История монашества
“Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им одним тоже нельзя. Одно внешнее без внутреннего даже приносит вред. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни пахай — ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено — молитва Иисусова. Молитва освещает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей и искушений…”
(преподобный Варсонофий Оптинский).
Мона́х (греч. μοναχός — одиночный, единичный) – член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве,отшельничестве.
Эти слова преподобного Исихия в полной мере отражают жизнь истинного монаха. Что же такое монашество и для чего нужны монастыри в современном мире?
Монахом является православный христианин, который отрекся от мирской жизни и принял обеты:
– девства (монах не может жениться);
– послушания (монах должен во всем слушаться игумена, не опираясь на свою волю и мысли);
– нестяжания или бедности (у монаха не должно быть никакой собственности, все общее с другими монахами).
Монашество зародилось в Египте во второй половине III века. Первым монахом стал Антоний Великий, он прожил в пустыни более 90 лет, перенес тяжкие испытания: голод, жажду, холод, жару, искушения и дьявольские нападки. К таким великим подвижникам стекались люди с разных уголков земли, селились рядом. Начали образовываться монастыри. В них иноки вместе жили и трудились под чутким руководством опытного старца (аббата) по строгому уставу.
Про Юрьев монастырь подробнее
От современного центра Великого Новгорода это религиозное здание удалено приблизительно на 4 км. Уникальное строение возведено на берегах Волхова. Этот монастырь почитается как один из самых старых православных памятников во всех славянских землях. Наименование монастырю дали в память о том, кто повелел его основать: когда Ярослав Мудрый крестился, его нарекли Юрием. О том, когда появились первые монастыри на Руси, рассказывают дошедшие до наших дней летописи. Из них можно заключить, что в 1119-м на базе прежде деревянной церквушки начали строить из камня собор, которому дали наименование Георгиевский. Тогда же монастырь становится духовным центром республики. По прошествии некоторого времени он превращается в самый большой и мощный участок во владении церкви.
Секуляризация, организованная Екатериной в 18-м веке, стала причиной упадка. Документы, рассказывающие, когда появились первые монастыри на Руси, какая судьба ждала их впоследствии, дают представление о перипетиях, выпавших на долю религиозного учреждения. Известно, что спустя столетие после екатерининских реформ начали реставрацию уникального строения. Это стало причиной утери неисчислимого богатства – древнейших фресок. Лишь немногие дошли до наших дней.
Монашество в России
На Руси монашество получило большую популярность и людскую любовь. Первый монастырь образовал в 1051 году Антоний Печерский в Киеве и получил название Киево-Печерской Лавры. В это время в Киеве строятся и другие монастыри: Димитриевский, Спасский Берестовский, Кловский Влахернский. Монастыри на карте страны стали появляться все чаще и чаще. Каждый правитель стремился в своем стольном граде основать монастырь.
Монастыри России становились не только местом уединенной молитвы для иноков, но и крупными образовательными центрами. В православные монастыри стекались христиане со всей страны за советом к опытным старцам, с просьбой о молитве и о материальной помощи. Много испытаний пришлось пережить православным святыням за долгие своего существования, но и в наши дни монастыри России возрождаются или возводятся на новых местах.
Действующие монастыри России – это излюбленные места паломничества православных христиан. Здесь можно уединиться от мирской суеты и набраться душевных сил, получить совет от опытных священников и потрудиться во Славу Божию.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев Посад, Московская область)
Почему это стоит внимания?
Монастырь – исключительно важная часть исторического наследия, культурного богатства нашего народа. В любом древнем населенном пункте можно видеть великолепные и старинные здания, возносящие свои роскошные золотые купола в небеса. Соборы и храмы впечатляют туристов из соседних населенных пунктов и других стран. Не меньшее впечатление производят монастыри. Всего наша Церковь объединяет 804 монастыря – такое количество поневоле заставляет восхищаться. Особенность монастыря – атмосфера, царящая внутри. Слово появилось в древние времена и происходит от иностранного термина «один», что символизирует возможность побыть наедине с собой, своей верой и своими думами – именно ради этого и создавались монастыри в древности.
Один из самых старых славянских городов – Новгород. Он был исключительно важен и в рамках становления власти, государственности, и для культуры, творчества и религии своего времени. Здесь находится Юрьев монастырь. Историки практически в один голос заявляют, что именно это строение – первый монастырь на Руси. Фото его великолепных стен, внутреннего убранства можно видеть в специализированных справочниках и всех путеводителях по городу. Монастырь действительно известен, из года в год сюда стягиваются и паломники, и любознательные граждане со всей планеты.
Самые известные монастыри России
Троице-Сергиева Лавра
Самый большой монастырь в России. Был основан в 1337 году одним из известнейших русских святых – преподобным Сергием Радонежским. Со временем вокруг его келии начали селиться иноки, желающие уединиться от мирской жизни, так небольшая келья преподобного переросла в крупнейший духовный центр России. С 1608 по 1610 год стены монастыря выдержали осаду польско-литовского войска, численностью 30 тысяч человек, в Лавре же насчитывалось не более 3 тысяч.
В Троице-Сергиевой Лавре подвизились преподобный Никон Радонежский, преподобный Максим Грек, духовные писатели реподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. В Лавре собрана библиотека уникальных книг и рукописей.
С 1814 года в монастыре действует Московская духовная академия.
В 20-е годы XX века монастырь был закрыт. Возрождаться обитель, как и другие монастыри России, стала после Великой Отечественной Войны. Спустя 7 столетий сложнейших испытаний, взлетов и падений Троице-Сергиева Лавра остается одним из почитаемых монастырей на карте России.
Александро-Невская Лавра
Место для закладки монастыря выбрал Петр I в 1710 году. Свое название Лавра получила в честь святого князя Александра Невского. Постройкой руководил архимандрит Феодосий. Со временем монастырь разросся и получил статус Лавры. На территории находится кладбище, где захоронены Фонвизин, Достоевский, Ломоносов, Жуковский, Карамзин, Крылов. Архитектурный ансамбль Лавры является одним из красивейших в северной столице.
Святыни монастыря: мощи святого благоверного князя Александра Невского, Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница».
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
История “земного Удела Пресвятой Богородицы” началась во второй половине XVIII века с постройки нескольких келий рядом с Казанской церковью, где поселилась мать Александра и 3 послушницы. Так образовалась Казанская община, старец Пахомий окормлял сестер.
В 1789 году обитель стал опекать Серафим Саровский — великий подвижник. Он учил сестер жить просто, смягчил чрезмерно строгий устав общины, всей своей жизнью подавал истинный пример любви к Богу и ближним. В 1861 году общине был присвоен статус монастыря. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейший в России. Действовали многочисленные мастерские, больница, богадельня, приносил плоды большой фруктовый сад. Сестры жили в любви и труде. Но советская власть не пощадила цветущую обитель: сестер выгнали, храмы закрыли.
Возрождаться обитель начала в 1988 году. Сейчас монастырь полностью восстановлен, обретены мощи батюшки Серафима.
Святыни монастыря: Мощи и икона преподобного Серафима Саровского, икона Пресвятой Богородицы “Умиление”, святая канавка.
Сретенский монастырь
Основан в 1397 году на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Является одним из старейших в Москве.
Здесь молились цари, патриархи, простой люд, отправляясь на богомолье. Как и многие другие монастыри России, в 20-х годах ХХ века был разорен. Храмы разрушили, на территории советской властью проводились расстрелы. Память о невинно убиенных при входе в монастырь почтили установкой поклонного креста.
В 2022 году на территории, где проводились расстрелы, был возведен прекрасный храм в честь новомучеников и исповедников российских.
В наше время на территории действует Сретенская Духовная семинария и книжное издательство.
Святыни монастыря: мощи Священномученика Илариона, мощи преподобной Марии Египетской, Владимирская икона Божьей Матери, точная копия Туринской плащаницы, крест с частицей животворящего креста Господня.
Валаамский монастырь
Точное время образования обители неизвестно, но уже в Х веке здесь жили и трудились монахи. Основателями монастыря принято считать преподобных Сергия и Германа. В ХI веке обитель ждали тяжелые испытания: шведские войска, на пути которых располагался монастырь, грабили и разрушали ее.
До 1661 Валаамский монастырь являлся примером иноческой жизни, здесь подвизались многие святые, вокруг появились скиты. Но шведские войска до основания разрушили монастырь, убили его насельников, построили себе дома, и собирались навсегда поселиться на острове. По всему Ладожскому берегу шведы уничтожали православные святыни. Только мощи святых покровителей монастыря преподобных Сергия и Германа оставались в могиле. Лишь в 1715 году по указу Петра I Валаамский монастырь начал восстанавливаться. Но в 1754 году монастырь сгорел дотла. Много невзгод и трудностей, взлетов и падений пришлось пережить монастырю и его насельникам.
В годы советской власти Валаамский монастырь, бывший когда-то столпом православной веры на севере России, находился в запустении. 14 декабря 1989 г. первые шесть монахов ступили на поруганную землю древней обители. К 1993 году братия монастыря уже составляла 150 человек. В наше время Валаамский монастырь занимает почетное место на карте России. Восстановлены храмы и скины, развивается сельское хозяйство, действуют гостиницы, подворья. Множество туристов в летнее время устремляются к берегам Ладожского озера.
Соловецкий монастырь
“Северный Афон” – так часто называют эту святую обитель. Условия для жизни здесь невероятно суровые, температура в июле около +12°С.
В 1429 году иноки Савватий и Герман на лодке приплыли к Большому Соловецкому острову, где и поселились.
Самые страшные годы ждали Соловецкий монастырь в ХХ веке. Монастырь был закрыт, о на его территории был размещен Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, куда ссылали политических заключенных. Но около 60 человек братии не покинули монастырь, а добровольно приняли заточение и остались в Соловецком лагере.
Сколько человек было замучено и расстреляно на Соловках во время существования лагеря, сложно даже представить, среди них архиепископы, епископы, митрополиты. Более 30 новомучеников Соловецких были канонизированы в 2000 году Архиерейским Собором.
В 1990 году началось возрождение Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
Святыни монастыря: мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, частица мощей святителя Филиппа, частица мощей святителя Маркеллы, ковчег с главой священномученика Петра(Зверева), икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия”.
А если поподробнее?
Один из первых монастырей на Руси был основан на берегу величественной реки Волхов. Инициатива возведения здесь здания, посвященного религиозной культуре, как известно из исторических анналов, принадлежит Ярославу Мудрому. Первоначально поставили небольшую церковь из натурального дерева, а спустя некоторое время строение разрослось, а его предназначение несколько изменилось – так и появился Юрьев монастырь. В древние времена любой монастырь был не просто местом поклонения богам, но еще и крепостью, защищавшей простой люд при вторжении врага. Осада стен настоящего монастыря отнимала много времени, очень часто заканчивалась ничем. Так сложилось, что монастыри первыми принимали удар противника при очередном военном конфликте.
Одновременно с защитной функцией значимой была образовательная. Известно, что первый на Руси монастырь был основан на берегах Волхова не только с целью защиты простого люда. В те времена это был ключевой просветительский центр. В монастырских стенах хранились древние книги, здесь обучали людей. Традиционно в стенах монастыря работали мастерские. Если жизнь простого люда становилась особенно тяжелой, служители делились с нуждающимися пищей и одеждой. Любой, кто испытывал сильную нужду, мог рассчитывать на содействие святых людей.
Знает вся страна
Обращаясь к периоду основания первых монастырей на Руси, стоит упомянуть принципиально важные строения в Суздали. И сегодня они почитаются как невероятное богатство, исключительно значимое культурное наследие. Как говорят некоторые историки, с Юрьевым монастырем за право считаться самым древним может посоперничать возведенный в Муроме – он назван Спасо-Преображенским. Этот монастырь создан специально для мужчин. Даже если он и не является древнейшим, он определенно принадлежит к перечню самых старых, важных, значимых для культуры, истории и религии. Отличительная особенность – большое разнообразие сохранившихся с давних времен икон с нетипичными сюжетами. Чтобы увидеть эти прекрасные иконы, люди приезжают в Муром со всей планеты.
Развитие и рост
Постепенно первый монастырь на Руси растет, ширится. Пещеры постепенно меняют свое предназначение – они становятся местами упокоения, реликвариями. Чтобы побывать здесь, паломники приезжают из самых разных удаленных уголков мира. Более всего в монастыре почитают Феодосия Печорского, Антония. Набеги врага раз за разом приводят к разорению, но в 12-м столетии решено защитить строение мощными стенами, дабы святые люди могли держать оборону. В 1240 Батый, однако, осаждает и побеждает город, берет под свою власть монастырь. В скором времени жизнь снова восстанавливается. В 1598 монастырь получает статус лавры, а с конца этого века и в начале следующего является центром конфликта православных католических священнослужителей. В конечном счете именно православные сохраняют лавру за собой.
Современный вид великолепного монастыря – результат масштабных строительных работ, начавшихся в конце 17-го столетия и закончившиеся только в первой половине следующего. Впрочем, работа не прекращалась еще долгое время – много раз лавру достраивали, преимущественно придерживаясь стилистики классицизма.
Значение монастыря для Тамбовского края
В годы великих испытаний консистория брала на себя труд по сбору средств в пользу беженцев и пострадавших, а также в пользу семей, оставшихся без кормильца, на врачевание раненых и создание лазаретов в Отечественную войну 1812 года, во время Крымской кампании и в Первую мировую войну. В Казанском монастыре получали благословение сёстры милосердия, добровольно отправлявшиеся на фронт. Его колокола многократно созывали народ на молитвы о жертвах войны.
Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский.
Казанский Богородичный монастырь был крупным социально-общественным центром Тамбова. В течение столетий в архиве консистории накапливался уникальный документальный материал по истории духовной культуры и просвещения в крае.
Монастырь в 20 веке
Казанский мужской монастырь был закрыт 19 октября 1918 года «в связи с фактом выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Было разрушено монастырское кладбище, на котором были погребены выдающиеся личности города Тамбова. Исчезла каменная ограда, угловые башни.
В это же время под предлогом обветшания сооружения была разрушена величественная колокольня. Кирпичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне город Котовск), а колокола как памятники истории и культуры переданы Главнауке. На месте колокольни построено здание школы № 32.
Во время гражданской войны после Антоновского крестьянского восстания в Казанском монастыре советской властью был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания.
В Казанской церкви располагался филиал Госархива Тамбовской области. В целом более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.
Еще совсем недавно в Казанском соборе находилось учреждение: все внутреннее пространство собора было разделено бетонными плитами на этажи. Замечательная настенная живопись, выполненная в воздушных голубых тонах, к сожалению, пострадала. Когда перекрытия сняли, то дыры, пробитые в стенах, как раны, проступили на изображениях Христа, апостолов, воскрешенного Лазаря, напоминая о трагических страницах нашей истории.
Новые времена и новые места
По прошествии некоторого времени после появления первого монастыря на Руси христианская религия приобретает значительно более мощную, нежели ранее, основу. Религия распространяется за пределы Киева. Ее принимают в разных частях Древней Руси. Ктиторские учреждения находятся в абсолютной зависимости от того, кто выделяет на них деньги. Из летописей до наших дней дошла информация о нескольких достаточно обширных заведениях. Например, первый крупный монастырь на Руси, как считается, – это Киево-Печорский. Кроме него в Киеве в 12 столетии существовало еще 14 достаточно больших монастырей. Еще 26 было в Новгороде, четыре – в Пскове, три – в Чернигове. Летописи сообщают о 14 монастырях, существовавших в 12-м столетии во Владимиро-Суздальском княжестве. В те времена вера в Бога была исключительно сильной. Известно огромное количество случаев, когда князь не отправлялся на войну, пока не получал благословение святого отца. По этой причине западные народы стали именовать Русь Святой, ведь всякий город располагал монастырями, имел храм или несколько.