехсотлетних гонений к Церкви потянулись люди, не имевшие духовного опыта первых христиан. По преданию, свт. Василий Великий, архиерей города Кесарии области Каппадокии, однажды увидел, как сослуживший ему диакон засмотрелся на присутствующую за богослужением женщину – тут же Дух Святой отошел от служащих. Говорят, именно свт. Василий впервые ввел завесу, отделившую самое священное место храма.
А спустя много столетий священник Павел Флоренский скажет:
«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто».
Схема алтаря
Схема устройства православного алтаря
Клирос, что это?
Клирос в храме — это место для хора. Чаще всего он располагается сбоку в передней части — возле иконостаса сбоку. В некоторых храмах — у задней стены напротив иконостаса (например, на балконе сверху).
Все клиросы объединяет, пожалуй, одно: поющих стараются сделать незаметными для прихожан — чтобы ни те, ни другие не отвлекались. Например, если клирос в храме расположен перед иконостасом, он отделяется перегородкой. А если хор поет на балконе у «задней стены», то его и так не видно.
Хор во время патриаршего богослужения. Фото: patriarchia.ru
Чем отличается католический от православного
Прежде всего – тем, что под алтарем понимается не пространство, а только стол для совершения Евхаристии. Он не отделен иконостасом, верующие видят все моменты богослужения.
Еще одно отличие – то, что Дарохранительница находится, как правило, в специальном шкафчике, на стене за алтарем или поблизости. Узнать его можно по особому рисунку или орнаменту. Иногда его оформляют как звезду. Входящий в храм католик, прежде всего, преклоняет одно колено, совершая крестное знамение с поклоном Святым Дарам.
Алтарь церкви Мадлен в Париже
Наивысший ангельский чин — Серафимы
Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.
По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.
Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.
Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.
Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.
Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.
Читайте статью серафимы – сильнее только Бог.