Список лжесвященников
1. Баканин Владимир Васильевич
Называет себя «иеросхимонахом Димитрием», самочинно вел и ведет деятельность на территории Шуйской и Московской епархий, также замечен в Белоруссии. По официальному заявлению Шуйской епархии, занимается мошеннической деятельностью.
2. Липин Александр Павлович
Бывший диакон Вологодской епархии, лишен сана в 2004 году. Примкнул к расколу секачевцев (Серафимо-Геннадиевская ветвь РКЦ ИПХ). Ныне называет себя «протоиереем РПЦЗ».
3. Махов Михаил Сергеевич
Бывший протоиерей Ивановской епархии, лишен сана в 2010 году. Тем не менее продолжает позиционировать себя как священник.
4. Кирсанов Сергей Владимирович
Называет себя клириком и монахом, говорит также, что «возглавляет монастырь», публикует фотографии себя в схиме. Был отчислен из ПСТГУ, рукоположен не был.
5. Шляхов Петр Степанович
Называет себя «иеромонахом Антонием». По его словам, был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2007 г. Был запрещен в служении в 2008 году.
6. Агеев Эдуард Анатольевич
Называет себя «епископом Сергием». По его словам, был рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2008 г. Впоследствии Агеев создал раскольническую структуру, где позиционирует себя в качестве епископа.
7. Кучеров Сергей Иванович
Называет себя «иеромонахом Михаилом». «Рукоположен» Эдуардом Агеевым, называющим себя «епископом Сергием».
8. Филиппов Вениамин Евгеньевич
Называл себя ранее «иеромонахом Евстратием», сейчас называет себя «схиархимандритом Даниилом». Бывший священник Тульской епархии, лишен сана в 2009 году. Примкнул к расколу бывшего епископа Диомида, позднее стал называть себя «непоминающим».
9. Головин Владимир Валентинович
Был лишен сана в 2022 году. Вопреки запрету священноначалия продолжает заниматься проповедью в интернете.
10. Романов Николай Васильевич
Бывший схиигумен Екатеринбургской епархии. В 2022 году был лишен сана и отлучен от Церкви. Тем не менее продолжает совершать богослужения и позиционирует себя как священнослужитель.
Контакты
Москва, Андреевская набережная, 2
+7
Москва, Нововаганьковский переулок, 7
+7
«Церковь и Мир». Об одиноких женщинах
Добрый день, дорогие посетители и посетительницы нашего православного сайта «Семья и Вера»!
Ниже размещенное видео предназначено больше нашим посетительницам, чем посетителям. Но и мужчины могут извлечь для себя много познавательной информации из этой телепередачи.
Тема телепередачи «Церковь и мир», которую ведет митрополит Илларион, сегодня посвящена проблеме одиноких женщин. Это очень большая проблема, так как в церквях женщин большинство, все они хотят себе верующих мужей, и потому на стороне их не ищут. В результате – церковь стоит на плечах одиноких женщин.
Давайте посмотрим, что нам скажет и подскажет облеченный в архиерейский сан – митрополит Илларион (Алфеев). Даруй Вам, дорогие наши посетительницы, Господи – хороших православных и любящих мужей!
Обозреватель Иван Семенов. Владыка, мы получили письмо (и мы таких писем получаем не мало) от Надежды из Москвы. Она пишет: «Как узнать замысел Божий обо мне и моей жизни? Чего хочет от меня Господь? Мне 34 года и я несколько лет молюсь о том, чтобы Господь послал мне спутника жизни. Но этого не происходит. Я верю Богу, но не понимаю, может мне не супружеский, а монашеский путь предстоит? Есть ли сейчас старец, который мог бы мне разъяснить замысел Божий обо мне?» Вот таких вопросов от лучшей, прекраснейшей и, я бы сказал, наверное, большей половины наших зрителей, мы получаем. И давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Митрополит Иларион. Во-первых, большей половины не бывает. Половина всегда бывает половиной. Во-вторых, универсального ответа нет на этот вопрос, но есть некоторые вещи, которые можно было бы здесь сказать.
Во-первых, никакой старец не может решить судьбу человека за самого человека. Никакой старец не может сказать, выходить вам замуж или идти в монахи. Или выходить за того или иного человека. Это дело индивидуального выбора. Не каждому человеку удается встретить свою вторую половину. Но никогда не надо отчаиваться и никогда не надо прекращать молитву об этом.
Следующий момент. Не надо думать, что если не получилось вступить в брак, то это значит, что надо идти в монахи. Нет такой альтернативы для человека. Для того, чтобы быть монахом или монахиней, для этого требуется особое призвание. И нельзя стать монахом или монахиней только потому, что не удалась семейная жизнь. Для этого нужны гораздо более серьезные причины и гораздо более серьезная внутренняя мотивация. Прежде всего, должно быть у человека внутреннее чувство, что он предназначен именно к одинокой жизни. А у нашей телезрительницы нет этого чувства.
И еще надо сказать о том, что некоторые наши прихожанки живут в каком-то своем замкнутом мире. И некоторые, например, думают, что Церковь вообще запрещает встречаться с мужчинами. Я не имею в виду какие-то греховные связи, а просто встречаться для общения. Или что Церковь запрещает красиво одеваться, или что Церковь запрещает улыбаться. Это ложные представления. На самом деле Церковь не запрещает человеку быть красивым, радостным, наслаждаться теми благами жизни, которые не греховны. И вот в этом плане думаю, что каждый человек должен искать свою вторую половину, если он этого желает, и никогда не отчаиваться.
Обозреватель Иван Семенов. Ну, вот вы говорите, что в монашество человек должен идти, если он чувствует предназначенность к одинокой жизни. Но ведь какая ситуация получается у многих православных женщин: они предназначенности не чувствуют, но фактически они этой одинокой жизнью живут. Получается такое вот разделение фактической жизни и внутреннего ощущения своего предназначения.
Митрополит Иларион. Не всегда, к сожалению, наша фактическая жизнь соответствует нашим внутренним ощущениям. И если такая ситуация складывается в результате обстоятельств, которые мы не в силах преодолеть, то мы должны это воспринимать как крест. Как та житейская ситуация, которая на нас возложена Богом, и которую мы должны нести с терпением и со смирением. Но опять же, не будучи даже семейным человеком, все равно можно иметь многие радости семейной жизни. Например, женщина, которая не имеет детей, она может усыновить или удочерить ребенка, и тем самым создать пусть и не полную, но семью, и быть счастливой самой и дать счастье другому человеку.
Обозреватель Иван Семенов. У нас есть пример такой женщины, которая согласилась рассказать нам о своей судьбе. Православная христианка, которая живет и не монашеской жизнью, и не супружеской, которая смирилась со своим одиночеством в этом мире. Но при этом ей удается жить крайне наполненной и успешной, я бы сказал, христианской жизнью. Давайте покажем нашим зрителям этот сюжет.
Татьяна Свешникова. Я стараюсь ходить на все службы, какие есть. И если мне дают почитать часы, то это тоже большая радость. И я убираюсь после каждой службы и перед каждой службой. Ну, хотя бы немножко. И кроме этого я езжу по домам престарелых. И еще я хожу к бездомным на вокзал по вечерам. И если есть какие-то дела у бездомных, я их днем решаю. И еще я кормлю пять женщин, у которых есть СПИД, гепатит, маленькие дети. Сейчас детей этих восемь, скоро будет десять. Ну, еще хожу в психиатрический интернат. В психиатрическом интернате на самом деле счастье побывать. Там такие чудесные женщины. Я хожу к ним, когда совсем, наверное, уже устала от всех. Если брать ребеночка для себя, чтобы мне было хорошо, чтобы я почувствовала себя мамашей, то мне кажется, что может получиться не очень хорошо. Но если брать, потому что ребенку нужна помощь, каждому ребенку нужна мама, тогда все нормально получится. В общем, у меня жило 11 детей, и многие считали меня мамой. Девочки, мои дочки, все выросли.
Я иногда жажду одиночества. Иногда говорю: «Все, не могу, не хочу, дайте мне побыть одной. Но никогда не удается, ни днем, ни ночью. Я не знаю, как это быть одной. Нет, я не отказываюсь выходить замуж. Я просто не желаю абстрактно выходить замуж. Есть такие девушки, которые – «Просто хочу замуж». Я вот просто не хочу. Если бы я встретила человека, полюбила его, я захочу за него замуж, наверное. Так было один раз, но не сложилось. А абстрактно я замуж не хочу. Просто у меня жизнь на самом деле полна каких-то непрерывных радостей. Поэтому не на что особо обижаться. Благодарить нужно Бога. Мне письмо когда-то написал отец Иоанн Крестьянкин. Он написал: «Таня, благодари Бога, ведь Его милость к тебе очевидна». И я на самом деле эту милость вижу постоянно. Никогда не забываю. Ну, действительно все хорошо.
Митрополит Иларион. Вот вы видите наглядный пример того, как незамужняя женщина смогла реализовать свой женский и материнский потенциал. И здесь очень много есть возможностей для человека, очень много есть возможностей для женщины. В том числе, конечно, и творческие возможности. Они тоже могут быть реализованы, иногда даже более полно человеком, не имеющим семьи, чем человеком, который имеет семью. То есть, если человек хотел создать семью, но это ему не удалось, значит, надо приспособиться к этой ситуации, надо воспринять ее как волю Божию, и нужно делать все для того, чтобы жизнь твоя была наполненной, и чтобы ты мог приносить радость другим людям.
На видео – рубрику >>
Когда мы кому-то оказываем помощь, мы оказываем помощь Самому Богу
7 января 2022 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на «Россия-24». Свои вопросы мы задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Я поздравляю всех наших телезрителей с праздником Рождества Христова. Желаю, чтобы этот праздник принес радость, мир и утешение в каждую семью и в каждое сердце. Пусть Родившийся в Вифлееме Воплотившийся Бог — Господь наш Иисус Христос помогает нам в это непростое время преодолевать все трудности, вызовы, болезни и испытания, которые выпадают на нашу долю. С праздником Рождества Христова!
Е. Грачева: Из свежих новостей: стало известно, что Владимир Путин готовится привиться от коронавируса разработкой отечественных врачей. Я хотела бы спросить: нет ли намерения ввести себе вакцину у Вас или у Патриарха Кирилла? Известно ли Вам что-то об этом?
Митрополит Иларион: Что касается Святейшего Патриарха, то у меня нет сведений, привился он или нет. А я сделал эту прививку еще в конце августа, когда вакцина даже не была окончательно сертифицирована и только проходила испытания. Я посчитал нужным это сделать, потому что, хотя к тому времени я уже переболел коронавирусом, уровень антител у меня в крови был достаточно низким, но мне оказалось достаточно сделать только один укол: после него уровень антител поднялся, и вторая инъекция уже не была необходима. Для большинства людей, которые не переболели коронавирусом, необходимо два укола.
Я по-прежнему считаю, что вакцина от коронавируса — это на сегодня самое действенное средство против страшной пандемии, которая нас постигла. Я считаю, что чем быстрее и чем большее количество людей удастся привить, тем быстрее мы победим эту страшную напасть. Думаю, что альтернативы тем вакцинам, которые у нас существуют, на данный момент нет. Поэтому рекомендую всем, кто может и у кого нет противопоказаний, привиться от коронавируса.
Е. Грачева: Владыка, Папа Римский призвал страны делиться друг с другом вакцинами от коронавируса. Как Вы думаете, учитывая существующие межгосударственные отношения России с другими странами, возможен ли такой вариант с вакциной «Спутник V»?
Митрополит Иларион: Я считаю, что обмен вакцинами — это веление времени. Политическая ситуация сейчас такова, что мир очень сильно поляризован и все что угодно используется для того, чтобы усилить эту поляризацию. Вакцина не стала исключением. Есть страны, которые принимают российскую вакцину, а есть страны, которые ее не примут не по медицинским, а по политическим соображениям — это реальность, в которой мы сегодня живем.
Мне кажется, в ситуации, которая сейчас складывается, взаимодействие между странами должно быть более плотным и более ощутимым, потому что речь идет о спасении жизней людей. Каждый день в разных странах умирают люди: единицами, десятками, сотнями, а где-то и тысячами. Это очень серьезный вызов для всего человечества. Есть страны, которые способны произвести вакцину для первого укола, но испытывают затруднения с массовым производством вакцин для второго укола. Здесь, конечно, важно, чтобы страны, у которых есть другие возможности, приходили на помощь этим странам. То есть везде, где такое взаимовыгодное сотрудничество возможно, оно бы только приветствовалось, потому что, еще раз повторяю, речь идет о спасении людей.
Е. Грачева: Уже две недели в Москве бесплатно прививают священников. Есть ли у Вас информация, насколько активно клирики пользуются этим правом? Многие ли сделали прививку за первые дни?
Митрополит Иларион: Мы пока не обладаем статистикой, сколько у нас привившихся, а сколько не привившихся священнослужителей, но мне известны священники, которые сразу, как только появилась эта возможность, пошли на прививочные пункты и сделали себе прививку. Я думаю, что это свидетельствует об ответственном отношении наших священнослужителей не только к самим себе, но к своим прихожанам, потому что, как я уже неоднократно напоминал, в том числе и в нашей передаче, и обращаясь к священникам, каждый священнослужитель несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь прихожан. Если священник заразился коронавирусом или стал только носителем этого вируса, но при этом не соблюдает гигиенических мер — не носит маску, общается с большим количеством прихожан, — он может стать разносчиком или переносчиком этого вируса. Вот почему очень важно, чтобы священники прививались от коронавируса.
Ведь неслучайно государство, начав массовую вакцинацию, сначала предоставило эту возможность врачам и учителям, затем другим группам социальных работников, а потом дошла очередь и до священнослужителей. Все они работают с большим количеством людей, а потому, соответственно, возрастает степень угрозы, которая может возникать при общении с ними. Я говорю об этом с сожалением, потому что священник — это человек, который несет людям добро, свет, и менее всего мне хотелось бы, чтобы священника кто-то боялся. Но нынешняя ситуация совершенно особая, и всякий человек, который имеет широкий круг общения в силу своей профессии, своего призвания, к сожалению, находится в группе риска и сам представляет определенный риск для окружающих людей. Вот почему для нас очень важно ответственно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Е. Грачева: Перед самым Новым годом Совет Федерации одобрил закон о регулировании социальных сетей. Уже с 1 февраля администрация соцсетей должна блокировать противоправный контент: в размещенных постах не должно быть оскорблений по признакам пола, возраста, расовой принадлежности, отношения к религии. Полезна ли эта инициатива, на Ваш взгляд? Если да, то в первую очередь кому?
Митрополит Иларион: Думаю, что эта инициатива очень полезная и важная, потому что, к сожалению, Интернет в значительной степени до сих пор существует вне правового поля. Есть законы, которые исполняются всеми людьми, живущими в реальном пространстве, а если люди их не исполняют, то они несут за это уголовную и административную ответственность. Но есть люди, которые живут в виртуальном пространстве, прячутся за прозвищами или никами, которые считают, что законы для них необязательны, и совершают преступления только в виртуальном пространстве. Они могут даже совершать реальные преступления, записывая их на видео, выкладывая видео в интернет и получая за это дополнительное количество подписчиков. Недавно был случай, когда блогер прямо перед экраном своего компьютера осуществлял насилие над девушкой, избивал ее, выгнал на мороз. В конце концов эта девушка скончалась, а блогер прибрел дополнительное число подписчиков.
Такого рода противоправный контент, а также призывы к экстремистской деятельности, разжигание ненависти на почве расовой, национальной, религиозной или какой-либо иной принадлежности — все это должно блокироваться интернет-провайдерами. Если же этого не происходит, то ответственность должны нести и распространители противоправного контента, и провайдеры, позволяющие этому контенту существовать на своих платформах. Поэтому закон своевременный и правильный.
Другой вопрос, как этот закон будет использоваться, потому что, к сожалению, бывает так, что принимается правильный закон, а потом он используется неправильно или происходят всякие злоупотребления. Думаю, все это мы увидим уже после того, как закон будет принят и начнет имплементироваться.
Е. Грачева: Одно из нововведений 2022 года — повышение налогов на доходы богатых россиян, которые зарабатывают больше 5 млн рублей в год: для них теперь подоходный налог будет не 13, а 15 процентов. Эти дополнительные деньги пойдут адресно на лечение тяжелобольных детей, только на эти цели. Одобряете ли Вы этот закон? Согласны ли Вы со ставкой в 15 процентов или она, по-Вашему, могла быть и выше?
Митрополит Иларион: Любая инициатива государства, направленная на помощь больным детям, должна только приветствоваться. Конечно, Церковь горячо одобряет заботу государства о больных детях. Единственное, о чем нужно внимательно подумать, и, наверное, это должны просчитать эксперты, — как скажется повышение налога на российском бизнесе и, в частности, на желании российских бизнесменов вкладываться в свою страну. Опасность такого рода повышения налогов на роскошь или на богатство заключается в том, что это может способствовать оттоку бизнеса из России в другие страны. Если это произойдет, то ударит по экономике и окажется обратной стороной медали. Очень важно, чтобы эксперты тщательно просчитали все возможные риски, связанные с введением такого рода налога.
Е. Грачева: Россия вернула древнюю икону святителя Николая, которую Сергею Лаврову подарили власти Боснии. После того, как нашему министру вручили этот подарок, Украина внезапно заявила, что икона — объект ее культурного наследия. По сути, Боснию обвинили в воровстве. Расскажите, что это за икона, и вообще, какая предыстория у этого дипломатического скандала?
Митрополит Иларион: Насколько мне известно, до сих пор не представлено доказательств того, что эта икона является достоянием Украины. Здесь должны поработать эксперты. Если это действительно так и икона краденая, о чем мог не знать даритель этой иконы, тогда, конечно, она подлежит возврату. Но если это не так, тогда, опять же, должно быть экспертное заключение, которое подтвердит происхождение этой иконы.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Как получилось, что католическое духовенство пошло по пути целибата, а в Православии духовенство преимущественно женатое (за исключением монахов)? И почему епископы в Русской Церкви избираются только из черного духовенства?
Митрополит Иларион: Это очень долгая и давняя история, которую я могу рассказать здесь только очень кратко. Первоначально в Церкви был один чин пастырей, он назывался епископами или пресвитерами. В посланиях апостола Павла мы видим употребление этих двух терминов в качестве синонимов. Апостол Павел и про тот, и про другой чин говорит: «епископ (или пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2), и дальше перечисляются различные качества. Монашество как институт в Церкви появилось только в IV веке, хотя аскеты, дававшие обет безбрачия, существовали в Церкви с самого начала. Постепенно монашество стало завоевывать все более и более прочные позиции в Церкви. Особенно прочными эти позиции стали после периода иконоборчества, то есть после VIII и IX века, когда именно монахи стали на защиту иконопочитания.
Если говорить о целибате для духовенства, то в восточной Православной Церкви целибат (безбрачие) никогда не был обязательным для духовенства на уровне пресвитеров, то есть священников. С самого начала священники были женатыми, и по-прежнему большинство приходских священников женатые. Что касается архиерейского служения, то с некоторых пор, а именно как раз с IV века, предпочтение стали отдавать безбрачным епископам, при этом они не были монахами, а просто не вступали в брак. До сих пор в целом ряде Поместных Православных Церквей епископами становятся не монахи, а просто люди, которые не вступили в брак — целибатное духовенство.
Самый интересный вопрос: почему так получилось, что безбрачие стало фактически обязательным на уровне епископата в Православной Церкви, тогда как сам апостол Павел говорил, что епископ должен быть женат? Я думаю, причин здесь должно быть несколько. Во-первых, высокий авторитет монашеского и безбрачного духовенства, который был выше, чем у духовенства, состоящего в браке. Во-вторых, это авторитет самого монашества, то есть если избирали на епископское служение, то избирали самых авторитетных пастырей, которые находились как раз в монашеской среде. В-третьих, здесь есть еще и интерес, связанный с защитой Церкви от возможного посягательства на ее имущество.
Что я имею ввиду? Представьте себе, допустим, что епископ — это женатый человек, у него жена и пятеро сыновей. Наверное, ему захочется своих пятерых сыновей поставить на ключевые точки в епархии, на самые богатые приходы, сделать их настоятелями этих храмов, может быть, и жена будет играть какую-то особую роль во всей этой структуре. Представьте себе, во что может превратиться епархия. То есть, если у человека помимо собственно служения, которое должно занимать все его мысли и чувства, есть еще разного рода семейные интересы, то эти интересы могут переплетаться и привести к большому кризису в епархии. Вот почему Православная Церковь на достаточно раннем этапе стала отдавать предпочтение безбрачному духовенству для избрания в епископы, а впоследствии не позднее X века сделало безбрачие обязательным условием для принятия епископского сана.
Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, как понимать учение о конце света? Что это такое и как будет происходить?
Митрополит Иларион: Об этом достаточно подробно говорил Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии от Матфея целая глава посвящена изложению того, что Он говорил о конце света. Он говорил, что концу человеческой истории будут предшествовать разные бедствия. «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7); «Во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Но Господь также предсказывал, что Он явится Сам для того, чтобы судить всех людей, но явится не так, как в первый раз — в смиренном человеческом облике, а явится во славе: Его будут сопровождать ангелы Божии и Он поставит одних людей по правую сторону, а других по левую. По правую сторону встанут те, которые исполняли Его заповеди, делали добро людям: накормили голодного, одели нагого, посетили находящегося в темнице. А тех, которые не совершали добро, Господь поставит по левую руку, потому что, как Он сказал, то добро, которое мы делаем или не делаем по отношению к конкретному человеку, мы делаем или не делаем по отношению к Самому Богу.
Господь Самого Себя идентифицировал с человеком, который нуждается в нашей помощи, то есть всякий раз, когда мы кому-то оказываем помощь, мы оказываем помощь Самому Богу. Не потому, что Бог нуждается в этой помощи, но потому, что Он посылает нам человека, нуждающегося в нашей помощи, сочувствии, участии. Вот, собственно, о чем говорит Господь в этом поучении о Страшном суде — что каждого человека ждет расплата за его жизнь. Каждый человек несет ответственность за свои поступки и посмертная участь людей будет зависеть от того, как они жили на этой земле. Те, которые творили добро, исполняли заповеди Божии, наследуют Царство Небесное, а те, которые сознательно противились Богу, не использовали возможность совершать добро, наследуют муку вечную. Вот о чем напоминает нам Господь Иисус Христос в Евангелии.
Но Господь предупреждает нас, чтобы мы не думали о том, когда произойдет конец света, потому что для каждого из нас конец жизни может наступить в любой момент. Что же касается конца человеческой истории, то об этом есть слова, которыми я и завершу сегодняшнюю передачу, это слова из той же 24 главы Евангелия от Матфея: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.
Когда предлагается изгнать монахов из монастыря и взорвать крест, это не имеет никакого оправдания
18 декабря 2022 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Мы каждые выходные задаем свои вопросы по главным темам в России и в мире председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: На этой неделе комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей поддержит законопроект об ужесточении требований к показу в Интернете фильмов и сериалов, где есть сцены с нетрадиционными сексуальными отношениями и девиациями. Сейчас, насколько мы знаем, этот закон запрещает пропаганду среди несовершеннолетних. Данная инициатива — это уже прямой заход на территорию взрослых, которые сделали свой выбор: сами определились, с кем им жить, какого эротического содержания фильмы им смотреть. Как Вам кажется, не ущемление ли это прав совершеннолетних людей нетрадиционной ориентации?
Митрополит Иларион: Я думаю, что государство вправе регулировать информационную политику не только на телеканалах, но и в Интернете — на тех площадках и платформах, которые подконтрольны государству. В Интернете есть очень много неподконтрольного контента, и те, кто желает его найти, все равно найдут, они обойдут запреты, которые существуют.
Но вопрос ведь заключается в том, какой продукт предлагается людям, что они будут смотреть. Ограничения уже существуют: запрещены, например, сцены насилия, нецензурная лексика, тем не менее, в Интернете очень много и того, и другого. Я думаю, что и этот запрет будет обойден. Однако любые меры, направленные на сохранение целостности семьи, на поддержку традиционной семьи (то есть такой, которая состоит из двух супругов — мужчины и женщины), следует поддержать, особенно в нынешней тяжелой демографической ситуации.
Е. Грачева: В Москве была подписана хартия «Цифровая этика детства», к ней присоединились девять интернет-компаний. Эта хартия определяет основные принципы, ценности и правила поведения в онлайн-пространстве. Иностранные компании тоже были приглашены присоединиться к этой хартии, другой вопрос, захотят ли они. До недавнего времени я не припомню, чтобы иностранные компании стремились подписывать какие-то этические своды на территории Российской Федерации. Важна ли эта инициатива, как Вы думаете?
Митрополит Иларион: Я думаю, что это очень важная и своевременная инициатива, потому что мы должны защищать наших детей от разного рода тлетворных влияний. К сожалению, то, что мы видим сейчас на Западе — это ни что иное, как развращение детей, которых чуть ли не с младенчества, еще с дошкольного возраста начинают обучать разного рода сексуальным извращениям. Когда мальчику говорят: ты еще должен подумать, мальчик ты или хочешь стать девочкой, а если хочешь стать девочкой, то тебе в этом помогут; с младенчества внушают, что биологический пол — это не то же самое, что гендер, который человек якобы может выбрать для себя сам. Не говоря уже о том, что детям и подросткам делают операции по изменению пола. Я думаю, что любые меры, направленные на сохранение детей от такого рода влияний, следует приветствовать, но я согласен с тем, что зарубежные компании, которые такую политику не поддерживают, вряд ли к ней присоединятся.
Е. Грачева: Владыка, в Москве прошла всероссийская конференция по теологии (правда, там были и иностранные участники). Свое приветствие направил и Патриарх Кирилл, и президент РФ Владимир Путин. Открывалась конференция, что примечательно, в МИФИ, а продолжилась в РАНХиГС — в светских учебных заведениях. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос: зачем в светском вузе студентам, которые и так перегружены огромным количеством дисциплин, еще и теология, какая здесь связь? Что бы Вы таким скептикам ответили?
Митрополит Иларион: Я уже много лет отвечаю таким скептикам, поскольку являюсь заведующим кафедрой теологии в МИФИ. Когда мы создавали эту кафедру девять лет назад, было очень много вопросов: зачем ядерщикам теология? Такие вопросы задают и по поводу других учебных заведений, где возникают кафедры теологии. Но с тем же успехом можно спросить: а зачем ядерщикам знать историю России или читать Достоевского и вообще изучать литературу?
Само слово «университет» предполагает, что человек в этом учебном заведении будет получать не только узкую специализацию, но и знания по широкому кругу предметов. Никто теологию не навязывает ни ядерщикам, ни специалистам в области народного хозяйства и государственной службы. Однако теологические кафедры и теологические программы существуют для того, чтобы студенты, которые желают познакомиться с религиозной традицией и узнать о той или иной религиозной традиции из уст ее носителей, имели такую возможность.
Этой возможности наши студенты были лишены на протяжении семидесяти лет. Религия всячески замалчивалась, была гонимой, а студентам преподавали так называемый «научный атеизм», который по сути представлял собой собрание разного рода мифов о религиозных традициях. Сейчас нам удалось выправить это положение, и теология является признанным государством научным предметом, это научная область. Мы выдаем дипломы по теологии, которые признаются государством, дипломы государственного образца.
Но делается это не для того, чтобы индоктринировать людей: мы не превращаем кафедры теологии в подобие церковного амвона. Мы лишь даем возможность тем студентам, которые этого желают, познакомиться с религиозными традициями и получить информацию, что называется, из первых уст.
Кроме того, как было сказано в приветствии, которое направил нашей конференции П\резидент Владимир Владимирович Путин, «изучение религиозных традиций — это очень важный фактор стабильности в обществе», потому что, к сожалению, сегодня многие экстремисты и террористы совершают свои деяния и продвигают свою идеологию под религиозными лозунгами. Очень важно, чтобы каждый российский студент знал, где и какая религия, чему она учит: что, например, является учением ислама, а что — его искажением. Для этого и создаются теологические кафедры, причем это проект межрелигиозный. В нем участвуют и православные, и мусульмане, и иудеи — представители традиционных религий России.
Е. Грачева: Владыка, Вы на днях представили новый проект «Читаем Библию вместе»: «Новый Завет» — Священное Писание в аудиоформате, которое читают актеры по ролям. Есть музыкальное сопровождение, и Вы как композитор участвуете в этом проекте. По сути дела, это аудиоспектакль. Когда были подобные чтения произведений Льва Толстого, Достоевского, Пушкина, то это привлекало большое количество аудитории. Как Вам кажется, Священное Писание сегодня способно собрать такую же массовую аудиторию?
Митрополит Иларион: Священное Писание уже собирает массовую аудиторию. Давайте не будем забывать, что Библия — это самая читаемая и самая издаваемая на земле книга со времен изобретения книгопечатания. Почему важно, чтобы Библия звучала также в аудиоформате? Сегодня очень многие люди не читают письменные тексты, в то же время они часами слушают что-нибудь, когда, например, едут в машине на работу. Весь Новый Завет — это всего лишь 20 часов в аудиоформате, а вся Библия целиком — в зависимости от разных версий — от 120 до 150 часов в аудиоформате, то есть это не какой-то сверхъестественный подвиг — целиком прослушать Библию за несколько недель.
Почему мы решили сделать Библию именно в таком формате чтения по ролям? Потому что оно очень оживляет восприятие, а когда накладывается на музыку, то производит очень сильное впечатление, даже чисто эстетическое. Должен сказать, что я участвовал в этом проекте не только в качестве композитора. Я прослушивал все главы по несколько раз, исправлял ударения, работал с актерами, добивался того, чтобы актеры читали естественно, а не как им иногда свойственно, с искусственными интонациями.
Этот проект я представил Святейшему Патриарху к его 75-летию. Очень надеюсь на то, что он будет востребован не только в Русской Православной Церкви, но и в других христианских конфессиях. Скачать его можно бесплатно: достаточно зайти в AppStore или другие сервисы на мобильном телефоне, набрать «Читаем Библию вместе» и вы тут же получите этот продукт бесплатно. Правда, у нас пока готова только первая часть — Новый Завет, но я надеюсь, что в течение 2022 года мы закончим всю Библию целиком.
Е. Грачева: Я поздравляю Вас с новой ролью. Фактически Вы выступили как шоураннер этого проекта, как сказали бы в США.
Владыка, в Испании продолжаются ожесточенные дискуссии относительно закона об «исторической памяти», который сейчас разрабатывается правительством. Парламент должен его рассмотреть в течение зимы. Этот законопроект направлен на то, чтобы увековечить память жертв франкистского режима и, в частности, подразумевает секуляризацию одного из важнейших католических памятников на территории Европы. Речь идет о «Долине павших». Согласно законопроекту, из аббатства изгонят монахов-бенедиктинцев (ордена св. Бенедикта) и взорвут 150-метровый крест (один из самых высоких в мире), который находится на вершине комплекса. Вы наверняка следили за ходом обсуждения этого законопроекта. Как Вы это прокомментируете?
Митрополит Иларион: Я не только следил за ходом законопроекта, но и встречался с некоторыми лицами, имеющими непосредственное отношение к этой теме, в частности, с послом Испании. Мы очень обеспокоены дискуссиями, которые происходят вокруг этого памятника. Восстановление исторической памяти — это важная часть общественного бытия в любой стране. Это касается и нашей страны, и Испании. Но когда под видом восстановления исторической памяти или смещения акцентов в ту или другую сторону предлагается изгнать монахов из монастыря, взорвать крест, то это, конечно, мы никак не можем поддержать. Это не имеет, с нашей точки зрения, никакого оправдания.
Давайте вспомним нашу историю. Ведь у нас и храмы взрывали, и кресты уничтожали, и иконы сжигали — все это было названо наследием царизма. Храм Христа Спасителя в Москве взорвали, потому что это было «наследие царизма». А сейчас точно такие же деятели, которые пришли к власти в Испании, говорят, что надо взорвать 150-метровый крест, потому что это «наследие франкизма». Не имеет сейчас никакого значения, чье это наследие, если стоит крест. Крест — это символ христианства. Он воздвигнут во славу Христа, а не во славу Франко или какого-то другого диктатора.
Если говорить о «Долине павших», то действительно, этот мемориальный комплекс был создан во времена Франсиско Франко. Но там похоронено более 30 тысяч человек — это жертвы гражданской войны, которые воевали на разных сторонах. Монахи молятся за упокой этих людей. Почему монахов надо выгонять из монастыря, никто объяснить не может. Мы очень надеемся на то, что разум восторжествует и будут приняты такие решения, которые позволят сохранить память всех почивших, но при этом сохранится и крест на вершине холма, и монахи будут продолжать свое служение в том монастыре, в котором они сейчас живут и трудятся.
Я надеюсь на то, что Католическая Церковь сможет отстоять эти памятники, а испанское руководство примет правильные и сбалансированные решения.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что прокомментировали эти новости.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Здравствуйте, владыка Иларион! Обычно принято подходить к священнику на исповедь по одному, но в последнее время я все чаще становлюсь свидетелем всеобщей исповеди, где нет индивидуального общения, а священник читает разрешительные молитвы и дает всем общее благословение. Правильна ли такая исповедь и прощаются ли грехи при таком варианте?
Митрополит Иларион: Общая исповедь — это вынужденная замена индивидуальной исповеди. Она происходит в тех случаях, когда исповедников слишком много, когда, например, священник один, а на исповедь пришли триста человек, и он понимает, что не сможет и выслушать каждого по отдельности, и при этом еще совершить богослужение. В таких случаях совершается общая исповедь. В советское время это была довольно распространенная практика, потому что священников было мало, а прихожан много. В послесоветское время эта практика постепенно вышла из употребления.
В последнее время она возрождается в связи с пандемией коронавируса — это одна из санитарных мер, которые применяются для того, чтобы снизить риск заражения. Как вы понимаете, если священник беседует с каждым человеком по отдельности, то риск заражения серьезно увеличивается. Но это временная мера, она направлена именно на то, чтобы помочь всем нам поскорее избавиться от этой пандемии.
Общая исповедь не является стопроцентной заменой индивидуальной исповеди. Хотя бы иногда, раз в месяц или раз в несколько месяцев, нужно бывать на индивидуальной исповеди, потому что у каждого человека есть свои грехи, которые он сам своими устами должен назвать, а священник должен их услышать, помолиться об этом человеке и прочитать разрешительную молитву.
Вопрос: Слышал, что идея о едином Боге возникла еще задолго до возникновения Библии при египетском фараоне Эхнатоне. Тогда человечество еще не было готово ни воспринять, ни поверить в эту идею, поэтому с кончиной этого фараона она сошла на нет. Владыка, как Вы оцениваете эту гипотезу? Мог ли Бог уже в те времена давать людям некие знаки Своего существования?
Митрополит Иларион: Конечно, я думаю, что Бог в разные времена давал людям некие знаки Своего существования. Эхнатон пытался отказаться от многобожия, которое господствовало в Египте его времени, и приучить свой народ к поклонению единому Богу. При этом он считал, что единый Бог — это солнце, то есть он был не только поклонником единого Бога, но еще и солнцепоклонником. Он писал стихи в честь этого бога, создавались барельефы с изображением бога солнца. После того, как он умер (а фараоны в те времена жили недолго), этот культ был уничтожен, и уже следующий за ним фараон вернулся к многобожию, которое существовало в древнем Египте.
При этом, действительно, мы видим в разных культурах и в разные времена (в том числе в странах, в которых господствовало многобожие, язычество), попытки отдельных людей приблизиться к пониманию единого Бога. Здесь можно вспомнить и древнюю Грецию, можно вспомнить Платона, который в своем диалоге «Тимей» очень красочно описывает демиурга, то есть творца всей вселенной. По сути, речь идет о едином Боге. Хотя Платон не отказывался от языческой религии, но воспринимал ее философски. В его представлении тот Бог, который сотворил весь этот мир, занимал совершенно особое место.
Вопрос: Мой отец согласился на мое крещение при условии, что крестной матерью я возьму его сестру. Но так как тетя живет в другом регионе, он запланировал позвать в храм в качестве крестной знакомую, которую намерен представить священнику под именем своей сестры. Владыка, меня очень смущает попытка такой подмены, по сути, обмана, тем более в столь важный момент моей жизни. Как мне поступить?
Митрополит Иларион: Я думаю, что никакой обман, конечно, недопустим, когда речь идет о таинстве Крещения. Поэтому если это не сестра, так и нужно сказать. Если имеется в виду, что сестра будет как бы заочной крестной, то, наверное, об этом можно договориться со священником. Но совсем необязательно в таком случае выставлять какую-то другую женщину в качестве сестры.
Вопрос: Какие требования Церковь предъявляет к крестным родителям и какие обязанности возлагает на них?
Митрополит Иларион: Если речь идет о крещении младенца, то крестные — это обычно те, кто берут ответственность за христианское воспитание этого младенца. Если речь идет о крещении взрослого, то крестные — это люди, которые могут помочь уже взрослому человеку стать полноценным христианином. Поэтому самое главное требование, которое предъявляется к крестным, — чтобы они сами были полностью воцерковленными православными людьми, достаточно глубоко знали православную веру и могли помочь тому человеку, для которого они становятся крестными.
Вопрос: Можно ли провести обряд заочного отпевания человека, умершего много лет назад? Встретятся ли души людей, которых отпели при погребении, с теми душами почивших, по которым не проводилось отпевание?
Митрополит Иларион: Если человек умер и его не отпевали, то всегда можно совершить отпевание, в том числе заочно и много лет спустя. Как и с кем встречаются умершие после своей смерти, мы не знаем, но если послушать людей, переживших клиническую смерть (а таких людей и таких свидетельств довольно много), то часто они говорят, что встречали своих умерших родственников.
Отпевание совершается по отношению к тем людям, которые были крещены и были членами Церкви. Даже если они были не очень старательными членами Церкви, не причащались и не исповедовались, все равно таких людей мы отпеваем. Мы не отпеваем только тех людей, которые не были крещены, принадлежат к иным религиозным традициям или были противниками Церкви и не верили в Бога. Таких людей отпевать не принято, и их посмертная судьба оставляется на волю Божию.
Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа из Евангелия от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.