Содержание
Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (Мк. 13,11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13, 10; Мк. 16, 15).
Автором Евангелия считается Марк, апостол от 70
Подлинное авторство Евангелия от Марка не установлено. Сведений об авторе само Евангелие не содержит.
В Библии человек с именем Марк упоминаются в нескольких местах:
- Во втором послании к Тимофею:
(2Тим. 4:11)
Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения
- В Деяниях апостолов:
(Деян. 12:12)
И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились
(Деян. 12:25)
А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима [в Антиохию], взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком
(Деян. 15:37)
Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком
- В Послании к колоссянам:
(Колос. 4:10)
Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы
- В Послании к Филимону:
(Филим. 1:23-24)
Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои
5. В Первом послании Петра:
(1 Петра. 5:13)
Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой
Как все эти люди соотносятся друг с другом, один ли это человек или несколько ‒ так до конца и не понятно. Ипполит Римский считал, что это все разные люди. Поздняя церковная традиция, а вслед за ней и современные исследователи, придерживаются мнения, что это все-таки один и тот же человек.
Марка «назначил» евангелистом св. Папий Иерапольский. Выдержки из не дошедших до нас трудов приводит Евсевий Кесарийский:
Марк, истолкователь апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку.
Апостол Марк написал Евангелие и стал первым епископом Александрийским
Собрав все сведения обо всех Марках, получим более или менее связную биографию. Вот ее краткое содержание:
Апостол Марк родился в Иерусалиме. Обратился в христианство. Христос включил его в число 70 апостолов и отправил проповедовать Слово Божье. После Распятия и Воскресения устраивал собрания христиан в своем доме. Был близким сподвижником апостолов Петра и Павла, с Павлом и Варнавой проповедовал на Кипре.
С Кипра вернулся в Иерусалим, потом отправился в Египет и основал в Александрии епископство. Вместе с апостолом Павлом едет в Рим. Во время заточения Павла в Риме пишет Евангелие, а после возвращается в Александрию. В Александрии апостол принял мученическую смерть от рук язычников.
Господь не дал надругаться над своим учеником: язычники хотели сжечь тело, но Господь явил чудо: устроил землетрясение. Язычники в ужасе разбежались, а апостола Марка похоронили как подобает.
Над мощами построили церковь. После завоевания Египта арабами, мощи перевезли в Венецию, где они хранятся и по сей день.
Лев, символ евангелиста Марка, стал гербом Венеции
Особенности
Хотя это Евангелие вообще не говорит ничего нового, кроме того, что мы уже находим у Матфея и Луки, только повторяя это часто в более короткой форме и часто выпуская длинные речи, которые записаны прочими евангелистами, — мы все-таки не можем смотреть на него, как на повторение других Евангелий, так как оно во всем остальном проявляет характер самостоятельного произведения. Множество незначительных подробностей, которые только здесь и встречаются, свидетельствуют о том, что, хотя автор излагает уже существовавшие рассказы о Господе, однако получал сведения от наблюдательного очевидца, обладавшего хорошей памятью. Личность Христа во всех действиях и отношении к окружающему выступает здесь более ярко, чем где-либо. Здесь нам повествуется, что Христос взял за руку тещу Петра и поднял ее (Мк. 1:31), что Он взял бесноватого за руку и поднял его (Мк. 9:27) и т.д. Только здесь написано, что Он «взглянул» на богатого юношу и полюбил его, и что Он «посмотрев вокруг» говорил ученикам Своим (Мк. 10:21,23) и т.д. [1]. Далее, здесь описывается неутомимость Спасителя в Его служении: как Он вставал рано до рассвета, чтобы молиться (Мк. 1:35), как Ему даже некогда было хлеба есть (Мк. 3:20; Мк. 6:31), как Его, утомленного работою, ученики взяли в лодку, где Он спал на корме, на возглавии 4:36 и дал. — все эти подробности мы встречаем только в Евангелии от Марка. Обратите внимание, как Он «дивился неверию» народа (Мк. 6:6), и как Он «глубоко вздохнул» видя их бедственное и жалкое положение (Мк. 7: 34; Мк. 8:12). Слово «тотчас», которое говорит о поспешности и отзывчивости, встречается в этой книге чаще, чем где-либо в других книгах Библии. Смотри Мк. 1:10,12,20,21 и т.д. Во всем Новом Завете оно встречается около 80 раз и из этого числа более 40 раз в Евангелии от Марка. Этими и еще многими подобными чертами Евангелие от Марка имеет целью изобразить Христа, как верного Слугу Божиего, удивительная жизнь и дела Которого послужили основой евангельского повествования. Особенностью Марка является и то, что он называет Иисуса «плотником» (Мк. 6:3).
Глава 1
Читается в неделю перед Просвещением (Крещением) и на третьем часе в навечерие Богоявления (Крещения)
Мк.1:1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
Евангелие
, с греческого языка – благовествование. т. е. радостная весть о пришедшем в мир Искупителе и о устроении Им Своего благодатного царства (См. Мф.3:2 и далее).
Начало Евангелия
. Евангелист Матфей начал свое Евангелие с родословия и истории самого рождения Христова; евангелист же Марк опускает все это и начинает с явления проповеди Предтечи о Христе Спасителе, – с того события, с которого собственно и началось Евангелие, т.е. благовествование о пришедшем Спасителе и Его царстве.
Иисуса Христа
. Иисус – значит Спаситель. Это – имя Сына Божия, Искупителя рода человеческого, нареченное, по повелению Божию, Ангелом еще до рождения Спасителя на земле (Мф.1:21; Лк.1:31). Оно – довольно обыкновенное у евреев и значит: Бог Спаситель или, просто, Спаситель. Для спасения людей от вечной погибели за грехи, которые начались в роде человеческом с грехопадения прародителей в раю, по премудрым Божественным планам, долженствовало сойти с неба на землю, воплотиться и, приняв на Себя грехи рода человеческого, пострадать за них Сыну Божию, второму лицу Пpecвятой Троицы. И вот сей воплотившийся Сын Божий и был назван при рождении
Иисусом
, т. е.
Спасителем
, и еще
Христом
. Христос с греческого значит помазанник, на еврейском
Мессия
(Машиах). У евреев царей, первосвященников, а иногда и пророков, помазывали елеем, почему они и назывались помазанниками. Посредством помазания совершалось посвящение сих лиц, каждого на свое служение, и чрез него обыкновенно сообщались помазуемым особенные дары Божии в помощь к достойному прохождению их служения. Так были помазаны Аарон первосвященник (Исх.28:41), цари Саул и Давид (1Цар.10:1, 16:13), пророк Елисей (3Цар.19:16). Сын Божий назван Meccией или Христом, т. е. помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены дары Св. Духа, как то: святость первосвященника, могущество царя и ведение или знание Пророка. Относительно имени
Иисус
впадают в ошибку и много спорят так называемые наши раскольники, т. е. лица, самовольно отделившиеся от истинной церкви из-за некоторых церковных обрядов. Они учат, что нужно писать и говорить не
Иисус
, а
Исус
. Но именно
Иисус
(Ιησγς) слово греческое или
Иешуа
сокращенное
Иегошуа
слово еврейское и значит Спаситель, а не Исус, такого слова нет в греческом языке. Если написано в некоторых древних книгах
Исус
, так это написано сокращенно, как древле писали нередко. Писали это имя и двумя буквами Ис. (См. Мф.1:1).
Сына Божия
. Евангелист Матфей, писавший свое Евангелие для христиан из иудеев, говорит:
Сына Давидова, Сына Авраамова
, чтобы показать происхождение Спасителя по плоти от праотцов еврейского народа, Марк же, который писал Евангелие для христиан из язычников, говорит:
Сына Божия
, чтобы обратить тем внимание сих христиан на главное лицо своего благовествования, которое есть не простой, хотя бы и великий человек, но Сын Божий, в собственном смысле, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение и Который потому заслуживает полной безусловной веры в Него (Мих.).
Мк.1:2. как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. (Мал.3:1).
Мк.1:3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Ис.40:3).
Пророки
– это особенные, благочестивые люди, в древнем еврейском народе, которых Господь посылал открывать людям Свою волю и исполнял Духом Святым так, что они могли предсказывать будущее (2Пет.1:21).
У пророков
. Евангелист приводит вслед за сим предсказание двух пророков Иудейских Малахии и Исаии.
Се Аз
(вот Я)
посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит
(который приготовит)
путь Твой пред Тобою
. Это – слова пророка Малахии об Иoaнне Предтече (Мал.3:1), их отнес к Предтече Сам Господь Иисус Христос (Мф.11:10). Иоанн именуется Ангелом за его как бы ангельскую, почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание им грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень тем, что своей проповедью и крещением приготовлял иудеев к принятию Мессии.
Глас вопиющего в пустыни
и пр. Это – слова пророка Исаии о Иоанне Крестителе (Ис.40:3), их относит к себе сам Иоанн (Ин.1:23). В этих словах под Господом разумеется Мессия, Иисус Христос, явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти, подобно, например, освобождению иудеев из Вавилонского плена; под вестником – Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший Иудеев к принятию Его, как Царя, Meccии своего. Выражения:
Я посылаю Ангела Моего, который приготовит путь Твой
, и
глас вопиющего в пустыни, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте
(правы творите)
стези
(Ему)
Его
, взяты от обычая, когда царь, предводительствуя войском и находясь в походе, посылал вперед вестников, чтобы объявлять приближение его, приготовлять все нужное для него и устроить дороги.
Приготовьте путь Господу
, т. е. будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Господа – Спасителя;
прямыми сделайте стези Его
, т. е. понимайте закон ветхозаветный не по букве его, а по духу – по внутреннему духовному смыслу его. (См. объяснен. Мф.3:3.).
Мк.1:4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
О явлении и проповеди Предтечи, а также и далее о Крещении Господа Иисуса Христа св. Марк повествует совершенно согласно со св. Матфеем, только короче (Мф.3:1–12). Явился Иоанн, крестя в пустыне
… Иоанн был Предтечей Христовым. Он приготовлял Еврейский народ своей проповедью к принятию Спасителя. О Его явлении и назначении предсказали пророки Исаия (Ис.40:3) и Малахия (Мал.3:1). Самое его зачатие и рождение было предвозвещено отцу его Захарии в храме Архангелом Гавриилом и первое соединено было с немотой отца за неверие Архангелу, а второе – отверстием уст и пророчеством как о Самом Спасителе, так и о Его Предтече, новорожденном сыне Захарии (Лк.1). В младенческих летах Иоанна, как повествуется в предании, когда, спасаясь от преследования избивавшего младенцев в Вифлееме, царя Ирода, мать его Елисавета убежала с ним в пустыню и там скоро умерла, его питал и хранил Ангел. Когда же он достиг тридцатилетнего возраста, – возраста полной зрелости, то ему был голос от Господа начать проповедь о Мессии. Иоанн Предтеча был родственником Христа, – мать его Елисавета приходилась двоюродной сестрой Пресв. Богородицы (Кир. Алекс.), – и шестью месяцами был старше Христа (Лк.1:26). Иоанн был великий подвижник, жил в
пустыне
; там он
проповедовал
, там и
крестил. Крещение
, это – погружение, омовение в воде. У иудеев в некоторых случаях омовение было религиозным обрядом (Исх.19:10; 29:4 и др.) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново посредством погружения в реке, чему предшествовало
исповедание грехов
(Мк.1:5), – оттого оно и называется
крещением покаяния
, – было действием совершенно отличным от обыкновенных иудейских очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира Иисуса Христа. Оно не имело силы отпускать грехи, но указывало только на то, что наступает время, когда Спаситель дарует
отпущение грехов
(Мк.1:1); так что крестившиеся крещением Иоанновым впоследствии должны были креститься крещением Христовым (Деян.19:3–5). Предтеча проповедовал крещение покаяния, пишет блаж. Феофилакт, для того чтобы люди покаялись и, приняв Христа, получили оставление грехов. Иоанн проповедовал и крестил в пустыне. У евангелиста Матфея сказано
в пустыне Иудейской
(Мф.3:1). Такой пустыней называлось в Земле Иудейской, или Палестине, где родился и жил Господь наш Спаситель, пространство в несколько верст на запад от Мертвого моря, пересекаемое горами и несколькими реками. Слово пустыня в Свящ. писании не означает местности, совершенно лишенной жителей, но местность малообитаемую. В пустыне Иорданской были и селения (Мих.). До сих пор еще указывают в нескольких верстах от г. Вифлеема, в дикой местности, пещеру, где жил Иоанн. Предтеча Христов избрал местом для проповеди пустыню, с одной стороны, потому что в городах и селениях могли препятствовать ему фарисеи (о них чит. в объясн. 22 ст.) и другие народные учителя, а с другой потому, что это было удобнее для слушателей, как удаленных от шума и рассеяния (Христ. Чт. 1853 г.). Сама Палестина, иначе называемая Святой землей, находится в Азии, на восточном берегу Средиземного моря. Это – земля, где жил в древности Еврейский народ, от которого по плоти произошел Спаситель. Во времена Христовы Палестина разделялась на 4 части: с правой стороны реки Иордана
Галилею, Самарию
и
Иудею
, и с левой,
Заиорданскую страну
:
Перею
и др. (См. карту Палест.). Вот как описывает один из духовных писателей (Певницкий) явление Предтечи с первой проповедью: „Мы представляем себе стечение народа, в каком-либо месте около Иордана по случаю праздника или по чему-либо другому. Среди беседы пред обществом вдруг является молодой человек, прикрытый епанчой из верблюжьего волоса, подпоясанный кожаным поясом (4 ст.). Суровая аскетическая жизнь его молодому лицу придала сухость и бледность. На челе его следы трудовой сосредоточенной мысли, в его глазах блестит и выражается какое-то особенное оживление и на всем лице ясный отпечаток самоуглубления и решительности. Сильным, высоким голосом он начинает сильную речь к собравшемуся обществу; оно поражается неожиданностью этой речи, поражается и видом человека, Бог весть откуда явившегося и такого необыкновенного по виду. Слова его, полные небесной святости и внутренней энергии, как гром, раздаются пред собранием; и после того, как этого слова не стало, не вдруг приходит в себя пораженное cо6paниe… Новые слова глубоко западают в душу слушающих. Начинают спрашивать: кто этот странный и, по-видимому, великий человек? Желание слушать его растет все больше и больше. Пророчество, давно не слышное в Иудее, проявилось с такой силой, какой не было, говорят, и в устах Илии, и Иоанн делается великим провозвестником и вождем нового направления духовной жизни в Иудейском народе“. Сила слова и духа Иоанна производили впечатление на современные поколения, и потому
выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне и крестились от него в реке Иордане, исповедуя грехи свои
.
Мк.1:5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Вся Иудейская страна
– выражение усиленное: здесь слово
все
употреблено вместо:
многие
или
весьма многие
, так употребляется иногда это слово в Свящ. Писании.
Иерусалимляне
, т. е. жители города Иерусалима. Иерусалим, это – главный город Иудейского царства, в южной части Палестины. Постоянных жителей в нем около времени жизни Христовой считалось до 120,000.
Крещахуся
(крестились)
все во Иордане реке от него. Иордан
– главная река
Палестины
. Иордан берет свое начало в горах Ливанских, на севере от Палестины, и течет почти через всю Палестину от севера к югу, и впадает в Мертвое море. Обыкновенная ширина его– 10 саж., а глубина 7 (см. карту).
Для чувственных Иудеев недостаточно было проповеди о покаянии на словах, нужно было запечатлеть эту проповедь каким-нибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание оставить прежние грехи, и, уверовав в грядущего Мессию, переменить свою жизнь, т. е. что, подобно телесному омовению, обязуются постоянно очищать душу свою от нечистоты греховной. Для этого-то и крестил Иоанн (Тр. л.). Как крестил Иоанн? Он не возливал воду на голову крещаемого, как пишут неправославные иконописцы. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн совершал крещение там, где было много воды; да и самое слово крестить
значить
погружать
, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедовал грехи свои; потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он уверовал в грядущего по нем Мессию, и затем выводил его на берег, где крещенный молился (там же). У Иудеев времен Христовых было убеждение, что крестить будет и Сам Meccия, и Его предтеча (Ин.1:25).
Исповедующе грехи свои
. Исповедание грехов было и в ветхом завете (Лев.16:29–30 и далее Числ.5:7). Оно есть потребность кающегося сердца. Исповедание, как равно и крещение Иоанново, как замечено выше, не имели силы отпускать грехи, так как тогда еще не пострадал Господь Иисус Христос на кресте за грехи рода человеческого. Иоанн проповедовал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т, е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов (Феоф.). (О значении крещения Иоаннова чит. в объясн. ст. 4 и 8). У евангелиста Матфея говорится, что когда Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния, то говорил при этом:
приблизилось царство небесное
(Мф.3:2). Выражения:
царство небесное
и также
царство Божие, царство Христово
часто встречаются в книгах новозаветных, они означают царство Господа Иисуса Христа на земле и на небесах, т. е. 1) так называемое
царство благодати
на земле в церкви Христовой (Мк.9:1), где даруется человеку-грешнику оправдание пред Ботом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги Спасителя Иисуса Христа (ст.1). и 2) как следствие сего,
царство славы
, или блаженство на небесах (Мф.25:34), – первое, как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки (Ис.11:1–10; Иер.31:31, и далее Дан.7:13 и далее). Чтобы Иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только Иудеи предсказание это о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Meccию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив Евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов (Мф.2:3). Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал Свою проповедь словами:
покайтесь, ибо приблизилось царство небесное
(Мф.4:17).
Мк.1:6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
Иоанн носил одежду из верблюжьяго волоса
(бе оболчен власы велблужди). Это был волос длинный, толстый и колючий, из которого в древности делали грубую ткань и ныне на востоке делают одежду для себя бедные люди и монахи.
Ел
(ядый)
акриды
и
мед дикий
(дивий). Под акридами должно разуметь вид саранчи, которая служит очень обыкновенной пищей на востоке у бедных людей. Некоторые, впрочем, думают, что акриды суть верхушки травы, а иные – дикие яблоки (Феоф.). Под диким медом разумеется мед диких пчел, находившийся в изобилии в скалах и дуплах дерев пустыни (Мих.). Мед этот весьма горький на вкус (Афан.). Следовательно, и одежда, и пища у Иоанна Крестителя были подвижнические, и как своими речами напоминал он прор. Исаию, так своей суровой подвижнической жизнью живо напоминал другого древнего великого пророка Илию.
Мк.1:7. И проповедовал говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его;
Мк.1:8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Идет за мною сильнейший меня
(грядет креплий мене), это –
Мессия
Иисус Христос, Богочеловек, на 6 месяцев родившийся и выступивший на проповедь позднее Иоанна Предтечи и Крестителя (Лк.1:26),
Емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог его
(у которого я недостоин, наклонясь, развязать ремень обуви Его). На востоке по причине жары не носили такой обуви, какую мы носим, но, чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, или от горячего песка и т. п. привязывали к подошве ноги дощечку, называемую сандалией. Сандалии делались и из дерева, и из кожи. При входе в дом сандалии обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали. Снимать и надевать их было делом низших служителей. Слова Иоанна:
я недостоин
и пр. означают смирение, унижение его перед Иисусом Христом. Он считает себя недостойным быть последним слугой Господа.
Я крестил вас
(аз крестих, вы)
водою,
т. е. погружал в воду для обозначения доброй перемены в мыслях и жизни, так как крещение Иоанново не давало благодати Божией, как крещение Христово.
А Он будет крестить
(той же крестит)
Духом Святым
. Крещение Христово будет Духом Святым, это означает, что оно будет иметь внутреннее действие Духа Святого на душу крещаемаго, – очищать ее от грехов по силе крестных заслуг Христовых (Ин.3:5) и возрождать в жизнь святую, спасительную. В этом-то и состоит отличие крещения Христова от Иоаннова. Поэтому-то и необходимо было для крестившихся Иоанновым крещением снова креститься Христовым (чит. объясн. 4 ст.). Крещение Иоанново, как и служение его, было подготовительным.