Немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер считается одним из величайших мастеров эпохи Возрождения. О нём говорят, как о «Северном Леонардо да Винчи». Благодаря ему гравюра стала одним из самых популярных искусств XVI века. Но настоящей жемчужиной в творческом наследии художника можно назвать рисунок «Руки молящегося».
GettyImages
Как и каждое известное произведение искусства, эта работа окружена множеством красивых, назидательных и подчас очень трогательных легенд. Что них правда, а что ложь? К счастью, сохранились письма и автобиография Дюрера, поэтому есть возможность разобраться, отталкиваясь от реальных фактов.
Автор шедевра
Альбрехт Дюрер (1471-1528) – один из величайших мастеров живописи, графики и гравюры, практик, теоретик и пропагандист разностороннего образования художников как необходимого условия для создания ими высокохудожественных и содержательных предметов искусства. Вошёл в историю также как автор сравнительных антропометрических исследований и разработчик военно-инженерных сооружений.
Художественное дарование и мировоззрение Альбрехта Дюрера формировалось под влиянием трёх личностей: отца, известного ювелира; крёстного Кобергера, издателя, оставившего ювелирное дело; а также лучшего друга Вилибальда Пиркхаймера, блистательного гуманиста, который познакомил молодого Альбрехта с идеями ренессанса. Учился в мастерской Михаэля Вольгемута, путешествовал по Европе, знакомясь с работами великих мастеров, всегда неизменно возвращался на родину, в Нюрнберг. Со временем художника всё больше увлекает гравюра, но среди работ 1507-1511 годов преимущественно живопись. «Руки молящегося» были написаны, когда художник вернулся из очередной поездки в Венецию.
О характере носителя
Считается, что изначально такие эскизы делали на коже девушки и женщины – из-за своей эмоциональности, религиозной экзальтированности.
Обычно женщины сильнее переживают за благополучие близких, стремятся заботиться о других и проявлять милосердие, любовь и доброту. В том числе и по религиозным мотивам. В своих обращениях к Богу женщина может быть очень искренней и душевной, возможно, такая страстность приводит к тому, что дамы хотят закрепить свои обеты и обращения на теле.
Но и мужчины нередко прибегают к такому способу отражения своих религиозных взглядов. Картинка с молящимся героем занимает немало места, поэтому стоит много раз подумать о том, куда ее набивать для эффектного результата. Тогда она точно станет амулетом при жизни носителя.
Тату рук молящегося призвана напоминать о существовании духовного мира, наряду с материальным. Человек не должен погружаться только в погоню за земными благами, ему всегда стоит помнить о Боге и высших силах. Молитва устанавливает связь с этими силами, наполняет силой и вдохновением, заполняет пустоту в душе.
Когда не хватает сил на борьбу с трудностями, тату молитва напомнит о данных обещаниях и заповедях религиозной традиции. К богу или богам можно обратиться в критический момент, когда почти исчезает надежда изменить ситуацию.
На самом деле русская христианская церковь всегда была против нанесения религиозных символов и текстов на человеческое тело. Еще в Ветхом Завете было сказано: «Не накалывайте на себе письмен». Но многие католики и православные считают необходимым для себя все-таки набить тату по своим соображениям или из религиозного рвения, как щит от страданий и несчастий.
Предположения исследователей
Существует несколько версий относительно предназначения этой работы:
- Пробный рисунок, этюд к центральной, самой объёмной части «Алтаря Геллера», церковного триптиха, созданного Дюрером в соавторстве с другими художниками. В молитвенном жесте сложены руки изображённого справа внизу апостола, взирающего на Коронование Девы Марии. Этой версии придерживается большинство искусствоведов;
- Выполненный с особой тщательностью рисунок для собственного альбома – образчик мастерства, который демонстрировался потенциальным заказчикам как пример и доказательство возможностей живописца;
- Изначально задуманный художником как самодостаточный, рисунок был одним из огромного количества подобных с изображением кистей рук в красноречивых жестах, которые Дюрер любил писать. Законченной работой считает рисунок главный куратор галереи Альбертина.
Все версии интересны, и сегодня, спустя пять веков, трудно утверждать что-либо со 100-процентной уверенностью.
Пошаговая инструкция по рисованию рук в молитве
1. Начните с зарисовки формы руки. Используйте три изогнутые линии, чтобы сформировать три стороны открытой, примерно прямоугольной формы.
2. Используйте серию изогнутых линий, чтобы отделить верхнюю часть руки. Обратите внимание на перекрытие и выпуклость, которые представляют костяшку. Используйте перевернутую, примерно U-образную линию, чтобы обвести большой палец.
3. Разогните запястье, используя изогнутую линию. Затем используйте длинную изогнутую линию, чтобы соединить стороны запястья. Используйте дополнительные изогнутые линии для создания складок ткани рукава.
4. Нарисуйте три длинные изогнутые линии, идущие от руки. На кончиках увеличьте кривую так, чтобы линии пересекались. Они образуют пальцы.
ДРУГИЕ ЛЕГКИЕ РУКОВОДСТВА ПО ЧЕРТЕЖАМ:
5. Нарисуйте еще одну длинную изогнутую линию, образуя третий палец.
6. Нарисуйте еще одну длинную изогнутую линию, немного короче остальных. Это формирует последний палец.
7. Сотрите направляющие линии с руки, оставив чистый контур.
8. Нарисуйте вторую руку позади первой. Начните с удлинения длинной изогнутой линии от запястья до кончика мизинца. Это охватывает сторону секундной стрелки. Укажите другой кончик пальца, нарисовав короткую изогнутую линию между мизинцем и безымянным пальцем. Под рукой, используйте несколько перекрывающихся изогнутых линий, чтобы сформировать драпирующие складки одежды. Наконец, используйте короткие изогнутые линии, чтобы детализировать руку на ладони и костяшки мизинца.
ДРУГИЕ ЛЕГКИЕ РУКОВОДСТВА ПО ЧЕРТЕЖАМ:
9. Детализируйте руку. Приложите маленькие, округлые формы на кончиках пальцев, чтобы указать ногти. Нарисуйте короткие, изогнутые линии, чтобы сформировать кривизну костяшек.
10. Раскрась свои молящиеся руки.
Хотели бы вы нарисовать больше частей человеческого тела — глаза, носы и уши, возможно? Посмотрите наши руководства по рисованию для более информативного рисования.
Чьи руки
В этом вопросе практически все исследователи сходятся в едином мнении – на рисунке руки Дюрера. Длинные и нервные пальцы, узкие ладони, утончённые запястья и даже искривлённый мизинец чрезвычайно напоминают изображённые в других работах художника. В частности, на картине 1500 года из мюнхенской Пинакотеки «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» и на «Автопортрете с чертополохом», написанном в 1493 году руки мастера совершенно идентичны. Установлен способ изображения правой руки молящегося – её мастер рисовал с зеркального отражения левой руки. Такой способ собственного изображения Альбрехт практиковал с детства: 13-летним подростком он нарисовал свой автопортрет, в углу которого надписал, что сделал это с помощью зеркала. Кстати, уже на том портрете 1484 года рука начинающего художника отличается длинными тонкими пальцами.
Альбрехт Дюрер. «Руки молящегося»
Поделиться
— Маргарита Константиновна, здравствуйте, как хорошо, что я вас встретил! Я на днях прочитал в интернете историю одной картины, и так захотел рассказать её вам!
— Здравствуй, Ванечка. С удовольствием послушаю.
— Помните работу Альбрехта Дюрера «Руки молящегося»?
— Конечно, прекрасно помню. Я видела это произведение шестнадцатого века в галерее «Альбертина» в Вене, столице Австрии. Но можно освежить изображение в памяти, найти его в интернете. Вот, пожалуйста. Небольшой рисунок, чуть меньше современного альбомного листа, выполнен белилами и серой краской на бумаге, покрытой синим грунтом. Молитвенно сложенные ладони прорисованы с анатомической точностью, мягкие манжеты рукавов у запястий — ничего лишнего, всё кратко и ёмко. А что интересного ты узнал об этой работе?
— Представляете, оказывается, Альбрехт Дюрер посвятил её своему брату Альберту! Они оба мечтали стать художниками, но отец не мог оплатить их обучение — ведь в семье было восемнадцать детей, и денег не хватало. Тогда братья бросили жребий. Альбрехту выпало учиться в Нюрнбергской художественной академии, а Альберту — идти в шахту, чтобы заработать на это денег. Когда же счастливчик получил образование и разбогател, он предложил оплатить учебу своему благодетелю. Но Альберт ответил, что стать художником уже не сможет — ведь за четыре года тяжелой работы его пальцы огрубели. Натруженные руки брата и нарисовал Альбрехт.
— Легенда красивая. Но, к сожалению, она не может быть правдой.
— Почему?
— Потому что она противоречит историческому документу — автобиографии Альбрехта Дюрера. Там написано, что отец и мать художника действительно родили восемнадцать детей. Но до взрослого возраста дожили только трое — сам Альбрехт, Эндрес и Ганс. Брата по имени Альберт у Дюрера не было.
— Но может быть, Эндрес или Ганс помогли Альбрехту стать художником?
— Эндрес был младше Альбрехта на тринадцать, а Ганс — на девятнадцать лет, так что оказать ему помощь в юности они никак не могли. Да в этом и не было необходимости. Отец мальчиков работал ювелиром и мог позволить себе оплатить учёбу сына. Что он и сделал. Правда, учился Альбрехт не в Нюрнбергской художественной академии — она открылась спустя полтора века после его смерти, а в частной школе опытного живописца Михаэля Вольгемута.
— Но чьи же руки тогда изобразил Дюрер?
— Вероятнее всего, свои собственные. Эти узкие ладони с длинными пальцами и тонкими запястьями вполне узнаваемы. Такой же чуть искривлённый мизинец можно увидеть на автопортретах Альбрехта Дюрера. Специалисты считают, что художник прикладывал левую руку к зеркалу, а правой срисовывал её вместе с отражением.
— А зачем ему это было нужно?
— Вероятнее всего, этюд служил упражнением для написания алтарной иконы, над которой Дюрер работал в том же 1508 году. Образ Богородицы в окружении святых заказал меценат Якоб Геллер для монастыря во Франкфурте-на-Майне. Несколько персонажей этого произведения изображены с молитвенно сложенными руками.
— А ведь и впрямь похоже, что рисунок «Руки молящегося» — это фрагмент иконы!
— Похоже. В жесте, запечатлённом Дюрером, есть тёплое чувство к Богу. Произведение «Руки молящегося» способно вызвать молитвенное настроение. Недаром в девятнадцатом веке оно стало иллюстрацией в нескольких западных изданиях Библии. Открытки с репродукцией рисунка христиане в Европе дарили друг другу на праздники и помещали в домах рядом с иконами.
— Надо, пожалуй, повесить репродукцию рисунка над письменным столом. Я немного расстроился, когда узнал от вас, что история про Альбрехта Дюрера и его брата — всего лишь легенда. А потом понял, что ценности произведения это нисколько не уменьшает.
— Согласна! И если у тебя будет возможность побывать в Австрии, обязательно зайди в Венскую галерею «Альбертина». Там ты увидишь подлинник картины «Руки молящегося» и с особой силой почувствуешь, почему она уже несколько веков остаётся символом обращения к Богу.
Где набить и в каком стиле
При изображении такой татуировки используют 1-2 цвета и технику реализм. Традиционно, один из цветов – это черный. Также рисунок дополняют розами, выполняя тату в стиле чикано.
Так получилось, что в этих техниках татуировка руки молящегося с крестом, смотрится лучше всего. Этот символ одинаково подходит мужчинам и женщинам, только девушки предпочитают наносить картинки размером поменьше. Образ дополняется четками, крестами, цепочкой, именами любимых и философскими фразами.
Время исполнения наколки в салоне зависит от сложности работы и составит один-два сеанса. Из-за простого сюжета и палитры из двух цветов рисунок считается сложным в исполнении, поэтому советуем делать его у известного мастера, чтобы наколка получилась вам на радость и удачно дополнила имидж.