Псалом 71 «Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву»


Текст молитвы псалом 71

Как и все молитвы сборника, текст псалма 71 был написан на древнееврейском. Позже молитва была переведена на все языки мира. Верующий человек может читать псалом 71 на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

О Соломоне, псалом Давиду

1 Бо́же, суд Твой царе́ви даждь, и пра́вду Твою сы́ну царе́ву:

2 суди́ти лю́дем Твои́м в пра́вде, и ни́щым Твои́м в суде́.

3 Да восприи́мут го́ры мир лю́дем, и хо́лми пра́вду.

4 Су́дит ни́щым людски́м, и спасе́т сы́ны убо́гих и смири́т клеветника́.

5 И пребу́дет с со́лнцем, и пре́жде луны́ ро́да родо́в.

6 Сни́дет я́ко дождь на руно́, и я́ко ка́пля, ка́плющая на зе́млю.

7 Возсия́ет во днех его пра́вда и мно́жество ми́ра, до́ндеже отъи́мется луна́.

8 И облада́ет от мо́ря до мо́ря, и от рек до коне́ц вселе́нныя.

9 Пред ним припаду́т Ефио́пляне, и врази́ его персть поли́жут.

10 Ца́рие Фарси́йстии и о́строви да́ры принесу́т, ца́рие Ара́встии и Сава́ да́ры приведу́т:

11 и покло́нятся ему вси ца́рие зе́мстии, вси язы́цы порабо́тают ему.

12 Яко изба́ви ни́ща от си́льна, и убо́га, ему́же не бе помо́щника.

13 Пощади́т ни́ща и убо́га, и ду́шы убо́гих спасе́т:

14 от ли́хвы и от непра́вды изба́вит ду́шы их, и че́стно и́мя его пред ни́ми.

15 И жив бу́дет, и да́стся ему от зла́та Арави́йска, и помо́лятся о нем вы́ну, весь день благословя́т его.

16 Бу́дет утвержде́ние на земли́ на версе́х гор, превознесе́тся па́че Лива́на плод его́: и процвету́т от гра́да я́ко трава́ земна́я.

17 Будет и́мя его благослове́но во ве́ки, пре́жде со́лнца пребыва́ет и́мя его, и благословя́тся в нем вся коле́на земна́я, вси язы́цы ублажа́т его.

18 Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев, творя́й чудеса́ Еди́н.

19 И благослове́но и́мя сла́вы Его во век и в век ве́ка, и испо́лнится сла́вы Его вся зе́мля: бу́ди, бу́ди.

На русском языке

О Соломоне, псалом Давида.

1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,

2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;

3 да принесут горы мир людям и холмы правду;

4 да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя,

5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.

6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;

7 во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;

8 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;

9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;

10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;

11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;

12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.

13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет;

14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;

15 и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его;

16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;

17 будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем все племена земные, все народы ублажат его.

18 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,

19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.

Читаем Псалтирь. Псалом 71

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 71-м псалме. Он имеет следующее надписание: о Соломоне, псалом Давиду, 71 и, по высказываниям святых отцов, является пророческим. И хотя он имеет надписание, что Давид посвящает псалом своему сыну Соломону (то, что мы услышим в этом псалме, в какой-то степени относится и к Соломону, как говорят святые отцы), но все же он полностью пророчествует о Пришествии Христа Спасителя на землю, о том, как все народы Земли примут Его, поклонятся Ему и принесут Ему свои дары.
Псалом удивительный, глубокий, очень ярко свидетельствует о пришествии Христа Спасителя на землю. Мы не раз с вами говорили о том, что всякий псалом, как и все Священное Писание, имеет не только буквальный смысл, но и таинственный. И вот эта прикровенность таинственная как раз и сокрыта в данном псалме различными образами и словами. Тот, кто знает Священное Писание, начинает понимать, что речь идет о Божественном Боговоплощении.

«Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву». Царем здесь называется Сын Божий, Который пришел на землю. Сыну цареву: кто же сын царя? Сын царя – это, конечно же, Господь наш Иисус Христос: Он не только воплотился от Бога Отца, но, самое главное, в земном понимании Христос явлен из рода царева – Он является в роду царя Давида.

«Судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде. Да восприимут горы мир людем, и холми правду». Нищими называются люди, которые находятся в неведении, но затем станут христианами и будут обладать духовной нищетой, которые сами, как говорят святые отцы, обнищают, чтобы служить Господу и быть вместе с Ним. Поэтому их здесь пророк так и называет. Господь будет судить людей Своих в правде, то есть каждому явит суд по той жизни, которую тот будет проводить. «Да восприимут горы мир людем, и холми правду». Здесь о горах и о холмах говорится как о некой возвышенности над землей, которые объемлют всю землю. Господь, Который придет, принесет мир людям Своим и правду в нашу жизнь, и этот мир будет распространяться не только в определенном месте, но и по всей Вселенной.

«Судит нищым людским, и спасет сыны убогих и смирит клеветника». Нищим называется весь род человеческий, а убогими называют тех, кто уверовал во Христа. Смирит клеветника – значит, смирит врага рода человеческого, смирит демонов, творящих неправду и возводящих всякую клевету: Священное Писание врага рода человеческого всегда называет клеветником.

«И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов». Когда мы говорим, что псалом имеет и буквальный, и таинственный смысл, то мы можем некоторые стихи этого псалма отнести и к Соломону – и он был сыном царя (как говорится в первом стихе, «и правду Твою сыну цареву»), он также проводил суд над людьми. Но вот этот стих (и пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов) говорит нам, Кто пребудет с солнцем – Кто вечно будет пребывать на земле, или Кто явился даже прежде солнца – это Господь наш Иисус Христос: Он был всегда и вовек, и прежде луны рода родов. Опять-таки, о безначальности и о вечности Сына Божия пророчествует Псалмопевец, то есть Он был прежде луны рода родов – задолго до явления луны.

«Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю». Это повествование, как Господь воплотился, пришел на землю. Ведь совершенно не слышно, как падает дождь на шерсть: она смягчает падение дождя. Когда начинается дождь, и изредка капает капля – ее тоже не слышно. Так и явление Христово было совершенно неслышно. Когда Господь пришел на землю – это не было какой-то стихией, не было каких-то разговоров: Он пришел совершенно тихо на эту землю. И вот о таком Его смиренном Воплощении, Пришествии на землю и пророчествует Псалмопевец, говоря, как Он тихо и смиренно родился от Пречистой Девы Марии: так, что земля даже не услышала Его Пришествия.

«Возсияет во днех eго правда и множество мира, дондеже отъимется луна». Здесь свидетельствуется, что Христос будет вовеки и во днех Его правда и множество мира будет на земле. Мир – это благодать, это благочестие, которое явится в сердцах людей.

«И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя». Чем будет обладать Господь? Всей Вселенной. Вся земля примет Его, вся земля услышит проповедь Христову. Почему говорится «от рек»? О какой реке идет речь? На еврейском языке Иордан всегда назывался во множественном числе. Поэтому святые отцы полагают, что здесь рекой называется Иордан. А «от рек до конец вселенныя» – потому, что от Иордана началось служение Господа нашего Иисуса Христа (в нем Он принимает крещение и на Него видимым образом сходит Дух Святой), и затем до конец вселенныя распространяется Его служение через проповедь святых апостолов, которые идут до конец вселенныя, проповедуя о Воскресшем Христе.

«Пред ним припадут Ефиопляне, и врази eго персть полижут». Кто припадут? Конечно, все народы земли. Под ефиоплянами (ефиопами) имеются в виду все языческие народы, которые придут и поклонятся Христу, припадут к Его стопам. В то же время святые отцы говорят о том, что под ефиопами можно понимать и врага рода человеческого, который также припадет к ногам воплотившегося Христа Спасителя. И врази eго персть полижут. Что значит полизать, или грызть землю? Конечно, они все будут побеждены и повержены на землю. Когда человек изранен, и рана его смертельна, то он от боли грызет землю: такое сравнение предсмертного мучения, предсмертной борьбы показывает Псалмопевец, и сравнивает с этим падение врага рода человеческого, демонов, которые ничего не смогут сделать, но будут повержены словом Божественной истины и земным служением нашего Господа.

«Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут». Кто примет Христа? Как Он будет воспринят на земле? Здесь Псалмопевец пророчествует о Христе Спасителе и говорит, как произойдет это служение. Служение будет великим и сильным – Его примут все царства мира, не только как Богомладенца Христа, а как Истинного Бога, Который пострадал за все человечество и тем принес спасение на землю и каждому человеку. Поэтому все цари принесут Ему свои дары и свое поклонение – «царие Фарсийстии и острова, которые раскинуты в море». То есть ни один, даже удаленный, кусочек земли не останется без проповеди Христовой, и все принесут в дар Господу свое служение, свое исправление, строительство храмов Божиих и так далее. «Царие Аравстии и Сава дары приведут». Сава – это один из городов Индии, как говорят святые отцы. Вот таким обзором Псалмопевец Давид пророчествует о Христе Спасителе.

«И поклонятся eму вси царие земстии, вси языцы поработают eму. Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника». Христу Спасителю все цари поклонятся. Царями в древности называли не только глав государств – царем называли того, кто возглавлял город, градоначальника, какого-то князя тоже называли царем: это тот, кто обладал определенной властью над определенным количеством людей. Так опять Псалмопевец показывает, что все цари земные, все царства земные (большие и малые) поклонятся нашему Спасителю: «Вси языцы поработают eму» – Христос просветит не только определенную часть людей, но просветит словом Своей Божественной истины всю Вселенную, все народы земли. И мы знаем, что в каждом народе есть христиане, поэтому поклонение Христу приносится и будет приноситься даже до конца нашей жизни. Мы видим, что у дальних народов, которые имели свои культуры, рождается христианская вера, и самое главное, появляется определенное количество христиан. Сегодня увеличивается число христиан даже в Китае, где их мало было. Сегодня официально значится 250 000 000 тех, кто исповедует христианскую веру.

«Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника». От кого же избавит Господь людей Своих – тех, кто принял Христа, исповедует Христа? От сильного – так называется враг рода человеческого, который причинял огромнейшее зло людям и не считался с человеком, применяя все возможные средства и свою огромную силу против человека. И Господь Своим Пришествием избавил человечество от безграничного влияния врага рода человеческого на все народы – те, кто становятся (и станут) христианами, говорит Псалмопевец, будут под особым покровительством Божиим, и Господь будет помогать им.

«Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет» – Господь спасет все народы, и нищие тоже. Нищими обычно назывались те, которые не имели отношения к избранному народу, были язычниками и стали христианами. О них Псалмопевец говорит: пощадит нища – как людей, которые не имели никакой добродетели в самих себе. Господь пощадит и убогих. Кого называют убогими? Убогим называют иудейский избранный народ, который был отвергнут Господом за то, что они отвергли Его: и душы убогих спасет.

«От лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя eго пред ними». Чье имя честно? Конечно, Христа. Для христиан нет больше и выше имени во всей Вселенной – как говорит святой апостол Павел, всякое колено поклонится Христу, и в этом поклонении будет прославляться имя Христово – оно выше, славнее, ведь Господь приносит спасение на землю, Он избавит души от всякой неправды, от всего лишнего и наносного, что человеку не нужно, призывая их к достойной, благодатной жизни во Христе Иисусе.

«И жив будет, и дастся eму от злата Аравийска: и помолятся о нем выну, весь день благословят eго». Имя Божие будет жить вовеки, и каждый христианин призывает имя Господне. И дастся eму от злата Аравийска: здесь святой пророк Давид, по выражению святых отцов, пророчествует о том, что придут волхвы, поклонятся Ему и принесут дары от злата Аравийска. В пустыне Аравийской действительно было очень много золота, и в то время она этим славилась. Но, опять-таки, святые отцы говорят больше о таинственном смысле: кто же принесет это золото, и что это будет? Это то богатство, которое будет выражено через устройство Церквей и через ту жертву, что будут приносить цари и народы в храм Божий, чтобы прославлялось имя Божие и благоустраивались святые Божии Церкви.

«Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод eго, и процветут от града яко трава земная» – везде на земле будет утверждение христианства, не только там, где равнина, где тихо, но даже на вершинах гор: мы знаем, что на горах подвизались многие подвижники, тем самым прославляли имя Христово, а кто-то даже устраивал храмы и монастыри на вершинах гор… «Превознесется паче Ливана плод eго». Ливан – это самая высокая гора, и она всегда белоснежная. Плодом, конечно, являются как христиане, так и вера Христова, и вера будет распространена по всей Вселенной. И процветут от града яко трава земная. Здесь опять говорится, что много людей примет христианство: как трава усеивает землю в огромном количестве, прорастает и тем самым создает земную красоту, так и христиане, принимая веру Христову, тоже становятся солью земли и украшают ее через добродетельную жизнь, подвиг, который они приносят своему Божественному Учителю. А этот подвиг и заключен в добродетельной жизни.

«Будет имя eго благословено во веки, прежде солнца пребывает имя eго: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат eго». Если мы говорим о благословении, то имя Божие будет благословляться, прославляться, ведь имя Его (здесь опять особо важно пророчество Псалмопевца) было еще прежде солнца: еще солнце не было создано, а имя Его было. Конечно же, здесь говорится о Второй Ипостаси Святой Троицы – Сыне Божием, и имя Его будет благословляться, через Него будет благословляться имя Отца Небесного, и благословятся в нем вся колена земная. Вси языцы ублажат eго – все народы земли будут прославлять имя Господа.

«Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един». Здесь псалмопевец Давид уже воссылает благословение Господу за то, что Он творит великие, славные чудеса: Он Сам приходит на эту землю и искупает род человеческий от греха, проклятия и смерти. В этом-то и заключаются те великие чудеса, которые Господь совершает: нет большего чуда, чем само Боговоплощение, Пришествие Его на землю – больше этого никто не может сделать, ведь в этом чуде заключена любовь Божия ко всему роду человеческому.

«И благословено имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля: буди, буди». Здесь Псалмопевец призывает нас благословлять имя Господне и прославлять Его во век и в век века, то есть из века в век, потому что Господь явил такую милость. И через прославление имени Божьего мы будем приближаться к Его благодати, и тогда исполнится славы Его вся земля – через прославление имени Господня будет освящаться и прославляться вся земля, так, что Царствие Божие будет на земле. Буди, буди, то есть, скорее приди, Господи, соверши то, что Ты задумал, потому что Ты так возлюбил род человеческий. И через эти слова «буди, буди» псалмопевец Давид еще и говорит: аминь, аминь – истинно так, да пребудет то, о чем Господь замыслил.

Вот такой удивительный псалом, свидетельствующий о Пришествии Христа Спасителя на землю, о том, что все народы примут Его и в каждом народе будут явлены христиане, которые будут радоваться той жизни, что Господь принес, – жизни добродетельной, жизни по заповедям Божиим, жизни, которая будет дарить им особое общение с Господом. И все царства земные принесут дары Ему – не только через видимое и материальное, а больше через духовную жизнь, которой будут жить христиане во всем мире. И видимые дары тоже приносятся через строительство святых храмов, через утверждение того, что прославляет христианство, а мы знаем, что оно прославляет: это и искусство, и культура, и все прочее, что связано с Христом и с Его Пришествием на землю.

Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарю за совместную беседу, и Бог даст, до новых встреч.

Записала Нина Кирсанова

История написания

Царь Соломон

Существует два варианта написания псалма 71. Первый вариант гласит о том, что текст был написан царю Давиду о будущем его сына Соломона. На закате лет и своего правления царь хотел видеть во главе страны своего лучшего сына и наследника, коим и являлся Соломон. Давид просит у Господа ума и мудрости, чтобы правление его было легким. Псалом описывает великое его правление, справедливые суды, как верой и правдой служили Соломону многие народы.

Но если верить другой версии, еврейской, это письмо Соломона. Говорят, что именно в царствование Соломона появился текст и отображает его идеальное царствование.

Для чего читают псалом 71?

Некоторые верующие, которые только начинают чтение псалмов, могут не знать для чего же читают псалом 71. Молитва зачитывается чаще всего во время сбора урожая с полей и садов. Как только в дом заносят плоды, текст псалма читают всей семьей. Господь обязательно благословляет принесенные дары земли. Обратиться к Богу с молитвенным словом можно:

  • С благодарностью к Господу;
  • С прошением благословения;
  • Для успехов в начинаниях и делах;
  • При материальных трудностях.

Толкование псалма 71

Псалом 71

Рассмотрим толкование псалма, обратившись к его отдельным стихам:

  • Стих 1: Начинается псалом с самого царя Соломона, его веры в то, что только Бог сможет помочь ему быть великим правителем. Ведь если Соломон будет справедливым и мирным правителем, значит его этим наградил Господь.
  • Стих 2: Царь Соломон отображается как наместник Господа. И именно с помощью него он может править Божьим народом.
  • Стих 3: Пусть мир будет в изобилии.
  • Стих 4: Господь всегда оберегал нищих и верующих. Конечно, и царь Соломон должен придерживаться Божьих канонов.
  • Стихи 5-7: Солнце и Луна неизменны для народа, из поколения в поколение. Они являются символом вечности. Пусть справедливый царь будет вечно править своим народом. Пусть его правление будет мирным, честным, благотворным.
  • Стихи 8-10: Если царь является наместником Господа, так пусть его владения разрастутся на весь мир. Падут все дикие народы, и все враги будут оказывать знаки почтения перед великим царем. Восток и запад соединятся в единой вере своему царю.
  • Стихи 11-15: Царь сможет править всем миром, но завоевать его нужно не насильственным путем, а мирным. Чтобы все народы подчинились добровольно. Великий царь будет защищать верующих, помогать нищим, нести добро, справедливость и веру. Царь дорожит каждым жителем своей необъятной страны.
  • Стихи 16-17: Если царь будет владеть всеми землями, то и вражда между народами прекратится. Наступит новая эра, в которой не будет места страданиям и злу. Каждый житель будет созидать прекрасное, его усилия направлены на создание новой культуры. Объединив усилия, народ сможет обрабатывать даже неплодородную почву и получать богатый урожай. Во многих городах население увеличится в несколько раз. Благополучие придет в каждый дом во время царствования правителя.
  • Стихи 18-19: Не слова самого автора молитв. Они были добавлены составителями, дабы почтить Господа и деяния великого царя.

Толкование церковного значения текста псалма 71

Комментариев нет

В православной Библии текст 71 псалма предваряет надпись «псалом Давида о Соломоне», что сразу дает нам представление о его содержании. Этот псалом – молитва царя Давида о своем сыне и наследнике престола, в котором он молит Бога даровать Соломону мудрость для управления государством и совершения справедливого суда над людьми. Толкование 71 псалма повествует, что у пророка Давида было девятнадцать сыновей только от законных жен, не считая наложниц, но к Соломону у него было особенное отношение, поскольку он был сыном его любимой жены, Вирсавии. Именно его он назначил престолонаследником, несмотря на то, что Соломон был одним из самых младших его сыновей.

Молитва псалом 71 в помощь садоводам и огородникам

Очень часто толкователи пишут о том, что христианский псалом 71 является пророческим псалмом. И действительно, в его тексте Давид описывает все черты Соломона, которые прославили его, как выдающегося правителя: мудрость и терпеливость. В 71 псалме царь предсказывает, что его преемнику будут служить все народы: так оно и было, при жизни Соломона Израильское царство сохраняло свое единство, но практически сразу после его смерти начались бунты, и государство распалось на Израиль и иудею. Читать и слушать текст православного 71 псалма издавна советуют над принесенным домой урожаем, чтобы Бог благословил его.

Слушать на видео православную молитву псалом 71 на русском языке

Читать текст христианского псалма 71 на русском языке

О Соломоне. Псалом Давида.

Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, — и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его; и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его; будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем все племена земные, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.

Православный Псалтырь, текст псалом 71 на церковно славянском языке

Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну цареву; судити людем твоим в правде и нищым твоим в суде. Да воспрiимут горы мир людем и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсiяет во днех eго правда и множество мира, дондеже отимется луна. И обладает от моря до моря, и от рек до конeц вселенныя. Пред ним припадут eфiопляне, и врази eго персть полижут. Царiе фарсiйстiи и oстрови дары принесут, царiе аравстiи и сава дары приведут; и поклонятся eму вси царiе земстiи, вси языцы поработают eму. Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет; от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя eго пред ними. И жив будет, и дастся eму от злата аравiйска; и помолятся о нем выну, весь день благословят eго. Будет утвержденiе на земли на версех гор; превознесется паче лiвана плод eго, и процветут от града яко трава земная. Будет имя eго благословено во веки, прежде солнца пребывает имя eго; и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат eго. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса eдин, и благословено имя славы eго во век и в век века; и исполнится славы eго вся земля; буди, буди.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: