ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ,
учрежденные божественным провидением священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая божественная благодать. В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное предание.
Таинство Крещения
Суть:
Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».
Библейские основания:
Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано:
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие
(Ин
3
:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф
3
:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа
(Мф
28
:19).
История:
В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.
О Таинстве Крещения на сайте «Фомы»
Молебен
Молебен, или молебное пение, — это особенное богослужение, на котором испрашивают благодатной помощи Господа Иисуса Христа, Преблагословенной Богородицы, Небесных Сил или святых Православной Церкви. Молебны служат не только чтобы испросить помощи в различных нуждах, но и для благодарения за полученные благодеяния Божии.
Молебны служатся не только в храмах, но и по домам верующих, на улицах, в поле (на бездождие), в школах (на начало учебы) и т. п.
Всегда на Руси служили молебны, и это было естественное стремление людей в общей молитве испросить у Бога благословения. Константин Паустовский описывает в «Повести о лесах» такой общий молебен: «Наутро пришел из Парамонова поп с псаломщиком служить молебен о ниспослании дождя. Вышел весь народ с хоругвями на бугор среди полей, — с того бугра в ясную погоду был виден правый берег Волги»[].
В настоящее время во многих храмах молебен служится каждый день после Литургии — так называемое чинопоследование общего молебна. Митрополит Иларион (Алфеев) замечает: «Почти повсеместное распространение молебнов в Русской Церкви свидетельствует о развитии литургического благочестия в сторону смыслового упрощения с заменой более древних, продолжительных и сложных текстов более простыми, краткими и доступными»[]. Однако не только простота восприятия молебнов служит к их распространению. Также способствует этому непосредственное озвучивание просимых вещей: если это начало года — молебен с прошениями о благоприятном годе; если засуха — молебен с прошениями о ниспослании дождя. И, несомненно, желание людей заказать молебен и прийти помолиться на нем растет от службы к службе.
Таинство Миропомазания
Суть:
Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.
Библейские основания:
Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии:
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен
(Ин
7
:37-39), а также в апостольских посланиях:
Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все
(1 Ин
2
:20),
Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог
(2 Кор
1
:21).
История:
Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.
О Таинстве Миропозания на сайте «Фомы»
Самые важные церковные обряды в православии
Особое место отводится окончанию жизни. Для верующих проводить человека в последний путь – важнейшая часть христианства. Для этого придуман обряд отпевания. Это заупокойное богослужение, которое проводят над умершим человеком лишь однажды. Тем самым отпевание отличается от панихиды или поминания, которые проводят по много раз.
Над умершим поют богослужебные тексты. Порядок обряда может быть разным. Цель отпевания – подарить душе мертвого покой, сообщить Господу, что раб Божий был упокоен, попросить отпущения грехов, чтобы он смог попасть на небо и получить вечную жизнь.
Панихида – отдельный обряд, она гораздо короче. Панихиду проводят на третий или девятый день после смерти. Есть отдельный вид панихиды, который проводится на сороковой день после кончины.
Еще один обряд – это лития. По степени значимости лития занимает следующее за панихидой место. Она короче по времени, может проводиться многократно в отношении усопших.
Чем обряды отличаются от таинств
Несмотря на то, что оба слова часто заменяют друг друга в разных смыслах, они несут разное значение.
Таинства созданы и оглашены самим Иисусом, а обряды провозглашены церковью для поддержания духа верующих. Ритуалы не меняются веками. Все они проводятся с учетом строгих канонов, описанных просветителями в разное время.
Виды православных обрядов
Церковные обряды делят по типу и назначению:
- Богослужебные. Это действо входит в список церковной литургической жизни. Во время богослужения могут выносить святую плащаницу. Это действо относится к Великой пятнице. Помимо этого, освещают хлебный квас, когда идет Пасхальная седмица, а также круглый год освещают воду, мажут елеем, совершают утреню и вечерню.
- Житейские. К этой категории относят житейские освещения жилищ, продуктов или семян. Верующие часто просят духовников осветить начинания, дать благословение на дела, запустить строительство. Сюда же относят действа, которые совершают относительно усопших.
- Символические. Это особая группа, где объединены действа, целью которых является единение человека с Богом. Один из примеров – сотворение крестного знамения. Это православный обряд, он традиционно символизирует страдания, перенесенные Иисусом. Кроме того, совершение креста перстами служит защитой от зла или искушений.
К смешанной категории относится обряд выдерживания поста. Существует несколько периодов для православных христиан, когда они отказываются от пищи в знак уважения страданий святых. Самым главным остается Рождественский пост, который называют строгим. Верующим запрещена разнообразная еда. Придерживаясь ограничений, совершая молитвы, выхаживая утрени или вечерни, православные приобщаются к доземной жизни Мессии.
Затем идет пост Петра и Павла, который называют Петровым постом. В этот период люди вспоминают о том, как страдали мученики прежде, чем попасть в рай для вечной жизни. Петров пост называют строгим, но на протяжении длительного периода ограничений верующим разрешаются некоторые продукты.
Помимо перечисленных обрядов существуют различные традиции. Некоторые из них стали смесью раннехристианских представлений о вере и языческих обычаев. Например, Пасха до сих пор сочетает разные подходы к празднованию. То же утверждение относится к Радунице или дню почитания усопших. Церковь отрицает традицию приношения еды с виной на могилы. Но многие верующие до сих пор считают это традицией.
Таинство Евхаристии
Суть:
Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.
Библейские основания:
Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит:
Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день
(Ин
6
:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф
26
:26).
История:
После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.
О Таинстве Евхаристии на сайте «Фомы»
Хиротония
Совершать Евхаристию, равно как и другие Таинства, имеют право только священнослужители. Посвящение простого мирянина в священнослужителя называется «хиротонией».
Первообразом священнослужителей были апостолы. В Евангелии сказано, как произошло чудесное насыщение нескольких тысяч людей малым количеством хлебов и рыбы. Это и есть – прообраз Евхаристии, а апостолы здесь играют роль священников.
Хиротония (рукоположение) бывает:
- в чтеца;
- в иподиакона;
- в диакона;
- в иерея;
- в архиерея.
Хиротония совершается выше поставленным церковным лицом, обычно архиереем. Во архиереи рукополагает сам патриарх.
В этом Таинстве дается Благодать священнослужителям пасти стадо Христово.
Таинство Исповеди
Суть:
Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.
Библейские основания:
Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд
10
:10; Пс
50
; 1 Езд
9
; Неем
1
:6, 7; Дан
9
: 4-19, 1 Цар
15
:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься (Мф
3
:6
).
Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь:
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся
(Ин
20
:21-23).
История:
Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.
О Таинстве Исповеди на сайте «Фомы»
Акафист
Во многих храмах и монастырях совершаются в наше время молебные пения с присоединением к ним акафистов. Такая практика получила распространение лишь на территории Русской Православной Церкви и только за последние полтора-два столетия[].
Акафисты представляют собой умилительные церковные произведения. Слово «акафист» греческого происхождения, означает «гимн, при пении которого не сидят», в отличии от «кафизмы». Акафисты довольно просты по своему содержанию и с легкостью запоминаются на слух верующими. (Так, например, акафисты святым составляются по принципу краткого переложения содержания их житий). Именно поэтому число акафистов за последние десятилетия выросло неимоверно. Общее количество текстов акафистов составляет свыше 1200[].
Существуют акафисты Спасителю, Богородице, Ангелу-Хранителю, какому-либо из святых. В уставах, регламентирующих правило, по которому необходимо готовиться к причащению, присутствует акафист (Иисусу Сладчайшему либо Божией Матери). «Частое повторение имени Иисус и имени Божией Матери вводит читающего в живое общение и отношение к Спасителю и Богоматери»[].
Таинство Елеосвящения
Суть:
При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.
Библейские основания:
Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа
многих больных мазали маслом и исцеляли
(Мк
6
:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему
(Иак
5
:14-15).
Важно знать:
Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.
О Таинстве Елеосвящения на сайте «Фомы»
Соборование
Фото: Hrampokrova-vrn.ru
Это Таинство еще называют Елеосвящением. Его совершают в храме или на дому, если человек тяжело болеет. Главная цель Соборования – молитвы об исцелении верующего от физических недугов. Во время Таинства освящается масло, которым помазывают участки тела больного. В это время читают Священное Писание, Апостол и особые молитвы.
Все это требуется повторить семь раз подряд. Соборование получило свое название, так как изначально в Таинстве участвовали семь священников (отсюда соборное действие, то есть совместная молитва). Сейчас церковь не запрещает проводить Таинство одному священнику.
(7 оценок, среднее: 4,43 из 5)
Таинство Священства
Суть:
Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.
Библейские основания:
Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет
2
:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим
3
:2, Тит
1
:7; 1 Пет
2
:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.
История:
Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.
О Таинстве Священства на сайте «Фомы»
Венчание
Низшим церковным чинам (чтецам и иподиаконам) можно вступать в брак, а диаконам, иереям и архиереям нельзя (последние принимают монашество). Человек, принимающий чин диакона или иерея, должен уже состоять в браке или уже никогда не вступать в брак.
Брак в церкви – соединение двух людей противоположного пола по собственному желанию и любви. Таинство называется «венчанием», потому что во время него на головы пары возлагаются венцы, похожие на царские. Это – как бы награда за целомудрие до брака.
После совершения Таинства венчания двое уже считаются мужем и женой. Развод церковью запрещен, поэтому подходить к этому надо со всей серьезностью, выбирая спутника на всю жизнь.
На венчании читаются молитвы о благословении супружеской жизни, успешном чадородии, здравии членов новой семьи, семейном мире и взаимопонимании.
В этом Таинстве людям дается Благодать сохранения семейного мира, рождения и воспитания детей. Брак имеет прообразом союз Христа с Церковью.