Утреня, ее история, чинопоследование и духовный смысл


Определение утрени

Утреня — это церковное богослужение, которое, согласно Уставу нашей церкви, должно совершаться в самое раннее утро, еще до восхода солнца. Вся суть утрени — это благодарность Богу за прошедшую и пережитую ночь, за наступление нового дня в нашей жизни.

Если смотреть структуру суточного богослужения, то утреня входит в состав так называемого всенощного бдения. Изначально, у первых христиан, всенощное бдение совершалось именно ночью, потому что зачастую организовать службу днем было опасно или вообще невозможно. В современной Церкви всенощное бдение очень редко целиком служится ночью, оно разбивается на части. Но название закрепилось за этой службой с древних времен.

Утреня является второй частью всенощного бдения, которая идет следом за вечерней. По своему наполнению она соотносит нас со временами Ветхого Завета, когда Христос только пришел в наш мир для спасения каждого из нас, для чего победил смерть и воскрес.

Важно! Сегодня утреня служится на вечернем богослужении, которое устанавливается в каждом храме вечером, накануне праздничных, воскресных и любых других дней, когда есть Литургия.

Определить начало утрени несложно — она начинается с чтения шестопсалмия, когда в храме выключаются все светильники и оставляют гореть только зажженные лампады. Это очень трогательный и запоминающийся момент всей службы — весь храм, освященный только мягким светом лампад, погружается в общую молитву.

Утреня, ее история, чинопоследование и духовный смысл

Оригинал: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/voskhodu-solnca-i-solnca

Мы беседуем с кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской духовной семинарии Алексеем Кашкиным о православном богослужении. Тема нашего сегодняшнего разговора — утреня, ее история, чинопоследование и духовный смысл.

— Всему живому свойственно откликаться на восход солнца, и человек не исключение; но человек при этом разумен и духовен. Утреннее богослужение, наверное, издревле пришло в нашу церковную жизнь?

— Да, переход от ночи ко дню освящался богослужением с ветхозаветных времен, а у христиан утреня появилась в первые века христианства. Конечно, изначально ее чин отличался от сегодняшнего: от того времени в нашем чинопоследовании остались только отдельные псалмы, например, псалом 62, воспетый Давидом в пустыне Иудейской:Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя. С древних времен лучшие духовные поэты, гимнописцы — например, Роман Сладкопевец — составляли песнопения для утрени. Сегодня утреню можно назвать основным богослужением суточного круга (напомним, что Божественная литургия не входит в суточный круг): она самая продолжительная, и именно на нее приходится максимальное количество праздничных песнопений. Студийский и Иерусалимский уставы закрепили утреню в современном виде, а с момента появления Иерусалимского устава Церковь в особенно торжественные дни — воскресные, великие праздники и дни памяти наиболее почитаемых святых — совершает ее в составе всенощного бдения, то есть вечером.

— С какого момента всенощного бдения начинается утреня?

— Возглас «Благословение Господне на вас» относится еще к вечерне. Начало утрени — ангельское славо­словие и за ним чтение шестопсалмия. Почему эти шесть псалмов — 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й — читаются именно в начале утрени? Первая часть всенощного бдения, вечерня — это символическое изображение ветхозаветной истории, а утреня символизирует Новый Завет, пришествие в мир Спасителя. Шестопсалмие — это переход к Новому Завету. Оно отражает несчастное, греховное состояние падшего человечества, узнавшего уже о рождении Богомладенца (вот почему шестопсалмие предваряется ангельским славословием Ему (Лк. 2, 14): Слава в вышних Богу, и на земле мир), но не услышавшего еще евангельской вести во всей ее полноте. Шестопсалмие, как говорит Типикон,— это беседа души с Богом. Человек обозревает свою жизнь, просит Господа простить его грехи, избавить его от бедственного положения. Для человека очевидна связь между его бедами и его собственными грехами, и он, страдая, обращает к Богу свой молитвенный покаянный вопль. Шестопсалмие призвано вернуть нас с небес на землю: от радости празднику, которым проникнута вечерня, к реальной картине нашего недостоинства. К радости мы вернемся чуть позже — во время полиелея.

— Что ждет нас после шестопсалмия?

— Мирная ектения («Миром Господу помолимся…»), такая же, как и на вечерне. И затем песнопение Бог Господь, и явися нам (Пс. 117, 27). Эти слова из псалма символически указывают на Пришествие в мир Спасителя. Далее поются тропари празднику, который уже настал. И затем читаются кафизмы, то есть определенные части Псалтири. Как уже сказано, утреня символически изображает новозаветное время — время по Пришествии Христа; а псалмы — это ветхозаветные тексты. Поэтому момент чтения Псалтири перед полиелеем может восприниматься как подготовительный и отчасти покаянный.

— Что такое полиелей?

— Это наиболее торжественная часть не вседневной, а именно праздничной утрени, то есть той, что в нашей практике совершается накануне праздников и вечером в субботу. В это время храм максимально освещен; совершается каждение всего храма; псалмы, которые поются на полиелее, прославляют, хвалят Господа. В состав полиелея входят псалмы 134‑й (Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа) и 135‑й, в котором много раз повторяется припев или рефрен яко в век милость его. По-гречески милость — «элеос». А «поли» означает «много», отсюда и само слово — полиелей.

Затем в храме звучит величание праздника. По субботам прославляется воскресный день — день, когда мы воспоминаем Воскресение Христово — и к полиелею добавляются воскресные песнопения. Если уточнить терминологию, то полиелеем надлежит называть лишь эти два псалма — 134‑й и 135‑й, но не будет большой ошибки, если мы назовем полиелеем всю наиболее торжественную и радостную часть утрени — до канона. То есть именно ту часть, которая приобщает нас к событию праздника. Здесь звучит прокимен, стихира праздника; читается Евангелие праздника, по субботам — те страницы, которые повествуют о Воскресении Христа. Это сердцевина утреннего богослужения. А затем читается молитва литии (напомним, что лития — усиленное моление на вечерне) «Спаси, Боже, люди Твоя», в которой перечисляются имена наиболее чтимых святых. С 2011 года — с момента учреждения празднования Собору Саратовских святых — мы, саратовцы, слышим в своих храмах имена тех из них, кто входит в Собор.

— Теперь о каноне утрени…

— Канон — это сложное гимнографическое произведение, состоящее в нашей практике из восьми песней. Его содержание — разностороннее осмысление празднуемого события; он показывает событие праздника в разных смысловых аспектах. В каноне находят отражение многие богословские идеи, связанные с празднуемым событием. Именно поэтому канон можно назвать центральным песнопением праздника.

Многие каноны написаны выдающимися церковными авторами VII-IX веков и по сей день занимают достойное место в нашем богослужении. К канону утрени нужно относиться максимально внимательно: к сожалению, в практике у нас во время канона совершается елеопомазание, которое отвлекает многих прихожан и мешает им воспринимать слова канона.

— Многим нашим прихожанам свойственно некое потребительское или даже магическое отношение к этому действию. Человек, у которого нет времени или желания стоять всю всенощную, норовит забежать на одно только помазание — и дальше по своим делам. А есть ли в таком забегании смысл?

— Обряд помазания на утрене давний, он известен с XIII–XIV века. Правда, тогда он совершался не во время, а после утрени. Как уже сказано, утреня была тогда другой, наиболее торжественным ее моментом, вершиной был именно конец, и за ним следовало помазание. При этом елей брали из лампады, горящей перед иконой праздника. Таким образом, это была своего рода печать, приобщение человека к торжеству Церкви. Сейчас у нас помазание совершается тоже после самой торжественной части утрени, но не в конце: оно совмещается с целованием Евангелия и иконы праздника, которое в старину предписывалось совершать после величания. Масло при этом используется то, которое освящалось на вечерне, хотя освящение на вечерне по смыслу — это именно освящение пищи (вспомним: «Благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей…»). Но, как и в минувшие века, этот обряд приобщает христиан к радости, к празднику. Никакого дополнительного смысла в помазании нет. С этой точки зрения, игнорировать праздничное богослужение и забегать в церковь на одно только помазание — действие, лишенное смысла. Помазание елеем на утрене не является таинством, елей не обладает целительным действием. Беда наша, наверное, в том, что у нас нет подлинного внимания к богослужению, к молитвословию, к тем смыслам, которые оно содержит, и потому наше сознание ухватывается за действие, за что-то вещественное — это легче воспринимается.

— И все же мы ждем не только помазания. Мы всегда с волнением ожидаем, когда запоют «Честнейшую херувим» и зазвонят в колокола…

— Песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа» с припевом «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» — это, к сожалению, единственная из девяти библейских песней, которые раньше пелись на утрене и которые поются теперь только Великим постом. Возможно, она оказалась выделена из всех, потому что Богородица почитается гораздо больше всех праведников Ветхого Завета. «Честнейшую херувим…» — это на самом деле ирмос Космы Маюмского, написанный для девятой песни Канона Великой Пятницы, но он стал жить своей, отдельной от бого­служения Страстной Седмицы жизнью и поется теперь с Песнью Богоматери. Эта песнь во время утреннего богослужения — свидетельство особого, сугубого почитания Богородицы; Великим постом она поется с земными поклонами.

— Мы приблизились к самому радостному моменту утрени: к возгласу священника «Слава Тебе, показавшему нам свет» и к Великому славословию…

— Это, по сути, вторая вершина утрени после полиелея. Великое славословие «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение» — это очень древний текст, примерно IV века, он составлен из многих библейских стихов: на всяк день благословлю Тя (Пс. 144, 2), благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс. 118, 12). Очень красивое песнопение, торжественный момент. Как и во время полиелея, храм максимально освещен — включается паникадило. Возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» — это благодарность Богу за наступление нового дня.

В конце утрени, перед отпустом, мы слышим песнопение «Утверди, Боже, святую православную веру…». В старину оно было многолетием, провозглашаемым государю, патриарху, архиерею. Отпуст — краткое молитвословие, начинающееся словами «Христос истинный Бог наш…». Это итог всего богослужения, черта, которую подводят под ним. И это пастырское благословение верующим после богослужения.

Газета «Православная вера» № 22 (522)

Алексей Кашкин

Что такое шестопсалмие в последовании утрени

Чтение ветхозаветных псалмов показывает скорбь человеческой души о своем падшем греховном состоянии, томление в ожидании прихода Спасителя, которым было наполнены времена Ветхого Завета.

Интересно! Для того чтобы чтение шестопсалмия не было слишком угрюмым, настроение псалмов меняется: читаются как скорбные псалмы, так и радостные, наполненные Славой пришествия Христа .

Особое отношение к шестопсалмию выражается в том, что во время этого чтения всем молящимся положено стоять, а ходить по храму, ставить свечи, совершать еще какие-либо действия возбраняется. Конечно, если человек по своей немощи не может выстоять эту часть службы, он может присесть.

Шестопсалмие читается двумя частями: после первых трех псалмов священник становится перед Царскими вратами и начинает чтение особых утренних молитв, в которых просит благословения для себя и своей паствы на новый наступивший день, благодарит за прошедшую ночь. Выйдя из алтаря, священник символически олицетворяет собой Христа, как обещанного Спасителя всего человечества.

Читайте о богослужениях:

  • Богослужение на Рождество Христово
  • Зачем нужно ходить в храм
  • Что такое молебен и как его заказать

Ектиния и кафизмы

По окончании шестопсалмия диакон начинает провозглашать великую ектению, после чего возглашается хвала Господу — «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Эти слова часто можно слышать в храме, они напоминают нам о тех временах, когда Господь находился в нашем мире, как он во славе входил в Иерусалим, где принял мученическую смерть.

Важно! Сразу за ектенией поются тропари в честь праздника данного дня или святого, память которого ныне совершается.

Следующая ступень в последовании утрени — чтение Псалтири по кафизмам. Кафизма представляет собой соединенные в одну часть несколько псалмов. Их чтение, наподобие чтению шестопсалмия, направлено на воспоминание о нашей греховности, о необходимости покаяния. Вместе с тем, в псалмах мы видим надежду на то, что с Божьей помощью можем преодолеть тлетворное действие грехов. Во время прочтения кафизм в храме разрешается присесть, а по их окончании включаются все светильники.

Светильничные молитвы

Читаемые священником при пении предначинательного псалма молитвы называются «светильничными», εύχαι του λυχνακοΰ, т. е. молитвами вечерни (вечерня называлась το λυχνικόν, «светильничное», уже и в IV в.), так как это почти все молитвы священника на вечерне, и в древности они распределялись по разным моментам этой службы. Их положено священное число 7, что отвечает и 7 дням творения и Промышления, воспеваемым при чтении их; на утрене, соответственно большей длине и важности этой службы, аналогичных молитв положено тоже священное число, но 12. По содержанию ни каждая отдельно из светильничных молитв, ни, тем более, весь ряд их не представляют чего-либо систематического. Тем не менее каждая следующая молитва, направляя внимание на новую сторону в существе Божием, пополняет чем-нибудь прошения предшествующих. 1-я, взывая к милости и долготерпению Божиим, этим основным свойствам Его, как вступительная, просит прежде всего услышать наше моление, наставить нас вообще на путь Божий и сообщить радостное чувство страха Божия; молитва имеет заключительное славословие, тождественное с возгласом великой ектении. 2-я и 3-я молитвы — покаянного характера, причем одна кроме того просит о духовном просвещении и безгрешном остатке дня, а другая — об исполнении всех прошений наших, полных надежды на Бога, о даровании нам не только страха пред Богом (1-я мол.), но и любви к Нему; заключаются молитвы возгласами 2-й и 3-й ектений (малых) вечерни. 4-я молитва — радостного характера — воспоминая о славословиях ангельских Богу, просит слить с ними и наше хваление теперь и в вечности; она в качестве заключительного славословия имеет возглас опять великой ектении.

Должно быть, потому, что читалась на древней вечерне после Господи воззвах, а на этом месте древней вечерни была великая ектения; до Господи воззвах было 3 антифона с малыми ектениями (см. Кекеяидзе К, прот. Литург. груз. пам., 144).

5-я молитва, обращая внимание на Промышление Божие, не колеблемое грехами нашими, просит о сохранении от них в остаток дня и во всю жизнь; имеет славословие, почти тождественное с возгласом ектении пред каноном на утрене и с литургийным возгласом пред приобщением. 6-я молитва, обращая внимание не только на Промысл Божий (ср. 5 мол.), свидетельствующий о величии, неисповедимости и благости Божией, но и на обещанное нам Царство, опять (ср. 2 и 5 мол.) просит о безгрешном остатке дня. Исключительна по своему содержанию и величине среди других светильничных молитв 7-я. Направляя взор наш к величию, бессмертию и светоносности Божией и обозревая содержание не только вечерни (заимствуются выражения из пс. 103 и 140), но и повечерия (есть выражение из пс. 90 и последней молитвы повечерия), она содержит одно лишь прошение о безгрешном и счастливом вечере, ночи и утре (уже).

Светильничные молитвы, читаемые ныне на предначинательном псалме, древнее употребления за вечерней этого псалма, и потому первоначально они приурочивались не к этому псалму, а к так называемым антифонам вечерни, т. е. к псалмам, певшимся по стихам с особыми припевами, похожими на припевы к нынешним литургийным антифонам: «Спаси ны Сыне Божий молитвами Богородицы» и т. п. В некоторых древних Евхологиях (ок. XIII в.) вечерние молитвы надписываются «молитва антифона 1-го», «молитва антифона 2-го». Такие надписания встречаются даже в списках XVI в. Впрочем, в самых древних, известных ныне, Евхологиях VIII—X в. вечерние молитвы просто нумеруются, что, может быть, указывает на то, что уже тогда они взяты с прежних мест и приурочены к одному моменту ве­черни.

Это особенно видно из того, что последняя молитва вечерни 8-го антифона в этих Евхологиях (VIII—X в.) надписывается «на Господи воззвах»: 140 пс. никогда не занимал на вечерне последнего места, а напротив, издревле, уже с эпохи Апостольских Постановлений, приходился в начале ее.

Простейшую и, должно быть, древнейшую практику для этих молитв представляет, по-видимому, из известных ныне памятников, несмотря на сравнительно позднюю эпоху рукописи (XVI в.), грузинский Евхологий Тифлисского церковного музея, указывающий в отделе под заглавием: «Молитвы воскресные антифонов и вечерни, когда священник облачается и бывает бдение», следующий порядок вечерних молитв, значительно отличный от нашего. Давая подробный чин вечерни, этот Евхологий не упоминает о предначинательном псалме, а начинает с поименования трех первых из нынешних молитв, называя их молитвами 1, 2 и 3 антифона и назначая после каждой из них малую ектению с возгласом, служащим окончанием молитвы; затем на разных местах вечерни он указывает еще 5 молитв, и между ними нынешнюю 7-ю на Сподоби Господи. Грузинская рукопись Имп. Публ. библ. № 208 XVI в., дающая чин вечерни с небольшими отличиями от нашего, хотя вечерня имеет здесь 103 псалом, указывает те же три молитвы (первые три нынешних) не на псалме, а на трех антифонах вечерней кафизмы, и кроме них на разных местах вечерни те же еще 5 молитв, и между ними нынешнюю 7-ю на Сподоби Господи. Близка к этой практика, даваемая Служебником в рукописи Софийской библ. СПб. Акад. № 518, где вечерних молитв указано три нынешних в начале и нынешняя 7-я на Ныне отпущаеши. Итак, 3 первые светильничные молитвы издревле занимали в чине вечерни нынешнее свое положение здесь, а именно, читались в самом начале вечерни (на начальных 3 антифонах ее, пока не было здесь 103 псалма, а потом на этом псалме). Такое положение эти молитвы непоколебимо занимают во всех сохранившихся памятниках, тогда как все остальные молитвы размещаются в разных памятниках в самом разнообразном порядке, не все и не всеми памятниками указываются. Эти три молитвы, следовательно, — древнейшее ядро светильничных молитв. Очень скоро это священное число их стало увеличиваться большей частью привлечением в группу их молитв из других частей вечерни. Служебник XIII же века СПб. Соф. библиотеки № 524 уже имеет в начале вечерни 4 молитвы (4-я — нынешняя 6-я). Но, конечно, однообразия в этом отношении в ту эпоху не могло быть: колебание в числе молитв происходит до XVII в. Тем не менее характерно, что в XIV в. наиболее общепринятым числом молитв, в России по крайней мере, было 6: митр. Киприан (1390—1405 г.) на вопрос игумена Афанасия о количестве вечерних и утренних молитв отвечает: «на вечерни убо молитвы шесть, а седмая выходная, а осмаа по исполнении вечернея и по возглашении». Отсюда уже один шаг и до нынешней практики с ее 7 молитвами в одной группе и двумя молитвами на других местах вечерни. Подобная практика с небольшими отличиями не только в распорядке молитв, но иногда и в составе их, представлена рядом памятников XV—XVI веков, хотя число вечерних молитв в этих памятниках еще очень разнообразно идоходит до 9,10 и11, но включая сюда и молитвы на других местах вечерни: на входе, на сугубой ектении, главопреклонную; в группе же молитв для предначинательного псалма большинство из этих памятников указывают то 8, то 7. Имеющие 8 прибавляют к нынешним молитву, начинающуюся словами: «Благословен еси Господи Боже Вседержителю, сведый ум человечь» и имеющуюся во многих древних греческих Евхологиях, начиная с Евхологиев VIII в., причем эта молитва занимает большей частью 4 или 5 место и нарушает согласие в счете дальнейших молитв с нынешними. В количестве 8 и с указанною избыточествующею молитвою имеет светильничные молитвы и ряд первых печатных изданий Служебника, начиная с Московского издания 1602 г. и Стрятинского 1604 г. и кончая Московским 1652 г. Но в Служебнике Киевского издания 1629 г. митр. Петра Могилы о молитве «Благословен еси Боже Вседержителю, сведый ум человечь» (5-й) сделано замечание: «сия молитва в греческом несть, от негоже сей звод исправися, ты же чти, аще хощеши». Впервые эта молитва опущена, и светильничные молитвы окончательно приняли нынешний свой состав в количестве 7, в Московском Служебнике 1655 г. Но в южнорусских изданиях до конца XVIII в. удерживалась указанная молитва с вышеприведенным замечанием митр. Петра Могилы (есть в Черниговском изд. 1797 г.).
Страница сгенерирована за 0.06 секунд !

Полиелей

После прочтения Псалтири начинается наиболее торжественная и красивая часть службы — полиелей ( это слово в переводе означает «многомилостие»). Она направлена на воспевание и восхваление всех тех великих милостей и дарований, которые Господь посылает каждому человеку. Начинается полиелей с чтения хвалений, под которые открываются Царские врата, а священник выходит для совершения каждения.

После этого поются особые воскресные тропари, которые повествуют о радости Воскресения. Кроме того, во многих храмах существует традиция выноса на аналой иконы, почитание которой совершается. Перед ней поются тропари, величания и стихи, рассказывающие о сути праздника или почитания того или иного дня. Пение звучит попеременно как хоровое, так и служащими священниками. Все вместе создает очень торжественную, праздничную атмосферу богослужения.

Помимо великой ектеньи, дьякон после величаний произносит и малую. Ектенья — это то время в богослужении, когда человек может помолиться о чем-то своем, сокровенном. После ектеньи поются антифоны и прокимен, которые предшествуют чтению Евангелия.

Чтение Евангелия — важнейшая часть любого богослужения. Именно в Евангелии содержатся все основы нашей веры, поэтому каждый православный христианин должен уделять время чтению Священного Писания не только в храме, но и дома.

Читаемые отрывки из Евангелия отличаются в различные дни. Так, в воскресные дни зачитываются места, повествующие о Чуде Воскресения Христа, о Его явлении после Воскресения своим ученикам. В другие же дни или праздники читаются отрывки, в которых идет речь либо о празднуемом событии, либо о прославлении святого.

Завершает чтение Евангелия торжественное пение «Воскресение Христово видевши…», после чего к Евангелию прикладываются все присутствующие в храме. В праздничные дни вместе с Евангелием принято целовать и икону праздника.

После этого все верующие подходят ко священнику для помазания освященным маслом. Очень часто эту процедуру называют «миропомазанием». Это грубая ошибка — миропомазание является Таинством, которое, чаще всего, совершают во время Крещения.

Помазывание освященным елеем (маслом) делается на каждой службе как символ того, что православные христиане должны быть помазаны Божьем именем для освобождения от любого зла.

Также перед праздниками во многих храмах принято раздавать хлеб, окропленный вином. Этот хлеб не является святой просфорой, не нужно их путать. Данный хлеб символизирует пищу духовную, которая в той же мере, что и пища телесная, нужна для жизни верующего человека.

Краткое изложение чина вечерни, утрени, Божественной литургии и поведение верующих в храме

В некоторых книгах, объясняющих богослужение, дается символическое толкование тех или иных моментов и частей богослужения. Надо знать, что богослужение складывалось постепенно, исторически, а символические толкования возникали позже, они вторичны. Об этих толкованиях можно при желании вспоминать за богослужением, если это, конечно, не мешает слушать и понимать то, что в данный момент поется или читается. Вечерня Перед вечерней читается 9-й час, состоящий из псалмов 83, 84, 85, после которых читаются тропари закончившегося дня, затем Богородичен и тропари 9-го часа, Трисвятое. По «Отче наш» читается кондак прошедшего дня и общая для всех часов молитва «Иже на всякое время и на всякий час…». В 9-й час, по евангельскому счету времени, Господь Иисус Христос умер на Кресте, что и вспоминается в молитве 9-го часа, которая завершает его. Вечерня может быть простая и праздничная — они отличаются по устройству и составу. Великая вечерня является первой частью всенощного бдения. Перед началом всенощного бдения положено служить краткую, с малым количеством стихир, малую вечерню. В престольные праздники, по обычаю, служат малую вечерню с акафистом. Вечерня начинается пением (на бденной службе) или чтением предначинательного псалма 103«Благослови, душе моя, Господа», который изображает величественную картину мироздания. После этого произносится великая (или мирная) ектения — ряд кратких прошений, начинающийся призывом: «Миром Господу помолимся». Затем на будничной вечерне читается рядовая (то есть положенная на этот день по расписанию) кафизма Псалтири. На воскресной всенощной это кафизма 1, начинающаяся словами «Блажен муж». Накануне воскресного дня эта кафизма должна исполняться полностью, а накануне полиелейных праздников — только 1-й антифон (1-я «Слава»). К сожалению, сейчас вместо этого часто поют только несколько стихов. Далее хор поет «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» на тот же глас (напев), на который будут исполняться последующие стихиры, потом исполняются стихи псалмов 140, 141, 129 и 116. В конце между стихами псалмов вставляются так называемые стихиры на «Господи, воззвах». Стихиры эти могут быть покаянными (на простой и шестеричной службе) или раскрывать смысл праздника, благодарить Бога за Его благодеяния или прославлять Божию Матерь и святых. Чем больше праздник, тем большее количество стихир поется на «Господи, воззвах». Стихиры, которые поются за православным богослужением, — поэтические произведения, прекрасные по форме и глубокие, поучительные и трогательные по содержанию. Надо только их внимательно слушать и просить помощи Божией, чтобы лучше понимать эти боговдохновенные слова. Завершаются стихиры — всегда и все — песнопением, воспевающим Господа (если это Господский праздник) или Божию Матерь. На праздничной службе во время пения этой заключительной стихиры священнослужители выходят из северных дверей алтаря, становятся перед царскими вратами и, после возглашения диакона: «Премудрость, прости!» (то есть «Внимайте премудрости, стойте прямо!»), входят в алтарь. Хор поет «Свете тихий» — древнее вечернее песнопение, прославляющее Господа Иисуса Христа. Затем диакон возглашает прокимен дня и, если день праздничный, читаются паремии. Возглашаются две ектении, поется или читается молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам». Если служба бденная, совершается лития. Священнослужители под пение литийных стихир исходят в притвор, где совершают сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и прежде всего — о прощении согрешений наших Божиим милосердием. После литии поются стихиры на стиховне — принадлежность как будничных, так и праздничных служб. При завершении вечерни мы слышим «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» — слова праведного старца Симеона, которые он произнес при сретении Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском. Затем поется «Богородице Дево, радуйся» (на всенощном бдении) или другие тропари празднику или святому, по Уставу. Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа. Утреня По Уставу, если не совершается всенощное бдение, утреня должна начинаться с двупсалмия, с так называемых «царских псалмов» 19 и 20. Сейчас, к сожалению, эту часть утрени можно услышать только Великим постом, да и то не везде. Затем читается шестопсалмие — псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Это время особенно сосредоточенной молитвы. Свет в храме приглушается или совсем гасится, не следует ходить по храму и даже шептать, по точному указанию церковного Устава (Типикона). После шестопсалмия возглашается такая же великая ектения, как и в начале вечерни. Затем на напев последующего тропаря поется «Бог Господь и явися нам» и тропари праздника или святого. Читаются рядовые кафизмы Псалтири, две или три. Во время чтения паремий и кафизмс седальнами принято сидеть. Разрешается сидеть и во время чтения канона. Пением стихов «Хвалите имя Господне» начинается полиелей, если служба праздничная. Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому. Поется величание празднику или святому, чередующееся со специально подобранными стихами из псалмов. На воскресной службе поются тропари «Ангельский собор удивися», которые напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о воскресении Спасителя. Читается Евангелие, которое после этого выносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими (это бывает только на воскресной всенощной). Все вместе поют: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». Центром утрени является чтение канона, который обычно за богослужением составлен из нескольких канонов. На воскресной утрени канонов может быть целых четыре: например, воскресный, крестовоскресный, богородичный и святому. На будничной службе, например, в понедельник — покаянный, бесплотным силам и святому. «Канон» по-гречески означает масштаб, шнурок, отвес, в переносном смысле — правило, образец. В православном богослужении так называются поэтические произведения, составленные по определенным правилам, касающимся как формы, так и содержания. Канон имеет девять песней, каждая из которых начинается ирмосом («ирмос» по-гречески — сплетение, связь) и имеет несколько тропарей. Каждый ирмос связан с одной из девяти библейских песней, из которых он заимствует иногда целые фразы. По окончании 8-й песни канона после стиха «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви»полагается поясной поклон. Во время пения «Величит душа Моя Господа» на 9-й песни канона в конце каждого припева «Честнейшую Херувим» полагается земной или поясной (в зависимости от дня) поклон. По окончании канона на праздничной службе хор поет «Всякое дыхание да хвалит Господа» ихвалитные стихиры, завершающиеся пением великого славословия. Затем поются тропари воскресный или празднику или святому. Возглашаются две ектении — сугубая (на которой поется на каждое прошение трижды «Господи, помилуй») и просительная («Подай, Господи») — и утреня заканчивается. На будничной службе хвалитные псалмы и великое славословие читаются, затем следует ектения просительная, поются стихиры на стиховне, затем также тропари и сугубая ектения. К утрени обычно присоединяется 1-й час, на котором читаются псалмы 5, 89 и 100, тропари празднику или святому, молитва «Иже на всякое время» и молитва 1-го часа «Христе, свете истинный». Божественная литургия Литургия разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных. На проскомидии, совершаемой перед началом литургии, приуготовляется Агнец из большой просфоры для преложения в Тело Христово и вино для преложения в Кровь Христову. Также поминаются Пресвятая Богородица, святые, а также живые и почившие члены Церкви. При этом из богослужебных просфор вынимаются частицы. Великую радость испытывают души усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спешите в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении ваших родных и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и простиих согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благи Твое безконечныя и блаженныя жизни наслаждение». На литургии оглашенных поются антифоны — обычно это псалмы 102 и 145 и «Блаженны», начинающиеся словами «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи». Поется также песнопение, посвященное Господу Иисусу Христу, «Единородный Сыне». Греческое слово «антифоны» означает, что эти песнопения должны петься попеременно двумя хорами. Существуют еще будничные антифоны и особые праздничные — для двунадесятых Господских праздников. Во время малого входа с Евангелием, изображающего первое пришествие в мир Господа Иисуса Христа, верующие благоговейно кланяются. При пении стиха: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» — совершается поясной поклон. При пении «Трисвятого» — три поясных поклона. Далее поются тропари и кондаки дня или праздника и святого. После возглашения прокимначитаются отрывки из Апостола и Евангелия. В эти минуты нужно с особым благоговением слушать слова Священного Писания. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной головой. После этого диакон приглашает помолиться об оглашенных, то есть тех, кто еще только учится истинам православной веры, но еще не принял крещения. Затем оглашенным предлагается покинуть храм и начинается литургия верных. При пении «Херувимской песни» совершается великий вход, во время которого Дары переносятся с жертвенника, где они приготовлялись, на престол для их освящения. «Херувимская песнь» звучит так: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…» После входа звучит продолжение: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дори носима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». В переводе на русский язык: «Мы, таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь всю житейскую заботу, чтобы принять Царя всего мира, невидимо сопровождаемого воинством ангельских чинов». По окончании первой половины «Херувимской песни» полагается поясной поклон. При словах священнослужителя: «И всех вас, православных христиан» — нужно сказать про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же священника следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Священник ставит сосуды с Дарами на престол и накрывает их так называемым воздухом, вспоминая погребение Господа Иисуса Христа, и читает тропари «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив…», «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником…» и другие. Далее возглашается просительная ектения. Слова «Двери, двери» перед пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова «Премудростию вонмем» (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры, который на литургии поют все верующие. По окончании пения диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом» — и призывает со вниманием святое возношение в мире приносить, а хор продолжает фразу: «Милость мира, жертвухваления». После этого начинается Евхаристический канон, который закончится схождением Святого Духа на приготовленные Дары и преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. С каким же страхом и трепетом, как сосредоточенно мы должны молиться в это время! Священник возглашает: «Благодарим Господа!» И мы вместе с ним благодарим Господа за все Его благодеяния, видимые и невидимые, ведомые и неведомые, за то, что Он привел нас из небытия в бытие, за то, что не оставил людей, отпавших через грехопадение, за то, что принимает от нас эту службу, хотя Его славословят Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы. Продолжая молитву, священник возглашает: «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:» (хор поет дальше) «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних». В это время священник в алтаре особо благодарит Бога Отца за то, что Он так возлюбил мир, что дал Сына Своего единородного (единственного), чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, и вспоминает Тайную вечерю, которую Господь Иисус Христос совершил перед Своей смертью — как Господь взял хлеб, благословил, преломил и сказал: «Приимите, ядите,сие есть Тело Мое…» А после вечери взял чашу: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя…» После этих возгласов священника верующие полагают поясные поклоны. Вспоминая спасительные страдания Христовы — крест, смерть, тридневное погребение, а также воскресение из мертвых, вознесение на небеса, славное второе пришествие, священник (или диакон) возносит чашу и дискос и говорит: «Твоя от Твоих (то есть Твоё от Твоих даров; из того, что Ты нам дал) Тебе приносяще о всех и за вся» (за все благодеяния), а хор продолжает фразу:«Тебе поем, Тебе благословим и молим Ти ся, Боже наш». На Тайной вечери Господь Иисус Христос заповедал апостолам повторять это священнодействие — сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). И вот теперь священник, по заповеди Господней совершая страшное таинство, просит Бога Отца ниспослать Духа Своего Святого на предлежащие Дары и на всех людей и преложить хлеб в Тело Христово, а то, что в чаше, — в Кровь Христову. Как велико священническое служение: своей молитвой он низводит Духа Святого! Оканчивая молитву, священник произносит: «Аминь. Аминь. Аминь» — и делает земной поклон. Здесь надо и нам поклониться до земли Телу и Крови Христовым, находящимся теперь на престоле. В это время, по слову святителя Иоанна Златоуста, «и ангелы предстоят священнику, и весь чин небесных сил к восклицаниям стекается, и все место окрест алтаря наполняется ангельскими лицами в честь Лежащего» на престоле. При пении «Достойно есть» (или другой священной песни в честь Богородицы — задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам. После «Достойно есть» или заменяющего его задостойника — земной поклон. Завершая поминовение, священник молит Бога о патриархе и правящем архиерее: «В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего…» От имени всех нас хор поет: «И всех, и вся». Эти слова означают, что при совершении литургии не только священнослужители, но и весь народ просит Бога помянуть всех, кто присутствует в храме и отсутствует, сродников, благодетелей, усопших православных, и вообще всех. (Слово «всех» мужского рода, «вся» по-церковнославянски — женского.) Здесь нужно положить поясной поклон. Возглашается просительная ектения и затем всем народом поется молитва Господня «Отче наш». По возгласе священника: «Святая — святым» (то есть «Святые Дары — святым») хор смиренно отвечает (и мы с ним мысленно), что свят только один Господь: «Един свят, един Господь…» Священнослужители в алтаре причащаются святых Христовых Тайн, после чего святые Тайны выносятся для причащения верующих. При возглашении: «Со страхом Божиим и верою приступите!» — полагается земной поклон. Приступая к принятию святых Тайн Тела и Крови Христовых, после того как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит сложить руки на груди крестообразно — правую на левую, ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно Чашу, и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить ко причащению. Нужно назвать ясно свое имя, а по принятии святых Тайн поцеловать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово. Затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов и тем более ничего не говоря, принять частичку антидора или просфоры и запить теплотой. Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговением, дабы не нарушить благочиния церковного. При последнем явлении святых Даров, изображающем вознесение Господа Иисуса Христа на небо, при словах священника: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» — полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился святых Тайн, а для причастников — поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к святой Чаше, выражая этим благоговение к святыне. Святой антидор (с греч. — вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщался святых Тайн, вкусили освященного хлеба. Церковный Устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак — ничего не евшим и не пившим. Попечение святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого, по милости Божией, удостоились в храме. Церковь заповедует нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм. Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить мысленно у Господа прощения, чем толкать других и нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит душу и просветит свой ум. Храм предназначен для молитвы. Поэтому тот, кто болтает во время службы, не молясь сам и мешая молиться окружающим, берет на душу тяжкий грех.

Канон

После помазания не стоит сразу торопиться и уходить домой, ведь чинопоследование утрени еще не завершено. Следующей частью службы будет канон — это собрание различных молитв по определенному правилу. Большую часть богослужебных канонов составили святые отцы нашей Церкви, например, Андрей Критский ( Великий покаянный канон, читаемый на первой неделе Великого поста). Канон разделяется на составные части (ирмосы, песни, тропари), часть из которых поется, а другая часть прочитывается.

Ирмосы, которые в самом начале канона поются, основываются на каких-либо библейских событиях. Это и песнь пророка Моисея, в которой он восхвалял Господа после перехода через море, и песни многих других ветхозаветных пророков.

Важно! Во время Великого поста исполняется вторая песнь канона, которая имеет особые покаянные мотивы. Ее основа — это обличение Моисея, направленное на свой народ, когда тот впал в мерзкое идолопоклонство.

В середине канона происходит каждение храма дьяконом, также несколько раз произносятся малые еткении. Такая слаженная, выверенная структура богослужения придает ему особую торжественность, радостное восхваление Воскресение Спасителя Иисуса Христа, предстательство за каждого человека Пресвятой Богородицы.

Почитанию Богородицы отводится отдельное место: поется «Честнейшая херувим», диакон отдельно перед Царскими вратами провозглашает хвалу Божьей Матери.

Читайте о Божьей Матери:

  • Кто такая Пресвятая Богородица
  • Как правильно читать Богородичное правило
  • Икона Пресвятой Богородицы «Благодатное небо»

Окончание

По завершении канона снова поются псалмы, а точнее, некоторые стихи из них, такие как «Всякое дыхание да хвалит Господа. Они дополняются отдельными стихами, прославляющими Спасителя, Божью Матерь или отдельных святых.

После этого звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Изначально этот возглас должен был звучать на самом рассвете, когда первые лучи восходящего солнца разгоняли мрак ночи. Символично к этому моменту и были приурочены слова о свете духовном, исходящем от Господа. Сегодня время служения утрени сместилось, но духовный смысл этого возгласа остается неизменным — только в Господе мы можем познать и обрести настоящий свет для нашей души.

На этот возглас священника отвечает хор пением особого хвалебного гимна, который начинается со слов «Слава в вышних Богу», после которых поются различные молитвы, библейские сюжеты и Трисвятое.

Под конец утрени, перед самым отпустом, воспеваются праздничные тропари, а если никакого праздника в этот день нет — тропарь отпуста, где повествуется о Воскресении Христа, о тех трудах, которые понесли апостолы ради распространения христианства по всему миру. За этим снова следует ектения, последняя в этой службе. Завершается утреня пением «многлетия» — прошении о сохранении местного архиерея, патриарха, настоятеля храма и всех прихожан.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: