Разработка урока «Духовные основы православной семьи»

Идея создать семью принадлежит Богу. Следовательно, вполне разумно предположить, что именно Он может объяснить нам принцип функционирования семьи и заранее предупредить о тех западнях, которые могут ее разрушить. Господь оставил нам много указаний в отношении структуры семьи и ролей, которые должны выполняться конкретными ее членами. Когда эти библейские принципы соблюдаются, семья испытывает благословения, которые Бог хочет ей дать. Если же эти принципы нарушаются, то результатом является хаос и сердечная боль.

Роль мужа и жены

По Божьему замыслу семья должна соответствовать определенной структуре. И поскольку эти рамки приносят в семейную жизнь стабильность, сатана усиленно работает над извращением первоначального Божьего плана.

Во-первых, Бог определил, что муж должен быть главой семьи. Это не дает мужу права эгоистично властвовать над женой и детьми. Бог призвал мужей любить, защищать, обеспечивать и вести за собой семью. Бог определил, что жена должна быть покорна лидерству мужа. Это ясно видно из Писания:

„Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем” (Еф. 5:22-24).

Муж не является духовной

главой своей жены – эта роль отведена Иисусу. Иисус – духовная глава церкви, и жена-христианка представляет из себя часть церкви точно так же, как и ее муж. Однако в семье муж-христианин является главой жены и детей, и они должны подчиняться власти, данной ему Богом.

До какой же степени жена должна подчиняться мужу? Она должна повиноваться ему во всем

, как сказал апостол Павел. Единственное исключение из правила – если муж требует от жены непослушания Божьему Слову или чего-то такого, что идет вразрез с ее совестью. Естественно, никакой муж-христианин не будет требовать от своей жены нарушения Слова Божьего или идти на сделку с совестью. Муж не является господином своей жены – это место в ее жизни принадлежит только Иисусу. И если ей придется выбирать, кого слушаться, она должна выбрать Иисуса.

Мужья должны помнить, что Бог не обязательно всегда на его стороне. Как-то Бог сказал Аврааму сделать так, как ему скажет Сарра (см. Быт. 21:10-12). Писание также говорит о том, что Авигея ослушалась своего глупого мужа Навала и предупредила трагедию (см. 1 Сам. 25:2-38).

БРАК

Рассмотрим, что говорит Библия о браке

. О нем говорится во 2-ой главе Бытия, где речь идет о человеке как существе, отличном от остального животного и растительного мира. О размножении здесь не упоминается – оно не отрицается, но отходит на второй план. Человек берется здесь не с бессознательной, инстинктивной стороны своего бытия, а как носитель сознания и свободы.

Жена творится для Адама потому, что для него «не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2, 20). Кстати, согласно библейскому сказанию, не было никакой другой, или «первой», жены Адама, для которой даже придумали имя – Лилит, о чем писали и древнехристианские писатели: «Адам был единственным мужем Евы, и Ева – единственной женой его…» (Тертуллиан. 1994, с.334).

Итак, жена творится в качестве помощницы мужу, но в чем же заключается помощь жены мужу? Употребленное в русском и славянском переводе слово «помощник» подает мысль о помощи в тех трудах, которые Бог возложил на мужа (Быт. 2, 15), и обычное понимание его таково. Однако слово «помощник», так же и соответствующие слова в переводе семидесяти и в Вульгате, не передает точно смысла еврейского подлинника. Буквально точный перевод был бы: «сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Таким образом, здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в самом бытии, ибо Библия не говорит: «не хорошо человеку трудится одному», а говорит: «не хорошо человеку быть

одному; не говорит: «который бы трудился с ним», а говорит: «который
был бы
перед ним» (Троицкий. 1995, с.82-83).

Через это мы подходим ко второй

важнейшей,
духовно-нравственной
, стороне брака: «Брачный союз, по первоначальному своему установлению, подтвержденному и Христом Спасителем, и по назначению своему, есть не плотский лишь союз, но главным образом союз нравственный, благословенный Богом, имеющий высокие религиозно-нравственные цели, и налагающие соответственные обязанности на состоящих в нем. Таковым этот союз и должен был оставаться на все времена. Но с грехопадением, вследствие которого природа человека подпала господству чувственности и грубого самолюбия, произошли уклонения от установленного Богом закона брака. Можно сказать, что в браке и семейной жизни в особенности проявилось глубочайшее повреждение и уничижение человека, соединившееся с уничижением и низведением женщины в семье до положения наложницы, рабыни и просто вещи» (Малиновский. 1909, с.371).

Таким образом, чадородие не является основной

целью брака: «он имеет целию соединить личности различного пола, восполнить естественную односторонность одного из них тем, что есть в другом, и содействовать их духовному совершенствованию и объединению в совместной жизни» (там же, с.369). Или другими словами: «Взаимопомощь в деле всестороннего совершенствования двух различного пола лиц, – вот… в чем первая цель брака по слову Божию» (там же). Духовное личное взаимообщение в браке должно и может достигать такой степени, что
святится муж неверен о жене верне, и святится жена неверна о муже верне
(1 Кор. 7, 14). Именно в браке, как нигде, близки духовно-нравственные и психологическо-личностные аспекты: «чем ближе вступившие в брак мужчин будут к тем нравственным нормам, которые установила Церковь, чем строже они будут соблюдать эти нормы, тем больше у них шансов на то, что их совместная жизнь в браке действительно станет тем таинством, тем ежедневным праздником, каким и должен быть христианский брак» (Иларион (Алфеев) еп. 2003, с.31). Брак и семья, таким образом, становятся совместным путем мужа и жены к Богу. Семья становится малой церковью (по выражению свт. Иоанна Златоуста), школой любви и школой добродетелей, в которой все члены семьи учаться бороться со страстями и приобретать добродетели, главной из которых и является христианская любовь.

Христианская брачная любовь есть духовный подвиг и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая якобы должна заменить «устаревший» институт брака (Троицкий. 1995, с.111).

Достичь духовной цели христианского брака, конечно же, просто невозможно только одними человеческими силами. Поэтому здесь участвует особая благодатная помощь через отдельное таинство бракосочетания.

В нем сам Бог помогает христианам, намеревающимся вступить в брак: «Чтобы они могли осуществить закон брака в истинном его существе и достигать благодатных целей брака. а брачный союз оградить от влияний греха, искажений и злоупотреблений, Он благоволил освятить его особым даром благодати, сообщаемым супругам чрез особое священнодействие, называемое таинством брака, браковенчанием… » (Малиновский. 1909, с.373).

Слово Божье мужьям

Бог говорит мужьям:

„Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его… от плоти Его и от костей Его. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа” (Еф. 5:25, 28-30, 33).

Мужьям предписано любить своих жен так же, как и Христос любит церковь. Это большая ответственность! Любая жена радостно подчинится тому, кто любит ее так же как и Христос, который отдал свою жизнь, движимый любовью. Мужья должны любить женщин, с которыми составляют одну плоть (Еф. 5:31), точно так же, как Христос любит свое тело-церковь. Если муж-христианин любит жену по-настоящему, то будет обеспечивать ее, заботиться о ней, уважать ее, помогать ей, утешать ее и проводить с ней время. Если муж не проявляет любви к своей жене, то рискует не получить ответа на молитвы:

„Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах”

(1 Пет. 3:7).

Разумеется, не существовало ни одного брака, в котором не было бы конфликтов и споров. Но благодаря посвящению и развитию плодов духа в нашей жизни, муж и жена могут научиться жить в гармонии и переходить от благословения к благословению в своем христианском браке. Через неизбежные проблемы, возникающие в каждом браке, каждый партнер может учиться и возрастать в подобии Христу.

Для дальнейшего изучения обязанностей мужей и жен см. Быт. 2:15-25; Притч. 19:13; 21:9, 19; 27:15-16; 31:10-31; 1 Кор. 11:3; 13:1-8; Кол. 3:18-19; 1 Тим. 3:4-5; Тит. 2:3-5; 1 Пет. 3:1-7.

ДЕТОРОЖДЕНИЕ

Важнейшей целью христианского брака есть благословенное рождение

и умножение чад для царства Божия, в состав которого призваны от начала все люди или весь род человеческий, исполнение намерения и попечения Творца о продолжении рода человеческого, а не простое лишь удовлетворение чувственных влечений (Малиновский. 1909, с.370).

Согласно Библии деторождение

есть Божья заповедь: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 27-28). Из приведенных свидетельств ясно, что «первый муж и жена в самом начале благословлены были Богом именно на то, чтобы из себя производить подобных себе, и таким образом, размножая себя чрез них и в лице их, наполнять собою всю землю и господствовать над нею, средством к каковому размножению имела послужить их брачная жизнь и рождение ими из себя подобных себе» (Сильвестр (Малеванский). Т. 3. 1898, с.269-270). Предполагать, поэтому, будто бы Бог, который мог бы придумать многие способы для размножения на земле людей, вначале вовсе не имел намерения употреблять в средство для этой цели брачную жизнь, и что только после и вследствие падения первых людей, остановился на таковом средстве, значило бы «совершенно произвольно отстранять прямую мысль писания о брачном союзе, как о богоучрежденном и священном союзе» (там же, с.270). Из древних отцов церкви только Григорий Нисский высказывал похожее предположение, что, может быть, связано с его в достаточной степени негативным отношением к браку вообще. Так, например в работе «О девственности» он писал: «мне кажется по высшему и истинному разумению, что всякое зло в жизни, усматриваемое во всех делах и занятиях, не может иметь никакой власти над человеческою жизнью, если кто сам не подчинит неволе брачной жизни» (Григорий Нисский. Ч. 7. 1865, с.306).

Божье благословение о чадородии

(Быт. 1, 28) осталось в силе и после изгнания прародителей из рая, хотя и отягощенное для жены болезнью при рождении детей (Быт. 3, 16). Поэтому, ведущий к чадородию брак являлся у язычников тем единственным каналом, через который благодать Божия изливалась на греховное человечество (Троицкий. 1995, с.101). Неудивительно, что у многих народов наблюдалось особое, положительное, отношение к браку, заключение которого, в силу этого, часто носило не светский, а религиозный характер (там же, с.98). Тем более, это относится и к христианству: «О законе чадородия нужно мыслить и чувствовать чисто, благоговейно и благодарно пред Создателем Святым и премудрым и не мыслить об нем эгоистично, низко и похотливо…» (Иоанн Кронштадтский. 1997, с.108).

С другой стороны, размножение как таковое незачем и сакрализировать, превращать во что-то священно-религиозное, как это делали многие языческие религии (с созданием соответствующих культовых практик). С точки зрения христианской антропологии оно имеет вполне определенное место: «Библейская антропология учит, что в человеке есть две области. Центром одной является сердце, центром другой – чрево. Первая – это область сознания и свободы, а потому и область нравственной ответственности. Вторая есть область бессознательной, инстинктивной, растительной и животной жизни, а потому она свободна от моральной ответственности… И размножение с библейской точки зрения входит не в область сердца, а в область чрева. Размножение, в сущности, есть тот же процесс, что и питание» (Троицкий. 1995, с.81).

Божье благословение на размножение

дано вместе с благословением на питание: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу» (Быт. 1, 28-29).

Секс в браке

Бог создал сексуальные отношения для удовольствия и продолжения рода. Однако Библия ясно говорит, что сексуальные отношения должны иметь место только в брачном завете длиною в жизнь.

Сексуальные отношения, имеющие место вне уз брака, являются блудом или прелюбодеянием. Апостол Павел сказал, что делающие такие дела, не наследуют царства Божия (см. 1 Кор. 6:9-11). Хотя христианин может поддаться искушению и впасть в грех блуда или прелюбодеяния, он будет чувствовать сильное осуждение в своем духе, что будет побуждать его к покаянию.

Павел дает конкретные указания относительно ответственности мужа и жены в области сексуальных отношений:

„Но, во избежание

блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а
потом
опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим” (1 Кор. 7:2-5).

Данное место Писания ясно говорит, что сексуальные отношения не должны преподноситься мужем или женой в качестве награды, которую нужно „заслужить”, потому что ни муж ни жена не имеют власти над своим телом.

Секс является даром, данным Богом, и в нем нет ничего греховного или несвятого до тех пор, пока он не выходит за рамки семьи. Павел учит христиан, состоящих в браке, с посвящением относиться к сексуальным отношениям. В книге Притч мы находим следующий совет, адресованный мужьям-христианам:

„Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно” (Притч. 5:18-19).[1]

Для того, чтобы христианская семья могла иметь взаимно удовлетворяющие сексуальные отношения, муж и жена должны понять существенную разницу между сексуальной природой мужчины и женщины. Сексуальная природа мужчины имеет более физическую природу, тогда как женская сексуальная природа скорее связана с ее эмоциональным миром. Мужчины возбуждаются визуально (см. Матф. 5:28), тогда как женщины – от общения и прикосновений (см. 1 Кор. 7:1). Мужчину привлекает женщина, приятная на вид, тогда как восхищение женщины мужчиной вызывает нечто большее, чем просто физическая привлекательность. Поэтому мудрые жены стараются всегда выглядеть наилучшим образом, чтобы угождать своим мужьям. А мудрые мужья оказывают женам любовь через объятия, заботу и нежность в течение всего дня, вместо того, чтобы ожидать от них мгновенного „включения” по вечерам.

Сексуальное желание мужчины возрастает по мере накопления семени, тогда как сексуальное желание женщины изменяется в зависимости от ее менструального цикла. Мужчины могут переживать оргазм в течение нескольких секунд или минут, тогда как женщине требуется гораздо больше времени. Мужчина может быть готов к сексуальным отношениям мгновенно, тогда как женщине может требоваться до получаса. Поэтому мудрые мужья уделяют время предварительным ласкам, поцелуям, стимулированию определенных областей ее тела, чтобы подготовить ее к сексуальным отношениям. Если муж не знает, что

нравится его жене, он должен спросить у нее. Вдобавок муж должен помнить о том, что в то время, как он может достигать только одного оргазма, жена может переживать оргазм несколько раз. Муж должен заботиться о том, чтобы жена получала то, чего ей хочется.

Муж и жена должны откровенно разговаривать о своих нуждах для того, чтобы понимать различия в природе друг друга. С течением месяцев и лет общения, открытий и практики, качество сексуальных отношений между мужем и женой должно возрастать.

Русская Православная Церковь

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Православные и католики вместе в защиту семьи».

Ваше Высокопреосвященство архиепископ Винченцо Палья! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в Риме для совместного размышления о том, как сохранить и передать будущим поколениям христианское понимание семьи и брака. Эта тема актуальна не только для православных и католиков, но и для христиан других конфессий, поскольку семья является важнейшей опорой гармоничного развития общества и первоосновой жизни любого народа.

В современном мире происходят процессы, в результате которых семья как социальный институт оказывается под угрозой распада и вырождения. Чтобы дать убедительный ответ на вызовы секулярного мировоззрения, мы, христиане, должны опираться, прежде всего, на Священное Писание и опыт Церкви.

В библейском понимании брак и семья представляют собой изначальную форму коллективного, «соборного» бытия, к которому человек призван Самим Творцом. Жизнь человека не ограничивается тесными рамками индивидуального существования: человек во всей полноте реализуется как личность не сам по себе, но в духовном общении с Богом и ближним.

Тема союза любви между мужчиной и женщиной является одной из важнейших тем библейского благовестия. В Книге Бытия Сам Господь дает предельно четкое определение семьи: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Эти слова служат основой для богословского учения о семье и браке.

В Священном Писании мы читаем о том, как в самые драматические моменты истории Господь предостерегал об опасности ослабления семейных и братских уз, вызванного сомнением, эгоизмом или ожесточением сердца. Со времен Каина и Авеля, когда оскудевает любовь и распадаются родственные связи, вражда и грех неминуемо приводят к убийству, войнам и многочисленным бедствиям. В Синайской пустыне, чтобы народ не погиб в своих беззакониях, Господь вручает пророку Моисею скрижали Завета с заповедями, часть которых касается фундаментальных принципов семейного бытия.

В своей памяти народ также сохранил положительные примеры из жизни патриархов: во имя родственных уз Авраам в решающий момент не стал расставаться с Лотом, Иаков примирился с Исавом, Иосиф простил своих братьев. Здоровые семейные отношения соединяют людей узами верности, чести, искренности, взаимопомощи и взаимопонимания. Семья становится тем «гнездом» (Притч. 27:8), в котором человек в окружении братьев восходит от силы в силу и получает самые первые уроки того, как различать добро и зло. Вот почему для описания мира и благополучия в языке Ветхого Завета нередко используется образ дома. А в новозаветной притче о блудном сыне отчий дом становится прообразом дома Божия. Отметим также, что ветхозаветные пророки нередко прибегают к метафоре семьи для обозначения отдельного племени или всего народа как единого целого, обращаясь к «дому Израиля», «дому Иуды» и т.д. (Иер. 31:31).

Семья в библейском понимании состоит из мужчины, женщины и их детей. Она становится живой клеткой племени, народа и, в конце концов, той единой семьи, истинным Отцом которой является Бог, создавший в лице Адама и Евы все человечество. Земной отец рождает лишь по плоти, тогда как Отцом всех людей в наиболее полном и абсолютном значении слова является Сам Господь.

В Новом Завете с особой силой подчеркивается духовное измерение семейной жизни. В этом христианство существенно отличается от иных религиозных, философских и политических течений, ратующих за идеалы равенства и братства. Церковь Христова не столько провозглашает эти идеалы, сколько являет как осязаемую реальность подлинное братство, возможное только в Боге Сыне, через Которого Бог Отец нас усыновляет Себе (Гал 4:5-7; Рим 8:14-17; Еф 1:5).

Протоиерей Иоанн Мейендорф так определяет сущность христианского брака: «Христианин призван — уже в этом мире — иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак — это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только друг с другом, но и во Христе».

Семья в христианском понимании — это союз мужчины и женщины, основанный не просто на взаимном влечении, страсти или общих интересах, а на стремлении жить вместе и быть «домашней церковью» (Кол 4:15). «Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос», — пишет св. Иоанн Златоуст. (На Книгу Бытия. Слово VII). Для создания подлинно христианской семьи одних родственных связей мало, семья призвана стать «малой церковью», живой иконой вечной любви, в которой хранятся и передаются из поколения в поколение заповеди Божьи. Недаром так часто в Евангелиях Царство Небесное сравнивается с браком, с брачным пиром, в котором исполняются чаяния ветхозаветных пророков о новом и вечном завете Бога со Своим народом.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию семьи. Господство индивидуализма, потребительской и гедонистической психологии способствует увеличению числа разводов, падению рождаемости, нарастанию конфликтности во внутрисемейных отношениях и разрыву связей между поколениями. Широко распространенной формой подмены семейных ценностей меркантильными интересами сторон стали так называемые «партнерские отношения». Все большее распространение получают различные формы внебрачного сожительства без взаимных обязательств, наносящие удар по нравственной целостности личности и извращающие само понятие семьи.

Крайним выражением кризиса являются попытки приравнять гомосексуальные союзы к браку и предоставить однополым парам право усыновлять и воспитывать детей. Закон превращает ребенка из субъекта права в объект права — в предмет, обладать которым теперь может каждый. Это принципиально новый взгляд на ребенка не как на «плод любви», а как на доступный любой «паре» предмет удовлетворения потребностей. Такой подход не может не вызывать серьезные опасения, наряду с опасением за развитие и душевное равновесие детей, усыновленных однополыми «родителями».

Любое законодательство основано на определенных нравственных посылках, на представлении о том, что является добром, а что злом, что нравственно, а что безнравственно. Идеологизация человеческого сознания, навязывание людям новых нравственных установок непременно ведет к изменениям в законодательстве. Но если изменения в законодательство вносятся вопреки воле большинства, в угоду конкретным меньшинствам, лоббирующим свои интересы при помощи административного ресурса, это чревато опасными социальными катаклизмами.

Лоббирование законодательных инициатив, уравнивающих традиционную семью с однополыми союзами, происходит сегодня при поддержке государственных властей ряда западных стран, вопреки воле людей, без серьезных и свободных дискуссий среди специалистов и без привлечения широкой общественности.

Так, в январе этого года министр образования Франции Венсан Пейон заявил, что в школе ученики должны избавиться от всех форм детерминизма — семейного, этнического, социального или интеллектуального. Согласно инструкциям возглавляемого им министерства, с нового учебного года во французских школах слова «мальчик» и «девочка» будут заменены на слова «друзья» и «дети»[1].

Следуя той же логике, Конституционный совет Франции 17 мая 2013 года узаконил однополые союзы, приравняв их к браку. В отношении усыновления Конституционный совет подчеркнул, что закон признает такое право в принципе, однако это не означает, что все однополые пары гарантированно получат это право, так как каждый случай усыновления рассматривается индивидуально и решение всегда принимается, исходя из интересов ребенка[2].

После того, как президент Франсуа Олланд подписал соответствующий законопроект, во Франции прошли массовые манифестации, собравшие более миллиона участников. Таких протестных акций Франция не видела почти тридцать лет, с тех пор как 24 июня 1984 г. в Париже вышло на улицу два миллиона человек, чтобы высказаться против закона о включении частных школ (в большинстве своем католических) в общую государственную образовательную систему. С конца 2012 года по май 2013 года в Париже прошло три многотысячных мирных демонстрации в поддержку семьи. Правительство отреагировало на них так, как если бы имело дело с акциями насилия: полицейские использовали слезоточивый газ и физическую силу против этих мирных собраний людей. Были задержаны и арестованы тысячи демонстрантов[3].

Законодательство США относит семейное право к юрисдикции штатов, поэтому вопрос о легализации однополых союзов в США полностью зависит от правительств штатов. Принятый в 1996 году федеральный Закон о защите брака определяет брак как союз мужчины и женщины и разрешает штатам не признавать однополые союзы, заключенные в других штатах или государствах. 26 июня 2013 года Верховный суд США вынес решение о неконституционности третьей части Закона о защите брака, что означает признание однополых союзов федеральным правительством США. По состоянию на 21 октября 2013 года однополые союзы регистрируются в качестве браков в четырнадцати штатах из пятидесяти и в федеральном округе Колумбия.[4] Еще в шести штатах узаконены иные формы однополых союзов, права в которых разнятся в зависимости от штата. На данный момент однополыми сожителями воспитывается около 2 млн. детей, преимущественно от прежних гетеросексуальных браков.

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла летом 2013 года резолюцию по докладу «Преодоление дискриминации на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации» с призывом к политикам и другим публичным деятелям «установить отношения диалога и доверия с ЛГБТ-сообществами также посредством участия в гей-парадах», «воздержаться от гомофобских и трансфобских речей и публично осудить их».[5] ПАСЕ осудил единогласно одобренный Государственной Думой Российской Федерации законопроект «О пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», который вступил в силу 30 июня 2013 года после подписания его Президентом России. Этот закон, призванный защитить детей от пропаганды гомосексуализма, является необходимой мерой, направленной на поддержание баланса в обществе, поскольку на примере Европы мы видим, что существует реальная угроза диктата в области норм сексуального поведения и половой идентификации.

Часто говорят о том, что якобы нетрадиционная сексуальная ориентация детерминирована генетически. Тезис этот остается спорным, потому что научное сообщество не пришло к единому мнению относительно биологической или социальной детерминированности сексуальной ориентации. Однако христианский подход отличает сексуальную ориентацию от конкретных форм сексуального поведения, противоречащих библейской этике. Нравственные ценности лежат в иной плоскости, чем научные гипотезы: отношение к тому или иному образу жизни и поведения должно формироваться именно ценностями, которые разделяет человек, но не научным обоснованием данного предмета. Например, есть мнение ученых, что так называемое диссоциальное расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью, имеет генетическую природу. Тем не менее, научное обоснование биологической детерминированности асоциального поведения отдельного человека не может служить руководством для признания обществом поведения такого индивидуума нравственно приемлемым.

С христианской точки зрения, человеческая природа является падшей, склонной к греху. Влечение человека к лицам своего пола рассматривается в христианской перспективе как недуг, требующий врачевания. Церковь с пастырской ответственностью подходят к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, имея в своем распоряжении богатый арсенал средств для духовной помощи таким людям. Но она выступает решительно против того, чтобы греховное поведение было объявлено нормой. В этом понимании едины православные и католики, основывающиеся на свидетельстве Священного Писания, которое не признает никаких иных форм брака, кроме союза любви между мужчиной и женщиной.

В последние годы в Европе происходит целенаправленный демонтаж ценностей, укорененных в христианской традиции. Речь идет не только об изгнании христианских символов из общественного пространства, о запрете на христианские праздники, о стремлении загнать религию в гетто, объявить ее сугубо частным делом. Речь идет о разрушении именно ценностной системы, на которой на протяжении веков строилась жизнь всего цивилизованного человечества. Одной из таких основополагающих ценностей, значение которой сегодня полностью переосмыслено, является семья.

Различные формы эксплуатации человеческой сексуальности ныне узаконены «цивилизацией потребления» и имеют влиятельное лобби в парламентских и правительственных структурах многих государств мира. «Сексуальная свобода» ведет к порабощению человека животными инстинктами, и мы переживаем времена легализации тоталитаризма инстинкта. Порнография стала едва ли не самым прибыльным бизнесом. По данным экспертов, как минимум два миллиона несовершеннолетних вовлечены в производство порнографической продукции.

На наших глазах такие основополагающие ценности человеческого бытия, как истина, свобода, братство, низводятся до уровня относительных понятий, в которые каждый может вкладывать какое угодно содержание. На ярмарке тщеславия быстрее всего обесцениваются именно нравственные ценности. И трагическая ирония состоит в том, что в результате всеобщей переоценки девальвируются не только установленные Богом ценности, но и сам человек.

Законодательство многих западных стран сегодня оказывает поддержку силам, которые разрушают традиционную семью, может быть, не в последнюю очередь потому, что духовное благополучие человека в лоне семьи ускользает из-под контроля внешних сил. По той же причине вместо поддержания культуры и повышения качества образования предпочтение отдается развитию социальных сетей и индустрии развлечений. Глобализация направлена, прежде всего, на снижение культурного уровня человека и на то, чтобы в процессе социальных мутаций целые народы превращались в одноликую массу потребителей. Стереотипы массовой культуры и моды клонируют такой тип сознания, в котором не остается места ни для идеалов семьи, ни для подлинных духовных ценностей.

На фоне беспрецедентного возрождения религиозной жизни, происходящего в ряде стран Восточной Европы, мы видим, как на Западе, при внешнем благополучии, общество стремительно дехристианизируется, церкви пустеют, священники стареют, а молодежь на их место не приходит. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Само присутствие христиан в мире свидетельствует о том, что голос правды Божией сильнее безбожной пропаганды. И этот голос остается востребованным. В современном обществе Церковь является единственным социальным институтом, который не подвержен кризису, не теряет доверия людей, потому что созидает свое бытие на основе братской любви и бескорыстного служения людям. Христиане, которые вопреки всем соблазнам современного мира остаются убежденными верующими, знают, ради чего живут. Это огромная привилегия. И каждый христианин, исполняющий евангельскую заповедь любви, свидетельствует о Боге самим образом своей жизни, качествами своей личности, устоями своего быта.

Многие молодые люди задумываются о месте брака в собственной жизни и хотят создать полноценную семью. Они нуждаются в противоядии от пропаганды разврата, в твердом и последовательном руководстве к здоровой семейной жизни. И они ищут примеры для подражания. Если они не найдут их в Церкви, в христианских семьях, они не найдут их больше нигде.

В этой ситуации наша ответственность очень велика. Необходимо вдохновлять молодежь, ориентировать ее на следование библейским идеалам брака и семьи. Надо это делать всеми доступными средствами — через проповедь в храмах, через выступления в средствах массовой информации, через произведения искусства, через школьные программы и систему образования в целом. Для всех нас, православных и католиков, настало время единым фронтом встать на защиту семьи и общими усилиями противостоять тлетворным веяниям нравственного релятивизма в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6:7).

[1] «Представитель РПЦ: легализация нетрадиционных семей — модная утопия», РИА Новости https://ria.ru/interview/20130705/947796599.html

[2] «Закон об однополых браках во Франции вступил в силу». Русская служба BBC. https://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/05/130517_france_gay_marriages.shtml

[3] «В РПЦ одобрили решение ПАСЕ расследовать разгон мирной демонстрации против однополых браков в Париже» https://www.newsru.com/religy/02jul2013/pase.html

[4] Defining Marriage: Defense of Marriage Acts and Same-Sex Marriage Laws. National Conference of State Legislatures. https://www.ncsl.org/research/human-services/same-sex-marriage-overview.aspx

[5]

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Дети в христианской семье

Дети должны быть научены полному подчинению и послушанию своим родителям-христианам. В случае послушания детям обещаются долгая жизнь и благословения:

„Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует

справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Еф. 6:1-3).

На отцах-христианах, как на главах семей, лежит первостепенная ответственность за воспитание детей:

„И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6:4).

Заметьте, что ответственность отца состоит из двух элементов: воспитывать детей в учении

и в
наставлении
Господнем.

Наказание детей

Невоспитанный и недисциплинированный ребенок вырастает эгоистом и бунтарем. Дети должны наказываться каждый раз, когда они дерзко нарушают здравые правила, установленные их родителями. Но наказывать детей за ошибки или детскую безответственность не следует. В то же время необходимо, чтобы они вкусили последствия своих ошибок и безответственности. Это подготовит их ко взрослой жизни.

Маленьких детей следует наказывать шлепками, как говорит Слово Божье. Естественно, это не относится к младенцам. Но это не значит, что младенцам во всем надо потакать. Практически со дня рождения им должно быть ясно, что власть в доме принадлежит отцу и матери. С самых малых лет они должны усвоить, что слово „нет” призвано остановить их в том, что они делают или собираются делать. После того, как они усвоили, что значит „нет”, легкий шлепок по попке поможет им относиться к этому слову более серьезно, если они пропускают его мимо ушей. Если родители последовательны в воспитании детей, то они научатся быть послушными с раннего возраста.

Нельзя немедленно давать детям все, чего бы им ни захотелось, даже если они плачут. В противном случае, дети понимают, что для того, чтобы чего-то добиться от родителей, им нужно пустить слезу. Если родители мгновенно удовлетворяют детские желания, сопровождающиеся капризами и истерикой, то дети понимают, что именно так и надо себя вести, чтобы получить желаемое.

Нельзя допускать, чтобы наказание было жестоким и травмирующим, но все-таки оно должно быть достаточно болезненным, чтобы непослушный ребенок поплакал какое-то время. Таким образом, ребенок учится отождествлять непослушание с болью. Вот что говорит Библия:

„Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его…Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него…Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней…Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери” (Притч. 13:24; 22:15; 23:13-14; 29:15).

Устанавливая правила поведения, не нужно пытаться достичь послушания угрозами. Если ребенок откровенно не слушается, его надо отшлепать. Когда родители только угрожают

и ничего не делают, ребенок учится безнаказанности. В результате он привыкает к тому, что родителей надо слушаться только тогда, когда угроза звучит с определенной степенью громкости.

После наказания ребенка нужно обнять и поговорить с ним, чтобы он понял, что родители по-прежнему его любят.

Наставление

Родители-христиане должны осознавать свою ответственность за наставление детей. В книге Притч. 22:6 говорится: „Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится”.

Наставление включает в себя не только наказание за непослушание, но и награду за хорошее поведение. Родители должны последовательно хвалить своих детей, чтобы поощрять их к достойному поведению и развитию в них желаемых черт характера. Детям надо часто напоминать, что родители их любят и ценят. Родители передают любовь детям через похвалу, объятия, поцелуи и время, которое проводят с ними.

„Наставлять” – значит „учить послушанию”. Поэтому родители-христиане не должны оставлять своим детям выбора, идти им в церковь или нет, молиться каждый день или нет и т.д. Дети еще не достаточно ответственны, чтобы понимать, что для них хорошо и что плохо, поэтому Бог дал им родителей. Бог обещает родителям, прилагающим усилия и энергию к правильному наставлению детей, что их сыновья и дочери не уклонятся от правильного пути, даже когда состарятся (см. Притч. 22:6).

По мере взросления детям необходимо давать больше ответственности. Цель родителя – постепенно подготовить ребенка к ответственной взрослой жизни. Также, по мере взросления, ребенку надо давать больше свободы в принятии решений. Но подросток должен понимать, что ответственность за принятые им решения будет лежать на нем, и родители не всегда будут спасать его из проблемных ситуаций, в которых он окажется.

Ответственность родителей за наставление

Послание к Ефесянам 6:4 говорит, что отцы должны учить и наставлять

своих детей в Господе. Наставление в области библейской морали, христианского характера и богословия является ответственностью отцов, а не церкви. Родители, перекладывающие ответственность за наставление в Господе на плечи воскресной школы, совершают очень серьезную ошибку. Бог повелел Израилю через Моисея:

„И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим

и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая” (Втор. 6:6-7).

Родители-христиане с самого раннего возраста должны говорить детям о том, кто такой Бог и насколько сильно Он любит их. Дети должны знать историю о рождении Иисуса, его жизни, смерти и воскресении. Многие дети способны в пяти — шестилетнем возрасте понимать евангельскую весть и самостоятельно принять решение служить Господу. Затем (в возрасте шести — семи лет, а иногда и раньше) они могут принять крещение Духом Святым со знамением говорения на иных языках. Жестких рамок, конечно, не существует, потому что каждый ребенок индивидуален. Родитель-христианин должен считать духовное наставление своих детей своим наивысшим приоритетом.

Как любить своих детей

1) Не раздражайте своих детей (см. Еф. 6:4).

Нельзя ожидать от детей взрослых поступков. Если вы будете требовать от них слишком многого, они перестанут пытаться угождать вам, зная, что это невозможно.

2) Не сравнивайте своих детей с другими детьми.

Пусть они знают, насколько вы цените их уникальные качества и Божьи дары.

3) Давайте им поручения,

касающиеся работы по дому. Так они будут знать, что являются важной составляющей частью семьи. Чувство выполненной задачи воспитывает в детях самоуважение.

4) Проводите время со своими детьми.

Так вы показываете им, что они важны для вас. Вы не сможете заменить личное общение покупкой материальных вещей. Больше всего на детей оказывают влияние те, кто с ними проводит время.

5) Старайтесь говорить негативные вещи с позитивным отношением.

Когда мои дети проявляли непослушание, я никогда не говорил им, что они „плохие”. Вместо этого я говорил своему сыну: „Ты ведь хороший мальчик, а хорошие дети так не поступают!” (После этого я его наказывал).

6) Поймите, что слово „нет” означает „я забочусь о твоем благе”.

Когда детям позволяется все, они подсознательно считают, что вам все равно, потому что вы ни в чем не ограничиваете их.

7) Дети подражают вам.

Дети учатся на примере своих родителей. Мудрый родитель никогда не скажет своему ребенку: „Делай, как я тебе сказал, а не как я сам делаю”.

8) Нельзя спасать своих детей из всех проблемных ситуаций.

Ваша задача – убрать то, из-за чего они падают, но не расширяйте узкий путь.

9) Служите Господу от всего сердца.

Я заметил, что дети „теплых” родителей очень редко служат Господу, когда вырастают. Верующие дети атеистов и дети посвященных христиан обычно преданно служат Богу.

10) Учите своих детей слову Божьему.

Родители часто отдают приоритет светскому образованию своих детей, но забывают об самом главном образовании – Библии.

ТАИНСТВО БРАКА

Таким образом, брак есть не только человеческое дело, но и Божье установление, Им освященное: «Спаситель, присутствуя на браке в Кане, возвысил супружеский союз сообразно смотрению Своему о роде человеческом. Когда первое вино оскудело, было дано вино иное, чудом сотворенное из воды. Так и в естественном брачном союзе отношения супругов, не будучи греховными по природе, но тем не менее лишенные благодати, претворяются в благодатные, освящаясь таинством, приближаются к великому Первообразу – союзу Христа и Церкви» (Авдеев. 2000, с.249). Поэтому отношение к браку в христианстве всегда было положительным, так что ап. Павел предостерегал против лицемерных лжесловесников, «запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1 Тим. 4, 3). По апостолу: «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 4-5); «брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4). И как писалось еще в Ветхом Завете: «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Прит. 19, 14).

Подробнее о таинстве браке см.: Часть 2. – Психология таинств.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: