Милостью Божией: как получить развод после венчания


Православный развод

Если в поисковой системе в строку запроса ввести слово «развод», вы получите массу рекомендаций, как развестись, узнаете всё о процедуре, разделе имущества, статистике. Вы найдете статьи вроде «10 признаков того, что вы скоро разведетесь» или даже правила хорошего тона при разводе. Большинство статей будут начинаться со слов, что развод — это ужас и катастрофа, затем, возможно, будет приведена шокирующая статистика. Но дальше в легкой и непринужденной форме вам будут предложены довольно занятные советы.

В одной из статей я увидела такие признаки приближающегося развода как необъяснимо хорошее поведение супруга, неодобрение одной стороной увлечений другой, а также ссоры из-за мелочей. Изучив ещё пару материалов на эту тему, я вдруг поняла, что по современным светским представлениям уже давным-давно должна быть в разводе, но что-то пошло не так. Провести 10 лет в браке с одним мужчиной и не планировать раздел имущества — у многих моих нецерковных знакомых это вызывает плохо скрываемое удивление. По правде сказать, мало кто из них сохранил первый брак, потому что развод в нашем обществе стал делом не только не осуждаемым, но и одобряемым, местами модным и вполне привычным. Но…

Что говорит Иисус о разводе?

О том, что сначала не было так, нам говорит Господь, отвечая на вопрос фарисеев о допустимости развода:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:3-9).

Позиция Господа настолько строга, что даже самые ближайшие его ученики сказанного вместить не могут: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

Что говорит Церковь о разводе

Действительно, для последователей Христа единственной причиной для развода может быть прелюбодеяние супруга. 2000 лет спустя после слов Господа в Основах социальной концепции РПЦ именно они будут основанием для формулирования не менее строгой позиции Церкви по вопросу расторжения брака:

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака… Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям… Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности».

Выглядит сурово, не так ли? Но разве есть семьи, в которых не случается кризисов? Разве бывает семейная жизнь без конфликтов? Современная действительность диктует нам: если супруг не оправдал твоих высоких ожиданий — разведись с ним. Зачем предпринимать усилия и работать над отношениями? Можно просто закончить этот роман, потому что он больше не радует, и перейти к следующему. Но насколько долгой будет эта радость нового романа? И где гарантия того, что человеку, не желающему работать над отношениями и над собой, через несколько лет не захочется вновь убежать? Церковь предлагает нам вести себя в семейных конфликтах иначе и, конечно, предлагает свою помощь:

«В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод».

Такая позиция совершенно не соответствует современному взгляду на вещи. Она предполагает приложение усилий, принятие на себя ответственности за свой брак и свою семью. А это совсем не соответствует идее получения сиюминутной выгоды и удовольствия, доминирующей в светском сознании.

А если семейная жизнь превратилась в кошмар?

На сказанном выше можно было бы остановиться. Господь повелел не разводиться, и да будет так. Но человеческая природа настолько богата пороками, и довольно опасными, что их разрушительную силу игнорировать просто невозможно. Алкоголизм, наркомания, семейное насилие — это как раз те ситуации, когда развод, возможно, является меньшим злом, чем оставление страдающей стороны и детей в опасности. И Церковь не отрицает их существования и гибельных последствий. В Основах социальной концепции РПЦ есть отсылка к определению «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», принятому в 1918 году Поместным Собором. Тогда в качестве причин для развода (помимо супружеской измены) рассматривались вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. Наше время внесло в этот перечень свои коррективы. Теперь к достаточным основаниям для развода относятся также СПИД, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Несколько слов о церковном разводе и втором браке

В любом случае развод — это катастрофа, которую нельзя устраивать по прихоти или из каприза. Это крайняя мера, которая во многом сопряжена с безопасностью для жизни и здоровья (как телесного, так и душевного) членов семьи. Если брак распадается, Церковь, как и в случае любого проявления греховной природы человека, призывает его к покаянию. И после покаяния и выполнения епитимьи допускает второй брак даже той стороне, которая была виновна в разрушении первого. Именно в связи с вступлением во второй брак возникает вопрос о так называемом «церковном разводе», который заключается в признании церковного брака утратившим силу. Если мы снова обратимся к Основам социальной концепции, то увидим, что Церковь допускает церковный развод в ситуациях, когда распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным.

Итак, развод — это грех, за которым должно следовать покаяние, и допускается он только по очень серьезным причинам. В остальных случаях Церковь призывает нас стараться сохранить брак и предлагает свою помощь в этом не всегда легком деле.

Автор: Анна Бондарчук (@anna.bondartschuk)

Расторжение после венчания в Церкви

Каноническая позиция Церкви о непозволительности разводов для православных (и не только при венчанном браке, но и при гражданском) опирается на откровения Священного Писания:

  • «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей]» (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 7, 10-11).
  • «…они уже не двое, но одна плоть… что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, глава 19, 6).

Что касается расторжения браков, Церковь расценивает развод как большой грех и призывает к проявлению терпимости, поиску компромиссов и сохранению семьи во что бы то ни стало.

Важно! В православии существует чин «Венчания в браке», но обратной силы обряд не имеет. Церковное расторжение венчанного брака не предусмотрено. Как не бывает «раскрещивания» (возможно лишь обратиться в новую веру), так не существует ни «развенчания», ни «церковного развода».

Тем не менее, если венчанный союз все же распался, то для особых случаев, установленных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2022 года, существуют процедуры признания церковного брака недействительным либо утратившим каноническую силу. Заключение бывшими супругами новых семейных союзов по православным обычаям допускается исключительно с благословения епископа на повторный брак и венчание.

Справка! Православная Церковь помимо венчанного принимает также и гражданский брак, памятуя о непростых временах в российской истории, когда церковные браки не просто утратили юридическую силу (до 1918 года именно церкви выдавали свидетельства о браке), но были фактически запрещены.

Важно! Понятие «гражданский брак» в отличие от «брака церковного» относится к парам не венчанным, но официально зарегистрировавшим свои отношения в уполномоченных на то органах государственной власти. Об этом четко говорится и в части 2 статьи 1 Семейного кодекса – в Российской Федерации признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (то есть в ЗАГСах). Именно поэтому Церковь воспринимает гражданские браки как законные, но при этом призывает православных к церковному обряду бракосочетания. В то же время к чину Венчания пары допускаются только при наличии свидетельства о браке.

Очень важно! Совместное проживание мужчины и женщины без официального оформления отношений, которое нынче модно именовать «гражданским браком», в действительности никаким браком не является. И (надо называть вещи своими именами) юристами определяется как «сожительство», а церковью воспринимается как грех, а конкретно – блуд.

В каких случаях разрешается

Как уже подчеркивалось, Православная Церковь разводов не приемлет, но при определенных обстоятельствах разрешает прекращение венчанного брака.

Ситуации эти перечислены в документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 29 ноября – 2 декабря 2017 года.

Церковный брак может быть признан.

Недействительным:

  • В случае венчания при незнании о препятствиях к браку.
  • При неспособности одного из супругов к интимной жизни по естественным причинам (если до брака об этом не было известно другому партнеру). Но это не касается лиц пожилого возраста, и вопрос этот подлежит рассмотрению только по истечении двух лет совместной жизни, за исключением случаев, когда недуг заведомо непоправим.

Утратившим каноническую силу:

  • Отхождение от Православной веры (в том числе, уход в сектантство).
  • Неверность, а равно противоестественные сексуальные наклонности.
  • Заключение нового брака в органах государственной власти.
  • Невозможность исполнения супружеских обязанностей вследствие намеренного нанесения себе увечья.
  • Болезнь, опасная при совместном проживании для другого супруга, а равно детей.
  • Установленный диагноз «алкоголизм» или «наркомания» при нежелании избавления от вредной привычки и отказа от медицинской помощи.
  • Безвестное отсутствие свыше 3-х лет одного из супругов, при условии предоставления подтверждающего документа госоргана (для не вернувшихся после завершения военных действий или пропавших в результате стихийных бедствий, срок сокращается до 2-х лет).
  • Сознательный уход из семьи (в случае, когда прошло более года).
  • Аборт, сделанный женой при несогласии на то супруга либо наоборот – принуждение им к избавлению от беременности.
  • Посягательство на жизнь или здоровье супруга либо детей, юридически подтвержденное.
  • Тяжелое и неизлечимое психическое заболевание, выявленное уже в браке и исключающее возможность совместного проживания.
  • Решение одного из супругов уйти в монастырь (допускается при письменном согласии другого супруга, отсутствии несовершеннолетних детей и других иждивенцев).

Важно! «Уважительными» для прекращения канонического брака считаются лишь разрушительные для семьи или даже смертельно опасные для другого супруга и детей причины. Благословение на развод как таковой от священнослужителей вы не получите – при любых жизненных ситуациях это дело не благое.

Как расторгнуть церковный брак в одностороннем порядке

Как уже говорилось, «церковного развода» не существует. Соответственно, обращаться в Храм Божий с целью оформления расторжения венчанного брака распрощавшимся мужу и жене нет никакой необходимости, ни вместе, ни поодиночке.

Совет! При необходимости признания церковного брака утратившим каноническую силу обращаться следует в епархиальное управление по месту проживания с соответствующим прошением, где указать причины расставания с супругом. Также необходимо предъявить свидетельство о расторжении брака (выданное ЗАГСом), свидетельство о Венчании (если оно сохранилось) и другие документы, имеющие отношение к причинам развода.

Обязательно! потребуется получить разрешение и благословение епархиального архиерея (епископа) на повторный брак, а также венчание, если кто-то из бывших супругов отважится на создание новой семьи по православным канонам. Учитывая, что Церковь придерживается принципа благословлять на второй брак только того, кто не виновен в причинах расторжения первого, получить разрешение будет не так-то легко.

Причины в Православии

По Евангелию от Матфея причина для расставания мужа с женой одна – измена, «вина любодеяния». В Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла в качестве повода для расторжения брака добавляется лишь один – желание развестись со стороны неверующего супруга.

Тем не менее, в современной действительности Православная Церковь учитывает и другие ситуации, при которых церковный брак признается недействительным или утратившим каноническую силу. Но в качестве крайней меры, когда все возможные способы для примирения и восстановления семейных отношений исчерпаны, а процесс распада пары – объективно необратим.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: