Для чего нужен колокольный звон в церкви?
Фото: Flickr.com
В колокола звонят не для того, чтобы привлечь внимание. Каждый колокольный звон содержит определенный смысл. Главными целями звона являются:
- Оповещение о начале церковной службы и приглашения верующих на богослужение.
- В определенные моменты службы звон подчеркивает торжественность и важность происходящего в храме.
- В праздники звон выражает духовный подъем и радость верующих.
- Во время отпевания звон выражает печаль по ушедшему, но и радость в том, что он перешел к лучшей жизни.
Виды звона – благовест, перезвон, перебор, трезвон
Полной классификации всех звонов в науке пока не существует. В звонах много разночтений т.к . звон – устная традиция и немаловажными являются местные традиции.
Несколько примеров благовеста:
Одиночные удары характерными чертами которых являются ровность, мерность, настойчивость.
Одиночные удары, переходящие в трезвон (не благовест в чистом виде) Кафедральный собор богоявления в Елохове
Частый благовест ( звон в оба края колокола+ зазвонные – единый комплекс) Благовест
Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “…не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней… Он, собственно, уже есть Богослужение” —
говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше:
в великие праздники —
в праздничный колокол
перед воскресными службами —
в воскресный колокол.
Звонарю, как следует из указаний “Типикона”, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. “Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания…”
(“Типикон”, гл.1).
Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.
Должность звонаря, как видим из указания, исполняет параекклесиарх — в современном варианте — пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.
Рекомендуется звонарю во время благовеста читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. “Та же восходя ударяет в великий ком-пан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю”
(“Типикон”, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь это время уменьшилось (из-за того, что звон теперь несёт в себе более символический, нежели практический смысл) и составляет примерно 10 минут, в начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный (если удары слишком редки), или тревожный (в случае очень частых ударов).
мплекс).
Перезвон –восходящий последовательный медленный от самого большого низкого колокола к самому маленькому высокому
Перебор – нисходящий последовательный медленный от самого малого колокола к самому большому
Перебор
Перебор — погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.
При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Трезвон –звон в два колокола и более. Необходимо помнить главное деление – праздничный и постовой
Трезвон
Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы — Вечерня, Утреня и Литургия. Поэтому:
перед Вечерней
совершается трезвон в
один
приём;
перед Утреней,
поскольку это вторая служба, трезвон
в два
приёма;
перед Литургией — в три.
Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые —«Красный звон»
и
«Звон в двои».
О “Красном” звоне можно сказать следующее: в “Типиконе” встречается выражение: “звон в красных”
(“Типикон”, гл.49; В среду 5-й седм.)-
В данном случае указывается на употребление колоколов средних, не больших, поскольку Четыредесятница ещё не закончилась.
«Красными» в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово “красный” имеет в церковно-славянском языке значение “красивый, миловидный, прекрасный». Например, при пении в приуготовительные к Великому Посту воскресные всенощные псалма 136-го “На реках Вавилонских…” в “Типиконе” указано: «Поем со аллилуею красною».
Думается, не будет грубой ошибкой считать, что “красным” именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества, ликования.
“Вообще же следует к Вечерням, Утреням и Литургиям звонить без всякого излишества” —
указывается в «Учебном уставе» со ссылкой на определение Св. Синода.
Звон «в двои» совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному.
Звонят «в двои» ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.
Последовательные удары в колокола используются в богослужебной практике для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.
Мелизм –мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии
Простая трель– игра шестнадцатыми
Быстрая трель –исполняется тридцать вторыми
Форшлаг –мелизм, состоящий из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку, исполняемых за счёт его длительности
Короткий фаршлаг– исполняется колоколами одной группы
Длинный форшлаг –исполняется с применением вспомогательных колоколов из других групп
Билет№6
Виды звона
Существует большое количество звонов:
Будничный – трезвон простой,с использоанием будничного благовестника без особых украшений
Праздничный – как правило долгий, красивый звон с возможностью использования всех благовестников
Пасхальный – особый праздничный трезвон
Красный – от Пасхи до Фоминой седмицы
Встречный трезвон – чаще всего применяется при встрече владыки ( за 15мин благовест, при появлении машины – праздничный трезвон (при встрече владыки перед храмом настоятелем — звон останавливается, когда владыко входит в храм снова праздничный звон минуты 3-4)
Малиновый звон – 1 В Бельгии есть город Мехелен (в другой транскрипции – Малин), славившийся своими красивыми звонами.2.Короленко – «Слепой музыкант»: малиновый цвет – смягченный красный. И звон такой же мягкий, не в новые колокола,имеющийэмоциональную окраску по аналогии с малиновым цветом.
Водосвятный – перезвон+трезвон на освящение воды.(Перезвон по 7 ударов с прересечением начиная с 4го удара). В разных уставах количество ударов при перезвоне разнится(рекомендуется следовать местным традициям ). При погружении креста – праздничный трезвон.
Полиелейный – во время служб с полиелеем, с использованием полиелейного благовестника.
На перемещение иконы – три удара – в путь трогаются, и перезвоном встречают (Новосибирский вариант)
Набатный звон – производился во время пожара, при нападении врагов и при других бедствиях. Представляет собой тревожный частый звон в один не самый большой колокол. Царь Алексей Михайлович издал указ для Москвы о набатных звонах. В этом указе прописывалось, как можно определить месторасположение пожара по способу звона – определяли районы, отрезки улиц, где был пожар.
Вечевой – для собрание всего народа на вече – Новгорд, Псков, Москва.
Метельный – прерывистый звон в непогоду в один не самый большой колокол, для ориентира заблудившимся путникам
Звон на отпевание: погребение мирян – перебор от малого колокола к большому с последующим ударом «во вся». При выходе процессии из храма – трезвон(не быстрый, торжественный). В минском уставе погребение иереев, иеромонахов, архимандритов и Архиереев –при шествии к храму сначала ударяют в праздничный благовест 12раз, затем перебор с малог до большого колокола с ударом во вся и снова 12благовестов и т.д до внесения усопшего в храм. При внесении в храм – трезвон. По прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При выносе усопшего из храма: 12благовестов, перебор и т.д а при поставлении в могилу (или автомбиль) – трезвон
В уставе Н.Завьялова — Перебор
Перебор — погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.
При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Билет№7
Звоны великого поста – в будние дни великого поста совершается благовест( 3 первых удара до затихания, затем 40 ударов). На часах :
3 час – 3 удара с интервалом 10 -15сек в постовой благовестник
6 час – 6 ударов
9 час – 9 ударов
На изобразительных – звона нет
Перед повечерием – 12 ударов (с понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и сотворив поклон предстоятелю, исшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время совершается благовест в постный колокол.
В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных даров. Наиболее задаваемый вопрос: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»
Звон вдвои – звон в два колокола – постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.(из календаря звона И.Дроздихина) Или звон в два колокола – часовой и меньший поочередно(Н.Завьялов), есть ещё варианты, но рекомендуем звон используемый в уставе Н.Завьялова
В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем полиелей, на часех в компан не ударяем».
На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха.
В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.
К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и ещё потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается великий прокимен.
В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по 3 удара в каждый колокол ( на великом славословии ), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.
Указаний на это в типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софиского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.
Полной классификации всех звонов в науке пока не существует. В звонах много разночтений т.к . звон – устная традиция и немаловажными являются местные традиции.
Несколько примеров благовеста:
Одиночные удары характерными чертами которых являются ровность, мерность, настойчивость.
Одиночные удары, переходящие в трезвон (не благовест в чистом виде) Кафедральный собор богоявления в Елохове
Частый благовест ( звон в оба края колокола+ зазвонные – единый комплекс) Благовест
Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “…не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней… Он, собственно, уже есть Богослужение” —
говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше:
в великие праздники —
в праздничный колокол
перед воскресными службами —
в воскресный колокол.
Звонарю, как следует из указаний “Типикона”, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. “Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания…”
(“Типикон”, гл.1).
Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.
Должность звонаря, как видим из указания, исполняет параекклесиарх — в современном варианте — пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.
Рекомендуется звонарю во время благовеста читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. “Та же восходя ударяет в великий ком-пан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю”
(“Типикон”, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь это время уменьшилось (из-за того, что звон теперь несёт в себе более символический, нежели практический смысл) и составляет примерно 10 минут, в начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный (если удары слишком редки), или тревожный (в случае очень частых ударов).
мплекс).
Перезвон –восходящий последовательный медленный от самого большого низкого колокола к самому маленькому высокому
Перебор – нисходящий последовательный медленный от самого малого колокола к самому большому
Перебор
Перебор — погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.
При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Трезвон –звон в два колокола и более. Необходимо помнить главное деление – праздничный и постовой
Трезвон
Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы — Вечерня, Утреня и Литургия. Поэтому:
перед Вечерней
совершается трезвон в
один
приём;
перед Утреней,
поскольку это вторая служба, трезвон
в два
приёма;
перед Литургией — в три.
Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые —«Красный звон»
и
«Звон в двои».
О “Красном” звоне можно сказать следующее: в “Типиконе” встречается выражение: “звон в красных”
(“Типикон”, гл.49; В среду 5-й седм.)-
В данном случае указывается на употребление колоколов средних, не больших, поскольку Четыредесятница ещё не закончилась.
«Красными» в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово “красный” имеет в церковно-славянском языке значение “красивый, миловидный, прекрасный». Например, при пении в приуготовительные к Великому Посту воскресные всенощные псалма 136-го “На реках Вавилонских…” в “Типиконе” указано: «Поем со аллилуею красною».
Думается, не будет грубой ошибкой считать, что “красным” именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества, ликования.
“Вообще же следует к Вечерням, Утреням и Литургиям звонить без всякого излишества” —
указывается в «Учебном уставе» со ссылкой на определение Св. Синода.
Звон «в двои» совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному.
Звонят «в двои» ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.
Последовательные удары в колокола используются в богослужебной практике для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.
Мелизм –мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии
Простая трель– игра шестнадцатыми
Быстрая трель –исполняется тридцать вторыми
Форшлаг –мелизм, состоящий из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку, исполняемых за счёт его длительности
Короткий фаршлаг– исполняется колоколами одной группы
Длинный форшлаг –исполняется с применением вспомогательных колоколов из других групп
Билет№6
Виды звона
Существует большое количество звонов:
Будничный – трезвон простой,с использоанием будничного благовестника без особых украшений
Праздничный – как правило долгий, красивый звон с возможностью использования всех благовестников
Пасхальный – особый праздничный трезвон
Красный – от Пасхи до Фоминой седмицы
Встречный трезвон – чаще всего применяется при встрече владыки ( за 15мин благовест, при появлении машины – праздничный трезвон (при встрече владыки перед храмом настоятелем — звон останавливается, когда владыко входит в храм снова праздничный звон минуты 3-4)
Малиновый звон – 1 В Бельгии есть город Мехелен (в другой транскрипции – Малин), славившийся своими красивыми звонами.2.Короленко – «Слепой музыкант»: малиновый цвет – смягченный красный. И звон такой же мягкий, не в новые колокола,имеющийэмоциональную окраску по аналогии с малиновым цветом.
Водосвятный – перезвон+трезвон на освящение воды.(Перезвон по 7 ударов с прересечением начиная с 4го удара). В разных уставах количество ударов при перезвоне разнится(рекомендуется следовать местным традициям ). При погружении креста – праздничный трезвон.
Полиелейный – во время служб с полиелеем, с использованием полиелейного благовестника.
На перемещение иконы – три удара – в путь трогаются, и перезвоном встречают (Новосибирский вариант)
Набатный звон – производился во время пожара, при нападении врагов и при других бедствиях. Представляет собой тревожный частый звон в один не самый большой колокол. Царь Алексей Михайлович издал указ для Москвы о набатных звонах. В этом указе прописывалось, как можно определить месторасположение пожара по способу звона – определяли районы, отрезки улиц, где был пожар.
Вечевой – для собрание всего народа на вече – Новгорд, Псков, Москва.
Метельный – прерывистый звон в непогоду в один не самый большой колокол, для ориентира заблудившимся путникам
Звон на отпевание: погребение мирян – перебор от малого колокола к большому с последующим ударом «во вся». При выходе процессии из храма – трезвон(не быстрый, торжественный). В минском уставе погребение иереев, иеромонахов, архимандритов и Архиереев –при шествии к храму сначала ударяют в праздничный благовест 12раз, затем перебор с малог до большого колокола с ударом во вся и снова 12благовестов и т.д до внесения усопшего в храм. При внесении в храм – трезвон. По прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При выносе усопшего из храма: 12благовестов, перебор и т.д а при поставлении в могилу (или автомбиль) – трезвон
В уставе Н.Завьялова — Перебор
Перебор — погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.
При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Билет№7
Звоны великого поста – в будние дни великого поста совершается благовест( 3 первых удара до затихания, затем 40 ударов). На часах :
3 час – 3 удара с интервалом 10 -15сек в постовой благовестник
6 час – 6 ударов
9 час – 9 ударов
На изобразительных – звона нет
Перед повечерием – 12 ударов (с понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и сотворив поклон предстоятелю, исшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время совершается благовест в постный колокол.
В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных даров. Наиболее задаваемый вопрос: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»
Звон вдвои – звон в два колокола – постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.(из календаря звона И.Дроздихина) Или звон в два колокола – часовой и меньший поочередно(Н.Завьялов), есть ещё варианты, но рекомендуем звон используемый в уставе Н.Завьялова
В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем полиелей, на часех в компан не ударяем».
На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха.
В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.
К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и ещё потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается великий прокимен.
В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по 3 удара в каждый колокол ( на великом славословии ), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.
Указаний на это в типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софиского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.
История колокольного звона
Фото: Flickr.com
С древности, чтобы призвать людей в храм на молитву, использовали какие-то предметы, способные давать сильный звук, который могли слышать во всех концах селения. Сначала это был один, сигнальный колокол. Но затем искусство колокольного звона развивалось, появились колокола больше и меньше по размеру, издававшие разные по силе и высоте звуки. Отливали колокола из разных металлов и сплавов, которые гармонично соединялись в резонансе между собой.
Цель колокольного звона в те времена была — собрать людей на молитву, так как она должна быть соборной, всеобщей. Люди должны вместе воздавать хвалу Господу в храме Божьем.
Легенды и исследования колокольного звона
Длительные исследования колокольного звона доказали, что в пространстве колокола вырабатывается положительная энергия. По легендам, колокольный звон спасал людей от эпидемий и негативной энергии.
Он по своей силе, мощи и красоте целителен для человека, он способен лечить душу и тело, восстанавливает энергетику, укрепляет физическое здоровье и гармонизирует психику.
При звучании колокольного звона пространство насыщается позитивной энергией, наполняя воздух энергией любви и добра. Звуковая волна распространяется в виде креста. Колокола представляют собой генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, его используют для стерилизации пространства.
Таким эффектом обладает только живой звук. Известно, что звонари простудными заболеваниями не болеют. Аудиозапись колокольного звона можно слушать дома, где часты ссоры и конфликты, он очищает пространство от негативной энергии.
Какой бывает колокольный звон?
Звон в России отличается от других стран. На Руси с древности звонницы устраивались так, что звук извлекался не во время раскачивания колокола вместе с языком. В наши колокола – били — то есть, колокол был неподвижен, а язык ударял в него, раскачиваемый, как маятник, на веревке.
Разумеется, такой способ давал гораздо больше возможностей выразить в колокольном звоне свои чувства, звук был более тонким, предсказуемым и мелодичным. Также, как уже было сказано, множество размеров и форм колоколов, позволяли полностью соответствовать канонам и выдавать не только храмовые звоны, но и мелодии.
Колокольный звон восстанавливает ауру человека
Колокольный звон способен восстановить энергетическое поле человека. Во время наблюдений, было зарегистрировано увеличение симметрии и площади энергетического поля человека. Таким образом, было выявлено восстановление энергетики человека после прослушивания колокольного звона.
Кроме этого колокольный звон усиливает вибрацию окружающего пространства и человека. Происходит растворение отрицательной энергетики с низкой вибрацией, она дробится и выходит из биополя человека.
Колокольный звон способен войти в резонанс с энергетической системой человека, тем самым активизируя чакры и увеличивая энергетический потенциал человека. Сегодня уже нет сомнений благотворного воздействия колокольного звона на здоровье человека:
- он избавляет человека от стресса,
- способствует нормализации обмена веществ и деятельности сердечнососудистой системы,
- восстанавливает вегетативные дисфункции, которые сопровождаются страхами, депрессией и нарушением сна.
Виды колокольных звонов и их значение
Фото: Flickr.com
Каждый звон колоколов дает понять, какое событие по церковному календарю отмечается и что в данный момент происходит в церкви на богослужении.
Благовест
Эти словом обозначают отдельные, сольные удары в большой колокол. Они издаются в начале службы, во время Евхаристии на литургии. Если служится другая служба, то благовестом отмечается начало чтения Евангелия. Благовест может быть не только одиночный, но и входить в другие виды звона. Благовест тем длиннее и громче, чем важнее церковный праздник.
Трезвон
Для выражения радости и торжества исполняется звон в несколько разных колоколов одновременно. Его можно услышать после благовеста или перед началом важных праздничных богослужений. Звонят все колокола – большие (они называются благовесты), средние (их называют подзвонные) и малые (зазвонные).
Перезвон
Издается поочередными ударами в каждый колокол, начиная с большого и до самого малого. Это торжественный вид звона. Он употребляется только в некоторые дни страстной недели Великого Поста и при освящении воды в Крещение.
Перебор
Также поочередные удары в каждый колокол, но начиная с малого до большого. А затем сразу ударяют во все колокола. Это погребальный звон и издается он во время отпевания усопшего.
Колокольный звон — что он означает?
Колокольный звон — что он означает?
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.
БЛАГОВЕСТ
Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест в свою очередь делится на два вида: 1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и 2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол. Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.
СОБСТВЕННО ЗВОН
Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.
Звон во все колокола различается на: 1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.
Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.
В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.
2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.
3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.
4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ
1. Перед началом Всенощного Бдения – благовест, который заканчивается трезвоном.
2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения – утрени и выражает собою радость Рождества Христова — воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
В народе двузвон на всенощной называется «вторым звоном» (второй звон после начала всенощной).
3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: «Воскресение Христово Видевше»…) обыкновенно в руководствах этот звон именуется «звоном к Евангелию».
В народе трезвон на Всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном».
4. В начале пения песни Божией Матери: «Величит душа Моя Господа…» бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).
5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.
6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.
ЗВОН НА ЛИТУРГИИ
Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, – трезвон.
Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.
При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа – трезвон.
Затем во время Литургии полагается благовест при начале «Евхаристического канона», – самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.
У прот. К. Никольского, в книге «Устав Богослужения«, сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу…» Точно такое же указание имеется и в книге: «Новая Скрижаль«, Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.
На практик же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.
На юге России благовест к «Достойно» совершается обычно пред началом «Евхаристического канона», во время пения Символа Веры. (12 ударов, 1 удар на каждый член Символа Веры).
Благовест к «Достойно» в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: «Приимите, ядите…»
После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).
Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.
На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.
На Праздник Пасхи – Воскресения Христова:
Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода, а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон.
К Пасхальной Литургии – благовест и трезвон.
А на самой Пасхальной Литургии, во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон, по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном.
Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца Литургии до вечерни.
Во все Воскресные дни, от Пасхи до Вознесения, после окончания Литургии полагается совершать трезвон.
В Храмовые Праздники:
В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна – трезвон.
Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.
К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам – благовест постный в меньший колокол. Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м – шесть раз, перед 9-м – девять раз. Перед изобразительными и повечерием – 12 раз. Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.
На утрени Великого Пятка, которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию: к 1-му Евангелию – 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию – 2 удара, к 3-му Евангелию – 3 удара и т. д.
По окончании утрени, когда верующие несут «четверговский огонь» домой, полагается трезвон.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения: «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма – тотчас трезвон.
На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, т. е. медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат – тотчас трезвон.
Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: «Божественное Твое разумев истощение… во спасение людей Твоих…».
По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.
На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой – трезвон.
Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду – трезвон.
Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.
Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Как это и выражено в песнях при отпевании: «Вся суета человеческая, елика не пребывает по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. (Или как в другом песнопении поется: «единем мгновением, и вся сия смерть приемлет»). Тем же Христу бессмертному возопиим: преставленного от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище».
Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она то и выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.
В журнале «Православная Русь», в отделе «Вопросы и ответы», Архиеп. Аверкий, по поводу обычаев при отпевании и панихидах дал твердо-обоснованные разъяснения, которые безусловно должны касаться также и звона: «По нашему православному обычаю, совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях. Обычай совершать эти чинопоследования в черных облачениях проник к нам с Запада и совершенно несвойствен духу св. Православия, но тем не менее он довольно широко у нас распространился – настолько, что нелегко его теперь искоренить… Для истинного христианина – смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей коленопреклоненной молитве, читаемой на вечерни в день Пятидесятницы: «Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость» (см. Триодь Цветная).
Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более, что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.
Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм – трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор, оканчивающийся также трезвоном.
При отпевании и погребении Иереев, Иеромонахов, архимандритов и Архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон, также по прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон. В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.
В «Чиновней книге» указано, что при выносе патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка (Врем. Имп. Моск. Общ. Ист. и древн. 1852 г. кн. 15, стр. 22).
Недавно нам довелось узнать, что существовал еще один вид перебора – это по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого и затем одновременный удар всех колоколов. Это подтвердилось граммофонной пластинкой: «Ростовские звоны», записанной в Ростове, в 1963 году. На практике же нам не приходилось слышать такого звона, нет о нем указаний и в руководствах по звону. Поэтому мы не можем указать, где и когда он применялся.
Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).
Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.
Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.
Кроме того, следует также упомянуть о «всполошном» или «набатном» звоне, имеющем общественно-бытовое значение.
Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.
«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.
Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.
В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.
В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.
Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.
Из книги — «Основы богослужения Православной Церкви».
Похожее
Где можно послушать исцеляющий звон церковных колоколов
За исцелением лучше всего отправляться в намоленные места, такие как монастыри. К одному из наиболее почитаемых святых мест относится Оптина пустынь.
В Оптиной пустыни расположена уникальная звонница из дерева. Несмотря на то, что звонница была осквернена убийством иноков, паломники идут сюда постоянно в надежде на исцеление.
В Троице-Сергиевой лавре находится самая высокая на территории России колокольня – 90 метров.
Поклонники колокольного звона и просто желающие испробовать на себе его целебную силу могут посетить ряд тематических фестивалей. «Уфалийский благовест» состоиться в Верхнем Уфалее, Всероссийский фестиваль колокольного звона ежегодно проходит в Елабуге, а «Хрустальные звоны» можно услышать в Каргополе.
Люди верят в особые свойства колокольного звона и обращаются к нему за поддержкой, исцелением и очищением, видят в нем олицетворение надежды. Феномен колокольного звона поражает и завораживает.