Почему женщинам нельзя на Афон и в некоторые мужские монастыри?


Итак, женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым

Как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу! Не чтила бы сонм святых жен и дев.

Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником. Богословие видит в нас людей! Людей, которые идут ко спасению, или людей, которые обрекают себя на гибель. Только такое деление.

Толкуя 15-е Правило Халкидонского собора, Вальсамон пишет: «То, о чем говорится в настоящем правиле, совершенно вышло из употребления; ибо ныне не рукополагают диаконис, хотя некоторые подвижницы не в собственном смысле и называются диаконисами; потому что есть правило, определяющее, чтобы женщины не входили во святый алтарь. Итак, та, которая не может входить во святый алтарь, каким образом будет исполнять обязанности диаконов?» Вот мы и споткнулись! Оказывается, есть правило, определяющее, чтобы женщины в алтарь не входили… Вот, кажется, и начинается дискриминация…

Можно ли ходить в храм после рождения ребенка

По законам церкви, после родов женщине тоже нельзя посещать храм. Она считается нечистой. Сорок дней проходит очищение молодой матери от нечистоты рождения. Затем родильница должна прийти в храм, чтобы священник над ней прочитал специальную молитву.

В молитве священник просит Всевышнего очистить молодую мать «от скверны телесной и скверны душевной». Только после этого родильнице можно снова посещать храм и проходить все церковные Таинства.

Не разрешается ходить в церковь и при месячных. Этот запрет связан с тем, что раньше, когда не было нижнего белья, женщины могли испачкать пол в храме.

Сегодня с одеждой все в порядке, но существует ли запрет на посещение храма? Единого мнения нет. Запрет появился во времена Ветхого Завета, но его никто не отменял. Священники разрешают заходить в храм, а вот приступать к совершению некоторых церковных обрядов лучше после окончания менструации.

Беременную женщину никто не осудит, если она придет в храм. Она может прикасаться к иконам, проходить обряд исповеди и причастия.

Поищем такое правило, чтобы понять, почему же женщинам не подобает входить в священный алтарь

Обратимся к Синтагме и посмотрим главу 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Читаем: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения».

Так вот, в чем дело! Оказывается, точно так же и мужчинам-мирянам запрещено входить в алтарь! Вот как говорит об этом 69-е Правило Шестого Вселенского собора: «Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.

Три главных святыни, куда женщинам вход запрещен

До нашего времени сохранились такие монастыри, где не бывала женская нога:

  1. Православные обители на Афоне;
  2. Лавра Саввы Освященного в Израиле;
  3. Монастырь Ставровуни на Кипре.

Святая Гора Афон

О том, что женщинам на Афон нельзя, знает почти каждый. Но как же возник этот запрет и насколько строго его соблюдают?

Святую гору еще называют земным уделом Богородицы. Считается, что единственная Женщина, нога Которой ступала на эту землю, — это Пресвятая Дева.

По преданию, в 49 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом в шторм попала на Афон — их корабль прибило к берегу. Пречистой так понравилась эта местность, что она даже попросила Господа сделать Святую Гору Ее уделом. Бог сказал, что Афон станет не только Богородичным земным уделом, но и пристанищем для желающих спастись.

Длительное время только некоторые пустынники находили на Святой Горе уединение. Но в начале VIII века их количество значительно возросло. В 963 году был основан первый монастырь — Великая Лавра. Со временем Афон превращается в своего рода монашеское государство.

В наше время на Святой Горе находится 20 действующих монастырей, в которых проживает около 1500 иноков и насельников. Чтобы паломнику попасть на Афон, нужно получить специальную визу — даимонитирион. Она доступна только для мужчин и детей мужского пола. Женщинам на Афон нельзя. Не только в монастыри, но и вообще на территорию Святой Горы.

С Афоном связано много сказаний о конце света. Согласно одному из них, если женщинам разрешат вход на Святую Гору, скоро наступит конец света.

Лавра Саввы Освященного

Это один из самых древних монастырей. Он расположен среди Иудейской пустыни. Считается, что еще в 484 году Савва Освященный основал эту обитель. Кроме святого Саввы, в монастыре подвязались многие прославленные подвижники. Среди самых известных — Иоанн Дамаскин, с которым связана история образа Богородицы «Троеручица», и Иоанн Молчальник.

За более чем 15 веков здесь никогда не угасала монашеская жизнь: даже в самые тяжелые моменты лавра не закрывалась. Время идет, но жизнь в монастыре не меняется, градус строгости не понижается. Мало того, что в лавру, как и на Афон, женщинам нельзя, здесь еще не пользуются электрическим светом и мобильной связью, богослужения служат ночью, а исповедует братию и всех желающих только сам игумен.

Монастырь Ставровуни на Кипре

Интересно, что основательницей обители считается женщина. Это была равноапостольная царица Елена, которая в 327 году во время шторма остановилась у острова. Идею об основании здесь обители ей подсказал Ангел. Царица, высадившись на берег, заметила пропажу креста благоразумного разбойника. Но затем увидела святыню на вершине находившейся рядом горы. Здесь она основала обитель, на которую пожертвовала крест раскаявшегося разбойника и частицу Животворящего Древа Господнего с одним гвоздем, которым прибывали Спасителя.

Со временем крест благоразумного разбойника украли, но часть Животворящего Древа осталась в обители. Сегодня эта частица считается самой большой святыней Ставровуни.

Монастырь неоднократно поддавался грабежам и разрушениям, на определенный период переходил в руки католиков. Сегодня он принадлежит Кипрской Православной Церкви и открыт для посещения. Правда, только мужчинам. Женщинам вход запрещен. Они могут только входить в храм всех кипрских святых, находящийся недалеко от монастыря Ставровуни.

Предлагаем вам посмотреть фильм о жизни на Святой Горе, откуда вы узнаете, почему женщинам на Афон нельзя и как выглядит жизнь монашеской республики изнутри:

Давайте постараемся понять: почему мирян не пускает Правило в алтарь

Думаю, что и искать поясняющих правил не надо: и так ясно! Святилище необходимо для того, чтобы в нем священнодействовали. Его отделили от пространства храма для того, чтобы это место было не только особо свято, но и чтобы не допускать в нем бесчиние и толчею, какая бывает в случае большого количества людей в церкви, особенно на праздники.

В алтаре должно быть сосредоточие молитвы и исключительный порядок. Это особенно важно в виду того, что на святой трапезе Чаша с Божественной Кровью! На трапезе — Агнец Божий в виде Хлеба! Никто никого не должен подтолкнуть по неосторожности, но во всем внимание и благоговение.

Если же в алтарь станут входить миряне, то алтарь станет местом проходным, и вскоре начнется беспорядок и неудобство при священнодействии!

И сегодня можно видеть, как досаждают подчас миряне священникам, вышедшим по какому-либо делу из алтаря. Каждому надо что-то сказать, спросить, какую-то записку сунуть с множеством объяснений, а то и подарок всучить, а порой замечание или жалобу с возмущением высказать. Некоторые пытаются свои обычаи заводить на месте своего стояния… И все это может войти в алтарь!

Потому вполне мудрое решение было Святых отцов о том, что в алтаре должны находиться только служащие Святым Тайнам!

Что такое алтарь?

Алтарь в церкви

В алтаре расположен престол, на котором находятся Евангелие, антиминс и крест. Эти предметы необходимы во время богослужения.

Несо­вер­шен­ства

Мы про­вели неболь­шой опрос мужчин отно­си­тельно того, какие типич­ные каче­ства женщин можно было бы назвать «несо­вер­шен­ствами». Наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щи­еся ответы:

  • излиш­няя эмо­ци­о­наль­ность
  • болт­ли­вость
  • ало­гич­ность мыш­ле­ния и пове­де­ния
  • излиш­нее вни­ма­ние к внеш­но­сти – своей и не только
  • жен­щина пред­по­чи­тает обсуж­де­ние обду­мы­ва­нию и ана­лизу
  • склоч­ность
  • завист­ли­вость

В общем и целом можно ска­зать: неса­мо­сто­я­тель­ность и неса­мо­до­ста­точ­ность женщин – как след­ствие того, что жен­щина была создана как помощ­ник муж­чине, а не сама по себе

Только ребро или целая поло­вина?

По одному из тол­ко­ва­ний Библии Бог сотво­рил жен­щину не из муж­чины Адама, а из чело­века Адама, раз­де­лив его на две поло­винки: муж­скую и жен­скую. Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний так ком­мен­ти­рует этот отры­вок: «Пере­воды Библии часто гово­рят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврей­ский текст пред­ла­гает другие пере­воды, один из кото­рых гово­рит не о ребре, а сто­роне. Бог не отде­лил ребро, а раз­де­лил две сто­роны, две поло­вины, жен­ское и муж­ское. Дей­стви­тельно, когда чита­ешь текст по-еврей­ски, ясно ста­но­вится, что гово­рит Адам, когда лицом к лицу встре­ча­ется с Евой. Он вос­кли­цает: она жена, потому что я муж (Быт.2:23). По-еврей­ски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в муж­ском и жен­ском роде. Они вместе состав­ляют чело­века, и они видят друг друга в новом богат­стве, в новой воз­мож­но­сти пере­рас­тать то, что уже дано, в новую пол­ноту.

Куда исчезли диа­ко­ниссы

Диа­ко­ниссы как особое жен­ское цер­ков­ное слу­же­ние появи­лись около IV века по Рож­де­стве Хри­сто­вом (хотя о диа­ко­ниссе Фиве упо­ми­на­ется в Посла­нии апо­стола Павла к рим­ля­нам, исто­рики счи­тают, что в то время чин постав­ле­ния в диа­ко­ниссы еще не сло­жился). В после­ду­ю­щей визан­тий­ской тра­ди­ции диа­ко­нис­сами могли стать неза­муж­ние жен­щины старше 50 лет: вдовы, девы, а также мона­хини. Поря­док чинов руко­по­ло­же­ния диа­ко­ниссы и диа­кона почти не раз­ли­чался (но молитвы постав­ле­ния, конечно, были раз­ными) – диа­кону в конце постав­ле­ния вру­чали Чашу, и он шел при­ча­щать веру­ю­щих, а диа­ко­нисса ста­вила Чашу обратно на св. пре­стол. Этим выра­жа­лось то, что диа­ко­нисса не имела бого­слу­жеб­ных обя­зан­но­стей (един­ствен­ная извест­ная само­сто­я­тель­ная роль диа­ко­нисс в бого­слу­же­нии была свя­зана с соблю­де­нием бла­го­при­стой­но­сти при Кре­ще­нии женщин: после того, как епи­скоп или свя­щен­ник воз­ли­вал св. елей на лоб кре­ща­е­мой, осталь­ные части тела пома­зы­вала диа­ко­нисса). Диа­ко­ниссы выпол­няли адми­ни­стра­тив­ные функ­ции в бла­го­тво­ри­тель­ных учре­жде­ниях, руко­во­дили жен­скими общи­нами. В Визан­тии диа­ко­ниссы про­су­ще­ство­вали до XI века (к этому вре­мени диа­ко­нис­сой могли стать лишь схи­мо­на­хини), на Западе они исчезли при­мерно на пол­ты­ся­че­ле­тия раньше – во многом из-за раз­ру­ше­ния той соци­аль­ной струк­туры, в рамках кото­рой тре­бо­ва­лись. В Визан­тии необ­хо­ди­мость в диа­ко­нис­сах отпала по схожим при­чи­нам – соци­аль­ные бла­го­тво­ри­тель­ные инсти­туты пере­стали испы­ты­вать в них потреб­ность. Позже инсти­тут диа­ко­нисс не вос­ста­нав­ли­вался, так как в них не было необ­хо­ди­мо­сти. Правда, несколько диа­ко­нисс было руко­по­ло­жено свя­ти­те­лем Нек­та­рием Эгин­ским (1846–1920), осно­ва­те­лем жен­ского мона­стыря на гре­че­ском ост­рове Эгина, но этот опыт не имел про­дол­же­ния. В России диа­ко­нисс нико­гда не было – в древ­ней­шей сла­вян­ской руко­писи чинов руко­по­ло­же­ний (архи­ерей­ский Треб­ник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин постав­ле­ния диа­ко­ниссы отсут­ствует.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: