Камень, на котором молился Серафим Саровский: история и место нахождения


История камня Серафима Саровского

Камнем Серафима Саровского называют валун, на котором известный отшельник, стоя на коленях, молился в течение 1000 ночей. Считается, что благодаря этому он приобрел целительную силу и способен очистить душу и тело паломника через прикосновения.

Когда монах стал отшельником, он поселился в старой келье в городе Сарове Нижегородской области. Там в Дальней пустыньке в лесу он нашел большой валун, на котором молился по ночам. Днем он переходил на каменную глыбу, которая располагалась в келье, чтобы паломники не отвлекали от общения с богом.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Школа Света (@shkola_sveta) 13 Май 2022 в 10:29 PDT

Досоветский период

После смерти батюшки святыню раскололи на отдельные части. Существует легенда о том, что после кончины отшельник явился во снах Молотилову. Он попросил развести рядом с валуном огонь, что помещик и приказал сделать. Как только пламя коснулось каменной глыбы, она рассыпалась на множество осколков.

Части знаменитого валуна разобрали желающие прикоснуться к святыне. Люди верили, что, если осколок опустить в воду, то жидкость станет священной. Самая большая часть святыни была подарена митрополитом Арзамасским Николаем Саровскому церковному приходу.

В 1980 г. на место, где лежал камень отца Серафима, поставили похожий валун, на котором имелись углубления, напоминающие следы от коленей.

Малый камень, на котором батюшка молился в келье, был направлен в Преображенскую церковь.

Советский период и разрушение святыни

Во времена советской власти второй валун был скинут бульдозером в глубокий ров. Часовни, которые верующие построили в святом месте, были разрушены.

Несмотря ни на что, место, где стояла каменная глыба, сохранилось. Верующие там поставили небольшой деревянный крест.

В это время был утерян и малый камень. После утери святынь место паломничества было временно закрыто.

Постсоветский период

В 1990 г. члены исторического объединения «Саровская пустошь» познакомились с матушкой Серафимой. Возили продукты и лекарства, за что старушка благодарила их, рассказывая истории города Сарова и святых мест.

Однажды она упомянула о том, что у нее во дворе хранится большой подлинный каменный осколок места преклонения батюшки Серафима и разрешила отколоть от реликвии несколько кусочков. Крупный осколок был отравлен в музей, а другие части забрали себе члены исторического общества.

Историки решили восстановить место паломничества, и нашли в лесу похожий камень, который перевезли на нужный участок. Вскоре на валуне возвели скульптуру молящегося отца Саровского.

Пока место поклонения было закрыто для паломничества, люди перенесли благоговение на похожие валуны, находящиеся в Царском ските. Там находятся святыни, наиболее почитаемые из которых Малый медведь и Большой медведь.

Несмотря на то, что на камнях не молился сам Серафим, о них ходит несколько легенд. По одной из них, на валунах стояли на коленях другие монахи, стараясь повторить подвиг знаменитого батюшки. По другой версии, Большой медведь – это окаменевший зверь, который превратился в глыбу от тоски по другу Серафиму.

К просмотру новостной сюжет по теме:

Краткое житие

Преподобный Серафим Саровский прославился еще при жизни, приобретя известность праведного человека. Он не был наделен духовным саном, однако удостоился чести лицезреть образ Божьей Матери.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Святой Серафим родился в Курске в 1759 году и был наречен Прохором. Его отцом был молитвенный и праведный человек под фамилией Мошнин. Этот человек занимался купечеством, постоянно вкладывал средства в строительство церквей. Однако умер отец Серафима рано, когда мальчику исполнилось от силы три года.

Мать Серафима Агафья продолжила вести неоконченные дела мужа и принимала участие в строительстве церкви в честь преподобного Сергия. Однажды при осмотре строительства храма маленький Серафим сорвался с колокольни, но чудесным образом уцелел. Мать углядела в этом покровительство Божье.

В возрасте десяти лет мальчик увидел во сне лик Богоматери, когда был тяжело болен. На следующий день по городу носили чудотворную икону Божьей Матери. Когда мальчик прикоснулся к ней, получил чудесное излечение от неисцелимой болезни. После этого Прохора постоянно тянуло в храм молиться. Он отказался учиться купеческому делу, как того хотел его старший брат.

В 17 лет Прохор окончательно выбрал духовный путь и направился в Киево-Печерскую лавру паломником. Два года молодой паломник пробыл там иноком, а позднее отправился в Саровский монастырь, который находился в Тамбовской губернии. Прохор был прилежным послушником, с радостью в сердце выполнял все повеления игумена. Затем Прохор принял решение молиться в лесу, куда его и отпускали монахи.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2022 (доступно на Android)

Юноша отличался завидным терпением и упорством, переносил все болезни на ногах и усердно совершал молитвенный подвиг. Во время кризиса, когда его жизнь висела на волоске, во сне вновь явился лик Богоматери и исцелил своего слугу.

В 28 лет Прохор принял монашеский постриг, а через 12 месяцев был назначен иеродиаконом. В 35 лет святой угодник ушел из монастыря в лес на берег реки Саровки. Там у него была келья с печкой и больше никаких удобств. Однажды на него напали разбойники и сильно избили. У святого Серафима Саровского была пробита голова и поломаны ребра. И вновь к нему явился образ Богоматери, чтобы исцелить раны.

Пустынник раненым пришел в монастырь, а через некоторое время вернулся в свою лесную келью. Когда люди узнали о его чудесном исцелении и спасении от смерти, стали приходить за советом и помощью.

Молитвы преподобному старцу

Тропарь, глас 4

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Перевод: От юности ты возлюбил Христа, блаженный, и, Ему Одному служить пламенно возжелав, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался, и умиленным сердцем любовь Христову стяжав, избранником возлюбленным Божией Матери явился. Потому мы взываем тебе: «Спасай нас молитвами твоими, Серафим, преподобный отче наш!»

Кондак, глас 2

Ми́ра красоту́ и я́же в не́м тле́нная оста́вив, преподо́бне,/ в Саро́вскую оби́тель всели́лся еси́,/ и та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́, о́тче Серафи́ме, просла́ви/ и да́ром исцеле́ний и чуде́с обогати́./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Перевод: Мира красоту и все, что в нем тленного, оставив, преподобный, в Саровскую обитель ты вселился и, там ангельски пожив, стал для многих путем ко спасению. Оттого и Христос тебя, отче Серафим, прославил и даром исцелений и чудес обогатил. Потому мы взываем тебе: «Радуйся, Серафим, преподобный отче наш!»

Молитва первая

О, пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от Тебе́ тощ и неуте́шен оты́де, но всем в сла́дость бысть ви́дение ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любы́ твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившася, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй! Вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́вши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в. Аминь.

Молитва вторая

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, преподо́бне и богоно́сне отче наш Серафи́ме! При́зри от го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, обремене́нных грехми́ мно́гими, твоея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помози́ нам за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти, во благоче́стии христиа́нстем благода́тно преуспева́ти и досто́йным бы́ти твоего́ о нас моли́твеннаго к Бо́гу предста́тельства. Ей, свя́тче Бо́жий, услы́ши нас, моля́щихся тебе́ с ве́рою и любо́вию, и не пре́зри нас, тре́бующих твоего́ заступле́ния: ны́не и в час кончи́ны на́шея помози́ нам и заступи́ нас моли́твами твои́ми от зло́бных наве́тов диа́вольских, да не облада́ет на́ми тех си́ла, но да сподо́бимся по́мощию твое́ю насле́довати блаже́нство оби́тели ра́йския. На тя бо упова́ние на́ше ны́не возлага́ем, О́тче благосе́рдый: бу́ди нам вои́стину ко спасе́нию путево́ждь и приведи́ нас к невече́рнему свету жи́зни ве́чныя богоприя́тным предста́тельством твои́м у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, да сла́вим и пое́м со все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О, преподо́бне о́тче Серафи́ме! Вознеси́ о нас, рабе́х Бо́жиих (имена), благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да нау́чит нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в.

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

В чем помогает икона Серафима Саровского

Серафим Саровский всегда отличался особой любовью и почитанием к Богу и за все свои жизненные подвиги он был одарен. Он получил способность исцеления людей и начал предсказывать будущее. Он знал абсолютно все детали будущих явлений и событий минувших дней и даровал всем нуждающимся жизненные советы и помогал в решении трудных ситуаций. Поэтому до сих пор икона Святого Серафима Саровского несет в дом благодать и помощь от старца.

Ничем особенным не выделяется описание святого образа, но если знать житие, то появляется идея, о чем поразмыслить и верующий понимает какая мощь стоит за этим человеком.

Не все люди верили словам Серафима и относились к ним скептически. Однако все те, кто следовал его указаниям, убедились в их правдивости. Поэтому простой народ всегда обращался к Серафиму за помощью и советами, обращались с просьбами излечить их бренные тела и предотвратить надвигающиеся беды. Также до сих пор помогает образ Серафима Саровского всем верующим. Особенно обращающимся с искренней молитвой.

Икона Серафим Саровский

Методы его казались просты, ведь он помогал людям лишь при помощи молитвы и воды из святого родника. Несмотря на это, он излечивал даже самых тяжелобольных и порой безнадежных людей. И таких чудесных случаев излечения зафиксировано достаточно много. Вода, набранная из святого источника, продолжала оказывать лечебный эффект даже после упокоения Серафима. Люди, которые сейчас приезжают в Дивеево дают высокое значение иконе святого Серафима, а многие больные отправляются для того, чтобы омыться в источнике и получают исцеление.

Но его дар заключался не только в целебной воде, но и в молитве, ведь люди, одаренные Богом, лечат не сами, они посылают свои мольбы об излечении Всевышнему, который всегда исполняет их просьбы. Даже после его упокоения молитвы помогают людям в трудных ситуациях, ведь Серафим и сейчас молит Бога об исцелении нуждающихся.

Мультфильм о Серафиме Саровском

В последние выходные августа 2015 года состоялся премьера мультфильма, рассказывающего детям о святом Серафиме Саровском. Сюжет мультфильма посвящен истории девочки Серафимы, осиротевшей в Великую Отечественную войну. На ее долю выпадает много испытаний — она дочь репрессированного священника, от нее требуют отказаться от веры. Но однажды героиня попадает в старинный храм. С этого момента ее жизнь сильно меняется. Она совершает необыкновенное путешествие в чудесный мир и знакомится со своим небесным покровителем святым Серафимом Саровским.

70 минутный мультфильм «Необыкновенные приключения Серафимы» был создан студией «КиноАтис» по инициативе и при финансовой поддержке Министерства культуры России, а также Фонда преподобного Серафима Саровского.

Режиссер-постановщик — Сергей Антонов, продюсер — Игорь Мещан, автор сценария — Тимофей Веронин

Чудотворные дела

Годы жизни Серафима Саровского наполнены праведными деяниями с самого младенчества. Верный подвижник Христов ни на минуту не прекращал богоугодных размышлений, а его молитвенный подвиг вдохновляет верующих на усердное служение Господу. Когда люди обращались к нему за советом, он всех учил богобоязненной жизни. Сколько бы не предлагали святому занять почетные церковные должности, он не отказался от затворничества.

В 1810 году пустынник вернулся в монастырскую обитель из лесного скита, в котором прожил 15 лет, и принял обет молчания. В течение 10 лет он был затворником, усердно готовясь к загробной жизни. Преподобный Серафим прекратил обет молчания после явления к нему лика Богоматери.

В 1825 году святому Серафиму было видение Богоматери, которая указала на святой источник, стукнув посохом у реки Саровки. Старец взял лопату в руки и начал копать в указанном месте, и с тех пор чудодейственный Серафимов источник является живительной силой для многих больных. В этом месте был заложен Дивеевский монастырь.

Скончался преподобный Серафим 2 января 1833 года и после смерти был причислен к лику святых. Через 70 лет мощи великого праведника были перенесены в саркофаг, и в это же время Серафима канонизировали.

Святой Серафим Саровский и его молитва

«Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя»

Серафим Саровский

Святой Серафим

Серафим Саровский родился в 1754 году в городе Курске в семье купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим.

В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь. Через два года стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, а через семь лет рукоположен во иеромонаха.

Имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии, недалеко от монастыря. Уже в это время он проявлял различные подвиги, и в частности: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневная долгая молитва, столпничество.

Около келии Серафим развёл огород и построил пчельник.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг человеческого рода вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста.

Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

Житие сообщает о случае, как преподобный из собственных рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. Обыскав келию Серафима для себя, они там ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал власти не наказывать их.

В 1807 году Серафим принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Через три года он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор на пятнадцать лет (1825г.).

Святой старец в уединении иногда настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг

После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали знатные особы, в том числе император Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».

В 1831 году Cерафим сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Преподобный Серафим Саровский еще в начале XIX века предсказал расстрел царской семьи, революцию и войны, миллионы жертв, но говорил, что Россию ждет великая слава.

Он говорил: «Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих».

Скончался Серафим Саровский в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы.

В 1903 году могила старца была вскрыта, и он был канонизирован.

Согласно пророчеству Серафима Саровского, спустя сто лет после обретения его мощей Россия начнет возрождаться: «Господь через страдания приведет ее к великой славе». Но произойдет это после всенародного покаяния.

Серафим Саровский писал: «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско-Славянского не будет на земле».

Наставления преп. Серафима Саровского о молитве

Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»

В часы послеобеденные можно говорить сию молитву так:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй мя грешного!»

Или же прибегать собственно ко Пресвятой Богородице, говоря:

«Пресвятая Богородице, спаси нас!»

или говорить поздравление Ангельское:

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Таковым упражнением при охранении себя от рассеянности и соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним, по слову св.Исаака Сирина:

«Без непрестанной молитвы приблизиться к Богу не можем».

В молитве внемли себе, то есть, ум собери и соединяй с душею.

Сначала день, два и множае твори сию молитву одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо.

Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своея и соединит в тебе оную в один дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя.

Молитва святого Серафима

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся в памяти церкви под именем «Правила отца Серафима».

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды), и, наконец, единожды Символ веры.

Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда.

Перед обедом совершить утреннее правило.

После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.

Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго», а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать.

«Держась этого правила», — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства.

При этом преподобный говорил, указывая на опыт св. отцов, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства:

Первая (Отче наш) — как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв

Вторая (Богородица Дева радуйся) — принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа

Последняя (Символ Веры) — заключает все догматы веры

Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило — слуге, подневольному человеку — то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского pravmir.ru

О кратком молитвенном правиле (Серафима Саровского) azbyka.ru

Молитвенное правило прп.Серафима Саровского для мирян…blagobor.b y

Правило преподобного Серафима Саровского для мирян…diveevo.ru

Правило Серафима Саровского vdp.talezh.ru

Александр А. Соколовский

Православный:

18.09.2017 в 22:45

Русь в Х веке вместе с Христианством приняла от греков троеперстие, ибо все восточные православные патриархии из покон веков крестились тремя перстами и никакой перемены из двоеперстия в троеперстие в конце XII века и РАНЕЕ не было! Это очень легко доказать: Грузия – приняла христианство в качестве государственной религии в 326 г. н.э. (IV век). В Грузинской Православной Церкви ВСЕГДА крестились только тремя перстами. Если не верите – изучите летописи ГПЦ или расспросите грузинское духовенство: крестились ли когда-либо в Грузии двумя перстами? На вас посмотрят с удивлением. ________________________________________________________

Приведем высказывания преп. Серафима о старообрядцах и правильном перстосложении из книги о батюшке Серафиме «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца» (Сост. Л.И. Денисов. М., 1904. С. 239–240).

Пять эпизодов из жизни преп. Серафима ясно обрисовывают его отношение к старообрядцам и к содержимым ими обрядам, из-за которых они с упорством отделились от Св. Православной Церкви. Приводим два из них в назидание как «приемлющим священство», то есть самозванную белокриницкую иерархию, так и «не приемлющим оного», то есть беспоповцам. Однажды пришли к нему четыре человека из ревнителей старообрядчества — жители села Павлова Горбатовского уезда Нижегородской губернии, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог келии, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, дал такое наставление: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов; а двуперстное сложение противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Духом Святым, поставляющим в ней и учителей, и пастырей по преемству от Апостолов. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел: она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, когда бы не была привязана к кораблю». В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил: — Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая? — Оставь свои бредни, — отвечал о. Серафим, — жизнь наша есть море, св. Православная Церковь наша — корабль, а кормчий — Сам Спаситель. Если с таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты с своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду — спастись без кормчего?

Эти случаи описаны также в одном из первых жизнеописаний батюшки Серафима, изданном Н.В. Елагиным в первой половине XIX века, задолго до прославления старца.

Ответить

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: