В православии злопамятность чаще называют памятозлобием. Как знакомо это чувство каждому человеку. На работе кто-то сказал в наш адрес оскорбительное или пренебрежительное слово. И мы, кажется, по-христиански, промолчали.
Но как гложет нас обида, как мы не можем уснуть несколько часов или даже ночей, прокручивая в памяти случившееся. Строим планы мести, подбираем слова, плетем интриги. Обидчик вызывает в нас чувство ненависти, гнева. Так хочется, чтобы на него свалились все возможные беды и несчастья. И если они случаются, мы радуемся в душе, хотя и не показывая виду. А то и богохульствуем: «Господь наказал». Страшная картина, но она знакома многим, если не каждому!
«Потомок графа Монте-Кристо»
Злопамятный человек — это личность, которая в подробностях помнит обстоятельства, связанные с обидными фактами по отношению к нему. Человек, утаивающий злость и чувства огорчения долгое время в своей душе и памяти. Ему трудно забыть и тем более простить нанесенные оскорбления, даже если событие приключилось несколько лет назад. Есть такой анекдот:» Я не злопамятный, я просто злой, и память у меня хорошая!»
Большинство таких людей мечтают расквитаться с теми, кто, по их мнению, является виновником их горечи.
Злопамятный человек — это портрет несчастного субъекта. Личность, живущая прошлыми обидами, не прощающая обидчиков, горькие чувства которой разъедают ее изнутри.
Довольно часто глобальные обиды и оскорбления, угнетающие человека годами, при разумном анализе оказываются мелкими, не стоящими внимания ситуациями.
Злопамятной личности проблема видится в черном свете. Человек живет в постоянной скованности обиженных чувств и самоедства. Жизнь злопамятного человека омрачена плохими воспоминаниями, которым уделяется большое значение.
Прости нам долги наши
Фото: Nicola-arzamas.ru
Злопамятность – по сути, нежелание прощать. Как же можно быть православным христианином, если не уметь забыть обиды и грехи других людей? Читая молитву «Отче наш» дома, или всем миром в храме, мы просим Господа простить нам наши грехи, так же, как и мы прощаем нашим должникам. А если мы не прощаем, то и Господь не простит нас.
В Евангелии от Матфея сам Иисус Христос говорит нам, что если кто-то не простит людям их согрешения, то и ему не будет даровано Милосердие Божье за его грехи.
Тем более удивительно, что среди православных встречается такая черта характера, как злопамятность. Это же путь в никуда, это дверь в бездну, которую мы постоянно толкаем, чтобы открыть.
Детские обиды
Злопамятный человек — это чувственная личность с раненой самооценкой, которой свойственно видеть неблагоприятное отношение в свою сторону от окружающих. Чаще всего злопамятными людьми становятся дети, наблюдающие пример непрощения от жестких родителей. Просить прощения у ребенка, относиться к нему как к полноценной личности, считаться с его чувствами не принято у большинства мам и пап. Детей воспринимают как роботов, обязанных проявлять эмоции и желания, только когда это удобно взрослым. Редкое проявление похвалы и поощрительных знаков, максимальное количество упреков и претензий, нежелание принимать родительскую вину перед ребенком и акцентирование внимания на плохих качествах в будущем воспитает озлобленную личность.
Психология злопамятного человека говорит о линии поведения, скопированной в детском возрасте от близких родственников, которые жили и находились рядом. Они вели себя именно так.
Памятозлобие — это духовный рак. Архимандрит Софиан (Богиу)
В 1932 г. поступил в монашескую семинарию монастыря Черника (Бухарест). В 1937 г. принял монашеский постриг, в 1939 г. рукоположен в иеродиакона, в 1940-1945 гг. прошел обучение в Бухарестской Академии художеств, в 1942-1946 гг. — на Бухарестском богословском факультете. В 1945 г. рукоположен во иеромонаха в Бухарестском монастыре Антим, в 1950 г. стал его настоятелем, а в 1954 г. — настоятелем монастыря Плумбуита, также в Бухаресте. В 1958 г. арестован и осужден на 15 лет исправительных работ за участие в духовном движении «Неопалимая Купина» («Rugul Aprins»), отбыв 6 лет заключения, был освобожден по всеобщей амнистии политзаключенных. Выйдя на свободу, отец Софиан оставался под бдительным надзором спецслужб.
Будучи профессиональным иконописцем, он расписал в Румынии 25 храмов и обителей, в том числе скит Дарварь, монастыри Агапия и Раду-Водэ, в Ливане — монастырь Деир-эль-Харф, в Сирии — кафедральный собор в Хомсе и храм в Хаме, а также отреставрировал многие храмы. Архимандрит Софиан прекрасно знал не только греческую, но и русскую аскетическую литературу — свтт. Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, св. прав. Иоанна Кронштадтского. Он был одним из самых почитаемых и любимых румынских духовников, которого называли «апостолом Бухареста». Упокоился отец Софиан (Богиу) 14 сентября 2002 г. в монастыре Кэлдэрушань в возрасте 90 лет.
***
Следуя слову святых отцов, мы постоянно напоминаем, что пост означает не только воздержание от скоромной пищи, мяса и молочных продуктов. Некоторые верующие очень строго соблюдают этот пост, и хорошо, что соблюдают, однако этого недостаточно. К физическому посту — отказу от пищи — мы всегда должны добавлять то, что является его сердцевиной, самым важным в нем, — отказ от зла. Поститься всем существом своим, чтобы и глаза, и ум, и уста, и руки, и ноги — всё удерживалось от зла. Если этот пост, душевный, удастся соединить с тем, телесным, то это и будет то, чего хочет от нас Бог. Но если мы соблюдаем только телесный пост, а о другом, душевном, не заботимся, тогда наше пощение становится бесполезным: мы трудимся, но воздаяния не получаем.
Хорошенько задумаемся над этим, ведь каждый из нас нуждается в Боге. Бывают такие обстоятельства в жизни, когда люди действительно не могут помочь нам, и тогда мы взрываемся умом и сердцем своим к небу и вопием: «Господи, помоги!» И Бог помогает нам, если мы стоим на Его пути. Но если мы творим, что хотим, и творим одно только зло, говорим, чего не следует, и делаем только плохое, тогда Бог не внимает нашей молитве, как говорит об этом святой апостол Иаков[1]. Вы не получаете помощи и остаетесь неуслышанными, потому что молитесь плохо, просите того, что вам на самом деле неполезно, или просите у Того, Кого до последнего момента презирали. Когда тебе нужно, ты взываешь к Богу в молитве, а потом опять возвращаешься к своей обычной жизни, чаще всего — греховной.
Потому хорошо было бы обратить внимание на страсти, обуревающие и возмущающие нашу внутреннюю жизнь. Возмущаемые сами собой, мы возмущаем и тех, кто окружает нас, и наша жизнь нередко превращается в ад, вся эта наша земная жизнь со скандалами в семье, на работе, повсюду, со всевозможными конфликтами по причине амбиций, гнева, расшатанных нервов и так далее. И потому хорошо будет, чтобы в эти постные дни тот, кто может держать телесный пост — очень хорошо, пусть держит его, однако ему должен сопутствовать пост душевный, осторожность ко всему тому, что возмущает нашу внутреннюю и внешнюю жизнь.
Одной из страстей, свирепствующих в нашей жизни, является гнев, и идущие рука об руку с ним ссоры, конфликты, заходящие иногда очень далеко. Как последствие гнева, если нам не удается помириться в тот же день с тем, с кем мы поругались, в нас вселяется одна очень опасная страсть — памятозлобие. И ты ходишь с этим памятозлобием, молиться не можешь, умом пребываешь в постоянном диалоге с тем, с кем поссорился. В действительности другой тоже сердит на тебя и тоже испытывает гнев. Он то в сторону отведет глаза, то вниз — ему тяжело или противно посмотреть на тебя, ведь ты его оскорбил, — и ты также.
Эта страсть, называемая памятозлобием, есть диавольский плод гнева. О ней я хочу почитать вам из святого Иоанна Лествичника. Этот великий духовный психолог, этот монах, живший в VI-VII веке нашей, христианской, эры, — как ни один из психиатров наших дней, проанализировал человеческую душу и человеческую личность, уловив тончайшие нюансы внутренней жизни людей, и потому был внимателен к той страсти, о которой мы сейчас говорим, — к памятозлобию. Он говорит, начиная свое Слово 9, так:
«Святые добродетели подобны лестнице Иакова, а непотребные страсти — цепям, упавшим с рук первоверховного Петра. Первые (то есть добродетели), переплетаясь одна с другой, возводят желающего того к небу, а вторые порождают и укрепляют друг друга» — то есть страсти (гл. 1). Потому что ты совершаешь зло, обманываешь, ненавидишь, крадешь, творишь многие другие страсти, и все они стягиваются, подобно цепям, вокруг тебя, и ты становишься похожим на настоящего раба. Если ты делаешь добро, если совершаешь добродетели, как говорят святые отцы, тогда внутреннее твое освобождается от этого яда страстей, ты все более светлеешь, становишься всё спокойнее и чувствуешь, что молишься, чувствуешь, что Кто-то защищает тебя, чувствуешь, что у тебя есть Владыка, в любое время могущий тебе помочь.
«Мы слышали, что памятозлобие есть порождение гнева, а теперь пришло время рассказать о нем» (гл. 1). Памятозлобие — это конец, к которому приводит гнев, оно — плод гнева, «хранительница грехов, ненависть к правде, истребление добродетелей» (гл. 2), ибо как рак пожирает клетки нашего тела, так и памятозлобие пожирает добродетели, добрые дела — как наши, так и других людей.
«…Ненависть к правде, истребление добродетелей, яд души, червь ума, посрамление молитвы…» Почему посрамление? Потому что ты молишься, чтобы Бог простил тебя, а сам не прощаешь! И тебе должно быть стыдно просить, чтобы Бог простил тебя, когда ты сам зол на своего ближнего.
«…Пресечение моления…» — потому что когда ты молишься, ты просишь, чтобы Бог пресек это твое моление. Ты не имеешь права быть прощенным, если сам не прощаешь.
«…Отстранение любви, гвоздь, вонзенный в душу, чувство неприятное, любимое так же, как сладость горечи, грех непрекращающийся, беззаконие неусыпающее, злоба каждодневная, всегда одна и та же» (гл. 2). То есть памятозлобие — «это страсть мрачная и безобразная, из тех, что рождаются, но сами не рождают. Поэтому мы не хотим говорить о ней много» (гл. 3).
«Кто остановил в себе гнев, тот убил памятозлобие, ибо пока жив отец, продолжается рождение детей» (гл. 4). Пока гнев живет в нас, продолжается и памятозлобие. Поэтому вместе со святыми отцами и сам святой Иоанн Лествичник в другом месте говорит так: «В конфликте, когда ты гневаешься на кого-нибудь, не давай волю первому слову, сдержи его». Если ты, разгневанный и выведенный из себя, скажешь первое слово, то скажешь и второе, тяжелее первого, добавишь и еще, злее, и конфликт вспыхнет, как огонь, как пожар, и его уже очень трудно бывает погасить. Конфликт все больше обостряется, распаляется и этот гнев, ссора и ненависть продолжаются, и ты уже не можешь в тот же день исправить сделанное.
«Когда, после многого подвига, ты не можешь полностью вынуть занозу (эту занозу памятозлобия), преклонись перед врагом твоим хотя бы словом, чтобы, устыдившись своего лицемерия по отношению к нему, полюбить его по-настоящему, будучи подстрекаем совестью, как огнем» (гл. 11).
«Ты узнаешь, что избавился от этого гнилья (памятозлобия), не когда станешь молиться об оскорбившем тебя (внимание!) и не когда воздашь ему дарами или посадишь с собой за стол, а когда, узнав, что с ним случилась беда душевная или телесная, восскорбишь и заплачешь о нем, как о себе самом» (гл. 12). Это свойство любви, о котором говорит святой апостол Павел в главе 13 [Первого послания] в Коринфянам: страдать вместе с страдающим, даже если он твой враг. Если ты страдаешь вместе с ним и молишься о нем в большой беде, то ты исцелил и его, и себя самого.
«Кто безмолвствует, памятуя о зле, в том свила себе гнездо змея, испускающая смертельный яд» (гл. 13).
«Воспоминание о Страданиях Иисусовых исцелит душу, помнящую о зле, пристыжая ее Его незлобием» (гл. 14).
«В гнилом дереве водятся черви, а в лицемерно кротком и спокойном поведении скрыта безумная ненависть» (гл. 14). Ты ведешь себя хорошо, улыбаешься, но помнишь зло, идущее у тебя изнутри. Псалмопевец где-то говорит: «Слова их мягки и нежны, но режут, словно мечи»[2]. Таким образом, это ложный мир в душе твоей, это некий политес… Ты улыбаешься, но всегда готов вонзить кинжал в сердце другого.
«Кто покончил с ним (с памятозлобием), тот обрел прощение, а кто прилепляется к нему, тот лишится благосердия Божия. Некоторые предали себя на труды и поты, чтобы получить прощение. Но не помнящий зла опередил их, коль скоро верно слово: «Прощайте быстро, и простится вам с лихвой»» (гл. 14-15), — как говорит негде святой апостол и евангелист Лука[3].
Итак, секрет заключается в следующем: примириться с врагом своим в тот же самый день. «Солнце да не зайдет во гневе вашем» — так советует нам Священное Писание[4]. Солнце да не зайдет во гневе нашем, и тогда изгонится из нас памятозлобие и нормализуются отношения между мной и тобой, и другими.
«Незлопамятность — признак истинного покаяния, а кто питает вражду и кажется кающимся, тот подобен тому, кому во сне кажется, будто он бежит» (гл. 16). Может, у вас были такие сны, когда вы бежали, неслись, напуганные кем-то, а проснувшись, оказывались на своей кровати. Примерно таков же тот, кто хочет держать в себе зло: и кажется, что он кается, и на вид он становится кротким, однако он питает в себе вражду. Он таков же, как тот, которому кажется, будто он во сне бежит.
«Я видел некоторых, кто памятозлобствовал, увещевая других не памятозлобствовать. И, устыдившись своих собственных слов, они положили конец этой страсти» (гл. 17). Легче говорить, чем делать.
«Да не полагает никто, будто это затмение — страсть легкая, преходящая, ибо часто ей удается простираться даже на мужей духовных» (гл. 18).
И последний абзац, вкратце: «Это была девятая ступень. Кто преодолел ее, тот уже может с дерзновением просить разрешения грехов у Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Аминь.
Архимандрит Софиан (Богиу)
_______________________________________
[1] «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4: 3).
[2] Ср.: Пс. 54: 22.
[3] Ср.: Лк. 6: 37.
[4] Еф. 4: 26.
Злопамятный человек — это какой?
Многих интересует этот вопрос. Чтобы понять, почему злопамятный человек долгое время хранит обиду, стоит проанализировать его внутренний мир.
Злопамятность и мстительность — плохие качества, чаще всего принадлежат они слабой личности, не способной относиться к чужому мнению легко и непринужденно. Обычно это угрюмые особи, не способные строить дружеские отношения на долгий период времени. Они относятся к окружающим очень требовательно, не желая мириться с чужими недостатками, не замечая собственных плохих качеств.
Злопамятность это хорошо или плохо
Негативные стороны злопамятности, как ведущей личностной черты в потере личности, человек начинает жить только обидами и прошлыми событиями, переставая развиваться. Ко всему этому основными эмоциональными переживаниями становится негативный спектр, что приводит к исчезновению внутреннего ресурса и возможности найти другие позитивные стратегии. На более глобальном уровне именно злопамятность способна вогнать всё человечество в спираль постоянного насилия и агрессии, когда вместо того, чтобы понять другого, раскаяться самому, упростить ситуацию, люди только нагнетают, культивируя негативистичные эмоции, распаляя взаимную ненависть.
Это не просто плохие переживания, это реальная нагрузка на нервную систему, а вследствие и на кровеносную, сердечную, пищеварительную. Даже проводились исследования, подтверждающие, что язвенные эрозии, проблемы с сердечной мышцей и ранняя смертность характерны людям злопамятного типа. Ведь вместо того, чтобы отпустить переживания и как-то трансформировать эмоции во внешнем мире, люди раскручивают их в себе, устраивая стрессы из прошлого, когда нет необходимости в настоящем.
Плохо отражается такая личностная черта как злопамятность на самом человеке, лишая его возможности духовного роста и реализации, постоянно терзая изнутри. Со временем такой индивид теряет все социальные связи, ведь построение подобных отношений является токсичным и сами окружающие перестают контактировать с тем, кто долго помнит любые обиды. Возможны разрывы отношений и с теми, кто способен терпеть подобное в свой адрес – обычно тут инициатором является сам злопамятный, поскольку пока ему позволяют это поведение, сам он всё больше накручивает ситуацию, представляя обидчика уже чуть ли чертом, и решая прекратить всяческие контакты.
Окружающим, если они не умеют абстрагироваться, чужая злопамятность также несёт только негативные моменты. Вы можете жить, не подозревая, что обидели человека (эта черта часто связана со скрытостью и накоплением обиды), и в какой-то момент получить резкий ответ, припоминание своих проступков или откровенную месть за ситуацию, прошедшую больше года назад. Обычно с такими людьми невозможно договориться, им мало одного извинения за проступок – это манипуляция, где окружающие будут вечно ходить по кругу реабилитации своего проступка и никогда не смогут его загладить.
Но совершенно жить без такой черты, как злопамятность также невозможно, если не запоминать, что кто-то постоянно делает плохо, то можно общаться с негативными людьми. Это будет мазохистический тип жизни, где снова и снова вы будете возвращаться туда, где плохо или больно, где недостойное обращение. Изначально ведь закрепление памяти именно на негатив обусловлено программой выживания, а значит помнить, где живёт змея важнее, чем где найти вкусную шелковицу. Так же и в социальном мире – важнее помнить, кто вас предаёт и делает больно, разрушает эго и самооценку, чем где вас угощают и рассказывают какой вы молодец.
Река горечи
Злопамятность и мстительность ни одного человека счастливым не сделали. Ощущения постоянной горечи, подобно червям, съедают человека изнутри, мешая прочувствовать вкус и радость жизни. Постоянно думая о своих обидчиках, человек теряет способность наслаждаться приятными событиями. Привычка озлобления впоследствии перетекает в вечную подозрительность и заставляет относиться с полным недоверием ко всему обществу. Мстительная личность обрекает себя на одиночество и недовольство жизнью.
Злопамятность таит в себе некоторую долю опасности, а также:
- Чувство большой обиды с примесью беспомощности.
- Зацикленность на оскорблениях или горьких поступках по отношению к себе.
- Отсутствие прощения и великодушия.
- Уничтожение гармонии, душевного равновесия.
- Игнорирование доброжелательного отношения, выискивание врагов и неприятелей.
Личности, живущей старыми обидами, постоянно прокручивающей в своей памяти неприятные ситуации, на самом деле приходится нелегко.
Пребывая в угнетенном мире тяжелых эмоций, злопамятный человек это может осознавать или отрицать, но в лучшем случае попытается изменить свою сущность и отношение к обидам.
Грех злопамятности
Фото: Flickr.com
Вот сколько греха порождает в нас чувство злопамятности. Один грех памятозлобия отравил всю нашу душу, влив в нее столько грязи, что и смыть-то сложно!
Сознательно сохраняемый и вынашиваемый в душе гнев на обидчика оказывает на душу человека разрушительное влияние. Апостол Павел понимал эту опасность пагубного влияния памятозлобия и говорил в Послании к ефесянам:
Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; (Еф.4:26)
То есть он не позволял людям гневаться и держать в себе обиды друг на друга более одного дня. О какой злопамятности может идти речь, если с закатом солнца все обиды забываются по наставлению Апостола.
Необходимые перемены
Бороться с негативными чувствами можно и нужно. Приложив некоторые усилия, человек научится видеть ситуацию под другим углом, избавляться от своей сверхчувствительности и планов отмщения.
- Позитивное отношение. Не стоит воспринимать всерьез поступки окружающих по отношению к себе. У каждого человека есть личные мотивы или ошибки в отношениях с людьми. Нужно воспринимать обидчиков как неопытных детей, которым свойственно поступать глупо.
- Акцент на положительные моменты. Наблюдая за неправильными действиями других людей, следует поддавать анализу их мотив, выискивая для себя что-то хорошее.
- Конструктивное отношение. Спокойно наблюдая за безуспешными попытками обидчика нанести боль, уверенная в себе личность вызывает у него чувство досады и раздражения, в то время оберегая собственное здоровье и внутреннее равновесие. Не достигая своей цели, противник рано или поздно перестает наносит «моральные удары», испытывая в дальнейшем уважение к столь сильному, владеющему собой человеку.
- Безразличие к мнению окружающих. Сплетни и критика не нанесут никакой моральной травмы человеку, равнодушному к общественным высказываниям.
Святые отцы о памятозлобии
Фото: Flickr.com
Святые отцы видели, что, несмотря на прямой запрет злопамятности, полученный от Господа под страхом отлучения от Царства Небесного, люди все равно идут на поводу у нечистого, который всячески разжигает в их душах это пагубное чувство. И неудивительно, ведь человек по сравнению с сатаной – сущий младенец и легко поддается его проискам. Поэтому очень много трудов посвящено предостережению и научению верующих прощению чужих грехов и зла.
Приведем несколько цитат из писем и произведений Оптинских старцев.
Преподобный Иосиф писал:
Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: “Отпустите мало, отпустится вам много” (Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1–8, 13).
Преподобный Макарий советовал принимать обиды, как Божье попущение, испытание для нас:
Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие.
Преподобный Варсонофий писал, что бороться со страстью памятозлобием, как и со всеми страстями, следует постом и молитвой:
Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве.
Господь завещал нам прощать врагов наших. А мы, забывая его Заповеди, злимся и разжигаем в себе ненависть, считая врагами своими обидчиков, да тех, кто всего лишь несдержан в словах. И такой гнев никак нельзя назвать праведным. Нужно злиться не на людей, а на сатану, который разжигает в нас это чувство нелюбви к ближнему. Как ликует нечистый, видя злопамятного человека, как радуется его непрерывному падению из-за плохих мыслей и чувств.