Псалом 56 «Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя»


Текст молитвы псалом 56

Хвалебная песнь написана на древнееврейском. В храмах священнослужители используют текст псалом 56 «Для удачи во всех делах» на церковнославянском. В домашних условиях верующий может использовать псалом 56 на русском языке.

На церковнославянском языке

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегдаему отбегати от лица Саулова в пещеру

1 Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие.

2 Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне.

3 Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя, посла Бог милость Свою и истину Свою,

4 и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен, сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр.

5 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

6 Сеть уготоваша ногам моим и слякоша душу мою, ископаша пред лицем моим яму и впадоша в ню.

7 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей.

8 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано.

9 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех,

10 яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя.

11 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

На русском языке

К исполнению. Не погуби. Давида, для надписи на столбе, когда он убегал от лица Саула в пещеру.

1 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я буду надеяться, доколе не минует беззаконие.

2 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствовавшему мне.

3 Он послал с небес и спас меня, предал поношению попирающих меня. Послал Бог милость Свою и истину Свою

4 и избавил душу мою из среды молодых львов. Я уснул встревоженным: сыны человеческие, зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч.

5 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя.

6 Сеть приготовили ногам моим и согнули душу мою; выкопали пред лицом моим яму – и упали в неё!

7 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и воспевать во славе моей.

8 Пробудись, слава моя, пробудись, псалтирь и гусли. Я проснусь с рассветом!

9 Буду славить Тебя среди народов, Господи, воспевать Тебя среди племён.

10 Ибо возвеличилась до небес милость Твоя и до облаков – истина Твоя.

11 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя!

56:1-4 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру. 2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. 3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне; 4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.

И снова — Давид в бегах. Теперь от Саула. Укрытие его — пещера, упование на Бога и возможность размышлять. О чём размышляет Давид? О комфорте, в котором ему бы хотелось жить и царских чертогах? О множестве золота, скота, слуг, о прекрасных девах? Нет. Давид размышляет о том, что Бог непременно пошлёт ему милость и истину Свою: о справедливости Божьей — чаяния и размышления его. Давиду не нравится век сей – век случайностей и несправедливости. Он мечтает о будущем, о Божьем миропорядке, где никто не будет устрашаем негодяями. Это только в веке нечестивом — они часто притесняют Божьих служителей. Но времена перемен настанут для всех.

56:5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.

Давид, говоря о том, что душа его среди львов — имеет ввиду себя самого в окружении врагов, охотников за его жизнью, ибо и они — по сути хищники. Только зубы у них — в виде копий и стрел, а язык, которым они ранят Давида – словно острый меч. Все «охотники» за жизнями дождутся своего часа от Бога.

56:6,7 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! 7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и [сами] упали в нее.

Давид уверен в этом настолько, что уже словно видит ту самую яму, которую они копают для него, но наполнится она врагами Давида. Хотя в настоящий момент ему очень тяжело терпеть обстоятельства западни. Надежда на освобождение — большая сила и неважно, когда это освобождение наступит, главное, что оно непременно наступит.

56:8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.

Готово сердце Давида для того, чтобы петь Господу и славить Его – несмотря на стеснённые обстоятельства. Как видим, песня и хвала Богу не изливается из неподготовленного сердца: оно должно быть верующим и любящим Бога, наполненным песней Богу, чтобы было чем изливаться. Но и тесные обстоятельства — не помеха наполнению сердца и переполнения его — любовью к Богу.

56:9,10 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. 10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,

Давид сам себе даёт повеление воспрянуть духом и взбодриться: для того, чтобы всё претерпевать и при этом — восхвалять Бога не только словами песни, но и стойкостью к испытаниям – нужен оптимистичный настрой и бодрый дух. Унылый дух не способен ни к чему полезному.

56:11,12 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. 12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Давид желает, чтобы о Боге милости и истины узнали по всей земле, и это непременно однажды произойдёт. Но о Нём не только узнают, Бога Давида превознесут выше небес: признают все, кому надлежит жить в миропорядке Бога, что только он один – достоин чести, хвалы и славы.

История написания

Царь Давид

Песнь была написана царем Давидом. Времена были не легкие, тогда псалмопевец скрывался от Царя Саула. Автор был в отчаянии. Считается, что текст Псалом 56 написан во время скитаний в Одолламской пещере. Враги и предатели были повсюду, царь Саул отправил на поиски Давида многих своих воинов. В момент опасности Давид не забывал о своем Господе, он молился днями и ночами о своем спасении. Именно защита Всевышнего помогла Давиду пережить изгнание.

Комментарий

Историческое место действия этого псалма, как указано в его названии, — это бегство Давида в Гат, записанное в 1-я Царств 21: 10–15.[3] Это молитва о помощи против врагов, приписываемая царским обрядам, на что указывает толкование «народов» в стихе 7 как иностранных врагов, ссылки на национальную войну в стихах 1-2, 9, а также обеты и благодарственные приношения (стих 12), которые особенно подходят царю, а также ссылки на «смерть» и «свет жизни» (стих 13), связанные с царскими образами.[3]

Толкование псалма 56

Псалтырь

Многие не понимают смысла текста на церковнославянском. Рассмотрим толкование молитвы:

Стихи 1-3: Под крылом Господним всегда можно укрыться истинному праведнику. Верующий в любую минуту может попросить о помощи у Бога. Всевышний заботится о всех.

Стихи 4-6: Пошлет на Землю Бог свое снисхождение и истину. Поэтому Давид получил защиту и помощь. Он был незаслуженно изгнан из страны и обречен на скитания не за что. Пятый стих описывает врагов, которые гнались за Давидом. Даже если наступили самые тяжелые времена, только помощь Господ способна на чудеса.

Стихи 7-8: Обретя помощь, Давид обрел и душевный покой, его настроение улучшилось.

Стихи 10-11: Давид прославляет Бога за его милость. Последние строчки показывают нам, какая может быть любовь к Господу.

Текст

Версия Библии на иврите

Ниже приводится текст Псалма 56 на иврите:[2]

Стихиврит
1לַֽמְנַצֵּ֚חַ עַל־י֬וֹנַת אֵ֣לֶם רְ֖חֹקִים לְדָוִ֣ד מִכְתָּ֑ם בֶּֽאֱחֹ֨ז אוֹת֖וֹ פְלִשְׁתִּ֣ים בְּגַֽת
2חָנֵּ֣נִי אֱ֖לֹהִים כִּֽי־שְׁאָפַ֣נִי אֱנ֑וֹשׁ כָּל־הַ֜יּ֗וֹם לֹחֵ֥ם יִלְחָצֵֽנִי
3שָֽׁאֲפ֣וּ שׁ֖וֹרְרַי כָּל־הַיּ֑וֹם כִּֽי־רַבִּ֨ים לֹֽחֲמִ֖ים לִ֣י מָרֽוֹם
4י֥וֹם אִירָ֑א אֲ֜נִ֗י אֵלֶ֥יךָ אֶבְטָֽח
5בֵּֽאלֹהִים֘ אֲהַלֵּ֪ל דְּבָ֫ר֥וֹ בֵּֽאלֹהִ֣ים בָּ֖טַחְתִּי לֹ֣א אִירָ֑א מַה־יַּֽעֲשֶׂ֖ה בָשָׂ֣ר לִֽי
6כָּל־הַ֖יּוֹם דְּבָרַ֣י יְעַצֵּ֑בוּ עָלַ֖י כָּל־מַחְשְׁבֹתָ֣ם לָרָֽע
7יָג֚וּרוּ יִצְפּ֗וֹנוּ (כתיב יִצְפֹּ֗ינוּ) הֵ֖מָּה עֲקֵבַ֣י יִשְׁמֹ֑רוּ כַּֽאֲשֶׁ֖ר קִוּ֣וּ נַפְשִֽׁי
8עַל־אָ֥וֶן פַּלֶּט־לָ֑מוֹ בְּ֜אַ֗ף עַמִּ֚ים | הוֹרֵ֬ד אֱלֹהִֽים
9נֹדִי֘ סָפַ֪רְתָּה֫ אָ֥תָּה שִׂ֣ימָה דִמְעָתִ֣י בְנֹאדֶ֑ךָ הֲ֜לֹ֗א רָתֶֽךָ
10אָ֚ז | יָ֘שׁ֚וּבוּ אֽוֹיְבַ֣י אָ֖חוֹר בְּי֣וֹם אֶקְרָ֑א זֶ֥ה יָ֜דַ֗עְתִּי כִּֽי־אֱלֹהִ֥ים לִֽי
11בֵּ֣אלֹהִים אֲהַלֵּ֣ל דָּבָ֑ר בַּֽ֜יהֹוָ֗ה אֲהַלֵּ֥ל דָּבָֽר
12בֵּֽאלֹהִ֣ים בָּ֖טַחְתִּי לֹ֣א אִירָ֑א מַה־יַּֽעֲשֶׂ֖ה אָדָ֣ם לִֽי
13עָלַ֣י אֱלֹהִ֣ים נְדָרֶ֑יךָ אֲשַׁלֵּ֖ם תּוֹד֣וֹת לָֽךְ
14כִּ֚י הִצַּ֪לְתָּ נַפְשִׁ֡י מִמָּוֶת֘ הֲלֹ֥א רַגְלַ֗י מִ֫דֶּ֥חִי לְ֖הִתְהַלֵּךְ לִפְנֵ֣י אֱלֹהִ֑ים בְּ֜א֗וֹר הַֽחַיִּֽים

Версия короля Джеймса

Ниже приводится полный английский текст Псалма из Библия короля Якова.

Главному музыканту Йонат-элем-рекокима, Михтам Давида, когда Филистимляне взяли его в Гефе.

  1. Помилуй меня, Боже, ибо человек меня поглотит; он ежедневно сражается, угнетает меня.
  2. Мои враги будут ежедневно поглощать меня: ибо многие борются против меня, о Всевышний.
  3. Когда я боюсь, я буду доверять тебе.
  4. В Боге я восхваляю Его слово, Я уповаю на Бога; Я не буду бояться того, что плоть может сделать со мной.
  5. Каждый день они вырывают мои слова: все их мысли против меня за зло.
  6. Они собираются вместе, они прячутся, они отмечают мои шаги, когда они ждут мою душу.
  7. Удастся ли им избежать беззакония? в гневе Твоем низвергни народ, Боже.
  8. Ты рассказываешь о моих странствиях; влей слезы мои в склянку твою; разве их нет в твоей книге?
  9. Когда я взываю к тебе, тогда мои враги повернутся назад: это я знаю; для меня Бог.
  10. В Боге восхвалю я слово Его; в Господе восхвалю слово Его.
  11. Я уповаю на Бога: не убоюсь того, что может сделать со мной человек.
  12. Обеты Твои на мне, Боже: воздам Тебе хвалу.
  13. Ибо Ты спас душу мою от смерти; не спасешь ли ноги мои от падения, чтобы я ходил пред Богом в свете живых?

Нумерация стихов

в Еврейская библия, Псалом 56: 1 содержит обозначение
Главному музыканту Ионаф-элем-рекокима, Михтаму Давидскому, когда филистимляне взяли его в Гефе.
(KJV)

С этого момента Псалом 56: 1–13 в английской версии соответствует стихам 2–14 в тексте на иврите.

Какие псалмы читать на удачу

Псалтырь — удивительная книга и располагает разнообразием текстов на любые жизненные ситуации. Среди молитвенных текстов много псалмов на удачу и везение:

  • 26, 37, 90 – для владельцев бизнеса;
  • 3, 39, 10, 76 – для налаживания взаимных отношений с сотрудниками, устранения трудностей в общении с руководством;
  • 62, 73 – для помощи в поиске работы;
  • 52, 27 – для заработка крупной суммы денежных средств;
  • 13, 24, 78, 143 — когда имеются сомнения в принятии решения;
  • 1, 3, 9, 22, 99, 126 — на благополучное решение дела и исполнение желания.

Псалмы на деньги и удачу:

  • 37 — для улаживания дел и притягивания денег;
  • 3, 27, 49, 52 — на денежный успех;
  • 16, 24, 119, 137 — на выход из тяжелых обстоятельств;
  • 29, 44, 67, 29, 127 — для взаимовыгодного сотрудничества;
  • 14, 18, 73, 94 — для укрепления дела;
  • 11, 47, 89, 93 — на выход из бедности;
  • 7, 99, 138, 144 — для удачной торговли;
  • 1, 6, 18, 133 — на избавление от денежных проблем;
  • 3, 5, 77, 110 — для удачного вложения денег;
  • 29, 54, 60, 81 — для удачи в делах;
  • 1, 15, 37, 48, 126, 22, 99 — на богатство;
  • 3, 40, 69, 120 — от мошенников и разорения;
  • 53, 39, 15, 70 — для избавления от неудач;
  • 5, 43, 70, 84 — для преодоления несчастий;
  • 4, 41, 59, 120 — для начинания дела;
  • 10, 39, 69, 84 — для помощи богатых благодетелей;
  • 3, 5, 81, 122 — чтобы дали займа;
  • 45, 95, 39, 111 — чтобы все надежды оправдались.

Псалмы на удачу в работе:

  • 31, 37, 49, 83 — для поиска работы;
  • 11, 18, 43, 56 — для выбора цели;
  • 1, 99, 126, 150 — для высокого мастерства;
  • 3, 8 30, 79 — для получения снисходительности у руководителя;
  • 18, 30, 84, 127 — стать успешным в деле;
  • 78, 29, 130 — для выбора профессии;
  • 3, 10, 39, 76 — для уважения и почёта на службе;
  • 18, 44, 69, 137 — о выборе правильного пути;
  • 33, 44, 75, 89 — устранить придирки со стороны руководителя;
  • 17, 31, 88, 126 — чтобы у всех родственников была работа;
  • 19, 39, 126, 148 — чтобы коллеги не завидовали и не строили интриги;
  • 15, 67, 118, 120 — о трудолюбии;
  • 14, 27, 93, 131 — на обучение ремеслу;
  • 3, 44, 51, 100 — о дружном коллективе;
  • 9, 17, 40, 49 — на почёт и уважение на работе;
  • 3, 72, 94 — от подделки и обмана с документами;
  • 17, 30, 61, 94 — для взаимопонимания с должностным лицом.

Толкование

В тексте псалма 65 стихи 1-9 обращены к “народам”, стихи 10-12 – к Богу.

  • Стих 1-4: Вся земля (т. е. все ее обитатели) призываются славить Господа радостными восклицаниями и пением – по причине удивительных дел, явивших миру несравненную Его силу, противостать которой не могут враги Его.
  • Стих 5-7: Как примеры таких дел приводятся переход евреев через Чермное море, а затем переход их через реку Иордан (стих 6). Поразительные эти факты, как и многие другие, имевшие место в истории Его народа, становились достоянием язычников, в окружении которых существовал Израиль, и это не могло не производить на них сильное впечатление. Псалмопевец призывает языческие народы понять, что в могуществе Своем (стих 7) Бог евреев владычествует… вечно и над ними; да не возносятся мятежники! – восклицает он.
  • Стих 8-9: На основании всего сказанного прежде (повторяется мысль о сохранении Господом еврейского народа: стих 9) псалмопевец призывает все народы славить и хвалить Его (стих 8).
  • Стих 10-12: Тут в образной форме передана мысль о том, что через многие тяжкие испытания, опасности, невзгоды, рабское состояние (положил оковы на чресла наши), вражеские осады или осаду (Посадил человека на главу нашу; некоторые полагают, что в стихе 12 подразумевается осада Иерусалима при царе Езекии ассирийским царем Сеннахиримом, – 4-Цар. 18-19) провел Господь Свой народ, подвергая его мучительной для него переделке (Ты… переплавил нас, как переплавляют серебро: стих 10). Но Ты же вывел нас затем на свободу, с благодарностью восклицает псалмопевец.
  • Стих 13-15: В благодарность за избавление (подразумевается в стихе 13; сравните с “Ты вывел нас на свободу” в предыдущем стихе) псалмопевец выражает намерение войти в дом Божий со всесожжениями – во исполнение своих обетов, которые произнес в дни скорби своей (стих 14).
  • Стих 16-20: Призыв к еврейскому народу прийти и послушать, что сотворил Бог для псалмопевца по молитве его. Я воззвал к Нему, и услышал… меня Господь и внял гласу моления моего, говорит он, потому что сердце мое было чисто перед Ним (со. Прит. 28:9; Ис. 59:2). В этой части псалма подчеркнуто звучит мысль о необходимости “приходить” к Господу с искренней молитвой и сердцем, очищенным от греха. Только тогда Он слышит и не отвращает от молящегося милости Своей. Благословен Бог, слышащий и милующий! – завершает свою благодарственную песнь псалмопевец.

Толкование

В каждом стихе псалма содержится важная информация и прямое обращение к Богу:

  • Стих 1-4: Во времена Давида воды считались символом беды. Он так и сообщает Господу, что воды дошли «до ушей его», что означает – скрыли доступ к кислороду. Мало того, он заходит в воды всё глубже и глубже, а земля под ногами зыбкая, так что, даже не на что опереться. В это время Давид обращается к Господу с молением, но «гортань пересохла». Это означает сильный вопль, обращенный к Создателю, наивысший уровень напряжения молитвы.
  • Стих 5: Давид рассказывает о количестве врагов, которых не счесть как волос на голове. О требовании ответить за дела и проступки, которых он не совершал. Саул говорил, что Давид намеревается убить его, чтобы получить власть и распоряжаться ею единолично. В то же время Давида уже помазали на царство, но он вовсе не помышлял о смерти прежнего царя. На самом деле популярность Давида среди народа предопределена Богом, а не честолюбием.
  • Стих 6-13: Автор псалма 68 сообщает Создателю прямым текстом, что поношение несёт ради Него. Все грехи Давида видны, и нет среди них таких, чтобы послужили причиной гонений. В то же время автор выражает надежду, что его ревность к Богу не прекратится, хотя и вызывает насмешки у праздных людей и родственников.
  • Стих 14-19: Царь Иудейский выражает надежду на спасение от врагов, и будет оно ниспослано по великой милости Божией, но не по заслугам Давида. Псалмопевец просит защиты и спасения не для себя лично, но для славы Господа, в силах которого защитить своего избранника.
  • Стих 20-22: Давид утешается тем, что известно Создателю об его положении. Как дали ему желчь вместо пищи, а вместо еды напоили уксусом. Здесь просматривается прямая аналогия с Иисусом Христом, над которым также глумились во время казни.
  • Стих 23-29: теперь автор псалма молит о воздаяние врагам, чтобы Господь покарал их, «согнул спины» и помрачил глаза от горя, лишены были нечестивцы своего потомства. Давид призывает изгладить врагов Создателя из книги живых и праведников.
  • Стих 30-34: Автор псалма уверяет Господа, в том, что не устанет славословить Его, сообщая о благоудности Богу превозношение словом, нежели жертва всесожжения тельцов. И помощь Создателя вселит радость всем ищущим милости Божией.
  • Стих 35-36: В ожидании спасения псалмопевец призывает всех сущих на земле хвалить Господа.

Советуем изучить Поздравления с Днем Николая Чудотворца

История псалма 52

Толкование псалма 52 перекликается с 13 песнью. Они оба были написаны, когда Давида преследовал царь Саул, который понимал, что псалмопевеца назначил сам Господь в качестве его преемника. Однако смириться с этой мыслю не мог, и жаждал уничтожить потенциального соперника.

Цель псалма – обличить нас в грехах, заставить покаяться и трепетать, вспоминая о них.

Текст псалма 52 содержит сокрушение великого царя Израиля не о своих бедствиях, а об отсутствии благочестия и веры у рода человеческого. Воспевая псалом, мы должны оплакивать бедственное вырождение мира, порочность человеческой природы, и в то же время радоваться, надеясь на великое спасение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: